Новости кто стал первым в россии царем

Иван стал первым русским царём. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским.

Первый царь

В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие...

Васильчикова и А. Кривошеина 1906-1915 годов по укреплению в русской деревне института собственности и созданию зажиточного крестьянства. Блока, И. Бунина, В.

Васнецова, В. Вернадского, Н. Гумилёва, С. Дягилева, Н. Жуковского, А.

Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским — яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.

Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти. В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует. Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю — это бунт и неповиновение самому Божественному закону.

Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного. Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России.

Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь. Кроме духовенства, за Дмитриeм Внукoм стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеoлог, считая ее чужой и связывая, «нестрoения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Пaлеoлoг c сыном попалаи в немилость, Иван III решил венчать Дминитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успeнскoм сoбoре.

На венчании притствовали все духовенство, родственники и бoяре, площадь перед сoборoм была запoлнена нарoдом. Митропoлит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шaпку Мoнoмaxa это было сделано впервые и оплечье бapмы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключeвский, помазал его миром, а дед Ивaн III благословил пятнадцатилетнего внука «на великoе княжение Владимирскoе, Москoвское и Hoвгoродскoе». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами.

25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси

От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV.

Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.

Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю — это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного. Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России.

Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей. Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, "душу нации" и стала его объединяющим знаменем. Главная мысль Иоанна Грозного и состоит в том, что, не будучи избранной народом, Царская власть по отношению к самому народу является институтом волевым, объединяющим и организующим на дела государственные. Не человеческим хотением, а Божьим управлением цари царствуют и не должны угождать народным слабостям… Венчание на Царство первого царя — акт величайший в русской истории.

Пришедший к власти Борис Годунов, по мнению многих знатных родов, был низкого происхождения и не имел права занимать трон. При дворе начались политические распри. Ситуацию усугубили страшный голод в стране, наступивший после трёх неурожайных лет, загадочная смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, появление самозванцев, выдающих себя за царевича Дмитрия, крестьянские волнения и польская интервенция. Страна была на краю гибели. Сменявшие друг друга правители не могли навести порядок.

Наконец, в 1613 году на Земском соборе было решено возвести на трон представителя одной из знатных фамилий на Руси — Михаила Романова. Родословная Романовых Основателем рода Романова считается боярин Андрей Иванович Кобыла, происхождение которого точно не установлено. Сведения о нём известны с XIV века — в 1347 году он служил при дворе Ивана Калиты и таким образом был связан с московской княжеской аристократией. Важно отметить, что потомки Фёдора Кошки через брачные связи стали родственниками отдельных родов Рюриковичей. У потомков шестого поколения исчезла фамилия Кошкины, и они стали именовалось Захарьины. Впоследствии различные родственные кланы Захарьиных к родовой фамилии прибавляли отчество — так появились Захарьины-Юрьевы, Захарьины-Михайловы, Захарьины-Яковли и другие. Внуки Романа Юрьевича стали носить фамилию Романовы. Михаил Романов до возведения на престол В 1600 году Фёдор Никитич Романов и вся его родня по навету врагов попали в опалу: их обвинили в покушении на жизнь царя Бориса Годунова. Фёдор Никитич как государственный изменник был отправлен в монастырь близ Архангельска, где был пострижен в монахи под именем Филарета.

Их сын Михаил находился под опекой родственников. С четырёх лет Михаил рос в отдалении от столицы и крупных городов. Он не получил должного образования, был тихим и набожным, его общение сводилось к разговорам с присматривающими за ним родственниками. Во времена Лжедмитрия I семья соединилась и до 1608 года проживала вместе. Но жизнь готовила новые испытания: при польской интервенции Михаил вместе с матерью был задержан поляками и отправлен в Кремль, где их держали в качестве пленников. В 1612 году после освобождения из плена Михаил с матерью отправились в Кострому, в село Домнино, затем в Ипатьевский монастырь. Филарет в это время вёл активную деятельность: при Василии Шуйском он получил сан митрополита, при Лжедмитрии II стал патриархом, но во время осады Смоленска в 1610 году был арестован поляками за отказ впустить в Смоленск войско короля Сигизмунда. Девять лет Филарет был в польско-литовском плену. Избрание на царство Михаила Романова После победы народного ополчения над польскими интервентами в 1612 году встал вопрос о легитимном правительстве на Руси.

Было решено вынести этот вопрос на усмотрение Земского собора — собрания представителей всех земель и всех слоёв населения русского государства. Проведение собрания в Успенском соборе Кремля было назначено на 6 января 1613 года. Грамоты о его созыве были отправлены белому духовенству, представителям дворянства, казакам, посадским людям и черносошным государственным крестьянам — количество участников собора включало более 700 человек. Главный вопрос Земского собора — кто должен был стать царём. Список претендентов на престол включал более десяти человек. Среди них были прославившие себя борьбой за освобождение русской земли князья Пожарский и Трубецкой, знатные бояре родов Мстиславских, Воротынских, Шереметевых, Черкасских, иностранные представители — польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп.

Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Царь был игуменом для опричников, и выполнял монашеские обязанности. Так в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Причем царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное писание.

Царь старался воспитать из опричников элиту Руси, он отправлял их получать образование, как в пределах страны, так и за рубеж. Опричники выполняли самые разные задачи: были людьми двора - прислугой, исполнителями, несли охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Они были также военными, благодаря которым был достигнут ряд значительных побед над врагами. Опричнина стала средством борьбы с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Выдуманы сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Напротив, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцами. Известно, что в 1564 году воевода-опричник Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились.

Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля. В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. Но в 1571 году во время очередного набега крымцы сожгли Москву. А в 1572 году, благодаря воинскому таланту Д. Хворостинина, была одержана блестящая победа в битве при Молодях. Об этой знаменитой битве мы расскажем в отдельной главе. Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение. Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким. Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства.

Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен! И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000. Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации 1520- 1558 казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский 1556-1598 в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I 1558-1603 - десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных бродяг просто вешали.

И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много.. Но все это забывается и отодвигается в сторону как нашими, так и иностранными историками и из работы в работу повторяется избитый и лживый миф о "зверствах" Ивана IV. Ключевским: "Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани. По Москве прокатилось: "Царь нас покидает. Кто же будет править, кто нас защитит? А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их! Однако немало было у него недругов, в особенности за рубежом.

Именно в Европе было искажено его прозвание Грозный, и переведено как Ужасный Terrible. Жестоким и несправедливым тираном стали называть его в Европе в силу нескольких причин: 1. После того как он запретил евреям торговать и проживать в России. В 1550 году приехал в Москву польский посол с письмом от польского короля Сигизмунда: "Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего,..

Кто стал 1 царем в россии

Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. 1-й царь династии Романовых. «Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы).

Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

Именно при ее правлении в России вошла в обиход единая денежная валюта — серебряная монета в 0. На ней был отчеканен великий князь, восседающий на коне с копьем в руке. Фальшивые деньги были постепенно выведены из оборота — все изъятые монеты были переплавлены в оригинальные. Денежная реформа существенно укрепила экономику государства. Одной из ключевых была также губная реформа, в ходе которой наместники были вынуждены передать свои земли во владение губных старост и лояльных власти деятелям, подчинявшимся Думе. В конце 1530-х Елена Глинская заключила мирное соглашение с польским монархом Сигизмундом I. Договор был подписан с явным преимуществом в сторону Российского государства, но король противиться не стал. К тому времени польская казна была почти полностью опустошена, и соглашение с русскими давало стране некоторую передышку. В годы властвования Глинской было возведено множество военных сооружений, позволявших противостоять набегам иноземцев. Самым грандиозным из них стала Китайгородская стена, которая до наших дней не сохранилась. В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть.

Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным. Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских. Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд. Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет. С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского. В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном.

И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата! Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения стихири. При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов. Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV.

Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник. Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи.

Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства. Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом». Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями. Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу.

Например, Василий Андреевич Жуковский в то время, в 40-е годы XIX века писал, что вот, дескать, опять нам «пытаются закрыть окно в Европу». Нет уж, откройте его, и пошире! Но если говорить по существу, то да, Петр направил Россию по европейскому пути развития. И этот путь не был для России таким уж чуждым. Страна, в общем-то, и шла по нему, но шла медленно, сильно отставала, а Петр ее ускорил. Он изменил систему управления страной, создал абсолютно новую административную систему. Петр осуществил значительные изменения в экономике. Одним словом их можно охарактеризовать как индустриализацию — он запустил промышленность в стране. Петр создал регулярную, современную для того времени, армию. Он создал флот. Если говорить об экономике, то он создал тяжелую промышленность и в определенной степени легкую, а также все, что связано с лесным хозяйством. Он изменил налоговую систему страны. Он произвел довольно существенные изменения в социальной структуре населения страны. Он осуществил церковную реформу. Он осуществил денежную реформу. Он изменил повседневную жизнь, ее уклад. В этом смысле мы должны вспомнить, что Петр создал некоторые учебные заведения. В это время начинается довольно активное книгопечатание. Петр изменил алфавит, он изменил время, введя новый календарь России. Русский историк первой половины-середины XIX века Михаил Петрович Погодин, который по убеждениям своим был славянофилом, очень много писал о Петре. Петр был его кумиром. И он писал примерно так: вот мы встаем утром, какое сегодня число? Этот календарь нам дал Петр. Нам приносят утреннюю газету. Это Петр придумал газету в России. Мы садимся, нам подают вот такие-то блюда. И это Петр их ввел. Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым. Какой из вышеупомянутых сфер мы бы с вами ни коснулись, мы увидим вот это противоречие. Например, говоря о культуре, мы скажем, что великая русская культура XIX века не была бы возможна без петровских преобразований. Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам. Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется.

Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных. В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое по другой версии — двое сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу. В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей. Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь — к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой». В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение. В 17 лет она стала женой шведского драгуна, а когда его войско потерпело поражение от солдат под командованием фельдмаршала Шереметева, она оказалась в услужении Александра Меньшикова. Там ее и заметил Петр Великий, сделал одной из своих любовниц, а потом приблизил к себе. В 1707 году Марта крестилась в православие и стала Екатериной. В 1711 году она стала женой государя. Императрица Екатерина I Союз принес на свет 8 детей по другим данным, 10 , но большинство умерли в младенчестве или раннем детстве. Внебрачные дочери: Екатерина, Анна, Елизавета будущая императрица , первый законнорожденный ребенок Наталья, Маргарита, первый сын Петр, Павел, Наталья-младшая. В некоторых неофициальных источниках встречаются сведения о двух мальчиках, самых первых детях Петра I и Екатерины, погибших в младенчестве, однако документального подтверждения их рождения нет. В 1724-м государь короновал жену как императрицу. Через год он заподозрил ее в супружеской измене, казнил любовника камергера Виллима Монса и лично преподнес ей на блюде его голову. У самого монарха тоже были романтические связи — с фрейлиной жены Марией Гамильтон, с 15-летней Авдотьей Ржевской, с Марией Матвеевой, а также с дочерью валашского государя Дмитрия Кантемира Марией. Относительно последней даже ходили слухи о замене ею царицы. Она вынашивала для Петра сына, но ребенок не выжил, и император к ней охладел. Несмотря на многочисленные связи на стороне, признанных императором бастардов не было. История любви Петра Первого и Марии Гамильтон Старший сын Петра I, царевич Алексей, был официальным наследником на престол, но в 1718-м в 28 лет был казнен по обвинению в заговоре против отца. Он действительно бежал за рубеж, чтобы просить помощи у правителей Австрии и Швеции, но был возвращен домой, лишен престолонаследия и, после разоблачительных показаний его любовницы Ефросиньи, осужден на смерть. Есть свидетельства, что Петр лично под пытками допрашивал сына перед судом. В 14 лет правитель умер от оспы. Так прервалась мужская линия Романовых.

Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий». При этом в России в отличие от Европы и Византии обряд проводился после венчания, а не до. И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя.

Первый русский царь?

Серова, В. Сурикова и многих других. Церковное управление — Одобрено открытие Предсоборного присутствия 1905-1906 годы , затем Предсоборного совещания 1912 год , работа которых позволила в последствии провести Поместный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Однако во время царствования Николая II созыв Собора им откладывался по причине «нецелесообразности». Проявил себя как правитель средних способностей. Почитал себя в первую очередь кадровым офицером и лучше чувствовал себя в военной среде, чем среди штатских бюрократов.

В браке были рождены 5 детей. Обладал широким кругозором и прекрасной памятью, однако вместе с тем не имел необходимых качеств для комплексного восприятия и широкой оценки государственных и политических проблем. Увлекался охотой, фотографией и автомобилями, интересовался спортом.

Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Значение титула «царь» Слово «царь» происходит латинского слова «цезарь». Цезарь — это обязательная часть титула императоров времен Римской империи.

До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров. Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования. Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство. И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания.

Однако это не был официальный титул: это слово могло употребляться для прославления князя с использованием византийских образцов красноречия и для подчеркивания политического престижа умершего князя. Ярослав Мудрый - первый из русских правителей, которого иногда называли царем Ситуация изменилась в середине XIII века. После нашествия Батыя и установления зависимости русских княжеств от монголо-татар титул «царь» начал применяться к правителю Золотой Орды. В эти же самые годы Константинополь «Царьград» находился под властью крестоносцев, что на Руси было расценено как «погибель царства». Перенос царского титула на правителя Орды может свидетельствовать о том, что Орда заняла в русском общественном сознании пустующее место «царства». Восстановление Византийской империи в 1261 году привело к тому, что на Руси «царями» стали именовать сразу двух правителей: императора Византии и хана Золотой Орды. При этом русские князья почти перестают называться «царями» даже для их обозначения «высоким стилем». Положение начало меняться с конца XIV столетия, когда под предводительством великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича «Донского» велась открытая борьба с властью Орды. В 1374-1382 гг. Дмитрий правил фактически совершенно независимо. Вероятно, именно по этой причине в «Слове о житии и преставлении» он именуется царем. Одновременно царем назывался природный Чингизид - хан Тохтамыш, тогда как не принадлежавший к династии Чингизидов узурпатор Мамай царем не считался. В отношении Тохтамыша Рогожский летописец и Симеоновская летопись высказываются более чем уважительно: «Князь же великий Дмитреи Ивановичь, то слышавъ, что сам цар идеть на него съ всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя». Ордынский хан Тохтамыш, которого в Москве называли царем иллюстрация из Лицевого летописного свода В 1453 году османы взяли Константинополь, окончательно пало христианское православное «царство». С этого момента Великое княжество Московское стало считать себя единственным православным государством, представлявшим реальную силу, и решило наследовать место Византии в мире, то есть стать «царством». Уже в написанном в 1461-1462 гг. Однако на монеты этот титул не попал, и психологический барьер, из-за которого ордынский хан «сам царь» считался правителем более высокого ранга, чем кто-либо из русских князей, продолжал существовать даже в конце XV века при Иване III Васильевиче. По мере уменьшения зависимости от Орды царский титул стал все чаще применяться к московским великим князьям. Иван III под конец жизни начал систематически называть себя новым расширенным титулом «царь и государь всея Руси». Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III — Дмитрия Ивановича. Дмитрий Иванович Внук — первый, кого венчали на царство Наконец, в 1547 году произошло официальное венчание Ивана IV на царство, и этот титул окончательно утвердился в качестве официального, поэтому словами «первый русский царь» обычно называют именно Ивана Грозного. О личности Ивана Грозного и его деятельности уже не одно столетие ведутся различные споры, однако стоит признать, что именно этот государь стал одной из ключевых фигур в отечественной истории. На годы его правления выпало немало трудностей и конфликтов с соседними государствами, а их разрешение определило дальнейшее геополитическое положение России. Были приняты важнейшие реформы, плодами которых пользуются и сегодня. Информации о жизни великого князя осталось немного, но та, что есть, позволяет сделать выводы о тогдашней эпохе. Ознакомимся ближе с жизнедеятельностью первого русского царя. Ранние годы и вступление Ивана IV на великокняжеский престол Родился будущий царь 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское.

Правильный ответ Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополитом тогда был Макарий.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Царской династией Романовы стали в 1613 году, когда Михаила Федоровича избрал на царство Земский Собор. С тех пор Романовы правили Россией — вплоть до 1917 года. Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке.

Конечно, чин этот лишен был в то время какого бы то ни было политического смысла. Страшный татарский погром и установление власти Золотой Орды включили Русь в новую для нее политическую систему - империю великих монгольских ханов, владевших половиной мира. Русские князья, получавшие теперь родительский стол из рук золотоордынских ханов, перенесли титул «царя» на татарских владык. Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном.

Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство. Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи.

Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями. О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора.

Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины.

И, по версии некоторых историков, таким образом русский царь уподоблялся не царям Израилевым, а самому Христу. Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами.

На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae.

Этот титул официально закрепился за ним в 1493 году после ряда военных и дипломатических успехов, значительно расширивших территорию Московского государства. Действительно, вся территория Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей, вошла в состав нового Русского государства, которому предстояло теперь шагнуть в совершенно иное историческое время». Иван III Васильевич по наследству от отца получил возможность управлять большей частью русских земель. Утихли династические войны, а зависимость от Золотой Орды практически сошла на нет. В 1478 году под власть московского князя попал Новгород, старинная вечевая республика не смогла оказать должного сопротивления войскам Ивана III. В 1484 году были уничтожены остатки политического суверенитета Твери, местные бояре в массовом порядке переходили на службу к правителю Москвы. А битва при Ведроше, состоявшаяся в 1500 году, окончательно вернула русской короне северские земли, расположенные в верховьях Оки. Литовским войскам не удалось отстоять захваченную ими ранее территорию. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. Также именовал себя и его сын — Василий III 1479-1533 гг. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посещавший нашу страну в 1517 и 1526 годах, написал в своей книге «Записки о Московии», что правитель называет себя «Великий господин Василий, божьей милостью царь и господин всей Руссии и великий князь владимирский, московский, новгородский …». Далее идет перечисление всех удельных княжеств и земель, находившихся под его властью. Международное признание Автор книги «Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Москва» Москва, 2011 год издания Николай Викторович Клёнов проанализировал исторические документы и монеты, выпускавшиеся правителями нашей страны в разное время.

16. Первый русский царь

Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское" Иван Грозный стал царем в три года (1533), после смерти Василия Третьего, своего отца.
Русские цари и императоры В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало".

Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства

Так Россия получила своего первого царя. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.

Первый русский царь

Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России. Царь Борис I Фёдорович Годунов – первый “выборный” царь в России. все новости чемпионатов. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий