Новости перов известные картины

Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Крамской И. Н. Портрет художника В. Г. Перова. Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Картины Василия Перова. Охотники на привале, 1871. Портрет А. Н. Островского, 1871. На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Г. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др.

Что на самом деле изображено на картинах Перова?

«Дворник-самоучка», 1868 год По картинам Перова с документальной точностью можно изучать жизнь людей XIX века. «Дворник-самоучка», 1868 год По картинам Перова с документальной точностью можно изучать жизнь людей XIX века. Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей.

Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника

Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе». Картины «Тройка», «Приезд гувернантки» так же широко известны публике. За них художнику было присуждено звание академика. Его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене. Василий Перов был и прекрасным портретистом. Ему необходимо было передать не только характерные черты лица, но и духовную суть человека. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал художник. О них писали: «Портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Ученик Перова, Михаил Нестеров, оставил о нем живые воспоминания.

Тиф и воспаление лёгких подорвали здоровье художника. Он умер, прожив всего 48 лет.

В русский живописи таким человеком был Василий Перов. Именно он первым раскрыл запретную среди многих поколений художников тему жизни простого народа, заглянул в потаенные уголки общественного строя.

Ранние картины Перова Василия Григорьевича "Проповедь на селе", за которую он был удостоен большей золотой медали, "Сельский крестный ход на пасхе", "Чаепитие в Мытищах"- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса.

В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины "Монастырская трапеза", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Птицелов" и другие.

Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. Некрасова произведения, среди которых картины: "Проводы покойника", "Утопленница", "Последний кабак у заставы". Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников А. Островского, Ф. Достоевского, А.

Мясоедова, В Пукирева, В. Фильм из цикла "Передвижники" студия "Неофит".

Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

Всем известна картина Перова «Сельский крестный ход на Пасху», написанная в 1861 году. Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция. В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства. Картины художника Перова необыкновенно реалистичны и изобилуют деталями. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — знаменитая картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году.

12 знаменитых картин Василия Перова

В документах мальчик был записан как мещанин, получив фамилию благодаря крёстному, дьяку Васильеву. Перовым он стал гораздо позже — это прозвище появилось с лёгкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика. Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной художественной школе Александра Ступина в городке Арзамас, куда он поступил благодаря стараниям отца - он уже тогда видел творческие способности сына и устроил 13-летнего мальчика на учёбу. Наставник также отмечал талант юного художника, но Василий не смог закончить обучение из-за конфликта с другим учеником. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи. За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

Она закрепила за Перовым роль лидера идейного реализма. Художник заложил основные идеи передвижничества, ведущего напрямую к народу, который успел окрестить Перова «отцом русского жанра». В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале».

Ходили слухи, что ученые установили поразительный факт: собственная температура полотна и воздух рядом с ним на несколько градусов выше, чем в помещении. Около картины устанавливали часы, которые вскоре начинали вести себя странно: механические работали медленно, а электронные вовсе останавливались. По некоторым версиям, картину однажды облучили рентгеном, чтобы разгадать ее тайны. Говорили, что на снимке проявилась Ялтинская конференция, а вместо охотников красовались фигуры Черчилля, Рузвельта и Сталина, который указывает на линию второго фронта. Ученые считали, что картина полна пророчеств, но можно ли верить этим теориям, - не известно. Мы не знаем, предсказывал ли Василий Перов будущее, но точно известно, что мифологические и исторические сюжеты художник все-таки пытался вплетать в свое творчество. Но это у него не получалось. Перейдя к таким глобальным темам, художнику удалось сделать только две по-настоящему замечательные работы: «Суд Пугачева» и «Никита Пустосвят.

В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.

Через несколько лет к Перову пришла убитая горем женщина, в которой он с трудом узнал мать Васи. Крестьянка рассказала, что смерть забрала ее единственного сына, и молила Перова продать ей «Тройку», которая уже находилась в Третьяковской галерее. Перов отвел ее в музей, где одинокая вдова долго плакала и молилась перед портретом умершего сына. Увидев эту сцену, художник написал для нее отдельный портрет мальчика.

Артемов, В. Русские художники. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов —учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. В читальном зале Красногорской взрослой библиотеки к 185-летию со дня рождения живописца, из цикла «Вернисаж» открылась книжная выставка «Правдивое слово», которая будет работать до 1 февраля 2019 года. На выставке читатели смогут познакомиться с интересными фактами из жизни художника, с его непростой биографией.

Понять в чем значение его творчества для развития бытового и портретного жанра в живописи. Чтобы полно раскрыть эти темы, из фонда библиотеки на выставке представлены следующие издания: — Большая Российская энциклопедия; — книга В. Сингаевской «Величайшие гений русского искусства»; — книга М. Кузьминой «Юному художнику»; — книга-альбом «Живопись.

Перов Василий Григорьевич

В 1872 году Перов женился во второй раз на Елизавете Другановой. Майкова», 1872 К концу 1870-х Перова заинтересовала историческая тематика. Он хотел создать трилогию полотен о Пугачевском восстании. Но успел подготовить только несколько набросков. Художник заболел чахоткой и умер летом 1882 года. Известные картины Перова В. Они до сих пор хранятся в Третьяковской галерее. Но некоторые картины разошлись по разным коллекциям. Работа также известна как «Сельская тройка» и «Ученики-мастеровые везут воду». На ней изображена гнетущая и полная безысходности картина привычной на тот момент крестьянской жизни, когда детям приходилось работать наравне со взрослыми.

Но при этом у них не было даже теплой одежды в суровую зиму. Чаепитие в Мытищах, 1862 Работа, заказанная местной администрацией для рекламы, которая так и не была вывешена в самих Мытищах. В то время местные источники вкусной воды стали очень популярны, из-за чего жители Москвы часто съезжались на чаепития. На картине противопоставляется карикатурный образ попа, который чаевничает, в то время, когда от его стола прогоняют нищего оборванного мальчика и слепого калеку-солдата, просящего милостыню. Охотники на привале, 1871 Сам Перов позиционировал картину, как анекдот. Он любил охоту, поэтому на полотне намеренно изобразил множество несуразностей. Художник хотел, чтобы знающий человек мог посмеяться над изображенным сюжетом, как над байкой, которую один из охотников рассказывает на полотне. Утопленница, 1867 Картина со сложной историей. Изначально идея работы была заложена романом «Преступление и наказание» Достоевского.

Ради правдоподобного изображения на полотне Перов обратился в морг. Там служащий предложил художнику на выбор несколько трупов в качестве модели. Одно из мертвых тел принадлежало проститутке Фанни. Она была знакома Перову, так как ее ранее приглашал в качестве натурщицы его учитель. Но когда Фанни узнала, что она будет прообразом Богоматери, то сразу отказалась от участия, считая себя недостойной. Совпадение настолько поразило художника, что он изобразил в «Утопленнице» непройденный путь Фанни, обессмертив ее образ. Проводы покойника, 1865 Работа была задумана еще в Париже, как часть серии картин о горестях простого русского народа. Картина создает ощущение диссонанса между изображением двигающейся повозки с телом и неподвижных человеческих фигур, от которых веет безысходным спокойствием и смирением от потери кормильца.

В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства. Работы представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике. В 1862 году Василий Перов отправился за границу, воспользовавшись своим правом на пенсионерскую поездку. Он посетил главные художественные центры Германии и около полутора лет прожил в Париже. Перов много времени проводил на натуре, делая этюды и наброски, и написал несколько картин, повествующих о нравах местной жизни. Однако в 1864 году с разрешения Академии, Перов досрочно возвратился в Москву из заграничной командировки, посчитав, что написание идейных работ невозможно без глубокого знания жизни страны, о которой он повествует в своих работах. Перов, как и многие молодые и образованные люди того времени яростно противился окружавшему его пошлому мещанскому быту, важнейшим элементом которого была Церковь Здесь важно отметить, что художник никогда не был против веры, он лишь яростно выступал против того бюрократического института, в котором процветали взяточничество, корыстолюбие и необузданное тщеславие. По возвращении в Россию, Перов создаёт ещё одно полотно «Монастырская трапеза» в котором продолжает раскрывать церковную тематику. Поселившись в Москве, художник продолжил работать в направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и в один ряд первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В 1865 году Перов представил на суд зрителей картину «Проводы покойника», которая сразу же определила бесспорное лидерство Перова в популяризации нового движения, формирующегося идейного реализма. В «Проводах покойника» 1865 всего три фигуры, но суровый скорбный драматизм при таком лаконизме только усиливается. От дерзкого обличения художник приходит к глубоким раздумьям, прямой показ зла сменяется более опосредованной драматургией сюжета. Работы художника второй половины вообще характеризуются всё более сильной критикой социального общества. Конец 1860-х годов отмечен в творчестве Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождился от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита. Живописная палитра мастера усложнилась, а раскрытие идейного смысла начинает осуществляется путём более широкого обобщения и драматизма. В своих новых картинах художник мастерски показывает различные драматические коллизии, которыми была переполнена социальная действительность того времени. Среди лучших произведений художника этого периода, кроме упомянутых выше, «Утопленница», написанная в 1867 году, «Последний кабак у заставы» 1868 года, «Тройка» или иначе «Ученики-мастеровые везут воду», 1866 года написания, «Приезд гувернантки в купеческий дом» того же года.. Картины Перова с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже. В 1866 году Перов получает звание академика. В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую ему присваивают звание профессора, дававшее право вести преподавательскую деятельность. В 1870 году художника постигло большое личное горе: от эпидемии погибла его семья. В 1870-х годах Василий Григорьевич обратился к портретному жанру. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры «Драматург Александр Николаевич Островский», 1871 год, «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба — 1872 год, находящиеся в Госудаоственной Третьяковской галерее.

Островского кстати, страстного рыболова , показал картину «Охотники на привале» 1871 г. В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 — «Охоту на медведя зимою». Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году.

Богатыри — Виктор Васнецов Богатыри — Виктор Васнецов, 1898 Картины художника стали настоящим олицетворением сказок и былин, которые так полюбились народу. Опять двойка — Федор Решетников Опять двойка — Федор Решетников, 1952 Плохие отметки в школе знакомы почти каждому, поэтому и сюжет картины был очень близок любому человеку. Немного грустная ситуация, которая происходит в канун праздника, дает понять, что беда с оценками — это проблема не только школьника, но и всей его семьи. С точки зрения живописи, работа выделяется яркими, насыщенными красками и массой увлекательных деталей, которые тоже оправдывают ее известность. Бабушкин сад — Василий Поленов Бабушкин сад — Василий Поленов, 1878 Картина задевает сердце, душу и трогательно напоминает о быстротечности жизни. Поленов смог заставить зрителя задуматься и пофилософствовать на тему созидания и единства людей и природы. Великолепное исполнение, сочетание самых нежных оттенков придают полотну глубину. Неравный брак — Василий Пукирев Неравный брак — Василий Пукирев, 1862 Шедевр среди картин, на которых изображена трагедия замужества по расчету. В те времена это было очень распространенной бедой для молодых девушек, которые мечтали выйти за любимого человека. Боль, грусть и беспрекословное смирение делают эту картину такой выдающейся среди жанровых произведений. Последний день Помпеи — Карл Брюллов Последний день Помпеи — Карл Брюллов, 1833 Сюжет работы описывает страшное бедствие, настигшее жителей Помпеи в 79 году нашей эры — извержение вулкана. Брюллов написал одну из лучших версий этого события. В глазах людей застыл безумный страх, который уже медленно превращается в обреченность. Популярность картины объясняется великолепным мастерством художника, детализацией и проникновенностью чувств и эмоций людей, которые уже через мгновение будут погребены под волнами лавы. Не ждали — Илья Репин Не ждали — Илья Репин, 1884-1888 Ссылка была распространенным явлением для революционеров, которым не повезло быть пойманными. Картина полюбилась публике из-за сюжета, который волновал в то время очень многих. Мужчина возвращается к семье, удивленной, смущенной и встревоженной его неожиданным появлением. Реакция каждого из присутствующих передана великолепно. Охотники на привале — Василий Перов Охотники на привале — Василий Перов, 1871 Забавная и радостная картина, демонстрирующая отдых людей после хорошей охоты. Перов чудесно написал простых людей, которые рассказывают о своих подвигах. Каждый персонаж на полотне живой и яркий, эмоции естественные и настолько хорошо изображенные, что даже зритель на мгновение может представить себя рядом с этими людьми. Иван-царевич на сером волке — Виктор Васнецов Иван-царевич на сером волке — Виктор Васнецов, 1889 Художник сумел передать образы из русской народной сказки настолько живо и реалистично, что сложно поверить в то, что это всего лишь вымысел. Кажется, будто мастер сам видел и был в тот момент, когда Иван-царевич вместе со своей суженной сидели верхом на огромном сером звере. Именно за такую реалистичную подачу эта картина и стала такой популярной. Дети, бегущие от грозы — Константин Маковский Дети, бегущие от грозы — Константин Маковский, 1872 Помимо изысканной и нежной работы творца, это произведение Маковского радует зрителя эмоциональными милыми образами детей. Работа проникновенно точно показывает, что в детстве все чувствуется немного иначе, более жизнерадостно, так, будто ничего плохого в мире вовсе нет. Способность этой картины окунуть в те невинные, полные счастья и веселья времена, и объясняет ее известность. Сватовство майора — Павел Федотов Сватовство майора — Павел Федотов, 1848 Еще одна известная русская картина на популярную тему о браках по расчету. На этот раз четко не показывается, что не так в этой ситуации для каждого из персонажей. Однако по их лицам и позам видно, что все они страдают из-за сложившейся ситуации. Работа дает пищу для размышлений о том, насколько же несчастны были люди, вынужденные жить по этим социальным нормам. На террасе — Борис Кустодиев На террасе — Борис Кустодиев, 1906 Известна эта работа из-за прекрасной передачи образов счастливых и любящих друг друга людей. Художник мастерски передал ту теплоту и внутренний свет, который исходит от каждого члена семьи. Достоверность происходящего еще больше подтверждается тем, что Кустодиев написал себя и своих родных. Ковер-самолет — Виктор Васнецов Ковер-самолет — Виктор Васнецов, 1880 Еще одна сказка в исполнении великолепного творца. Невозможно оторвать взгляд от насыщенных глубоких тонов полотна. А в центре всего этого — яркая, испускающая свет жар-птица, запертая в золотой клетке. Для русского народа нет ничего приятней, чем увидеть такое исполнение его любимой сказки.

Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова

Василий Перов - биография и картины художника Церковь Успения Богородицы» НОВОСТИ» Церковь Успения Богородицы. Как известные художники совместные картины писали.
Василий Перов: «поэт скорби» Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова.
День памяти Василия Перова (10.06.2023) Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова.
Василий Григорьевич Перов Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство.

Творчество Перова

  • Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)
  • Живописец Перов: история его самых известных картин
  • Краткая биография
  • Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание
  • Запретная тема: 22 правдивых картины Василия Перова о жизни простых русских людей в XIX веке
  • Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)

Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

Эскиз-вариант картины «Суд Пугачева» (1875, ГИМ). Перов Василий. Образы еды в русском искусстве» была отреставрирована картина В.Г. Перова «Охотники на привале» (1871). Редкая картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (1879) была продана на аукционе в Москве за рекордные 76,7 млн рублей при оценке около 56 млн рублей.

Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Перов картины в Третьяковской галерее. Василий Перов 10 известные картины. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова.

Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

Наверное, совсем не просто придется в этом семействе интеллигентной и образованной девушке, и она, скорее всего, промаявшись какое-то время с купеческими детьми, сбежит от них как можно дальше. Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г. Фото: общественное достояние Но данная статья — это не труд на искусствоведческую тему, не подробный разбор картин знаменитого художника , а попытка разобраться с интересной коллизией, или даже трагедией, произошедшей в семье Перова. В 1870 году у живописца умерли жена и двое детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты резко подорвала здоровье художника, и писать картины-протесты он больше не мог. И здесь возникает интересный вопрос. Мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и помощь другим людям. Но где та хрупкая грань, за которой страдание может просто разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье? Поэты, художники, писатели и философы ХIХ века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество и победу позитивной философии и психологии в ХХ и ХХI веке.

Но это уже другая крайность, достойная порицания. Перов, «Голубятник», 1874 г. Фото: общественное достояние Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям.

Перов продолжает в московском училище живописи, в котором учится с 1853 по 1861 год. Творчество Перова Во время учёбы в училище им были получены такие награды, как малая серебряная медаль, большая серебряная, малая золотая и большая золотая медаль. Отмеченные этими медалями картины Приезд станового на следствие», «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», «Проповедь в селе».

Эти работы оказали большое впечатление. Эти выставки открыли публике В. Перова, как талантливого жанриста-сатирика, способного подметить самые тонкие, чуть заметные штрихи русской жизни, показать её самые непривлекательные стороны. За свои заслуги художник получает возможность за казённый счёт выехать заграницу. В 1862 году В. Перов едет в Германию, где посещает все самые важные художественные центры.

Впрочем, как свидетельствовал художник Василий Худяков, сам Перов назвал свою картину «Поп» — это было общепринятое в то время сокращение слов «пастырь овец православных». Но владелец картины Павел Третьяков был противником столь широких обобщений и изменил название картины на «Сельский крестный ход на Пасху». Чаепитие в Мытищах Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства. В древней Византии именно на Пасху — раз в год — совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию — в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода.

Нет, изображённые на картине Перова «богоносы» так называли в деревне крестьян, соглашавшихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю выходят вовсе не из храма, но из обычной деревенской избы. Или, скорее всего, из кабака — при этом сам храм нарисован слева вдали. Время действия — вечер. То есть это не пасхальная полночь, когда, собственно, в православных храмах и совершался крестный ход.

И это не утро одного из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. Наконец, обратите внимание на облачение священника: его мантия и епитрахиль голубого цвета, тогда как на крестный ход священник надевает облачение белого или красного цвета — в зависимости от времени суток. Голубой цвет облачения означает, что священник совершает «требы» — вернее, обряд «славления», которого уже не существует в современной церковной практике. Конечно, в прежние времена все добропорядочные христиане отчисляли церкви десятину, то есть десятую долю своих доходов.

Например, самый первый православный храм, построенный равноапостольным князем Владимиром Красное Солнышко, назывался Десятинной церковью, потому что церковь была построена за счёт церковной десятины князя. Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое. Немалую роль в этом сыграли и церковный раскол XVII века, и форсированная европеизация страны при Петре Великом, и государственная политика секуляризации церковных владений, когда царская власть, отбирая у церкви имущество и ценности, пожертвованные прихожанами, назначала церкви содержание за счет государственного бюджета. В годы правления Николая I правительство окончательно оформило Русскую церковь как «министерство духовности», а священнослужители стали государственными служащими на окладе.

Жалованье, правда, было ничтожным, и неслучайно митрополит Киевский и Галицкий Арсений в том же 1862 году писал: «Мы живём в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного о них попечения». Например, в начале ХХ века жалованье протоиерея составляло 200—300 рублей в год, диакона — 100—150 рублей, тогда как учитель начальной школы получал уже 400—500 рублей в год учитель гимназии — существенно больше. Но и эти небольшие суммы были положены только небольшой части духовенства, служившей в городах. Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться.

Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно — у многих крестьян и самих-то не было денег. Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам — на Рождество или Пасху — они шли по окрестным деревням на «славления» — проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов. На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая: — Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак!

И выпивали. Так что к концу мероприятия нередко все участники мероприятия были пьяны, как говорится, «до положения риз». Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством. Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления».

И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение. Но беда в том, что — как тогда, так и сейчас! Достаточно вспомнить, как описывает Чехов в своем рассказе «Кошмар» впечатление молодого избалованного жизнью чиновника Кунина из Петербурга от встречи с бедным деревенским священником, одежда которого была грязна и заношена: «Какой странный, дикий человек! Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец!

Это учитель народа! Воображаю, сколько иронии должно быть в голосе дьякона, возглашающего ему перед каждой обедней: «Благослови, владыко! Владыко, не имеющий ни капли достоинства, невоспитанный, прячущий сухари в карманы, как школьник… Фи! Господи, в каком месте были глаза у архиерея, когда он посвящал этого человека?

За кого они народ считают, если дают ему таких учителей? Тут нужны люди, которые…» Чехов заставит героя рассказа потратить время и разобраться, насколько ужасна в материальном отношении жизнь сельского батюшки. И Кунину станет стыдно. Но в обычной жизни все часто происходит ровно наоборот — и высокомерные интеллигенты чаще всего презрительно отворачиваются при виде «поповского быдла».

На первом плане — богатый стол, ярко контрастирующий со скромной обстановкой трапезной при храме.

На этот раз опять будет передвижник, пожалуй, самый известный из них - Василий Григорьевич Перов. Хотя конкретно эту я бы назвала «аллегорией», так как сюжет очень уж утрированный, зато со множеством мелких деталей, которые можно трактовать по-разному.

Сразу бросается в глаза нетипичная форма полотна. Она больше напоминает икону или живопись эпохи Возрождения. Да и поза священника, некоторые персонажи тоже.

Полотно написано в год отмены крепостного права, время общественных потрясений, раскола, противоречий, неопределенности. Церковь предстает во всех смыслах темным и обветшалым строением. Священник, которого почти никто не слушает, одной рукой указывает на небо, второй в противовес на семью барина.

Барин спит, хорошо, если не храпит при этом. Его дочь вместо слов священника слушает, что там ей на ухо нашептывает щеголь с мефистофилефской бородкой. Да еще прикрывается при этом библией, опять же намек на мнимое благочестие господ и лицемерную мораль.

То есть вроде как священник все это видит и осуждает, но при этом данным антигероям позволяет, в отличие от остальных, сидеть с комфортом традиционно на службах прихожане стоят, на скамеечки присаживаются те, кому здоровье не позволяет. У «вип-гостей» и кресла удобные, да еще и ковер им под ноги постелен. Позади них еще один мужчина с ковром, который о чем-то разговаривает с пожилой женщиной.

Возможно, пытается продать его ей, и это опять же намек на продажность церкви. Более или менее пытается слушать проповедь небольшая группа крестьян, которые стоят рядом, пока богачи сидят. Но, судя по их нищенскому облачению, вера им в мирской жизни не особо помогает.

А на заднем плане люди смотрят не на проповедника, а на человека с бумагой в руках. Она для них актуальнее. Многие считают, что это манифест об отмене крепостного права.

Композицию можно разделить на две части. На первом плане мы видим богатый стол, где сидят монастырские «насяльники». Они явно предаются чревоугодию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий