Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома – звуки, которые означали, что Ленинград жив, сердце его бьётся, город борется! Редакция подготовила подборку, речь в которой пойдет о символах блокадного Ленинграда, хранящих память ушедших дней.
Будет сердце у города биться, коль не смолкнет его метроном
А если в этот список добавить радио, хлеб и значок «Светлячок»? Все это — символы блокадного Ленинграда. В честь этого памятного события на лекции в Музее воинской славы им.
Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.
Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.
Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса — легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Поэтому городская инфраструктура поддерживалась и местами даже создавалась в экстремальных условиях», — рассказывает «ФедералПресс» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Когда нацисты блокировали Ленинград, большая часть линий связи и антенного хозяйства в городе и рядом с ним была разрушена. Поэтому радиосистема осажденной Северной столицы стала автономной.
Связь с Москвой, другими частями страны и союзными государствами могла осуществляться только по эфиру. Тарасов и главный инженер Н. В первый месяц блокады по их решению было построено 10 км высоковольтных фидеров — что позволило создать широкие возможности для маневра в работе радиоточек и громкоговорителей. Радио же было общедоступно и оперативно. Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», — подчеркивает Ковалев. Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика.
Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160—180 ударов в минуту. Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами. Темп метронома после этого замедлялся до 50—55 ударов в минуту. Радиосеть работала круглосуточно на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Правительство приняло решение, что на время войны население было обязано сдавать радиоприемники на хранение государству.
Чтобы помнили - От Советского информбюро. Блокадный репродуктор. (серия «История»)
Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. В блокадном Ленинграде метроном стал символом не только музыкальности, но и выживания. «Блокадный метроном». Блокада Ленинграда – одно из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны. Видеохроника блокадного Ленинграда.
Зачем включали метроном в блокадном Ленинграде: основные причины и значение
Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм - отбой. По окончании передач звучал метроном - его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Ответ от Grace [гуру] Его темпом измерялись шансы выжить во время бомбежек и обстрелов… Только его ритмом звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный — отбой… Замечательный человек, многие годы работавший на Ленинградском радио, журналист, педагог, Таисия Михайловна Суворова собрала в архиве Ленрадио и передала в Череповец «Голоса Блокадного Ленинграда»;. Пусть они звучат здесь, подлинные звуки Голоса жизни в городе смерти, пусть говорят сами за себя… В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей, почти 450 тысяч радиоточек работали в квартирах и учреждениях Ответ от Николай Лужников [гуру] В городе, оказавщемся в осадном положении без тепла, света, без продуктов пмтания. Радио, оповещавшее жителей об артобстрелах и авиационных налетах. Радио, доводившее до них сводки информбюро, Поддерживающее в людях надежду и веру своими непродолжительными передачами. А в промежутках, чтобы радио не молчало, работал метроном. Метроном, отсчитывающий секунды блокадного времени. Пока звучал метроном, люди знали, что город жив и сопротивляется.
Сама "смотрительница" метронома - из легендарной семьи: её родные воевали на Ленинградском фронте и встретили Победу, а младший брат - погиб под Сталинградом. В стороне от парадных подъездов Таких долгожителей немного, но они есть, и их судьбы - яркие штрихи к тому, что тогда происходило. Накануне 70-летнего юбилея полного освобождения Ленинграда от блокады Елизавете Курбатовой - прапрабабушке Лизе - исполнилось сто лет. Собрались все - дети, внуки, правнуки и праправнуки. Иные приехали из других городов. У неё две дочери, четверо внуков, восемь правнуков и два праправнука. В одном из домов Каменноостровского проспекта на Петроградской стороне она живет с одной из своих дочерей и зятем - Евгенией и Евгением Яковлевыми и своим правнуком - Никитой. Однажды близкие попросили её написать о себе то, что помнит. Начала, потом забросила, есть среди страниц - записи о блокаде.
К юбилею правнучка подготовила альбом монографию , в котором - старые семейные снимки. Её родители - мои дедушка и бабушка поженились в 1913 году, а уже в январе 1914 года родилась мама. Но тогда в регистрационную книгу не сразу записывали дату рождения детей. Когда месяца через два стали записывать, точной даты не вспомнили, записали 15 число - думаю, если ошиблись, то не намного". В двадцатом году родились брат и сестра Лизы, двойняшки - Лева и Элеонора, а в двадцать шестом - младший - Саша. Когда началась война, Саша был подростком. На фронт попал, когда шла битва под Сталинградом. Оттуда от него пришло одно письмо о том, что он в госпитале - легко ранен. Родных он просил не беспокоиться, писал, что всё будет хорошо.
Больше писем от него не было. Пришла похоронка. Воспоминаний детства у бабушки Лизы немного. Её мама Полина не гнушалась любой работы: стирала, пекла хлеб, растила птицу и поросят. Елизавета помнит, как брала в ладошки крохотных гусят - одно время мама выращивала их и продавала. А у деда была специальная установка для изготовления газировки, которая тоже пользовалась большим спросом... Самое яркое воспоминание детства - сильнейший пожар в городе. Тогда Лизе было шесть лет. Ветер гнал огонь по одной стороне широкой улицы, где стоял их дом, который сгорел полностью.
Лизина мама поставила дочку в сквере рядом с коляской - в ней были брат и сестра - близнецы, и сказала: "Не отходи"... В 1931 году поступила в ПТУ, и потом работала на Центральном телефонном узле монтером. Трудовых книжек тогда не было, но сохранились справки, в которых указаны даты и квалификация. Перед войной работала на фабрике грампластинок, училась на вечерних подготовительных курсах и поступила в Энерготехникум, который находился на 8-й линии Васильевского острова, рядом с набережной. В 1941 году училась на четвертом курсе.
Точно известно, что в годы войны и дни блокады такие сигналы прозвучали 3740 раз. Сегодня они тоже заставляли горожан вздрагивать, не оставляя прохожих равнодушными. Игорь Исаков, житель блокадного Ленинграда: «Вспоминается, как мы жили во время блокады, как сидели и мерзли в комнате, когда были свечки. А когда свечки кончились, мы начали мастерить коптилки.
При них сидели. А так больше ничего особенного. Голод есть голод». Конечно, ветераны и блокадники несут сегодня цветы к памятным для них местам. Безусловно, то Пискарёвское кладбище — братская могила, где похоронены сотни тысяч жителей осажденного города. Это и памятная надпись по адресу Невский проспект, 14: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Главным источником информации было радио. Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно.
Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение.
Тиканье метронома стало призывом к борьбе и несения надежды. Жители Ленинграда использовали его ритм для определения времени, составления планов и сохранения чувства времени. Это был своеобразный мост между прежней жизнью и жизнью под осадой. Таким образом, метроном стал символом выживания и сопротивления во время блокады Ленинграда. Он дарил жителям города не только практическую пользу в определении времени, но и глубокое психологическое воздействие. Он вдыхал в них новую надежду и силу для преодоления жестокой реальности и выживания в условиях страшных испытаний. Организация культурной жизни благодаря метроному В условиях блокады Ленинграда, когда город оказался отрезанным от внешнего мира и погрузился в голод и разрушение, организация культурной жизни была крайне сложной задачей. Однако метроном, помимо своей непосредственной функции музыкального аксессуара, стал неотъемлемым символом истой выдержанности, духовной устойчивости и надежды. В заблокированном городе метрономы использовались не только для практики и игры музыкантами, но также для организации концертов и музыкальных выступлений. Благодаря метроному музыканты смогли собираться и исполнять музыку вместе, сохраняя единство и точность исполнения. В специально организованных концертах и блокадных студиях, метрономы помогали синхронизировать игру музыкантов, которые исполняли как оркестровую музыку, так и сольные произведения. Постоянно звучащий метроном помогал сохранять ритм и четкость в исполнении музыки, несмотря на трудные условия и нехватку пищи. Кроме того, метрономы использовались для организации музыкальных занятий и уроков. Музыканты и преподаватели использовали их, чтобы обучать и учиться игре на инструменте, сохраняя музыкальный ритм и темп. Это позволяло не только сохранять навыки музыки и поддерживать духовное состояние, но и давало возможность оставаться связанными с музыкальным миром и культурой во время блокады. Таким образом, использование метронома в блокадном Ленинграде имело большое значение для организации культурной жизни города. Он стал символом выдержанности и духовной устойчивости музыкантов и жителей города, а также важным инструментом для поддержания музыкальной культуры и надежды на возвращение нормальной жизни. Запись и распространение музыки с помощью метронома В условиях ограниченных ресурсов и отсутствия электронных средств записи, метроном был неоценимым инструментом для музыкантов. Он позволял им записывать и воспроизводить музыку с точностью, сохраняя ритмическую структуру и строго следуя нотам. Метрономы были использованы как при записи произведений музыки, так и при их распространении. Музыканты записывали музыку, прикрепляя метроном к инструменту или используя его звук в качестве ориентира для игры. Это позволяло им запечатлеть исполняемое произведение с высокой точностью, что дало возможность создавать аудиозаписи для дальнейшего распространения. Также метрономы использовались при распространении музыки. Музыканты передавали записи тем, кто не имел возможности присутствовать на концертах или становлениях, сопровождая их метрономом. Это позволяло сохранять последовательность и точность исполнения даже при воспроизведении без живого исполнения. Таким образом, использование метронома во время блокады Ленинграда было незаменимым для записи и распространения музыки. Оно позволяло сохранить и передать музыкальные произведения с высокой точностью, несмотря на ограниченные ресурсы и сложные условия во время блокады. Метроном как символ непоколебимости духа спартанских блокадников В преддверии блокады Ленинграда было принято решение использовать метроном в качестве средства поддержания морального духа жителей, зажатых стальным кольцом голода и разрушений. Звук метронома стал символом непоколебимости и спартанского подхода к переживанию злоключений. Метроном был выбран неслучайно. Постоянное повторение ритма передавало идею упорства и решимости не сдаваться своим трудностям. Такой символический акт давал силы и вдохновение блокадникам, чтобы противостоять голоду, болезням и смерти.
Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном?
Почему метроном символ Ленинграда? Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Ольга Берггольц — голос блокадного Ленинграда. Жителям блокадного Ленинграда звуки метронома казались биением «сердца» самого города.
Символы блокадного Ленинграда
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Для чего был метроном в Ленинграде? В годы блокады здесь существовал пульт специальный. Использовали грампластинки. С этих грампластинок подавался звук сирены для привлечения внимания горожан». Именно он еще до войны придумал транслировать по радио звук метронома. Почему метроном символ Ленинграда? Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Сколько человек погибло во время блокады?
За блокадные дни в Ленинграде погибло от лишений и голода более 630 тысяч горожан, согласно данным, озвученным на Нюрнбергском процессе. Сколько грамм хлеба в блокаду? Ключевым символом данной акции является кусочек хлеба, весом в 125 граммов.
Если метроном стучал 50-60 ударов в минуту, значит - всё спокойно. Если же количество ударов составляло 150-160 — тревожный сигнал о надвигающемся обстреле.
Чтобы почтить память героев блокады и напомнить людям про это тяжелое время, в Санкт-Петербурге 9 мая все теле- и радиокомпании в течение нескольких минут транслируют звук метронома. Он давал право получать ежедневную положенную норму хлеба. В декабре 1941 года норма хлеба, выдаваемого жителям города по карточкам, достигла минимума — 200 г для работающих и 125 г для остальных, включая детей. В хлеб добавляли то, что было в наличии: солод, бобы, отруби, дикорастущие семена. Карточка на получение продуктов, кусочек долгожданного и такого нужного хлеба — страшные отголоски блокады Ленинграда.
Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах. Метроном в воспоминаниях и творчестве Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора. Упоминания о звуке метронома можно найти во многих произведениях искусства, созданных людьми во время блокады, особенно часто — в стихах. Вообще, радио, как основная ниточка, связывающая людей с миром, очень ясно присутствует в стихах блокадной поры таких выдающихся поэтов, как О. Берггольц, Г. Семенова, С.
Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда.
Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение.
Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно.
Метроном в блокадном Ленинграде: история и назначение
- Главные цифры и символы за 872 дня блокады Ленинграда
- Метроном, пайка хлеба и колюшка: 27 января – день снятия блокады Ленинграда
- Для чего использовался метроном в блокадном Ленинграде?
- Сирены, метроном и тишина. Как звучала блокада
- Для чего был нужен метроном в ленинграде. Стук метронома напоминает о скорбной дате
- Символы блокадного Ленинграда
Подписи к слайдам:
- Зачем включали метроном в блокадном Ленинграде: основные причины и значение
- Зачем включали метроном в блокадном Ленинграде: основные причины и значение
- Почему метроном символ блокадного ленинграда
- «Блокадный метроном»
- 125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокадного Ленинграда
Метроном во время блокады Ленинграда: зачем?
В Санкт-Петербурге сегодня вспоминают об одной из самых трагичных страниц в истории города и всей страны. Город на Неве пережил 900 дней тяжелейшей обороны. Это бомбежки, массированные артобстрелы, более 100 тысяч авианалетов. Ленинград не сдавался, даже когда запасы воды, продовольствия и топлива практически иссякли, и… выстоял. Но страшной оказалась цена — 800 тысяч погибших. Монотонный звук метронома звучал сегодня на многих улицах города из громкоговорителей, заставляя горожан прислушаться, потому что в некоторых районах этот стук не был слышан из-за городского шума. Тем не менее стук простого механического прибора, который на самом деле нужен для фиксации темпа музыки, конечно, сильное напоминание о блокадных днях.
Именно этот звук транслировался по радио в городе в дни блокады. Сегодня ровно в 11 часов 10 минут в Петербурге снова заработала система оповещения, и время от времени метроном прерывался звуками сирены. В блокадном Ленинграде сирена звучала каждый раз при артобстрелах и авианалетах.
Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть». Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех.
Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной.
Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города.
Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград.
Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы. Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей».
В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится.
Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина. Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу. Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов. Но те, кто остались, как могли поднимали настроение ленинградцев. Часто — буквально из последних сил. В холодных залах Театр музыкальной комедии показывал веселые оперетты: «Сильву», «Трех мушкетеров», «Летучую мышь», «Свадьбу в Малиновке». Во время одного из представлений «Трех мушкетеров» от истощения прямо на сцене умер артист хора А. Жители осажденного Ленинграда у афиши Театра музыкальной комедии. В нем показали пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о войне 1812 года.
Спектакль пришлось прервать из-за очередного артобстрела. Выступали в Ленинграде оперные певцы и артисты балета, хотя большинство из них тоже эвакуировали. Весной 1942 года ей предложили возобновить репетиции и выступления. Нас начали чуть-чуть подкармливать. Артистам балета все же нужны силы, чтобы танцевать. Выступали в Театре комедии на Невском проспекте, в зале Филармонии, а потом и в Кировском театре. Танцевали в фойе — зал был поврежден бомбами. Зрители в пальто, в шапках, а мы с голыми ногами. Ездили с концертами в госпитали и на фронт.
Аглая Чернова, балерина Очевидцы вспоминали, что в первую блокадную зиму публика в театрах не аплодировала — на это просто не хватало сил. Но, возможно, кому-нибудь именно эти веселые оперетты или музыкальная классика и помогли выдержать все тяготы войны. Музыканты оставшегося в городе Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета тоже выступали в валенках и полушубках. В первую блокадную зиму многие из них умерли от голода. Седьмая симфония Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию в Ленинграде в первые дни войны. Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации — в Куйбышеве Самаре. Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15—20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Я была на этом концерте. Запомнилось, что горели все хрустальные люстры, но было прохладно. В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами. Ну, а Элиасберг дирижировал во фраке. Аглая Чернова, балерина Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить. Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой. Первые репетиции продолжались лишь 10—20 минут — на большее у музыкантов просто не хватало сил.
Партитуру симфонии Шостаковича доставили в Ленинград специальным самолетом в июле 1942-го. А исполняли ее в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа. Он был переполнен. Музыка Шостаковича оказала на слушателей огромное воздействие. В том числе и на немцев, которые тоже слушали ее. Уже в начале 1960-х годов, незадолго до смерти Элиасберга, к нему пришли двое туристов из ФРГ. И сказали ему: «Мы слушали вашу музыку на линии фронта. Когда мы узнали, что из города, в котором 125 граммов хлеба дают на взрослого человека в день, транслируют музыку, что там играют Бетховена и Моцарта, мы поняли, что этот город мы никогда не возьмем. И мы сдались в плен.
И тем самым вы спасли нам жизнь». Это пример того, что делает музыка, и какой подвиг совершили музыканты блокадного Ленинграда. Автор: Alexander Meledin. Первым 4 марта 1942 года открылся кинотеатр «Молодежный». Там показывали документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Осенью 1942 года в городе работал уже 21 кинотеатр. Билеты на сеанс стоили 30—50 копеек, детям — 10 копеек. Показывали не только предвоенные фильмы, но и совсем свежие. Шли в Ленинграде американские и английские фильмы: «Серенада солнечной долины», «Сестра его дворецкого», «Леди Гамильтон», «Багдадский вор».
Ленинградцы шутили, что союзники действительно открыли второй фронт, но пока только в кино. А еще в кинотеатрах продавали «витаминизированные напитки», которые могли добавить людям сил. Помню, мама давала стеклянную банку, и я шел в кинотеатр «Колизей» — там продавали зеленую и красную воду. Зеленая — с экстрактом хвои, а розовая с фруктовым. Шел с этой банкой медленно, чтобы не поскользнуться. Вадим Брусянин, киновед, журналист в интервью «Российской газете» К концу 1943 года положение в городе улучшилось, и жители даже начали жаловаться в газеты на то, что некоторые кинотеатры не обновляют репертуар и плохо отапливают залы. Без перерывов работала Публичная библиотека имени М. Салтыкова-Щедрина за три года. Чтение в библиотеке, несмотря на постоянные бомбежки — во время осады бомбы падали примерно каждые три минуты.
На табличке надпись: «Соблюдайте тишину». Бывало, конечно, что ими топили печки-буржуйки. Сотрудники библиотеки с колясками или санками обходили дома и спасали книги.
Записи 11-летней школьницы стали настоящим символом катастрофы войны. Трагедия ребёнка и её семьи уместилась всего на 9 страничках маленькой записной книжки. В Ленинградской области расположен курган «Дневник Тани Савичевой». Неровным детским почерком на каменных плитах увековечена память о войне. Письма складывали треугольником и обозначали адрес прямо на нём, чтобы не использовать дефицитные конверты. Чтобы попасть по нужному адресу в блокадный город, письмо сначала должно было преодолеть переправу по Дороге жизни, не потеряться в отделении почты среди множества других писем и дойти до адресата невероятными усилиями почтальонов, которые разносили почту пешком в любую погоду. Письмо-треугольник — символ блокадного Ленинграда, жители которого так нуждались в редких письмах от родных людей.
А когда все-таки из-за недостатка электроэнергии или после бомбардировок и артобстрелов в отдельных районах радио замолкало, в радиокомитет шли письма: «Радио пусть говорит. Без него страшно, без него как в могиле! О значении радио в годы блокады свидетельствует письмо профессоров и преподавателей Кораблестроительного института и Института инженеров железнодорожного транспорта, которое получили в радиокомитете: «Газету «Ленинградскую правду» — прим. Мы стойко переносим холод, голод, бомбежки и артобстрелы и просим одного — дать возможность четко прослушать единственный источник информации, радио, и узнать, что делается на наших фронтах, особенно на Ленинградском, и что делается за границей». Радио приобретает огромнейшее значение. Эти слова в полной мере относятся к Ленрадио.
В передаче из блокированного города 12 октября 1941 года, идущей на страну, известный профессор-филолог, в то время редактор радио Георгий Макогоненко рассказывал: «Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города... У репродукторов сразу же образуются толпы. Торопящиеся люди останавливаются на несколько минут, чтобы прослушать вести с Ленинградского фронта. Это тоже дело: важное, непременное, входящее в распорядок дня каждого ленинградца».
Голос осажденного города слушали в глубоком тылу и на фронте, в оккупированных фашистами городах и селах, в партизанских отрядах. Для ленинградцев же и защитников города радио в блокадные годы стало своего рода первой «дорогой жизни», проложенной не по ладожскому льду, а в эфире. Она так же, как и та, реальная и героическая, поддерживала и спасала людей, сплачивая их, поднимая дух, и давала столь важную возможность связи с борющейся страной. Впервые за время существования радиовещания настолько востребованными и во многом спасительными оказались его природные особенности коммуникации — массовость, вездесущность, оперативность, регулярность. Во многом именно благодаря этим качествам Ленинградское радио сыграло свою историческую роль. Но не только.
Важным, даже наиважнейшим в блокадных условиях стал человеческий фактор. Личное мужество, патриотизм и обостренное чувство профессиональной ответственности помогали выдерживать напряженный, немыслимый по мирным меркам рабочий ритм. С первых же дней войны, послав на фронт половину своих сотрудников, коллектив Ленрадио работает на оборону города, на победу. Уже в июле 1941 года появляются новые журналы — «Радиохроника» и «Юный патриот», а затем регулярные передачи «Письма на фронт и с фронта». Около 20 тысяч писем фронтовиков и тружеников тыла передало Ленрадио к концу 1942 года. С сентября 1941 года Ленинград стал транслировать ежедневные передачи на Советский Союз.
В октябре появилась «Красноармейская газета по радио», дважды в неделю рассказывала она о боевых действиях воинов Ленфронта. В декабре молодежная газета «Смена» из-за недостатка электроэнергии и бумаги стала выходить трижды в неделю и только на двух полосах. А потом и вовсе было решено выпускать «Смену» по радио с привлечением к работе всех сотрудников газеты. Передачи были небольшими — минут пятнадцать, тем не менее мы успевали рассказать о текущих задачах в передовой статье и сообщить информацию о комсомольской жизни». С весны 1942 года на радио стали выпускать и детский пионерский журнал «Костёр». Он выходил два раза в месяц.
Его постоянно вела ответственный секретарь журнала Наталия Владимировна Теребинская, сотрудничавшая еще с Маршаком и Чуковским. В июле того же года Ленинградское радио начало транслировать передачи для партизан и населения оккупированных районов области. В октябре 1942 года вышел первый номер «Краснофлотского радиожурнала». Он звучал и в эфире, и по городской трансляционной сети подряд около трех часов. Радиомитинги стали традицией. Они транслировались на город, на страну, обязательно в воинские части, на передовые позиции фронта и корабли Балтики.
Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города. Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города.
И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И.
Метроном стучит — значит город жив!
Метроном как сердце города: звуковая летопись блокадного Ленинграда. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Символ блокады Ленинграда метроном. Метроном в блокадном Ленинграде. Видеохроника блокадного Ленинграда. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть.
Метроном стучит — значит город жив!
Метроном во время блокады Ленинграда: зачем он был необходим? | В конце блокады Ленинграда метроном продолжал звучать, но уже не как символ сопротивления, а как символ победы. |
Говорит Ленинград | Почему метроном символ блокады? Стук метронома действительно напоминает многим петербуржцам о блокаде Ленинграда — в годы войны его транслировали по радио, пока оно не работало. |
Метроном в блокаде Ленинграда — как он использовался и какая была его роль
В «буржуйках» жгли мебель, паркет, книги, но ни в одном из парков и садов города не тронули ни одного дерева. Стихи Ю. Воронова и О. Они зимой сжигали всё, что было: Шкафы и двери, стулья и столы. Но их рука деревьев не рубила. Сады не знали голоса пилы. Чтец: Им над Невой шуметь и красоваться, Шагая к людям будущих годов. Деревья, поклонитесь ленинградцам, Закопанным в гробах и без гробов. Чтец: Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках узеньких, смешных В кастрюльках воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных… Ведущий: Письма в блокадном городе - они были нужны ленинградцам не меньше, чем хлеб.
На фронте никто не знал и даже представить себе не мог, что происходит в Ленинграде. Письмо с сообщением «жив и здоров» могло на время заставить забыть о голоде, холоде и обо всём происходящем. Звучит мелодия М. На сцену выходят мать с детьми и солдат. Дети садятся за стол, мать стирает, солдат пишет письмо, а затем читает его. Подготовка танца. Стук в дверь. Почтальон приносит письмо. Стихи Э.
Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Такую хорошую, слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок, Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок. Грустила ты, если мне физик, бывало, Суровою двойкой дневник украшал, Гордилась, когда я под сводами зала Стихи свои с жаром ребятам читал. За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру.
Жив Ленинград! Совсем скоро наступит памятный для нас всех день — День снятия блокады Ленинграда.
В этом году мы отметим полное освобождение города. В честь этого запущен проект «Голоса Ленинградской Победы», в рамках которого мы будем делиться интересными фактами о событиях того времени.
Слышались и националистические призывы. Поэтому радиоприемники изымались. Но в реалиях блокадного Ленинграда они не вернулись хозяевам, поскольку их использовали на запчасти для радиостанций.
Их, в свою очередь, выдавали партизанам и советским агентам для похода в тыл врага», — рассказывает Борис Ковалев. Передовые репортажи на блокадном радио Ленинграда Именно по радио жителям осажденного Ленинграда впервые сообщили, что в ночи 18 января 1943 года была прорвана блокада. В эфире же до самого утра звучала музыка. По статистике Ленрадиокомитета, за 1418 дней войны им было подготовлено и передано в систему ЛГРС: более 4 тыс. За время блокады в Ленинграде было подано 649 сигналов воздушной тревоги и 3091 сигнал о начале артобстрелов.
По радиосети блокадного Ленинграда передавали аудиорепортажи с передовой линии фронта — из окопов, с палуб крейсеров, самолетов, с мест артиллерийских дуэлей, подводных лодок, зенитных батарей и других мест, где советские граждане совершали боевой подвиг — часто, увы, ценой собственных жизней. На ленинградском радио во время осады впервые в СССР использовали репортажный автобус с аппаратурой. Он позволял записывать звук на пленку. И хотя техника была громоздкой, этот факт не мешал оперативности журналистов. В ходу, однако, были и более старые способы записи — например, на восковые пластинки.
Как блокадное радио слушали в Великобритании и США На ленинградском радио передавали информацию не только о происходящем в городе. Сообщалось о движении фронтов по всему Советскому Союзу, говорит «ФедералПресс» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Дмитрий Асташкин. Передавали и международные новости — это видно, к примеру, по блокадным дневникам. Люди пристально следили за тем, как повлияет вступление США в войну, когда ждать открытия второго фронта», — рассказывает Асташкин. По легенде радиоприемник в кабинете Уинстона Черчилля был настроен на ленинградское блокадное радио.
Неизвестная блокада 9 августа 2022 7:00 Будет сердце у города биться, коль не смолкнет его метроном Как радиотрансляционная сеть спасала окруженный Ленинград Поделиться Город выстоял во многом благодаря работникам Ленинградской городской радиотрансляционной сети. Фото предоставлено РСВО. Все, кто пережил войну, вспоминали, как велика была в те годы роль радио, оповещающего о вражеских авианалетах и бомбардировках. Люди, обеспечивавшие бесперебойную работу радиосети в годы блокады, стали настоящими героями. В сложные годы город выстоял во многом благодаря работникам Ленинградской городской радиотрансляционной сети. Сегодня эта структура существует под названием Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения».
Метроном стучит — значит город жив!
Метроном стал символом блокады Ленинграда, потому что он воплощал в себе все те черты, которые были характерны для этого трагического периода. Почему метроном, а не сирена? Он был выбран, чтобы не травмировать воем сирен и без того обессилевших граждан Ленинграда. Практически единственная связь блокадного Ленинграда с «Большой землей» — это «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру.
Метроном, пайка хлеба и колюшка: 27 января – день снятия блокады Ленинграда
Если спросить у жителей блокадного Ленинграда, какой звук того времени навсегда. Использование метронома в блокадном Ленинграде имело глубокий символический смысл, связанный с выживанием и надеждой. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Почему метроном символ блокады? Стук метронома действительно напоминает многим петербуржцам о блокаде Ленинграда — в годы войны его транслировали по радио, пока оно не работало.