Александр Македонский взошел на престол в 20 лет и умер всего через 12 лет, завоевав одну из крупнейших империй древнего мира. Великий полководец Александр Македонский: место рождения, годы правления, кто отец военачальника, чем известен царь мира и что сделал. Походы, личная жизнь и обстоятельства смерти. завоевал Персидскую империю и часть овал над Елладою 12 лет (1-я Книга Маккавейская). Александр Македонский (356–323 до н. э), царь Македонии (с 336 до н. э.), выдающийся полководец. С ранних лет Александр Македонский мечтал о.
Когда жил Александр Македонский?
Этот трюк имел огромное значение для воодушевления собственного воинства, а деморализованный противник утратил веру в своего вождя. Сатрапы-губернаторы Вавилона и Суз без боя переходят на сторону удачливого полководца. В январе 330 года, после непродолжительной осады, столица Персии город Персеполь был сдан. Дарий бежит сначала в Мидию, а затем в Парфию, где его убивают собственные военачальники. Сатрап Бактрии, участвовавший в заговоре, провозглашает себя новым персидским царем под именем Артаксеркс и пытается организовать сопротивление. Выданный собственными соратниками, он был казнен. Мультикультурная политика, проводимая Александром на огромном пространстве завоеванных территорий, в целом, потерпела неудачу. Невозможно было уравнять персов, эллинов и египтян. Стиль правления в восточных провинциях требовал поклонения царю и воздания ему божественных почестей, в то время как греки продолжали видеть в своем руководителе старшего товарища и равноправного участника пирушек.
Глухой ропот у них вызывал обычай простираться ниц и целовать ногу владыки. Бремя власти портит человека. Александр становится надменным и подозрительным. Усталость солдат дает пищу для недовольства и зреющих заговоров. Но царь Персии готовится к новым походам. Он хочет увидеть мир и разрубить еще один «гордиев узел». В его обозе находились ученые, которые записывали не только военные подробности, но и особенности местной жизни. В 329 году Александр отправляется завоевывать среднеазиатские сатрапии Персии, которые не торопились присягать новому монарху.
Это была война с партизанами, которые поднимали восстание в разных концах империи. Население скрывалось в труднодоступных районах или откочевывало вглубь малообитаемых районов. В Согдиане македонцы столкнулись со скифами, победили их, но не стали преследовать. Индия Наскоро закрепившись в суровой Средней Азии, Александр вторгается на территорию современного Пакистана. В районе Пенджаба ему присягает царь Таксил, надеясь с помощью завоевателей одолеть соперника, царя Пора. Пор побежден в битве на реке Гидасп в июле 326 года, но помилован и оставлен на царстве. Неизвестно, куда еще хотел забраться сын Зевса-Амона, если бы в конце лета 326 года его войско не выразило ясно и недвусмысленно свой отказ следовать дальше. Усталость и страх перед неизвестностью был сильнее боязни божественного повелителя.
Юному царевичу удалось успокоить бунтующих. После убийства царя, Александр занял место отца, он начал своё правление с того, что уничтожил всех, кто враждебно относился к отцу и был виновен в его смерти. Успешно расправляется с фракийцами, которые отличались редким варварством, завоёвывает Грецию. Ему удалось объединить Элладу и осуществить мечту отца. Всю жизнь Филипп вынашивал поход на Персию. Александр проявил себя в этих битвах, как талантливый полководец. Таким образом, он снискал для своих биографических заметок славу военачальника, способного на многие великие подвиги.
На завоёванных территориях возникают новые города в его честь. Десять лет царь Македонии продвигался по Азии. Мудрость правителя Александр не приобретал мудрость с годами, он как будто сразу был человеком, который знал, как нужно себя вести. Полководец никогда не пытался изменить традиции и веру тех, кого он завоевал. Очень часто прежние цари оставались на престолах. При такой политике территории, покорившиеся Александру, ничем не вызывали возмущения. Они принимали его условия, полностью подчинялись своему завоевателю и сами, по своей воле, прославляли царя македонского.
У правителя Македонии были свои взгляды на многие вещи. Например, его учитель Аристотель всегда утверждал, что роль женщина второстепенна.
Жители Эфеса также сдали город без боя: перед приходом Александра они свергли проперсидскую верхушку и восстановили у себя демократию [51]. На место персидских сатрапов Александр назначал македонцев, греков или, как в случае с Митреном, лояльных лично ему персов [49] [50]. Вскоре после прибытия в Карию Александра встретила Ада , бывший сатрап Карии, отстранённая от власти своим братом Пиксодаром.
Она сдала ему город Алинды, где жила после отстранения, и сказала, что Александр для неё как сын [52]. Иногда эту фразу, записанную Аррианом , интерпретируют как законное усыновление [53] [50]. Для него это стало возможностью склонить на свою сторону часть карийцев — Ада по-прежнему пользовалась авторитетом в среде местной аристократии [54]. В Карии Александр столкнулся с сопротивлением городов Милета и Галикарнаса , где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов [55]. К Милету подошёл весь флот Александра, с помощью которого он переправлялся через Геллеспонт.
Однако уже через несколько дней к городу прибыл и огромный флот персов. Несмотря на это, Александр не снял осаду с города и отклонил предложение милетской олигархии открыть город для обеих армий [51] [56]. Вероятно, это было связано с тем, что комендант города Гегесистрат вёл с Александром тайные переговоры о сдаче и уже поспособствовал занятию внешних укреплений города греками [57]. Буквально на следующее утро греки с помощью осадных машин разрушили стены Милета, после чего войска ворвались в город и захватили его [51]. Кроме того, греки вынудили отступить персидский флот, поскольку он не имел достаточных запасов еды и воды [56].
Вскоре персы вернулись, но после небольшого столкновения опять отплыли из-под Милета [56]. После этого Александр пошёл на неожиданный шаг и приказал распустить практически весь свой флот [51] [52]. Современные историки видят в этом решении царя одну из немногих допущенных им ошибок [51]. Александр перерубает гордиев узел. Уже под Галикарнасом царь пожалел о своём решении — город снабжался с моря, и поскольку у Александра не было возможности перекрыть канал снабжения, армии пришлось готовиться к заведомо трудному штурму см.
Осада Галикарнаса. В течение 334 до н. Александр покорил всю Малую Азию. Битва при Иссе завершилась полным разгромом Дария, сам он бежал с поля боя, бросив в лагере семью, которая досталась в качестве приза македонянам см. Македонские отряды захватили в Дамаске часть сокровищ персидского царя и много знатных пленников [60] [61].
Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром. Из городов Финикии только неприступный Тир , расположенный на острове, отказался признавать власть Александра [61]. Однако в июле 332 до н.
С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать, и Александр мог беспрепятственно получать подкрепления по морю [63]. После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину , где ему оказал сопротивление город Газа , но и он был взят штурмом после 2-месячной осады см. Александр имя царя Египет , вооружённые отряды которого были уничтожены в битве при Иссе , был сдан сатрапом Мазаком без всякого сопротивления [64]. Александр не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом, поддержав её македонскими гарнизонами. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н.
Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу , главному богу чтобы получить признание в Египте как царь, Александр принял египетскую традицию, согласно которой восхождение фараона на престол считалось подтверждением его происхождения от верховного божества [64]. Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии, где персидский царь Дарий успел собрать новую огромную армию. Разгром Персидской державы 331—330 гг. Александр вступает в Вавилон. Лебрен , ок.
Александр форсировал реки Евфрат и Тигр и оказался на подступах к Мидии , сердцу Персидской державы. На большой равнине на территории совр. Иракского Курдистана , специально подготовленной для действия больших масс кавалерии, македонян поджидал царь Дарий. Царь Дарий, как и в предыдущей битве, бежал с поля боя, хотя его отряды ещё сражались, и исход сражения был вовсе не определён [65]. Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы , одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота [66] [67] [68].
Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к царю Азии, как стали называть Александра. Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю , центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана , и в январе 330 до н. Персеполь пал [69] [70]. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён [71].
По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская , любовница военачальника Птолемея , подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями [72] [71]. В мае 330 до н. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии , а затем в Парфии. В июле 330 до н. Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи под именем Артаксеркс [74] [75] [76].
Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками и выдан Александру в июне 329 до н. Рисунок Г. Симони Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний. Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонян.
Александр пытался править персами так, как их прежние цари. В историографии не существует единого мнения о титулатуре Александра — принятием титула «царь Азии» новый царь либо мог указывать на преемственность своего государства с империей Ахеменидов, либо же, наоборот, мог подчёркивать противоположность новой державы и Персии, поскольку не использовал такие титулы Ахеменидов, как « царь царей » и другие [78]. Первые жалобы на Александра появились к осени 330 до н. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя [79]. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром.
Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии знал, но не донёс [80]. Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён солдатами на сходке [81].
Отец Филоты , полководец Парменион , был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимых офицеров, на которых тоже падало подозрение, оправдали. Летом 327 до н. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена , историка и философа, который в одиночку осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки [79]. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотических наклонностей Александра.
Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного , командира царских телохранителей, которого Александр убил лично в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. Поход в Среднюю Азию 329—327 гг. Александр Македонский в шлеме Геракла голова льва на саркофаге из Сидона После смерти Дария III местные правители в восточных сатрапиях распавшейся Персидской империи почувствовали себя самостоятельными и не спешили присягнуть на верность новому монарху. Александр, мечтая стать царём всего цивилизованного мира, оказался вовлечённым в трёхлетнюю военную кампанию в Средней Азии 329 — 327 гг. Это была преимущественно партизанская война, а не сражения армий.
Впрочем, она легко опровергается — найдено множество изображений скифских мужчин и женщин, типично европеоидной внешности, мужчины носили бороды и длинные волосы, как и славяне. Кроме того, «академики» пытаются доказать, будто скифы обитали только в Северном Причерноморье, но почему-то вдруг забыли, что эти народы в далекой древности населяли территорию от Атлантического до Тихого океана. Подтверждением тому служат географические названия — первым наименованием Балтийского моря было не Венедское, а Скифское море.
Доказательство находим в книге Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» написана около 1075 года , при этом он ссылается на франкского историка Эйнхарда 770 — 840 : «Восточное море, море Варварское, море Скифское или Балтийское это одно и то же море, которое Марциан и другие древние римляне называли Скифскими, или Меотийскими, болотами, гетскими пустынями или скифским берегом. А море это, начинаясь от Западного океана и пролегая между Данией и Норвегией, простирается на восток на неизвестное расстояние…». Странно, что «ученые-академики», хорошо зная труды Адама Бременского, вдруг забыли его сведения о Балтийском море и народах, обитавших на его берегах.
Более того, первоначальное название Северного Ледовитого океана — Скифский океан, об этом свидетельствуют древние китайские хроники, которые рассказывают о живших на севере от Китая людей высокого роста, имеющих светлые глаза и светлые волосы. Да и древние индийские хроники и сказания свидетельствуют, что знаменитый Рама, выведший арийские племена с восточно-европейской равнины в Индию, был по происхождению скифом и родился где-то на далеком севере. Имя — «Рама» - говорит о его северном происхождении и переводится как «лесной».
На севере России до сих пор густой хвойный лес называется «раменным». Снова процитируем Помпея Трога: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения... Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения…Скифы владычествовал над всей Азией трижды…Первый период длился полторы тысячи лет и конец уплате дани скифам.
Эти данные подтверждает позднее историк 5 в. Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин... Игнорируемый российскими академиками русский историк Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» издана в 1693 г.
Историю скифов, которую изложил в своих книгах Помпей Трог уже в наше время подтверждают археологические изыскания. Васильева в книге «Великая Скифия» пишет: «Сопоставляя даты основание Рима — 753 г. Но это время и есть период Ямной культуры и ее непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям на юг, создавая новые царства!
Давно доказано, что она относится к восточным, скифским культурам. Мало того, носители этой культуры достигли и Британских островов, где тоже оставили свой след. В частности, ирландская кельтская сага о Гойделе Гласе Гойделе Зелёном рассказывает о том, что в незапамятные времена их предки прибыли откуда-то из Европы, из «Скифии».
И не только ирландская. Вот что гласит шотландское предание «Ветвь Омелы»: «На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов». Ремезов неподалеку от будущего Омска.
Асгард - сакральный город Богов для всех скандинавских, и, как выясняется, скоттов и пиктов, их изначальная прародина. И, оказывается, что это не миф, а реальный город, находившийся на территории России. Во всяком случае, Сибирь была не диким варварским краем, какой ее рисуют лжеакадемики, здесь бурлила жизнь, процветала торговля, стояли богатые густонаселенные города, руины которых находят на территории всей Сибири от границ с Китаем и Монголией до самого Ледовитого океана…Именно отсюда и пришли предки пиктов и скоттов… Скотты и пикты появились на территории Британии около 400 — 300 гг.
Подтверждение находим в документе, который академическая наука старается не афишировать. А ведь это настоящая сенсация. В 1320 г.
Шотландия провозгласила независимость от Англии, которую одобрили всем миром, а король Шотландии Роберт I Брюс подписал. Весь документ цитировать не станем, только один фрагмент, касающийся нашей темы: «Святой Отец и Господь, мы знаем и из хроник и древних книг, что среди прочих известных народов, шотландцы славились более всех. Наши предки приплыли из Великой Скифии, через Тирренское море и Геркулесовы столбы.
Долгое время жили в Испании, среди самых диких племён, но никто не смог их покорить, ни одна из рас человеческих, и даже варвары. Приплыли они спустя 1200 лет после того как народ Израиля пересёк Красное море, и ушёл на запад…» По подсчетам историков, произошло это событие исход евреев из Египта около 1500 г. Это еще не все.
Вот манускрипт «F Англосаксонской Хроники», которая была создана в аббатстве Сент-Августин в Кентербери около 1100 года: «…скотты называются scithi, то есть скифами». Но скифами называли себя и славяне-сколоты, о чем пишет Геродот: «скифы, известные персам под именем саков, сами себя называли сколотами». Получается, что скотты шотладцы изначально были родственниками славян и пришли на острова с территории средне-русской возвышенности.
Против документов, как говорится, не попрешь, поэтому чопорные и высокомерные британцы вынуждены признать, что в этногенезе англо-саксонской цивилизации большую роль сыграли славяне и скифы. Еще в конце XIX в. Шор написал книгу «Происхождение англо-саксонского народа», в которой он написал, что до прихода кельтов на территории Британии обитали скифы, которых сменили русы, венеды и славяне, причем, и русов и венедов он однозначно причисляет к славянам.
Другой английский историк Говард Рид уже в наше время доказал, что знаменитый король Артур, положивший начало английскому государству, был по происхождению скифом. Но больше всего свидетельств в пользу этой теории — в английском языке. В частности, по-английски «хорс» - «лошадь».
Но Хорс — имя древнего славяно-русского бога солнца, которого славяне изображали в виде большого белого коня, скачущего по небосводу. Или «секьюрити» security - охранник. В русском языке есть слово «секу» - «смотрю, охраняю», вторая часть — «рити» означает «закон».
В дохристианской, ведической Руси, вообще, у славян, существовали неписанные морально-нравственные правила, имеющие статус закона и обязательные для исполнения всеми членами тогдашнего общества, назывался этот закон — Рита. То есть, английское «секурити» так и переводится — «охрана закона». И еще одно слово — love «любовь».
Буквальный перевод — «ловить». То есть, фраза «I love you» я люблю тебя буквально переводится как «я ловлю тебя», то есть, самец ловит самку… И таких славянских слов в английском языке не одна сотня… Впрочем, вернемся к скифам. Археологические находки подтверждают, что скифы населяли и всю восточно-европейскую равнину.
Да и наличие многочисленных курганов на этой территории говорят об этом же. И далее из отчета: «Исследования 1989 года дали первое представление о том, как была устроена крепость. Оказалось, совершенно так же, как… пришедшая ей на смену древнерусская в домонгольском Плёсе!
Но, поскольку славян в этом краю в те времена еще не было V-IV в. Именно они построили эту крепость и оставили многочисленные предметы, в том числе, оружие и золотые изделия. Именно славяне и сменили скифов на этой территории, и первые передали вторым свои знания и опыт.
Любопытно, что практически такое же поселение и того же времени V-IV в. Раскопки показали, что это было довольно мощное поселение, защищённое дугообразными валам и рвами. Вот что написано на краеведческом сайте «Парк Фили»: «Особый интерес представляет система укреплений городища.
Террасы на склонах были выровнены в материке в ранний период истории городища, их края были укреплены каменной кладкой и мощным плетнём из кольев диаметром 7 - 11 см, защищавшим террасу от размыва и оползания. Такая система противооползневых плетней аналогичной конструкции применяется в Подмосковье до настоящего времени». То есть, речь идет о прямой преемственности на протяжении последних 2,5 тысячи лет.
А это может означать только одно — на этом месте в течение 25 веков обитали родственные племена, которые передавали друг другу свои опыт и знания. Кто мог построить такое укрепленное поселение? Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что первоначальными обитателями восточно-европейской равнины были именно скифы, никаких финно-угров в те времена здесь и в помине не было.
Скифов сменили славяно-русы, и только потом здесь появились меря, да и тех было немного. О родстве скифов и славян говорит и общая для обеих этнических групп гаплогруппа — R1a1. То есть, у них был один общий, арийский, предок.
На каком-то этапе они разделились, стали смешиваться с другими племенами, однако общая гаплогруппа все равно осталась… Напомним, что та же Y-гаплогруппы R1a1 преобладала и у представителей Фатьяновской культуры ок. То есть, они жили там, где через три тысячи лет возникла Московская Русь. Причем, процесс передачи знаний и культуры шел беспрерывно на протяжении всего этого времени.
Кстати, и антропологически фатьяновцы были предками восточных славян, обитавших на восточно-европейской равнине. Но это еще не все. Фатьяновская культура была одним из подразделений «культуры шнуровой керамики», или, как ее еще называют, «культура боевых топоров» 3200 — 2300 до н.
Даже ученые-ортодоксы и те вынуждены признать, что данная «культура» была далеким предком славянских народов. И у мужчин здесь доминирующей была гаплогруппа R1a1. Как и у ее предшественницы «ямной культуры 3600 — 2300 до н.
8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер
Александр Македонский (Александр Великий) д. р. 20 (21) июля 356 до н. э. — д. с. 10 (13) июня 323 до н. э. Царь Македонии с 336 г, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности. Александр Македонский (Александр Великий) д. р. 20 (21) июля 356 до н. э. — д. с. 10 (13) июня 323 до н. э. Царь Македонии с 336 г, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности. Александр Македонский родился в македонской столице Пелла. Александр Македонский Alexander III Magnus. Территория Израиля вошла в зону влияния Александра Македонского в ходе одной из его военных кампаний на Ближнем Востоке. Сегодня мы расскажем о жизни и смерти величайшего полководца античности, которые завоевал полмира уже к своему тридцатилетию. 0:00 Начало0:55 356 – 336 гг. д.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
Это был царь, правивший в 4-м веке до н. О нем известно, что он был удачлив на поле брани и симпатизировал грекам. Мать будущего полководца Олимпиада была самой влиятельной из шести жен Филиппа. Дочь царя Эпира, несомненно, являлась грекофилкой и воспитывала сына в приязни к эллинским ценностям. Своего мужа она не любила и постаралась заронить в душе мальчика сходные чувства.
Среди воспитателей Александра особого внимания заслуживает Аристотель, личность не менее великая и известная. Мыслитель привил наследнику престола любовь к медицине, литературе и философии. Будущий цивилизатор ойкумены получил классическое греческое образование, восхищался героями Илиады и не расставался со свитком Гомера, перечитывая любимые строки в минуты досуга. Возможно, Аристотель был также тем человеком, которому удалось посеять в душе мальчика мечты о славе.
Юный Александр упрям, равнодушен к женщинам и телесным удовольствиям. Его честолюбие не знает границ. Первый город в свою честь он основывает в 16 лет, подавив восстание фракийского племени медов. Царица Олимпиада использует упрямого и склонного к авантюрам сына в своих интригах против мужа.
Филипп II был убит своим телохранителем без видимых причин. Мы можем только гадать, кто же направил преступную длань, поскольку убийца был казнен на месте. Завоевание Эллады Вступивший на трон Александр не замедлил расправиться с возможными заговорщиками и претендентами на престол. Погибший царь оставил после себя пустую казну и недовольное население завоеванных земель.
Пообещав греческим полисам соблюдение их суверенитета, Александр оставляет там свои гарнизоны, а сам с небольшим войском успешно подавляет восставших иллирийцев и фракийцев. Единственным городом Эллады, посмевшим сбросить гегемонию македонцев, были Фивы. Другие полисы предпочли оказать моральную поддержку, и даже знаменитый афинский оратор Демосфен ни смог ничего сделать. Не дожидаясь усмирения Фив, полисы расправляются с внутренними противниками македонцев.
Дело здесь не только в трусости, но и в трезвом расчете, ведь Александр апеллировал к персидской угрозе, и никто, кроме него, не мог организовать отмщение за былые обиды. Против варваров Греки считали македонцев дикарями, но не варварами, поскольку те входили в культурное пространство эллинизма. И Филипп II и Александр никогда не имели планов поработить и разорить страну, перед которой они преклонялись. Они лишь стремились объединить ее в некое подобие государства, которое бы позволило изнеженным эллинам противостоять внешней опасности и сохранить наследие предков.
Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии район современного Искандеруна, Турция его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход.
Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем фараоном. Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях.
Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них - Александрия Египетская. После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию.
Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах близ современного Ирбиля, Ирак. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.
Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков.
Не щадил он даже своих друзей и верных соратников.
Но дело еще было не закончено, ведь восточные провинции, узнав о смерти Дария, не желали подчиняться новому правителю. Поэтому Александр в 329 г. За три года он сумел окончательно сломить сопротивление.
Наибольшее противостояние ему оказали Бактрия и Согдиана, но и они пали перед мощью македонской армии. На этом и закончилась история, описывающая завоевания Александра Македонского в Персии, население которой полностью подчинилось его власти, признав полководца Царем Азии. Поход в Индию Завоеванных территорий Александру оказалось недостаточно, и в 327 г.
Вступив на территорию страны и перейдя реку Инд, македонцы подошли к владениям царя Таксила, который подчинился Царю Азии, пополнив ряды его армии своими людьми и боевыми слонами. Индийский правитель надеялся на помощь Александра в борьбе с другим царем по имени Пор. Полководец сдержал свое слово, и в июне 326 года произошла великая битва на берегу реки Гадиспа, которая закончилась в пользу македонцев.
Но Александр оставил жизнь Пору и даже разрешил ему править своими землями, как и до этого. На местах сражений он основал города Никею и Букефалы. Но в конце лета стремительное продвижение остановилось возле реки Гифасис, когда истощенная от бесконечных сражений армия отказалась идти дальше.
Александру ничего не оставалось делать, как повернуть на юг. Дойдя до Индийского океана, он разделил войско на две части, половина из которых поплыла назад на кораблях, а остальные вместе с Александром продвигались по суше. Но это стало большой ошибкой полководца, ведь их путь пролег через жаркие пустыни, в которых погибла часть войска.
Жизнь Александра Македонского оказалась под угрозой после того, как он получил серьезное ранение в одной из битв с местными племенами. Последние годы жизни и результаты деяний великого полководца Вернувшись в Персию, Александр увидел, что многие сатрапы взбунтовались и решили создать собственные державы. Но с возвращением полководца их планам пришел крах, а всех непокорных ждала казнь.
После расправы Царь Азии занялся укреплением внутренней ситуации в стране и подготовкой к новым походам. Но его планам не суждено было сбыться. Александр умирает от малярии на 32 году жизни.
После его смерти полководцы разделили между собой все земли огромного государства. Так и ушел из жизни один из величайших полководцев, Александр Македонский. Биография этой персоны наполнена таким количеством ярких событий, что порой задумываешься — а под силу ли это обычному человеку?
Молодой юноша с необычайной легкостью подчинял себе целые народы, которые поклонялись ему как богу. Основанные им города сохранились и до наших дней, напоминая о деяниях полководца. И хоть империя Александра Македонского распалась сразу после его смерти, но тогда она была самым большим и могущественным государством, которое раскинулось от Дуная до Инда.
Даты походов Александра Македонского и места самых известных битв 334-300 гг.
Античные и современные авторы приводят множество трактовок своего видения личности Александра, но одна из них не является полностью достоверной. Эти труды писались с учетом господствовавших в то время официальной точки зрения, научных тенденций, моральных и этических норм.
Александра восхваляли и проклинали, называли его Мессией и опасным шизофреником, гением войны и выскочкой, которому все победы достались благодаря выучке отцовской армии и удачному стечению обстоятельств. Вероятно, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Но нет сомнений в том, что Александр действительно был сложной, многогранной и противоречивой личностью.
Если верить античным источникам, Александр в юности сочетал в себе скромность, чувствительность и необычайную целеустремленность. Энергия в нем просто била через край. У него был пытливый ум, он увлекался философией и естествознанием.
Жизнь, безусловно, была нелегким испытанием для царевича, которого с детства убеждали, что он сын бога и потомок великих героев прошлого. Поневоле нужно было соответствовать. И Александр, очевидно, преуспел в этом — уже в шестнадцатилетнем возрасте он сумел так показать себя в глазах армии, что воины пошли бы за ним куда угодно.
Со временем, став царем, Александр делался все более жестким и высокомерным человеком, хотя всю жизнь оставался предан друзьям детства. Бесчисленные завоевания, выигранные битвы и дарованный ему Оракулом божественный статус только расширили пропасть между Великим Царем и его подчиненными. Персидский образ жизни и обычаи зачаровали Александра, что вызывало недовольство его македонских приближенных.
Он жил в атмосфере заговоров и интриг, со временем перестав доверять тем, кому верил всю жизнь, опасаясь бунта, яда, кинжала. Бешеный темперамент Александра — в гневе он мог не только незаслуженно оскорбить, но и убить — приносил ему самому немало горя. И только безудержное стремление вперед, к горизонту, удерживало его от безумия.
Можно ли любить такого человека — без оглядки, без опасений? Посвятить ему всю свою жизнь, не требуя взамен ничего — только внимания, дружеского участия, редких минут нежности? История показала, что да.
Рядом с великим завоевателем всегда был человек, настолько с ним неразлучный, что историки прозвали его «тенью Александра». Гефестион, сын Аминтора — лучший друг и любовник на протяжении всей жизни. Фавориты и увлечения Александра часто менялись, и только Гефестион возвышался над всеми ними, только его место при Александре было неизменно.
Чем же смог завоевать Гефестион такую преданность Александра, любовь, которую царь не стеснялся открыто демонстрировать окружающим? Секрет прост, и одновременно неимоверно сложен: Гефестион стал для Александра практически всем. Первой юношеской любовью, которая осталась навсегда.
Другом, которому можно было доверить самое сокровенное. Соратником, который всегда поддерживал любые, даже самые безумные его планы и начинания.
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Первая победа, одержанная Александром Македонским у реки Граник в мае 334 г. Занимая греческие города, Александр Македонский восстанавливал в них демократический строй и даровал свободу и автономию — политика, определявшаяся панэллинскими лозунгами, которые он выдвигал как гегемон стратег -автократор Коринфского союза , и обеспечивавшая ему поддержку азиатских греков. Осенью 333 г. Победители захватили богатую добычу и много пленных, среди которых оказалась семья царя Дария III — его жена и две дочери сам царь едва не попал в плен.
Отклонив предложение Дария I о мире и ответив, что теперь он — владыка всей Азии, Александр Македонский, двигаясь далее на юг, прошёл по побережью Сирии и Финикии. Часть городов сдалась ему добровольно, другие оказали сопротивление, самое упорное — Тир , который пал после семимесячной осады и был подвергнут жестокому разграблению. Александр Македонский занял Египет.
Видя в нём освободителя от персов, египтяне беспрепятственно пустили армию Александра Македонского в страну, жрецы признали его фараоном , а оракул Амона назвал сыном бога, что оказало большое влияние на Александра Македонского в его дальнейших притязаниях на почести себе как богу. Тетрадрахма Александра Македонского, серебро. На аверсе — голова молодого Геракла; на реверсе — Зевс на троне.
Британский музей, Лондон. Весной 331 г. Третье, решающее сражение 1 октября 331 г.
Персы потерпели сокрушительное поражение, их обоз попал в руки победителей. Не встретив сопротивления, Александр Македонский взял Вавилон и Сузы , в его руках оказались несметные сокровища персидских царей. Александр Македонский отдал воинам на разграбление религиозный центр Ахеменидов Персеполь , а царский дворец сжёг.
Смерть персидского царя как бы символизировала окончание войны, которую Александр Македонский вёл как главнокомандующий объединёнными силами Коринфского союза. Он отправил по домам участвовавших в походе греков-союзников. Продолжая поход, Александр Македонский менее чем за год покорил огромные пространства — Гирканию , Парфию , Арию, Дрангиану и Арахосию.
Военные успехи и расширение завоёванных земель привели к трансформации политики Александра Македонского, его сближению с местной знатью. Он стал носить персидскую одежду, постепенно ввёл персидский придворный церемониал, что вызвало сопротивление старой македонской знати. Опираясь на армию, Александр Македонский расправился с недовольными убийство старого полководца Пармениона и его сына Филоты, Клита, спасшего ему жизнь в битве при Гранике, расправа над юношами из знатных македонских семей, составлявших личную охрану Александра Македонского, т.
С вступлением македонской армии в восточные сатрапии Александр Македонский столкнулся с сопротивлением местного населения.
Царь Азии В 331 году до н. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь. В 329 году до н. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329—327 годах до н. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию. Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.
Смерть С февраля 323 года до н.
Как Иосиф Флавий, так и Талмуд в форме агады сохранили данные о положительном отношении Александра к евреям. Эти факты находят свое подтверждение в работах некоторых римских историков например, Курций Руф. Территория Израиля вошла в зону влияния Александра Македонского в ходе одной из его военных кампаний на Ближнем Востоке. Крупных битв македонян с евреями в Эрец Исраэль не случилось: в первую очередь, целями Александра были Газа, Тир и Египет. Однако, направляясь на покорение Египта, Александр с войском проходил по землям Эрец Исраэль. Но почему Александр не осуществил военное покорение Иудеи и Иерусалима , бывшего тогда довольно крупным городом?
В Талмуде приведена такая история.
Единственное сохранившееся изображение великого полководца, сделанное с натуры [113] Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа , и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх : «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее».
Царь часто сравнивал себя с Ахиллом , а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115]. В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом.
Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119]. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122].
В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом!
Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть.
Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132].
Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137].
Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140]. Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140].
Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139]. Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142].
Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142]. Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141]. Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144].
Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний. Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена.
К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147].
Установлена причина смерти Александра Македонского
А царь как раз жаловался на сильные боли в животе. Охваченный параличом Александр, в итоге потерял сознание: умолк, не шевелился, ничего не чувствовал, дышал, но столь неразличимо, что казался мертвым. Таковым его и посчитали приближенные. А поскольку тлен, не смотря на жару, не охватывал тело, то Македонского стали обожествлять. Все это время труп оставался чистым и свежим», - изумлялся Плутарх. Кэтрин Холл объяснила, почему. Проверить ее гипотезу посредством анализов, увы, невозможно. Как и многие другие. Могила Александра Македонского до сих пор не найдена.
Царь затем пошел в Иерусалим, где принес жертвы и где ему показали пророчества Даниила, предсказавшего о его победах над персами.
Чтобы выразить свою милость иудеям, Александр предоставил им весьма важные привилегии не только в Иудеи, но и в Вавилонии и Мидии. Как бы то ни было, во всяком случае несомненно, что Александр принимал иудеев в свое войско; затем, иудеи заселили значительную часть основанной им Александрии, и очень возможно, что то благоволение, с каким относились к иудеям первые преемники его в Египте, было лишь продолжением его собственного благоволения к сынам Израиля. Во всяком случае несомненно то, что победы Александра имели огромное значение для судеб народа иудейского. Не многие еще имели вообще такое влияние на преобразование жизни народов — можно сказать всего мира, как Александр Великий. С этого времени иудеи постоянно зависели от его преемников — Лагидов и Селевкидов, что повело к великим политическим и религиозным событиям, о которых рассказывается в книгах Маккавейских; позже они подпали под власть римлян, преемников Македонян, и оставались под ней до самого конца своего политического существования. Но еще важнее этих политических следствий было то движение идей, которое создано было македонским завоеванием и которое послужило могучим подготовлением к принятию и распространению христианства. Последствием побед Александра В. Почти повсюду они ввели единство языка: на их языке стал говорить весь цивилизованный мир, и даже на улицах победоносного над греками Рима слышался и был понимаем греческий язык.
После падения Тира и Галы он двинулся на Иерусалим, чтобы взять его.
Тогда первосященник Иаддуй Неем. Царь затем пошел в Иерусалим, где принес жертвы и где ему показали пророчества Даниила, предсказавшего о его победах над персами. Чтобы выразить свою милость иудеям, Александр предоставил им весьма важные привилегии не только в Иудеи, но и в Вавилонии и Мидии. Как бы то ни было, во всяком случае несомненно, что Александр принимал иудеев в свое войско; затем, иудеи заселили значительную часть основанной им Александрии, и очень возможно, что то благоволение, с каким относились к иудеям первые преемники его в Египте, было лишь продолжением его собственного благоволения к сынам Израиля. Во всяком случае несомненно то, что победы Александра имели огромное значение для судеб народа иудейского. Не многие еще имели вообще такое влияние на преобразование жизни народов — можно сказать всего мира, как Александр Великий. С этого времени иудеи постоянно зависели от его преемников — Лагидов и Селевкидов, что повело к великим политическим и религиозным событиям, о которых рассказывается в книгах Маккавейских; позже они подпали под власть римлян, преемников Македонян, и оставались под ней до самого конца своего политического существования. Но еще важнее этих политических следствий было то движение идей, которое создано было македонским завоеванием и которое послужило могучим подготовлением к принятию и распространению христианства.
Проще говоря, они могли не допустить ни одного из них на престол.
Формально после смерти Александра его место занял его брат Арридей. Впрочем, Арридей якобы имел некую форму умственного расстройства, а законнорожденный сын был еще младенцем — в общем, появился вакуум власти, на взятие которой претендовало несколько групп бывших сторонников полководца.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)
Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. Пока идет возня возле предполагаемой гробницы Александра Македонского между Грецией и Македонией, на пространствах Рунета появилась доморощенная сенсация, связанная с именем великого полководца.
Александр Македонский как историческая личность
Фасад гробницы Филиппа II (отца Александра Македонского) в Вергине, где в древние времена находилась первая столица Македонского царства – Эги. Александр родился в Пелле, столице Македонского царства, в шестой день древнегреческого месяца Гекатомбаион, что, вероятно, соответствует 20 июля 356 года до нашей эры (хотя точная дата неизвестна).[10] Он был сыном македонского царя Филиппа II и его четвертой жены. Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска. По воспоминаниям современников Александр Македонский страдал айлурофобией – боязнью кошек. Годы жизни Александра Македонского 356-323 года до н.э. Соответственно, Македонский жил (родился и умер) в 4 веке до нашей эры. После него остались двое детей, один из которых был рожден через месяц после смерти Александра и был назван в честь него.