В частности, в Калужской области новые кластеры планируется создать в зонах "Таруса" и "Никола-Ленивец". Никола-Ленивец / ла–Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра.
Фото Signal 2023
- Где остановиться
- Архстояние в Никола-Ленивце: где проходит и как добраться, программа и объекты фестиваля
- Cookie is Disabled in your browser. Please Enable the Cookie to continue.
- В арт-парке «Никола-Ленивец» проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»
Арт-парк «Никола-Ленивец» стал победителем национальной премии Russian Creative Awards 2023
Арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области готовится к новому летнему сезону. Каждый год в середине марта тысячи желающих проводить зиму собираются в Калужской области в арт-парке «Никола-Ленивец». Непреложное правило не распространяется на посетителей самого большого в Европе арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области, в национальном парке «Угра».
Почему стоит посетить Никола-Ленивец в 2024 году
В прошлом году сжигали «Четвёртую стену». Вход по билетам.
А еще - лазеров, мощи звука и бесконечных танцев. Ведь Signal в Калужской области это - и главный фестиваль российской электронной музыки: ее композиторов и исполнителей. А с другой - это и праздник диджеев, танцевальной и клубной музыкальной культуры. И поэтому завершится Signal только поздней ночью воскресенья, 20 августа.
Свежих идей, инженерных изобретений, новых тембров и лупов, а главное - оригинального сочетания электронной музыки с живыми инструментами - в нашей музыке 2023 года - снова вдоволь. И поэтому на фестивале выступают уже 200 артистов, групп и диджеев. А в Николо-Ленивце - среди всех его арт-объектов, башенок и дизайнерских проектов - установили уже семь сцен! С вечера четверга на фестивале Signal проходят концерты, перформансы, танцевальные вечеринки и мастер-классы - композиторов, саунд-продюсеров и диджеев. На одних сценах они заканчиваются после полуночи, на других, почти в два часа ночи. Ну и на сценах Mobius и Signal сеты не прекращаются до утра.
Да, музыкальная жизнь на этом фестивале не затихает никогда.
А потом, когда показал эти снимки на «Арт-Москве», у критиков, экспертов был шок. И я понял: у меня в руках ресурс, который надо использовать». Если бы мужикам, лепившим снеговиков, кто-то сказал, что о Никола-Ленивце будут писать в иностранных журналах, а сами они, как соавторы Николая Полисского, поедут вместе с ним в Венецию и Люксембург, они бы, наверное, не просто отмахнулись от говорившего, но и припечатали фантазера крепким словцом. Да и сам Полисский не имел столь грандиозных планов. Решил, как он говорит, по-простому: место то же, команда та же, только вместо снега — сено. Стог, конечно. Ну и сделали такую винтовую башню. Собственно говоря, это и инженерно было оправдано: по пандусу все поднимали наверх.
В этот раз у меня было уже сто человек соавторов — сначала подошли свободные товарищи-алкоголики и начали косить, за ними подтянулась вся деревня. Это вообще не было похоже на искусство, и никто не воспринимал этот объект как искусство, кроме самих сделавших его крестьян, которые, забравшись на самый верх башни-зиккурата, вдруг поняли, что делали это не ради сельскохозяйственных нужд, не ради заготовки сена, не ради корма коров... И все были очень довольны. Я сорок пленок отснял с мужиками. Когда французские кураторы смотрели на эти снимки, они не понимали, что происходит. Говорят: «У вас ведь голод в стране, беда, а тут все счастливые, такие «Кубанские казаки». С одной стороны, парадоксальное сочетание формы и материала, намекающее, что древние зиккураты могли рождаться не только на вавилонской земле, но и где-нибудь на Угре. С другой — современное искусство, которое делается народными руками. Плюс несомненная экологичность проекта: сено должно было в конечном счете пойти на корм скоту.
К сожалению, башня начала гнить, поэтому ее пришлось сжечь, заложив таким образом традицию празднования в Никола-Ленивце русской Масленицы. Здесь каждый год сжигают какой-нибудь объект, правда, последнее время его специально для этого и строят, потому что авторы сооружений, уже прижившихся в арт-парке, ни в какую не соглашаются на их сожжение. В этом году на Масленицу жгли большой двадцатиметровый мост, возведенный по проекту архитектурного бюро Katarsis из сухостоя, соломы и деревянного мусора. Следующий шаг на пути превращения вольных землепашцев в творцов современного искусства был сделан в 2003 году, когда Полисский привез на фестиваль «Арт-Клязьма» всю творческую артель целиком. Никола-ленивцы сплели из лозы деревню-инсталляцию, жили в ней все время фестиваля, готовили еду из привезенных из дома продуктов и кормили гостей. Вернулись, как гордо рассказывает руководитель артели, на собственных машинах. Оказалось, что современное искусство — не баловство, как жители деревни думали вначале, а серьезное занятие. На международном рынке продукт никола-ленивецких промыслов был принят с таким же энтузиазмом, как и на внутреннем. В 2002 году Полисского пригласили во французский город Ди, где он сплел колонну из виноградной лозы, а после того, как в 2008-м его команда участвовала в оформлении российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, позвали в Люксембург.
В центре современного искусства MUDAM, построенном знаменитым архитектором Йо Мин Пеем, автором стеклянной пирамиды Лувра, крестьянская бригада из десяти человек под руководством «дяди Коли», как называют Полисского в деревне, собирала «Большой адронный коллайдер». Строили коллайдер на калужской земле, а в Люксембург везли двумя фурами, чтобы смонтировать на месте. И наконец, сам Филипп Старк, французский мэтр дизайна, мастер эффектных жестов, заказал никола-ленивецкой артели серию скульптур для его нового проекта — реконструкции старинного парижского отеля Le Royal Monceau на Елисейских Полях.
Высшей оценки жюри в номинации «Новые формы» удостоен фестиваль «Архстояние Детское», призванный воспитать через искусство новое, открытое и творческое поколение. Russian Creative Awards — единственная в мире премия, охватывающая все креативные отрасли. Это высшая награда для творческого сообщества страны, которая ежегодно вручается за вклад в развитие креативного сектора экономики.
Впервые премии была вручена в 2020 году.
Масленица в Никола-Ленивце
У меня была с собой какая-то «мыльница», я начал снимать. А потом, когда показал эти снимки на «Арт-Москве», у критиков, экспертов был шок. И я понял: у меня в руках ресурс, который надо использовать». Если бы мужикам, лепившим снеговиков, кто-то сказал, что о Никола-Ленивце будут писать в иностранных журналах, а сами они, как соавторы Николая Полисского, поедут вместе с ним в Венецию и Люксембург, они бы, наверное, не просто отмахнулись от говорившего, но и припечатали фантазера крепким словцом. Да и сам Полисский не имел столь грандиозных планов.
Решил, как он говорит, по-простому: место то же, команда та же, только вместо снега — сено. Стог, конечно. Ну и сделали такую винтовую башню. Собственно говоря, это и инженерно было оправдано: по пандусу все поднимали наверх.
В этот раз у меня было уже сто человек соавторов — сначала подошли свободные товарищи-алкоголики и начали косить, за ними подтянулась вся деревня. Это вообще не было похоже на искусство, и никто не воспринимал этот объект как искусство, кроме самих сделавших его крестьян, которые, забравшись на самый верх башни-зиккурата, вдруг поняли, что делали это не ради сельскохозяйственных нужд, не ради заготовки сена, не ради корма коров... И все были очень довольны. Я сорок пленок отснял с мужиками.
Когда французские кураторы смотрели на эти снимки, они не понимали, что происходит. Говорят: «У вас ведь голод в стране, беда, а тут все счастливые, такие «Кубанские казаки». С одной стороны, парадоксальное сочетание формы и материала, намекающее, что древние зиккураты могли рождаться не только на вавилонской земле, но и где-нибудь на Угре. С другой — современное искусство, которое делается народными руками.
Плюс несомненная экологичность проекта: сено должно было в конечном счете пойти на корм скоту. К сожалению, башня начала гнить, поэтому ее пришлось сжечь, заложив таким образом традицию празднования в Никола-Ленивце русской Масленицы. Здесь каждый год сжигают какой-нибудь объект, правда, последнее время его специально для этого и строят, потому что авторы сооружений, уже прижившихся в арт-парке, ни в какую не соглашаются на их сожжение. В этом году на Масленицу жгли большой двадцатиметровый мост, возведенный по проекту архитектурного бюро Katarsis из сухостоя, соломы и деревянного мусора.
Следующий шаг на пути превращения вольных землепашцев в творцов современного искусства был сделан в 2003 году, когда Полисский привез на фестиваль «Арт-Клязьма» всю творческую артель целиком. Никола-ленивцы сплели из лозы деревню-инсталляцию, жили в ней все время фестиваля, готовили еду из привезенных из дома продуктов и кормили гостей. Вернулись, как гордо рассказывает руководитель артели, на собственных машинах. Оказалось, что современное искусство — не баловство, как жители деревни думали вначале, а серьезное занятие.
На международном рынке продукт никола-ленивецких промыслов был принят с таким же энтузиазмом, как и на внутреннем. В 2002 году Полисского пригласили во французский город Ди, где он сплел колонну из виноградной лозы, а после того, как в 2008-м его команда участвовала в оформлении российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, позвали в Люксембург. В центре современного искусства MUDAM, построенном знаменитым архитектором Йо Мин Пеем, автором стеклянной пирамиды Лувра, крестьянская бригада из десяти человек под руководством «дяди Коли», как называют Полисского в деревне, собирала «Большой адронный коллайдер». Строили коллайдер на калужской земле, а в Люксембург везли двумя фурами, чтобы смонтировать на месте.
Так что, руководствуясь принципом «развлекай себя сам», я стал изучать локации Масленицы и наблюдать за окружающими. Конечно же, я оказался владельцем именно этой сим-карты «победителя по жизни», поэтому о соцсетях до позднего вечера можно было забыть. И, честно говоря, это лучший подарок для посещения «Никола-Ленивца». Визуальной темой этого года был «креативный фолк», и гости подошли основательно. Я видел людей в масках солнца, в русских-народных платках, в пончо с украшениями, в картонных масках оленей, крокодилов и даже японских призраков. Но большая часть пользовалась многочисленными подручными средствами и делала себе венки, повязки и маски с народными мотивами. Я немного побродил с ними и наблюдал, как ребята расспрашивали случайных гостей фестиваля о впечатлениях, делили между собой вкусный пряник и искали разбросанные по территории арт-парка объекты, чтобы рассказать о них зрителям в эфире 2х2 смотрите в эфире 11 апреля! Собак на Масленице, кстати, было очень много — хаски, йорки, дворняжки и даже причудливо одетый мопс на нём тоже был масленичный веночек. Сопровождает его девушка в косынке и валенком в руках.
Не пропустите действующий деревянный туалет, который возвышается над лесом. Еще одно из творений — это «Деревянное Ухо», или «Николино ухо». Тоже высокое — более 7 метров. В него можно залезть и наслаждаться дивным закатом, оно обращено в сторону реки Угры и буквально собирает звуки природы. Тут можно в полной мере насладиться окружающей красотой. Поднимитесь в «Дом над лесом» — это избушка на деревьях, своеобразный дачный домик художника-архитектора Анны Щетининой. Кто в детстве не мечтал о собственном укромном и уютном жилище на дереве! Отдельного внимания заслуживает стадо деревянных оленей у местной церкви. Еще одно удивительное сооружение на берегу — «Маяк» Николая Полисского. О масштабах постройки можно судить по размерам человечка, добравшегося до середины. Внутри — лестница наверх. А там открываются завораживающие виды: на церковь, на лес, на реку.
Каждый год на «Архстояние» приезжает примерно 6 тысяч человек, — в основном, это одни и те же люди. Все дело в цене на билет — она растет с каждым годом. В этом году на «Архстояние» можно будет попасть за 3,5 тысячи рублей цена за доступ на трехдневную программу , аренда домиков на 2-6 человек обойдется в 13-45 тысяч рублей, место под палатку — в 1 тысячу рублей в сутки. По словам организаторов, таким образом парк фильтрует поток посетителей. Фермеры в арт-парке На самом краю Никола-Ленивца расположилась ферма — там местные жители выращивают овощи в 20 теплицах, разводят гусей и поросят. Они давно мечтали переехать за город и через общих знакомых вышли на Максима Ноготкова, который согласился разместить ферму на 2 га парка «Никола-Ленивец». Сейчас Морозовы арендуют территорию фермы на рыночных условиях сумма не раскрывается. Выращенные овощи продаются в «Салат-баре» на территории парка, на Даниловском рынке в Москве и поставляются в рестораны «Юность», «Карлсон» и др. Мы сокращаем число гостей, но повышаем чек, сохраняя уровень доходов парка. Люди едут в Никола-Ленивец не только ради фестиваля: поток гостей не прекращается весь год. Летом парк принимает до 500 человек в день, зимой — около 200. Хороший приток посетителей дают длинные выходные особенно если везет с погодой. Так, на первые майские в деревню приехали около 5 тысяч человек, на три выходных перед 12 июня — почти 10 тысяч. Вход пока бесплатный, но этим летом за доступ на территорию будут брать 200 рублей. Половина из них достанется Национальному парку «Угра» — согласно поправкам к закону «Об особо охраняемых природных территориях», он может взимать плату за вход. В поисках нового инвестора По словам Ивана Полисского, главный актив Никола-Ленивца — это архитектурные произведения и в целом атмосфера свободного творчества, которые привлекают в деревню креативную молодежь и ценителей искусства. На рекламу организаторы фестивалей никогда не тратились — помогают публикации в СМИ, «сарафанное радио» и посты гостей парка в соцсетях. Чтобы привлечь аудиторию из YouTube, организаторы приглашают популярных блогеров, а вместо платы предоставляют им бесплатное жилье на территории. Руководители парка убеждены, что его оборот будет расти, в первую очередь, за счет жилой инфраструктуры. Для этого планируют запустить длительные программы, которые будут мотивировать людей остаться в парке на несколько дней. Нам выгоднее, чтобы люди оставались на более длительный срок и арендовали жилье на территории, — говорит Полисский. Это требует вливаний в инфраструктуру — Полисский оценивает объем инвестиций, необходимых для ремонта и строительства домиков и гостиниц, в 100-200 млн рублей. На ремонт подъездной части дороги, по оценкам Ивана, нужно не меньше 150 млн рублей, которых у парка нет. Сейчас основатели парка ищут нового инвестора. Организаторы фестиваля выделили 9 правил ПДЖ. В частности, современное пространство для жизни должно быть мобильным и не влиять на биологические процессы. Для фестиваля в этом году архитекторы построят 5 новых видов концептуальных жилищ.
Арт-парк Никола-Ленивец
Тут есть все: и дуб, под которым можно прилечь, и голубое сияние над головой, и блестящий изгиб Угры, и тишина. Но не в дни «Архстояния», конечно. Название фестивалю дали в честь исторического события, Великого стояния на реке Угре, положившего конец татарскому игу, причем очень странным, мистическим образом. Два войска, русское и татарское, стояли друг напротив друга, вытянувшись цепью на противоположных берегах реки, а потом внезапно разъехались в разные стороны. Во время «Архстояния» в Никола-Ленивец приезжают несколько десятков тысяч человек, и это само по себе феномен.
Что заставляет людей преодолевать 200 километров пути из Москвы, последние 30 — по бездорожью, чтобы приехать сюда, где все, казалось бы, то же, что и в любом другом российском уголке? Небо, река, разрушенная церковь. Церковь, кстати, архитектор Василий Щетинин и бизнесмен Игорь Киреев не то чтобы восстановили, но законсервировали. Заново возвели трапезную между колокольней и храмом, отремонтировали разрушенную кладку, вставили окна и двери.
Анна Щетинина, старожил Никола-Ленивца и автор одного из самых популярных архитектурных объектов, «Дома над лесом», считает, что секрет чудесного преображения калужской деревни в том, что здесь совпали интересы многих людей, которые сошлись в нужное время в нужном месте. И это очень сильно подняло нас самих, мы стали социально активными людьми. Считаю, что и как архитектор я очень сильно здесь выросла, потому что приходилось решать совсем другие вопросы», — рассказывает она «Культуре». На фоне непрерывной деятельности мастерских, дающих ежегодно от 15 до 30 миллионов выручки, тема, выбранная кураторами фестиваля «Архстояние-2020» выглядит курьезно.
Фестиваль нынешним летом будет посвящен... Куратор «Архстояния» Юлия Бычкова обещает, что это человеческое качество будет рассмотрено очень внимательно и с разных сторон. Хедлайнер нашего фестиваля — Игорь Шелковский, один из самых ярких представителей советского нонконформизма. Мы с ним строим большую скульптуру, 16 на 8 метров, это будет мост через один из оврагов на территории парка, под названием «Красный лес».
Следующий автор — Таус Махачева, она никогда не работала в природной среде, поэтому для нее это тоже будет вызовом. Алексей Лука, известный стрит-арт художник, представит «Ленивый дом», Иван Горшков расскажет, как можно сделать ленивые беседки. А еще у нас будет большая театральная программа, ее курирует Максим Диденко». Лень каждый из авторов «Архстояния» воспринимает по-своему, но общее отношение к ней хорошее, доброе.
Главное — сакральность Что касается плохих дорог, о которых мы писали выше, — неизвестно, беда это или благо. Если в Никола-Ленивец проложат скоростную магистраль, от него, скорее всего, ничего не останется. Полисский вообще считает, что здесь нужно все оставить как есть. Улучшил бы...
Но только на территории деревни. Потому что уже появляются бизнесмены, которые хотят делать кемпинг на берегу Угры. И очень трудно с этим бороться, потому что они в невменяемости. Предлагают мне деньги.
Темой этого года стала «Игра в предсказания». Архитектор Алексей Козырь создал для фестиваля шестиметровую «Капсулу предсказаний» — морской контейнер с большим количеством ячеек внутри. Желающие оставили внутри послание для потомков, заложив его в стеклянную колбу, которую загерметизировали и закрепили на полке внутри контейнера. Еще один проект фестиваля — «Умнохранилище».
В музее мы воспринимаем концентрированное искусство на белой стене, лишенное всякого контекста. Здесь же арт-объекты как бы ведут вечный диалог с окружением и зрителями. Они смотрятся иначе в летнюю жару и поздней осенью, зимой до них надо добираться сквозь снег. Прогулка по Никола-Ленивцу ощущается скорее не как поход в галерею, а как исследование арт-джунглей. RU Но нам, журналистам, приехавшим в Никола-Ленивец на Масленицу, не дают поначалу углубиться в исследование местности — нас встречает ярмарочная площадка. Расположилась она на большой поляне в самом сердце парка.
RU Здесь шатры с угощениями, праздничные забавы, зона для рукоделия. Но в первую очередь взгляд привлекает огромная темная конструкция в центре поляны. Это Черная Гора, и именно она будет спустя несколько часов вместе с закатным солнцем озарять окрестный лес. RU Гора Масленица в Никола-Ленивце отмечается еще с середины нулевых годов, и примерно тогда появилась традиция сжигать в честь весеннего праздника огромные деревянные конструкции. В разные годы это были «Бастилия», «Жар-птица», «Вавилонская башня». В этом году под руководством художника Константина Фоминова на территории парка возвели «Черную гору» — огнедышащий вулкан. RU Сам художник вышел к журналистам, чтобы рассказать о своем замысле. Константин явно смущен всеобщим вниманием, он улыбается и то и дело оборачивается на свое детище. RU — До этого мы всегда строили какие-то башни, мосты, — объясняет Константин.
Поля не понятно кому принадлежать, лес точно ничейный и бесплатный.
Представители Никола-Ленивца могут доложить в группе на каком основании и за что они взымают деньги. И кому принадлежит земля? Если мучает совесть — посещение национального парка можно оплатить в парк — 100 рублей, по официальному тарифу.
Как построить успешный бизнес на культуре в России: история «Никола-Ленивца»
В Калужской области в арт-парке "Никола-Ленивец" вместо обычной соломенной бабы на Масленицу сожгли конструкцию "Четвёртая стена". 25 февраля в арт-парке Никола-Ленивец, лежащем среди лесов и полей Калужской области, будут огненно отмечать Масленицу и провожать зиму. В арт-парке "Никола-Ленивец" в Калужской области проходит фестиваль "Архстояние-2023" под д.
Никола Ленивец
За двадцать лет Никола-Ленивец из забытой Богом и людьми деревни в Калужской области превратился в известный за рубежом центр современного искусства, куда ежегодно приезжают от ста до двухсот тысяч туристов. 19 февраля в Никола-Ленивце (деревня в Калужской области) состоялся зимний трейл от организаторов WILD TRAIL. В Калужской области в арт-парке "Никола-Ленивец" вместо обычной соломенной бабы на Масленицу сожгли конструкцию "Четвёртая стена". Она появилась в Никола-Ленивце в 2017-м, когда темой «Архстояния» стал избитый вопрос: «Как жить?». Так в Никола-Ленивце проводили зиму и встретили весну. В арт-парке «Никола-Ленивец» проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние».