Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права.
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
За землю и волю, за лучшую долю. Правовые расследования РАПСИ | Крестьянский бунт в 1861 г. был спровоцирован крестьянином А. Петровым, проживавшим в с. Бездна. |
Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию | Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. |
Спасский район отметил 160-летний юбилей Бездненскому восстанию | «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. |
Бездненские волнения | БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). |
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»
После реформ: Народ и реформы // Николай Троицкий | выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. |
Отмена крепостного права | Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). |
21. Крестьянское движение весной 1861 года. Расстрел Кандиевского и Бездненского восстаний | Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. |
Бездненское восстание 1861 г.
Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861.
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения | Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом. |
4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания | В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. |
Волнения в селе | Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. |
Вы точно человек?
Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Например, профессор университета Щапов завершил свое выступление лозунгом: "Да здравствует демократическая конституция!". К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину.
Бездненские волнения
Много ли было избрано миром «новых начальников»? Сказать точно нельзя, но не менее двух десятков. В чем же должна была состоять их основная функция? Антон Петров достаточно четко представлял себе это. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу… и чтобы не давать им [приходящим крестьянам] расходиться». С теми обязанностями, которые были возложены на «новых начальников», они успешно справлялись. Избранный сотником Николай Иванов «собирал народ на сходку к дому Антона Петрова», Лаврентий Матвеев посылал крестьян созывать народ в Бездну.
Реакция на события[ ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей.
Даже казанский военный губернатор в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862.
В Кандеевке собирается до 10 тыс. Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу. Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,- рассказывает подпоручик Худеков. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек. После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением1. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек - розгами2. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г. Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6 тыс. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы - трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты. Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4. В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство. Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой. Значительная часть войск, как указывалось выше, находилась в непрерывном движении, переходя для экзекуции из одних населенных пунктов в другие. Определить количество деревень, в которых волнения были подавлены войсками, также не представляется возможным.
Цветки 1—8 крупные различной окраски. Растения некоторых видов цветут поздней осенью, плоды же коробочки приносят следующей весной отсюда и название. Около 60 видов, главным образом в странах Средиземноморья, в Иране и на В. В семенах и клубнелуковицах Б. Большая Советская энциклопедия Бездействие преступное разновидность преступного деяния, форма общественно опасного и противоправного поведения, характеризующаяся тем, что виновный не совершает того общественно полезного действия, которое он мог и должен был совершить в силу закона, своих профессиональных обязанностей или своего предшествующего поведения. Одна из форм т. Длящегося преступления. Большая Советская энциклопедия Бездымный порох метательное взрывчатое вещество См. Взрывчатые вещества , основным компонентом которого является пластифицированная тем или иным органическим растворителем нитроцеллюлоза см. Нитраты целлюлозы. Изготовляется в виде так называемых пороховых элементов — пластинок, лент, зёрен, трубок и др. Спускается от вершин Шхара 5058 м и Джангитау 5049 м до высоты 2000 м. Площадь фирнового бассейна 33,4 км2, языка 7,2 км2. Язык ледника длиной до 9 км почти сплошь покрыт мореной.
Волнения в селе
Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы. Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах.
Бородко; отв. Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян. Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян. Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков.
Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год. Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму. При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было. По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его. Указ Александра III в 1881 г. Уставные грамоты — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» от 19 февраля 1861 г. Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй. Мировой посредник — должность, учреждённая «Положениями» от 19 февраля 1861 г.
Обычно мировых посредников назначали из местных дворян. Отрезки — часть крестьянских наделов, которые согласно условиям реформы 1861 г. Выкупные платежи — сумма выкупа за землю, которую выплачивали крестьяне по условиям реформы 1861 г. Отношение к реформе Крепостные крестьяне к 1861 г. В результате реформы они стали свободными людьми, которые могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Но значительная часть крестьян была неудовлетворена содержанием реформы. Реформа отменила крепостное право, но свобода и гражданские права крестьян были ограничены привязанностью к общине и временнообязанным положением. За землю крестьяне должны были заплатить большой выкуп и попадали в долговую зависимость от государства.
Деревня выходила из-под власти помещика, но в новой системе управления сохранялись некоторые сословные ограничения: особый крестьянский волостной суд, телесные наказания для крестьян, отменённые для всего остального населения страны. Обманутые надежды на полную волю привели к взрыву крестьянского протеста. За первые пять месяцев 1861 г. Наибольшую известность получили восстания в селе Бездна Казанской губернии и в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии. Началом Бездненских волнений стало выступление крестьянина Антона Петрова. Он говорил, что в «настоящем» царском манифесте объявлялось о передаче крестьянам всех помещичьих земель и прекращении всех повинностей в пользу помещиков. В протестных действиях приняли участие крестьяне 75 сёл и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний. Основными методами борьбы стал отказ от выполнения барщины, государственных повинностей, захват помещичьей собственности, в частности запасов хлеба.
Общее число жертв убитыми и ранеными по разным данным составило от 128 до 350 человек. Антон Петров был арестован и расстрелян по приговору военно-полевого суда. Иван Владимиров Кандиевское восстание развивалось по похожему сценарию, но его участники действовали более радикально. Крестьянин села Высокое Леонтий Егорцев выдал себя за великого князя Константина Павловича и призвал к физической расправе над помещиками и чиновниками, «подменившими» царский манифест. Вооружённые косами и копьями крестьяне дали отпор воинским частям. Но силы были неравны, и 18 апреля восстание было подавлено в его центре — селе Кандиевка. Жёсткие расправы над крестьянами в свою очередь также вызвали протесты. Прежде всего это относилось к Бездненским волнениям, где крестьяне выступали без оружия.
Известно о демонстративной панихиде, которую устроили по жертвам бездненского расстрела студенты Казанского университета и Казанской духовной академии. В то же время местные дворяне-землевладельцы выражали удовлетворение действиями властей. Адъютант казанского губернатора так писал об этом в письме: «Радости их при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало». Крестьянская реформа была проведена с учётом интересов помещиков. Они утратили бесплатные рабочие руки, но это компенсировалось достаточно длительным периодом временнообязанного положения крестьян. Кроме того, они получали значительную сумму в качестве выкупа за землю. Это давало время и возможность перестроить своё хозяйство в соответствии с новыми условиями. Но далеко не все смогли это сделать.
Землевладельцы расходовали полученные деньги непроизводительно, на роскошную жизнь: дорогие развлечения, поездки за границу. Помещики влезали в долги и закладывали земли в банк. Выкупить их многие не могли, хотя Дворянский банк, созданный специально для поддержки помещичьего землевладения, выдавал ссуды под льготные проценты. Максимов Дискуссии по вопросу о необходимости и значении Крестьянской реформы 1861 г. Можно выделить несколько подходов.
Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости». Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы.
Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c? Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] как он писал с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь]. Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него: — M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? Дурные, полковник? Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, — именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор — потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее. Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами. Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо. А сейчас давайте погрузимся в историю, которой и посвятим большую часть сегодняшней программы.
И первым делом я предлагаю вспомнить о дате, которая как-то незаметно прошла в наших календарях. А между тем, для России с ее вечной темой земли и революции она более чем значимая. В марте исполнилось 155 лет отмене крепостного права в стране императором-освободителем Александром вторым. Но ничего опять же что связано с земельным вопросом не проходит в перенасыщенной землей стране просто. И уже вслед за манифестом царя последовала волна крестьянских бунтов всех мастей. Освобожденные по разному трактовали свои права и свободы. Одни вовсе не желали перемен, ибо у нас бесхозный крестьянин столь же потерян и напуган, что и закрепощенный.
Иные видели в реформах обман, несправедливость, желали большего и считали возможные выгоды от разных дат. Диляра Юсупова отправилась по следам забытого восстания в село, что носит сейчас имя Антонова - зачинщика того бунта, нашла даже его потомков и готова раскрыть нам одну из страниц извечной российской истории под названием "Земля - крестьянам! Отличники школы всё знают про историю самого здания, где учатся и места, где живут. На словах. Имение Мусина-Пушкина, исторические события 19 века. И вот небольшой уголок мини-музея - об истории, что и сделала этот маленький посёлок на глубинке Татарстана таким уникальным. Не случайно о событиях тех лет не было снято ни одного фильма.
Публикации появились только в середине 20 века, имели весьма небольшой тираж. Известность событие получило позже - в советское время битва на Бездне все-таки вошла в учебники по истории. Причем, правильнее говорить Без Дна, с ударением на последний слог. Река в действительности была бездонной, измерить ее глубину не могут до сих пор. Водоем оставался главной достопримечательностью поселка до событий, что произошли уже на ее берегу. Историки это место обходят стороной. Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне.
Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений , истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей". В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем. После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю? Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу. Был крепостной, а стал свободный должник.
Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам. Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля". Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.
Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев. Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села". Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови. Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины. Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова. Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно. Бунтовщиков все же заставили платить. За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах. А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей. Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века. Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Объективно оно означало борьбу за ликвидацию феодально-крепостнических отношений. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской1. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае - в 32. Это был период наибольшего подъема крестьянского движения. Как указывал П. Валуев в своей записке «О положении крестьянского дела в начале сентября 1861 года», «промежуток времени между обнародованием Положений и введением в действие мировых посредников т. Для того чтобы представить себе тот размах, который приняло движение в этот период, необходимо остановиться на вопросе о количестве войск, привлекавшихся к подавлению крестьянских волнений, на основе обработки нами данных Департамента Генерального штаба, состоящих из донесений в Военное министерство как командиров частей и соединений, так и местной администраций. Несмотря на эту весьма внушительную цифру, составлявшую существенную часть общего количества полевых войск, она является далеко не полной. По-видимому, часть донесений либо вовсе не сохранилась, либо она отложилась в других фондах, так как они писались на имя разных лиц: императора, военного министра, генерал-квартирмейстера1. Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства - жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.
В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то», он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков. Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч.
16 апреля 1861 в Казани состоялась Куртинская панихида
Антон Петров достаточно четко представлял себе это. Позже, в военно-полевом суде, он показал: «Чтобы больше привлечь крестьян к себе, я предложил миру избрать новых сотских и посылал их с другими крестьянами по разным деревням собирать крестьян слушать свободу… и чтобы не давать им [приходящим крестьянам] расходиться». С теми обязанностями, которые были возложены на «новых начальников», они успешно справлялись. Избранный сотником Николай Иванов «собирал народ на сходку к дому Антона Петрова», Лаврентий Матвеев посылал крестьян созывать народ в Бездну. Избранные по совету Антона Петрова «сотские ездили по деревне и запрещали крестьянам ходить в церковь». Одним словом, следственные материалы показывают активную деятельность вновь избранных начальников.
Император следует своему обещанию: «Мы положили в сердце своём обет обнимать Нашею Царскою Любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и сословия…» То, чего думающие русские люди жаждали целое столетие, сделано! Александр Иванович Герцен пишет из-за границы о царе: «Его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Это ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут… Мы приветствуем его имя освободителя!
Wikimedia Commons Не зря Герцен радуется. Русский крестьянин наконец-то получил волю. Хотя… не совсем. Иначе зачем готовить розги и вводить в столицу войска? Землю крестьянам? Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений. Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось два года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями. Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния.
Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину? Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении». Министр внутренних дел П. Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. Историк П.
Выход на барщину, плата оброка - все это явно не входило в представление народа о «воле». Появились слухи о «новой воле», которая должна была появиться, по мнению крестьян, в феврале 63 г. Сам император Александр в своем обращении к народу писал: «Трудитесь, работайте, будьте послушны властям и помещикам». Эти слова были малоэффективны в условиях тотальной подчиненности крестьян местным чиновникам. Объявление манифеста, по селам и деревням Казанской губернии, не вызвало значительных волнений. Двадцать четвертого марта, то есть через 13 дней после обнародования манифеста, губернатор доносил в Министерство внутренних дел, что в одном из имений, после прочтения манифеста, крестьяне отказались ехать с поводами, а в другом имении крестьяне не выходили на барщину два дня. Крестьяне просто не могли поверить, что именно император инициировал такую реформу. За тем, чтобы крестьяне, освобожденные из крепостной зависимости, повиновались поставленным властям и исполняли все справедливые требования; 2. Чтобы приняты были все меры к предупреждению неправильных превратных толкований; 3. Чтобы в случае беспорядков и неповиновения, не согласного со смыслом высочайше утвержденных положений, принимаемы были быстрые и действительные меры к прекращению оных в самом начале» Крестьяне были глубоко убеждены, что земля, сотворенная Богом, должна принадлежать тем, кто трудится. Помещики не трудятся на земле и никого права на владение ей не имеют. Труженик — крестьян — вот ее настоящий владелец. Поэтому и манифест воспринимался ими ненастоящая воля. И одним из ответов народа на результаты «свободы» стало движение Антона Петрова. Село Бездна расположено в семи километрах от моего родного села Иж-Борискино. Бездна — это река, по обоим берегам - сельские дома и сады. В нескольких местах речку запруживают плотины, которые были сооружены дворовыми крестьянами по приказу помещика в прошлом веке. В название реки Бездна местные жители делают ударение на последнем слоге. Река и дала название самому селу, ставшему Антоновкой только в советские времена, но снискавшему славу гораздо раньше, ведь редко кто не знает, что именно здесь произошло знаменитое бездненское восстание под предводительством Антона Петрова, скромная могила которого находится за околицей, на самом выезде. Когда-то при въезде в Бездну установлена виселица. Она была из числа тех, что сооружались в тех селах, жители которых принимали участие в пугачевском бунте. Так что побунтовать здешние крестьяне любили еще задолго до александровских реформ. Есть даже предание, что жители участвовали и в разинском бунте. Таким образом, у крестьян реформа вызвала отрицательную реакцию, начались волнения и содержание объявленной «воли» глубоко разочаровало крестьян. Крестьяне села Болховки, которое находился вблизи села Бездна, получив «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», оказались в затруднении, так как среди них не было грамотного человека. Поэтому они отправились в бездну и просили управляющего Павла Родионова отпустить к ним Антона. Ничего утешительного для себя крестьяне с. Болховки из « Положения» не вычитали. Антон Петров им разъяснил о необходимости работать на помещика сорок дней в год; о воле ничего не говорил. Такие же споры происходили в самой Бездне. Вот, что пишет очевидец восстания дворянин Н. Крылов: «…В селе Бездне какой-то старовер Антон Петров в «Положении» доискался истинной воли, которую до него, хотя и немногие видели, но никто не мог понять. Именно, в « Положении», где напечатано « образец уставной грамоты», написано: « дворовых 00, крестьян 00, земли 00»и т. Эти нули Антона не привели в смущение, он растолковал, что это есть истинная воля и запечатана она крестом св. А крест св. Это, говорит, и есть крест св. Анны, которым потайным образом запечатана истинная воля. Сидит Антон в избе в Бездне, смотрит на эти нули, читает без запинки: « Помещичьи земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им — ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Поведение Антона Петрова и окружающих его крестьян резко изменилось; они перестали обращаться за разъяснением к представителям местных властей, стремясь понять суть « Положения» самостоятельно. Антон Петров, читая « Положение», объяснял его так, как ему хотелось и как хотелось крестьянам. Показания Антона Петрова военно-полевому суду по этому вопросу записаны так: « Читавши его, и не знал хорошо грамоты, не правильно растолковал первую статью уставной грамоты, где сказано: из них отпускаются после ревизии на волю 00». Приняв эту часть « Положения», как подтверждения объявления воли крестьянам, Антон стремился сплотить вокруг себя как можно больше безднинских крестьян. Он не забыл и болховских, к которым отправился вечером 4-го апреля, и сказал: « чтобы они всем миром шли в Бездну, потому что он открыл им там волю». Все, что впоследствии говорил Антон Петров крестьянам, ни в какой степени не может быть расценено, как «толкование» им действительного содержания закона об отмене крепостного права. Толковал, что вся земля принадлежат крестьянам, а помещикам остается только одна треть».
Бездне, Казанской губернии, 2 казанской панихиды по убитым в с. Бездне крестьянам и 3 А. Щапова, общественного деятеля и преподавателя русской истории в Казанском университете. Силен в них и местный колорит; тем не менее это не лишает их значения общего, так как своим содержанием они обнимают явления всероссийского масштаба. Научная литература давно уже оценила события в с. Бездне как одно из самых ярких проявлений крестьянской борьбы в России в 60-х годах прошлого столетия; равным образом и личность А. Щапова, особенно в наше время, ставится на ряду с выдающимися деятелями России той эпохи. Это и дает нам полное основание объединить результаты наших архивных разысканий летом 1926 года под вышеуказанным заглавием. Богатое собрание исторических источников — архив III отделения канцелярии его величества заключает в себе и дело бакалавра казанской духовной Академии А. Это "дело" состоит из собственноручных бумаг Щапова и подлинных материалов тех учреждений и лиц, которые были творцами этого дела. Материал рисует нам 1 ту социально-политическую обстановку, в которой находился Щапов в Казани, и ту классовую борьбу, в которой были слишком на виду "возмутительные" действия преподавателя Казанского университета; 2 эти же материалы рисуют нам вполне отчетливо и взгляды Щапова на злободневные вопросы социально-политической действительности. Материалы первой группы чрезвычайно удачно дополняют "Воспоминания" мирового посредника Крылова, которые положены в основу освещения событий в с. Бездне в исследовании Игнатович, и архивные материалы Государственного Совета, изученные Попельницким. Деятельность казанского губернского комитета об улучшении быта крестьян известна уже из "заключения" губернатора Козлянинова на проект, в котором устанавливается, что крестьяне попадут в условия "стеснительнее прежнего", которые могут только "расстроить, а не улучшить их быт", что крестьянин будет работать на помещика "более прежнего". Тот же Козлянинов в приводимом нами письме дает прекрасное обоснование этих тенденций дворянства: "совершенное отсутствие сочувствия к освобождению крестьян, так как большинство дворян, устроившее службой свое состояние", — "самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние". Дворянство было "в неприязненном положении к ученому сословию, чиновничьему и купеческому", а вместе с тем и к крестьянству. Собещанский, чиновник особых поручений Мин. Между тем ожидания крестьянства простирались на помещичьи земли и леса, господские выпуски и выгоны и даже на хлеб в господских амбарах. Столкновение казалось неизбежным. И оно началось прежде всего расправами, экзекуциями и ссылками крестьян, о чем красноречиво повествует приводимое нами "донесение полковника Ларионова". Интересные для историка детали в освещении безднинского расстрела и казанской панихиды вносят бумаги Козлянинова и Собещанского, противопоставляя и подчеркивая взглядам дворянства взгляды общества и крестьянства, даже с некоторой долей предпочтения последним перед первыми в целях охранения государственного правопорядка и общественного спокойствия.
После реформ: Народ и реформы
Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года. Восстание крестьян в селе бездна. из бездны — в колхоз, из колхоза — в рыночную бездну. На волжском дне. После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Выступление крестьян в селе бездна. Главная» Новости» Крестьянские выступления.
Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания
Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii.
4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания
Сейчас на месте, где стоял его дом, стоит памятная плита. Место расстрела хорошо видно с дороги, рядом с подстанцией, там стоит надгробие с его портретом. В центре села стоит памятник Антону Петрову. И дети, и взрослые хорошо знают, чей это памятник, в память о каких событиях он поставлен на этом месте. Уже после революции село Бездна переименовали в Антоновку, так оно называется и поныне. Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа Подписывайтесь на нас в соцсетях:.
Да, строили раньше на совесть, на века. На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, - для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки - староверы - отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие. Директор Антоновской школы Татьяна Королева, кстати, по образованию историк и прекрасный краевед, переживает, что графская усадьба не приспособлена для учебных целей. Здесь нет спортзала, столовой, в классных комнатах маловато света, удобства, как говорится, во дворе. Директор мечтает о новой типовой школе. Но вместе с тем понимает: если они отсюда уйдут, историческое здание придет в запустение. Видимо, нужно находить другое решение. Например, не строить новую школу, а попытаться реконструировать старинный особняк таким образом, чтобы и его классические черты сохранить, и чтобы он стал отвечать современным требованиям. Нельзя уводить детей из обжитого места, где воспитывают сами стены, хранящие дух вековой истории. Слух об этом распространился по окрестным деревням с необыкновенной быстротой. В Бездну к Петрову стекалось множество крестьян. В ряде поместий начались отказы крестьян от выполнения господских нарядов. Жалобы помещиков и управляющих на "взбунтовавшихся" крестьян подняли на ноги все начальство. Уговоры и разъяснения исправника и становых приставов не имели никакого успеха. В Бездну были направлены войска под командой присланного из Петербурга графа Апраксина. Крестьяне выслали навстречу войскам стариков с хлебом-солью, но выдать Антона Петрова отказались. Солдаты начали расстрел безоружной и мирной толпы. Антон, неся перед собой "Положение", сам вышел к солдатам. Он был арестован и вскоре судим военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено. Жесточайшая и бессмысленная расправа терроризировала крестьянство, волнения прекратились, однако события в Бездне имели ряд далеко идущих политических следствий. Ближайшим следствием этих событий явилась "Куртинская панихида", отслуженная в Казани студентами по "невинно убиенным". С этого момента "академические" волнения студенчества превратились в политические. Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна. С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя". Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства. Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства: "С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах. Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей". Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина. Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно. Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду. Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А. Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе. Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям. Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно. Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей. Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну? Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую».
Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х - он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Но это не была еще сама буря. Буря - это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах. Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории; - учится понимать, что беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы; - учится определению роли разных классов в русской и международной революции. Обогащенный этими уроками, пролетариат пробьет себе дорогу к свободному союзу с социалистическими рабочими всех стран, раздавив ту гадину, царскую монархию, против которой Герцен первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом.
По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. Студенты Казани в 1861 г. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве. В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. С июля 1861 г. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. В конце 1861 г. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым. Назовите основные реформы в 1860-1879-х годов и дайте им характеристику К середине XIX в. Центральная проблема крестьянской реформы -- это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Вместе с другими реформами 60--70-х гг. Была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления земские собрания, земские управы. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти. Вслед за земской реформой последовала реформа городская 1870. В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа 1864. Новые судебные уставы утвердили относительную независимость судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Университетская реформа 1863 расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы. Реформа печати 1865 отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики. Школьная реформа 1864 предусматривала строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения. В 1861 г. В 1874 г. Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот напишите, когда он завершился в России ; пореформенный период ; модернизация, концессия; иностранный капитал Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот напишите, когда он завершился в России ; пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал. Промышленный переворот- качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. Промышленный переворот завершился в 60-80-е годы 19 века. Пореформенный период- Эволюция социальной структуры российского общества после отмены крепостного права.