Кодификация законов — это процесс систематизации и упорядочения законодательства путем создания единого и унифицированного набора законов в определенной области права. Объясните, в чём состояла кодификация законов. Отделению была поставлена задача собрать все законы Российской империи с момента Соборного уложения 1649 года, которые часто находились в разных архивах и не были упорядочены. В чем состояла суть кодификации законов. Кодификация русских законов при Николае I началась в 1826 году. В данной статье вы расскажете о работе Сперанского над кодификацией отечественного законодательства во время правления Николая I.
Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
Николай Павлович практически сразу после своего вступления на престол инициировал работу по кодификации законов Российской Империи, то есть модернизации российского законодательства. Начинание это было вполне своевременным, так как законы не упорядочивались со времен издания Соборного Уложения царя Алексея Михайловича, то есть с 1649 года. Важная и трудоемкая работа была поручена М.
Было произведено укрупнение основных подразделений систематического собрания законов. Полученные в результате такого подхода основные отделы практически полностью соотносились с отраслями права — государственным, административным, гражданским, уголовным и т. Более того, принятая при работе над Сводом законов система позволила распределить законодательство в соответствии с отраслями управления и экономики. Государственные и гражданские законы были разделены на восемь книг, которые в свою очередь состояли из 15 томов. Так, «Книга I. Учреждения» имела в своей структуре три тома: «Основные законы и учреждения государственные», «Учреждения губернские» и «Уставы о службе гражданской». Уставы о повинностях» представлена одним томом, именовавшимся «Свод уставов о повинностях рекрутской и земских».
Озаглавленная «Уставы казённого управления» книга III включала в свой состав четыре тома: «Уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и акцизе», «Учреждения и уставы таможенные», «Уставы горный, монетный и о соли» и «Уставы лесной, оброчных статей, арендных и старостинских имений». Законы о состояниях» представлена томом «Свод законов о состоянии людей в государстве». В структуре книги V «Законы гражданские и межевые» имелся один том, именовавшийся «Свод законов гражданских и межевых». Книгу VI «Уставы государственного благоустройства» составили два тома — «Учреждения и уставы кредитных установлений, учреждения и уставы торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности» и «Учреждения и уставы путей сообщения, устав строительный и устав пожарный, постановления о благоустройстве в городах и селениях». Озаглавленная как «Уставы благочиния» книга VII объединяла два тома — «Устав об обеспечении народного продовольствия, устав об общественном призрении, учреждения и уставы врачебные» и «Уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей и о ссыльных». Свод законов завершался книгой VIII, имевшей название «Законы уголовные» и включавшей в свою структуру единственный том «Свод законов уголовных». В общей сложности, Свод законов состоял из 36 тысяч статей, а если учесть ещё и приложения, то количество статей составляет более 42 тысяч. Но, несмотря на свою масштабность, этот эпохальный труд речь идёт об издании 1832 года нельзя полагать полным, поскольку в него не были включены действовавшие в некоторых национальных окраинах узаконения местного характера, а также ряд ведомственных нормативных актов. Отчасти такие «пробелы» были устранены впоследствии.
Несмотря на некоторые «недоработки», Свод законов Российской империи имел чрезвычайно большое значение. Впору говорить о новом этапе в развитии права: выстроенная система действующего законодательства имела не только чёткую и продуманную теоретическую и практическую основу, но и содержала обилие указателей, справочных материалов, что облегчало понимание и применение юридических норм. Некоторые историки права характеризуют работу над Сводом законов как крупную политико-правовую реформу. По сути, можно говорить о внедрении начал законности в российской действительности. Впервые в практике законотворчества обобщены и систематизированы многие правовые понятия, описана организация и существо верховной российской власти, определён правовой статус сословий, расшифрованы ключевые понятия в юриспруденции «закон», «право собственности», «преступление» и др. Основой сборника законодательных актов явилась научная система разделения и расположения законов.
Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.
Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу. В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие — это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией 1768 г. Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II.
Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача — собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить. С 1808 по 1812 гг. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I. Работа над созданием Свода законов при Николае I Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно. Задачи, поставленные императором М.
Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства: В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т. Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила. Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства — разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П.
Рубрика: Как пишется Кодификация законов — это процесс систематизации и сбора правовых актов, выполняемый с целью обеспечить доступность и понятность законодательства для граждан, судебных и исполнительных органов. Она позволяет упорядочить множество нормативных документов, разъяснить их смысл и применение, а также устранить противоречия и дублирование правовых норм. Кодификация законов осуществляется в результате систематизации и классификации правовых актов по различным областям права. В результате этого процесса создаются кодексы, которые содержат полное и последовательное изложение законов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Такие кодексы облегчают работу юристов и граждан, позволяя получить полную информацию об нормах права в конкретной области.
От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права
Это отделение занималось исключительно кодификацией существовавших законов Российской империи. Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов. В целом, кодификация законов при Николае I сыграла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Кодификация законов – форма наиболее глубокой, качественной систематизации правовых норм и в то же время – правотворчество.
Кодификация законов
В 1814 г. Последний следовало согласовать с подготавливаемым сводом. В период с 1815 до 1821 г. Комиссия Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного Уложения. В 1821 г.
Сперанский назначается членом Государственного совета и временно управляющим комиссией. Работа над проектами гражданского Уложения возобновилась. В 1823 г. Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения.
Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества 1826 г. Из двух возможных подходов к кодификации права — сведения всех существующих действующих и недействующих законов воедино и без изменений или составление нового Уложения — был выбран первый образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана. Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г сократить многосложные тексты законов, д из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
Свод законов. Свод законов должен был состоять из восьми разделов: 1 основные государственные законы т. II , в устав о государственной службе т. IV , б устав о податях и пошлинах т.
V , в устав таможенный т. VI ; г уставы монетный, горный и о соли т.
При этом до образования СССР оговаривалось их распространение на «независимые» советские социалистические республики. Впоследствии на основе данных кодексов РСФСР республики союзного характера создавали свои определенные кодексы самостоятельной направленности. Кодексы, которые принадлежали России использовались не только в социалистических республиках, но также и в народных. Вместе с этим в Бухаре приняли свой Земельный кодекс оригинального характера, в котором, например, проводилась определенная идея национализации земли, но при этом разрешалась в конкретно установленных рамках ее продажа, а также купля каким-либо частными лицами. В 1923-1922 году в России было принято семь кодексов: Гражданский, Уголовный, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде.
Гражданский процессуальный, Лесной, в 1924 году — Исправительно-трудовой. Замечание 5 В эти, а также следующие годы еще большее количество кодексов было принято на Украине. В 1920 году марте месяце российская коллегия Наркомюста постановила подготовить определенный проект кодекса Уголовного характера, а в июне месяце уже утвердила его с некоторыми поправками. В этом же месяце был рассмотрен вопрос об Уголовном Кодексе 3 съездом Всероссийских деятелей юстиции советского характера, этот съезд работников юстиции одобрил специальную схему Кодекса, которая была предложена Наркомюстом, а после признал обязательным разослать его проект на заключение отделам губернской юстиции. Разделы в уголовном кодексе Разделы в кодексе уголовной направленности, которые были первыми, оказались подготовленными уже к 1920 году сентябрю месяцу. Данный кодекс обсуждался отдельно по каждой статье до 1921 года декабря месяца. Но уже к концу года осуществляемая работа над проектом кодекса Уголовно характера была в основном закончена, но все таки в нем еще были определенные существенные недостатки.
В 1922 году январе месяце проект Кодекса обсуждался на Московском губернском, а затем на 4 Всероссийском съезде работников юстиционных органов, в процессе которых вносились специальные принципиальные замечания, направленные на его совершенствование. Определенные работники выступали вообще против его издания, утверждая, что Советскому государству как бы вовсе не нужны четкие нормы права уголовного характера и что вполне достаточно полагаться на усмотрение суда в каждом отдельном случае. Были выступления и против смертной казни, как конкретные меры наказания. В 1922 году в мае после постатейного обсуждения Уголовного Кодекса был утвержден ВЦИК в целом, а после введен в действие с 1 июня. В отличие от кодекса Уголовной направленности РСФСР разработка Гражданского кодекса началась позднее, что в свое время обуславливалось конкретными объективными причинами. В то время, когда происходили военные действия в создании Гражданского кодекса не было такой срочной потребности, как в Уголовном Кодексе. В это время вследствие политики военного коммунизма оборот гражданской направленности достаточно сильно сократился.
Число дел гражданского характера в судах по сравнению с уголовными стало совсем небольшим. Помимо этого, во время военных действий создавать Гражданский кодекс было нецелесообразно. Замечание 6 Так как он обязан был закрепить более или менее стабильные отношения, а что касается политики военного коммунизма и ее отражения в праве она воспринималась многими, как временная. Именно из-за этого летом 1920 года 3 Всероссийский съезд деятелей советской юстиции признал создание кодекса Гражданской направленности преждевременным. Работа по кодификации законодательства об отношениях имущественной направленности во время военных действий была все же начата. В 1919 году в недрах Наркомюста разрабатывался специальный проект Кодекса законов об обязательствах в экономической сфере РСФСР, авторы которого старались закрепить как раз отношения хозяйственного характера эпохи военного коммунизма. Но все таки, эту работу не удалось окончить и она осталась без каких-либо последствий.
Замечание 7 После процесса перехода к нэпу потребность в кодексе Гражданского порядка стала достаточно настоятельной. Кодекс был нужен для решения кардинального вопроса «кто кого» в пользу социализма. К работе над Гражданским кодексом приступили летом 1921 года, изначально речь шла лишь о разделе, который имел прямое отношение к праву, потребность регламентации которого чувствовалась особенно сильно в конкретных условиях нэпа. К концу августа была подготовлена общая часть данного раздела, которая после получила название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из самих договоров. В последствии этот проект обсуждался коллегией Наркомюста, а затем был произведен процесс рассылки всем наркоматам на отзыв. Проект кодекса законов об определенных обязательствах, который был подготовлен окончательным вариантом данного проекта оказался тем не менее политически неприемлемым, из-за того что его составители исходили из специального принципа предоставления широкой свободы для отношений буржуазной направленности, при этом полностью забывая о необходимости ее ограничения, о руководящей роли Советского государства. Понадобилось личное вмешательство В.
Ленина, для того чтобы осуществить направление работы кодификаторов Наркомюста на необходимый верный путь. В 1922 году 28 февраля Ленин в письме наркому юстиции Д.
При этом часть устаревшего нормативно-правового материала заменяется новым и на этой основе формируется структура кодифицированного акта. Рыбаков, обобщая существующие подходы к пониманию кодификации, отмечает, что это правовое явление, как и сам термин, имеют по меньшей мере два значения: во-первых, как результат переработки определенного нормативного массива и сведения его в некий документ кодекс, основы, устав и т. Рядом авторов, в частности С.
Алексеевым, кодификация рассматривается в качестве первоочередного, ключевого фактора развития права как системы, так как при кодификации не только упорядочивается действующее право и вносятся в него необходимые изменения, но и достигается развитие согласованной, гармоничной системы[6]. Как справедливо подчеркивал А. Шебанов, именно кодификация является наиболее совершенной формой систематизации нормативных актов, которая ставит целью систематическое изложение всего накопленного нормативного материала по определенной отрасли права[7]. Любое понимание кодификации предполагает наличие уже имеющегося материала. Анализ специальной литературы и юридическая практика показывают, что создание любого крупного кодифицированного акта требует определенного уровня накопления соответствующих нормативных материалов и достаточно высокой степени правового регулирования в данной области.
Часть этого материала при кодификации сохраняется и используется, т. Происходит это путем: а его переработки и б его объединения в кодификационном акте. Понимание кодификации как деятельности, направленной на внутреннюю и внешнюю переработку действующего законодательства, изменение правовых норм в определенной сфере общественных отношений, воспринято и учебной литературой[8]. Однако кодификация — это не только переработка действующего правового материала, но и его объединение. В процессе кодификационной деятельности осуществляется не только глубокий пересмотр всего действующего законодательства в данной области, но и его более или менее широкое включение в кодификационный акт.
Кодификация — это создание свободных объединяющих комплекс норм и институты права законов вместо суммы разрозненных актов текущего законодательства, высшая форма упорядочения законодательства. Она приводит многочисленные, разрозненные и не всегда достаточно хорошо согласованные друг с другом акты в стройную единую систему[9]. Кодификация как вид издания сложных законов, охватывающих какую-либо отрасль права или законодательства, противопоставляется так называемому фрагментарному законодательству, устанавливающему частные правовые положения. В правление Диоклетиана неизвестный юрист Грегорий или Грегориан около 292—293 гг. Известно, что этот Кодекс содержал в себе конституции со 196 по 292 гг.
Он делился на 19 по другим данным, на 14 или 16 книг, книги — на титулы, внутри которых конституции приводились в хронологической последовательности. Предполагают, что он включал в себя и более ранние конституции, начиная с Адриана 117—138 гг. Через некоторое время к Кодексу Грегориана было составлено дополнение в виде отдельной книги, разделенной на титулы и содежавшей конституции эпохи Диоклетиана. По имени составителя — юриста Гермогениана — это дополнение получило название Codex Hermogenianus. Точная дата его составления и содержание являются предметом дискуссий.
Высказываются предположения, что первоначально он содержал в себе конституции Диоклетиана 293—294 гг. Оба Кодекса дополнялись и впоследствии конституциями Диоклетиана 295—305 гг. От обоих Кодексов сохранились лишь небольшие фрагменты[10]. Следующей попыткой кодифицировать римское право стала кодификация Феодосия. Кодекс Феодосия был составлен между 429 и 438 гг.
Большинство современных исследователей считает, что в Восточной Римской империи он вошел в силу 15 февраля 438 г. С этого времени он использовался и в Западной империи как официальный Кодекс. Сиркс считает, что признание его авторитета произошло таким же образом, как и для Кодексов Грегориана и Гермогениана, долгое время бывших частными, неофициальными собраниями императорских конституций[11]. По его мнению, только изданная Валентинианом III в 443 г. Кодекс содержит более 2,5 тысяч императорских постановлений по подсчету Т.
Самая ранняя из вошедших в него конституций датируется 1 июня 311 г. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено. В соответствии с этим Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно но также и ius сочинения классиков.
Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Руководящими началами, естественно, должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов рабство на Востоке сохранилось дольше, чем на Западе. Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов и Феофил профессор Константинопольской школы права. Работа началась с собрания императорских законов.
Комиссия, образованная для этой цели в 528 г. В 530 г. В 533 г.
Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях. В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.
Анализ исторически актов Правила составления Свода Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Фрэнсиса Бэкона. Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов. Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер.
Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена. Значение деятельности Сперанского Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска. Толкование устаревшего права Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов.
Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.
Кодификация законов в XVIII — первой половине XIX в
Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов. Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. Кодификация законодательных актов облегчила ведение юридической практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики.
Замечание 1 Полное собрание не было по-настоящему полным — составители не обнаружили ряд актов. Некоторые были найдены позже и опубликованы в дополнении. В собрание не вошел ряд секретных узаконений, а также узаконения частного характера об определении на службу, награждениях, внутреннем распорядке учреждений. Работа над составлением Полного собрания законов Российской империи была окончена 1 марта 1830 года. Оно вышло двумя собраниями. В Первое Собрание включались изданные до 12 декабря 1825 года акты, Второе Собрание составили акты, изданные позже. Составление Свода законов Одновременно Второе отделение вело подготовительную деятельность по составлению Свода. Эта деятельность состояла из двух стадий: построение верных выписок на каждую область законодательства и составление исторического изложения законов по главным предметам. Например, все гражданское право разделялось на пять отделов — о правах состояний, о правах личных и вещественных вообще, о правах личных и вещественных в особенности, о порядке составления и совершения актов, о тяжебном судопроизводстве. После завершения исторических сводов начались работы над систематическим Сводом.
На первый взгляд может показаться, что принятые кодексы совпадают с делением права на отрасли. Уголовное право — Уголовный кодекс, гражданское право — Гражданский кодекс, трудовое право — Трудовой и т. Отчасти это так. Но не все так просто. Во-первых, не все отрасли права «умещаются» в один кодекс. Наоборот, во многих случаях он составляет лишь небольшую часть всего нормативного массива соответствующей отрасти. А это и законодательство о службе в разных госорганах, и Технический регламент о требованиях пожарной безопасности это тоже федеральный закон , и Кодекс административного судопроизводства, и Таможенный кодекс, а сколько всяких постановлений, инструкций!
В статье I «Свода» было записано: Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. В 1837 г. Киселев, человек умный и широко образованный. В деревнях государственных крестьян было введено самоуправление, стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные крестьяне переселялись на свободные земли. Были сделаны попытки улучшить положение крепостных крестьян.
Кодификация Юстиниана, изменившая Мировое право.
Как следует из доклада Сперанского от 16 февраля 1828 года, уже в это время он обратился к управляющему министерством юстиции А. Долгорукову с предложением об учреждении комитета для обозрения сводов, составленных во Втором отделении. Долгоруков высказал пожелание составить такой комитет из небольшого числа лиц, включая представителей Сената и Министерства юстиции. Император одобрил предложения, изложенные в докладе Сперанского, и 23 апреля 1828 года издал рескрипт на имя Долгорукова, которым повелел «произвесть в особом Комитете общее сих Сводов обозрение, дабы тем положительнее удостовериться в точности их и полноте» [73] [74]. На основании рескрипта от 23 апреля был образован первый комитет для ревизии свода гражданских законов под председательством Долгорукова, которого вскоре сменил Д. Дашков ; в состав комитета вошли два сенатора — В. Болгарский и Н. Челищев , а также ряд сотрудников Министерства юстиции. Впоследствии этот комитет рассматривал также такие важнейшие части Свода, как законы основные и законы уголовные. По мере составления других частей Свода были образованы другие ревизионные комитеты, которые учреждались в соответствующих министерствах Российской империи под председательством высокопоставленных чиновников министерств; количество таких комитетов достигало семи.
Всем комитетам на основании высочайшего повеления надлежало обозреть части Свода на предмет следующих вопросов: 1 все ли законы включены в Свод и 2 не включены ли в Свод отмененные законы [74] [75]. Заседания «сенаторского» комитета по ревизии гражданских и уголовных законов происходили в присутствии редактора соответствующей части Свода и начальника Второго отделения — М. В случае возникновения у членов комитета вопросов или замечаний сотрудники Второго отделения либо представляли соответствующие пояснения и указания на законы, либо незамедлительно исправляли статьи Свода. Наиболее важные из предлагаемых изменений вносились в журналы заседаний для последующего представления на усмотрение императора; эти журналы представлялись Николаю министрами и после принятия решения пересылались Сперанскому, который передавал их во Второе отделение для осуществления исправлений [76]. Примерно в таком же порядке осуществлялась ревизия Свода в других ревизионных комитетах: в ответ на замечания представителей министерств редакторы Свода давали пояснения или вносили соответствующие исправления. Кроме того, многие из комитетов сочли нужным внести в Свод нормы из циркулярных предписаний и распоряжений министерств в частности, на этом настаивал министр финансов Е. Канкрин , поскольку на предписаниях его ведомства была основана значительная часть таможенного дела. Из практических соображений подобные пожелания были удовлетворены, в результате чего в первом издании Свода появилось немало статей, не имевших значения закона [77] [78]. Ревизия Свода продолжалась с апреля 1828 года по май 1832 года.
Общее количество замечаний на статьи всего Свода достигло двух тысяч, из них Сперанский принял около пятисот. В начале 1832 года первая книга Свода, посвящённая учреждениям, поступила в печать, и к концу того же года весь Свод был отпечатан тиражом в 1200 экземпляров и представлен в Государственный совет [79] [80] [81]. Введение в действие Свода законов Российской империи[ править править код ] В Викитеке есть полный текст Зал общего собрания Государственного совета В Викитеке есть полный текст.
Однако в начале 1723 г. При кодификации комиссия использовала не только русское законодательство, но и законы Швеции Земское уложение 1608 г.
В наибольшей степени влияние шведского права отразилось в трактовке вопросов судо- устройства, процессуального и уголовного права. В 20 — 40-е гг. В 30-е гг. В 1754 г. Сенат создал новую комиссию, которая через два года представила две части Уложения: «О суде» и «О розыскных делах».
В нем затронуты различные стороны жизни общества, в том числе и правовое регулирование. Возлагавшиеся на Комиссию для сочинения нового Уложения надежды не оправдались: как и предыдущие, она не выработала свода законов.
В 2016 году в Иркутске был установлен памятник М. Однако в Сперанском была большая нужда в столице. Кроме него в России не было такого уровня правоведа, которому бы можно было смело доверять разработку новых законов. В 1821 император назначает Сперанского управляющим Комиссией составления законов. Одновременно он становится членом Государственного совета по департаменту законов. Ему и было поручено возобновить работы по составлению гражданского и уголовного уложений.
Высочайший уровень способностей и креативности Сперанского был настолько неоспорим, что без него не смог обойтись и новый император Николай I, прослывший, в отличие от Александра I, ярым реакционером. И это при том, что Николаю хорошо было известно, что декабристы в своих планах переустройства России видели первым российским президентом именно М. Николай I в 1826 году поручает Сперанскому самое ответственное дело, которое вообще может быть поручено юристу и которое может выполнить только выдающийся высококвалифицированный правовед: кодификацию российского законодательства за последние 180 лет. Колоссальная по объему работа была выполнена уже к 1830 году. На специальном заседании Государственного совета Сперанский представил 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». В конце торжественной церемонии Николай I снял с себя звезду ордена Андрея Первозванного и надел её на Сперанского. В Полное собрание законов были включены все узаконения, изданные верховной властью, начиная с Соборного уложения 1649 года и по окончание царствования Александра I, всего 30 тысяч законодательных актов. В него вошли и действующие, и утратившие силу законы.
Нормы Русской Правды были кодифицированы на основе устного племенного права с учётом протекавших социально-политических процессов. В целом вторая половина XV в. Русь окончательно освободилась от татаро-монгольское ига, были преодолены последствия так называемой «феодальной войны», в которой принимал участие Василий II, Москва стала безусловным лидером всех русских земель. Для укрепления власти, правившему тогда великому князю Ивану III был необходим такой законодательный акт, который распространялся бы на всю Русь. Им стал Судебник Ивана III, изданный в 1497 году, в котором можно выделить несколько основных мотивов: уголовное право с 1 по 36 статью , организация судопроизводства с 37 по 45 статью , гражданское и имущественное право с 46 по 66 статью. Две последние статьи — 67 и 68 — носят вспомогательный характер. В Судебнике указано, что в судебном процессе участвуют три стороны — защита, обвинитель и судья.
Остались вопросы?
Кодификация законов — это процесс систематизации и упорядочения правовых норм в единый кодекс или сборник. Законов с этого времени было принято великое множество, некоторые из них устарели, некоторые противоречили друг другу Кодификация законов, действовавших на территории Российской империи, по своему значению может быть приравнена к реформе. Первоначально метод кодификации законов в Уложенной комиссии был традиционным, как и в Палате об Уложении 1700—1703 гг.: законы должны были располагаться в соответствии с главами Соборного уложения 1649 г. Однако в начале 1723 г.
В чем состояла кодификация законов николая 1
Кодификация законов состояла в собирании и систематизации законов, создании Свода законов. Таким образом, кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Первоначально метод кодификации законов в Уложенной комиссии был традиционным, как и в Палате об Уложении 1700—1703 гг.: законы должны были располагаться в соответствии с главами Соборного уложения 1649 г. Однако в начале 1723 г. Под кодификацией законов подразумевается упорядочивание законов и составление единого их свода.