Достоевский изображен 25-летним юношей в тот период, когда он решил всецело посвятить себя литературе. В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой.
Фёдор Достоевский
В ролях: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ольга Смирнова и др. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. В сентябре 1869 года к Достоевским в Дрезден приехал молодой родственник жены из Петербурга.
Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский» — 12524805
Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко проводить экскурсии. За один день более 1000 человек, некоторые из которых специально приезжают в Петербург в этот день, открывают для себя литературный Петербург, населенный героями Достоевского. На Сенной площади, которую в 19 веке называли чревом Петербурга, начинается история убийцы-мечтателя Родиона Раскольникова, от него — по «канаве» в 19 веке — так называли Екатерининский канал, теперь - канал Грибоедова - к страшному дому старухи-процентщицы, в квартире которой убийство и произошло. Можно начать экскурсию от памятника Достоевскому на Владимирской площади, недалеко от музея. И через лабиринт петербургских дворов-колодцев пройти с увлеченными экскурсоводами к первой квартире Достоевского в Петербурге, в которой он писал первый роман «Бедные люди», а оттуда вместе с первым героем Достоевского — Макаром Девушкиным, и с героем повести «Двойник» Яковом Петровичем Голядкиным - пройтись по Фонтанке к Невскому и Литейному проспектам, по дороге узнавая про тех, с кем дружил и общался молодой Достоевский.
Родился в Москве. Сын штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского, убитого крепостными крестьянами, и дочери купца Марии Федоровны, урожденной Нечаевой, умершей от туберкулеза. С детства страдал эпилепсией.
Образование С 1834 г. Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г.
Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. Записные книжки и тетради 1860—1881 гг.
Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л. Неизданный Достоевский. Легенда 7. А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда.
Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия. Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен.
Идеологические споры затрагивают и биографию писателя. Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви.
Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года. Легенда 8.
Достоевский ненавидел евреев и поляков Вердикт: это полуправда. Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос». Антология жизни и творчества» О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских.
Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф.
Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л.
Достоевский родился и вырос в Москве Достоевский , которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни. Вся его жизнь будет чередой перемен — как правило, драматического характера, — и только московское детство останется тем незыблемым островом, на который он будет возвращаться душой для спасения и успокоения. Во всех его произведениях звучат отголоски московского детства. Карта Москвы, 1821 год.
Источник Достоевский — москвич в поведении, во вкусах, в языке. Идеология «почвенничества», выработанная им вместе с братом Михаилом в 1860-е годы, корнями своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами, цельный, трудовой, динамичный. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные романы Достоевского — « Преступление и наказание » частично роман написан в Москве , « Идиот », «Бесы» и « Братья Карамазовы ». Достоевский — родом из священнической семьи Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным.
Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя.
Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей.
Памятник молодому Достоевскому появился в Москве
Позднее в своих произведениях «Братья Карамазовы» и др. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову Сушарду , которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности. В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л.
Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали. Начало творческого пути В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. Эти рукописи не сохранились.
После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе. В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову.
Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали.
Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках».
Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее.
Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания. Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу через месяц этот срок уменьшили вполовину.
В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни. Фото: wikipedia. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула.
Доступ к выбранным материалам предоставляется онлайн. Лицензионное соглашение Дорогие читатели! Библиотека напоминает о важности соблюдения авторских прав, а также о том, что ответственность за их нарушение лежит на совести нарушителя! Авторское право сохраняется за всеми документами, представленными в электронных базах данных и на партнерских онлайн-ресурсах. Продолжая пользование сайтом, вы соглашаетесь с лицензионным соглашением.
Сплошное копирование целых томов или выпусков журналов, текстов и изданий включая применение программных средств категорически запрещено, за исключением случаев, когда это необходимо для их цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях и в объеме, оправданном целью цитирования. Читатель имеет право использовать материалы в учебных целях, но не имеет права тиражировать электронные документы и распространять их в коммерческих целях. Передавать свою регистрацию Логин и Пароль третьим лицам тоже запрещено.
Москва, 1947. Книга в твердом цельном переплете, оклеенном дерматином серого цвета. На верхней крышке переплета по центру изображение: на желтом листе, стилизованным под свиток с закругленными краями и снизу обрамленным лавровым венком, расположено название книги буквами синего цвета.
В общем, неудивительно, что Федор Михайлович рос тихим, серьезным мальчиком и проводил большую часть своего свободного времени за книгами. Сначала мальчик учился дома, затем он вместе с братьями поступил в дорогой и престижный Пансион Чермака. Расписание там было жестким, а стандарты обучения — очень высокими. Дети редко бывали дома, но получали отменное образование. Именно в стенах этого пансиона у Федора случился первый в его жизни приступ эпилепсии. Юноша мечтал стать писателем — он грезил этим с раннего детства. Но его отец, несмотря на всю свою любовь к книгам, настаивал, что труд писателя не сможет его прокормить. Михаил Андреевич желал, чтобы его сыновья поступали в Главное инженерное училище. Михаила туда учиться в результате не взяли, но Федор прошел отбор. Он занимался нехотя, без огонька. Зато много читал и даже организовал литературный кружок. Несмотря на нелюбовь к инженерному делу, Достоевский доучился, получил диплом и устроился на работу по специальности — в память об отце, который умер в 1839 году. Но немного погодя службу бросил и решил отдаться литературе целиком и полностью. Дальше были первые успехи, известность, кружок петрашевцев, расстрел, замененный ссылкой, годы на каторге и первая большая любовь. Первый брак После освобождения из острога бывшие каторжники не могли сразу вернуться в родные места без полного помилования. Достоевский, как и многие до него и после него, стал ссыльным. Сначала он жил в Омске, затем был отправлен рядовым в Седьмой Сибирский линейный батальон в Семипалатинске. Это был 1854 год — Федору Михайловичу было 33 года. Самый расцвет! У писателя завязался роман. Его избранницей стала замужняя женщина с ребенком — Мария Дмитриевна Исаева. Мария Исаева Констант. Источник Супруг Марии Дмитриевны был алкоголиком, и большую часть времени проводил в измененном состоянии сознания. Иногда у него случались приступы «белой горячки» и агрессивного поведения. Он когда-то слыл большим интеллектуалом, но любовь к спиртному перечеркнула его достоинства. Достоевский познакомился с супругами и со всем пылом влюбился в 28-летнюю женщину. Он очень терзался муками совести, но не оставлял ухаживаний — часто ходил к Исаевым в гости, общался с Марией и считал ее настоящим совершенством. Мария Дмитриевна скорее жалела молодого ссыльного, чем любила его, но благосклонно принимала ухаживания. В 1855 году Исаевы переехали в Кузнецк. Достоевский страдал и был сам не свой. Он писал своей возлюбленной длинные восхищенные письма, на которые та прилежно отвечала. Примерно через полгода Мария Дмитриевна написала, что ее муж умер. Федор Михайлович поспешил сделать предложение руки и сердца, но молодая вдова колебалась — она была увлечена учителем рисования, который занимался с ее сыном Павлом. Отверженные родиной: три истории любви и разлуки в переписках Мандельштама, Пастернака и Набокова с семьями В конце концов она приняла решение в пользу Федора Михайловича. Во время недолгой остановки в Барнауле у писателя случился приступ эпилепсии — тогда же врачи поставили ему точный диагноз до этого Федору Михайловичу говорили, что это нервное. Мария Дмитриевна была потрясена случившимся. Вскоре, в том же 1857 году, писателя полностью помиловали, вернули ему дворянский титул и разрешили переехать обратно в центральную Россию. Семья поселилась в Петербурге, где Достоевский продолжил писать и издавать свои книги. Первый брак Достоевского был недолгим и несчастливым. Биографы склонны возлагать вину за это то на Марию Дмитриевну, то на обстоятельства. Современники описывали Марию Дмитриевну как красивую экзальтированную блондинку с живым характером и очень образованную. Некоторые знакомые говорили о ее уме, обаянии и доброте. Но при этом женщина была склонна к вспышкам гнева и мнительности. Кроме того, как было сказано выше, она не испытывала к Достоевскому большой любви. Окружающим это было заметно.
Читать Достоевского не скучно
При этом Джоан Роулинг — больше не самый издаваемый детский автор в России. С первой строчки рейтинга ее вытеснили «наше все» в литературе для самых маленьких — Корней Чуковский и Александр Пушкин.
В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали.
Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной.
Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное.
Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е.
В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы.
Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.
Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных.
Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре.
Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил.
В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман.
Семнадцатилетняя самоубийца Оля очень быстро утратила веру в людей. Крафт — страстный ум, фанатик идеи — потерял веру в родину и тоже не хочет жить. Васин — умница, человек широких познаний — живет без одушевляющей веры, и потому ни в какое дело не вносит «сердечного пламени».
Но главный изъян молодежи, по мысли писателя, — безверие религиозное, а знание без веры мертво. Эта мысль утверждается в беседах Подростка с появившимся в их доме его «законным» отцом, странником Макаром Ивановичем Долгоруким. Старик Макар явился прямым воплощением того, о чем всю жизнь мечтал Аркадий, в чем он и признается уже при первой встрече: «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия...
Позднее то же слово произносит Макар в качестве упрека современным «большим людям»: «благообразия не имеют, даже не хотят его... Благообразия — то есть благого образа, достойного человека, который должен помнить, что он «образ и подобие Божие». Главное свойство благообразного человека — истинно братская любовь к другому человеку, ответственность за судьбу другого. Макар сразу поразил Подростка величавым иконописным обликом: «Седой-преседой старик, с большой ужасно белой бородой», «держал себя прямо», «широкоплеч, очень строгого вида, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами». Конечно, это впечатление величия произошло и от того, что известно было Аркадию о жизни Макара Долгорукого, о его понимании своей роли в качестве «законного супруга» матери Подростка Софьи Андреевны.
Макар Иванович полагал, что церковный брак с ней обязал его быть для нее опорой на всю жизнь, опекуном во всем он даже о денежном обеспечении ее заботился больше Версилова. Сношения его с «семейством» в виде постоянной переписки и посещения «родных» продолжались всю жизнь. Отпустив жену с Версиловым, он «взял грех на себя», а ее простил «великодушно и раз навсегда». Любовь к человеку органически сочетается у него с любовью к миру в целом. Ему свойственно радостно-экстатическое восприятие природы, любование ее «красотой неизреченной», благословение всему живущему на земле.
От этой любви и преобладающего эмоционального настроя рождается «веселие» сердца и умиление. По логике Макара, человек, «весело» воспринимающий Божий мир, — это и человек, верующий в Бога: «Ты не безбожник, ты — человек веселый», — говорит он лечащему его доктору. Макар внушает Подростку веру в Бога как доверие к миру, к его нетленной красоте, доверие к человеку, способному посвятить себя тому, чтобы «мир был самое прекрасное и веселое и всякой радости преисполненное жилище... Благодаря Макару в Подростке меняется онтологическое отношение к миру, по-иному видится ему теперь природа бытия. Это замечательно передано в том, как по-разному воспринимает Аркадий «луч заходящего солнца» до встречи с Макаром и после нее.
Макар внушает ему представление о тайне бытия, недоступной одному логичному взгляду ученого, о бессмертии любви, завещанной Христом: «и по смерти любовь». И все же наставления Макара Ивановича не спасают Аркадия от его падения, последовавшего за смертью старца. Более того, пытаясь оправдать это падение, мудрствующий Подросток даже силится опереться на некоторые максимы старца, например, на его установку доверять жизни, принимать ее, какова она есть. Задумав шантаж Ахмаковой, пытаясь заручиться поддержкой мошенника Ламберта, Аркадий пробует утешить себя ссылкой на законы жизни: «Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна! Потом все омоется, все загладится.
А теперь это — только широкость, это — только жизнь, это — только жизненная правда — вот как это теперь называется! Эта работа связана с разгадыванием собственной «широкости», а также «широкости» Версилова, а точнее, с осознанием отцом и сыном присутствия в себе «двойника» — человека, поступающего наперекор благородным стремлениям. Теперь даже исповедь Версилова — его рассказ о своих исканиях и утопиях, о «золотом веке» — волнует Аркадия не содержанием идей отца, а тем, как выражается в этом рассказе его личность: «Я был даже растроган, лжи, которой я опасался, не было, и я особенно рад был тому, что уже мне ясно стало, что он действительно тосковал и страдал и действительно, несомненно, много любил — а это было мне дороже всего». Юноша надеется, что отец идет наконец к ладу с миром и браку с матерью. Неожиданны для него новые срывы Версилова: расколотая им икона — благословение Макара, новое бегство из дома и новый фатальный порыв страсти к Ахмаковой.
Но и в себе самом Аркадий обнаруживает «двойника»: он уже не во сне, подсознательно, а вполне осознанно понимает, что пытается использовать документ, компрометирующий Ахмакову письмо, в котором она высказывала предположение о сумасшествии своего отца, старого князя Сокольского , не для спасения Версилова, а чтобы принудить ее стать его любовницей или женой. Позднее Аркадий испытывает острое чувство стыда, сознание грязи и мерзости, оттого что поддался двойнику двойник его, кстати, получает и персонификацию — это его товарищ по гимназии, пройдоха и шантажист Ламберт. Версилов получает свободу после смерти Макара Ивановича с точки зрения Макара, он теперь как раз несвободен — обязан жениться на Софье Андреевне, сдержать свое дворянское слово; Версилов же, наоборот, считает своим долгом «восставать против фатума». Аркадий же после катастроф, вызванных обманом и гонениями, сознает себя вправе быть судьей всех, кто зависит от «документа». В заключительной главе проблема самовоспитания утрачивает возрастной характер, рассматривается как задача всякого человека.
Эффект же «работы с собой», оказывается, во многом зависит от степени открытости личности для людей, для мира: импульсивный сообщительный Подросток способен лучше понять других, чем всегда сосредоточенный на собственных страстях Версилов. В решающий момент при шантаже Ламбертом Ахмаковой Аркадий обнаруживает вдруг осмотрительность и находчивость, в то время как всегда сдержанный Версилов теряет всякий контроль над собой, покушаясь на жизнь любимой женщины и самоубийство. Но твердость Аркадия в кульминационной и вместе с тем заключительной ситуации обеспечена прежде всего тем, что ему удается победить двойника, что в сознании его утвердилась другая — гуманная, благородная цель — «спасти всех! Говоря теперь о своем отношении к Катерине Николаевне, он заявляет: «О, пусть я покажусь ей мелким мальчишкой, который стерег ее и замышлял заговор; но пусть она сознается, что я покорил самого себя, а счастье ее поставил выше всего на свете». Замечательно это «покорил самого себя» — оно отвечает главной проблеме воспитания, по мысли Достоевского, — смирению «гордым человеком» своей «гордыни».
И хотя Аркадий так и не сумел никого осчастливить, он действительно спас, буквально спас от смерти и Катерину Николаевну, и отца. Покорив самого себя, он на самом деле явился спасителем «ближних». Через преодоление эгоизма, тщеславия, «плотоядия» обретает человек свой истинный образ — свой человеческий лик. Обретая же в себе человека, он способен уверовать и в образ Божий в себе — обрести Бога. Таков итог самовоспитания юноши в романе «Подросток».
Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов относится к разряду правдоискателей из дворян. Варианты этого типа представлены во многих романах русских писателей 1860—1870-х гг. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» , И. Гончарова «Обрыв» , Н. Лескова «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» , А.
Писемского «В водовороте», «Мещане» и др. Все они представляют разновидности образов аристократов, по-своему «идущих в народ», стремящихся нравственно приблизиться к нему и понять ценности демократической культуры. Уже первый рассказ Версилова Аркадию о романе с «мамой» обнажает фальшь в его гуманности и народолюбии. Начавшийся в пору общего увлечения народом, в 1840-х гг. Григоровича, «Поленька Сакс» А.
Дружинина союз Версилова с Софьей Андреевной носил искусственный, надуманный характер, хотя сам герой ставил этот «роман» в один ряд с гражданскими побуждениями либеральных дворян: «О, мы тогда все кипели ревностью делать добро, служить гражданским целям, высшей идее; осуждали чины, родовые права наши, деревни и даже ломбард, по крайней мере, некоторые из нас... Версилов полюбил Соню за незащищенность, за «вечную приниженность» перед ним. Признать ее человеком, равным себе, он никогда не мог. Не было у него в начале их связи и настоящего уважения к Макару Ивановичу, хотя с ним Версилов разыграл комедию равенства: человека провинившегося и кающегося перед обманутым мужиком. Позднее этот либеральный жест был осознан Версиловым как самообман: «Я, конечно, ломался, но я ведь тогда еще не знал, что ломаюсь».
Впрочем, не одно «ломание» и не одно желание потешиться с молодой крестьянкой было в этой истории. В любви к «маме» проявилось и искреннее и глубокое чувство «кающегося дворянина»: чувство вины перед этой женщиной за ее сломанную жизнь, а вместе с тем чувство вины перед всем приниженным, многострадальным народом, символом которого была для него Софья Андреевна: «Началось с ее впалых щек, которых я никогда не мог припомнить, а иногда так даже и видеть без боли в сердце — буквальной боли, настоящей, физической», — признается он. Версилов любил ее именно как символ народного унижения и нравственной чистоты, то есть «более, так сказать, гуманною и общечеловеческою любовью». Такой же отвлеченный характер носит и выношенная им идея появления в России «еще нигде не виданного высшего, культурного типа» — «типа всемирного боления за всех». Версилов убеждает Подростка, что во всей Европе к 1870-м гг.
Разумеется, эта тысяча состоит из любимого им дворянства. К народу, к человеку массы он теперь относится с недоверием. Однажды он высказывается с большей откровенностью: «... И однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза последнее необходимо.
В этих рассуждениях есть зародыши идей, из которых позднее разовьется концепция Великого инквизитора в романе «Братья Карамазовы» : есть мысль об элите, руководящей человечеством на пути к всемирному единству, убежденность, что сила элиты держится на страхе и авторитете, что гуманизм избранных сочетает любовь и презрение к слабым людям. В мыслях Версилова все эти элементы даны не системно — идейные установки героя лишены связующего стержня, подобно его сердечным увлечениям, отражают духовную раздвоенность. И сама позиция Версилова как представителя «высшей идеи», хранителя «знамени», чисто созерцательная, не органичная для его жизни. В этом отношении он является антиподом другому отцу подростка, Макару Долгорукому, у которого вся жизнь является реализацией его принципа «благообразия». Элементы инквизиторской идеи сочетаются у него с верой в то, что человечество пройдет через «страшные муки», достигнет наконец «царствия Божия».
В «исповедь» Версилова перед Подростком включен сон о «золотом веке». Автор, с небольшими поправками, перенес описание этого видения из неопубликованной главы «У Тихона», исключенной из окончательного текста романа «Бесы». Сон Версилова представляет «земной рай человечества», очень похожий на изображение картины К. Лоррена «Асис и Галатея». С точки зрения Достоевского, на картине изображена «колыбель европейского человечества».
Но этот сон вызвал у Версилова размышления не о прошлом, а о той грядущей гармонии, к которой стремятся социалисты-атеисты и которая, по-видимому, наступит как некая переходная стадия мирового развития, так как люди все больше одержимы идеей созидания мира без Бога. В этом мире люди, утратив веру в бессмертие и любовь к Богу, почувствовали бы себя осиротевшими и «весь избыток» утраченной любви перенесли бы на своих собратьев и на природу. И все же, хотя такой исход представляется Версилову вполне логичным, сердце его не допускает возможности жизни человека без Бога: «... Он приходил к ним, простирал к ним руки и говорил: "Как могли вы забыть Его? Мечтательство есть причина того, что он плохо поддается воздействию «живой жизни», в особенности если она не согласуется с его представлениями о себе и людях.
Катерина Ахмакова откровенно признается Версилову в том, почему она его разлюбила, несмотря на его «величайший ум»: «Мне всегда казалось в вас что-то смешное». Это «смешное» в самом чувстве Версилова к ней, в том, что он долгое время принимал свою самую сильную любовь за ненависть, а женщину, обожаемую им, — за человека, недостойного любви. Но эта оценка бросает дополнительный свет на всю жизненную позицию героя. В его народолюбии, в его идее мирового гражданства тоже есть нечто надуманное. Связь с народом, по мысли писателя, должна быть естественной и серьезной, и ведет к такой связи отказ от сословно-кастовой исключительности, умение понять потребности и ценности других сословий, открытость для мира, к чему оказывается не способным Версилов, проповедующий «всесоединение идей».
Щенников Г. Прижизненные публикации издания : 1875 — Отечественные записки. Журнал литературный, политический и ученый. Краевского, 1875. Год тридцать седьмой.
Он и общеевропейский, и специфический. Ведь и Достоевский французов отличен от Достоевского англичан или от Достоевского немцев. Говоря о российском восприятии, можно выделить, пожалуй, большее внимание к метафизике и религиозно-спиритуальной составляющей художественного послания Достоевского, к тому, что связано с сугубо духовными смыслами. Тогда как западный взгляд больше ориентирован на психопатологическое у Достоевского, на его откровения в области чистого «психо». Неслучайно Достоевский оказал колоссальное влияние на Фрейда.
Сам Зигмунд Фрейд считал «Братьев Карамазовых» наиболее великим романом в истории человечества. И признавался, что очень многое ему удалось сформулировать в базовых положениях своей теории, опираясь на Достоевского. Я имею в виду революцию. Конечно, в перспективе революционных событий отечественной истории ХХ века особым вниманием пользуется прогностика Достоевского именно в романе «Бесы». Он действительно постигает и те аспекты, которые потом отразятся в российской истории, и те аспекты, которые отразятся в истории человечества вообще, в опыте тоталитарных режимов и утопий ХХ-XXI веков.
Вообще «Бесы» удивительно современны. Как, собственно говоря, и вся романистика Достоевского. Она поражает своей пророческой актуальностью. Например, что такое международные террористические сети в современном мире, как не реализация тех положений, которые проговаривает Верховенский-младший в романе «Бесы»: о создании революционных пятерок как организационной основе террора? Учебник, который, к сожалению, прочитали внимательно.
Природу современного терроризма нельзя понять без сознания глубинной связи с темой повязанности общим грехом, общей кровью. Или комплекс Раскольникова — непосредственное предвестие демонстративного преступления, примеры которого мы видим и в современном мире. А «шигалевщина» — это код ко всем великим утопиям, в том числе к современным утопиям трансгуманизма нынешнего мира с его странноватыми и страшноватыми представлениями о преображении человека, базовых, нравственных ценностей. Слишком многое Достоевский предчувствует в своем творчестве, в том числе характерное и для нашего времени. Правда, по большей части это тяжелые и даже жуткие вещи.
Творчество каких писателей могло так повлиять на Достоевского? Это несомненно так. С довольно ранних лет колоссальное влияние на Федора Михайловича оказал, во-первых, Пушкин. Существенно влияние Шиллера. Поэтика раннего Достоевского складывается в большой степени под влиянием французской литературы того времени.
Здесь важен опыт знакомства с Бальзаком. Буквально отрабатывает перо на этом переводе. Для всего художественного мира писателя чрезвычайно существенна роль Сервантеса. Так, понимание сущности образа Мышкина немыслимо без проекции на «Дон Кихота» Сервантеса. И это только часть имен, ими все не исчерпывается.
Достоевский много читал. У него не было системного университетского гуманитарного образования, но он был человеком весьма образованным и жадно занимавшимся самообразованием. Показательно, с какой настойчивостью он просит присылать ему новые книги в ссылку. Причем, это серьезная литература. Это книги по античной истории, классической философии, по истории права.
Достаточно широкий и даже респектабельный диапазон книжных интересов. Прослеживаются ли эти события в его творчестве? В том числе и тем, что он никогда не пытался никому выставить счета, связанные с этим тяжелейшим трагическим опытом осуждения на смертную казнь, а затем каторги и ссылки. Достоевский считал, что для него это важный опыт. Он был ему благодарен.
И когда некоторые его знакомые нарочито оппозиционных взглядов взывали к его самосознанию обиженного самодержавием человека, Федор Михайлович неизменно их осаживал. Он считал, что для его души — это важнейший этап, без которого он просто не мог бы состояться как человек. В этом смысле весь зрелый Достоевский выходит из опыта каторги, тюрьмы. Именно тогда Достоевский переживает религиозный перелом. Хотя и до того он атеистом не был.
Но глубинно религиозным человеком, для которого центром мироздания, центром самосознания является Христос, чье представление о человеке целиком христоцентрично, он становится именно там, на каторге и в ссылке. А это, собственно говоря, основа всего позднего Достоевского. В чем истинный секрет этой актуальности? Я бы предложил один. Конечно, Достоевский реалист.
Но неслучайно он настороженно относился к попыткам говорить о себе как о «реалисте», о собственной литературе как «реалистической». Он говорил о своем методе как об особом реализме, «реализме в высшем смысле». И этот реализм отличается от обычного реализма фактографии, изображения действительности, этакого ей подражания. С этой точки зрения Достоевский, в общем-то, не особо в действительности верен. Его зачастую упрекали в том, что у него ненатуральные герои, что это люди вечной лихорадки, что обычная жизнь в творчестве Достоевского — бесконечный скандал.
Young adult как современный Достоевский
Это не сословная спесь. Естественно, в русском дворянстве концентрировалась культурная и родовая память. Достоевский, кстати, очень дорожил своей принадлежностью к сословию. Он понимал, что у нации должен быть культурный авангард. Но отнюдь не возносящийся над «мужиком Мареем», а, напротив, духовно связанный с ним. Но порой создается впечатление, что Федор Михайлович для вас — лишь повод к большому разговору: о России, о революции, о терроре… В вашей последней работе «Возвращение билета» задействованы чуть ли не все главные имена русской литературы — от Чаадаева и Белинского до Мандельштама, Заболоцкого, Булгакова, Синявского, Солженицына. Но согласитесь, что и «Возвращение билета», и «Последний год Достоевского» далеко выходят за рамки «чистого» литературоведения.
По этому поводу замечено: «Но для того чтоб мною ведать, вам надобно меня убить». Значим не только текст, но и контекст: исторический, психологический, бытовой. Литература не объяснима исключительно из нее самой. Хотелось бы постичь не только механизм возникновения образа хотя это тоже важно , но и причины жизни, ему потворствующие. В «Возвращении билета» Достоевский лишь один из персонажей, но он — тот магический кристалл, сквозь который различима суть вещей. Неужели нельзя без потрясений?
Но ведь тогда получается: чем хуже жизнь, тем лучше литература. Как-то нецивилизованно, негуманно… Может, ну ее, такую литературу?.. Когда отец Мережковского привел к Достоевскому своего пятнадцатилетнего отрока и тот стал читать ему свои слабые юношеские стихи, слушатель с неудовольствием заметил: «Чтобы хорошо писать, надо страдать! Папашу можно понять. Но писатель сам делает выбор. Вы думаете, автор «Бедных людей» очень стремился на эшафот?
Нет, этот подсознательный суицидальный синдром был следствием глубокого недовольства собой, в том числе как художником. Он хотел, как говорят его каторжники, «переменить судьбу». Не будь Семеновского плаца и Сибири, написались бы те же «Братья Карамазовы»? Не знаю. Вообще, биография таких писателей, как Пушкин, Толстой, Достоевский, — часть национальной истории. Изымите из нее биографию Пушкина с Царским Селом, Югом, Михайловским, Болдино, да, пожалуй, и с Натали — это будет уже история другой страны.
А у нас даже художественное событие может равняться Аустерлицу. Кто знает, отдайся Татьяна Онегину — мы, может быть, уже давно примкнули бы к мировой цивилизации. С другой стороны, не надо преувеличивать силу писательского слова. Ведь все предупреждения были сделаны: Достоевским, философами Серебряного века, тем же Толстым. И что же? Разве это остановило «грядущих гуннов»?
В древности пророков побивали камнями. В новейшие времена им дают газетную колонку и хвалят стиль.
Как обычно, состоятся научные конференции — в Петербурге, Омске, селе Даровом. Вот, пожалуй, и все.
В октябре в Дрездене предполагают — при участии президента Путина и канцлера Меркель — открыть памятник автору «Карамазовых». В Беларуси 2006 год объявлен Годом Достоевского. Мне сравнительно недавно удалось побывать на симпозиуме по Достоевскому в Бразилии. Хотя, казалось бы, что ей, Бразилии, Гекуба?
А у нас — полная тишь. Где национальные торжества в честь, может быть, самого известного в мире гражданина России? Подумаешь, Достоевский. Мы ведь получаем космические доходы от нефти.
Но автор «Преступления и наказания» стоит всего золотого запаса страны. Он-то, собственно, и есть наш золотой запас. И даже — страшно молвить — стабилизационный фонд. Вопрос, как им распорядиться.
В конце года мы намереваемся провести симпозиум, посвященный 500-летию рода писателя. Нас поддержала Московская городская Дума. Но средств, которые обещают пока только обещают! Спонсоры не просматриваются.
Разве что старухи-процентщицы... Если серьезно, мы продолжаем уповать на Федеральное агентство по культуре и кинематографии и особенно на правительство Москвы, которое всегда благородным образом откликалось на наши призывы. Место изумительное. Здесь Достоевский-ребенок провел не одно лето.
Здесь ему явился мужик Марей. Здесь в чистом поле нашел свою смерть скорее всего насильственную его отец. И самое фантастическое, самое невероятное, что, несмотря на все катаклизмы, почти полностью сохранился исторический ландшафт. Мы видим практически то же, что видел юный Достоевский.
Гений этого места еще не умер. Нужно незамедлительно, пока не поздно, пока все это еще не застроено особняками, не вырублено и не замощено, создать государственный историко-культурный заповедник. Много ли в России осталось подобных мест? И не будем ли мы, как всегда, посыпать голову метафизическим пеплом?
Сейчас мы готовим к переизданию уникальную книгу Михаила Волоцкого «Хроника рода Достоевского». Она выходила в 1933 году тиражом 1500 экземпляров. Но мы не просто воспроизводим первое издание.
Одним из самых страшных воспоминаний является история о девочке-сверстнице. Ей было около 9 лет, когда она пережила насилие и скончалась в больнице. Поэтому образ замученного ребенка не раз будет появляться в романах писателя. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Александра Сергеевича Пушкина. При том что несколько месяцев назад не стало его матери. Несколько раз Федя говорил, что, если бы не было семейного траура, он бы попросил у отца «носить траур по Пушкину». Через несколько лет умер и старший Достоевский.
Есть версия, что он скончался не от апоплексического удара, а его убили. Писателя приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Смертный приговор вынесли Достоевскому и еще 19 участникам. Прямо перед расстрелом казнь заменили на многолетнюю каторгу. Это событие очень сильно повлияло на психику писателя. Эту историю он отразил в романе «Идиот». Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Её ограбил и убил дворник.
Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги. Выплачивать пришлось практически всю жизнь. За свои произведения писатель получал небольшую зарплату. Его гонорар за печатный лист составлял 150 рублей, а Льву Толстому платили 500 рублей. Современные исследователи биографии и творчества Достоевского считают, что у него не было эпилепсии.
Формально в этом письме он впервые выступает наставником русской молодежи, хотя брать на себя роль учителя и проповедника, как он сам признавался, не желал. Писатель видит в молодежи «великую надежду России»: «никогда молодежь наша не была искреннее и честнее что не малый факт, а удивительный, великий, исторический. Но в том беда, что молодежь несет на себе ложь всех двух веков нашей истории» [6]. Федор Михайлович определяет два пути молодежи. Первый — атеизм: «наш студент уходит не к народу, а куда-то за границу, в "европеизм", в отвлеченное царство небывалого никогда общечеловека, и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его» [6], второй — путь в народ, который сложен для современного поколения, поскольку, во-первых, необходимо «разучиться презирать» народ, а, во-вторых, «уверовать в Бога».
Следовательно, вполне логичен образ Алеши Карамазова, окруженного детьми. Он готовит «будущее молодое поколение, нынешних детей, которые уже и сейчас обожают его, как ученики учителя своего» [8, с. Юрий Селезнев также дает следующую точную характеристику этому образу: «многое будет зависеть в судьбе ее России от того, за кем они дети пойдут, в кого поверят — в великого ли инквизитора или в противостоящий ему трудный духовный подвиг Алеши? Если литературное творчество стало для Федора Михайловича ареной для выражения идей, то публицистическое — непаханым полем для их исследования и формирования. Так, одни из первых статей «Дневника писателя» публицист посвятил будущему страны — детям и молодежи. С одной стороны — развязная «обжорливая младость», с другой — выходцы «с ручкой» из бедных семей. Если первые толкаются, не извиняясь и проходя с полным правом, «может быть их так тому и учат для развития в них развязности» [1, с. Писатель остро ощущает отличия нового поколения молодежи. Она стала более решительной и гораздо меньше времени отводит на размышления и сомнения. Показательна статья «Анекдот из детской жизни».
В данном тексте Федор Михайлович рассуждает, что могло повлиять на разум юной девочки, решившейся сбежать из дома, не желая учиться, или на желание гимназистов отправиться в Америку в поисках свободы. Потерянность поколения, его оторванность от действительности Достоевский связывал с отсутствием «чувства долга, ощущения обязанности, — к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам» [2]. Этот надлом в сознании не был представлен лишь несколькими исключительными случаями. Молодое поколение начинало массово мыслить иначе. Потеря веры в бессмертие души, обесценивание жизни и попытка испытать судьбу стремительно привлекали интерес. Это стало важнейшей причиной увеличения количества самоубийств среди молодежи и детей: «Мы действительно видим очень много а обилие это опять-таки своего рода загадка самоубийств, странных и загадочных, сделанных вовсе не по нужде, не по обиде, без всяких видимых к тому причин» [3]. Федор Михайлович в «Дневнике писателя» в нескольких материалах ставит перед собой задачу — исследовать причины таинственных самоубийств. Одно из них: самоубийство молодой девушки, дочери известного русского эмигранта, написавшей предсмертную записку о том, что она собирается предпринять длинное путешествие. Публицист, анализируя возможные причины такого финала, приходит к выводу, что дело не в материальных причинах, а лишь в поисках чего-то более сложного, чем «прямолинейность жизни». Иное самоубийство молодой бедной швеи Достоевский называет «каким-то кротким, смиренным», поскольку умирала она, держа в руках образ.
Показательное отрицание и непонимание, как отмечал писатель, начинали звучать важно: «фраза "Я не понимаю этого" выговаривается почти с гордостью» [1, с. Рассуждения самоубийцы-материалиста, опубликованные в «Дневнике писателя», отражают грубое отрицание жизни: «так как природу я истребить не могу, то и истребляю себя одного» [1, с. Федор Михайлович был несомненно убежден, что главнейшей причиной подобных исходов является духовная болезнь — «отсутствие высшей идеи существования в душе». Умерщвление себя или другого часто не имеет под собой фундаментальной материальной причины. Родион Раскольников совершает преступление прежде всего для того, чтобы подтвердить свою теорию на идейном уровне.
Достоевский Фёдор
Достоевский, Федор Михайлович - ПЕРСОНА ТАСС | Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. |
«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство | федор достоевский, новости культуры, книги. |
Читать Достоевского не скучно — Новости Санкт-Петербурга › | Прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года молодой Достоевский уволился со службы. |
В Москве появился молодой Достоевский — фото | Достоевский изображен 25-летним юношей в тот период, когда он решил всецело посвятить себя литературе. |
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Достоевский Фёдор
- Читать Достоевского не скучно
- Сериал Достоевский (2010) - актеры и роли - российские фильмы и сериалы - Кино-Театр.Ру
- Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
- Достоевский: биография писателя
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист
Именно это произведение читал Достоевский 6 июня 1880 года на празднике в Благородном собрании после церемонии открытия памятника Пушкину в Москве. В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. вся информация о книге на ReadRate. Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского. Он даже высмеивал молодого Достоевского, что очень ранило честолюбивую душу Федора Михайловича.
Достоевский Фёдор
В центре Москвы открыли памятник молодому Достоевскому. 8 июля 2021 года в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Русские мальчики и девочки Достоевского: ранние человеколюбцы и. Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского. «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Пушкина, которая произошла через несколько месяцев после смерти его матери. Достоевский — все новости по теме на сайте издания Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей.
Со дня рождения Федора Достоевского исполнилось 200 лет
После этого я легла лицом в пол и не могла ничего писать еще какое-то время. Так я поняла, что 2000 слов в день — это многовато. Еще 8 месяцев я редактировала текст, потом я привезла его на семинар, где мастер дал мне рекомендации: еще две правки заняли где-то полгода. Потом я отправила роман издательству». С предложением о публикации Летт позвонили примерно через полгода после того, как она отправила рукопись в «Альпину» после объявления издательством опен-колла на фэйсбуке. Еще полгода заняла редактура. Вторую часть Летт написала уже быстрее. В трилогии «Мир из прорех» вышло уже две книги, сейчас идет работа над третьей, она выйдет осенью. Эти романы — первый для направления «Альпина Z» опыт работы с русскоязычным автором, ранее в серии выходили только переводные романы. Работа над каждой книгой — очень сложный процесс, мы всё делаем в сотрудничестве с авторами, в том числе и иностранными.
Цикл предпечатной подготовки занимает несколько месяцев: это и редактура, и выбор обложки, и две корректуры. Так и редактура «Мира из прорех» заняла много времени: мы вместе корректировали некоторые эпизоды. Нужно было очень тонко и деликатно описать эти моменты, и мы это делали вместе с автором», — поясняет Анастасия Маркелова, руководящая направлением «Альпина Z».
Праправнук писателя Алексей Дмитриевич по достоинству оценил ее работу. Мы привыкли видеть Достоевского умудренным старцем с бородой, погруженным в думы. Таков классик на знаменитом портрете Василия Перова, который специально ездил в Петербург и неделю общался с писателем, чтобы уловить его мимику, черты, образ.
Таков Достоевский, сидящий у Российской библиотеки, — памятник работы скульптура Александра Рукавишникова и архитекторов Михаила Посохина, Александра Кочековского и Сергея Шарова появился в Москве в 1997 году и успел стал символом города. Кстати, недавно он преобразился: вокруг выросли березки и цветы. Мудрым старцем, почти аскетом писатель изображен и скульптором Сергеем Меркуловым — этот монумент появился в столице в 1936 году на Цветном бульваре, но в тот же год был перенесен к Мариинской больнице, где служил лекарем его отец. Новая скульптура Достоевского, созданная к 200-летнему юбилею, другая. Юный Федор Михайлович сидит на скамейке с томиком «Бориса Годунова» рядом с книжным магазином. Каждый желающий может присесть рядом, подумать о судьбах мира вместе с ним или сделать селфи.
Инициатором установки объекта стал Книжный клуб имени писателя: Достоевский появился рядом с его входом. Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма.
По ее словам, подростковую литературу особенно сложно издавать: нужно отвечать не только перед подростками, предлагая им историю, в которой будут уникальные миры, герои, которым хочется подражать, путешествия, монстры, чудовища, любовные переживания, дружба, а но и перед родителями. C одной стороны, многие темы по-настоящему можно раскрывать именно в этом жанре, с другой — возрастной ценз диктует правила, по которым на эти темы можно говорить. Особенность работы автора заключается как раз в том, чтобы говорить на вечно актуальные темы — любовь, смерть, дружба, предательство, одиночество — и в то же время быть готовым к столкновению с цензурой или острой реакцией. Родителям подростков, например, не всегда нравится, когда автор говорит про смерть, хотя эта тема всегда была в детской литературе, и та же Астрид Линдгрен говорила: с детьми нужно обсуждать любовь и смерть», — добавляет Яна Летт.
На вопрос о том, отличается ли новое поколение читателей-подростков от предыдущих, Яна Летт замечает, что они меньше интересуются научной фантастикой, а на имена Стругацких или Брэдбери реагируют равнодушно: чаще всего они их не читали. Они гораздо более осознанные и взрослые, на мой взгляд, чем были мы. Наверное, мы тоже были классными, но в чем-то другом. Иногда даже становится грустно: есть ощущение, что они в свои 15-16 лет уж очень взрослые и думают о сложных, грустных и тяжелых штуках, вроде глобального потепления, о которых я в 15 лет не думала». По словам Маркеловой, сейчас «Альпина Z» активно ищет новых авторов и переводчиков, а редакторы издательства внимательно читают все поступающие рукописи. Отправить свою рукопись можно на почту a.
С одной стороны, на рынке переизбыток историй, а с другой — дефицит действительно хороших книг, как и зарубежных, так и российских. Ежедневно приходят десятки писем от авторов, у нас есть штаб рецензентов, которые всё это читают. Могу сказать, что нам важен и автор, и его личность, и то, как он проявлен в социуме: как показывает практика, работа с автором, который хорошо презентует себя, идет намного продуктивнее.
Еще полгода заняла редактура. Вторую часть Летт написала уже быстрее.
В трилогии «Мир из прорех» вышло уже две книги, сейчас идет работа над третьей, она выйдет осенью. Эти романы — первый для направления «Альпина Z» опыт работы с русскоязычным автором, ранее в серии выходили только переводные романы. Работа над каждой книгой — очень сложный процесс, мы всё делаем в сотрудничестве с авторами, в том числе и иностранными. Цикл предпечатной подготовки занимает несколько месяцев: это и редактура, и выбор обложки, и две корректуры. Так и редактура «Мира из прорех» заняла много времени: мы вместе корректировали некоторые эпизоды.
Нужно было очень тонко и деликатно описать эти моменты, и мы это делали вместе с автором», — поясняет Анастасия Маркелова, руководящая направлением «Альпина Z». По ее словам, подростковую литературу особенно сложно издавать: нужно отвечать не только перед подростками, предлагая им историю, в которой будут уникальные миры, герои, которым хочется подражать, путешествия, монстры, чудовища, любовные переживания, дружба, а но и перед родителями. C одной стороны, многие темы по-настоящему можно раскрывать именно в этом жанре, с другой — возрастной ценз диктует правила, по которым на эти темы можно говорить. Особенность работы автора заключается как раз в том, чтобы говорить на вечно актуальные темы — любовь, смерть, дружба, предательство, одиночество — и в то же время быть готовым к столкновению с цензурой или острой реакцией. Родителям подростков, например, не всегда нравится, когда автор говорит про смерть, хотя эта тема всегда была в детской литературе, и та же Астрид Линдгрен говорила: с детьми нужно обсуждать любовь и смерть», — добавляет Яна Летт.
На вопрос о том, отличается ли новое поколение читателей-подростков от предыдущих, Яна Летт замечает, что они меньше интересуются научной фантастикой, а на имена Стругацких или Брэдбери реагируют равнодушно: чаще всего они их не читали.