Концерт № 2 Часть 2, Концерт № 2 Часть 3, инов - Концерт №2 (1 часть) и другие скачать в mp3 и слушать музыку онлайн бесплатно. Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики Рахманинова. Вадим РуденкоСимфонический оркестр МГИМ им. Дирижер - Игорь Громов. Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!
Еще песни С. Рахманинов
- Рахманинов Второй Концерт Для Фортепиано С Оркестром Cкачать Бесплатно Mp3
- Audio With External Links Item Preview
- Рахманинов. 2 Концерт. 2 Часть скачать mp3 бесплатно и слушать онлайн на Хотплеере (ae18)
- Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония
Сергей Рахманинов
- Audio With External Links Item Preview
- Рахманинов2 Концерт 2 Часть слушать и скачать музыку в mp3 на телефон – LightAudio
- Сергей Рахманинов. Фортепианные концерты
- Второй Концерт Рахманинова - Скачать в mp3
Концерт № 2 до минор
Главная» Новости» Концерт 2 рахманинов. Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. Главная» Новости» 1 часть второго концерта для фортепиано с оркестром рахманинова.
Содержание
- Сергей Рахманинов. Фортепианные концерты
- Рахманинов2 Концерт 2 Часть
- Похожие песни
- Популярные жанры
- Rachmaninoff: Piano Concerto No. 2
Рахманинов концерт 2 (2часть) (найдено 124 песни)
фортепиано, дирижер Риккардо Мути). Второй концерт для фортепиано с оркестром принес композитору большой успех, и был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. В коде же всей части вновь возникает интонационная параллель со Вторым концертом, где Рахманинов обращается к «восточным» интонациям. Вадим РуденкоСимфонический оркестр МГИМ им. Дирижер - Игорь Громов. В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место.
С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, в 3-х частях
Концерт имел большой успех и Лондонское филармоническое общество пригласило Рахманинова повторно для исполнения Первого фортепианного концерта. Композитор принял приглашение и пообещал привезти премьеру Второго концерта. Ожидание нового шедевра висело в воздухе. О новом концерте интересовалось ближайшее окружение композитора, например, сокурсник по консерватории пианист Александр Гольденвейзер. Он планировал играть его в ближайшее время в Петербурге. В то время у Рахманинова не было написано ни единой ноты. Друзья Рахманинова, опасаясь суицида, уговорили Сергея обратиться к известному психотерапевту и гипнотизеру Николаю Далю. Последний также прекрасно играл на виолончели и потому быстро нашел общие точки соприкосновения с Рахманиновым. Ежедневные сеансы лечебного гипноза длились четыре месяца до конца апреля 1900 года.
После доверительных бесед Даль погружал Рахманинова в гипнотическое состояние и повторял как заклинание: «Ты начнешь писать свой концерт». Терапия дала свои результаты. Рахманинов начал писать. Позднее он вспоминал, что в это время в нем постоянно появлялись музыкальные идеи и их становилось все больше и больше. Большую поддержку Рахманинову в это время оказал его двоюродный брат по материнской линии, пианист, профессор Московской консерватории Александр Зилоти.
Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского — все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году.
Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку. Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале. Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А.
Во 2-ом фортепианном концерте Рахманинова был достигнут уникальный синтез различных методов мелодического развития, что определило уникальность его мелодического стиля.
Это произведение отмечено особым сочетанием лирической мелодики Чайковского и петербургских традиций в музыке, в частности, стиля Римского-Корсакова. Рахманинов смог органично объединить эти различные элементы, демонстрируя исключительный мелодический талант, в отличие от других композиторов, у которых это сочетание могло получиться эклектичным. В его ранних работах, таких как Первая симфония, иногда заметна некоторая механичность в сочетании этих элементов, но во Втором концерте это сочетание приводит к формированию нового стилистического качества. Рахманиновская мелодика, черпающая вдохновение из народной песни, отличается широтой, плавностью линий, преобладанием диатонических гармоний, уравновешенной ритмикой и измеренным темпом. Эти качества обусловлены влиянием традиционных народных мотивов, однако сами мелодии Рахманинова обычно носят более лирический и обобщенный характер, и редко демонстрируют прямое сходство с конкретными жанрами народной песни. Структура Концерт Рахманинова создан в соответствии с классической структурой сонатно-симфонического цикла, характерной для традиционных музыкальных произведений. Moderato В первой части концерта, начало характеризуется знаковым для Рахманинова колоколообразным вступлением на фортепиано, состоящим из аккордов в разных регистрах и усиливающимся звуком в низком регистре.
На фоне мощных, глубоких пассажей фортепиано появляется знаменитая главная тема, напоминающая медленный марш или шествие. Тема смягчается контрастным звучанием струнных и кларнетов, придавая ей особенную выразительность. Adagio sostenuto Вторая часть концерта, является музыкальным воплощением редкостной красоты и русской лиричности. Эта часть отражает бесконечное состояние спокойствия и единения с природой, которое было описано Б.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Rachmaninoff: Piano Concerto No. 2
Allegro scherzando — «Праздник жизни». Главная партия зарождается из слияния звонов, стремительно летящих скерцозных мотивов, плясовых и маршевых ритмов. Её сменяет лирический дифирамб — тема побочной партии. Она звучит трижды, раз за разом все ярче, и к финалу, подобно Первому концерту Чайковского , трансформируется из нежного напева в могучий ликующий гимн, проходящий в мощном оркестровом tutti под громовые колокольные раскаты солирующего фортепиано и растворяющийся в стремительной коде [2].
Рахманинов начал писать. Позднее он вспоминал, что в это время в нем постоянно появлялись музыкальные идеи и их становилось все больше и больше. Большую поддержку Рахманинову в это время оказал его двоюродный брат по материнской линии, пианист, профессор Московской консерватории Александр Зилоти. Он помог композитору с арендой квартиры, избавив от необходимости давать ненавистные частные уроки. Сергей Рахманинов в 1901 году после курса терапии у доктора Даля и успешной премьеры Второго фортепианного концерта. Второй фортепианный концерт Рахманинова впервые прозвучал в Москве в октября 1901 года. На премьере солировал автор, за дирижерский пульт встал Александр Зилоти.
На второй день артисты поменялись ролями. Концерт был встречен музыкальной общественностью с единодушным восторгом. Рахманинов посвятил концерт доктору Николаю Далю. Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. Николай Метнер В этом произведении во весь рост поднимается и сам Рахманинов. Поднимается после депрессии и отчаянья.
Рахманинов исп. Рахманинов 11:53 07.
Часть 2.
Горовиц — один из лучших исполнителей концерта в истории. Именно из-за его исполнений Третий сравнялся по популярности со Вторым концертом. Однако тут куда больше эмоциональная амплитуда: вспышки эйфории сменяются темной, вязкой меланхолией и колючими токкатными эпизодами.
В дисциплинированном, твердом рахманиновском почерке уже здесь начинает мерцать демоническая капризность, «паганиниана», которой завершится в «Рапсодии на тему Паганини» путь Рахманинова в концертном жанре четверть века спустя. Прислушайтесь к 34. Эти моменты «встречи с прошлым» всегда сообщают циклу что-то волшебное, как будто у сочинения появляется способность к рефлексии: вспоминанию и анализу себя самого, как у сознательного организма.
Рахманинов. 2 концерт. 2 часть listen online
Танеев , когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций. По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме. Причиной творческого кризиса затишья у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека. Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.
Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией. Содержание Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко — тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела.
Сразу заметим, что в словах Рахманинова о творческом бездействии есть явное преувеличение. За все время после окончания симфонии и до 1900 года им было написано более двадцати произведений — 12 романсов, 6 хоров, 6 музыкальных моментов, хор «Пантелей-целитель». К этому следует добавить замыслы двух опер на сюжеты Шекспира. Не забудем, что именно в эти годы Рахманинов высоко проявил себя как оперный дирижер в Частной опере Мамонтова — под его управлением были поставлены 7 опер. И еще: в апреле 1898 года Рахманинов блистательно выступил в Англии — дирижировал исполнением своей фантазии «Утес» и исполнил несколько фортепианных пьес.
На предложение включить в программу следующих гастролей первый концерт для фортепиано, Рахманинов предложил свой второй концерт, над которым он уже начал работать. Именно поэтому на вопрос доктора Даля, каковы должны быть результаты лечения, родственники Рахманинова отвечали — закончить Второй концерт.
Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания. Композитором в структуре Второго концерта был найден своеобразный синтез формы классического трёхчастного цикла и поэмного-романтического принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта непрерывность и связность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности. Так же плавно и постепенно подготавливаются переходы от одного тематического раздела к другому внутри отдельных частей. Музыкальный критик Николай Кашкин , прослушав концерт, указывая на то, что Рахманинов «совсем отступает от типа виртуозного концерта, и фортепиано у него не является господствующим инструментом, а лишь первым среди равных», сомневался, следует ли отнести эти особенности произведения «к его достоинствам или недостаткам».
По мнению одного из очевидцев, критика Александра Оссовского, «исполнение было сырое, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания».
Рахманинов мучительно переживал свой провал. Сразу заметим, что в словах Рахманинова о творческом бездействии есть явное преувеличение. За все время после окончания симфонии и до 1900 года им было написано более двадцати произведений — 12 романсов, 6 хоров, 6 музыкальных моментов, хор «Пантелей-целитель». К этому следует добавить замыслы двух опер на сюжеты Шекспира. Не забудем, что именно в эти годы Рахманинов высоко проявил себя как оперный дирижер в Частной опере Мамонтова — под его управлением были поставлены 7 опер. И еще: в апреле 1898 года Рахманинов блистательно выступил в Англии — дирижировал исполнением своей фантазии «Утес» и исполнил несколько фортепианных пьес.
С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, в 3-х частях
Ноты к произведению 'Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор II-III части' композитора Рахманинов Сергей. инов: 2 концерт для ф-но с оркестром (2 часть). инов Концерт №2 для ф-но с оркестром (2 часть). Главная» Новости» Второй концерт рахманинова слушать онлайн бесплатно в хорошем качестве.
Рахманинов концерт 2 2 часть
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, часть-1. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Piano Concerto No. 2 in C minor, Op. 18 by Sergei Rachmaninoff (1873-1943). Gyorgy Sandor (1912-2005), piano. Artur Rodzinski (1892-1958) conducting the Philharmonic Symphony Orchestra of New York (The New York Philharmonic). Recorded January 2, 1946 in Carnegie Hall. С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, в 3-х частях. GNESSIN LIFE. Концерт 2 2 часть, а также новые треки и рингтоны на звонок.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)
Написанный в тональности As—dur, он ассоциируется с романтическими гимнами любви, природе. Что немаловажно, здесь прослеживается интонационное сходство с романсами «Сирень» и «Мелодия». Главная тема написана в виолончельном регистре. Поступенно поднимающаяся мелодия, как бы разбегаясь, достигает с каждым разом всё более высоких целей скачком на кварту, на сексту , после чего опадает. Точка притяжения каждой фразы оказывается секундовым задержанием.
Тему обрамляет арпеджированный аккомпанемент, создающий особое воздушное пространство. Аккомпанемент должен исполняться гибко, мягко, свободной «дышащей» рукой. Исполнителям потребуется точный динамический расчет, умение держаться в рамках умеренной динамики продолжительное время, не сразу выходя на f. Необходимо «видеть» точку притяжения, точку наивысшего напряжения.
Она обозначена композитором sff. Предшествующие ей четыре такта аккордов нужно выстроить в единую нарастающую линию. В коде же всей части вновь возникает интонационная параллель со Вторым концертом, где Рахманинов обращается к «восточным» интонациям. В Концерте зона подобной образности приходится на тему побочной партии третьей части.
Обращаясь к ориентализму, композитор стремится придать музыке большую выразительность. Это очень тонкое, томное чувство. Нисходящие секвенции с уменьшенными аккордами, малыми секундами, выразительными триолями в среднем регистре — всё дышит негой, очень хрупко и изысканно. Резюмируя всё предыдущее развитие, вступает главная тема, переплетаясь с темой Востока.
Таким образом, тема русской природы и тема Востока становятся неотъемлемой частью друг друга, так же, как и Россия, находящаяся на пересечении Запада и Востока, Европы и Азии. И уже в самом заключении части ц. Финал создаёт невероятный контраст с предыдущей частью — Романсом. Здесь проявляется тот самый конфликт, о котором слушатель вначале не подозревает.
Изящный напевный характер мелодии итальянской песни превращается композитором в суровый, сильный, мужественный танец. Совершенное чувство ритма наряду с высоким градусом эмоций, артистизмом поможет исполнителям добиться по-настоящему экспрессивного прочтения этой пьесы. Вновь стоит отметить связь со Вторым концертом — в данном случае с финалом концерта и его первой частью в разработке сюиты , что прежде всего подчёркивается единой тональностью финал сюиты написан в тональности c—moll — основной тональности Второго концерта. Стоит напомнить, что Тарантелла написана в сонатной форме, где тема главной партии ц.
В разработке находится кульминационный раздел части, где снова появляются интонационные и ритмические переклички с главной темой первой части Второго концерта в варианте репризы , а также появляется ритм «темы Судьбы» из Пятой симфонии Бетховена ц. Эмоциональное напряжение и драматизм разработки имеют продолжение в коде Тарантеллы и всей сюиты, которая завершается утверждением волевого, сурового образа на пике последней драматургической волны. Таким образом, Рахманинов во Второй сюите являет образец сюиты, тяготеющей к сонатно-симфоническому циклу. Сочинение таит в себе программные отсылки к Второму концерту, а также к общеевропейским и русским музыкальным символам — например колокольности или Dies Irae.
Вторая сюита Рахманинова по праву является любимейшим произведением фортепианных дуэтов. Зрелые мастера и начинающие музыканты, студенты училищ и вузов охотно берутся за это сочинение. Существуют замечательные записи этой сюиты, сделанные А. Гольденвейзером и Г.
Гинзбургом, Л. Брук и М. Таймановым, Н. Петровым и А.
Черкасовым, среди записей последних лет стоит отметить дуэт Н. Луганского и В. Слушая великих музыкантов, каждый раз открываешь всё новые неисчерпаемые возможности этой изумительной музыки. Но, конечно же, самым лучшим «учителем» в постижении музыки Рахманинова является сам автор.
К счастью, мы имеем возможность слышать автора на многочисленных записях. Слушая Рахманинова, поражаешься невероятной энергии и ритмическому напору, обращаешь внимание на rubato, идущее от самой музыки, чутко реагирующее на все рельефы мелодии, на интонацию, фразировку, гармонические изменения. С какой любовью и вниманием относится композитор к каждому интервалу, одухотворяя любой мелодический изгиб! Его временная гибкость, изменчивость, отклонения от метра подобны лёгкому дуновению ветра, очень естественны и органичны.
Как научиться такому rubato? Вслушивание в записи гения с нотами и карандашом в руке — вот один из способов, позволяющих найти свой путь, свою манеру исполнения через осмысление, сравнение, раздумья и практику.
Второй концерт. Рахманинов исп. Рахманинов 11:53 07.
Горький призывал не к уходу от реальной жизни в область красивого вымысла и не к затушевыванию отрицательных сторон существующей действительности, а к тому, чтобы пробуждать в людях жажду лучшего будущего и укреплять у них веру в его возможность и достижимость, в свою собственную силу и достоинство.
Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек — это звучит гордо». Тема роста человеческой личности, преодоления всех внешних и внутренних препятствий, мешающих ее полному раскрытию и самоутверждению, лежит и в основе наиболее выдающихся образцов русской музыки той же поры например, симфония c-moll Танеева, сонаты и симфонии Скрябина. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова она выражена с особой лирической непосредственностью, теплотой и поэтической озаренностью чувства. При наличии ярких драматических контрастов и столкновения противоборствующих начал, музыка концерта носит в целом светлый, гармонически ясный характер. Его основным мотивом является воспевание красоты и радости жизни, воплощенное во множестве выразительных оттенков и градаций от тихого созерцания до восторженного, ликующего пафоса. Трудно указать в музыкальной литературе другое произведение крупной формы, в котором бы до такой степени доминировало песенно-мелодическое начало.
Мелодическая широта, кантиленность основных тем определяет и характерно рахманиновский тип развертывания, совершающегося плавно и постепенно, почти без цезур и перерывов. Разделы музыкальной формы тесно спаяны между собой и даже не переходят, а «перетекают» друг в друга. Но это нигде не вызывает ощущения лирической аморфности и бесформенности благодаря очень точному ощущению Рахманиновым «музыкального времени», верному распределению кульминаций и пропорциональности общей структуры. При своеобразии рахманиновского типа развития, обусловленного господствующей ролью лирически-песенного начала, в трактовке формы композитор остается в достаточной мере «классичным». Не отступая существенно от традиционных конструктивных схем, он переосмысливает их «изнутри». В качестве формообразующего фактора, способствующего прочности сочленений и наполняющего целое стремительной энергией развития, выступает тот специфически рахманиновский упругий, императивный ритм, который обращал внимание современников уже в более ранних произведениях композитора.
Широкий разлив воодушевленно-лирической песенной мелодики сочетается в концерте с неумолимо строгой ритмической дисциплиной, являющейся выражением сдерживающего и организующего волевого начала. Итак, рядом: интенсивнейшие порывы от величия внутренней душевной тревоги и сейчас же мощная организующая сила ритма, как оборона против душевного хаоса и прорыва плотины дисциплинированной воли стихией чувствований» Замечу, что создание романса «Судьба», в основу которого взят «мотив судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, могло быть связано с особым интересом Рахманинова к бетховенскому «стучащему» ритму, находящему своеобразное преломление в ряде его произведений. Характерные, индивидуально своеобразные черты мелодики, гармонии, инструментовки Второго концерта становятся определяющими для большого периода рахманиновского творчества. Показательно, что если в предыдущих сочинениях Рахманинова критика обращала внимание главным образом на колоритность гармонии и оркестрового звучания, то теперь во всех отзывах подчеркивался мелодический дар композитора, проявляющийся в изумительной красоте, широте и певучести его тем. И действительно, необычайно рельефные, мелодически широко развернутые, насыщенные по выражению темы концерта раньше всего остального увлекают и захватывают слушателя. Рисунок мелодии становится у Рахманинова гораздо более свободным, ясным и пластически законченным, приобретает широту и гибкость, которой недоставало некоторым более ранним его произведениям, где отдельные экспрессивно заостренные интонации не всегда достаточно органично складываются в единую, непрерывно развивающуюся линию.
Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием и взаимопроникновением которых определяется своеобразие его мелодики. В литературе неоднократно указывалось на особый характерный сплав в мелодическом стиле Рахманинова принципов лирически напряженной мелодики Чайковского с методами вариантно-попевочного развития, в большей степени свойственными композиторам петербургской школы, в частности Римскому-Корсакову См. Мазеля «О лирической мелодике Рахманинова». Автор подчеркивает, что Рахманинов отразил в этом отношении исторически закономерный процесс сближения двух основных тенденций русской музыки второй половины XIX века, но если у композиторов меньшего масштаба дарования этот процесс получил эклектическое выражение, то Рахманинов благодаря своему исключительному мелодическому дару сумел достигнуть органического сочетания различных типов русской мелодики. В раннем рахманиновском творчестве соединение этих элементов носило подчас несколько механический характер так, в Первой симфонии иногда ощущается несоответствие приемов тематического развития, идущих от драматического симфонизма Чайковского, интонационному строю мелодики, окрашенной в эпические «кучкистские» тона. Здесь же сочетание их приводит к новому стилистическому качеству.
От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и плавность дыхания, преобладание диатоничности, ритмическая ровность и размеренность, большая роль поступенного движения и т. Вместе с тем мелодии Рахманинова носят, как правило, лирически обобщенный характер и редко обнаруживают в своем строении непосредственное сходство с определенными жанрами народно-песенного творчества. Роль и сфера применения различных принципов мелодического развития до известной степени дифференцируются в его творчестве. Так, приемы секвентного развития обычно хотя не исключительно используются композитором в продолжающих построениях, тогда как в основном изложении темы он чаще прибегает к плавному, постепенному развертыванию мелодической линии, как бы вырастающей из первоначального небольшого зерна наиболее яркий образец — тема главной партии в первой части Второго концерта. Особенно характерны в своей неповторимо индивидуальной поэтической прелести и обаянии медлительно развертывающиеся, текучие лирические мелодии узкого диапазона с неизменным возвращением к одному опорному звуку. Казалось бы, в них не происходит никаких «событий».
Но при внешней неподвижности и однообразии рисунка накапливается скрытое эмоциональное напряжение, с тем большей силой прорывающееся в одной кульминационной фразе или даже одной ярко экспрессивной, «открытой» по выражению интонации. Не менее своеобразен и другой тип, в котором наиболее выразительный оборот находится в самом начале, а затем мелодия словно застывает на одном уровне или медленно, уступчатым, колышущимся движением опускается к исходной точке. Асафьев, образно характеризуя напевную лирическую мелодику Рахманинова, писал, что она «всегда стелется, как тропа в полях». Дополняя эту характеристику другими эпитетами и сравнениями, он говорит о рахманиновских «мелодиях-далях», вспоминает слова И. Репина: «озеро в весеннем разливе, русское половодье». В этих, быть может, несколько произвольно выбранных как и всякие, впрочем, образно-поэтические сравнения аналогиях важен один общий момент: невольно возникающие при слушании музыки Рахманинова пейзажные ассоциации, причем это образы именно русской природы, с ее широкими просторами и некоторой однотонностью ландшафта.
Характерным складом рахманиновской мелодики в большой мере определяются и другие стороны музыкального языка композитора, в частности — его гармония. Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» подобно, например, гармонии Скрябина , то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике. Гармония становится у Рахманинова более плавной, спокойной и, если можно так выразиться, певучей. Он отказывается от преднамеренных колористических эффектов и специфических по выразительности оборотов, которые играют подчас значительную роль в ранних его произведениях.
Так, во Втором фортепианном концерте мы почти не встретим так называемый «мнимый» септаккорд, в котором современники усматривали едва ли не самый типичный признак гармонии молодого Рахманинова. Лишь изредка он мелькает в фигурациях, а в открытом виде применяется только один раз, в заключительном построении медленной части такт 8 от конца , причем в мажорном варианте, придающем ему скорее томно-мечтательный, чем элегически-скорбный характер. Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности совмещаются с постоянством основного характера. Это проявляется, в частности, в ярко выраженной склонности композитора к длительному пребыванию в одной тональности. Модуляции осуществляются им обычно очень мягко и постепенно, он как бы неторопливо наслаивает широкие гармонические пласты один на другой, избегая неожиданного сопоставления далеких тональностей. Характерна тенденция к взаимопроникновению мажора и минора, особенно «оминоривание» мажора, достигаемое как посредством понижающих альтераций например, столь излюбленный композитором гармонический мажор , так и путем внутритональных отклонений.
При этом в качестве носителя активного, мужественно-волевого начала чаще выступает минор, в лирических же эпизодах Рахманинов предпочитает «смягченный» мажор, окрашенный отдельными элементами минорности. Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование септаккордов и нонаккордов преимущественно с малой септимой в основании , часто обильно уснащенных задержаниями, хотя и не колеблет ясно слышимой тональной основы, но повышает удельный вес неустойчивых элементов. Любимые Рахманиновым цепочки аккордов доминантового звучания отдаляют наступление конечного устоя и временами придают гармонии колорит зыбкой текучести. Наряду с этим целые большие построения охватываются иногда тоническим органным пунктом, и функциональная основа их остается по существу неизменной, расцвечиваясь лишь короткими, эпизодическими отклонениями.
Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку. Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале. Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Концертом дирижировал А. Интересные факты Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис. В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н.