Новости всеволод мейерхольд биография

Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка.

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика».

Содержание статьи

  • Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
  • Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей
  • Также по теме
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя. биография, дата рождения.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память

Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.

Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года.

В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». Арест и гибель 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск.

В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…» Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссёра к расстрелу. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г.

Огромное место в этой истории занимает жизнь после жизни — посмертное возвращение Мейерхольда, которого, кажется, ждали, как никакого другого. Но, несмотря на то, что сегодня мы знаем про него почти все, Мейерхольд по-прежнему имя зияющей прорехи в материи русского театра. Я уверен, что если я завтра заявлю, что Волга впадает в Каспийское море, то послезавтра от меня начнут требовать признания моих ошибок, которые в этом утверждении содержались» Всеволод Мейерхольд Представление Друг, ученик и летописец Мейерхольда, Александр Гладков, самый подробный свидетель его жизни в 1930-х, напишет позже: «Само слово "Мейерхольд" при его жизни значило больше, чем имя одного человека, хотя этот человек реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак, репетировал в своем неуютном театре, раскланивался со сцены, выступал на диспутах».

Разумеется, это слова адепта, ну и традиционное русское «больше, чем поэт» звучит как похвала. Но вообще-то хорошо бы понять, а что, собственно, этот адепт имеет в виду, когда говорит «больше, чем имя одного человека»? Тем более что это самое «больше, чем» — отнюдь не изобретение Гладкова.

Оно сопровождает Мейерхольда на протяжении всей его жизни. То есть как раз тот самый человек, который «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак…», до сих пор описан и осмыслен довольно скудно, хотя материала для этого, казалось бы, более чем достаточно. Если хочется сравнить, можно сравнить с вечным учителем и конкурентом Станиславским, которого, к примеру, Булгаков в «Театральном романе» портретирует в неразрывной связи человеческого и художественного — во всей нелепости и во всем величии этой неразрывности.

Театровед Борис Алперс о театре Мейерхольда в свое время писал как о «театре маски» — но и сам создатель этого театра выглядит как человек-маска, человек-символ. В самом начале, еще не режиссер, еще актер первых сезонов МХТ, с роли Треплева в «Чайке» — «новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Это все подходит 24-летнему Мейерхольду как вторая кожа.

И, можно сказать, Треплевым он отправляется в первую часть своей самостоятельной театральной жизни — со всей неудовлетворенностью, со всей нервной энергией чеховского персонажа. Сколько он пробудет Треплевым? Он точно еще им будет, когда уволится из МХТ, соберет вокруг себя товарищество актеров-единомышленников, отправится в провинцию — чтобы потом вернуться к Станиславскому, возглавить студию МХТ на Поварской — и снова порвать и с Художественным театром, и с его основателями.

Только одного, кажется, Мейерхольд не хочет знать, не хочет слышать: то, что у Чехова этот нервный молодой человек, этот вечный революционер, обречен на поражение. Мейерхольд — это мечта о Треплеве-победителе, Треплев, у которого получилось. Формальные «искания», поиск собственного языка, собственного сценического ритма, собственного звука и темы — во всем этом на рубеже веков не было ничего удивительного.

Студии, антрепризы, товарищества рождались и иногда почти сразу умирали, а иногда доживали до солидного возраста. Собственно, именно из этой среды и из этих времен родом те театры, которые, как и Мейерхольд, будут позже уничтожены за «формализм». Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность.

Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь.

Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра. Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях. Доктор Везде.

У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда.

Например, в Театре им. Вахтангова ни одной актрисе никогда не могло даже в голову прийти, что ее подруга получила ту или иную роль благодаря протекции влиятельного покровителя, либо самой попросить кого-нибудь из друзей замолвить за нее словечко на художественном совещании. Полная объективность художественного руководства была абсолютно вне всяких сомнений и подозрений. К сожалению, все это не относилось к ТИМу. Всеволод Эмильевич был полновластным диктатором в своем театре, и это было, конечно, совершенно естественно. Хотя именно из-за его диктаторских замашек ушли из ТИМа еще осенью 1922 года его выдающиеся ученики С.

Эйзенштейн и Г. Но уже совсем плохо было то, что диктатура его определялась не только интересами искусства, но иногда и интересами его жены. Он всячески выдвигал и рекламировал Райх, часто в ущерб художественным достоинствам его постановок, потому что, хотя благодаря его исключительным усилиям актерская техника его супруги сильно улучшилась с течением времени, все же Райх ни в одном из больших русских театров того времени никогда не могла бы претендовать на первое положение. Ставя «Ревизора», он выдумал сложные добавления и изменения гоголевского оригинала специально для того, чтобы сделать роль Анны Андреевны — ее роль — центральной ролью спектакля. В начале 1928 года он возобновил постановку «Великодушного Рогоносца», посвятил ее Райх «верному другу и товарищу З. Странно, что такой огромный художник, как он, ослепленный своим чувством, не увидел, что эта роль, требовавшая от исполнительницы воздушной легкости и гимнастической ловкости, совершенно не подходила грузной и располневшей Райх и провал его супруги был совершенно неминуем. Он и не замедлил последовать, сопровождаемый саркастическими замечаниями московских критиков Тальников в «Современном театре» от 28 февраля 1928 года. Но что было гораздо хуже, нездоровая обстановка ТИМа явилась основной причиной того, что его лучшие актеры начали уходить от него.

Вскоре после премьеры «Ревизора» ушла в Театр Революции Бабанова — это был очень большой удар для мейерхольдовской труппы. Давно уже возвратился в родной Вахтанговский театр Захава. Из всей блестящей труппы воспитанников первых выпусков его «вольных мастерских» один лишь Игорь Ильинский не считая, конечно, Райх преданно остался до самого конца со своим учителем, мужественно перенося все многочисленные трудности, которые по воле сталинских властей предстояло испытать ТИМу. К концу 20-х годов по своему актерскому составу театр Мейерхольда уже никак нельзя больше было причислить к категории московских театров первого класса. С этих пор престиж ТИМа как в советском, так и в западном театральном мире будет держаться только на высокой репутации его знаменитого руководителя. Опять, как в былые петербургские времена, Мейерхольду приходилось иметь дело с недостаточно квалифицированной труппой. Вскоре к актерскому кризису ТИМа присоединился кризис современного репертуара. В отношении же советской власти он оказался на редкость неуступчивым.

Во времена нэпа давление на театры со стороны правительства было совершенно незначительным и выражалось главным образом в рутинной главреперткомовской цензуре. Но в 1927 году, когда Сталин закончил завоевание власти, разгромил группу Троцкого и начал свое «обострение классовой борьбы», положение резко изменилось. Еще только прошлой осенью 1926 года сатирическая комедия М. Булгакова «Зойкина квартира», концертно поставленная и разыгранная в театре Вахтангова, была восторженно встречена даже центральной партийной прессой. А через год этот великолепный спектакль был снят с репертуара «по требованию советской общественности» как «идеологически невыдержанный и классовочуждый». Современный репертуар был Мейерхольду нужен, как воздух. Но обращаться к политически выдержанным драмоделам новой сталинской формации он все-таки не хотел. К этому времени относятся его несколько отчаянных попыток заполучить в портфель театра пьесы немногих советских писателей, которых он считал талантливыми и которые действительно были таковыми.

В «Литературной газете» от 9 декабря 1935 года приведен текст телеграммы, посланной им Маяковскому 4 мая 1928 года.

У Карла Майергольда было две сестры и пять братьев. Учеба во второй мужской гимназии в Пензе давалась ему нелегко, юноша трижды оставался на второй год. Поэтому окончил это учебное заведение лишь в 1895. Тогда же Карл получил русский паспорт, сменив имя на Всеволода и немного изменив фамилию. От лютеранской веры, в которой его вырастили, он отказался в пользу православия. Свое новое имя Мейерхольд выбрал неслучайно, а в честь любимого писателя и поэта Всеволода Гаршина. Продолжить образование он решил на юридическом факультете Императорского Московского университета. Однако интерес к театру вскоре пересилил, и в 1896 Мейерхольд переходит на второй курс музыкально-театрального училища при Московском филармоническом обществе. Он попадает в класс, которым руководил великий педагог и режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко.

В годы учебы Всеволод Эмильевич впервые задумывается о режиссерской профессии. Творческая деятельность Став выпускником театрального училища, в 1898 Мейерхольд получил работу в Московском Художественном театре. Одним из его основателей был Немирович-Данченко, который хотел продолжить сотрудничество со своими талантливыми учениками на большой сцене. Вместе с Мейерхольдом в новый театр пришли его сокурсники — будущие звезды Ольга Книппер и Иван Москвин. Под руководством гениального режиссерского дуэта Станиславский-Немирович-Данченко молодой актер играл интересные, разноплановые роли: Василий Шуйский «Царь Федор Иоаннович» А. Чехова ; принц Арагонский «Венецианский купец» У. По-прежнему мечтая о режиссерской деятельности, в 1902 году Мейерхольд покинул МХТ и возглавил театральную труппу в Херсоне. Они называли себя Товариществом новой драмы.

Вдохновленный Станиславским

  • Популярное
  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
  • Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина - Российская газета
  • Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Наука | Fandom
  • Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд (Алла Сорокина) / Проза.ру
  • Общие сведения

Биография — Всеволод Мейерхольд

  • История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
  • После Октября
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Сообщить об опечатке

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. Но уже в 1902 году Всеволод Мейерхольд стал отходить от Художественного театра. Статья автора «» в Дзене: Два главных события блистательной и трагической судьбы Всеволода Мейерхольда случились в феврале: 9 февраля 1874 года он родился, 2 февраля 1940-го погиб. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. Символично, но именно в Год Театра, 9 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Родился: 9 февраля 1874 г. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей. При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач. В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве. После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете "Правда".

Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр. В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой "Риголетто" и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов. Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров. Это были последние минуты его славы при жизни. Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии.

Арест и смерть режиссера 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе. Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи.

Ей случалось совершать дикие поступки. На одном из кремлевских приемов Райх поругалась с Калининым, "тыкнула" ему, назвала "всесоюзного старосту" бабником. После того как на театр Мейерхольда набросились газеты, она написала Сталину письмо, а когда театр закрыли, отправила другое. Узнав об этом, Мейерхольд пришел в ужас, а Сталин оставил на втором письме многочисленные пометки, подчеркивания, восклицательные знаки. То, что оно написано невменяемым человеком, бросалось в глаза, но Сталин отнесся к нему всерьез: "... Я с Вами все время спорю в своей голове, все время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве". Еще строки из злополучных писем: "... Задумала я еще на 5 мая свидание с Вами... Об организации этого свидания напишу сейчас Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом. Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград... Мейерхольда арестовали, пытали и расстреляли. Когда на одном из кремлевских приемов за него пытался вступиться артист Художественного театра Москвин, Сталин ответил ему коротко и злобно, сказал, что Мейерхольд был агентом царской охранки. В его следственном деле ничего подобного не было. Райх зарезали в их московской квартире, когда Мейерхольд был еще жив.

Я уверен, что если я завтра заявлю, что Волга впадает в Каспийское море, то послезавтра от меня начнут требовать признания моих ошибок, которые в этом утверждении содержались» Всеволод Мейерхольд Представление Друг, ученик и летописец Мейерхольда, Александр Гладков, самый подробный свидетель его жизни в 1930-х, напишет позже: «Само слово "Мейерхольд" при его жизни значило больше, чем имя одного человека, хотя этот человек реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак, репетировал в своем неуютном театре, раскланивался со сцены, выступал на диспутах». Разумеется, это слова адепта, ну и традиционное русское «больше, чем поэт» звучит как похвала. Но вообще-то хорошо бы понять, а что, собственно, этот адепт имеет в виду, когда говорит «больше, чем имя одного человека»? Тем более что это самое «больше, чем» — отнюдь не изобретение Гладкова. Оно сопровождает Мейерхольда на протяжении всей его жизни. То есть как раз тот самый человек, который «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак…», до сих пор описан и осмыслен довольно скудно, хотя материала для этого, казалось бы, более чем достаточно. Если хочется сравнить, можно сравнить с вечным учителем и конкурентом Станиславским, которого, к примеру, Булгаков в «Театральном романе» портретирует в неразрывной связи человеческого и художественного — во всей нелепости и во всем величии этой неразрывности. Театровед Борис Алперс о театре Мейерхольда в свое время писал как о «театре маски» — но и сам создатель этого театра выглядит как человек-маска, человек-символ. В самом начале, еще не режиссер, еще актер первых сезонов МХТ, с роли Треплева в «Чайке» — «новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Это все подходит 24-летнему Мейерхольду как вторая кожа. И, можно сказать, Треплевым он отправляется в первую часть своей самостоятельной театральной жизни — со всей неудовлетворенностью, со всей нервной энергией чеховского персонажа. Сколько он пробудет Треплевым? Он точно еще им будет, когда уволится из МХТ, соберет вокруг себя товарищество актеров-единомышленников, отправится в провинцию — чтобы потом вернуться к Станиславскому, возглавить студию МХТ на Поварской — и снова порвать и с Художественным театром, и с его основателями. Только одного, кажется, Мейерхольд не хочет знать, не хочет слышать: то, что у Чехова этот нервный молодой человек, этот вечный революционер, обречен на поражение. Мейерхольд — это мечта о Треплеве-победителе, Треплев, у которого получилось. Формальные «искания», поиск собственного языка, собственного сценического ритма, собственного звука и темы — во всем этом на рубеже веков не было ничего удивительного. Студии, антрепризы, товарищества рождались и иногда почти сразу умирали, а иногда доживали до солидного возраста. Собственно, именно из этой среды и из этих времен родом те театры, которые, как и Мейерхольд, будут позже уничтожены за «формализм». Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность. Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь. Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра. Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях. Доктор Везде. У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом. Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий