В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил на спортивном аэродроме Дубки первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. 27 марта 1968 года трагически оборвалась жизнь Юрия Алексеевича Гагарина.
Сообщить об опечатке
- Алексей Леонов и его правда
- Содержание
- К 80-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина
- Тайна гибели Юрия Гагарина: Мифы, факты, версии
- Биография Юрия Гагарина
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Жизнь Юрия Гагарина навсегда изменилась после полета. Юрий Алексеевич Гагарин является первым космонавтом земли (1934-1968 гг.). Он родился 9 марта 1934 г. городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Юбилей Юрия Гагарина, 90 лет. Жизнь Юрия Гагарина навсегда изменилась после полета.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли
В июне 1951 года с отличием окончил училище, получив специальность формовщика-литейщика, и седьмой класс вечерней школы. Московское областное управление трудовых резервов в августе 1951 года зачислило Юрия Гагарина в Саратовский индустриальный техникум, который он окончил с отличием в 1955 году по специальности "литейное производство". Окончив шесть классов, будущий космонавт принял решение о переезде в Москву. Набор в столичные учебные заведения уже завершился, и Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище N10 сегодня это техникум, который носит его имя. Юрий Гагарин в центре - учащийся Саратовского индустриального техникума, с друзьями. Фотография 1953 года. Объединенный мемориальный музей Ю. Гагарина в Смоленской области. Юрий Гагарин на фотографии из школьного архива в экспозиции музея первого космонавта Земли в Лицее имени Ю. Гагарина г. Помимо безупречной учебы, будущий космонавт проявлял всестороннюю активность, занимаясь в литературном и физическом кружках, играя в духовом оркестре, катаясь на лыжах и забрасывая мячи в баскетбольной секции.
В училище Юрия чуть не уволили из-за имевшихся у него сложностей с посадкой самолета. Однако начальник этого учебного заведения догадался, что это связано с его маленьким ростом, и проблема была быстро решена. В 1957 году он поступает на службу в Мурманскую область.
Незадолго до полета В 1959 году Гагарин становится старшим лейтенантом и получает звание летчика 1-го класса. Вскоре он узнает о наборе кандидатов на космический полет. Юрий сразу принял решение.
При отборе особое внимание уделялось биометрическим данным кандидатов. Маленький рост 157 см теперь сыграл в пользу молодого человека. Лица большего роста были отсеяны, так как в маленькую капсулу корабля они бы просто не поместились.
В ходе медицинских проверок Юрий попал в круг из 20 отобранных кандидатов и в марте 1960 г. Последний этап отбора кандидатов В 1961 году отбор кандидатуры на полет продолжился. Властям Советского Союза было важно опередить в запуске корабля с человеком на борту американцев, которые планировали аналогичный полет.
Среди кандидатур наиболее подходящими претендентами оказались Гагарин и Титов. Из них конструктором Королевым был выбран Гагарин, несмотря на более высокую подготовку последнего. Предполагают, что Королев планировал отправить Титова в следующий раз и на более долгий срок.
В то же время Юрий Гагарин имел образцовую славянскую внешность и чистую семейную биографию, что делало его идеальным с политической точки зрения кандидатом. Выбрать именно Гагарина могли как власти Советского Союза, так и сам Королев. К тому же именно он оказался единственным честным человеком среди пяти сходных по биометрическим данным людей.
Он один сказал правду о том, что плохо чувствует себя в испытании с центрифугой, тогда как остальные заявили, что подготовка якобы проходит отлично. Для разработчиков было важно, чтобы человек, впервые полетевший в космос, рассказал бы им всю правду о своих ощущениях, технических ошибках и проблемах при полете. Космическое путешествие По ряду причин этот полет был страшен не только тем, что Гагарин был первым, но и факторами технического характера.
В то время вся техника рассчитывалась вручную, а космические аппараты еще только начинали создавать. Из-за спешки во время предполетной подготовки не были продублированы системы жизнеобеспечения космонавта, отсутствовало приспособление для мягкой посадки и даже не была предусмотрена защита на случай возникновения проблем в период старта. Был очень велик риск, что Гагарин погибнет еще до прибытия на орбиту или в процессе полета.
Когда 12 апреля 1961 г. Он взлетел на целых 100 км выше, чем должен был по плану. В случае если бы тормозная установка не сработала, его полет занял бы время, превышающее месяц и он погиб бы мученической смертью, поскольку пищи и воды хватило бы только на 10 дней.
Вероятно, он умер бы еще до этого от нехватки кислорода. Однако в итоге все прошло благополучно, и Гагарин опустился там, где это было запланировано. После чего его доставили до ближайшего поселка, откуда он сообщил своему руководству об удачном приземлении и отсутствии проблем.
Секретность полета привела к тому, что о его итоге СМИ узнали лишь на следующий день. В биографии Юрия Гагарина это был самый важный и ответственный эпизод. Счастливый период Информация о полете быстро распространилась по всему миру.
Гагарин стал не только советским героем, но и мировой звездой. В то время главным в стране был Хрущев, который также посодействовал популяризации первого космонавта. Спустя месяц легендарный летчик был отправлен в путешествие по миру, в ходе которого посетил свыше 20 стран.
Он показал себя хорошим дипломатом, обаятельным и тактичным человеком. Гагарин внес свой вклад в укрепление имиджа Советского Союза.
Многим это не нравилось, и однажды ночью несколько подчинённых очень сильно его избили. Почти месяц Гагарин провёл в госпитале. После выздоровления Юрий вернулся к исполнению своих обязанностей, при этом ни на грамм не понизив дисциплинарных требований. В учёбе у него были самые высокие баллы по всем предметам. Никак только не давалась ему правильная посадка самолёта, машина всё время клевала носом. Руководство училища приняло решение об отчислении Гагарина.
У парня по щекам текли слёзы, он умолял не подписывать приказ об отчислении, ведь жизнь без неба Юра уже себе не представлял. В последний момент начальник училища обратил внимание, что у парня маленький рост и понял, в чём причина такой неверной посадки самолёта. У Гагарина просто получался изменённым угол обзора. Ему предложили подложить на сидение подушку, и тогда он справился с заданием. Осенью 1957 года Юра с отличием окончил училище. Полёт в космос После училища Гагарина направили в Мурманскую область, где он в течение двух лет служил в военно-воздушных силах Северного флота. Осенью 1959 года у него уже было воинское звание старшего лейтенанта и квалификация «Военного лётчика 3-го класса». В 1959 году руководство Советского Союза издало ряд постановлений и поручило военно-воздушным силам страны заняться отбором и подготовкой космонавтов для полёта в космос на корабле «Восток-1».
Специально назначенная для этого группа специалистов планировала отобрать 20 кандидатов. Узнав об этом, Гагарин написал рапорт, где просил зачислить его в кандидаты. Жёсткая конкуренция, многочисленные проверки, но Юрий всё-таки попал в двадцатку лучших претендентов. В начале 1960 года медицинская комиссия признала Гагарина пригодным для полётов в космос. Весной этого же года он приступил к тренировкам по подготовке космонавтов. Юра был настолько открытым и доброжелательным человеком, что во время подготовительных тренировок сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Сильный и надёжный юноша не знал такого чувства, как зависть, среди других никого не считал лучше или хуже себя. Он настолько любил небо, что занятиям отдавался полностью.
Когда среди кандидатов провели анонимный опрос, кто должен лететь в космос первым, большинство назвали Гагарина.
Саратов, неподалёку от деревни Смеловка Терновского ныне Энгельсского района. В мае 1961 г. Гагарин был назначен командиром отряда космонавтов, в 1963 г. С сентября 1965 г.
В феврале 1968 г. Трагически погиб во время выполнения учебно-тренировочного полёта на самолёте МиГ-15 в районе деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене. Награждён: орденом Ленина 1961 ; высшими наградами многих государств; Золотой медалью имени К. Циолковского АН СССР 1961 ; медалью имени де Лаво Международной авиационной федерации 1961 ; Большой золотой медалью и дипломом Международной авиационной федерации 1961 ; премией Галабера Международной астронавтической федерации за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1962 и другими наградами.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю. А. ГАГАРИНА
Но подробности этого события были неизвестны. Обнародованное личное дело проливает свет на эту информацию. К тому моменту Юрий уже находился в отряде космонавтов. Да и в целом великий космонавт не имел никаких проблем с учебой.
Во время обучения в Саратовском аэроклубе на самолете ЯК-18 он имел высший балл по теоретическим дисциплинами и технике пилотирования. Военно-воздушную инженерную академию Юрий также окончил с отличием. Из 37 предметов и двух государственных экзаменов он не имел оценки «отлично» только по двум дисциплинам — математика и английский язык, которые наш герой знал на уровне оценки «хорошо».
Поэтому слухи о том, что Гагарина после первого курса хотели исключить из авиационного училища, можно официально считать обычными домыслами. Он имел исключительно положительно служебные характеристики, поэтому вопроса об отчислении стоять не могло.
Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14].
Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером.
Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры.
Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется.
Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал.
За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15].
Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй!
Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод.
Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14.
Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске.
А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный.
Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли.
Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека.
За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена.
Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете.
Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности.
Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки.
Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков.
Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота!
Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций.
Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность.
Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает.
Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени.
Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально.
Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека.
Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе.
Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось.
Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание.
Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре.
На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем.
Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все.
Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично.
Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню.
Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого.
Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту.
Гагарин встречался с президентами и монархами, политиками и военными, руководителями профсоюзов и учёными, авиаторами и простыми гражданами, выступал на митингах, выставках и конференциях, давал десятки интервью. В поездках происходило немало интересных случаев — например, при визите в Финляндию один пожилой финн подарил Гагарину пару местной традиционной обуви и попросил взять её на Луну. С особым восторгом Гагарина встретили в Великобритании. Во время поездки в открытом автомобиле случился курьёз. Юрий, увидев, что одна сторона улицы пуста, а люди собрались с другой, повернулся лицом к толпе и махал в ответ на приветствия. Как оказалось, с другой стороны стояла и мокла под дождём принцесса Маргарет. За три года международных поездок Гагарин посетил тридцать стран На встречах с людьми, будь то королева Англии или простые рабочие, Юрий старался подобрать такие слова, чтобы любому стало ясно: наступила новая эпоха в истории человечества. Отныне перед землянами открылись широчайшие возможности по освоению Вселенной.
Юрий зажигал публику своей искренностью — он верил в то, о чём говорил. Нашлись и те, кто ставил заслуги Гагарина под сомнение. Советским властям пришлось умолчать ряд фактов о полёте. Например, чтобы его рекорд по высоте полёта был засчитан, долгое время утверждалось, что Гагарин приземлился не на парашюте, а внутри аппарата, а на земле его ждал спортивный комиссар, фиксировавший рекорд! Также Гагарину приписывали слова «Я не знаю, кто я: первый космонавт или последняя космическая собака». Но люди, знавшие его, не верят, что Юрий мог такое сказать: он понимал, что ему пришлось пережить и как много это значило. Гагарин с женой Послеполётная жизнь Гагарина освещалась в прессе и хорошо известна. Казалось, будто он посвящал всё время поездкам, выступлениям и, конечно, семье — вместе с женой Валентиной Юрий растил двух дочерей.
Но всё это время Гагарин мечтал о новом полёте в космос. Добившись всемирного признания, он оставался всё тем же молодым пилотом, который когда-то обсуждал с товарищами перспективы космических полётов. В феврале 1963 года Гагарин потребовал включить его в один из лётных экипажей. Сначала командование воспротивилось — всё-таки полёт был опасным мероприятием, — но вскоре уступило. Помимо собственной подготовки, Гагарин обучал следующее поколение космонавтов. Говорят, Гагарин помогал членам отряда космонавтов и в бытовых вопросах. К примеру, он водил девушек из первого женского отряда в недоступный простым смертным отдел ГУМа, где они могли купить себе модную одежду. Юрий Гагарин провожает в полёт экипаж «Восхода-2» В 1965—1967 годах Гагарин учился на командира нового космического корабля «Союз».
В сентябре 1966 года он был приписан к группе, которая готовилась к высадке на Луну, а в январе 1967-го — к группе, сформированной для беспосадочного пилотируемого облёта Луны. Гагарин даже предлагал доставить на Луну капсулу с прахом Королёва, который умер в начале 1966 года. Если бы советская космическая программа развивалась штатно, то Юрий на лунном варианте «Союза» вполне мог опередить американский «Аполлон-8», облетев Луну в середине 1968 года. А ещё через пару лет Гагарин мог бы стать и первым человеком, побывавшим на Луне. Однако история распорядилась иначе… 23 апреля 1967 года стартовал корабль «Союз-1» с опытным космонавтом Владимиром Комаровым на борту. Его дублёром был назначен Гагарин, который принимал участие в подготовке старта. На орбите у Комарова сразу начались технические проблемы. Лётчик не смог совладать с кораблём, и ему приказали возвращаться.
При снижении в атмосфере парашюты спускаемого аппарата не раскрылись, и космонавт погиб от чудовищного удара о землю. Катастрофа не только заставила пересмотреть всю космическую программу, но и сделала будущие полёты Гагарина невозможными. Командование не желало рисковать человеком, который стал живым символом эпохи. Гагарину пришлось отказаться от дальнейшей подготовки и вернуться в авиацию. В 1968 году Юрий должен был получить звание генерал-майора и возглавить Центр подготовки космонавтов, но его жизнь внезапно прервалась. Причины катастрофы до сих пор засекречены, что порождает слухи и теории заговора. Достоверно известно одно: космонавт и его инструктор до последнего мига были в сознании и пытались вывести машину из смертельного пике. В 2013 году Алексей Леонов предположил, что самолёт Гагарина попал в вихревой след пролетавшего мимо истребителя Су-15 и вроде бы даже лётчик, ставший причиной гибели космонавта, жив до сих пор.
Так или иначе, но до тех пор, пока не будет рассекречен отчёт Правительственной комиссии, даже самые убедительные версии гибели Юрия Гагарина остаются гипотезами. Гагарин-фантаст Первый космонавт планеты не был чужд фантастики. Он высоко ценил книги Ивана Ефремова, читал журналы, публиковавшие фантастические рассказы. А однажды и сам написал научно-фантастический очерк «Ступени во Вселенную» для сборника «В 2017 году». В нём Юрий порассуждал о перспективах освоения Солнечной системы: Спутники Земли, всё дальше проникая в космическое пространство, ещё более обогатят наши знания о Вселенной. Всё чаще будут взлетать в космические дали такие лаборатории, исследуя радиационные пояса нашей планеты, деятельность Солнца, жизнь и движение облачного покрова. Эти знания позволят человеку вслед за спутниками самому углубиться в космос. И наступит, наконец, день непосредственного контакта с Луной.
Мне представляется, что в этот день на Луну высадятся телеуправляемые подвижные автоматические устройства, способные выполнить широкую программу исследований. Это изучение, безусловно, расскажет нам многое о прошлом нашей собственной планеты. Ведь Луна подобна геологическому и тектоническому музею, в котором сохранились следы давно прошедших формаций… Хочется верить, что совсем уже скоро на Луне появится первая астрономическая обсерватория и первый космодром для полёта к Венере или к Марсу. Человек будущего Трудно смириться с человеческой смертью. Ещё труднее — со смертью человека, ставшего кумиром миллионов. Ходят легенды, что авиакатастрофа была инсценировкой, а Гагарин тихо живёт где-то в глубинке под другим именем. Люди не хотят верить, что этот целеустремлённый, жизнерадостный человек ушёл навсегда. К примеру, в фильме «Укрощение огня» 1972 первого космонавта даже не называют по имени — только «надеждой всего прогрессивного человечества» и другими громкими титулами.
Можно подумать, зрителю не положено знать, о ком речь!
Мария Пищухина, бывшая сотрудница загса: «Рабочий день закончился, приходите завтра, мы вас завтра первых и зарегистрируем. А он стоит чуть ли не со слезами упрашивает: пожалуйста, зарегистрируйте, мне в ночь улетать, а отец Валентины не верит, что я на ней женюсь». Ксения Попова, начальник отдела публикаций Государственного архива Оренбургской области: «На фотографии изображены молодожены Юрий и Валентина Гагарины на второй день после свадьбы. Это действительно уникальная фотография». Сохранилась та самая комната в коммуналке на 6 семей, где сделано фото. Дом-музей семьи Гагариных в Оренбурге открыли как раз к юбилею первого полета в космос. К юбилейному году в российских музеях чего только не раскопали: редкие фото студента Саратовского индустриального техникума. В свободное время Юра Гагарин успевал еще и на трубе играть и судить студенческие соревнования по волейболу.
Сохранился и гагаринский свисток, он до сих пор работает. Далеко не все знают, что перед тем, как попасть в авиацию и космонавтику, Юра Гагарин отливал в Саратове чугунные решетки и макеты самолетов для инструкторов местной школы ДОСААФ, из которой его самого едва не отчислили за вынужденные пропуски. Отличник учебы Гагарин уже тогда стремился всюду успеть. Инна Буйкевич, директор Народного музея Ю. Гагарина: «Если бы не было у него нашего аэроклуба, он бы не попал в первый отряд космонавтов.
«Я поверил в счастье!» Что на самом деле произошло и почему погиб первый космонавт Юрий Гагарин?
Гагарин, Юрий Алексеевич — Википедия | Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. |
«Юра, мы всё... сохранили»: потерянная звезда Гагарина и спорное дерево | 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" стартовал с космодрома "Байконур" и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. |
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю. А. ГАГАРИНА | В течение двух лет Юрий Гагарин служил близ Мурманска в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота. |
Юрий Гагарин, гражданин Земли | В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. |
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли | Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Юрий Гагарин в Варшаве, 1961 год. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил на спортивном аэродроме Дубки первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в истории человечества отправился в космос и совершил орбитальный облет Земли.
45 интересных фактов о Юрии Гагарине
Когда Юрий Гагарин погиб, его жене Валентине было всего 33 года. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. 27 марта 1968 года полковник Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Новости с Юрием Гагариным.