Тем интереснее для нас опыт Союзной Республики Югославия, находившейся под подобными жесткими санкциями и внешнеторговыми ограничениями большую часть 1990-х годов. Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию. Военная операция НАТО «Союзная сила» против Союзной Республики Югославия началась 24 мая 1999 года.
Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
В воскресенье, 24 марта, исполнилось 25 лет со дня нападения армии Организации Североатлантического договора (НАТО) на Сербию, которая на тот момент была частью Союзной Республики Югославия (СРЮ). Официально "Союзная сила" завершилась 10 июня 1999 года после подписания в Македонии соглашения между Югославией и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. Операция закончилась 10 июня 1999 года после подписания соглашения между Союзной Республикой Югославией и НАТО, в соответствии с которым с территории Косова начался вывод югославских войск. А вот Союзная республика Югославия, которая с 1992-го состояла из Сербии и Черногории, не просто не спешила на помощь соплеменникам, но ещё и в августе 1994-го ввела против Республики Сербской санкции.
Союзная Республика Югославия: история создания и экономическое развитие государства
СФРЮ — Polandball вики | Бомбардировки Югославии силами НАТО (в документах НАТО — операция «Союзная сила», англ. Operation Allied Force; также используются наименования операция «Благородная. |
Request Rejected | Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998–2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. |
Бомбардировки Югославии (1999) — Википедия | Операция закончилась 10 июня 1999 года после подписания соглашения между Союзной Республикой Югославией и НАТО, в соответствии с которым с территории Косова начался вывод югославских войск. |
Распад Югославии: причины и последствия
Видео от Союзная Федеративная Республика Югославия. 0:14. Союзная Республика Югославия (СРЮ) образовалась после выхода Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и Македонии в 1991-1992 годах из состава Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). В воскресенье исполняется 25 лет с момента начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия, которая продолжалась 78 дней. Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию.
Парламент Югославии принял сегодня решение о присоединении страны к союзу России и Белоруссии
Произведённая в Югославии электроплита Нина-3 работает по сей день с 1971 года. Жевадин Йованович, министр иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998–2000 годах: «Это была самая настоящая агрессия, ответственность за которую до сих пор никто не понес. В постановлении отмечается, что «Союзная Республика Югославия заявляет о вступлении в союз России и Белоруссии».
Виктор Заварзин: История даст свою оценку действиям США и НАТО в Югославии
Этот конфликт имел важные последствия для Югославии. Сложную историю этих отношений, начиная с образования Югославии и заканчивая ее распадом и конфликтом в Косово, в интервью «Истории. О любви к России запрещалось говорить целым поколениям — Елена Юрьевна, нашу страну и Югославию связывали довольно долгие и непростые отношения. Как они повлияли на современные контакты с Сербией, Хорватией и другими странами, которые сейчас находятся на месте СФРЮ?
И с сербским народом мы всегда были на одной стороне. А вот, допустим, с хорватами или мусульманским народом Боснии и Герцеговины у нас не получалось построить хорошие отношения. Они были в противоположном лагере в Первой мировой и Второй мировой войнах.
После Второй мировой войны обозначилось наше сотрудничество с партизанским движением Иосипа Броз Тито. Но отношения складывались достаточно трудные, они разделяются на несколько периодов. Отношения были очень хорошие, потому что Иосип Броз Тито просто копировал нашу советскую систему, заимствовал всю эту социалистическую модель и становился сам очень похож на Сталина — по манере управления, по манере неприятия оппозиции и т.
Но в 1948 году между Сталиным и Тито произошел конфликт, который повлиял на все дальнейшие периоды развития наших взаимоотношений. Поэтому после 1948 года в Югославии выросло несколько поколений, которым запрещалось говорить о любви к России, а в Советском Союзе вообще о Югославии говорили очень мало, практически не говорили вовсе. В газетах если и писали об этой стране, то только о спорте и немного о культуре.
Например, так было после ввода советских войск в Чехословакию. Это очень сильно повлияло на период наших отношений конца 1980-х — начала 1990-х годов и особенно на период начала распада Югославии. Какое значение распад Югославии имел для нашей страны?
И почему вообще это произошло? Причем в распаде Югославии очень большую роль сыграл внешний фактор.
Благодаря активному финансированию из личных средств, административного ресурса и отсутствию сильных конкурентов на выборах 2001-ого года "Демократическая Лига Косово" одержала победу среди косоваров, а "Сербский Демократический Блок" среди сербского населения сербские националисты, оказались фактически на выборы недопущены , на выборах также отразилось то что в выборах принимали участие также сербские полицейские и сотрудники специальных служб, расквартированные в Косово.
Вместе две партии сформировали в Скупщине автономии коалицию, а регион возглавил сам Пацолли. Кроме того югославские силы должны были способствовать возвращению в регион беженцев, параллельно борясь с местной организованной преступностью, которая процветала на территории края в 1990-ые годы. Ещё одной проблемой для Югославии, связанной с Косово стал терроризмом, после смены администрации в США с Демократической на Республиканскую, а также после 11-ого сентября АОК, установила ещё более тесные связи с различными террористическими организациями, в частности с "Аль-Каидой", беженцы же являлись прекрасными кадрами для их вовлечения в различную террористическую деятельность.
Характерной чертой террористической деятельности в Косово было фактическое отсутствие и АОК сильных лидеров. Теракты проходили как на территории самого автономного края, так и в остальной части Югославии, часто теракты на территории Косово приводили к этническим столкновениям, особенно сильные они были после того как 5 мая 2002-ого года на Пасху, смертница привела в действие взрывное устройство в Церкови Богородицы Одигитрии, в результате которого 20 человек погибло и 14 было ранено, начавшиеся вслед за этим погром косовских албанцев с трудом был остановлен миротворцами и Югославской милицией. Самым же крупным терактом стал взрыв поезда Приштина - Белград, 19 октября 2003-ого года, прямо перед выборами в Югославии, в результате теракта погибло 67 человек и ещё около 50 оказалось ранено.
В целом, в результате терактов, полицейских рейдов и столкновений с боевиками, с 2000 по 2007 годы погибло 234 человека и около 300 оказались ранены. При этом, террористическая деятельность, жертвами которой становились не только сербы, но и косовские албанцы, привело к тому, что в следующие годы, многие бывшие борцы за независимость региона отказывались от связи с АОК и возвращались в Югославию, принимая сложившийся порядок дел, некоторые даже продолжали заниматься политикой, как например, один из лидеров косовского студенческого движения в 1990-ые годы - Альбин Куртин, в 2003-ем году вернувшемся из эмиграции и основавшем левую "Социал-демократическую партию Косово". Также процесс восстановления Косово был довольно неравномерным, если столица автономии за годы восстановления, действительно, преобразилась то менее крупные города Косово, деревни и села, продолжают прибывать в запустении, несколько снизить зависимость Косово от федерального центра удалось после того как при содействии российских и британских специалистов был вновь запущен промышленный комплекс "Трепча", который предоставил для жителей автономии большое количество рабочих мест и способствовал привлечению в регион инвестиций, тем не менее, как перед крахом режима Слободана Милошевича, так и в наше время Косово продолжает во многом зависеть от субсидий приходящих из Белграда.
Экономическая стабилизация и реформы [ ] Несмотря на то, что значительная часть экономических реформ в Югославии была проведены ещё в 1990-ые годы, югославская экономика все равно требовала значительной перестройки, в связи с прекращением бесконечных войн и реинтеграции Косовской автономии, кроме того в "Рождественнской коалиции" посты "финансового блока" заняли представители Демократической оппозиции, обещаниями которых среди прочего было проведение значительных экономических реформ. Стоит отметить, что реформы в Югославии проходили по трем разным вариантам в зависимости от региона, в Сербии и Воеводине он проходил по одному сценарию, который в свою очередь значительно отличался от варианта Черногории и Косово. Новый экономический блок одобрил проведение значительных рыночных преобразований, которые среди прочего подразумевали проведение массовой приватизации государственной собственности и облегчению инвестиционного климата.
В это же время югославское правительство оказало давление на Черногорию, запретив им переходить на Евро, что привело к фактическому возвращению в Югославию единой валюты - сербского динара. В это же время Югославии требовались инвестиции, в условиях санкций со стороны Европейского Союза, обеспечить их могла главным образом Россия. Ситуация для Югославии изменилась в ещё лучшую сторону после отмены Европейских санкций в январе 2004-ого года, после этого в страну хлынули инвестиции со всей Европы, довольно быстро ЕС стал главным экономическим и торговым партнером СРЮ.
Тогда же Югославия смогла получить полноценные кредиты от многих международных организаций, который правда выдавали их, лишь на условиях жесткого следованию курсу реформ, что довольно часто вызывало конфликты финансовой части правительства с действующим Президентом Союзной Республики. В Черногории радикальные экономические реформы начали осуществляться ещё во второй половине 1990-ых. Мило Джукановича бессменного руководителя Республики, называли не иначе как социалистом "с портретом Маргарет Тэтчер", он ещё 1998-ом году ввел на одном уровне с сербским динаром в обращении немецкую марку, объясняя это борьбой с инфляцией, тем не менее, под давлением федерального правительства в 2002-ом году, когда весь Европейский Союз переходил на Евро Джуканович был вынужден отказаться от перехода своего региона на единую европейскую валюту, чему способствовала стабилизация сербского динара.
В то же время курс федерального правительства, во многом совпадал с планами Джукановича, в регионе прошла волна приватизации государственного имущества, существенно облегчено законодательство в области иностранных инвестиций в экономику, введен НДС. Джуканович принял решение выстроить экономику своей Республики, в первую очередь на на туристическую деятельность, стремясь стать элитным курортным центром. Когда Джуканович в 2001-ом году объявил о своих планах превратить Черногорию в "жемчужину Адриатики" в регион пошли масштабные инвестиции, в условиях санкций Европейского Союза они в основном исходили из Восточной Европы, главным образом из России и Украины , кроме обычных бизнес-инвестиций в регион прибывало большое количество туристов из Восточной Европы, которых привлекали низкие цены и доступность черногорских пляжей, после отмены европейских санкций с 1 января 2004-ого года, в регион устремились туристы в том числе и из Европы, все это привело к бурному росту экономики региона и туристической сферы.
В то же время развитие туристической индустрии привело к закрытию многих промышленных предприятий, что неудачно сказалось на популярности правящей партии Демократических Социалистов на выборах 2005-ого года. Тем не менее, регион вполне быстро развивался став центром туризма для многих жителей, как Югославии так и всей Европы. Наконец, наиболее сложным процесс экономических реформ был в Косово, федеральное правительство и глава Автономии Пацолли тратили огромные деньги на восстановление разрушенной косовской инфраструктуры и привлечению инвестиций в регион.
Второй задачей была борьба с огромным пластом "теневой экономики", который среди прочего включала: торговлю органами, людьми, наркотиками, контрабанду различных товаров и т. Из этого же следовала проблема с "теневой экономикой", которая представлялась чрезвычайно трудно решаемой и часто приводила к столкновениям между организованной преступностью и силами югославского правопорядка, часто ОПГ имели тесную связь с косовскими боевиками, в частности, с АОК. В целом же, проблему "теневой экономики" не удалось решить ни в правление Слободана Милошевича, ни после его смещения, несмотря на то что с 2007-ого года её "размер" значительно сократился.
В целом же, многие эксперты склонны высоко оценивать развитие Югославской экономики, чей рост, начавшийся в 2003-ем году и продолжающийся до сегодняшнего дня с перерывом на 2009-2010 года , наравне с Румынией , довольно часто называют "балканским тигром", а работа министра финансов - Джелича "отца чуда" удачным примером проведения "шоковой терапии". Выборы 2003-ого года[ ] К выборам 2003-ого года Югославия подходила в тяжелом положении, страна находилась в процессе экономических реформ и была мишенью для разного рода террористических атак, что било в первую очередь по популярности Слободана Милошевича и правящей Социалистической Партии, падала также популярность Демократического Альянса сформированного из Демократической Оппозиции в 2000-ом году , в этих условиях вновь главной силой становились националисты из Сербской Радикальной Партии, руководитель которых - Томислав Николич объявил о своих президентских амбициях, при этом по мнению многих политологов, обладая реальными шансами одержать на выборах победу. Выборы в Югославии состоялись 26 октября 2003-ого года, как и прошлые на них параллельно проходили выборы Президента и Союзного Парламента.
Результаты выборов в Парламент - оказались во многом удивительными для большинства наблюдателей. Фактически, от результатов президентских выборов зависело то, какое правительство будет сформировано, все зависело от решения Коштуницы, кого из двух кандидатов поддержать на выборах. Демократический Альянс был значительно расколот по этому вопросу, часть альянса призывало к поддержке Милошевича, а другая к поддержке Николича.
Коштуница медлил с принятием окончательного решения, длительное время, взвешивая решение. В конечном итоге, лидер Альянса пришел к выводу, что в случае победы Николича, главную роль в формирование нового правительства получат именно Радикалы, в то время как Альянсу достанутся лишь второстепенные позиции, в то же время в случае сохранения "Рождественской коалиции" большую часть правительства удастся сформировать именно им, а самому Воислав сможет занять пост Председателя Правительства. Кроме того, по мнению экспертов, значительную роль в этом сыграла приобретение российским Газпромом сербской нефтегазовой госмонополии "НИС", что укрепило популярность югославского правительства и действующего Президента.
Внешняя политика Югославии, начало интеграции в Европейский Союз [ ] Важным фактором внешней политики Югославии являлся выходом из частичной внутренней изоляции, в которой страна находилась с середины 1990-ых годов. Определенных сдвигов удалось добиться в начале нового столетия после окончания конфликта в Косово и подписания целого ряда договоренностей, направленных на восстановление мира и спокойного развития в Косово, по мере реформ в Югославии и реинтеграции южного региона отношения постепенно восстанавливались, что также положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, тем не менее санкции в отношении СРЮ сохранялись вплоть до начала 2004-ого года. В этих условиях Югославия была вынуждена выстраивать крепкие отношения со странами Восточной Европы, не входящими в Европейский Союз, от Румынии до России.
Россия же на протяжении всей первой половины 2000-ых годов была наиболее близким партнером для Югославии, активно инвестируя в развитие Югославской экономики. Во внешней политике Югославия после окончания войны в Македонии действовала довольно аккуратно, сосредоточившись на внутренних проблемах, лишь поддержав операцию "Несокрушимая свобода" против исламских террористов, в то же время довольно противоречивая реакция пришла из Югославии относительно Иракской войны, президент страны - Слободан Милошевич высказался против войны, назвав действие США и их союзников - "авантюрой", в то же время Министр Иностранных Дел - Горан Свиланович, назвал позицию Югославского президента "чрезмерно резкой". В то же время результаты выборов 2003-ого года в Югославии серьезно напугали Европейский Союз, в стране появилась возможность прихода к власти националистов, что отчасти было продиктовано тяжелым экономическим положением Югославии, тем не менее, после создания новой коалиции, в которой ключевые посты получили представители "Демократического Альянса" - Европейский Союз принял решение пересмотреть свое отношение к Югославии, приняв решение не продлевать санкции в отношении Белграда, что стало ещё одной победой для демократических сил в руководстве Югославии, особенно для Воислава Коштуницы, занявшего пост Председателя Правительства страны, именно его чаще были готовы видеть в Европейских столицах нежели Слободана Милошевича, которого руководство Хорватии и Боснии продолжало обвиняться в геноциде и военных преступлениях.
Коштуница, в ходе многочисленных визитов в страны ЕС заявил, что одной из целей его правительства является вступление в Европейский Союз. Югославия начала активно в участвовала в механизме стабилизации и ассоциации и уже в марте 2005-ого года Брюссель объявил, что Югославия наравне с другими государствами западных Балкан - является "потенциальным кандидатом" на вступление в Европейский Союз, тогда Брюссель пошел на беспрецедентные меры, в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Югославии в страны союза, а также предоставило Белграду крупный кредит. На фоне этого рейтинг правительства Коштуницы и всего "Демократического Альянса" значительно подрос.
По мнению, ряда экспертов данные кредиты и уступки в отношении сельского хозяйства, были актом давления на югославское правительство, желание руководства Евросоюза ускорить процесс интеграции Югославии в его структуры. Осенью 2005-ого года Коштуница предложил югославскому Парламенту создать специальную комиссию, которая займется подготовкой к подписанию "Соглашения о стабилизации и ассоциации", в комиссию вошли представители "Демократического Альянса" и "Социалистического Блока", по мнению ряда экспертов именно создание этой комиссии стало основой для грядущего политического кризиса в стране. Несмотря на активное сближение с Европейским Союзом, Югославия продолжала оставаться важным политическим партнером России , Югославия была среди европейских держав, которые в 2002-ом году официально признали независимость Нагорного Карабаха, что в свою очередь привело к череде протестов в Косово, чье мусульманское население поддерживало Азербайджан в Карабахском конфликте.
Политический кризис 2006-ого года[ ] Осень и большую часть зимы внутри Югославского Парламента шло обсуждения подписания "Соглашения об ассоциации", оно проходило достаточно тяжело, "Демократический Альянс" настаивал на скорейшем подписании соглашения, в то время как "Социалистический Альянс" медлил, настаивая на необходимости более тщательного изучения условий подписания "Соглашения", считая, что это может нанести существенный урон Югославской экономике. В январе 2006-ого года Воислав Коштуница заявил, что на парламентариев оказывается давление непосредственно со стороны Слободана Милошевича, который настроен саботировать подписание соглашений, кроме того в оппозиционной по отношению к Президенту прессе активно муссировались слухи о желании Милошевича либо самому выдвинуться в 2007-ом году на третий срок, либо продвинуть на этот пост своего сына - Марко. Окончательно "рождественская коалиция" развалилась в Югославии 1 марта 2006-ого года, когда представители левых покинули Парламентскую комиссию, заявив об отказе ратифицировать договор, попытка же Демократов "протащить" его через Парламент провалилась, но Социалисты выступили единым фронтом с Радикалам, проголосовав против Ратификации соглашения, стало ясно, что Социалисты оказались твердо настроены на раскол правящей коалиции.
В то время когда Социалисты и Радикалы начали тяжелые переговоры о создании коалиции, в Белграде и других крупных городах развернулась оппозиционная активность, сторонники "Демократического Альянса" начали заполнять площади крупных городов, требуя дальнейшего обсуждения вопроса о подписании соглашения с Европейским Союзом, а также с требованием отставки Слободана Милошевича и досрочных Парламентских и Президентских выборов. Митинги охватили Белград, Ниш, Подгорицу и Приштну, в Косово и Черногории кроме анти-правительственных лозунгов звучали также к призыву к отделению Косово и Черногории от Югославии. Первоначально достаточно спокойная реакция руководства страны, на фоне расширения протестов начала становиться жестче, в ряде городов начались столкновения митингующих с полицией, в Белграде сторонники "Демократического Альянса" захватили несколько тракторов и с их помощью пытались противостоять Полиции и пробиться к зданию Правительства, особенно тяжелые столкновения между протестующими и правительственными силами случились 17-ого марта, когда сторонники оппозиции во главе с депутатом от Демократического Альянса Зораном Джиндичом пытались прорваться к Президентскому дворцу, в результате столкновений более 60 протестующих и 23 полицейских получили ранения.
В это же время раскол внутри страны лишь углублялся, Мило Джуканович - глава Черногории объявил о выходе своих сторонников из Демократической партии социалистов Черногории и из всего "Социалистического Альянса" заявив о формировании Партии Социальной Демократии Черногории, мэр Белгарда Воислав Михаилович, также объявил о всецелой поддержке оппозиции, уже 19-ого марта несколько полицейских подали в отставку в связи с несогласием действий МВД. Протесты поддержали в Вашингтоне и Брюсселе, Москва, которая в начале занимала довольно нейтральную позицию по отношению к противостоянию на Балканах, после того как Борис Немцов был избран Президентом, новоизбранный глава государства заявил о поддержке протестующих, призвав Слободана Милошевича уйти в отставку. В это же время переговоры между Социалистами и Радикалам все дальше заходили в тупик, как Социалисты так и Радикалы требовали своего основного участия в формировании Правительства, однако, если правительство возглавят Радикалы это грозило существующему единству страны, так как было негативно воспринято как в Черногории так и в Косово, поэтому Социалистический Альянс продолжал настаивать на том, что правительство должен возглавить их представитель.
Николай Рыжков "Народовластие" : "Я думаю, что, если мы сегодня не проголосуем за это постановление, которое только в общем виде дает направление нашей работе, мы предадим Югославию. Но этого будет мало: мы раз и навсегда оттолкнем другие государства, которые сегодня думают, что надо в конце концов объединяться. Мы оттолкнем их, потому что мы предадим идеи интеграции. Я думаю, что нам сегодня надо обязательно принимать это решение. Если мы не примем такого решения, если мы не создадим такой новый союз, я думаю, что наше будущее будет очень темное. И не только наше, но и других стран. Нас поодиночке рано или поздно уничтожат или оккупируют. И дело идет к этому. Не надо быть близоруким!
Я считаю: те, кто сегодня находит причины для того, чтобы не делать этого, или политически близоруки, или предают национальные интересы нашего государства. Поэтому я от имени депутатской группы заявляю: мы поддерживаем это постановление, мы считаем, что это первый шаг, но шаг крайне необходимый". Геннадий Райков "Российские регионы" : "Речь сегодня идет действительно о том, чтобы рассмотреть предложение, представленное югославским парламентом. Давайте посмотрим сам проект постановления, что же мы принимаем? С чего разгорелись такие страсти? В постановлении три пункта. Мы предлагаем поддержать решение, рекомендовать Президенту провести всю эту работу. То есть постановление-то прямо такого организационного характера, и я просто удивляюсь, почему оно вызвало такие бурные споры". Отдельным голосованием палата приняла решение предоставить слово одному человеку от независимых депутатов.
Но в постановлении об этом вообще ни слова не сказано. Речь идет о том, чтобы мы фактически одобрили союз с диктаторским режимом Милошевича. Выкрики из зала.
Распад Югославии ведь длился целых 17 лет… — Югославия начала распадаться кровавым образом: прошла короткая, но все-таки существенная война в Словении, потом была очень кровавая война в Хорватии в 1991 году, с 1992 по 1995 год шла война в Боснии и Герцеговине. Все это время Россия занимала очень прозападную позицию. Вся система Министерства иностранных дел выполняла задачу попытки ввести Россию в новое, демократическое общество во главе с США. Поэтому сербам пришлось в этой ситуации самим отстаивать, как они считали, справедливость и делать это без поддержки Москвы.
У нас вообще была какая-то возможность вмешаться в этот конфликт? Разве мы не заключили с Югославией какой-то новый договор о сотрудничестве взамен того, который был расторгнут в 1949 году? Если и мог быть какой-то договор, то с СФРЮ, но ведь страна распадалась. О своем выходе из состава Югославии — прим. И в этой ситуации они по старой дружбе, вспоминая XIX век и первую половину XX века, звонят в Москву и спрашивают: «Можете ли вы нам помочь в этой ситуации? И тогда Россия ответила отказом. Потому что министром иностранных дел тогда был Андрей Козырев.
В то время его даже называли «наш министр их иностранных дел». Козырев не отстаивал национальные интересы России, он вообще о них не знал и спрашивал о них американских политиков! Остались документы, которые это подтверждают. Несмотря на то что внешнюю политику России, согласно Конституции, должен формировать президент, Ельцин полностью отдал внешнюю политику на откуп министру иностранных дел, для этого даже был издан специальный указ. Поэтому формировал и осуществлял всю внешнюю политику России именно Козырев. Каким образом Югославии удалось стать таким связующим звеном? Поэтому Югославии пришлось лавировать между восстановлением отношений с Советским Союзом и поддержкой Запада, который сразу дал «зеленый свет» отношениям с ней.
Военно-воздушная операция НАТО против Югославии "Союзная сила"
Союзная Республика Югославия | это... Что такое Союзная Республика Югославия? | Предшественник СФРЮ, Королевство Югославия, принял участие во Второй мировой войне на стороне Союзников. |
Новости по теме: ЮГОСЛАВИЯ | БЕЛГРАД, 10 июн — РИА Новости, Николай Соколов. |
Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила
Могла ли Сербия выстоять в отражении агрессии НАТО? — Фонд стратегической культуры | Югославия обсуждение проблемы и независимые новости по теме на В Союзной Республике Югославия (на тот момент она включала в себя Сербию и Черногорию) прошли досрочные президентские выборы. вердикт так называемого Остаточного механизма. |
Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии - | Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. |
Какие страны входили в состав Югославии? | Военная операция НАТО «Союзная сила» против Союзной Республики Югославия началась 24 мая 1999 года. |
«Союзная сила»: 24 года с начала бомбардировок Югославии - PublicO | «Союзная сила» – разгром Югославии. Развал Югославии провели в несколько этапов. |
Россия этого никогда не забудет. И действительно не простит. Никогда | Предшественник СФРЮ, Королевство Югославия, принял участие во Второй мировой войне на стороне Союзников. |
Атака с воздуха. Как проходила операция НАТО по разгрому Югославии
Удары НАТО по территории Союзной республики Югославия начались 24 марта 1999 года под предлогом сдерживания действий югославской армии в Косово, где тогда происходил конфликт. Союзная Республика Югославия (сокращённо СРЮ, также называемая неофициально Малая Югославия) была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ и включала в себя две республики: Сербию и Черногорию. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию 24 марта 1999 года – безусловно, одно из них. После Второй мировой войны языки союзных республик были объявлены равноправными государственными языками, хотя сербохорватский и сербский пользовались относительным преимуществом. Руководство Союзной Республики Югославия (СРЮ) начало переговоры с Руговой о нормализации ситуации в крае. Союзная Республика Югославия 4 февраля 2003 года изменила свое название на "Сербия и Черногория" (государственное сообщество Сербии и Черногории).
Союзная Республика Югославия
У власти стоял Союз коммунистов Югославии. Социалистическая Федеративная Республика Югославия – европейское государство, находившееся на балканском полуострове. В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО. Операция НАТО "союзная сила" началась 24 марта 1999года. Бомбардировка Югославии унесла жизни более 1700 мирных жителей и продолжалась 78 дней и ночей. Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия).
СССР и Югославия: история потерянной дружбы
По его словам, данные проведенных в Италии анализов, взятых у раковых больных в Сербии, выявили причинно-следственную связь с воздействием обедненного урана. И если Верховный суд Италии подтвердил обвинения в их случае, то в нашем случае катастрофа значительно больше", - отметил Алексич. Удары НАТО по территории Союзной республики Югославия начались 24 марта 1999 года под предлогом сдерживания действий югославской армии в Косово, где тогда происходил конфликт.
Это был чудовищный и неприкрытый... В случае потери этого шанса Югославия может подвергнуться натовским бомбардировкам…» На... Кроме того, в газете были...
Югославская сторона оценивает потери противника в десятки раз больше. Истина, как обычно, где-то посредине. Потери же Сербии невосполнимы.
Прежде всего, это мирное население — более 2000 убитых, десятки тысяч раненых, лицемерно названные западом «сопутствующими потерями». Военнослужащих погибло сравнительно немного — около 500 человек. Так с кем же тогда воевали натовцы? Население укрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Стране грозила экологическая катастрофа. Экономике Сербии был нанесён прямой ущерб в 1 миллиард долларов, а с учётом потерянного внутреннего валового продукта — до 30 миллиардов долларов. А в каких долларах оценить потерю 11 тысяч квадратных километров Косова? Что по этому поводу думают 200.
В спешном порядке началось строительство Кэмп-Бондстила — американской военной базы, на возведение которой у сербов никто разрешения не спрашивал. Причём американский воинский контингент базы, дислоцировавшийся сначала в палаточном лагере, в миротворческих операциях не участвовал — у него были другие задачи. Из газеты The Washington Post: «С ростом напряжённости на ближнем Востоке нам нужны новые базы и право полёта военных самолётов на Балканах!!
Однако 12 октября 1991 года депутаты от ПДД и ХДС в отсутствие сербских коллег приняли «Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины», в котором мусульмане и хорваты были представлены как государствообразующие народы, а сербы — как меньшинство, фактически сведённое к этнически-культурной группе. После этого раскол Боснии и Герцеговины стал неизбежен. Депутаты также приняли «Декларацию о сохранении сербского народа в едином государстве Югославия». Кстати, за эти решения голосовал и нынешний член Президиума БиГ от сербского народа, а тогда депутат от «реформистов» Милорад Додик, — то есть он является одним из немногих действующих политиков, которые стояли у истоков Республики Сербской. При этом уже в апреле 1992 года РС оказалась в состоянии войны с мусульманскими боевиками, которые 4-5 апреля совершили вооружённый путч в Сараево, начав карательные операции против мирного сербского населения сначала этого города, а потом и других населённых пунктов. Поначалу республике пришлось полагаться лишь на добровольческие и полицейские подразделения, поскольку части Югославской народной армии ЮНА достаточно длительное время соблюдали демонстративный нейтралитет. Ситуация изменилась лишь после вероломных нападений на армейские колонны в Сараево и Тузле в мае 1992-го.
Войну 1992-1995 годов сербы Боснии и Герцеговины не зря называют Отечественно-оборонительной, ведь на стороне противостоящих им хорватских подразделений стояли собственно Хорватия, Германия и большинство стран ЕС. А мусульман, которые стали называть себя «бошняками», поддержал весь мусульманский мир и США. А вот Союзная республика Югославия, которая с 1992-го состояла из Сербии и Черногории, не просто не спешила на помощь соплеменникам, но ещё и в августе 1994-го ввела против Республики Сербской санкции. При этом война против РС носила не только реальный, но и информационный характер: чего стоит придуманный американскими политтехнологами «геноцид» в Сребренице. Даже после того, как летом 1995 года на стороне мусульманских и хорватских войск прямо выступила авиация НАТО, Армия Республики Сербской удерживала позиции. Поэтому, несмотря на всё желание мусульман, хорватов и Запада повторить в Боснии и Герцеговине операцию «Буря» — и изгнать с этой территории всех сербов, — атакующим пришлось пойти на компромисс. Подписанное 14 декабря 1995 года Дейтонское мирное соглашение привело к остановке войны и признанию Республики Сербской в качестве одного из двух энтитетов Боснии и Герцеговины вторым стала мусульмано-хорватская федерация. РС получила широкие полномочия, часть из которых позже, под давлением Запада, вынуждена была передать на уровень властей страны в частности, речь идёт об армии. При этом в Сараево никогда не скрывали своих планов по превращению БиГ в унитарное государство с мусульманским доминированием. Однако накануне своего 30-летия Республика Сербская по инициативе Милорада Додика начала процесс возвращения «дейтонских» полномочий.