Новости храм василия блаженного внутри

Оригинал взят у vovik_ptz в Храм Василия Блаженного внутри. Уникальная возможность посетит символ России не вставая с дивана. Прогулка по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (официальное название храма Василия.

Чердаки и подвалы собора Василия Блаженного.

462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. Храм Василия Блаженного состоит из 11 приделов, 11 церквей. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, по которой он и получил нынешнее народное название, а во второй половине XVII века перекрыли сводами окружающую верхние церкви галерею-гульбище.

Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного

Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее. Такой холод объясняют особенностью строительства.

Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором. Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри.

Помещения собора соединены между собой лабиринтом переходов — заходишь в одну церковь, переходишь в другую. Точно описывает собор российский филолог, академик Дмитрий Лихачев: «Храмина-домина вроде бы огромна, широка, размашиста, а войдешь внутрь — так и помолиться-то особенно негде, малы и тесны клетушки-церквушки».

Иван Грозный при нём церковь и построили был так восхищён собором, что приказал зодчего — ослепить! Чтоб тот не смог повторить свой шедевр… Только вот доказательств этой жуткой легенде нет Но кем мог быть этот несчастный?

Это одна из главных загадок храма. Кто его построил — неизвестно до сих пор. Только теории. По реклу, значит, по прозвищу.

Постник — тот, кто держит пост. Барма — это человек с дефектом речи. Казалось бы, тайна раскрыта! НО… Есть версия, мол Постник и Барма — это один человек!

В 17 веке в «Судебнике» есть строчка: «Сын Постникова, по реклу по прозвищу Барма». Из Германии или Италии. Уж слишком Покровский собор отличался от русских храмов того времени.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Можно узнать кто такой блаженны и почему к этой категории относился Василий. Узнать про веринги, их назначение, прочее — все это можно сделать на экскурсии.

Еще одна причина посетить храм — это услышать уникальную акустику, которая имеется в этом здании. Там будет выступать ансамбль, который поможет оценить это чудо, спрятанное в стенах храма. Кроме того, что это задние является церковным храмом, с действующими службами и своим приходом также собор является музеем, который входит в каталог всемирного наследия. Именно здесь имеется много ручных росписей, мозаик и фресок, сохраненных в первозданном виде.

Рядом с собором находится много архитектурных памяток.

Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить

Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО. Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно. Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием.

Храм Василия Блаженного - жемчужина российского зодчества (Москвa)

Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения. Этот иконостас появился позже — уже в ХХ веке. Во время реставрации изменили даже конструкцию иконостаса. Сделали его удобнее. Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей.

Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови.

Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее. Такой холод объясняют особенностью строительства.

Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором.

Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри. Помещения собора соединены между собой лабиринтом переходов — заходишь в одну церковь, переходишь в другую.

Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь.

Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство.

Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.

Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121].

Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114].

Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ».

Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48].

Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века.

В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания

Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову! У собора а не внутри, по множеству народа , на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души. Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше — появился придел свт.

Николая, а с конца XVI в. Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже.

Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г.

Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник. Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих. Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский.

Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в.

Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г. XVIII в.

План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей. Купола К XIX в. Василия Блаженного, на втором — самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми Высота Высота здания — 65 м.

Вид сверху Собор Василия Блаженного, вид сверху Храм под землей Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь — музейная экспозиция. Интерьер Интерьер церкви Василия Блаженного Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек.

Но высота каждой из них — не менее 20, а Покровской — более 40 м. Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в XVI столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира — и это прямо в центре столицы! Убранство церквей не раз менялось.

Сделали его удобнее. Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей». Картина дня.

Имя автора этой идеи история не сохранила. Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений.

Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов. Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций.

Как и в главной церкви собора — Покровской — конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма — все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда. Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани. Но самое интересное — то, что здесь можно перемещаться во времени — увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние — 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна. В те время кирпичный плоский потолок был редкостью, что дает возможность предполагать, что Покровский собор все-таки построили итальянские зодчие. В те времена именно итальянцы были лучшими мастерами по работе с кирпичом. Эти проходы очень узкие, но это не мешает посетителям толпиться в них ради удачного кадра.

В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного

В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО - Российская газета Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова.
Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить В зимнее время в Храме Василия Блаженного царит совершенно особая атмосфера.

Храм василия блаженного внутри - фото

Храм Василия Блаженного - Покровский собор храм Василия Блаженного одна из самых узнаваемых и красивых московских достопримечательностей, наравне с Кремлём и сталинскими высотками.
Telegram: Contact @StBasilsCathedral Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной (разборной) модели, которая расположена внутри собора.
Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри. : grushenka — LiveJournal Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте.

Секреты храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы. Храму Василия Блаженного исполнилось 462 года / Автор. Храм Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) был построен в 1561 году. 3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом. просмотрите отзывы путешественников (12 437 шт.), реальные фотографии (8 743 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого.

Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри.

В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Кремль.

Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри

Модель оснащена аудиосистемой, которая приводит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре. Рядом с моделью представлены примеры подлинных строительных материалов, которые использовались при строительстве Покровского собора. Автор: Анна Мироненко.

Внутри здания появилась разборная тактильная модель из пластика. Проект позволит незрячим и слабовидящим туристам и жителям столицы насладиться архитектурным богатством здания и изучить его во всех деталях.

Поддерживая культурные символы нашей страны, делая их доступными для миллионов людей как в нашей стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема требует системного решения и именно для этого мы запустили программу "Особый взгляд", призванную содействовать развитию инклюзии в нашей стране и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих. Презентация тактильных моделей Покровского собора — очень значимая и символичная, так как посвящена главному символу нашей страны. Фонд сейчас работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов», — рассказала директор фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.

Доступно" существует в музее с 2018 года и направлен на работу с инклюзивными программами и увеличение доступности всего комплекса Исторического музея.

Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».

Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение. В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием.

Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного.

Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного. Хаос или "космос"? Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым.

Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» — это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность — примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Карл Иванович Рабус. Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой это, конечно, не так — А. Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И — закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность»! В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, — высшая похвала. Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов.

Убранство церквей не раз менялось. Интересные факты о соборе 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы , одновременно — звезды Вифлеема. До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах — только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской. Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма. Превратности судьбы Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов… или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец… в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение».

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого — разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва. Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею. Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды: согласно первой, инициатором сноса был Л. Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.

Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место! Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь — с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий