Рамблер/новости.
Обратите внимание:
- Между морем и звездой
- Две женщины в судьбе писателя Фёдора Достоевского ::Первый Севастопольский
- Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей
- Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь ::
Мучительница
Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве. Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний.
Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей
Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж. И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой. Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку. Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь. Суслова пыталась прельстить Сальвадора деньгами отца, писала ему сентиментальные или грубые письма, а также выслеживала его на улице. Однако мужчина был непреклонен.
Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след. Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем. Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее. Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно... Все изменилось в несколько дней». В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться. Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой. Когда бывшие возлюбленные встретились, Полина рассказала все о своем несчастливом романе. Писатель упал к ногам девушки и зарыдал: «Я потерял тебя, я это знал!
Во время их путешествия Суслова пребывала в горестных мыслях, а Федор Михайлович был жизнерадостен как никогда. Биографы считают, что измена возлюбленной не оттолкнула Достоевского, а, напротив, разожгла огонь еще больше.
Она забыла, что желание учиться еще не ученость, что сила воли, сбросившая предрассудки, вдруг ничего не дает. Суслова могла быть чрезвычайно умна, чрезвычайно тонко образованна, но совершенно не потому, что она эмансипированная девушка: пламенная охота учиться и трудиться не обязывает к тому же… Суслова, еще недавно познакомившаяся с анализом, еще не пришедшая в себя, еще удивленная, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения.
В правом верхнем углу сайта нажмите «Мои книги» и перейдите в подраздел «Мои». Нажмите на обложку аудиокниги -"Аполлинария и Надежда Сусловы. В разделе «Скачать в виде файла» нажмите на нужный вам формат файла: Для прослушивания аудиокниги на телефоне или ПК подойдут следующие форматы при клике на формат вы можете сразу скачать бесплатно фрагмент аудиокниги "Аполлинария и Надежда Сусловы. Аудиокниги серии.
Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы. И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского. Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала.
Прощай, милый! Со страстным нетерпением он ждал появления своей нежной, порывистой Полины, открыла же ему дверь Полина незнакомая — надменная, с коварной, мстительной улыбкой на губах, во всяком случае, именно такой увидел ее он. Выяснилось, что она без памяти влюбилась в какого-то парижского врача по имени Сальвадор и с душераздирающими подробностями рассказала Достоевскому о своей страсти. Он понял только, что это «не серьезный человек, не Лермонтов», и что его Полина, чью душу он считал такой требовательной и возвышенной, «пала», влюбившись в «молодого красивого зверя» — самоуверенного и недалекого. Суслова прекрасно отдавала себе отчет в своем падении и каким-то парадоксальным, мучительным образом гордилась этим: теперь не было больше гордой барышни, чьей чистотой помыкал Достоевский, теперь она ему равна. Она ему отомстила. В своем дневнике Суслова утверждает, что Достоевский, выслушав ее признание, «упал к ее ногам, обнял с рыданиями ее колени…» Достоевский же ближе всего воспроизведет свои реальные мучительные перипетии с Полиной в повести «Игрок», в которой он даже дал своей героине такое же имя. Впрочем, подобную же любовь-ненависть испытывала и настоящая Полина к своему недавнему возлюбленному.
Слепая низменная страсть к французу открыла ей главный раскол внутри нее самой: собственно женское начало в ней, оказавшееся столь неожиданно мощным, несовместимо с человеческим, иными словами, с духовным. И этот раскол Аполлинария так никогда в себе и не примирила, так никогда и не сумела она свести воедино эти две противоположности, из-за чего вся ее жизнь, все ее любови, все ее интеллектуальные и моральные порывы будут казаться ей ложью, лицемерием, грязью… Французик Сальвадор, как водится, обманул Суслову и очень скоро бросил ее, и тогда Достоевский почти силой заставил свою безутешную любовь поехать с ним в Италию — рассеяться, развлечься. Несомненно, он рассчитывал вернуть ее расположение, хотя поклялся перед отъездом, что будет ей только «как брат». Баден-Баден, Турин, Рим, Неаполь. Федор Михайлович безбожно играл в рулетку, проигрывал и писал умоляющие письма в Россию — брату, родным с просьбой выслать денег, якобы «на писанье романа». Всюду в гостиницах они с Полиной селятся в разных номерах, он сидит с ней допоздна, гладит ее руку, утешает, слушает бесконечные рассказы про неверного Сальвадора — он дожидается, пока она соберется лечь в постель, и терзает себя демонстративными попытками держать слово. Но она тоже кое-чему научилась в Париже — и разоблачается перед ним медленно, расчетливо, глядя прямо ему в глаза недобрым взглядом. А распалив его чувства — гонит прочь, после чего из соседней комнаты доносятся его плач, вой, досадливые удары тростью в стену В конце концов они срываются, клятвы летят в тартарары, а наутро ненавидят друг друга за «слабость» и едва разговаривают.
Эти кошмарные полтора месяца путешествия — последние дни, проведенные вместе. Осенью того же 1863 года Полина вернулась в Париж, а Достоевский — в Петербург. Две сестры Источник: V. Lapin, Public domain, via Wikimedia Commons Аполлинарию грызла тайная зависть к сестре… Правительство, видимо, одумавшись, в конце концов запретило женщинам посещать университетские лекции, поставив таким образом преграду мечте Надежды стать доктором. Однако после долгих семейных советов, споров и обсуждений старик Суслов выделил-таки своей младшей дочери деньги и позволил учиться в Швейцарии. В тот день, когда ее зачислили в университет, толпа консервативно настроенных швейцарских студентов устроила своеобразную демонстрацию возле нанятой Надеждой квартиры со свистом, улюлюканьем и разбиванием стекол — на Западе, как и в России, врач-женщина все еще представлялась немыслимой одиозной фигурой. Однако Надежда, не обращая ни на что внимания, постигала стиснув зубы учебники и писала старшей сестре нравоучительные дидактические письма. Полина прочитывала один абзац, злилась и швыряла их в камин: она тоже хотела учиться, но не знала — чему Читайте также «Суворин-шмерц»: чем закончилась дружба Антона Чехова и первого медиамагната Российской империи Бес непостоянства В 1867 году Достоевский женился вторично, в этот раз на своей юной стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной.
Суслова ничего об этом не знала и в минуту грусти написала бывшему возлюбленному пространное интимное письмо, жалуясь на скуку, здоровье, окружающих людей… Это послание, перехваченное Анной во время свадебного путешествия, вызвало в ее душе бурю ревности, страдания и страха. Я дрожала и даже плакала. Я боялась, чтобы старая привязанность не возобновилась и чтобы любовь Феди ко мне не прошла. Господи, не посылай мне такого несчастья! По ее воспоминаниям, у Федора Михайловича дрожали руки и на глазах стояли слезы, пока он читал письмо Полины. Но у той и в мыслях не было к нему возвращаться. Она поняла, что Достоевский женился на «этой Брылкиной», как она пренебрежительно переименовала Анну Григорьевну, ради «дешевого необходимого счастья», себя же Аполлинария считала выше подобных низменных побуждений. Однако ее терзали бесы.
И самым страшным оказался бес непостоянства. Но каждая новая любовь на поверку оказывалась миражом. Поклонники и возлюбленные сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой — ее дневник переполнен их именами: лейб-медик, Робескур, Валах, поляк, грузин, Утин, молодой граф Салиас, русский доктор, французский доктор, господин из библиотеки… Полина с нескрываемым любопытством обнаружила, что наделена волшебной способностью сводить мужчин с ума. Да и окружающие часто говорили ей, что она наделена всеми качествами femme fatale — холодная, насмешливая сдержанность и при этом — обещание в наклоне головы, в быстрой полуулыбке и в распаляющих воображение глазах… Да, она признавалась себе, что любит любовь, но до самой смерти упорно и горько продолжала винить Достоевского в том, что это он разбудил в ней эту алчную, ненасытную чувственность. Ее попытки учиться, заниматься историей оказались не слишком серьезными, за границей она, по сути, попросту проматывала деньги отца. Родители упрекнули старшую дочь в неудачливости после того, как Надежда с блеском защитила в Цюрихе диссертацию и получила диплом и лавровый венок с надписью «Первой в России женщине — доктору медицины». Полина знала, что на защиту сестры съехалась самая знаменитая профессура Европы, что счастливой и удачливой молодой женщине стоя рукоплескал европейский ученый мир.
Аполлинария Суслова чудо как хороша
О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет.
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
Аполлинария Суслова — одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 1860-х. Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально).
Аудиокнига - Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу?
Существует мнение некоторых биографов, что Мария Дмитриевна оказалась сама женой неверной. Аполлинария Суслова помогла скрасить его жизнь - жизнь обманутого мужа. Суслова хотела, чтобы Фёдор Михайлович оставил жену и был с ней, только с ней! Как знать, может быть, Достоевский и решился бы на это, но Мария Дмитриевна тяжело заболела. Дни её были сочтены. А Достоевский старался сделать менее тяжёлыми последние месяцы её жизни. Суслову мучила ревность, она не желала понимать, что Достоевский просто не может оставить жену в таком состоянии.
Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников.
Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.
Нет, не счастья хотела эта женщина, а окончательного падения в бездну. Умирает она у 1918 году в Крыму. Идея равенства мужчин и женщин помогла Надежде сделать блестящую карьеру, преодолев все трудности, и стать первой женщиной врачом в России, а Апполинарии, увы, нет. Раннее разочарование в мужчинах, как в существах слабых, не умеющих сделать решительный шаг на пути к свободе, погубило в сердце юной энтузиастки веру в возрождение. А ведь она мечтала посвятить себя «хождению в народ», но зацикленность на внутренних обидах не дала ей этого сделать. В конечном счёте её независимость принимала уродливую форму желания властвовать и мстить: «… Я была много раз оскорблена теми, кого любила, или теми, кто меня любил, и терпела… но чувство оскорбленного достоинства не умирало никогда, и вот теперь оно просится высказаться. Все, что я вижу, слышу каждый день, оскорбляет меня, и, мстя ему, я отомщу им всем. Я отравлю его медленным ядом. Я отниму у него радости, я его унижу…». Достоевский показал себя прекрасным психологом, запечатлев её в автобиографическом романе «Игрок» в образе Полины. Она — молодая падчерица в семье отставного генерала, в доме которого главный герой Алексей Иванович работает учителем. Полина влюблена во француза де-Грие, в свою очередь в неё влюблен англичанин Астлей и сам Алексей. Ради неё главный герой идёт играть в рулетку, чтобы восполнить проигранное её бабушкой состояние. Она денег не принимает, отталкивая его всё время, а через два года он узнает, что за всю свою жизнь любила Поля только его. Странная, мучительная история любви не заканчивается ничем: Полине всё время мешала её гордость. Другой яркий образ, запечатлевший характер Аполлинарии — образ Настасьи Филипповны в романе «Идиот», которая, будучи обижена в юности господином Тоцким, превращается в безжалостную, но глубоко страдающую женщину. На протяжении всего романа она словно ищет смерти, делая себя предметом купли-продажи, разыгрывая себя, как игрушку, за деньги между мужчинами, и, в конце концов, доводит Рогожина до исступления: он убивает её. Полина и Настасья Филипповна пленяли мужчин красотой и обманчивой страстью, лишь для того, чтобы увидеть их страдание и падение. Они роковые женщины, обреченные на конец, в таких образах нет воздуха, она затворницы в кельях своей бесконечной гордости и боли, которую простить не в силах. От Аполлинарии Сусловой практически ничего не осталось, кроме её дневника, нескольких писем и парочки рассказов, зато её образ плеядой роковых образов проходит через позднее творчество Достоевского.
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
Младшая сестра известный врач-ученый Суслова умоляла ее помириться; но она зависть при всяком ее въезде в дом родителей — вылезала с подушкой и одеялом из окна в сад, прокрадывалась на улицу и уходила ночевать к знакомым. И сестра врач , видя, что она выгоняет старшую сестру из дому, мало-помалу перестала ездить к родителям. Я их любил, очень. С сестрой познакомился у умирающей тещи. Но я его уже разлюбила. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула.
Это ее стиль. Разговор этот у меня с нею был и почти буквален. Тезисы, во всяком случае, эти самые. Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок. Т[о] е[сть] тело, под платьем... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила.
Сараскина, комментируя слова из письма В. Розанова «Она была по стилю души совершенно не русская», пишет: «Впервые письмо В. Розанова к писателю А. Глинке-Волжскому опубликовал — со значительными купюрами и местами в довольно свободном пересказе — Л. Путь Достоевского. Текст письма приведен Л.
Сараскиной по публикации В. Возлюбленная Достоевского: Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. И всё же, даже соглашаясь с этой, излишне субъективной оценкой поздней Сусловой В. Розанов сам был далеко не ангел по отношению к ней , не будем никогда забывать слова самого Достоевского в передаче его семипалатинского друга барона А. Врангеля , сказанные им, скорее всего, о своем несчастном браке с М. Исаевой А.
Врангель не знал о второй большой любви писателя , но имеющие явно отношение и к Сусловой, тем более, что слова эти относятся к 1865 г. Еще в 1865 г. Нет, не может быть, лучше умереть. Боже мой, неужели всегда будет так! И стоило ли родиться!... Розановым не прошло все-таки бесследно для Сусловой.
В годы первой мировой войны Суслова становится страстной патриоткой и ярой монархистской. Последние годы Суслова жила в Севастополе, где и умерла в 1918 г. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна, Авдотья Романовна Раскольникова «Преступление и наказание» , Аглая Епанчина «Идиот» , Ахмакова «Подросток» , Катерина Ивановна Верховцева «Братья Карамазовы» , но в первую и главную очередь, конечно, — Полина из «Игрока».
Впрочем, и Митя Карамазов словом «инфернальница» характеризует лишь одну сторону Грушеньки, связанную со страстным характером, полом, надрывом. А позднее корректирует эту свою характеристику: «И томит она [Грушенька] меня, любовью томит. Что прежде! Так что Грушенька в «Братьях Карамазовых» тоже разная, существует на границе с самой собой, и «инфернальность» не сущность, а лишь одна из её ипостасей, далеко не главная. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», — писал Достоевский младшей сестре Аполлинарии Надежде. Это, впрочем, слова отвергнутого любовника, образ весьма односторонний. Но эта «одна сторона» как-то наглядно проступает, когда знакомишься с ответом, который Суслиха дала своему будущему мужу, Розанову, на его вопрос, почему они разошлись с Достоевским. И он должен был так поступить. Он не поступил, и я его кинула». Брак продлился 6 лет и был несчастливым: ссоры, разногласия. Однако Розанов помнил эту женщину и не только потому, что Суслиха, как он её называл, отказывала долгие годы в разводе. Почему она это делала? Когда студент Василий Розанов 12 ноября 1880 года венчался с Аполлинарией Сусловой, ему действительно было 24 года, а вот новобрачной без нескольких недель — уже 42 года. Разница в возрасте у них была 17 лет и несколько месяцев. Кстати, ровно такая же, как у Сусловой с Достоевским, только наоборот: в первом случае она моложе на 17 лет, во втором — она старше на столько же. И нельзя сказать, в юридическом смысле, что брак Розановой и Сусловой «продлился 6 лет». Шесть лет они прожили семейно, до 1886 года. Но в том и трагедия всей жизни Василия Васильевича, что Суслова, бросив его, уехав в другой город, до конца не давала ему развода: он вынужденно стал двоеженцем два раза венчался церковным браком, что делало второй его брак незаконным; не мог официально дать своё отчество и фамилию пятерым детям: они вынужденно носили отчества своих крёстных. Чужая душа — потёмки. Но, судя по всему, так проявила себя её мстительная натура. Василий Розанов, 1917 год. Как это вышло со Станиславом Гольдовским. Замечу, однако, что, может быть, этот надлом в семейной, интимной жизни Розанова, эта глубочайшая травма не в последнюю очередь обусловили тот непреложный факт, что Розанов явился одним из глубочайших теоретиков, философов проблемы пола, утвердившим догмат «мистицизма брака». И вот что приковывало меня к ногам её; как раба, как преступника к колодке». Как изменились её политические взгляды в конце жизни? Отсюда, кстати, и тема двойничества в творчестве писателя: одна — скрытая, «тёмная» ипостась человека — способна при известных обстоятельствах вытеснить и заместить другую, явную ипостась его «я». Такой «курбет» произошёл и с Аполлинарией Сусловой.
Таких Апполинарий по улице ходит — каждая вторая. И не надо лезть в бутылку «Курица не птица, женщина — не человек», сказано было конкретно о данном человеке. Тётенька никого никогда не любила и не способна была полюбить, ничего не сделала, кроме как большого количества любовников. Счастливым она не сделала ни одного мужчину и сама счастлива не была. У своих мужчин скорее вызвала стокгольмский синдром. Если она и вдохновляла Достоевского, то без нее он бы сам стал Достоевским раньше и менее трагически. Разоблачительной тенью? Разоблачающей что? Что значит фраза: «и лицом не общим выраженьем»? Настасье Филипповне тоже симпатизирую искренне, но не стоит забывать, что она была содержанка, ей торговали, как товаром и не по ее воле развратили в 13 лет, она была — типичным пациентом психиатрической клиники. Не вижу никакого примера для подражания молодой девушке. Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии?
Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Как-то Достоевский обещал съездить с Апполинарией в Европу, в Париж… Его задерживали какие-то дела, поэтому она отправилась одна. К моменту приезда Федора Михайловича у нее уже был некий ухажер-альфонс, который обобрал ее до нитки и оставил одну. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Не вполне известно, что там разыгралось за действие, но финал его известен: Апполинария согласилась оставить нож и неверного любовника в Париже, и ехать с Достоевским в Германию. Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж. Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви. После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом. Но чувство к ней сохранилось у Достоевского: он писал в дневниках, что любит ее даже вопреки своему желанию любить. Следующей жертвой необузданной Аполлинарии стал Василий Розанов. На момент их знакомства Василий был еще гимназистом, Апполинария — была женщиной за тридцать.
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ | Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют. |
Аполлинария Суслова (Книжная Полка Валерия Иванова) / Проза.ру | Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). |
«Инфернальница» Аполлинария Суслова | она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом. |
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. | жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. |
Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского»
Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись. Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. Федор Достоевский и Василий Розанов? Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
Блог Цифровая история | Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве. |
Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь | Рамблер/новости. |
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником. Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника. Писателю пришлось долго отговаривать ее и успокаивать, а потом он увез ее с собой в Германию, рассчитывая на примирение. Вместо этого они окончательно разругались и расстались. Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства.
Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сокрушался он.
Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны? Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы». В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно. Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба. Но другой версии у биографов писателя нет. Аполлинария Суслова, 1890 год. Фото: wikimedia. Литературовед Аркадий Долинин в 1920-е годы объяснял публикацию этого посредственного, по его оценке, произведения в журнале братьев Достоевских тем, что Фёдор Михайлович уже сблизился к этому времени с Аполлинарией. Возможно, это произошло и раньше. В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири. Но, увы, художественное произведение — не биографический документ. Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой. Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины. Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор!
Образ Дунечки Раскольниковой оказывается как бы «идеальным зеркалом», в котором отразилась одна из сторон сложной и противоречивой натуры Аполлинарии Сусловой. Заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге Борис Тихомиров. Тут она безвременно увядала». В Аполлинарии он также находил черты раскольницы «поморского согласия» или «хлыстовской Богородицы». Замечу, что схожие черты акцентировала и сама Суслова в автобиографической героине повести «Чужие и свои»: «…не всем видимая, но глубокая печать того рокового фанатизма, которым отличаются лица мадонн и христианских мучениц, лежала на этом лице». Но вот совсем иной взгляд через образную призму другого возможного прототипа. Мне всегда казалось, что это он [Достоевский] написал о Суслихе». В действительности в романе сказано ещё более остро: «…сам маркиз де Сад мог бы у неё поучиться». Принять ли это розановское свидетельство на веру? Как знать! Но невольно вспоминаются слова Свидригайлова: «…никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны? Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы». В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно. Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба. Но другой версии у биографов писателя нет. Аполлинария Суслова, 1890 год.
Она еще не догадывалась об их власти. В ноябре 1861 года вышел в свет 5-й номер семейного журнала братьев Достоевских «Время». Поклонники Достоевского, как и весь читающий Петербург, были весьма удивлены: между 8-й главой «Записок из мертвого дома» и романом в стихах Якова Полонского «Свежее предание» была напечатана довольно рыхлая, беспомощная повесть «Покуда», подписанная «А. Кто она такая? Откуда взялась? А главное, зачем ее опубликовали? Тотчас поползли всевозможные слухи и домыслы. Федор Достоевский, окруженный ореолом мученичества, уже известный писатель, всего год назад вернувшийся из ссылки, пользовался в северной столице колоссальной популярностью и авторитетом, особенно в кругах студенческой молодежи. Впрочем, до сих пор точно неизвестно, где и когда произошло знакомство 21-летней Полины и 40-летнего Достоевского. Говорили, что, увлекшись писателем после его многочисленных выступлений в университете, Полина первая написала ему «наивное поэтическое любовное письмо». Так, например, полагала дочь Достоевского Любовь Федоровна. Хотя такового письма в архиве писателя так никогда и не нашли. Да и вообще всему тому, что касается Аполлинарии Сусловой, верить дочери писателя следует с большой оглядкой: госпоже Достоевской слишком очевидно хотелось очернить ее — Полина была неистребимо опасной соперницей ее матери. Любовь Федоровна незамысловатой, черно-белой краской так рисовала портрет Сусловой: «Тогда в моду вошла свободная любовь. Молодая и красивая Полина усердно следовала веянию времени, служа Венере, переходила от одного студента к другому и полагала, что служит европейской цивилизации. Услышав об успехе Достоевского, она поспешила разделить новую страсть студентов. Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Он не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснениями в любви» Любовь Успенская дочь Фёдора Достоевского Знавшие Полину говорили, что и в самом деле в ее характере было сделать первый шаг, но все же — не такой. В среде презирающих любовь и романтические бредни девиц писание поэтических любовных писем было сродни тому, как если бы вдруг заговорила ослица. Их увлекала отнюдь не практика «свободной любви», а размышления о свободной любви и о праве женщины на таковую вообще. А это совершенно разные вещи. Как и все их сверстницы, сестры Сусловы мечтали: например, Надежда, строгая, почти аскетично-суровая девушка, желала стать первой в России женщиной-врачом — вот что было ее непреложной целью. Студенты-медики подтрунивали над ее фанатичным и фантастичным прожектерством: дама в белом халате со стетоскопом, да где же это видано? В разгар романтической связи с Полиной Федор Михайлович выглядел настоящим щеголем Источник: Mikhail Borisovich Tulinov, Public domain, via Wikimedia Commons Полина же, о чем свидетельствует ее дневник, мечтала вообще: надо приносить обществу пользу, надо найти смысл жизни, надо чему-нибудь выучиться и куда-нибудь пойти работать… Тогда едва ли не все вокруг пописывали. Даже Надя отнесла в «Современник» свой небольшой рассказ, тут же одобренный и напечатанный редакторами Чернышевским и Некрасовым. Чтобы не отстать от сестры, Полина мучительно грызла карандаш, маясь над своей первой повестью «Покуда». Скорее всего, впервые предстала она перед Достоевским в его редакторском кабинете робкой дебютанткой. Для нее он был почти «небожителем», мастером, учителем… Смущенно сунула тетрадку. Но присмотревшись к нему наедине, неожиданно для себя отметила его застенчивость, угловатость. Ему же запомнились ее строгий темный костюм и обволакивающие, слишком женские глаза. Они стали встречаться — сначала в редакции, потом у общих знакомых, а потом и наедине… Вскоре Федор Михайлович уже знал о Полине все. Кстати, судя по ее манерам, он предположил, что в ней течет кровь аристократки, но ошибся — она оказалась чистокровной крестьянкой. Ее отец был крепостным графа Шереметева. Начав свою карьеру с переписки «ревижских сказок» в конторе графа, Прокофий Суслов благодаря своим способностям быстро пошел в гору. А перед женитьбой на Анне Ястребовой Шереметев даровал ему вольную. Вскоре Прокофий Григорьевич получил высокое назначение управляющим имениями графа сначала в Москве, а потом и в Петербурге. Так что Полина с Надеждой, хоть и были дочерьми бывшего крепостного, но в столичном доме родителей привыкли жить на широкую ногу: у них были гувернантки, обучавшие их манерам и языкам, и даже учитель танцев. У матери рука была тяжелая и нрав весьма деспотичный, поэтому когда сестер отдали в пансион благородных девиц, они не особенно расстроились из-за разлуки с домом. Позднее обеим удалось закончить столичную гимназию, хотя там и было чудовищно скучно. Полина в основном считала на потолке мух, единственным ее светлым воспоминанием был учитель истории, сумевший воспламенить ее воображение рассказами о Древней Греции и античном искусстве. Больше ей нечего было рассказывать. Читайте также Разочарованный странник: путешествия Федора Достоевского Взаимное мучительство Когда Полина осознала, что как пожаром охвачена страстью к Федору Михайловичу, она, пересилив врожденную застенчивость, честно в ней призналась. И хоть до Федора Михайловича у нее не было никакого любовного опыта и поджилки тряслись от страха, она все равно сочла нужным поступить в полном соответствии с принципами новой морали — не скрывать, не обманывать, не лицемерить, любить, пока любишь, и уходить, когда разлюбишь. Не будь любовники людьми истинно русскими, можно было бы предположить, что по крайней мере первый период их романа был радостным и счастливым. И это притом, что внешне, казалось бы, ничто не препятствовало их любви. Достоевский незадолго до смерти 1880 г.
Достоевский: семья и ранние годы
- Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ
- Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей
- Злой гений Достоевского и Розанова: matveychev_oleg — LiveJournal
- File:Аполлинария Прокофьевна Суслова. Годы близости с Достоевским (1928).pdf - Wikimedia Commons
- Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Последние Posts
- Суслова, Аполлинария Прокофьевна | это... Что такое Суслова, Аполлинария Прокофьевна?
- Предвижу: она будет несчастна (Достоевский и Апполинария Суслова)
- Апполинария Суслова – роковая муза
- Неистовая и одинокая
- Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского
Федор Достоевский и Василий Розанов? Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода?