Гайдай Леонид Иович (1923–1993), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). Жизнь и подвиг Леонида Гайдая Режиссер Леонид Гайдай (слева) среди советских и чехословацких студентов – гостей студии "Мосфильм". На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение. Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего.
Новые страницы в биографии Леонида Гайдая обнаружили амурские архивисты
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая | На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение. |
Леонид Гайдай | Режиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году. |
«Забайкальская государственная кинокомпания» | Гайдай Леонид Иович | 15.02.2023, Новости Амурской области. |
Леонид Гайдай 🤵 Биография, мнения, цитаты ✔ | Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. |
Знаменитый режиссер Леонид Гайдай участвовал в Великолукской наступательной операции | БИОГРАФИЯ. Леонид Иович Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии, но вскоре семья перебралась в Иркутск. |
Обвинения в домогательствах и азартные игры: 10 фактов о Леониде Гайдае
Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Афиша Plus - 30 января 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Программка спектакля Иркутского областного драматического театра с участием Леонида Гайдая, 1947 г. Из биографии Гайдая, написанной Евгением Новицким и вышедшей в серии ЖЗЛ издательства Молодая гвардия. Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. Леонид Иович Гайдай — мой любимый кинорежиссёр – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гайдай, актеры, кино на развлекательном портале Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82».
Друзья и коллеги Леонида Гайдая поделились воспоминаниями в день памяти режиссера
Он окончил Иркутское театральное училище, играл в драматическом театре. А Гайдай здесь сформировался как художник, поэтому он самый настоящий иркутянин. И я сама, как сценаристка, понимаю, что некоторые идеи можно вынашивать годами, поэтому какие-то его знаковые фильмы и герои абсолютно точно родом из иркутского периода жизни. Кстати, мы точно знаем, что фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонид Иович придумал в Иркутске, и вот как это было. Именно по совету Ромма он снял «Жениха с того света» 1957 , который, однако, нещадно порезали цензоры, что расстроило начинающего режиссёра. Ещё одна неудача постигла его в 1959 году с фильмом «Трижды воскресший», который раскритиковали коллеги и зрители. Гайдай уже подумывал о том, что режиссура — это не его, и собирался уходить из профессии. Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера!
В нем иронически обыгрывалась советская бюрократия и крючкотворство. В результате, когда его просмотрел министр культуры СССР он распорядился вырезать множество эпизодов. Таким образом из полнометражной ленты, фильм превратился в короткометражку. Леонида Гайдая даже хотели отстранить от режиссерской деятельности. Тогда он в первый и последний раз согласился пойти на сделку с «Мосфильмом». Мужчина снял идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший». Хотя эта работа понравилась цензорам, которые разрешили Гайдаю продолжать снимать кино, сам режиссер до конца своих дней стеснялся этой драмы. В 1961 г. Леонид представил 2 короткометражные комедии — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», принесшие ему фантастическую популярность. Позже на большой экран выходят новые фильмы Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука», снятые в 60-е годы. Все 3 картины имели огромный успех и до сих пор считаются классикой советского кинематографа. Фрагменты фильмов Гайдая В 70-е годы Леонид Гайдай продолжил активную работу. В этот период его соотечественники увидели такие шедевры, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть! Он стал одним из самых известных и любимых режиссеров на просторах Советского Союза. В следующем десятилетии Гайдай представил 4 работы, где наиболее знаковыми оказались комедии «За спичками» и «Спортлото-82». В то время биографии он также снял 14 миниатюр для киножурнала «Фитиль». В 1989 г.
Ведь нам частенько приходилось засиживаться над сценарием допоздна. Даже в такие дни все у нас было спокойно и слажено. Никогда не было ссор. Как обычно в кино показывают встречи творческих людей? В лучшем случае с битьем посуды, а в худшем - с битьем лиц смеется. Но он был не такой человек. Высшая степень его недовольства выражалась в нахмуренном лбе и фразе: "По-моему вы бредите…" Тогда было ясно, что предложение мое точно не пройдет. Убеждать Леонида Иовича потрясающе умела его супруга, актриса Нина Гребешкова. Как называл ее сам Гайдай - Нинок. Поскольку жили мы рядом, то на обед всегда расходились по домам. После обеда Леонид Иович мог прийти и сказать, что нужно обязательно что-то поменять. Это значит, что где-то между супом и компотом он посвятил в новое режиссерское решение супругу, и она его отмела. Он даже в шутку называл себя подкаблучником.
Позднее данный эпизод вошел в комедию "Операция "Ы". Гайдая направили на Калининский фронт: "Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел". Гайдай попал во взвод пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, брал языка, и был награжден несколькими медалями. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу. Он провел в госпитале около года и перенес пять операций. Врачи хотели ему ампутировать ногу, но он от категорически отказался, ссылаясь на то, что "одноногих актеров не бывает". Последствия ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, из нее выходили осколки, воспалялась кость и начинались сильные боли. Он был инвалидом, хотя никогда не говорил об этом. Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались. Гайдай не мог показывать свои болезни или недомогания. Выписавшись из госпиталя, Леонид Гайдай пришел в Иркутский областной драмтеатр, и поступил при нем в студию, которую окончил в 1947 году, несмотря на то, что с детства не выговаривал буквы "р" и "л". В течение двух лет он играл в спектаклях, был хорошим актером и пользовался успехом у публики. О его работе в спектакле по роману Александра Фадеева "Молодая гвардия" написали в газете. Но Леонид достаточно трезво оценивал потенциал своей специфической внешности. И он начал присматриваться к работе режиссеров. Вопрос об отъезде младшего члена семьи в Москву решался на семейном совете. Иов Исидорович пообещал сыну регулярную материальную помощь от себя. Александр Гайдай также заверил младшего брата, что будет выделять денег из своего офицерского жалованья. На экзамене он сдавал стихотворение Ярослава Смелякова "Про девочку Лиду", которое позднее Демьяненко читал Селезневой. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ смеялись от смеха. Однажды Гайдай с приятелем выходили из института, и молодая сотрудница ВГИКа, боясь идти по темным улицам, пошла с ними. Через несколько минут Леонид, стараясь говорить как можно развязнее, обратился к девушке: "А ну, снимай шубу!.. Я что, непонятно сказал? Или тебе помочь? Когда та, растерявшись, начала раздеваться, студенты рассмеялись. Но начинающий режиссер был отчислен за профнепригодность, и Гайдаю стоило немалых усилий восстановиться во ВГИКе с испытательным сроком. Будучи студентом, Гайдай поработал режиссером-практикантом и снялся как актер в комедии Барнета "Ляна". В 1958 году Гайдай сыграл в оптимистической драме "Ветер". Это была его последняя работа в качестве актера в чужих фильмах. С середины 50-х Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся в эпизодах, но только в собственных фильмах. У супругов родилась дочь Оксана. Ухаживая за будущей женой, как и много позже Шурик в его фильме, Гайдай много рассказывал о фронте и Иркутске. Гребешкова и Гайдай ходили пешком из института до Гагаринского переулка, где жила Нина так зовут и героиню комедии , он неизменно опаздывал на последнюю электричку, а когда спустя несколько дней Гребешкова высказала ему по поводу несвежей рубашки, Гайдаю ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Он пришел после фронта - раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский - один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай - я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет. Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату.
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Бриллиантовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Кавказская пленница, Операция Ы. 2. Леонид Иович на Войне с осени 1941 года, прошел самые трудные времена. Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. Картины Леонида Гайдая считаются классикой советского кинематографа. Биография Леонида Гайдая. Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза.
Леонид Гайдай: биография, фильмы
В биографии Гайдая есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье. Итак, перед вами краткая биография Леонида Гайдая. Биография Гайдая Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 г. Он рос в рабочей семье, не имеющей ничего общего с киноиндустрией.
Отец режиссера, Иов Исидович, был служащим железной дороги, а мать Мария Ивановна, занималась воспитанием троих детей: Леонида, Александра и Августы. Детство и юность Почти сразу после рождения Леонида семья переехала в Читу, а позднее в Иркутск , где и прошло детство будущего кинорежиссера. Он обучался в железнодорожной школе, которую окончил за день до начала Великой Отечественной войны 1941-1945.
Как только фашистская Германия напала на СССР Гайдай решил добровольно отправиться на фронт, однако не прошел комиссию по причине юного возраста. В результате, он устроился работать осветителем в Московский театр сатиры, который на тот момент был эвакуирован в Иркутск. Юноша посещал все спектакли, с восторгом смотря на игру актеров.
Уже тогда в нем загорелось желание связать свою жизнь с театром. Осенью 1941 г. Леонида Гайдая призвали в армию.
Интересен факт, что во время распределения бойцов с парнем произошел комичный случай, который позже будет показан в фильме о «приключениях Шурика». Когда военком спрашивал новобранцев где им бы хотелось служить, на каждый вопрос «Кто в артиллерию? Как раз тогда командир и произнес известную впоследствии фразу «Подождите Вы!
Дайте огласить весь список!
Как-то режиссер картины Гайдай вызвался проводить Наталью, но не стал заходить к себе в номер, где жил с супругой Ниной Гребешковой. Он шагнул следом за актрисой и якобы пытался закрыть за собой дверь, однако Наталья попросила его не делать этого.
Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе! Нина Павловна молча вышла. Хлопнула дверь соседнего номера.
Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать», — напишет Наталья Варлей в своей книге. Наталья Варлей выпустила автобиографическую книгу «Канатоходка» Источник: Кадр из кинофильма «Кавказская пленница» Вдова Леонида Гайдая Нина Гребешкова ответила на слова Варлей о приставаниях со стороны ее мужа достаточно лаконично.
Она предположила, что причинами таких воспоминаний могут оказаться гормональные перемены в организме актрисы: «Это, наверное, климакс. Ну что вы во всяком говне копаетесь? Ну, написал человек, я не читала, что она там написала.
У меня нет ее книги. К Гайдаю обращайтесь, но он уже помер двадцать пять лет тому назад. Мне это неинтересно».
Персонажи его картин немедленно становились героями анекдотов, а сами фильмы расходились на цитаты. Удивительно, но сам режиссер, по воспоминаниям тех, кто с ним часто общался, слыл человеком неулыбчивым и даже, порой, хмурым. Невозможно было представить, что он автор таких смешных фильмов.
В своих картинах он играл в небольших эпизодах.
Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина. Дело в том, что за каждый придуманный актерами комедийный трюк Гайдай выдавал гонорар — бутылку шампанского.
Все, конечно, очень старались. Юрий Никулин, к примеру, организовал трюк в эпизоде, где его герой лежит под одеялом и запросто чешет пятерней свою пятку: для этого понадобилось спрятать под одеялом человека, страдающего дварфизмом карликовостью. Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса.
Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию. В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо!
У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария.
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке.
Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская.
Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот!
Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю. Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства.
Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах.
О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны. В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой.
Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова.
Гайдай до конца жизни не желал пользоваться какими-либо льготами, предоставляемыми ему по инвалидности». Как актер он почти не реализовался, хотя обладал несомненным талантом. Работая потом над сценариями, он проговаривал роли, отведенные другим, буквально кривлялся перед зеркалом, стремясь найти верные интонации и слова — и находил. Но, увы, если не считать нескольких ролей в забытых фильмах 50-х годов типа «Ляна» или «Ветер» и отлично сыгранного Варфоломея Коробейникова в «12 стульях», широкая публика так и не узнала Гайдая-актера. Как министр культуры довел его до чахотки и язвы Одним из первых больших успехов Гайдая должен был стать — и не стал — фильм «Жених с того света», комедия о бюрократе, которого по ошибке сочли мертвым и который никак не мог доказать, что он на самом деле жив. На «Мосфильме» картину встретили овациями: и директору киностудии Ивану Пырьеву, и художественному руководителю Гайдая Михаилу Ромму все очень понравилось. И только тогдашний министр культуры Николай Михайлов, человек, лишенный чувства юмора и далекий от понимания искусства о нем говорили «бояться надо не министра культуры, а культуры министра» , сообщил Гайдаю, что тот снял пасквиль на советскую действительность. Памятник Шурику и Лиде на территории Рязанского государственного университета им.
Есенина — Мне жалко вас, молодой человек, — сказал он режиссеру. В 1942 году. Это вы поспешили — сказал Михайлов. И пригрозил, что молодой режиссер еще положит партбилет ему на стол. Фильм все-таки выпустили на экран, но сокращенным, перемонтированным, и частично переснятым. Он превратился в короткометражку и вышел всего на 20 копиях. Оригинал, по воспоминаниям коллег Гайдая, был жесткой абсурдистской комедией, герой которой испытывал подлинный ужас от того, что не может никому доказать факт своего существования. Переделанный вариант стал всего лишь анекдотической историей. Потом Гайдаю в качестве «искупления» предложили снять киноповесть «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича в те времена он еще не считался диссидентом о непростой судьбе парохода под названием «Орленок».
Он ее снял, но не любил и старался о ней не вспоминать. Настолько не любил, что впоследствии, отдыхая в Алупке и внезапно услышав на улице музыку Никиты Богословского из этой картины, схватился за живот и сказал: «Все, я умираю! Впрочем, и с тех пор порой приходилось несладко. Памятник Бывалому, Трусу и Балбесу в Иркутске Если почитать стенограммы худсоветов по «Бриллиантовой руке», окажется, что его коллегам не нравилось в этом фильме практически все. Одним «меньше, чем обычно» нравился Никулин.
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Как это произошло, рассказывает сам Леонид Гайдай: «Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев». 95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер.
95 лет назад родился режиссер Леонид Гайдай
Биография Леонида Гайдая. Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Леонид Гайдай можно посмотреть на Иви. Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный, Амурской области, в семье железнодорожного служащего. Леонид Гайдай (слева) и главный оператор Сергей Полуянов на съемках фильма «Спортлото-82». Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра.