Новости Деревень. Многие хотят переехать в деревню, но деревню убивает государство.
Как переехать из города в деревню
Когда Михаил заявил, что переезжает жить в деревню, знакомые покрутили пальцем у виска, мать расплакалась, а отец сурово промолчал. Канал о жизни в деревне Беларуси и о восстановлении старого деревенского дома. Новости из деревни Юг, Краснодарский край, Деревня, Текст, Длиннопост. Наша семья состоящая из четырёх человек, некоторое время назад приобрела дом в одной из белорусских деревень.
Деревни в глубинке России. Трактор вместо скорой. Интервью с местными жителями. Русская деревня
Для этого Хайруллин строит в деревне новые дома, которые будут в течение двух лет сдаваться безвозмездно. В деревню Ручки Максатихинского района Тверской области съехались более семисот молодых активных людей со всей страны. Впечатление деревня производит сразу – разноцветные, аккуратные домики, ухоженные дворы, заброшенных почти нет, что для сегодняшней деревни исключительная редкость. Корреспондент АСИ отправился в поездку вместе с фондом и подопечными «Дома друзей», чтобы понять, как все-таки выбрать деревню на жительство.
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
Корреспондент АСИ отправился в поездку вместе с фондом и подопечными «Дома друзей», чтобы понять, как все-таки выбрать деревню на жительство. Со второй попытки дом бабушки в деревне Торнаяз мы привели в относительно жилое состояние, сделав к нему пристройку, которую было легче прогреть. Деревня без прикрас и Огород мечты 2023. Корреспондент АСИ отправился в поездку вместе с фондом и подопечными «Дома друзей», чтобы понять, как все-таки выбрать деревню на жительство. Это единственная на Русском Севере деревня, которая ни разу не перестраивалась на протяжении почти пяти веков. Со второй попытки дом бабушки в деревне Торнаяз мы привели в относительно жилое состояние, сделав к нему пристройку, которую было легче прогреть.
О нас, переезд из города в деревню
Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых деревень и городков России. В деревне Загарино Барышского района местные жители указали путь до Языковки. До самой деревни пришлось идти пешком примерно пять километров. Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу. Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов. Лера Завьялова и Александр Морозов устали от безумных московских цен, плохой экологии и вечного стресса и решились на радикальный шаг — переехать в деревню в Рязанской области.
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Семья объясняет это тем, что у них всего 4 коровы, доход от них есть, но не такой большой. На самом деле все не так, на этом вообще никак не выживешь, абсурд просто. Если иметь от десяти коров, это будет бизнес. Мечта В будущем семья хотела бы заниматься любимым делом и принимать гостей в своем контактном мини-зоопарке. Они видели их только на картинках, но чтобы потрогать нос и погладить — не у всех есть такая возможность. Нам бы хотелось к этому прийти. Но нам это нравится, наш отдых — это общаться и находиться рядом с животными.
Ваш заказ не отменят, а сроки доставки не перенесут. Быстрая и удобная доставка. Вы можете рассчитывать на точную доставку в выбранное вами узкое временное окно по всей стране. Доставка будет бесплатной для вас при стоимости заказа от 100 р.
Впереди маячило 15 лет ипотеки, которую, скорее всего, нам бы не дали. Наверное, это и был настоящий кризис. Завели собаку, кота, цыпленка и кролика.
Оказалось, что в селе можно прожить на пособие для многодетной семьи, правда, московское. А чтобы хватало не только на хлеб, открыли свою маленькую мастерскую по ремонту телефонов. Фото: Фото: из личного архива «Поначалу мы многое не умели и не понимали» Мы с мужем родились и выросли в Москве и толком не представляли, куда едем. Уже через неделю поняли, степь — это вам не юг, а суровая земля с жестокими ветрами и засухами. Старый каменный дом пришлось приводить в чувство: наладить водопровод, поменять проводку, поправить печь, перебелить стены. Бывало, что ничего вообще не получалось — ломалась техника, все летело одно за другим. А чему-то, наоборот, руки радовались.
Мажешь стену глиняной штукатуркой, а она «поет» на ладонях, и такое это приятное ощущение, и мысли сразу чистые, и чувствуешь себя творцом. Вырастить что-то в зоне рискованного земледелия — это и спорт, и огромный простор для творчества. Сейчас мы обустраиваем питомник для лесных растений, закладываем сады и виноградники, изучаем технологии органического земледелия и пермакультуры. Во-вторых, осваиваем ремесла: лепим из самана и строим из камня, плетем из лозы и травы, делаем мебель, расписываем. В-третьих, дети получили долгожданную свободу лазать по деревьям, купаться в соломе и песке, ходить друг к другу в гости, не боясь машин. А главное — они получили родителей. Мы можем вместе заниматься простыми и понятными делами — сажать, поливать, топить печку, готовить на огне.
Даже в садик и в школу можно не ходить — для семейного образования есть все условия. В-четвертых, едим свежайшие натуральные продукты: молочку из-под коровы, овощи и фрукты из огорода, по качеству и ценам не сравнимые с магазинными, сами печем хлеб в печи.
Как президент поздравил по московскому времени, так и спать уложился. Тяжело ему одному хозяйство вести. Третья убежала от такой жизни. Чтобы добраться к Викторычу, мне пришлось напроситься в экипаж к пожарным.
Их шеф Хамзя Аширов как раз собирался проверить печное отопление в Языковке. На своем личном "уазике" между прочим. Тушат пять пожаров в год. А больше и не бывает. Спасибо пожарным и главе сельского поселения Наталье Вилковой. Я бы тут на лыжах и за месяц не добрался.
Или волки съели. Наш "уазик", который рыл снег с ревом бизона, услышали издалека. Пират и Чайка закружились от предвкушения новых запахов, а сам хозяин вышел на крыльцо. Вот он, пенсионер Геннадий Никифоров, - скромный, улыбчивый. Только нос наперекосяк: говорят, в молодости сильно дрался. После того как собаки отлаялись, мы пробрались в горницу.
У пенсионера оказалось аж три печи: русская, голландская и длинная, как труба. В двух горел огонь. В русской греются коты, а потом все в саже приходят в постель к Викторычу. Вот он и не топит ее из гигиены. Зато в двух других весело потрескивали головешки. В "зале" стоял велосипед - как средство коммуникации с внешним миром.
Но только в летнее время. Чего тут: до продмага 12 километров. А возле телевизора под елкой коробки с лекарствами. Я грешным делом подумал, что неплохо бы отшельнику поллитровочку прихватить. Он не пьет! У него давление!
Я бы принял. Ты услышал меня, Хамзя? Тут и глухослепонемой услышит.
Наверное, все это благодаря свежему воздуху и возможности купить продукты у фермера, только что подоившего корову. Кроме того, всегда комфортнее находиться вокруг соразмерных тебе зданий, среди малоэтажной застройки и простора, где на тебя ничего не давит. Но еще важнее — привычное для тебя сообщество вокруг. В деревнях уклад жизни и менталитет не хуже и не лучше городского — просто совсем другие. Попадая в эту среду, через пару месяцев ты начинаешь ощущать одиночество, сильную и давящую изоляцию. Это напоминает замкнутый круг: сообщество не появляется, так как жить в селе все еще неудобно, а удобнее не становится, потому что объем аудитории, способной катализировать качественные улучшения в селе, пока мизерный.
А цены на посуточную и длительную аренду резко выросли: домик без отопления и туалета под Петербургом можно снять за 50 тысяч рублей. Поэтому в первую очередь в селах нужно закрывать базовые потребности людей. Например, чтобы человек мог пройти по дороге, не споткнуться и не упасть в отстойник. А на улице было светло и безопасно и для взрослого, и для ребенка. Гузель: Отток людей из деревень — общемировая проблема, и российские реалии ей соответствуют. При этом я наблюдаю и обратную тенденцию: многим людям, которые родились в селах, становится сложно жить в городе на небольшую зарплату и конкурировать за рабочие места с горожанами, поэтому они возвращаются в деревни. Среда, подходящая для переезда, уже есть, но нужна минимальная инфраструктура: электричество и дороги. А дальше все упирается в вопрос «что делать? В деревне должна быть работа для населения, тогда она сможет развиваться и людям не придется переезжать в город за комфортными условиями.
Поэтому в вопросах развития я бы ориентировалась на тех, кто уже живет в деревнях. В последнее время есть тренд на переезд в небольшие населенные пункты, но у городских планка «куда переехать» гораздо выше, чем у людей, которые уже живут на этих территориях. Всегда есть ощущение, что город и деревня — два разных мира. Горожане живут в одном темпе, деревенские — в другом. И проблемы у них тоже разные. Почему нельзя навязывать местным изменения Гузель: Развитие территорий — сложный многосоставный процесс, и заниматься им, сидя в городе, невозможно и нечестно по отношению к деревне. Мы придумываем проекты по развитию Малого Турыша совместно с местными и исходя из их запросов. Очень много активистов считают: «Сейчас я сделаю концепцию развития территории, и она полетит». Но если просто так приехать в татарскую деревню и начать строить лавочки, местные покрутят пальцем у виска и не будут участвовать в процессе.
Неимоверно важно иметь связь и корни с местом, которое вы хотите развивать. Иначе можно стать варягом, которому никто не поверит. Выстраивание доверия — сложный процесс: люди давно живут в безверии и с ощущением, что все пытаются их обмануть. Надежда: Важная вещь, которую хочется донести, — только местные жители могут привлечь людей к развитию села своим живым интересом. Нет внешнего специалиста, который приедет и сделает их жизнь раем, спасет деревню, село или городок. Развитие же начнется, когда тетя Галя скажет: «Ребята, сколько можно так жить? А после нее придет тетя Люба с подобным запросом, они объединятся, приедет специалист из города, у которого родня жила в этом селе, — и все это станет общим делом. Роль специалиста из столицы заключается в том, чтобы корректно услышать этих людей и помочь решить запрос инструментарием, который селу пока недоступен, но имеется в городе. А если нужно чему-то обучать людей на месте — то делать и это.
НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. ИЗ ГОРОДА В ДЕРЕВНЮ 631 серия
Сцены из деревенской жизни Навстречу Вербному воскресенью: как живёт деревня в ожидании чуда. Но, оказалось, в деревне хорошо развит бартерный обмен товарами и услугами. Переезд из города в деревню — опыт одной семьи.
В Тюменской области эвакуируют жителей деревни, где прорвало дамбу. Фоторепортаж
То есть предпочтения налицо, перевес - в сторону города. Впору сокрушаться — безлюдеет провинция. Однако, у этого явления, считает мой собеседник, директор Кириковской школы Олег Ивченко, искусственные корни. Это клише создавалось еще нашими предками. Одно поколение сменяло другое, и снова отец говорил сыну — любыми правдами и неправдами пробивайся в город, там лучше, перспективнее. А чем-лучше-то? И почему непременно каждый должен в городе жить и строить свою карьеру среди небоскребов? Именно в эту пору наши граждане стали жить в рыночных отношениях, изменения коснулись и культурно-нравственной сферы. Помните, в кино, в музыке, с экранов телевизоров стали появляться супергерои, отличающиеся от романтиков прошлых лет грубостью, напористостью, вседозволенностью и т. Появился лозунг «Круто быть крутым!
Позиция многих «А что делать в деревне? Навоз кидать? Снег чистить? Печку топить? Что в итоге получилось? К концу 90-ых годов народ вместо того, чтобы понять - и в деревне можно жить, и деньги зарабатывать — ломанулся по прямой: в город! А стереотип, что в деревне остались жить неудачники и недочеловеки, только усиливался и становился частью российского менталитета. Посмотрите, до чего дело дошло? Сегодня каждый второй, если не первый житель деревни имеет квартиру в городе.
А если ты ее до сих пор не купил - не человек! Я считаю, под удар стереотипа попали неплохие в целом деревни Пировского округа — Бушуй, Солоуха… В конкретно взятой школе, Кириковской, мы попытались было в 2015 году принять стратегию развития образования с уклоном на то, чтобы дети оставались жить и работать в территории, по принципу, где родился, там и пригодился.
Если у человека жизнь не удалась и он вдруг увидел, что можно получить дом даром, без усилий, — мы таких даже не приглашаем смотреть. На первом этапе я хочу, чтобы приехали люди, которые создадут рабочие места.
У человека должно быть что-то за душой. Если у человека есть пять коров и он за ними отлично смотрит, а хочет, чтобы у него их было 25, — это человек уважаемый, я готов к нему присмотреться: поддержать его, съездить к нему в хозяйство и посмотреть, что оно в реальности из себя представляет. Я жду настоящих хозяев. Но второй этап тоже должен быть — крепким хозяевам будут нужны работники.
Тогда вспомним про тех, кому сейчас мы отказали, но занесли в картотеку. И когда настанет время этих людей, мы, конечно, в первую очередь будем рассматривать те семьи, где трое—четверо детей. В деревне должны жить и расти дети. Сегодня в Султанове два школьника и восемь малышей, они ходят в детский сад.
Ещё немножко — и нить прервётся. Нашли одного. То есть создали одно рабочее место. Остальные строители приехали из соседнего района, в Султанове сейчас живут и работают.
Чем вы занимались? Дома полностью я не строил, но выполнял отдельные подрядные работы, начиная с кровли и заканчивая внутренней отделкой. В целом да, иначе я не накопил бы достаточно средств, чтобы потом вложиться в другой бизнес — в работу интернет-провайдера. Мы с партнёрами запустили фирму в 2005 году.
И это одно из самых радужных событий последних дней — в нашу деревню тянут оптико-волоконный кабель. Но моя фирма не имеет к этому никакого отношения: интернет идёт в деревню по государственной программе. И ничего в этом нет сверхъестественного. Есть государственная программа, называется «Цифровое равенство».
И по ней в Султаново тянут оптико-волоконный кабель. Это ожидаемое событие, я знал об этом. Но сейчас, когда уже реально тянут, мы ждём этого с большим удовольствием. И даже то, что в связи с работами по прикреплению кабеля к столбам в деревне почти каждый день отключают электричество, нас не огорчает.
Радостное, большое событие. А помимо этого, жители Султанова просят власти, чтобы им подвели воду и газ. У меня привычная, сложившаяся жизнь. Я, конечно, езжу в Султаново — на неделю, на месяц.
Но я хочу жить так, как я живу.
И тогда благами цивилизации полноценно пользоваться уже не получалось. Останавливалась сразу вся работа. Без электричества нет воды, потому что насос не работает. Ты не можешь ни постирать, ни погладить. Не можешь приготовить еду, потому что большая часть угощений на чаепития печется в духовке. Бензина нужно много на такой дом. Да и генератор не выдерживает. Поэтому, включая генератор, мы могли включить только один электроприбор.
Один или два. Чаще всего это был бойлер, в котором мы кипятили воду для гостей. Ну и духовка, которая работала на бесконечный поток ватрушек. В обязанности семьи входило готовить северные угощения для гостей Источник: Карина Гажу Для мужа, говорит Карина, тяжелыми были дороги до деревни. Раз в семь-десять дней семья выезжала за продуктами и бензином в ближайший город — Плесецк. Поездка туда-обратно занимала 12 часов. И цены там выше, потому что деревня очень далеко — включают в цену транспортные расходы. А нам нужны были большие объемы продуктов: закупились и на себя, и чтобы готовить гостям. За пять месяцев потратили около 120 килограммов муки!
Ну ничего! Всё равно это был классный опыт, — смеется горожанка. Когда ты живешь в городе, ты привыкаешь, что к тебе приезжает доставка за 15 минут. А тут мы столкнулись с тем, что нам нужно всё продумать, всё спланировать, написать список и ничего не забыть. Потому что если ты что-то забыл, то вернуться в магазин ты уже не можешь. Выручали семью овощи со своего огорода. Кстати, грядками Карина занималась впервые. Дома она выращивала травы для чая на балконе, а в деревне смогла по-настоящему развернуться. Особенно везло начинающим огородникам на кабачки Источник: Карина Гажу — У нас было 33 грядки.
Мы посадили всё, что только было можно. Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков. Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях.
В настоящее время внутрь дома уже не зайти. В любой момент может обвалиться потолок, держащийся лишь на покосившейся печке.
Примечательно также, что в прадедовом доме клети выстроены не из дерева, как обычно было в деревнях Уржумского уезда, а как и сам дом, из красного кирпича. Интересно, что обжигали их здесь же, в деревне. Однако вода сделала своё дело, и кладка серьёзно пострадала. Да будет жизнь И вот, собравшись с силами, я отправился в деревню и принялся расчищать покинутую территорию, ведь такое красивое и живописное место со своей историей, уверен, просто не должно быть заброшенным. На этот год я поставил себе цель разобрать рухнувшие крышу векового дома и потолок, по кирпичику вытащить покосившуюся печь. И самое главное — закрыть постройку новой крышей. Тогда уже можно будет и ремонтом кирпичной кладки заняться. В некоторых местах уже появились трещины.
Ведь не удивительно, зданию более ста лет. Кстати, результатами своей работы делюсь на ютьюб-канале «Старая Вятка». Отмечу, что в возрождении умирающей деревни мне помогает и мой родственник Алексей Вихарев. Он приезжает сюда с семьёй в дедушкин дом. На данный момент он уже высадил сад и завёз сюда овец и свиней. Кроме того, на улицах деревни после многолетней пустоты можно снова увидеть гусей и куриц. Вновь после запустения обрабатывается земля.
Деревни в глубинке России. Трактор вместо скорой. Интервью с местными жителями. Русская деревня
Даша и Витя уверяют, что их такое положение дел более чем устраивает. От недостатка общения не страдают. Во-первых, они друг другу - лучшие собеседники. Во-вторых, после того, как семья Лях завела на You-tube блог о сельской жизни, у них появились друзья среди подписчиков, которые иногда даже приезжают в гости.
Тех, кто пытается Дашу и Витю уколоть в комментариях, очень мало. Семья Лях объясняет это так: - Мы ко всему позитивно относимся, может, поэтому хейтеры нас обходят стороной. Если кто-то и напишет плохое, стараемся по-доброму ответить, даже согласиться, мол, да, наверное, мы такие и есть, как вы считаете, - со стороны, возможно, и виднее.
И человек быстро остывает, ведь ему не с кем спорить. Даша и Витя вспоминают, что блог завели в один из зимних дней. Заняться было особо нечем.
Стеснительная Даша признается: сама никогда бы не решилась показывать незнакомым людям свою жизнь, если бы рядом не было открытого и рискового Вити. Потом уже радовались каждому просмотру, - говорят супруги Лях. Сейчас у блога больше 10 тысяч подписчиков.
Они внимательно следят за тем, что меняется в жизни Даши и Вити. А те, в свою очередь, подмечают перемены в себе и признаются: деревня сделала их другими. А как-то к нам в сарай забежала лиса.
Мы тогда были совсем неопытные и не понимали, что с ней делать. Первая мысль была, что зверь бешеный, потому что агрессивный. Начали с Витей звонить по инстанциям, но там говорили, что ничем помочь не могут.
Нашли даже телефон охотников! Но те тоже отказались приехать, потому что на территории деревни запрещено стрелять. Мы с лисой остались один на один.
Тогда Витя пошел на нее с вилами... Кстати, лиса и правда оказалась бешеная - анализ подтвердил. Дикие звери в Прудниках Низовых не такие уж редкие гости.
Косуль и оленей семья Лях видит довольно часто. Пару лет назад мимо проходил медведь, а совсем недавно на дорогу вышла стая волков. Не бояться в таких ситуациях Даше и Вите помогает их защитница овчарка, которая за хозяев - и в огонь, и в воду.
А еще смелости придает понимание, что рядом - самый близкий человек. Мы с Витей начали намного больше времени проводить вместе. Когда рядом весь день, то начинаешь гораздо лучше понимать другого, думать в одном направлении.
Хотя, конечно, не каждый сможет круглые сутки общаться с одним и тем же человеком, - считает Даша.
К тому же без него деревня окончательно умрет: некому будет косить траву у соседских домов и следить за порядком на кладбище. RU Поселки Воркутинского кольца Вымирают не только небольшие деревни. Иногда жизнь покидает поселки и целые города. Один из таких вымирающих городов — Воркута. После распада СССР жители начали массово покидать Воркуту из-за нехватки работы, и сейчас многие дома и целые улицы оказались полностью заброшены. RU Но если в Воркуте еще продолжается жизнь, то в поселках Воркутинского кольца она почти остановилась. Население крупнейших из них раньше насчитывало до 30 тысяч человек, сейчас, по разным подсчетам, в них проживают три—пять тысяч человек. Раньше они обслуживали угольные шахты, а с закрытием производств были обречены на медленное вымирание.
RU Воркута началась с поселка Рудник — именно в нем построили первую железную дорогу республики. Теперь это полностью вымершее место, добраться до которого можно только по разваливающемуся подвесному мосту. RU Опустевшие деревни под Уфой Если в деревне проживает меньше пяти человек, это не значит, что в деревне нет никакой жизни.
В доме у него все обустроено, есть телевизор, телефон и интернет. Я очень им благодарен», — делится Нурулла Гайфутдинов. Жена Нуруллы звонит ему каждый день, беспокоясь о его здоровье. А за продовольствие она не переживает, так как все продукты заготавливаются заранее, чтобы ему хватило на всю зиму.
Говорит, что, пока есть силы и позволяет здоровье, будет жить в деревне, потому что там воздух свежий», — объяснила его жена Роза Гайфутдинова. У жителя есть хобби. Он любит в буквальном смысле просчитывать все до сантиметра.
В деревню Ручки Максатихинского района Тверской области съехались более семисот молодых активных людей со всей страны. В свободное от взаимного обучения время будущие журналисты познавали окружающую действительность. В результате получились репортажи, лучшие из которых мы решили опубликовать. Они поразили нас не только качеством текста этим сегодня никого не удивишь , но и стремлением делать зрелые, взрослые выводы. Расстояние между юношеским городским максимализмом и зрелостью деревенского конформизма оказалось гораздо меньше, чем можно было ожидать. И это хорошая новость.
Вокруг темно, только ферма светится слабыми огнями. Почти все коровы еще дремлют, некоторые проснулись и сонно вертят головами. Ее утро начинается одинаково уже 34 года. У фермы кривые, потемневшие от времени ворота. Ржавые петли скрипят пронзительно, будто открываются врата ада. Тетя Нина кидает в железное ведро с водой белую марлю. Ситцевая косынка прикрывает гладкие черные волосы. Резкие морщины, темные круги под глазами. Раздается дикий скрежет, и, чтобы задать вопрос, приходится очень сильно кричать.
Тетя Нина кричит в ответ, она вообще разговаривает громко. Тетя Нина беспрестанно работает - в коровнике, дома, опять в коровнике, и так по кругу. Сама она называет свою работу адской. Разговорчивая продавщица в деревенском магазине "Престиж" описала сообщество местных доярок одной, но емкой фразой: - Среди них только Бреднякова путная. Я почти всегда одна в коровнике. Сюда идти некому, вся молодежь спивается... Две доярки у нас, 37 лет и 44 года, умерли недавно. Когда водка закончилась, нашли пятилитровую канистру стеклоочистителя. Эти дикие истории тетя Нина излагает почти не меняя интонации, крича напряженным хриплым голосом.
Некоторые гласные она растягивает: "спи-и-иваются". Вакансии доярок в Ручках периодически закрывают разные неместные. Но все они на поверку оказываются ненадежными. Только вчера в коровник устроились две доярки, мать и дочь, приехавшие из соседнего Красного Холма. Тетя Нина отказывается верить, что они приживутся. Она считает, что работа в коровнике - ее личное проклятие, и не желает делить его с кем-либо. Они работают. Один сын в бригаде лесхоза, другой на гусеничном трелевочнике лес таскает по буеракам. Впервые строгий взгляд тети Нины смягчается и светлеет, а из голоса исчезают надрывные ноты.
Она очень гордится своими сыновьями. Тетя Нина волочет по полу алюминиевые доильники, прицепляет к вымени черные резиновые трубки с насадками, потом сливает в ведра молоко. Всего в ее ведении 43 коровы. Когда она начинала работать, на каждую доярку приходилось по 25 голов. В июне мне аттестат дали, а в июле я уже на ферму пришла. Это было в 1977 году. Страной правил Брежнев. Сейчас у власти Медведев с его "Сколково", твиттером и форумами сознательной молодежи на Селигере. А тетя Нина таскает все те же оцинкованные бидоны и процеживает молоко через марлю.
В своих рассказах она чаще всего употребляет слово "раньше": - Раньше, при советской власти, за нашу работу деньгу платили большие: и сорок, и пятьдесят рублей. Все можно было купить. Это сейчас платье по моде пять тысяч стоит. Потолок коровника покрыт серо-зеленой плесенью. В углах, на двери, на стойлах - свалявшаяся паутина. Лампочки облеплены миллионом мелких мошек, отчего плохо пропускают свет. Вечером темно, когда прихожу, - горько вздыхает тетя Нина. В священных книгах утверждают, что ад - это мучение темнотой в присутствии света. Бог дарит свет, а темнотой правит дьявол с рогами и хвостом.
В коровнике слышен звон железных цепей. Тетя Нина подставляет бидон под очередного рогатого "дьявола". Если десять тонн в месяц надою, где-то шесть тысяч выходит. За эти деньги тетя Нина не только исполняет обязанности доярки, но и тянет на себе массу дел, на которые охотников не нашлось. Даже роды у коров она принимает сама. Раньше внимания было больше, их подробно осматривали - они и семнадцать лет жили. А сейчас дай бог семь протянут. Если будет рожать и матка выйдет, ей сразу нож в горло. Иногда бывает, с утра приду - а корова околела.
Недавно телка на цепи повесилась - угодила рогом в кольцо, запуталась и выбраться не смогла. У меня отец рано умер, о профессии не было и речи. Раньше председатели по деревням ездили, агитировали молодежь становиться доярками, механизаторами. В семье младшие росли, надо было помогать. А сейчас не хватает человека, и ладно. Молодым никто не предлагает в колхоз идти. Вот они и болтаются по городу - многие профессию получили, а работать негде. Еще одна корова лениво поднимается с колен, подпуская к себе доярку. Мерно гудят аппараты.
Нас неудержимо клонит в сон. Самой тете Нине спать некогда. Она передвигается по ферме быстрым шагом, порой переходя на бег. Шумно плюхает в ведро тряпку - протирает грязное коровье вымя - нацепляет трубки доильника - опрокидывает бидон молока в ведро - таскает по два шестнадцатилитровых ведра в холодильник. Через пару часов молоко заберут на завод в Максатиху. И к морю ездили, в Анапу, и на экскурсию по Прибалтике. А сейчас и профсоюз сохранился, да я сама не еду: коров оставить не на кого. Вот заболею - и подменить некому, больная прихожу. Что думаете о ситуации в стране?
Политики пишут законы для себя. На селе изменений не чувствуется. Жизнь катится к концу света. Раньше государство людям помогало, а теперь оно как на нас смотрит? Круги ада у Данте - это расплата за грехи человеческие. Доярке тете Нине грешить некогда: она ходит на работу, следит за хозяйством, растит внуков. Ее ад - следствие ее праведности. Собственная честность замыкает круг, из которого невозможно вырваться. Завтра в 3.
Алкоголик и пирамида Дарья Федорова - Я в спокойствии. Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша. А что делать, если не спится?
Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю.