Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.

Римская семья. Агнатское т когнатское родство

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству.
Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство — Мегаобучалка ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Римское право 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Результат поиска Агнатическое и когнатическое родство.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
Римская семья. Виды родства. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74 Агнатическое и когнатическое родство.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство

Агнатическое и когнатическое родство 2.1. это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.

Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

Римская семья. Агнатское и когнатское родство Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Агнатическое и когнатическое родство ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Ассоциация победителей олимпиад | Качественное образование Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati).
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati).

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. агнатическое и когнатическое родство в римском праве.

Римское право

Брак совершался в Риме тремя способами: путем совершения религиозного обряда; путем покупки женихом невесты; путем простого соглашения сторон. Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью cum manu. Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти sine manu. Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей.

Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.

Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. По мнению 3.

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права публичного и частного , как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера. Правильный брак — союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз — союз между партнерами разного права между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Брак характеризовался: — взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; — состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров; — согласием партнера; — наличием половой связи между партнерами в браке; — стремлением партеров заключить именно брачный союз; — постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным. Виды римского брака: — matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii; — matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii. Виды законного римского брака: — cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена uxor поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа; — sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею Законы XII Таблиц. Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям порядок заключения, расторжения и т. Способы заключения брака cum manu: — confarreatio — религиозный свадебный обряд; — coemptio — путем покупки жены; — признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu: — увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; — usus — совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами в более раннее время — присутствием свидетелей-гостей. Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака: — достижение брачного возраста для мужчин — 14, для женщин — 12 лет ; — согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна; — согласие вступающих в брак; — отсутствие близких степеней родства по прямой линии и не ближе 5 6 степени по боковой или свойства; — если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке; — ius conubii — право вступать в полноценный, признанный законом брак. Правоотношения супругов в римском семье. Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: — в браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. От мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни.

Агнатическое и когнатическое родство

В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai.

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники - это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство.

Когнатические родственники - это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники - это: а родственники по прямой или боковой линии: Родственники по прямой линии linea recta - лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья , племянники и др. Свойство affinitas - это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии - количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии - количество рождений от общего предка.

Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: Консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; Патриархальная семья familia сменила консорциум; Когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.

Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Из книги Исследование о смертной казни автора Кистяковский Александр Фёдорович Общий вывод Нет ничего бесплоднее и в научном отношении неуместнее, как отвлеченно-схоластическое, помимо истории и действительной жизни народов, решение вопроса: справедлива или несправедлива, необходима или не необходима смертная казнь. Подобный способ решения этого Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле.

Общий ход производства Производство и в формулярном процессе сохраняет свое разделение на две стадии - jus и judicium. В этом состоит обычный порядок - ordo judiciorum privatorum, почему и самый этот процесс, как ординарный, противополагается всякому административно - судебному Из книги Всеобщая история государства и права. Общий ход ее образования Несложная и строго формальная система старого цивильного права должна была, разумеется, оказаться недостаточной, когда около половины республики экономическая жизнь Рима начала под влиянием развивающегося оборота существенно изменяться. Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна Из книги Римское право. Общий раздел 1.

Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства далее именуемые « физические лица » , которые становятся собственниками имущества , Из книги автора 24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья - сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной Из книги автора 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима.

Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, Из книги автора 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две Из книги автора 42.

Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса 1. Понятие римских видов родства и семьи Родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.

Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: - консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; - патриархальная семья familia сменила консорциум; - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов.

Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем.

В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu. При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия.

Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т. При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества.

Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1.

Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина.

Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста.

Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6.

Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза , переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат.

Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia.

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1444; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия.

Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы.

Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака.

Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Основания возникновения отцовской власти: — рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки.

Муж мог оспорить отцовство; — узаконение детей, рожденных вне брака; — усыновление чужих детей. Права отца семейства в отношении детей: — право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; — право оставить новорожденного безнадзорным это право отмирает только с христианской эпохой ; — право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; — право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; — право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.

Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи. Отцовская власть над детьми прекращалась: — смертью домовладыки; — утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства; — высвобождением, или добровольным актом домовладыки mamimissio , который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу; или принудительно-правовым за нарушения обязанностей родителя в отношении детей, троекратную продажу в рабство ; или по силе частного права сын имел право выкупиться из-под власти или реально, или путем символического судебного процесса, если отец отказывал в добровольной манумиссии.

Дочери не приобретали ни личной, ни имущественной самостоятельности: они могли только перейти под власть другого домовладыки — их брата, племянника, старшего родственника.

Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена.

Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим.

Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону.

Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем. Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования. Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима.

Итак, приступим к подведению итогов.

Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка являлась д Договор займа в римском праве Договор займа в римском праве mutuum — это реальный договор по которому заимодавец передавал в собственность заемщику денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре. Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи. Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено. В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора.

Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Слайд 3 По предписаниям современного права, родство представляет собой кровную связь между лицами общего происхождения. Эта связь имеет правовое значение, так как на основании родства в отношениях между сородичами возникают многочисленные права и обязанности. Такое понимание родства существовало не всегда. В древнеримском праве кровные узы между отдельными лицами сами по себе не имели правового значения. Для того, чтобы стать правозначимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Слайд 4 Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu. При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т. При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1.

Результат поиска

3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

§ 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов.

Римская семья. Агнатское т когнатское родство

Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена. Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи.

В дальнейшем данный термин нашёл своё распространение. Теперь он делится на: manus mariti, в переводе «власть над женой»; patria potestas, в переводе «власть над детьми, рождёнными в законном браке». Лицом своего права являлся домовладыка persona sui juris. В результате этого можно сделать вывод, что другие члены семьи были лицами чужого права personae alieni juris. Эти лица считались подчинёнными главе семьи. Все члены семьи, подчинённые власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами agnati. Они считались родственниками, связанными общей властью.

Это означало, что pater familias отвечал за все гражданские правонарушения своих подвластных. В древнейшее время власть главы семьи над рабами мало чем отличалась от прав над женой и детьми. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти домовладыки. После смерти это право переходило к наследнику. Родственники по крови, которые не входили в состав семьи, составляли когнатическое родство cognati. Оно заключалось в том, что, если сын получал самостоятельность, то он терял прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. То же самое происходило и с дочерью: когда она выходила замуж, она становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она и её дети приобретали агнатическое родство новой семьи, то есть семьи её мужа. При ослаблении патриархальных устоев семьи всё большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство. За правонарушения своих сородичей глава семьи мог продать подвластного ему сына или других лиц чужого права. Единственным ограничением, подтверждение которого было в Законах XII таблиц, заключалось в том, что отец не мог продавать подвластного сына более трёх раз, либо он рисковал лишиться отцовской власти.

Несмотря на то, что домовладыка обладал правом жизни и смерти, ограничение убить подвластного сына появляется в период империи. В заключении хочется сказать, что, по мнению Черниловского, понимание таких понятий как когнатическое и агнатическое родство необходимо, так как без этого был бы непонятен строй семейных отношений в Риме. Это приближало римскую семью к её современной модели. Укрепление семьи Конец республиканского периода сопровождается резким падением нравов, к которым относится и распад семьи. Данное явление обусловлено кризисом римского общества. Брак сделался легко расторжимым, в связи с освобождением от религиозных и моральных признаков прошлой эпохи. Всё это способствует массовым разводам, в результате чего сокращается рождаемость. В этот период в литературе появляется утверждение: «…предельное упрощение порядка развода… содействовало перерождению взглядов на брак, как на постоянный, в принципе — пожизненный союз мужчины и женщины». Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности.

Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет. Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию.

Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей. При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей.

Патриархальная структура семьи: Главой семьи был отец paterfamilias , который имел абсолютную власть над всеми членами семьи. Он был ответственен за принятие всех важных решений в семье, включая браки, наследование своего имущества и воспитание детей. Агнация: Семья была основана на принципе агнации, что означало, что только мужчины могли наследовать имущество и наследство от своих предков. Таким образом, женщины и дети не могли быть наследниками имущества и не имели права наследовать у отца. Когнатия: Когнатия была основана на концепции родства через кровь, где дети относились к семье через связь с общим предком. Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи.

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах. Личные отношения между супругами в браке с властью мужа cum manu : 1. Но она давала сама на это согласие; 7. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака; 10. Имущественные отношения между супругами в браке без власти мужа sine manu : 1. Отцовская власть Отцовская власть patria potestas , первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи в связи с развитием рабовладельческих хозяйств , развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий