Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Можно ли кушать сладкое во время поста? Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней.
Клин православный
Во время поста, включая Великий пост и Рождественский пост, верующим рекомендуется воздерживаться от бритья. В пост человеку нельзя ругаться и злословить. Можно ли похудеть в пост?
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Самыми строгими считаются первые четыре дня и Страстная седмица — последняя неделя поста. В первый день поста, Чистый понедельник, нельзя есть вообще ничего. Это же правило касается и Великой пятницы — последней пятницы перед Пасхой. В остальное время питание проходит по определенному графику: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Разрешено пить воду и компоты и есть хлеб, фрукты, овощи. Во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла и только вечером, а в субботу и воскресенье разрешены определенные послабления — например, горячая пища с маслом. Как правильно подготовиться к посту Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. Лучше пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, Вы получите благословение на нестрогий пост. Узнайте, какие продукты можно в Великий пост, а какие строго запрещены. Попросите поддержки у родственников или друзей.
Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста.
Постоянно думать о том, что съесть — неправильно.
Можно ли краситься во время поста? Можно ли стричься и бриться в месяц Рамадан? Во время поста в течение месяца Рамадана мусульманам разрешается в светлое время суток, днем, подстригать ногти и стричь волосы. Читайте также Почему в машине безопасно во время грозы? Можно ли держать пост Рамадан при простуде? Если человек болеет простудой или гриппом и не может держать пост, он должен возместить эти дни после выздоровления. А если у человека такие серьезные болезни, как сахарный диабет или язва желудка, или он не может держать уразу из-за пожилого возраста, им разрешается не держать пост, а накормить нуждающегося.
Что можно пить во время поста? Такое питание называется сухоядением. В дни сухоядения нельзя пить горячие напитки — чай, кофе, а также компоты, отвары трав, вино. Разрешенные напитки — вода и соки.
Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение. В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим.
Возможно, потребуется благословение, если человек захотел поститься в другое время, когда по церковному календарю нет поста. В пост нельзя вступать в брак, венчаться и крестить детей Венчаться в пост нельзя. Значит, расписываться в ЗАГСе тоже не стоит. Это благочестивая традиция. Конечно, бывают исключения. Почему в пост нельзя венчаться? Потому что венчание предполагает супружескую близость, а в период поста и некоторые другие дни церковного года на нее наложен запрет в виде воздержания. Если же по каким-то обстоятельствам вам необходимо оформить брак в ЗАГСе во время Великого поста, сохраните себя в чистоте до венчания. А венчаться можно сразу после поста. Крестить в Великий пост не возбраняется. Тем более что в древней церкви желающие принять крещение в течение поста проходили особую подготовку, в том числе оглашение, а накануне праздника Пасхи, в Великую субботу, крестились. В современности Таинство крещения в православных храмах совершается в течение всего года. В пост нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, смеяться Здесь нужно говорить не о запрете, а о уместности или неуместности. Соблюдение поста мирянами регламентировано не сильно, что оставляет определенную свободу в том, как его проводить, что позволять и чего не позволять себе в эти дни. Отказ от просмотра телевизора, прослушивания музыки и смеха чаще мотивирован двумя причинами: общее ограничение в развлечениях и удаление от всего, что отвлекает от внутренней собранности. Святой Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Гл 6 ст 12.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
— Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста? Можно ли кушать сладкое во время поста? В пост человеку нельзя ругаться и злословить.
Как держать Великий пост честно, но без фанатизма. Личный опыт за 25 лет
Можно ли во время поста смотреть сериалы, телевизор, реалити-шоу? бриться можно всегда, нельзя повреждать край бороды иудеям, они поэтому пейсы носят. Вопрос о возможности бриться во время поста в православии вызывает различные мнения и трактовки. Можно ли бриться во время поста Рамадан, запреты и ограничения в этот период. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление – в рацион можно добавить рыбную икру. Когда можно кушать, можно ли заниматься сексом — главное о том, что нарушает пост в Рамадан 2024.
Великий пост – время отсечь ненужное
Например, у многие возникает вопрос по поводу того, можно ли в постные дни стричь или красить волосы. Казалось бы, ответ должен быть самый простой. Ну что грешного в том, чтобы пойти в парикмахерскую? Однако, все не так просто, считают многие православные священники. Батюшки предлагают копнуть глубже и сначала ответить на вопрос, зачем Вы собрались в салон красоты?
Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое. Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете. Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит. Приметы против уборки На Руси существовало множество примет против уборки. Православные не убирались ночью и после заката.
Так можно смыть благополучие семьи. Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали. Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье. Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя.
По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет. Следовать этим приметам — не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия — убираться по воскресеньям. Что именно нельзя делать в церковные праздники?
Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие. Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой.
Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться.
А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу. Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа.
Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни. Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось.
Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу. В какие праздники лучше не планировать дел? Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы — Пасха и Рождество. Протоиерей Александр Ильяшенко говорил: «Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях.
Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме». Мнение священнослужителей, относительно купания в воскресенье. После введения христианства Князем Владимиром, воскресенье стало официальным выходным днем. Это было сделано для того, чтобы все рабочие люди, которые до этого работали в воскресенье, смогли посещать церковь, молиться и присутствовать на богослужении. Можно ли мыться, купаться в воскресенье взрослым, мыть голову, ходить в баню в православии: приметы, мнение священника Соответственно в воскресенье тяжелая физическая работа отменялась и говорили, что тех кто будет работать в воскресенье, накажет Бог. Это было сделано для того, чтобы запугать людей и заставить их ходить в храм по воскресеньям. Несмотря на это, после официального введения христианства на Руси, многие люди продолжали тайно поклоняться языческим богам.
Воскресенье на Руси: В воскресенье даже нельзя было мыться. Это связано с тем, что раньше, для того чтобы попариться в бане, необходимо было совершить очень много тяжелой физической работы. Например, наколоть дров, растопить баню, вымыть ее. Это было достаточно затратно как по времени, так и по физическим силам. Соответственно до литургии нельзя было успеть натопить баню и попариться. Поэтому люди, которые хотели посетить баню, откладывали свой поход в храм. Этого делать было нельзя.
В Благовещенье говорят: «Курочка яичко не несет, девушка косы не плетет». Хозяйка не должна ножницы видеть, иголки брать в руки, скотину из дому выпускать. Прясть нельзя в воскресенье и в праздник, а вязать можно. Подробнее о купании в православные праздники, можно узнать. Купаться в воскресенье Мнение священнослужителей: Сейчас ситуация поменялась, потому как большинство бань платные, и работают они совершенно по другому принципу. Теперь нет необходимости полдня колоть дрова, чтобы попариться в бане. Достаточном заказать помещение на определенное время и прийти попариться.
Если у вас своя собственная баня, вы живете в частном доме, то тут все еще проще. Сейчас очень много электрических печей для бани и разнообразных каминов, которые топятся без дров. Священнослужители ничего не имеют против посещения бани в воскресенье, если конечно отдых в бане не заменяется походом в храм. Поэтому, если вы помолились дома или сходили в церковь в воскресенье, можете смело приходить домой и посещать баню, мыться, купаться, либо мыть голову. Исходя из всего вышесказанного, купаться по воскресеньям, принимать душ, ходить в баню не является грехом и Бог за это не наказывает. Священнослужители не запрещают посещать баню и купаться в воскресенье. Точно такое мнение существует относительно православных праздников, которые припадают на воскресенье или на любой другой будний день.
Сейчас многие люди работают в церковные праздники, если они припадают на будний день. Поэтому никакого наказания быть не может купаться в воскресенье Можно ли купать детей в воскресенье? Купать детей воскресенье не просто можно, но и нужно. Дело в том, что чаще всего в понедельник детям нужно идти в школу или в сад. Поэтому необходимо привести детей в порядок, вымыть им волосы и другие части тела. Служители церкви ничего не имеют против купания детей по воскресеньям. Это никак не перечит правилам, ведь в воскресенье богослужение происходит в первой половине дня.
Поэтому после обеда можно спокойно отправляться купаться и заниматься своими делами. Священнослужители не запрещают купаться, принимать душ, ходить в баню в выходные дни. То есть в воскресенье или в православные праздники можно купаться. ВИДЕО: Купаться в воскресенье Источник Церковные праздники — это особое время, когда верующие отдают дань почтения и принимают участие в обрядах и богослужениях. Однако, среди множества вопросов, которые волнуют их, есть и такой: можно ли бриться в течение этих священных дней? Согласно канонам православия, ответ на этот вопрос неоднозначен и требует некоторого разъяснения. Во время церковных праздников многие верующие придерживаются особых правил и запретов, которые помогают им подготовиться духовно и отдать должное важности этих дней.
Одним из таких запретов является отсутствие бритья — это своего рода отказ от мирских забот и стремление к повышенной концентрации на жизненном пути во время праздника. Однако, необходимо учитывать, что наиболее строги запреты касаются лишь особых церковных праздников, таких как: Рождество, Пасха и другие крупные праздники. В противном случае можно считать допустимым бриться, особенно если это требует среди других социальных обстоятельств. Содержание Можно ли бриться в церковные праздники? Разъяснение правила Правила бритья в церковные праздники Толкование церковного правила о бритье в праздники Можно ли бриться в церковные праздники? Вопрос о том, можно ли бриться во время церковных праздников, достаточно часто обсуждается среди верующих. Согласно канонам православия, во время поста и особенно во время церковных праздников приходится соблюдать некоторые ограничения в поведении и внешнем облике.
Но что касается бритья, здесь нет строгих запретов. В православии не существует прямых запретов на бритье во время церковных праздников, таких как Рождество, Пасха или Великий пост. Тем не менее, важно помнить о соблюдении духовных ценностей и уважении к церковным традициям. Поэтому, решение о бритье во время церковных праздников остается на усмотрение каждого верующего. Некоторые могут решить не бриться во время праздников как проявление покаяния и воздержания, другие же могут принять решение продолжать заботиться о собственном внешнем виде. Важно помнить, что самое главное во время церковных праздников — это духовное преображение и обновление. Внешность — лишь один из аспектов веры, и каждый верующий сам должен принимать решение, соответствующее его отношению к своей вере и внутренним убеждениям.
Разъяснение правила В церковных праздниках соблюдается особый ритуал и установлены определенные правила поведения для верующих. Одно из таких правил касается бритья во время церковных праздников. В православной традиции существует убеждение, что во время церковных праздников и постов от внешних дел лучше воздержаться, чтобы уделять время молитве и духовному размышлению. Однако, вопрос о бритье во время церковных праздников не имеет однозначного ответа. Некоторые священнослужители считают, что бриться можно без вреда для душевной жизни, так как бритье является гигиенической процедурой, а не мирским увлечением. Несмотря на это, многие верующие решают воздержаться от бритья во время церковных праздников по уважению к святыне и принятым обычаям. Такая практика не является строгим требованием, но считается благочестивым поступком.
Итоговое решение о бритье во время церковных праздников остается на усмотрение каждого верующего, и зависит от его духовного состояния и понимания православных учений. Важно помнить, что церковные праздники в первую очередь являются временем для трапезы духовной и укрепления веры, поэтому самое главное во время этих дней — сосредоточиться на отношениях с Богом и на духовных практиках. Правила бритья в церковные праздники В церковных праздниках есть определенные правила относительно бритья, которые придерживаются многие верующие. Эти правила основаны на традициях и учении Церкви и имеют своеобразное историческое значение. Во время церковных праздников считается желательным воздерживаться от бритья. Это связано с тем, что церковные праздники считаются особыми днями, посвященными святым событиям или памяти святых людей. В эти дни верующие стремятся обратить свое внимание на духовные аспекты жизни, а не на внешний облик.
Изначально запрет на бритье в церковные праздники был связан с идейным понятием покаяния и печали. В древности христиане отказывались от бритья, чтобы показать свое смирение и соболезнование к Христу и Его страданиям. Бритые лица ассоциировались с молодостью, красотой и мирскими ценностями, в то время как во время праздников верующие ориентировались на духовные ценности и покаяние. Сегодня многие верующие придерживаются этого традиционного правила и не бреются в церковные праздники. Однако на практике многие факторы влияют на решение о бритье в эти дни. Правила могут различаться в зависимости от конкретной церковной традиции или даже отличаться в разных странах. Например, в различных регионах России и Украины существуют свои особенности относительно бритья в церковные праздники.
В церковных правилах нет явно указанных запретов на бритье, и каждый верующий может самостоятельно решить, следовать ли этому традиционному правилу или нет. Некоторые люди придерживаются бритья в церковные праздники, считая это символическим путем проявления своей веры и благоговения перед Богом. Другие же считают, что главное в церковных праздниках — это духовное преображение и участие в богослужении. Независимо от решения бриться или нет в церковные праздники, главное — это отношение к молитве и духовному росту. Верующий человек должен помнить, что самое важное — это не внешний облик, а состояние души и общение с Богом. Бриться или не бриться — это личное решение каждого верующего, и каждый должен выбирать путь, который соответствует его внутренним убеждениям и отношению к вере. Толкование церковного правила о бритье в праздники По общему правилу, бриться в дни, которые относятся к особым событиям в христианской традиции, не рекомендуется.
В такие дни верующим предлагается воздержаться от мирских дел и посвятить время размышлениям, молитве и посещению церкви. В эти дни верующим рекомендуется соблюдать особую благочестивую атмосферу, которая может быть нарушена бритьем. Однако, есть исключения из этого правила. В некоторых случаях, бриться в праздники считается допустимым. Например, если человеку требуется бриться по медицинским или гигиеническим причинам, то он может нарушить правило воздержания от бритья в праздник. Однако, желательно делать это внимательно и с благочестивыми помыслами, чтобы не нарушить особую атмосферу праздника. Более того, существуют разные трактовки этого правила в разных церковных течениях и общинах.
Некоторые предпочитают бриться только перед праздником, чтобы празднование проходило в особой чистоте и благости. Другие же считают, что бриться в праздник не имеет особого значения, и это дело каждого верующего. Таким образом, толкование церковного правила о бритье в праздники может варьироваться и зависеть от многих факторов, включая индивидуальные предпочтения и традиции общины. В любом случае, важно помнить, что уважение к религиозным нормам и традициям является важной частью духовной практики и самоидентификации верующего. Источник Введение В православной традиции существует ряд особых правил и обрядов, которые регулируют поведение верующих во время праздников. Одним из вопросов, который часто возникает, является возможность стрижки волос или бритья во время православных праздников. В данной статье мы рассмотрим 8 важных фактов, связанных с этой темой.
Стрижка и бритье во время поста Во время Великого поста, который является одним из самых строгих временных периодов в православии, стрижка и бритье волос рекомендуется ограничить или полностью отказаться от них. Пост — это время покаяния и самоограничения, поэтому многие верующие отказываются от таких внешних проявлений. Стрижка и бритье в праздничные дни В дни праздников, когда отмечается важное событие в жизни Церкви, стрижка и бритье волос допускаются. В эти дни приходящие в храм верующие могут производить подобные процедуры без нарушения правил и обрядов. Индивидуальное решение Каждый верующий самостоятельно принимает решение о том, стричься ли ему во время праздников. Верующие обычно руководствуются своей совестью и духовным наставлением своего духовника или священника. Особые правила для священнослужителей Священнослужители, такие как священники или монахи, имеют свои особые правила в отношении стрижки и бритья.
Они должны соблюдать определенные нормы внешнего вида, которые могут отличаться от обычных членов церковного общества. Традиции и обычаи В разных странах и культурах существуют свои традиции и обычаи в отношении стрижки и бритья во время православных праздников. Например, в некоторых странах считается неприличным стричься или бриться во время Великой Седмицы перед Пасхой. Россия В России стрижка и бритье волос во время праздников считаются допустимыми. Сербия В Сербии многие верующие отказываются от стрижки и бритья во время Великого поста и других крупных праздников. Духовное значение Некоторые верующие придают особое духовное значение стрижке и бритью во время православных праздников. Они считают, что отказ от этих процедур помогает им сосредоточиться на духовном росте и покаянии.
Личная практика Верующие могут различаться в своей личной практике относительно стрижки и бритья во время праздников. Некоторые из них придерживаются строгих правил, в то время как другие предпочитают более гибкую и личностную интерпретацию этих правил. В конечном счете, решение о стрижке и бритье во время православных праздников должно быть основано на духовных принципах и убеждениях каждого верующего. Важно помнить, что самое главное в православии — это духовное обновление и преображение, а не внешний вид.
В работе не мешает, а в жизни даже удобней — не надо тратить времени на бритье. Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее — это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды. Женщинам борода не нравится — легкомысленные они!
Борода для православного мужчины — это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства — в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать. Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае — это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей — ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции. В нашем климате борода может быть очень даже полезна — согревает в морозы. Единственный минус — долго расчесывается по утрам.
Владимир Лавров доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН: — К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее. Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».
После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде.
Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью. Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают — это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни. В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь. Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.
Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное — дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты. Есть ли в Кормчей подлоги? Увы — есть.
Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли? Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом. Большой Московский собор 1666—1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле — разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария , не было других святых? Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься — а насколько вообще неправы отцы собора 1666—1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава.
Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными. В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос. Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут — абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве. Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае — если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют.
Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей. В связи с поднятым собором РПСЦ вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь». Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде — факультативные и вспомогательные.
Но выше мы видели 21 правило Трулльского Пято-Шестого Вселенского собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков. Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасафа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце». Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы? В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала. В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, то есть что от диавола, если у женщины накрашены глаза, — это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы. Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет , остальная часть волос окрашена — вид неухоженный. Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба… иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее… Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась не вульгарно, но косметика была , красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой.
На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу. От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, — сексуальность, женственность — это есть проявление духов блуда. Я задумалась, во мне всего этого было с избытком… Священник, которому я исповедовалась, придерживается т. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу. Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду. Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной.
Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий… а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной. Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька: Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна. Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением — если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться. Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: «Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей». Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях? Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Подскажите, как быть мне?
Совесть мне говорит, что краситься — Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания! Вероятно, это глубокая страсть? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда! На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам! Отвечает Олег Облогин: Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме : Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком. Всегда нужно избегать крайностей — как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме.
Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития. Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки — по необходимости. Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим. Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно: 1. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно чисто, аккуратно, красиво и даже стильно. Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека — важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке!
Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии. Насчет того, что косметика — вызов Богу и т. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения внутреннего , а не использование косметики или отказ от нее. Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой. Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно.
Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей. Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж — глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем. А быть бабулькой не надо! Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно разные люди бывают , то молитесь внутренне и кратко Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой. Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом.
Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо. Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и. А насчет того, что «кто постыдится Меня…», — это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны. Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев особенно Амвросия Оптинского — думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни. Храни вас Господь. Не обнажайте бород ваших». Стоглавый Собор 1551 года — решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» — строго запретил пострижение бороды.
Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести». Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него. В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» Лев. Борода в двадцать первом веке — это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода? Иеродиакон Феодорит Сеньчуков врач-реаниматолог: — Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам — чтобы их не схватили за бороду. Православный человек — человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.
В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений — чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью. В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого — там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее. Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки — это не православная традиция.
Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда. Лично я не брил бороду никогда — кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая. Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался. Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше.
Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану — монаху нельзя ни бриться, ни стричься. Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит — под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал — так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней — не надо тратить времени на бритье. Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее — это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды. Женщинам борода не нравится — легкомысленные они!
Борода для православного мужчины — это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства — в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать. Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае — это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей — ни у нас, ни у греков.
Читатели NGS42. RU задали несколько важных вопросов, ответить на которые мы попросили руководителя пресс-службы Кузбасской епархии Вячеслава Ланского. Далее публикуем его прямую речь. Он обычно ассоциируется у жителей нашей страны с определенными ограничениями в кулинарной сфере. Этот момент действительно является одним из инструментов духовного роста, которые заключены в деле поста. Меру поста человек определяет сам или вместе со своим духовником, но общие принципы — исключение из рациона пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц и так далее. Великий пост отличается своей строгостью, поэтому ограничивается употребление рыбы и морепродуктов.
В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя. Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста. Многие верующие выбирают неправильный подход к посту и делают акценты не тех вещах.
Если человеку по каким-то причинам необходимо стричься в ноет, например, у военных, которые должны выглядеть по форме, то нужно не сомневаясь это делать. Можно в пост меньше заботиться о своей внешности, но не до такой степени, чтобы своим видом отпугивать других людей. Христос Спаситель сказал: «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Водка формально постный продукт, но зачем пить ее в пост? Мне понравилось, как в свое время на этот вопрос ответил протоиерей Дмитрий Смирнов: «Конечно, можно». А когда его спросили сколько можно, он ответил: «Возьми ящик и выпей. Нужно либо поститься, либо заниматься пьянкой». Водка разрушает внутренний настрой поста, пробуждает страсти. Обращение к Богу на «Ты» в наших молитвах — знак нашей особо близкой связи с Ним, Его любви к нам. Это «Ты», которое больше чем «Вы», показывающее дистанцию. Некрещеный человек, конечно, может молиться, обращаться к Богу; возможно, через это он и придет к осознанию необходимости принять Таинство Крещения. Иеромонах Михаил Чепель.
Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы
Он мечтал вырастить сына и сходить с ним на охоту… только один раз. Чтобы парень понял, как плохо убивать, и никогда в жизни больше никого не убивал. Если охота - это профессия или необходимый процесс для пропитания, то такая охота не является развлечением или интересным времяпровождением. Это просто такой труд. Если же животных убивают не по необходимости, а ради развлечения, то нравственный смысл этого коренным образом меняется. Такую охоту я считаю безнравственной и противоречащей христианскому образу жизни.
В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, но не повеселиться , побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве. Как быть, если трудно?
Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть? Ответ: Совет тут можно дать один — не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис?
Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится — «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать — известно, где кончается путь живущих прохладно. Новый год и Рождество Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год в том числе и старый в разные дни? Ответ: Рождество Христово — это день рождения Христа. А новолетие — это ведь очень условная дата.
Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником.
Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста.
Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами.
Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них.
Я молочного никогда не ел, но надеялся на него, как на метод изнурения плоти. Надежды не оправдались.
Можно было овощи, но свежие овощи в феврале дороги, да и мало их было в те годы. Оставались картошка и квашеная капуста. И то, и другое я люблю с постным маслом. Оказалось, что в пост нельзя постное масло. Тогда я счёл это явным фарисейством и до сих пор так думаю. Как всегда вовремя, под руку мне попалось исследование средневековой жизни европейских монастырей, из которого я узнал, что именно из-за постов братия приучилась есть улиток, лягушек и прочих каракатиц. Креветки, лангусты и омары тоже оказались постными, это разнообразило выбор, но только удорожало процесс. К счастью, я очень люблю морскую капусту — репертуар сразу вырос вдвое. Три вопроса о Великом посте Тут встаёт во весь рост один из главных вопросов поста: следует ли мирянам тянуться за монашеством и соблюдать устав?
Во-первых, какой устав? В каждом монастыре свой, как мы помним. Во-вторых, есть устав гарнизонной службы, например, но никто не предлагает его соблюдать шпакам, военные бы даже обиделись, должно быть, такому обезьянничанью. Если вы не приняли постриг, то не примеряйте и власяницу, ни к чему это. Я так думаю. Второй вопрос: нужно ли всегда и везде упорствовать, всем объявлять о своём воздержании, шарахаться от скоромного и стыдить не соблюдающих? Всегда лучше своим поведением не задевать добрых чувств близких и проявляющих заботу о вас. Как-то на Страстной неделе мы прилетели на переговоры в Иран и вынуждены были на каждом шагу отказываться от угощений. Иранцы с полным пониманием и серьёзностью отнеслись к соблюдению нами религиозных ограничений, но вообще-то лучше не планировать на такое время поездок.
Если хотите предаться молитве и посту, возьмите отпуск и стойте на службах — так будет правильнее. Третий вопрос о сущностном смысле поста, как концепции. Великий пост символически повторяет 40-дневное пребывание Христа в пустыне — время, по нашему представлению, потраченное Им на размышления и принятие решений, включая преодоление искушений диавольских. Мы тоже создаём для себя обстановку, наиболее стимулирующую к размышлениям, ограничиваем воздействие внешних факторов и раздражителей. Очевидно, что еда давно уже не столь существенный фактор в нашей жизни. В Европе уже никто не голодает. В списке смертных грехов сменились приоритеты: гнев, зависть, лжесвидетельство куда значительнее портят нас, чем масло на хлебе. Пост — время для размышлений и работы над собой, а воздержание — не цель, а способ не подменяйте концепцию. Пост — время для размышлений и работы над собой Что готовить во время поста Достаточно нравоучений, давайте перейдём к практике.
Итак, монахов мы из себя не строим, а стремимся к тому, чтобы еда не выходила за скромные рамки пропитания и поддержания сил.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Можно ли бриться, стричь и красить волосы, пересаживать цветы, крестить ребёнка, гадать? Часто мучаясь таким вопросом, можно ли стричься в пост, людей охватывает паника. Некоторые православные верующие интересуются: «Можно ли стричься в пост перед Пасхой?
Великий пост: 10 запретов и 9 обязательных дел
Если поминки выпали на пост, проводить их можно. Можно, если читаете намаз и бреете бикини зону просто возьмёте заново тахарат и все, нельзя ПА заниматься, только после ифтара. Бывает, что у священника спрашивают: "Можно ли охотиться на животных в пост?". Можно ли в пост есть морепродукты? Есть всего два дня во время поста, когда можно есть рыбу, зато морепродукты — «морских гадов» — можно есть без ограничений. Итак, ответ на вопрос о том, можно ли бриться во время поста, может зависеть от вероисповедания и точки зрения духовных лидеров.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни.
Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды.
Казалось бы, ответ должен быть самый простой. Ну что грешного в том, чтобы пойти в парикмахерскую? Однако, все не так просто, считают многие православные священники. Батюшки предлагают копнуть глубже и сначала ответить на вопрос, зачем Вы собрались в салон красоты? И вот тут оказывается, что ответов не один, а много.
Волосы символизируют судьбу, поэтому согласно поверью, человек, проводя какие-то процедуры с волосами, рискует запутать собственную судьбу и жизнь. В некоторых случаях это может стать причиной для развода, ссор и прочих неприятностей. Если, к примеру, в текущем году Благовещение по календарю попало на субботу, то в этом году в этот день недели нельзя начинать приступать к новым делам. Категорически запрещено облачать себя в новые наряды, они испортятся. Зажигать свечи и лампы также нельзя. Иначе можно пропустить свет Ангела. Посев семян и высадку саженцев также придется отложить или весь урожай погибнет. Еще одним важным элементом в этот день считается Благовещенская соль. Хозяйки заранее подготавливают мешочек, в который каждый член семьи должен положить щепотку соли. Затем соль прокаливают на огне и берегут на момент сильной болезни. Если за год она не пригодилась, ее нужно сжечь.
Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.