Месяц мухаррам стал началом мусульманского года в календаре, который был принят.
В 622 году пророк Мухаммед закончил свою хиджру
Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря 15. И хотя в исламском мире, в отличие от других религий, нет обычая праздновать новый год, тем не менее 1 мухаррама имеет значение, так как является началом нового года. Запретный месяц Он также является одним из четырех запретных месяцев, упомянутых в Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Эти четыре месяца: зулькада, зульхиджа, мухаррам и раджаб. Толкователи Корана и ученые единогласны в этом мнении, так как об этом сказано также в хадисе пророка : «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: зулькада, зульхиджжа и мухаррам, а четвертый раджаб». Тем не менее это не значит, что остальные месяцы не имеют значения или менее ценны. Священность вышеупомянутых месяцев обуславливается особенными датами и особыми наградами Аллаха за благие деяния, тем, что Аллах выделил их для особого поклонения, и что эти месяцы были признаны священными даже язычниками Мекки.
Но истинный мусульманин должен быть заинтересован в приближении к Аллаху и обретении Его довольства в любое время года. Запретные месяцы имеют особую ценность, отличаясь от остальных месяцев.
Именно поэтому месяцы мусульманского календаря перемещаются относительно времен года. В арабском календаре того времени делали вставку — так называемый насий — отсрочку наступления очередного месяца. Однако Мухаммед запретил мусульманам подобные корректировки, назвав их «умножением неверия». Начало месяца определяют по появлению лунного серпа либо прямым наблюдением, либо астрономическими вычислениями. В разных странах это событие может отличаться на сутки или даже на двое. Исламский первый день Нового года — Рас ас-Сана — в число крупных праздников не входит, но и к 1 января мусульмане относятся довольно равнодушно. В основе Курбан-байрам и Ураза-байрам, два крупнейших праздника.
Также отмечается Маулит, но с разной степенью интенсивности в регионах. А Новый год — это не праздник, это смена эпохи, переход в новый год. Кстати, светские правители, чиновники не поздравляют с Новым годом, поздравляют с Курбан-байрамом и Ураза-байрамом». Но есть исламские страны, например Иран и Афганистан, где Новый год справляют пышно и долго.
В любой трудности мы вцесело уповаем на Господа миров и верим в Его Милость и Милосердность. Мы твердо знаем: завершение одного и наступление следующего года мусульманского календаря не носит сакрального смысла и не является религиозным праздником.
Он скорее обозначает новую веху в земной системе координат. Хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего вместе со своими сподвижниками из Мекки в Йасриб означало окончательное оформление общины мусульман в субъект истории. Именно в мединский период умме Мухаммада приходят первые успехи в мирских делах. В тот период первая община мусульман познала первые победы и благоденствие, она стала организованным сообществом.
Арабы возвеличили месяц раджаб, воздерживаясь от войн и конфликтов. Арабское слово «шаабан» образовано от корня «ташаба», что значит ходить в разных направлениях и сражаться с врагами. Согласно преданию, именно в данный месяц арабы в разных направлениях были заняты войнами.
Слово образовано от арабского «рамда», что значит экстремальная жара, зной, на этот месяц на арабском полуострове приходится самая сильная жара. На арабском языке слово «ташаввала» означает нужда в верблюжьем молоке. Месяц назван так, потому что у арабов он являлся кочевым. Название образовано от глагола, который значит «сидеть, находится на месте». В этот запретный месяц арабы оставляли все войны и возвращались в свои дома. Зуль-хиджа — назван так в честь хаджа, который совершается в этот период. Самые важные даты в исламском календаре: 1-е мухаррама — начало нового года по хиджре; 10-е мухаррама — День Ашура; 27-е раджаба — Исра и Мираж; 1 рамадана — начало месяца поста; последние десять дней рамадана, которые включают ляйлят-уль-кадр; 1-е шавваля — Ид Аль-Фитр; 9-е зуль-хиджа — День Арафа; 10-е зуль-хиджа — Ид аль-Адха.
Мусульманское летоисчисление (Хиджра)
1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления. Тогда Его Светлость Али ибн Абу Талиб предложил, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят хиджрат – переезд Пророка (с) из Мекки в Медину. По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки.
Что известно о мусульманском празднике Маулид ан-Наби
Подробнее о празднике мы рассказывали в этом материале. Это время для раздумий, переосмысления поступков, покаяния, очищения. С арабского языка "бараат" переводится как "полное отделение", "непричастность", "очищение". Эта ночь является второй самой значимой после ночи Предопределения.
Некоторые мусульманские богословы считают, что переписывание книг судьбы человека начинается с ночи Бараат и завершается в ночь Предопределения. Мусульмане верят, что в священную ночь Бараат Аллах опускается на нижайшее из небес, чтобы принять решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах. Верующие в ночь Бараат молят Всевышнего простить им грехи и просят о милости.
В эту ночь совершается особое поклонение: сто ракаатов намаза, который называется Салат-уль Хайр Намаз Блага. Этот намаз совершается по два ракаата. Подробнее мы рассказывали в этом материале.
Соблюдение строгого поста во время Рамадана считается одним из пяти столпов ислама. По-арабски "пост" звучит как "саум", по-тюркски — "ураза". Пост в исламе — один из самых строгих среди всех мировых религий.
Главный запрет предусматривает отказ от употребления пищи и даже воды в светлое время суток. Есть и пить нельзя от сухура до ифтара. Главное внимание в этот месяц уделяется духовной жизни и делам милосердия.
Рамадан должен укрепить веру, помочь преодолеть слабость духа. Пост дает правоверным возможность достичь духовного очищения и преодолеть плотские страсти через воздержание. Подробнее о Рамадане читайте в этом материале.
Ночь аль-Кадр с 5 на 6 апреля Наиболее важной из последних десяти ночей священного месяца Рамадан считается "Лейлат аль-кадр" "Ночь могущества" или "Ночь предопределения" , которая в 2024 году наступит с 5 на 6 апреля. Мусульмане верят, что в эту ночь Аллах может коренным образом изменить судьбу каждого человека. Верующие считают, что именно с этой датой связано появление Корана.
Всю ночь до рассвета не падают звезды, Луна светит ясно и ярче обычного. Мусульмане считают, что на верующих снисходит благоговение и спокойствие, и они ощущают их так, как никогда больше в течение года.
Период 610-622 годов — начало проповедей Мухаммеда в Мекке, в которых он говорил, что Аллах всемогущий каждому народу дал свое Писание и своего Пророка — для арабов таковым является Мухаммед. Много повидавшая торговая Мекка несколько лет довольно равнодушно относилась к новоявленному мессии. Однако когда Мухаммед объявил мекканцев нечестивыми, которым следует гореть в Аду, они подвергли Мухаммеда бойкоту. Спасаясь, Мухаммед совершил переселение — хиджру — в Медину, один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии, куда прибыл 24 сентября 622 года. Сопровождаемый сотней последователей-мухаджиров, он сплотил вокруг себя разобщенных арабов и сумел установить контроль над Мединой.
Ему предшествует сложный и длительный пост, который начинается в первый день новолуния месяца Рамадан а. Согласно преданию, именно в этот месяц Мухаммеду покорилась Мекка и мусульманам был послан Коран. До совершения праздничной молитвы нужно раздать обязательную "милостыню разговения" — закят аль-фитр.
Каждый человек должен помочь малообеспеченным семьям деньгами или продуктами. Вечером в преддверии праздника мусульмане совершают дома намаз. А на рассвете начинается гает-намаз. Верующие поздравляют друг друга, произнося фразу: "Ид мубарак! Подробнее читайте в этом материале. Намаз — ритуальная молитва в исламе. Арафа 15 июня День Арафа также известен как день Арафат — это время паломничества мусульман к священной горе Арафат, предпоследний день Хаджа, после которого верующие празднуют один из главных праздников в году — Курбан-байрам. Почему принято совершать паломничество на гору? Эта традиция связана с историей Адама и Хаввы Евы — первых людей на земле согласно как христианской, так и мусульманской вере. Согласно исламу, именно на горе Арафат изгнанные из рая первые люди впервые встретились.
Кроме того, там же Адам получил прощение своих грехов. Паломники, совершающие Хадж, проводят этот день на склонах самой горы и в долине около нее. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым, как младенец. Курбан-байрам 16 июня Курбан-байрам — один из двух главных мусульманских праздников. По-арабски его название звучит как Ид аль-Адха. Этот день напоминает верующим о преданности человека Аллаху и милосердии Бога. Традиционно мусульмане вспоминают жертву пророка Ибрагима, молятся в мечетях и подают милостыню нищим и лишенным крова. Согласно исламу, однажды Ибрагиму во сне явился ангел Джабраил, отождествляемый с библейским архангелом Гавриилом, и сказал, что Аллах просит принести в жертву его старшего сына Исмаила в Ветхом Завете это был Исаак. Ибрагим страдал, но в итоге согласился. В последний момент Аллах заменил Исмаила на барана.
Курбан-байрам начинается с утренней молитвы в мечети.
После должного рассмотрения Умар да будет им Аллах решил принять предложение Али и установить дату Хиджры началом Исламского Календаря. Но новый Исламский Календарь так же должен иметь начальный месяц, чтобы определять, когда закончится текущий год и начнется новый. Мнения опять разошлись. С того дня началом Исламского Календаря является 1 Мухаррам года Хиджры.
Но тут возникает еще один вопрос: почему Умар да будет доволен им Аллах из всех возможных вариантов выбрал именно год Хиджры? Это утверждение ясно доказывает важность Хиджры. Вопреки некоторым интерпретациям, это не было изгнание из-за страха преследования, иначе Пророк мир ему и благословение мог переехать из Мекки в Медину намного раньше. Многим последователям было разрешено эмигрировать в земли Аль-Наджаши, чтобы избежать преследования, но эта Хиджра отличалась от других.
Мусульманский календарь: наиболее значимые дни и месяцы в 2024 году
Летоисчисление по исламскому календарю начинается с 16 июля 622 года, от Хиджры, когда Мухаммед и первые мусульмане стали переселяться из Мекки в Медину. Для этого "РГ" публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла. Мусульманский (исламский) календарь — лунный календарь, который применяется в исламе для определения дат религиозных праздников, а также, как официальный календарь в Саудовской Аравии, странах Персидского залива и некоторых других мусульманских странах. лунный По своему типу исламский или мусульманский календарь является лунным: он построен только на изменении лунных фаз и не зависит от движения Солнца.
muntaqa.info
Истоки мусульманского летоисчисления | Исламское летоисчисление у мусульман по Хиджре: начало, мусульманский календарь. |
История возникновения мусульманского календаря » - Доступно об исламе | Хиджра – это начало мусульманского летоисчисления, отсчет которого начинается со дня переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. |
Главные особенности мусульманского календаря | Начало исламского летоисчисления связано с переселением по христианскому календарю в 622 г. н.э. пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину. |
Хиджра в истории Ислама | | По мнению мусульманских богословов, традиция празднования Маулид ан-Наби укоренилась лишь в XII веке. |
Main navigation
- Какие страны в наши дни пользуются своими собственными календарями? | Исламосфера
- 9 фактов о мусульманском календаре, о которых многие не знают
- День хиджры: какого числа наступает Мусульманский Новый год в 2023?
- Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря
Кратчайший ответ
- Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января
- Онлайн калькулятор: Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Выбор редакции
Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе?
По традиции эта дата в исламе практически не отмечается: верующие молятся в мечетях, читая проповедь о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Кстати, и светский Новый год многие мусульмане тоже не отмечают. Календарь мусульманских праздников на 2024 год Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января Это первый праздник в календарном году. Праздник отмечается в первую пятничную ночь месяца Раджаб, в 2024 году это ночь с 18 на 19 января. Мусульмане проводят её в молитвах и покаянии, а на следующий день держат пост.
С верой в сердце: Что можно и чего нельзя делать в священную Ночь Рагаиб Ночь Мирадж — с 7 по 8 февраля Мусульмане верят, что в ночь Мирадж пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Из-за этого у праздника есть два названия — аль-Исра что означает "путешествие ночью" на арабском языке и аль-Мирадж которое может быть интерпретировано как "восхождение", "вознесение" или "лестница". Первое чудо — это путешествие из Мекки в Иерусалим на крылатом животном бураке. Второе чудо — посещение семи небес, на каждом из которых Мухаммед встретил других пророков, а после этого встретился с Аллахом.
Мусульмане проводят праздник в молитвах, читают Коран и пересказывают предание о чудесном вознесении Мухаммеда. Они посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и послушать посвящённую этому событию проповедь. Считается, что пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста. Аль-Исра, или Аль-Мирадж: чудеса, которые случились с пророком Мухаммедом Ночь Бараат — с 24 на 25 февраля Одна из почитаемых мусульманами ночей отмечается в ночь с 14-го на 15-е число месяца Шабан.
Считается, что именно в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммеду право заступничества за всех мусульман. В ночь Бараат мусульмане обычно проводят в бдении, читают Коран и молятся. Рекомендуется просить у Аллаха принять благие дела и простить грехи, а также вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим. Бараат-2024: Ночь прощения и молитвы Пост Рамадан — с 11 марта по 9 апреля Девятый месяц мусульманского календаря считается самым святым в году , потому что в этот месяц Священный Коран был ниспослан пророку Мухаммеду.
Это время обязательного для мусульман поста саум , который является одним из пяти столпов ислама. Мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Пост начинается с рассвета после утреннего призыва к молитве и заканчивается после захода солнца после вечернего призыва к молитве. Разрешаются только два приёма пищи: завтрак до рассвета сухур и ужин после вечерней молитвы ифтар.
Духовный смысл воздержания в том, чтобы подтвердить перед Аллахом свою стойкость, вернуться на истинный путь и отойти от разрушения и духовного опустошения.
Мусульмане верят, что если в этот день будут усердно молиться и совершать добрые дела, то весь остальной год будет благополучным. Месяц Мухаррам Для правоверных Мухаррам — это месяц покаяния и богослужения, однако первые десять дней Нового года в мусульманском мире считают благодатными для любых хороших начинаний. Поэтому в эти дни проводят свадьбы, начинают строить дома и планируют в целом будущее. В течение всего месяца Мухаррам верующим рекомендуется поститься по четвергам, пятницам и воскресеньям. Во время поста в месяц Мухаррам, как и в священный Рамадан, правоверные отказываются от пищи в светлое время суток, молятся, каются и духовно очищаются, чтобы заслужить от Всевышнего прощение грехов и многократное воздаяние за добрые дела.
Каждый новый год мусульманского летоисчисления начинается с запретного месяца — Мухаррама. А значит, в течение этого месяца верующему следует особо тщательно избегать грехов, вражды и дурных мыслей, сохранять духовную чистоту, не озлобляться, несмотря на испытания и превратности земной жизни. Мы — мусульмане сунниты во время месяца мухаррама ждем его десятого дня. Это — день Ашура — день особой милости Господа и избавления от многих испытаний и напастей, день памяти пророков и добровольного поста. В любой трудности мы вцесело уповаем на Господа миров и верим в Его Милость и Милосердность. Мы твердо знаем: завершение одного и наступление следующего года мусульманского календаря не носит сакрального смысла и не является религиозным праздником.
По-арабски «раджаб» означает «безопасный», от «иджабу» - воздерживаться от войн и набегов. Шаабан 207 - означает «разветвляться», «расходиться». В этом месяце доисламские арабы совершали набеги. Рамадан 236 - жаркий месяц, от слова «рамида» — «быть жгучим». Как утверждает Беруни, в этот месяц даже камни горят от сильной жары. Шавваль 266. Название произошло от «шаля» — «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки жилища-то у них были переносные. Зу-ль—каада 295 - от древнеарабского «каада» — «сидеть, оставаться дома». Зу-ль—хиджа 325 - от арабского слова «хаджж» — «паломничество». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничества в Мекку.
Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе?
Поэтому с года переселения пророка Ислама (С) мусульмане создали себе календарь и началом этого календаря, как мы уже сказали, считается переселение пророка Мухаммада (С) из Мекки в Медину. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. В статье приводятся сведения о появлении мусульманского летоисчисления, его отличия от григорианского календаря. Мусульманский Новый год, или День хиджры, наступает в разное время года, потому как месяцы исламского календаря не привязаны к временам года и к сезонным работам.
Ночь Рагаиб — с 18 на 19 января
- Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе?
- Какая дата является начальной датой мусульманского летоисчисления
- Исламский календарь | это... Что такое Исламский календарь?
- Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе? | Вестник Кавказа
- День хиджры: какого числа наступает Мусульманский Новый год в 2023? - 29.06.2023, Sputnik Грузия
Какие страны в наши дни пользуются своими собственными календарями?
Именно в день весеннего равноденствия. Кстати, равноденствие исчисляется по звездам, по солнцу, по планетам. Каждый раз Новый год наступает в разное время. Это может наступить в глубокой ночи, может наступить ранним утром или днем. Этот день называется Новый день. Это своего рода Новый год». Традиции празднования могут отличаться от страны к стране, но в них обычно входят генеральная уборка, разжигание костров и перепрыгивание через огонь и проточную воду для очищения. Дуализм — вера в добро и зло, вера в сатану, в бога. Хурамазда — это бог добра, а Хриман — это бог зла.
Все это потом вошло в иудаизм, а потом из иудаизма в христианство, из христианства — в ислам. Некоторые исламские элементы, но не все, конечно, внесены в празднование вот этого праздника.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка.
Для борьбы с нафс главными способами оставались строгий пост и бодрствование, то есть воздержание от сна и пребывание в постоянной молитве зикр. Но все же такой серьезной аскезы придерживались далеко не все суфии. Большинство предпочитало следовать средним путем, избегая чрезмерного голодания и обильного потребления пищи.
Одна из важнейших «стоянок» — таваккул, то есть полное предание себя в руки Аллаха, совершенное упование на Бога. Достижение этой «стоянки» даровало адепту состояние внутреннего покоя и умиротворенности. Центральным принципом жизни настоящего суфия является бедность 195. Еще одна «стоянка» на Пути мистика — терпение сабр , ибо «воистину, Аллах любит терпеливых» Коран 3:146 и «терпеливым воздается полностью безо всякого счета» Коран 39:10. Вспоминая старую арабскую поговорку «терпение — это ключ к счастью», суфии создавали множество притч о ценности терпения. Немалое терпение требуется для того, чтобы преодолеть все трудности Пути, которые ожидают странника, стремящегося обрести единство с Божественным Возлюбленным. Как писал Руми, терпение — это железный щит, на котором Бог написал: «Победа пришла! Важная веха на мистическом Пути — стяжание благодарности Богу шукр , которая помогает находить радость и божественное благословение в самой глубине горя 197. Достижение «стоянок» страха и надежды — это еще одно продвижение по долгому мистическому Пути. Чувство страха перед Аллахом — неотъемлемая часть мироощущения каждого добропорядочного мусульманина.
Но вместе с тем, сохраняя богобоязненность, необходимо твердо уповать на Бога и помнить о Его милосердии. Последние «стоянки» на суфийском духовном Пути — любовь и знание. Знаменитый исламский богослов аль-Газали утверждал: «Любовь без знания невозможна — любить можно только то, что знаешь». Постижение Бога посредством любви — вот главная цель истинного суфия 198. Шиммель приводит следующие стадии суфийской любви: душевное общение унс ; нравственная близость курб , достигнутая путем исполнения Божественного закона; томление по Божественному Возлюбленному шаук и др. По мнению некоторых мистиков, путь к обретению любви пролегал через страдания и переживание бедствий. Как пишет та же Шиммель, «несчастья и бедствия — знак того, что Бог близко» 199. Обретая любовь, мистик полностью «уничтожается» в Аллахе, «растворяется» в нем, начинает всецело пребывать в Боге. Суфии, достигшие такого состояния «божественного опьянения» и полного «слияния» с Аллахом, иногда произносили такие слова, которые шокировали неподготовленных слушателей. Самым известным изречением подобного рода является изречение великого суфия аль-Халладжа, который в порыве духовного экстаза воскликнул: «Я — это Истина!
Апеллируя к кораническим строкам, суфии считали Аллаха началом и внутренней сущностью всех вещей в мире: «Он — и первый, и последний, явный и сокровенный». Коран 57:3 Трактуя данный аят, суфии утверждали, что зерна Божественного содержатся во всем. Суфийские пантеистические идеи 202 о всепроникающем присутствии Бога нередко вызывали шквал критики со стороны ортодоксально настроенных мусульман, считавших данную идею не чем иным, как проявлением тяжелейшего в исламе греха — ширка, то есть многобожия. Отдельно следует сказать о такой форме богопочитания у суфиев, как зикр. Зикр с араб. Основанием для появления данной практики стали коранические строки: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером». Коран 33:41 Зикр, как утверждают мистики, — это первый шаг на пути любви, ведь как влюбленному человеку естественно и приятно вспоминать имя своей любимой, так и ищущему Божественной любви нравится повторять Божественное имя. Со временем зикр стал довольно сложным обрядом, для участия в котором суфий должен был сначала овладеть особыми ритмизованными движениями, освоить определенный набор поз и научиться использовать специальную психофизическую технику контроля дыхания. По замечанию профессора Е.
Торчинова, все это должно было служить «достижению сосредоточения сознания и соотнесенности движений тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра аналог мантр индийских традиций , при этом надо было при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определенные участки тела» 203. Повторяя имя Аллаха или шахаду и совершая при этом ритмичные и повторяющиеся движения, суфии легко впадали в состоянии экстатического транса — состояние «божественного опьянения» 204. Сама практикуется, в частности, суфиями, составляющими братство мевлевийя — братство «вращающихся дервишей», духовным центром которого является турецкий город Конья. Суфийские братства С XII века суфии начинают объединяться в ордена и братства, структура которых весьма напоминает католические монашеские ордена, только менее строгие и централизованные. К этому же времени вырабатывается и основная суфийская терминология, кристаллизуется философская концепция исламских мистиков, формируется система главных образов и символов, находящих выражение в том числе и в духовной поэзии. Многие выдающиеся суфии того времени были замечательными поэтами: Джалал адДин Руми, которого его последователи почтительно называют Маулана, или Мевляна с турецк. Суфизм оказал огромное влияние на развитие арабской и персидской поэзии. Можно сказать, что многие идеи и поэтические образы вообще становятся понятны только в суфийском контексте. Так, например, поэзию Омара Хайяма невозможно рассматривать вне идей суфизма. Центры, объединявшие суфиев в братства, назывались ханака.
Турки же называли суфийские обители текке. В братстве существовала иерархия, причем, как пишет Шиммель, «иерархическая последовательность должностей тщательно соблюдалась, но это была иерархия добродетелей, а не власти» 205. Во главе ордена стояли шейх или пир духовный наставник. Члены братства мюриды — букв. Примечательно, что суфизм привлекал в свои ряды людей из различных социальных классов: от султанов до нищих. Так, орден мевлевийя вращающихся дервишей пользовался особым расположением османских султанов, а также тех, кого принято называть сейчас артистической богемой музыкантов, поэтов и художников. Орден бекташи состоял в основном из янычаров. А марокканский орден хеддава, наоборот, привлекал нищих и проповедовал абсолютную бедность. Торчинова, «авангардом ислама, в том числе и в миссионерско-проповеднической деятельности» 206. Сегодня практически в каждой стране, где есть мусульмане, есть и суфии.
Одним из немногих исключений, пожалуй, является Саудовская Аравия, в которой суфизм официально запрещен, поскольку считается новшеством, противоречащим нормам ортодоксального ислама. Суфизм в этих регионах представлен тарикатами накшбандийя, кадырийя, шазилийя и кубравийя. Течения ислама На протяжении своей истории ислам неоднократно претерпевал разделения, приводившие нередко к формированию отдельных мусульманских групп. Иногда довольно значительные по числу своих членов, эти группы противопоставляли себя остальной массе почитателей учения Мухаммада. Зачастую в них создавались специфические доктрины или религиозные практики, что приводило к серьезным вероучительным конфликтам внутри ислама, доходившим иногда до силового противостояния их адептов. В рамках данного издания перечислим наиболее заметные из существующих в настоящее время течений ислама. Сунниты — наиболее крупное, доминирующее на данный момент течение в исламе. Название происходит от словосочетания «ахль ас-сунна», что буквально переводится как «люди Сунны» 207. Все, что выше говорилось об исламе, относится в первую очередь к суннитам за исключением тех случаев, которые оговаривались особо. Шииты — второе по численности направление ислама, возникшее в VII веке.
Течение возникло в VII веке практически сразу после смерти основателя ислама. Его появление было связано с решением вопроса о том, кому в исламской общине умме должна принадлежать верховная власть — имамат. Верховная власть, по представлениям мусульман, едина и не может разделяться на духовную и светскую, поскольку един ее Божественный источник. Сунниты полагали, что имамом может стать любой мусульманин, которого облекут доверием старейшины, что и произошло вскоре после смерти пророка. Однако часть последователей Мухаммада настаивала на передаче власти исключительно наследникам пророка. Точнее говоря, бразды правления при любых обстоятельствах должны находиться в руках потомков Али — двоюродного брата и зятя пророка, женатого на его дочери Фатиме. Шииты убеждены в профетическом даре имама, приписывая ему даже черты непогрешимости в вероучительных вопросах. Большинство шиитов признают историческое существование 12 имамов, последний из которых — Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди — погиб от рук убийцы в IX веке. Однако шииты убеждены, что юный имам, которому на тот момент было всего 13 лет, просто «ушел» от людей. Ныне он по воле Аллаха пребывает «в сокрытии», с тем чтобы в конце времен торжественно вернуться вместе с Исой ради утверждения истины.
Почитание имамов привело к тому, что для шиитов местами паломничеств наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали также могилы их духовных лидеров. Кроме того, в их религиозный календарь были включены особые дни, связанные с событиями из жизни имамов. Например, Ашура — день скорби и поста в связи с воспоминанием мученической кончины третьего имама Хусейна 208. Другим следствием почитания имамов было то исключительное положение в обществе, которое обрели духовные лидеры шиитских общин, и прежде всего те, что носят высокий титул аятолла с араб. Аятолла считается полномочным представителем «скрытого» имама до момента прихода последнего в мир в конце времен. Именно поэтому авторитет аятоллы чрезвычайно высок. Например, в Иране его общественно-политическая роль вполне сопоставима с ролью главы государства и едва ли не превосходит ее. Сегодня шиизм распространен в Иране, где его сторонники составляют большинство населения. Шиитский ислам является доминирующим вероисповеданием на территории Азербайджана. Алавиты с араб.
Кроме общей для всех мусульман священной книги — Корана — алавиты имеют отдельный сакральный текст «Китаб аль-Маджму», по стилю подражающий Корану и состоящий из 16 сур. В шиитскую доктрину об имамах как особых богоизбранных лицах, непогрешимо ведущих мусульман к обретению вечного блаженства, алавиты добавили триадологические идеи, осмысляя их в духе христианского гностицизма. Так, признается существование трех эманаций Божества — Смысл мана , Имя исм и Врата баб , — которые периодически воплощаются в пророках ветхозаветных. Последними «троическими» воплощениями почитаются Мухаммад, Али и Салман ал-Фариси соратник Мухаммада и один из первых неарабов, принявших ислам, — вероятно, был персом. Указанные лица, таким образом, приобретают божественный статус. Вместе с тем исповедуется догмат о переселении душ, что, впрочем, относится только к представителям мужского пола. Ритуалистика алавитов существенно отличается от общеисламской. В частности, при сохранении пищевого запрета на свинину они употребляют вино. Кроме того, отмечаются отдельные христианские праздники в том числе Пасха и почитаются некоторые христианские праведники. На протяжении веков алавиты подвергались серьезным преследованиям как со стороны суннитов, так и со стороны шиитов.
Это отчасти объясняет тот факт, что общины алавитов крайне замкнуты и даже эндогамны. Более того, внутри общин существует две степени доступа к знаниям. Соответственно, члены общины именуются амма «простые» и хасса «особые». Последние обладают полнотой сведений о нормах веры, но это знание доступно далеко не всем в частности, это воспрещено женщинам. Все вышеперечисленное значительно затрудняет изучение данного религиозного феномена, поскольку исследователи вынуждены пользоваться только косвенными сведениями или свидетельствами ренегатов. Наиболее крупные общины нусайрийа существуют в Сирии, где последователи этого учения на протяжении нескольких десятилетий занимают высшие государственные посты. Общины алавитов проживают также в Турции и Ливане. Друзы араб. Название движению дано по имени Мухаммада ад-Дарази ум. Но сами друзы с большой неприязнью относятся к этому человеку, почитая его предателем.
В качестве самоназвания друзы используют слово «муваххидун», что можно было бы перевести как «исповедующие единобожие». В 996—1021 годах в Египте правил шиитский халиф Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, отметившийся рядом значимых социально-политических и религиозных реформ. Его сподвижник ад-Дарази объявил своего халифа воплощением самого Аллаха. Однако друзы убеждены в том, что ад-Дарази распространял эти идеи вопреки воле монарха. Кроме того, ряд мусульманских общин отказывались верить в смерть указанного халифа и полагали, что он ушел «в сокрытие», и ожидали его возвращения. Именно в этой среде и сформировалось движение друзов. Друзы считают суннизм и шиизм подготовительными формами для исповедания подлинного единобожия. Они убеждены, что все события, происходящие на Земле, содержат в себе закодированную информацию о небесных тайнах, открыть которые могут лишь особо просвещенные. Кроме того, их вероучение включает в себя доктрину реинкарнации. При этом считается, что общее число друзов на Земле всегда неизменно, в связи с чем каждый умерший член общины вновь родится в этот мир после смерти.
Данная концепция служит, в частности, объяснением закрытости их структуры и отсутствия миссионерства: друзом невозможно стать, им нужно родиться. Подобные убеждения внушают воинам бесстрашие перед лицом самых грозных опасностей, включая смертельные. Поэтому друзы почитаются бесстрашными воинами во многих странах. Например, в израильской армии друзы часто занимают весьма высокие посты. Друзы отвергают пищевые запреты традиционного ислама, однако могут соблюдать его установления, руководствуясь соображениями личной безопасности и пользы единоверцев. Для этого используется такия с араб. Внутри общины также существует несколько степеней посвящения, распространяющихся как на мужчин, так и на женщин: джуххал «неведущие» , куккал «вразумленные» и аджавид «совершенные». Число последних ограничено, и только им доступна полнота религиозных знаний. По тем же причинам, что и у алавитов, более подробное научное изучение доктрин и религиозной практики друзов весьма затруднительно. Крупные поселения друзов имеются в Израиле, Ливане, Сирии и Иордании.
Ахмадийа кадиани — направление ислама, возникшее в XIX веке и связанное с именем Мирзы Гулама Ахмада Кадиане, от которого и получило оба своих названия. Основатель традиции жил на севере Индии и скончался в 1908 году, оставив после себя множество трудов 80. В своих трудах он предпринял попытку синтезировать элементы мусульманского, христианского и индуистского мировоззрений. Учение получилось крайне синкретичным. Ахмад Кадиане считал себя последним пророком, посланным Аллахом для объединения всех перечисленных выше религий. Вследствие этого объектами хаджа для его последователей наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали места жизни основателя традиции г. Адепты ахмадийа верят в то, что после смерти души людей сразу наделяются новыми телами, посредством которых они вкушают мучения или блаженство. При этом считается, что процесс духовного совершенствования продолжается и после смерти. Соответственно, отрицается и вечность мучений. Способность внутреннего изменения означает одновременно и возможность любому грешнику через покаяние обрести блаженство уже по ту сторону вечности.
Общая интеллектуальная настроенность движения выражается, в частности, в активной просветительской деятельности, организации учебных заведений, издании книг и журналов. Общины ахмадийа существуют во многих странах мира, в том числе в государствах Европы и Америки. Из всех перечисленных групп данное движение далее всего отстоит от традиционного ислама. Часто его последователям отказывают в самом имени мусульман. Так, например, в Пакистане адептам ахмадийа законом запрещено именоваться мусульманами. Вопрос о принадлежности к исламу последних трех направлений — алавитов, друзов и ахмадийа — остается до сих пор дискуссионным. Его решение зачастую лежит в политической плоскости. С учетом общего количества населения Земли — 7 174 611 584 человека июль 2014 года — это составляет более 1,6 млрд человек. В российском исламе отсутствует единая всероссийская централизованная система управления. На территории государства существует несколько десятков муфтиятов — централизованных региональных объединений мусульманских общин — и иных организаций во главе с муфтиями.
Наиболее крупными и авторитетными мусульманскими объединениями являются следующие: — Центральное духовное управление мусульман России — ЦДУМ. Существует формально с 2000 года и является прямым преемником «Уфимского с 1796 года — Оренбургского духовного магометанского закона собрания», созданного в 1789 году по указу императрицы Екатерины II. ЦДУМ объединяет более 2,5 тыс. Существует с 1996 года. Объединяет около 700 общин на территории Российской Федерации. Литература Clair Tisdall W. July 1913. Schaeder, Hans Heinrich. Watt W. Muhammad: Prophet and Statesman.
Oxford University Press, 1961. The Arabs in Antiquity: their history from the Assyrians to the Umayyads. Routledge Curzon, 2003. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Абу Ханифа. Трактаты по вероучению. Дозволенное и запретное в исламе. Кашф аль-Махджуб арбаб аль-Кулюб «Снятие завесы с сокрытого». Андре Т. Исламские мистики.
Мусульманская молитва. Ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Беляев Е. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. Гайнутдин Равиль, муфтий шейх. Введение в шариат. Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга. Грюнебаум Г. Классический ислам.
Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. В 6 дафтарах. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Ислам: иллюстрированная энциклопедия. Ислам: историографические очерки. Ислам: энциклопедический словарь. Ислам: энциклопедия культуры и искусства. Исламское вероучение. Керимов Г.
Шариат и его социальная сущность. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. Климович Л. Книга о Коране. Кулиев Э. Массэ А. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Мюллер А.
История ислама в 2 т. Пиотровский М. Коранические сказания. Прозоров С. Резван Е. Коран и его мир. Торчинов Е. Религии мира: опыт запредельного. Ходжсон М. История ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней.
Чагрыджи Мустафа. Основы мусульманской этики. Читтик У. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. Шах Идрис. Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. Шодкевич Мишель. Эрнст К.
Часть II. Политеистические религии В настоящем разделе речь пойдет о религиях, признающих существование многих божеств. В рамках библейского подхода данные традиции возникли в результате потери подлинной богооткровенной веры первых людей. Преслушание Божественной воли повлекло за собой разрыв между Творцом и Его созданием, помрачение ума и душевных чувств и, как следствие, — постепенное забвение фундаментальных истин, открытых человечеству на заре его существования. Несмотря на эти катастрофические изменения — духовная жажда никогда не оставляла человека. Люди стремились приникнуть к Источнику всякого блага, обрести в Нем полноту жизни, неистощимую радость и подлинное непреходящее блаженство. Это устремление к обретению Полноты Бытия и Истины было неизбежным, ибо, по словам блаженного Августина , епископа Иппонского, обращенным к Богу во время молитвенного воздыхания: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» 211. Именно поэтому вопреки всем накопленным потомками Адама заблуждениям, страстям и порокам человеческие сообщества пытались сформулировать свой ответ на ключевые вопросы бытия: объяснить устройство мира, его происхождение, а также очень часто конечную цель его существования. Иначе говоря, центром, к которому устремлены чаяния любой, даже самой далеко отстоящей от Истины Христовой религиозной традиции, было и остается обретение подлинного бытия, жизни «с избытком» см. Это объясняет, почему религия имеет столь ярко выраженную заинтересованность в торжестве жизни или, рассуждая об этом с другой стороны, в преодолении смерти.
Теперь нам предстоит рассмотреть верования, сформировавшиеся в разные эпохи, в среде различных народов и в разных частях мира. Однако их объединяет важная особенность: это живые традиции, пережившие множество веков и ныне существующие на Земле.
Событием, которое было определено в качестве стартовой точки для нового летоисчисления, является Хиджра — переселение пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего и его соратников из Мекки в город Ясриб. Именно в Ясрибе, позже получившим название Мединат ан-Набий, формируется мусульманская община как полноправный участник общественно-политических отношений. Таким образом, наступление нового года с момента Хиджры вписано скорее в общественный, нежели религиозный контекст. Однако решением халифа Умара ибн ал-Хаттаба начало года было закреплено за месяцем Мухаррам — одним из четырех т.
Обычай этот касался в одинаковой степени общин всех религиозных традиций древней Аравии. Именно пренебрежение правилом «запретных месяцев» и порицается в упомянутом 36-м аяте суры «Покаяние». Мусульмане проводят этот день в мечети и за праздничным столом, в чтении молитв, поминании усопших и мольбах о милости Создателя. Считается, что по своей значимости месяц Мухаррам уступает только Рамадану. Всевышний таким образом дал преимущество одним периодам времени над другими и сделал некоторые часы, дни, месяца особенными.
Какой год является началом мусульманского летоисчисления?
Вопросы и ответы / Новости. Как было установлено исламское летоисчисление (Почему за начало мусульманского года не была взята дата рождения Пророка?). Хиджра – это начало мусульманского летоисчисления, отсчет которого начинается со дня переселения Пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Тогда Его Светлость Али ибн Абу Талиб предложил, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят хиджрат – переезд Пророка (с) из Мекки в Медину. По своей природе мусульманский календарь (МК) является лунным. Мусульманский календарь, как и общепринятый, включает в себя 12 месяцев.
Мусульманское летоисчисление (Хиджра)
Совершается в начале 12-го месяца мусульманского лунного календаря, поэтому этот месяц и получил название Зуль-хиджа, то есть "обладающий паломничеством". Вопросы и ответы / Новости. Как было установлено исламское летоисчисление (Почему за начало мусульманского года не была взята дата рождения Пророка?). Тогда Его Светлость Али ибн Абу Талиб предложил, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят хиджрат – переезд Пророка (с) из Мекки в Медину. Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммада. Мусульманский Новый год, или День хиджры, наступает в разное время года, потому как месяцы исламского календаря не привязаны к временам года и к сезонным работам.