Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. В 1929—1930 годах Чкалов руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором в Ленинградском Осоавиахиме.
Допустить гибель ребенка Чкалов не мог: последний подвиг
день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота, возглавив школу планеристов.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
Именно не «первым», а «лучшим». С этим девизом он начал путь в авиацию. Юноша увлекался спортом, очень любил играть в футбол и обязательно в нападении, хотя по комплектации больше подходил к защите. Он занимался в драмкружке. Ему по душе были комические роли. Первым полетам его учил начальник летной части школы Д. Чкалов выделялся смелостью, любознательность. В очень короткий срок он освоил посадку самолета на школьный аэродром. Егорьевскую теоретическую школу Чкалов закончил за полтора года на «хорошо» весной 1923 года.
Всему выпуску было присвоено звание красных командиров, и все были направлены в город Борисоглебск в практическую школу летчиков для обучения практическим полетам. Его первым инструктором в Московской высшей школе красных военных летчиков был Александр Иванович Жуков, выпустивший к тому времени около трехсот учеников — летчиков. В своей инструкторской книжке Жуков записал: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике». В августе 1923 года мечта Чкалова осуществилась: он совершил свой первый самостоятельный вылет на самолете «Авро». Его творческие поиски начались уже в этой школе, когда он, получив задание на выполнение самостоятельных виражей, начал на машине, рассчитанной только на мелкие виражи, выполнять глубокие виражи. Уже в этой школе Чкалов овладел посадкой самолета точно в пятачко. Он всегда старался сделать больше, чем требовалось.
Скажут петлю — он сделает три. В одной из его аттестаций этого периода говорится: «Чкалов является примером осмысленного и внимательного летчика, который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован». Закончил Чкалов Борисоглебскую школу с оценкой «отлично» и был аттестован как будущий летчик-истребитель. Из 45 человек, окончивших Борисоглебскую школу, Чкалов в числе десяти лучших был послан на дальнейшую учебу в Московскую школу авиации. В мае 1924 года Валерий Чкалов окончил Московскую школу с оценкой «отлично» и был направлен в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания, руководителем которой был Ф. Астахов направил его группу летчика-инструктора М. Громов вспоминал: «В небе он чувствовал себя хозяином. В нем жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных обстоятельствах.
Он не знал, что такое сомнение в своих силах…. Он был не только храбр — он был дерзко и напорист необычайно. В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло ему помешать добиться победы, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе». Летчик В 1924 году Чкалов был направлен как летчик истребитель в город Ленинград в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью. Эта эскадрилья родилась из авиаотряда, которым в свое время командовал П. После прибытия в эскадрилью, он целыми сутками просиживал на аэродроме, все возился со своим стареньким самолетом — «Ньюпор-24 бис». Чкалов быстро осваивал самолет. Штаб и летный состав Ленинградской авиаэскадрильи.
Чкалов — в центре. Фото из книги Вячеслава Федорова «Бессменный флагман». Валерий Павлович был включен в число участников праздника 7 ноября 1927 года, посвященного 10-й годовщине Великого Октября. По просьбе Чкалова ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на низкой высоте, но осторожно. По погодным условиям воздушную часть парада перенесли на 8 ноября. В это день летчик показал ни с чем не сравнимый «классический пилотаж на самолете «Фоккер Д-11». В апреле 1928 года Чкалов был переведен в Брянск, в 15-ю истребительную авиабригаду, под командованием Лопатина. Это был очень трудный для него период.
Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, он вел группу бреющим полетом и врезался в телеграфные провода, сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство. Чкалов был отстранен от полетов. Его осудили и посадили в Брянскую тюрьму 3 января 1929 года. С 1929-го и до середины 1930 года Чкалов работал летчиком в Ленинградском Осоавиахиме в должности начальника планерной школы в Дудергофе под Ленинградом. Кроме этого, он возил на «Юнкерсе» — пассажирском четырехместном самолете всех желающих посмотреть Ленинград с птичьего полета. Он просил командира эскадрильи Антошина разрешить ему полеты при любой погоде и в полдень, когда воздух неспокоен. Тренировки в любую погоду позволили ему выполнить задание командования в больших маневрах Балтийского флота в 1924 году.
По заданию он должен был сбросить вымпел на линкор «Марат». Выполнив задание в тяжелейших условиях, при дожде и низкой облачности, летя и читая надписи на ботах кораблей. Чкалов проявил все замечательные качества боевого летчика: силу воли, настойчивость, чувство ответственности за порученное дело, прекрасное знание самолета, владение ситуацией и точный расчет. Он один только смог выполнить это задание. Чкалов прослужил в эскадрильи под руководством Антошина до марта 1925 года. В мае командиром был назначен Шелухин. Он уже сам обучал летный состав очень сложному, групповому воздушному бою», — вспоминал Шелухин. Самолет «Лакм», в испытаниях которого участвовал Валерий Чкалов.
Истребитель И-16.
Российские летчики давно мечтали повторить подвиг самого знаменитого российского авиатора: отдать ему дань уважения, совершив вираж над островом Удд. И вот наконец это стало возможным - во многом благодаря организаторам действа. Эту масштабную акцию представил известный выставочный холдинг MVK. В проект "Все выше, и выше, и выше! Небольшая по размерам экспозиция расположилась прямо на борту одного из самолетов-заправщиков, который поднялся в воздух с рязанского аэродрома Дягилево.
Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут". По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам". Сразу после гибели Чкалова начались аресты Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С. Порай и др. Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали? Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М. Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом. В одном комиссии были единодушны — самолет был недоработан Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу — самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т. По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний. На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В. Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов.
Самолет обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно. Вдали показался поезд. Нужно было совершать вынужденную посадку. Неожиданно впереди мелькнул мост. Выход один — нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолетных обломков». Таким образом, со слов супруги В. Чкалова, он действительно пролетел под мостом, но только было это не в Ленинграде, как показано в художественном фильме «Валерий Чкалов», который вышел на экраны в 1941 г. В личном деле В. Чкалова, хранящемся в архиве Минобороны в Подольске, нет ни слова о том, что он совершил пролет под каким-либо мостом. Но есть запись о другом летном происшествии. В 1928 г. Чкалов во время перелета из Гомеля в Брянск повредил самолет. За это он был осужден, получил 1,5 года тюрьмы и был уволен из Красной армии.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Вода, фрукты, еда - все замерзло. Несмотря на утечку масла, обледенение самолета и постоянную нехватку кислорода экипаж благополучно достиг Америки. Все заклепки слетели. Тот самый самолет АНТ-25, вошедший в историю мировой авиации, занимает центральное место в мемориальном музее Чкалова на его малой Родине. Чкалова": В нашем ангаре исключительно подлинники. Один АНТ-25 - единственный в России и за рубежом сохранившийся в подлинном, не измененном виде. Летчиков встречали как героев. Президент США Рузвельт проговорил с советским экипажем больше полутора часов.
В Нью-Йорке им устроили торжественную встречу на улицах города.
Незадолго до гибели Чкалов получил патроны для охоты с дефектами, которые могли привести к несчастным случаям. Кто и зачем их прислал? Некоторые свидетели утверждали, что за ночь до рокового полета Чкалова навещали неизвестные люди. Этот факт нуждается в проверке. Были ли какие-либо конфликты у Чкалова с другими летчиками или начальством? Мог ли кто-то желать ему зла по личным мотивам? К сожалению, многие улики и факты безвозвратно утрачены. Но, возможно, рассекречивание новых архивов поможет пролить свет на эту многолетнюю тайну. Расследование: поиск новых улик Чтобы раскрыть эту многолетнюю тайну, необходимо провести тщательное расследование с поиском новых улик.
Возможные направления: Изучение архивных материалов тех лет, особенно засекреченных ранее Опрос еще живых очевидцев, если таковые найдутся Моделирование обстоятельств катастрофы с учетом всех известных параметров Возможно, удастся обнаружить какие-то новые факты или нестыковки, которые прольют свет на истинную картину событий. Гипотеза о покушении Исходя из всех имеющихся на сегодня данных, можно выдвинуть следующую гипотезу о вероятном ходе событий покушения, приведшего к гибели Валерия Чкалова. Кто-то из числа приближенных к Чкалову людей по тем или иным мотивам решил его устранить. Этот человек или группа лиц спланировали инсценировку несчастного случая. Был подготовлен технически несовершенный самолет, а также созданы условия, чтобы Чкалов нарушил запрет и вылетел вопреки предупреждениям. В нужный момент произошла диверсия возможно, подрыв двигателя , которая привела к падению самолета. Версия родственников Чкалова Сын и дочь легендарного летчика убеждены, что их отца убили преднамеренно. Они считают, что было совершено не менее 7 покушений, а последнее увенчалось успехом. Эту версию подтверждают некоторые косвенные факты вроде полученных Чкаловым незадолго до гибели дефектных патронов. Однако прямых доказательств умышленного убийства по-прежнему нет.
Память о Чкалове Несмотря на таинственные обстоятельства гибели, Валерий Чкалов навсегда останется национальным героем и легендарным летчиком. Его именем названы улицы во многих городах России например, в Омске есть улица Чкалова и район города под названием Чкаловский поселок , установлены памятники. Даже спустя десятилетия после трагедии личность Чкалова продолжает волновать умы и вызывать споры. И, возможно, эта тайна будет раскрыта, когда появятся новые факты и технологии расследования. Альтернативные версии от очевидцев Помимо основных версий гибели Чкалова, существуют и другие, основанные на воспоминаниях очевидцев тех событий. Однако достоверность этих свидетельств вызывает вопросы. Например, личный охранник Чкалова рассказывал сыну летчика об якобы имевших место покушениях. Однако прямых доказательств его слов нет. Другие мемуаристы утверждали, что Чкалов нарушил приказ о запрете полета, что и привело к катастрофе.
Я представила настоятелю своих двоюродных сестёр. На что священник тут же ответил: "Мы знаем, что лётчик Чкалов венчался у нас. И каждый вечер во время молебна поминаем его". Его истребительная эскадрилья базировалась в Гатчине. Будущая жена Чкалова и сестра моего папы Ольга Орехова тогда училась в Институте имени Герцена, и их вуз шефствовал над гатчинским аэродромом. Тётя была красавицей, прекрасно пела. Чкалов в неё влюбился. Когда они поженились, то переехали в квартиру на Петроградской стороне, где жила большая семья Ореховых. Позже Валерия Павловича перевели на Комендантский аэродром. Он испытывал новые самолёты и проводил "воздушные" экскурсии — показывал город с высоты птичьего полёта. Несколько раз ему попадало за то, что он облетал купол Исаакиевского собора.
Многие слушатели не скрывали, что впервые узнали о подробностях героического перелета. Утром 20 июня 1936 года экипаж вылетел из столицы и спустя 56 часов 20 минут успешно приземлился на песчаной косе острова Удд в Охотском море. В экспериментальный полет отправились летчики-испытатели Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, а также штурман Александр Беляков. Общая протяженность маршрута составила рекордные 9 374 км. Экипаж вылетел на самолете АНТ-25, сконструированном с применением новинок авиационной техники того времени. Так, на воздушном судне были впервые установлены убирающиеся шасси с масляными амортизаторами, антиобледенительное устройство и приборы, по которым летчики смогли бы ориентироваться в сложных условиях при отсутствии видимости. Самолет мог набирать максимальную высоту 7 тыс.
Памяти В.П. Чкалова
Он готов был встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, никогда не боялся заданий, с риском для жизни. Из-за чего его частенько снимали с занятий и отправляли на такие задания. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения.
Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом. Валерий стал лучшим летчиком в своей части. За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью, за что получил денежную премию.
Его лично наградил Климент Ворошилов. Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой, которая вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи. Два года общения в драмкружке завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС.
Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал.
В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами, с чем остальные летчики справиться не смогли. Результатом стали поврежденные линии связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий.
Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас.
С 1910 года он увлекся авиамоделизмом. Активно занимался поднятием тяжестей. Наверное, именно за силу, рост, спортивные достижения Громова назвали Слоном, и эта кличка осталась за ним всю жизнь. Однажды на дверях училища Миша увидел маленькое объявление: «Набираются охотники на теоретические курсы авиации профессора Н. Курсы шестимесячные.
Образование требуется не ниже среднего. Возраст — от 18 до 28 лет». Стечение обстоятельств было, конечно, невероятным, но в этот момент он услышал в небе рокот мотора. Миша поднял голову и увидел аэроплан, медленно летевший над Москвой. Это был «Фарман-XXX». И в одно мгновение Громов решил, что он будет авиатором!
В московской школе авиации. По окончании курсов Н. Жуковского Михаилу Громову присвоили звание прапорщика и он был командирован в Московскую летную школу. В школе преподавали многие известные летчики того времени, например Константин Константинович Арцеулов, который первым выполнил штопор, тем самым доказав, что из штопора можно выходить тем методом, которым пользуются все летчики мира до сего времени. К слову сказать, теоретические научные обоснования штопора появились лишь в 1928 году! Весной 1923 года лучших инструкторов Московской школы, в число которых попал и Громов, вдруг направили в город Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов.
В его группе, считавшейся передовой, появился Валерий Павлович Чкалов. Чкалов летал напористо, храбро, но грубовато таким он был и по характеру. Научно-опытный аэродром. В НОА ему поручались самые ответственные и наитруднейшие задачи. Громов почти всегда участвовал в облете новых самолетов как консультант. Участвовал в разработке методики слепых и ночных полетов.
Я объясняю это тем, что в то время на земле я был очень застенчивым, а в воздухе другое дело! В то время началось освоение ночных полетов. Летчики вначале летали только в лунные ночи и лишь позже перешли к полетам в полной темноте. За производство таких полетов полагалась кое-какая добавочная оплата. Друг Громова Леонид Александрович Юнгмейстер, большой остряк, сформулировал в шутку следующие условия: — Ветер — метр, луна — аршин, круг — червонец! Дальние полеты Михаила Громова.
В 1925 году на самолете Р-1 летчик с бортмехаником Е. Все участники перелета были награждены орденами Красного Знамени и китайскими орденами. Через год на цельнометаллическом самолете АНТ-3 «Пролетарий» Громов с тем же бортмехаником Радзевичем совершил дальний перелет по замкнутому маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва, преодолев 7150 км за 34 часа 15 минут летного времени. Безумству храбрых поем мы песню! До взлета летчику было приказано взять парашют. К этому времени была закуплена партия парашютов американской фирмы «Ирвинг».
Громову не хотелось, но пришлось надеть парашют. И как выяснилось, он спас летчику жизнь. Летчик вспоминал: — Самолет попал в штопор. Считаю витки: двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый… Пора отстегиваться! Отстегнулся… Еле притянул к себе ноги от педалей. Хочу встать.
Не тут-то было. Мешает перегрузка, и мне кажется, что на мне по крайней мере висит два с половиной человека. Упираюсь ногами и руками, стремясь забраться на борт. Тренированные в толчке ноги как пригодились сейчас занятия со штангой не подвели и тут — сел, наконец, на борт… Думать некогда. Витков — 22, высота — 120 метров. Взялся за кольцо парашюта.
Убедился, что держу именно его. Отталкиваюсь ногами, и вот я в воздухе… Рывок — и надо мной купол! Я сидел как в кресле, причем очень удобно, в воздухе. Это было удивительно, необычно и впервые. Управлять парашютом я не умел и не имел даже представления, как это делается. Меня несло спиной по ветру.
Я оглядывался назад и видел, что, вероятно, треснусь о крышу домика или сяду на стоявшую рядом с ним березу. Я опустился на территории Ходынского военного лагеря. О домик я не ударился, но вот березу мой парашют одел. Так я первый и последний раз воспользовался парашютом. И снова дальние перелеты.
Был подготовлен технически несовершенный самолет, а также созданы условия, чтобы Чкалов нарушил запрет и вылетел вопреки предупреждениям. В нужный момент произошла диверсия возможно, подрыв двигателя , которая привела к падению самолета. Версия родственников Чкалова Сын и дочь легендарного летчика убеждены, что их отца убили преднамеренно. Они считают, что было совершено не менее 7 покушений, а последнее увенчалось успехом. Эту версию подтверждают некоторые косвенные факты вроде полученных Чкаловым незадолго до гибели дефектных патронов.
Однако прямых доказательств умышленного убийства по-прежнему нет. Память о Чкалове Несмотря на таинственные обстоятельства гибели, Валерий Чкалов навсегда останется национальным героем и легендарным летчиком. Его именем названы улицы во многих городах России например, в Омске есть улица Чкалова и район города под названием Чкаловский поселок , установлены памятники. Даже спустя десятилетия после трагедии личность Чкалова продолжает волновать умы и вызывать споры. И, возможно, эта тайна будет раскрыта, когда появятся новые факты и технологии расследования. Альтернативные версии от очевидцев Помимо основных версий гибели Чкалова, существуют и другие, основанные на воспоминаниях очевидцев тех событий. Однако достоверность этих свидетельств вызывает вопросы. Например, личный охранник Чкалова рассказывал сыну летчика об якобы имевших место покушениях. Однако прямых доказательств его слов нет. Другие мемуаристы утверждали, что Чкалов нарушил приказ о запрете полета, что и привело к катастрофе.
Но из документов этого не следует. Подобного рода воспоминания добавляют загадочности, но не проясняют картину. Необходим тщательный критический анализ этих свидетельств. Экспертиза обломков самолета Стоит ли провести повторную экспертизу сохранившихся обломков самолета И-180 с применением современных технологий? С одной стороны, за прошедшие десятилетия они могли сильно деформироваться или даже утратиться. С другой - некоторые зацепки все же могут найтись. Например, остатки взрывчатых веществ или следы повреждений, не характерных для простого падения. Хотя шансы невелики, попытка все же стоит того. Поиск живых очевидцев В 1938 году прошло уже более 80 лет. Вряд ли найдутся живые непосредственные свидетели трагедии.
Однако возможно разыскать людей, которые в детстве слышали рассказы очевидцев. Или тех, кто участвовал в первых расследованиях. Шансы получить новую информацию от них невелики.
Точно известно, что после падения Чкалов был жив, его даже успели доставить в больницу. А дальше версии расходятся. Некоторые источники говорят, что летчик умер через несколько минут после госпитализации. Но были свидетели, которые утверждали, что он прожил еще несколько часов. И даже успел что-то рассказать о катастрофе врачам.
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
Высшее руководство не преминуло воспользовался достижением летчиков. Вскоре о подвиге русских пилотов узнала не только вся страна, но и мир. Чкалов в одночасье оказался всенародным любимцем, которого уважали все. Рукопожатие через полюс 1975 Валерий Павлович не стал останавливаться на достигнутом.
Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость.
Пилоты сталкивались с обледенением. Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон.
Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд. В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно.
Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени. Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка.
Власти на это охотно пошли. Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов Трагическая гибель пилота Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы.
Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937.
По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться.
Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В.
Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым.
Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке.
Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов.
Поликарпов протестовал против такого риска. Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов.
Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси. Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично.
Эту масштабную акцию представил известный выставочный холдинг MVK. В проект "Все выше, и выше, и выше! Небольшая по размерам экспозиция расположилась прямо на борту одного из самолетов-заправщиков, который поднялся в воздух с рязанского аэродрома Дягилево.
Там были представлены все ведущие выставочные проекты и достижения холдинга MVK, а также бренды крупнейших российских производителей мебели. За происходящим пристально следили представители Книги рекордов России и Книги рекордов Гиннесса, которые присутствовали на борту дозаправщика, чтобы зафиксировать рекорд.
Мать: Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет [8]. Вторая жена отца — Наталья Георгиевна. В 1911 году в 7 лет пошёл учиться в василёвскую начальную школу, которую окончил в 1916 году. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы [9]. Согласно выставленным в классном журнале оценкам, обучение давалось ему посредственно, особенно «Закон Божий», чистописание и русский язык. Арифметика, география и рисование шли немного лучше. Однако самым любимым предметом, судя по баллам, было черчение.
В 1917 году из-за отсутствия финансирования Череповецкое Александровское техническое училище было ликвидировано, а на его базе организовано техническое училище водного транспорта. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян» [10]. Георгий Байдуков , Валерий Чкалов и Александр Беляков на серии почтовых марок СССР, 1938 В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород [11] , где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в этом авиапарке. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота , где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde. В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Лётчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, будущий основатель лётно-исследовательского института , носящего его имя в Жуковском.
Московский инструктор А. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…» 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2250 дней ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде.
Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи. Ответ был неопределенным: часа два-три, может, больше. Валерий Павлович понял, что в этом случае назначенный полет может не состояться: была зима, темнело рано. И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома. Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ. В это время заглох мотор. Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору. От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении. Упав на землю, Валерий ударился головой о двутавровую балку и перебил себе мозжечок. По словам очевидцев: «На куче древесного материала лежал самолет с отделившимся правым крылом и мотором.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
В тени Валерия Чкалова: история легендарного пилота СССР Михаила Громова - Аргументы Недели | Новости Оренбурга и области. Первый новостной видеопортал Оренбурга. |
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова | летчику Сигизмунду Леваневскому. |
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе | Чкалов в ипостаси профессионального летчика-испытателя известен не настолько широко, как в роли воздушного хулигана. |
«Воздушный хулиган» или «сталинский сокол»: Виражи Валерия Чкалова в небесах и на земле | Чкалов вместе с другими передовыми советскими летчиками блестяще показал бурно растущие боевые возможности истребительной авиации. |
Валерий Чкалов | Летчики под его командованием участвовали в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях, освобождали Польшу и штурмовали Берлин. |
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
- Допустить гибель ребенка Чкалов не мог: последний подвиг — Город НН
- Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
- Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
- Последний подвиг
Подвиг на все времена
восходящего штопора и замедленной бочки). Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год.
Чкалов Валерий Павлович
день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. Там военный лётчик-истребитель В.П. Чкалов проявил себя как отважный и дерзкий пилот, готовый к рекордам и подвигам. Немногим позднее летчик-испытатель Георгий Байдуков сумел убедить своего друга Валерия Чкалова, который раньше летал только на истребителях, в необходимости подготовить и выполнить такой исторический перелет, возглавив экипаж. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва).
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Через две недели произошла вторая авария. На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал. Разумеется, будь Чкалов обычным лётчиком, он бы отделался выговором, как это и произошло с товарищами по звену.
Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости. Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: "Не дисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует". Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель.
Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда. Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах.
Это отлично подходило темпераменту Чкалова. Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет.
Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16. Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно.
Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил.
Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке.
После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь.
Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения. Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом. Валерий стал лучшим летчиком в своей части.
За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью, за что получил денежную премию. Его лично наградил Климент Ворошилов. Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой, которая вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи. Два года общения в драмкружке завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС. Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно.
Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал. В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами, с чем остальные летчики справиться не смогли. Результатом стали поврежденные линии связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий.
Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд. В январе 1933 года Валерий Чкалов был снова уволен в запас и переведен на должность летчика-испытателя при Московском авиационном заводе.
Эту масштабную акцию представил известный выставочный холдинг MVK. В проект "Все выше, и выше, и выше! Небольшая по размерам экспозиция расположилась прямо на борту одного из самолетов-заправщиков, который поднялся в воздух с рязанского аэродрома Дягилево. Там были представлены все ведущие выставочные проекты и достижения холдинга MVK, а также бренды крупнейших российских производителей мебели. За происходящим пристально следили представители Книги рекордов России и Книги рекордов Гиннесса, которые присутствовали на борту дозаправщика, чтобы зафиксировать рекорд.
Вскоре ушел добровольцем в Красную армию, служил слесарем-сборщиком самолетов. И дослужился до комбрига генерала , стал самым знаменитым советским летчиком. Кумиром миллионов мальчишек. Идея принадлежала любимцу Сталина - летчику Сигизмунду Леваневскому. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили. Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя. Леваневский решил вернуться. За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке так оно позже и оказалось. Но вспыльчивый поляк достал пистолет... На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты. И он, Леваневский, летать на них больше не будет! И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан. Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина. Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз. Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков после приземления на острове Удд 22 июля 1936 года. Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова. Причем именно через полюс. Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан - около 18 тысяч км, через Атлантику - 14 тысяч, через Северный полюс - лишь 9605. Разница значительная!