Что означает слово «сретение»? Сретение Господне. Джеймс Тиссо. На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. Что значит слово «Сретение»?
Сретение: икона праздника
- Сретение Господне- что означает этот праздник?
- Дата празднования и история Сретения Господня, что означает торжество
- Сретение Господне 2023 — что можно и что нельзя делать 15 февраля
- Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать
История возникновения праздника Сретения Господня
- 15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
- Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля - Экспресс газета
- Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне — Улус Медиа
Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать
Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме. Формы слов для слова сретение. сретение, сретения, сретений, сретению, сретениям, сретением, сретениями, сретении, сретениях. В Беларуси православные отмечают 15 февраля Сретение Господне, или Громницы. Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья.
Сретение Господне в 2024 году — традиции
- Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
- Сретение Господне: когда отмечают, история и традиции православного праздника
- Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
- Дата празднования и история Сретения Господня, что означает торжество
- Сретение Господне 2023 — что можно и что нельзя делать 15 февраля
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
Сретение Господне: когда отмечают, история и традиции православного праздника
Сретение Господне — факты о празднике: суть и значение даты, история зарождения торжества, церковные обряды и народные традиции, приметы и поверья. Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. В переводе с церковного старословянского слово «сретение»так же означает «встреча».
Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Лк. Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди. В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло. Прямо из Вифлиема Они вынуждены были убежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики. Старый Завет, в лице Симеона, уступил свое место Новому Завету, Иисусу Христу, вместе с искуплением человеческих грехов против самих себя и против Бога. Также считается, что Симеон был одним из важных «свидетелей» Божественного происхождения Младенца.
Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день.
Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня.
Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3].
Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии.
Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений. В византийских исторических и гомилетических текстах, безусловно, доминирует название Сретение Господне Сретение.
Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных иерусалимских и русских Уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников — в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день, прямо именуясь иногда как день Сретения Пресвятыя Богородицы. То есть Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения любого , при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. С другой стороны, как праздник Богородичный Сретение Господне не только не отменяет собой службу воскресенья причем любого воскресенья в случае совпадения с ним, но, напротив, воскресные песнопения предшествуют сретенским. На девятой песне канона утрени изымаются праздничные припевы, и вместо них поется «Честнейшую», по окончании вместо праздничного отпуста обычен отпуст воскресный. Эта явная противоречивость литургического статуса вполне закономерно приводит к непрекращающимся спорам [6] , в ходе которых Сретение определяется компромиссно и двусмысленно как Господский неполный, Господско-Богородичный праздник. Думается, несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что праздник — Богородичный. Ткаченко и А. Лукашевича [7].
Значит, праздник Сретения с тематической точки зрения нужно квалифицировать как Господский.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства см. Отдание — 9 22 февраля. На Западе только после 2-го Ватиканского собора см. Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде см. МЕССА , а потом благоговейно хранят их дома в течение года свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет к просвящению язычников». Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными в частности, во многих приходах Украины. Сретение в народной традиции В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах — и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая.
Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз — раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др. У восточных реже у западных и южных славян о Сретении говорили: «Сретение — зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать — пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др. Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно. Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров и наоборот.
Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так? Сретение: народные приметы Праздник, почитаемый в народе, может рассказать о том, какая погода ждет в ближайшее время и в перспективе. Если на Сретение — оттепель, это означает, что весна будет теплой. Если идет снег, весна будет дождливой и длинной. Метель, разгулявшаяся 2 февраля, говорила нашим предкам о поздней и холодной весне. Полуденный снег — о хорошем урожае пшеницы. Сильный ветер обещает изобилие фруктов. Спокойная погода — много льна. Они не лишены хитрецы. Но это чувство не является корыстным. Скорее, оно направлено во благо окружающих. В переводе с греческого языка Василий означает «царь». Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, что можно и нельзя делать в Трифонов день, его отмечают 14 февраля, в Никитин день , который отмечается днем ранее, в Трехсвятие или Собор трех святителей, который празднуют 12 февраля, в Григорьев день и Аксиньин день.
Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия.
В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством.
Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия. Например, если на Сретение Господне сильные морозы, то зима непременно задержится, а если тепло, то природа сулит хорошую жатву. Что нельзя делать на Сретение Господне - 2023 В отличие от светских праздников церковные торжества связаны не только с определенными традициями, но и запретами, рекомендуемыми каждому верующему. Так, например, церковь не поощряет уныние в этот день.
Как известно, это считается большим грехом, поэтому на Сретение Господне принято радоваться. Сюда же можно отнести еще один пункт: нельзя ссориться. Любая ругань в церковный праздник непременно может вызвать дальнейшие неприятности и у тех, кто провоцирует ссору, и у тех, кто обижается. Сретение — торжество мира и добра, посему любой конфликт церковью порицается.
Существует поверье, что на Сретение Господне нельзя отправляться в дальнее путешествие, так как из-за изменчивости погоды велика вероятность попасть в неприятности или даже не вернуться домой. В праздник не рекомендуется работать, чтобы не отвлекаться от духовного осмысления жизни и впитать всю торжественность дня. Обычно уборка в доме происходит заблаговременно. Исключение составляет лишь приготовление еды и уход за домашними животными.
Любителям бани тоже придется отложить процедуры на Сретение. Это связано с подготовительным процессом, обусловленным с запретной в праздник физической работой: наколоть дрова, затопить баню, наносить воду.
Рассказываем, откуда пошел этот праздник Что означает слово "Сретение" В переводе с церковнославянского "сретение" — "встреча". День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Смысл праздника Сретение Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской Церкви.
По иудейской традиции, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день должны были принести его в храм — для обряда посвящения Богу. Дева Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести очистительную жертву в виде сожжения двух голубей. После совершения обряда святое семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик Симеон.
Он жил уже 300 лет и был готов завершить земной путь. Но Симеону был дан знак: он должен увидеть Спасителя и только после этого отойти с миром.
Наконец, важное событие произошло. О том, что перед ним необычный младенец, старец также был предупрежден. Ранее, переводя Священное Писание с иврита на греческий, но прочел фразу: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел заменить слово «дева» - непорочная девушка — на «матерь». Но явившийся Ангел остановил его, заверив, что здесь нет ошибки. Увидев Мессию, Симеон тут же отошел в Царство Божие, чего ждал долгие годы.
А прислужившая в церкви женщина по имени Анна разнесла весть о родившимся Спасителе среди горожан. Как проводится церковная служба В философском понимании Сретение означает встречу каждого из нас с Богом. Церковь призывает прикладывать все усилия, чтобы это рано или поздно случилось, и мы поняли важные истины. Фрески в церкви Святого Григория Нисского в США Колумбус, штат Огайо В отличие от многих других христианских праздников, даты которых меняются каждый год, Сретение Господне всегда отмечается 15 февраля. В этот день можно сходить в храм на праздничное богослужение.
Священники проводят его в голубом облачении — этот цвет символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. Одежды могут быть белыми, что символизирует божественный свет. Иногда на Сретение бывает крестный ход. Вода, набранная в этот день в церкви, считается святой и несет целебную силу.
На ней изображена Богородица с вонзенными в сердце мечами. Они предрекают предстоящие ей страдания. Семь означает множество — муки, которые перенесет Дева Мария, безмерны. Молясь перед этой иконой, можно попросить о прекращении раздоров между родными, завершении любых конфликтов.
Икона «Умягчение злых сердец» Праведный Симеон Богоприимец. Святой изображен с Младенцем на руках. Ему молятся об избавлении от душевных и физических недугов, греховных помыслов, просят наставить на истинный путь, помочь в защите от врагов. Сретение Господне. На этой иконе Симеон принимает Иисуса из рук Марии. Икона помогает укрепиться в вере, найти выход в сложной ситуации, обрести душевный покой при потере близкого человека. Икона «Симеон Богоприимец» Солнце на лето, зима на мороз Наши предки считали, что на Сретение зима первый раз встречается с весной. В деревнях в этот день выгоняли на улицу скот.
Начинали готовиться к предстоящей посевной. Лед на реках становился непрочным, и выходить на него уже опасались. Солнце на Сретение означало близкий конец холодов. В пасмурный день ждали «власьевских морозов», которые могли нагрянуть 24 февраля.
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св.
Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп.
Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай.
Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля.
Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник.
Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп. Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом».
Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т.
Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции.
Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11!
Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы!
Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года.
Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался.
В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела.
Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших.
Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских.
Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный.
Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,...
Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения.
Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г.
Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.
Огарки, которые остаются после домашнего возжжения свечей, не выкидывают. Их нужно принести обратно в храм на переплавку. Верующие молятся о прощении грехов, укреплении в вере, защите и покровительстве, даровании мира в семье. Также 15 февраля принято молиться перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец». На Руси в прежние времена пекли «голубок» из сдобного теста. Их приносили в храм в память о том, как Дева Мария и Иосиф принесли голубей в Иерусалимский храм при посвящении Иисуса Богу. Сретение Господне в 2024 году — что можно и нельзя делать В этот светлый праздник не следует ссориться и ругаться с близкими, заниматься бытовыми делами или работой по дому. Очень важно провести день в кругу родных и близких.
Так как знаменательная дата не приходится на дни поста, можно не скупиться на праздничный стол. Единственное ограничение может соблюдаться, если Сретение выпадает на пятницу или среду. Тогда мясные блюда заменяют на рыбные деликатесы. По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы, а тем, кто не смог посетить службу, — освященную на Сретение воду. Считается, что она обладает целебными свойствами, защищает от болезней и хвори.
Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место.
Смысл праздника Сретение Сретение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской Церкви. По иудейской традиции, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день должны были принести его в храм — для обряда посвящения Богу. Дева Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести очистительную жертву в виде сожжения двух голубей. После совершения обряда святое семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик Симеон. По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было больше 300 лет, но он должен был умереть лишь тогда, когда увидит Спасителя. Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон сказал ей: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут.
От каких дел стоит отказаться, когда Сретение Господне: Любая работа в этот день считается греховной, кроме той, которая служит на благо людей МЧС, врачи. От всех остальных занятий, направленных на зарабатывание денег, сегодня придется отказаться. Уборка, стирка, глажка — повседневный труд, который не уместен в церковные праздники, тем более такие важные, как Сретение. Считается, что нарушая запрет и занимаясь сегодня домашними делами, хозяйка обязательно обожжет руку, пораниться или что-нибудь сломает. Садовые работы, так же как и домашние, под запретом. Ссоры и сквернословие даже в обычные дни считаются серьезным грехом, и тем более на Сретение. Нарушив чистоту этого дня бранными словами, человек рискует прогневать Бога, надолго лишится его покровительства. Употребление алкоголя, табака и одурманивающих веществ, также входят в категорию запрещенных действий. Греховными делами считаются гадания и магические ритуалы. Согласно христианскому вероучению, ими не следует заниматься даже в обычные дни, тем более в церковные праздники. Еще один запрет на мытье — наследие прошлого. В старые времена чтобы растопить баню нужно было наколоть дрова, похлопотать.
Сретение (Громница)
На церковнославянском слово "сретение" означает встречу. В этот день Церковь вспоминает евангельские события, произошедшие спустя 40 дней после рождения Иисуса Христа. Еще одним немаловажным символом Сретенья, который выполнялся каждый год, был ритуальный торжественный танец называемый Огнедевой. Славянское слово «сретение» означает «встреча». В этот день родители принесли младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм, где семейство встретил праведный Симеон. Само слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Славянское слово «Сретение» буквально означает встречу. В православии 15 февраля отмечается Сретение ― день, который знаменует собой поворотную точку в ходе зимы.
Сретение Господне- что означает этот праздник?
Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — т.е. сороковым днем от Рождества [6], — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения. Сретение Господне (Громницы) Сретенские морозы считались последними (Фото: Lia Koltyrina, по лицензии ).
15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)
Однако она все равно следовала традиции. Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет.
Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями. Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня.
Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии. Это событие определяет не просто встречу, а встречу сущего с Вечным, когда земное касается небесного, выражая идею знакомства смертных с вечной жизнью. Основной смысл Сретения — общение человека с Господом, иллюстрируемое через встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом в Иерусалимском храме.
Однако к IV веку праздник был введен в Восточной церкви, а впоследствии и в Западной. Его смысловая нагрузка и значимость были настолько высоки, что его включили в число двунадесятых праздников — т.
Дата празднования Сретения по юлианскому календарю — 2 февраля, стала официальной, а после реформы календаря , в странах, принявших григорианский календарь, праздник стал отмечаться 15 февраля. Особенности празднования в дореволюционной России Встреча Сретенья в дореволюционной России включала обширные народные гуляния. В этот день повсеместно устраивались сельские ярмарки, уличные забавы и конные скачки. Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц.
С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму. Эта традиция сопровождалась характерными песенками, зазывающими Весну и Птиц, что в комплексе называлось «закличками весны». В соответствии со славянскими традициями, именно со Сретения можно было начинать важные продолжительные дела, связанные с домостроительством и прочими серьезными задачами на год. Кроме того, в этот день старались совершать благие поступки по отношению к ближним. В церковных обрядах особое место занимало освящение специальных «громничных» свечей, которые прихожане делали из чистого пчелиного воска, специально припасенного для этого случая, и несли в храм для благословения — отсюда происходит еще одно название праздника — «Громница» поскольку эти свечи символизировали свет, отгоняющий темные силы и грозы.
Здесь, кстати, наблюдается некое противоречие — оберегающий предмет носит название того, от чего собственно должен оберегать. Однако, это не должно смущать — дело в том, что Громница — это изначальное дохристианское название данного праздника. Идет оно оттого, что согласно поверьям в этот день зимой можно было услышать первый гром. И это, несомненно, также указание на скорый приход весны, но то, что Перун-громовержец просыпается и скоро разобьет оковы зимы, принося в мир свет и возрождение. В этом смысле гром — это священное оружие, очищающее, всепобеждающее и прогоняющее силы зимы и ночи.
Самая долгая Ночь пик могущества темного бога Велеса осталась позади, после Коляды энергии солнца уже не угасают, а набирают силу, день каждые сутки увеличивается, а, значит, скоро солнечный бог Перун станет равен по силам своему сопернику день весеннего равноденствия и неизбежно его одолеет, как заведено в порядке мироздания. В поздние времена, когда имя Перуна уже не упоминалось, связь праздника со свечами и название «громничные» тем не менее сохранилось.
Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине.
На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay. Что нельзя делать на Сретение Господне В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки.
В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию. В день Сретения нельзя убираться.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» Сретение и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины.
Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет. Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию , либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. Что значит икона «Умягчение злых сердец»? С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение».
На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» Лк. Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца. Какие приметы существуют на Сретение? На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ.
По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз». По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае.