круговорот души буддиста — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 7 (семи) букв.
Кроссворд Ложка
Буддистские храмы открыты круглогодично и круглосуточно, а время их посещения неограниченно. Стив Джобс вдохновлялся учением при создании своих продуктов. Роберт Турман , писатель, общественный деятель и ученый, отец актрисы Умы Турман , — первый американский буддийский монах. Он учился у молодого далай-ламы, имеет степень доктора философии, знает санскрит и имеет прозвище Красный Скелтон тибетского буддизма. Отсылки к буддизму есть в творчестве Джорджа Лукаса, создателя медиафраншизы «Звездные войны» с 1977 года.
Создавая Вселенную землян и пришельцев, он вдохновлялся учением Будды. Много идей из религии есть в медиафраншизе братьев Вачовски «Матрица» с 1999— года и научно-фантастическом романе «Дюна» американского писателя Фрэнка Герберта. Символ буддизма — свастика Свастика — один из священных символов буддизма. Индуисты, буддисты и последователи джайнизма пользовались этим символом на протяжении тысячелетий.
Символ свастики появился на Востоке задолго до зарождения данной религии и был принят ее последователями как образ Солнца, движения и жизни, знак процветания. Другое значение свастики — это стопы Будды, его следы. Поэтому данный символ часто помещают в начале и конце священных религиозных текстов вместо подписи главного духовного учителя. Современные буддисты украшают свастикой одежду.
Она встречается на изображениях статуй.
Сансара в индуизме.
Тханка Бхавачакра. Буддизм круг Сансары. Самсара буддизм.
Перерождение в буддизме. Будда переселение душ. Шурангама мантра.
Будда Кармапа 17 живой. Сансара Перерождение. Колесо Сансары круг Перерождение.
Сансара Перерождение реинкарнация. Карма колесо Сансары. Колесо Сансары Индия.
Сансара буддизм. Прометей разрубает колесо Сансары. Сансара в древней Индии.
Колесо Сансары Нартский эпос. Бардо Тхедол. Реинкарнация Будды Шакьямуни.
Будда живопись Тхеравада. Реинкарнация в буддизме. Буддизм Перерождение души.
Сансара колесо перерождений. Колесо Сансары Индия буддизм. Буддизм реинкарнация Сансара.
Карма это в древней Индии. Будда Сансара. Будда и колесо Сансары.
Круг Сансары. Колесо Сансары Тибет. Калачакра колесо Сансары.
Шесть миров Сансары в буддизме. Колесо бытия в буддизме. Сансара колесо жизни буддизм.
Сансара Самсара буддизм. Реинкарнация Будды. Реинкарнация в древней Индии.
Сансара карма реинкарнация. Колесо Сансары в индуизме. Тибетская тханка Мандала.
Мандала ом тханка. Мандала Янтра ом. Буддистская Мандала.
Тханка Сансара. Переселение душ в Индии. Перерождение человека.
Реинкарнация человечества. Колесо Сансары Бхавачакра. Буддистское колесо бытия Бхавачакра.
Бхагавад Гита иллюстрации Перерождение. Бхагават Гитта реинкарнация. Древняя Индия и Перерождение души.
Перерождение цикл жизни. Дхарма карма йога Сансара Мокша. Колесо Сансары карма Нирвана.
Звенья цепи таковы: 1 неведение, 2 карма, 3 сознание, 4 имя-и-форма, 5 шесть опор чувственного восприятия, 6 соприкосновение контакт , 7 ощущение, 8 влечение, 9 цепляние, 10 существование, 11 рождение, 12 старение и умирание [12] [13]. Буддийские мастера предлагают множество способов анализа двенадцатизвенной цепи и группировки её звеньев. К примеру, Нагарджуна предложил такой способ: из трёх звеньев-омрачений неведения, влечения и цепляния возникают два звена кармы карма и существование , из них — семь остальных звеньев, которые являются страданием, а их этих семи — снова три омрачения, и так далее непрерывно по кругу [14] [15]. На полное осуществление одной цепи одного цикла уходит минимум две, а максимум три жизни если карма, ввергающая в новое рождение, проявилась не в той же жизни, в какой была создана , и разворачивается эта цепь нелинейно. В одной жизни неведение создаёт карму, карма оставляет отпечатки в сознании, в момент смерти под влиянием влечения и цепляния отпечаток кармы проявляется и становится новым существованием так существо попадает в промежуточное состояние между жизнью и смертью — бардо , затем происходит рождение в новом теле, и в тот же момент возникает звено имя-и-форма зачатки скандх , они развиваются в шесть опор чувственного восприятия, затем чувственные сознания входят в контакт со своими объектами зримыми формами, звуками, запахами и пр. Все шесть миров сансары полны страданий, однако сильнее всего страдают животные, голодные духи и существа ада , также эти уделы менее всего подходят для достижения освобождения.
Хотя в мире богов переживается больше счастья, наилучшим положением для освобождения от сансары считается мир людей [18]. Последователи тхеравады утверждают, что существо перерождается сразу после смерти, тогда как в учениях махаяны рассматривается промежуток времени между смертью и новым рождением — состояние бардо, в тантрическом буддизме концепция бардо получила дальнейшее развитие [10]. Круговорот сансары не имеет начала [19] , его основными движущими силами считаются неведение, влечение и цепляние, а также ввергающая в следующее рождение карма [20]. Причём неведение относительно собственной природы — убеждённость в существовании постоянного и самосущего «я» — рассматривается как корень сансары, его самая главная причина [21] [10] , а влечение и цепляние — как условия проявления ввергающей кармы [22]. Когда устраняется неведение, круговорот сансары прекращается и достигается нирвана , которую характеризуют как «мир абсолютного, мир свободы» [8] [21]. Учителя тибетского буддизма утверждают: чтобы выйти из круговорота сансары, нужно разорвать двенадцатизвенную цепь [23].
Каким словом назвать круговорот души у буддиста? Первая "С"
Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает, склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня? Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Состояние бардо В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» — промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя».
Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре: Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии — чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны.
Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются. Бардо Дхарматы. Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
Бардо Рождения. Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия. Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания. Также выделяют два дополнительных состояния сознания: Бардо Сна. Глубокого сна без сновидений. Бардо Медитативной Концентрации. Состояние медитативного сосредоточения. Карма Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах.
Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины.
Изображение танка рисунок на ткани , созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Будда — это бог или нет? Ханабуса Иттё.
Смерть Будды. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне. Празднуют ли буддисты Новый год? Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Есть ли у буддистов храмы?
Так работают причинно-следственные связи: все, что мы сейчас имеем — результат поступков прошлого, а все, что нас ждет в будущем, зависит от настоящего момента. Карма может распространяться и на следующие жизни. Когда человек умирает, он реинкарнирует в другое тело: снова в человека, животного, существа из высшего или низшего мира. Это зависит от того, хорошая или плохая карма у человека. Праведный образ жизни, добрые поступки, благостные мысли порождают накопление кармы, а грехи, страсти, причиненное зло, наоборот, становятся причиной плохой кармы. Окончательное решение, согласно буддийской философии, выносит повелитель смерти — Яма. Живое существо всегда пребывало и пребывает в круге сансары, этом непрекращающемся пути изменений и перерождений. Великий Учитель и основоположник буддизма Будда Шакьямуни говорил: «Странствование сансара существ имеет своё начало в вечности. Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания».
Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона. Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг — из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа». В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами. Самый традиционный вид флага — это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени — повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф. Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами. Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией. У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур — к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера. Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу. Как правило, их соотносят с элементами Благородного Восьмеричного Пути: Зеркало, преподнесенное Будде богиней формы, для удачного преодоления преград и получения удовольствия от учений Дхармы. Это символ правильного размышления, раскрывающего главный смысл, подобно зеркалу, которое отражает различные формы. Гхиванг — медицинский камень, также подаренный Просветленному.
Круговорот души у буддиста
3. Введите буквы, если они известны. Круговорот души буддиста. Сансара в индуизме. Тханка Бхавачакра. Семь Будд медицины.
Итог медитации упорного буддиста 7 букв
Состояние отрешенности и гармонии в буддизме. Ответ из 7 букв: Н. Круговорот души у буддиста. Ответ из архива сканвордов. Сансара в буддизме Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». 42. Какой камень буддисты сравнивают с лотосом?
Душевный склад человека
Звенья цепи таковы: 1 неведение, 2 карма, 3 сознание, 4 имя-и-форма, 5 шесть опор чувственного восприятия, 6 соприкосновение контакт , 7 ощущение, 8 влечение, 9 цепляние, 10 существование, 11 рождение, 12 старение и умирание [12] [13]. Буддийские мастера предлагают множество способов анализа двенадцатизвенной цепи и группировки её звеньев. К примеру, Нагарджуна предложил такой способ: из трёх звеньев-омрачений неведения, влечения и цепляния возникают два звена кармы карма и существование , из них — семь остальных звеньев, которые являются страданием, а их этих семи — снова три омрачения, и так далее непрерывно по кругу [14] [15]. На полное осуществление одной цепи одного цикла уходит минимум две, а максимум три жизни если карма, ввергающая в новое рождение, проявилась не в той же жизни, в какой была создана , и разворачивается эта цепь нелинейно. В одной жизни неведение создаёт карму, карма оставляет отпечатки в сознании, в момент смерти под влиянием влечения и цепляния отпечаток кармы проявляется и становится новым существованием так существо попадает в промежуточное состояние между жизнью и смертью — бардо , затем происходит рождение в новом теле, и в тот же момент возникает звено имя-и-форма зачатки скандх , они развиваются в шесть опор чувственного восприятия, затем чувственные сознания входят в контакт со своими объектами зримыми формами, звуками, запахами и пр. Все шесть миров сансары полны страданий, однако сильнее всего страдают животные, голодные духи и существа ада , также эти уделы менее всего подходят для достижения освобождения. Хотя в мире богов переживается больше счастья, наилучшим положением для освобождения от сансары считается мир людей [18]. Последователи тхеравады утверждают, что существо перерождается сразу после смерти, тогда как в учениях махаяны рассматривается промежуток времени между смертью и новым рождением — состояние бардо, в тантрическом буддизме концепция бардо получила дальнейшее развитие [10]. Круговорот сансары не имеет начала [19] , его основными движущими силами считаются неведение, влечение и цепляние, а также ввергающая в следующее рождение карма [20]. Причём неведение относительно собственной природы — убеждённость в существовании постоянного и самосущего «я» — рассматривается как корень сансары, его самая главная причина [21] [10] , а влечение и цепляние — как условия проявления ввергающей кармы [22]. Когда устраняется неведение, круговорот сансары прекращается и достигается нирвана , которую характеризуют как «мир абсолютного, мир свободы» [8] [21].
Учителя тибетского буддизма утверждают: чтобы выйти из круговорота сансары, нужно разорвать двенадцатизвенную цепь [23].
Распространившись от Индии до Центральной и Юго-Восточной Азии, Китая ханьский буддизм , Кореи и Японии, буддизм сыграл важную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии. Начиная с XX века, он стал популярным на Западе. Цитаделью буддизма стал Тибет. Это индийская религиозная традиция, состоящая из ряда оригинальных учений, создателем которых считается Гаутама Будда Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни. В буддизме существует 27 Будд, которые предшествовали Гаутама Будде. Будда — учитель для последователей, который поясняет, как избавиться от страданий и желаний, терзающих душу и тело, обрести вечный покой, покинув колесо сансары и достигнув нирваны.
В буддизме нет единого бога и пастырей, а есть община. Это не религия в традиционном смысле, а набор практик. Буддизм не требует знания религиозной литературы, смены мировоззрения и четкого следования правилам. По мнению научно-исследовательского издания National Geographic , существует три основные школы буддизма: махаяна, тхеравада и ваджраяна. В буддизме пять заповедей и четыре благородные истины Эта религия основана на четырех благородных истинах, положенных в основы доктрины Будды и ставших результатом его сорокапятилетних проповедей во славу буддизма. Согласно им, человек должен преодолеть страдания, порожденные страстными желаниями и непониманием истинной природы бытия. Он обязан принять непостоянство мира и то, что он сам величина переменная.
Все эти шаги приведут к достижению высшей цели — обретению свободы души.
Хотя в мире богов переживается больше счастья, наилучшим положением для освобождения от сансары считается мир людей [18]. Последователи тхеравады утверждают, что существо перерождается сразу после смерти, тогда как в учениях махаяны рассматривается промежуток времени между смертью и новым рождением — состояние бардо, в тантрическом буддизме концепция бардо получила дальнейшее развитие [10]. Круговорот сансары не имеет начала [19] , его основными движущими силами считаются неведение, влечение и цепляние, а также ввергающая в следующее рождение карма [20]. Причём неведение относительно собственной природы — убеждённость в существовании постоянного и самосущего «я» — рассматривается как корень сансары, его самая главная причина [21] [10] , а влечение и цепляние — как условия проявления ввергающей кармы [22]. Когда устраняется неведение, круговорот сансары прекращается и достигается нирвана , которую характеризуют как «мир абсолютного, мир свободы» [8] [21]. Учителя тибетского буддизма утверждают: чтобы выйти из круговорота сансары, нужно разорвать двенадцатизвенную цепь [23]. Для этого практикующему недостаточно полагаться на высших существ, он должен рассчитывать на собственные усилия в постижении учения. В сутрах в качестве универсального способа освобождения указывается восьмеричный путь [24] , предполагающий также развитие высшей мудрости — праджни [21]. В китайском буддизме отношение к сансаре со временем стало другим: бесконечные перерождения в сансаре новые последователи буддизма стали воспринимать как «надежду на вечное продолжение индивидуального существования», вариант даосского бессмертия.
Такое понимание стало поводом для дискуссий, поскольку противоречило буддийской теории анатмавады отсутствия постоянной самости, или «я». Китайские буддисты в своей практике делали упор на создание хорошей кармы для благоприятного перерождения, в котором будет больше условий для развития ума, а достижение нирваны они рассматривали как очень далёкую и пока недостижимую цель [25]. Последователи школы Чань , опираясь на Махапаринирвана-сутру, говорят о единстве сансары и нирваны, они полагают, что трактовка нирваны как «ухода из мира» ошибочна, а также не принимают понимание сансары как промежуточного места перед нирваной или рождением в чистой земле, как в школе Цзинту.
В игре есть сетка, заполненная буквами, и игроки должны использовать свои знания и словарный запас, чтобы составлять слова, которые вписываются в сетку. На каждом уровне представлена уникальная тема, например, история, наука или поп-культура, и игроки должны найти скрытые слова, связанные с этой темой. По мере прохождения игроки открывают новые уровни, сталкиваются с головоломными головоломками и получают награды.
CodyCross Круговорот жизни в индуизме и буддизме ответ
Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары. Ответ на вопрос "Круговорот души у буддиста ", 7 (семь) букв: сансара. У буддистов это понятие весьма растяжимое, но если охарактеризовать это понятие в нескольких строках, то это в большинстве случаев (можно сказать и поголовно) искусственно вызываемое состояние абсолютной отрешенности от внешнего мира, в результате которого и. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.
Душевная 7 букв
В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму учение Будды и сангху монашескую общину. Мандала Васудхара. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. Будда один, или их много? Будущий будда Майтрейя. Изображение танка рисунок на ткани , созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике.
Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Будда — это бог или нет? Ханабуса Иттё. Смерть Будды. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом.
Учения Будды основываются на том, что сущность людей изменить не возможно, от поступков, которые они совершают, может измениться бытие и мировосприятие: Если человек совершает плохие поступки, то результатом их обязательно послужат лишь унижение, болезнь и боль. Если хорошие, то в награду получит умиротворение и радость души.
Закон сансары круговорот людей - это по большому счету также и кармический закон , который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев. Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует.
Закон сансары должен обойти его стороной. Колесо сансары - что это такое? Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия: Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня — неведения, привязанности и гнева. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы.
Благой и не благой. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров. Драгоценное человеческое тело — человек находится по середине между живыми существами.
Дарит тепло и радость. Вот и вся моя загадка, Меня назвать пришла пора. Случайный анекдот: — Вчера я упал с тридцатиметровой лестницы! Тюльпаны так же связывают с Голландией, как сыр, деревянные башмаки или ветряные мельницы. При этом мы забываем, что происхождение тюльпанов — тюркское. Тюльпан действительно немного напоминает этот головной убор. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий.
Таким образом, мы имеем три основных варианта буддийского канона священных текстов: 1 палийский канон, почитаемый в качестве сакрального текста в Тхераваде; 2 китайский вариант канона, сформировавшийся в Поднебесной в русле традиции Махаяны; 3 тибетский вариант канона, весьма близкий к китайской версии. Отличительной его особенностью является дополнительное двухчастное деление на Ганджур собственно Трипитака и Данджур — многотомный сборник комментариев к тексту Ганджура. Состоит из произведений различного характера — от литературных до философских, причем не только тибетских по происхождению, но и переводных. Кроме того, существует еще и корейский канон, именуемый трипитака кореана, историческая ценность которого состоит в том, что он представляет собой наиболее полное собрание буддистских текстов. Жизнеописания Будды 474 Отдельно следует сказать о текстах, являющихся жизнеописаниями Татхагаты Будды. Формально эти сочинения не входят в канон, однако их значение для буддийской традиции весьма велико. Как было сказано выше, письменные жизнеописания Гаутамы появились лишь спустя несколько столетий после окончания его земного пути. Укажем на два ключевых текста подобного рода.
Первый из них — «Жизнь Будды» санскр. Buddhacaritam , составленный индийским поэтом и проповедником Ашвагхоши, жившим, как считается, во II веке н. Второй важнейший текст — Лалитавистара букв. Текст был написан на санскрите и в IV веке н. Буддийская литература сутр и шастр В заключение обзора сакральных текстов буддизма скажем также о литературе сутр и шастр. Мы уже встречались с этими понятиями, когда говорили о текстах смрити в индуизме 476. Как мы помним, сутрами в индуизме именовались сборники сентенций философского или морального характера, а шастры представляли собой, как правило, тексты-комментарии к ним, пояснительную литературу. В истории буддизма ситуация выглядела несколько иначе.
Первым памятником литературы буддийских сутр является трактат I века до н. Данный текст послужил образцом для будущих сочинений подобного рода, которые подражали ему даже в названии, сохраняя указание на совершенную мудрость и принадлежность к сутрам 477. Данные сочинения, большинство из которых возникло в период с I века до н. Здесь отражены специфические для этого направления буддизма элементы мировоззрения, о которых будет сказано ниже. При этом изложение доктрин лишено систематичности, поскольку претендует на пересказ живой беседы учителя. В соответствии с содержанием все сутры можно условно разделить на три основные категории: 1 сутры, излагающие буддийскую теорию бытия; 2 сутры вероучительные доктринальные ; 3 сутры культового характера. В отличие от сутр, буддийские шастры, напротив, представляют собой последовательное развертывание философских положений, выводимых главным образом из слов Будды, зафиксированных в сутрах. Доктрины буддизма «Религия без Бога» и буддийские божества Отличительной чертой буддизма, резко выделяющей его из ряда прочих религий, является отсутствие в нем не только идеи Вечного и Неизменного Бога — Творца или Создателя Вселенной, но и даже бога как демиурга, организующего и оформляющего мир согласно своим вкусам и предпочтениям.
Данное обстоятельство стало, в частности, причиной появления в специальной литературе, посвященной буддизму, определения оного как «религии без бога» 478. Вместе с тем сам факт существования божеств в буддизме не отрицается. Более того, имеется даже культ поклонения им, широко распространенный среди верующих и даже отчасти поощряемый духовными лидерами. Однако в вероучительном плане поклонение богам нацелено не столько на обретение помощи от них, сколько на стимулирование правильных состояний сознания самого адепта, который это поклонение совершает подробнее см. Практика почитания божеств без стремления соединиться с ними, уподобиться им связана в первую очередь с представлением об их статусе в соотнесенности со статусом человека. Буддизм утверждает, что человек находится в лучшем положении по сравнению с богами, ибо у него есть шанс обрести нирвану, навсегда освободиться от страданий. В то время как для божеств данная перспектива открывается только в контексте последующих жизней, и то лишь в случае рождения человеком. Показательно, что большинство буддийских божеств имеют небуддийское происхождение.
Многие из них заимствованы из народных верований, интегрированных в буддийскую традицию, и впоследствии даже оказываются наделенными иным смыслом. Это свидетельствует в первую очередь о гибкости традиции, ее универсальности и способности усваивать, «абсорбировать» и «переваривать» элементы других учений, не отступаясь от собственных идей. Исключение составляет такое значительное направление буддизма, как Махаяна, где сам Будда наделяется чертами, сближающими его с Абсолютом и ставящими его на место Высшего Существа см. Подобная разность взглядов обусловлена тем, что хранителями и распространителями учения Будды, начиная фактически с момента его выхода из этого мира, были и остаются различные религиозные группы, доктринальные представления которых имеют довольно заметные различия. Иногда эти направления буддизма даже именуют сектами, что, впрочем, не несет оценочной нагрузки, а лишь указывает на их множественность. Таким образом, едва ли стоит говорить о стерильности доктрин классического буддизма, свято и неизменно хранящего изначальные заповеди, по той причине, что такого просто не существовало. Тем не менее, несомненно, возможно выделить некоторый набор положений, возводимых к самому Татхагате, которые считаются базовыми для всех вариантов буддизма. Буддийская онтология С позиций буддизма, все, что обладает бытием, каждая вещь во Вселенной, не исключая человека и саму Вселенную как предмет рассмотрения, есть не что иное, как поток дхарм 479.
Дхармы Дхарма имеет важное значение в индийской культуре в целом, в том числе и в буддизме 480. Как мы помним, в индуизме даже существует особая категория дхаран — социальных скреп, регулирующих жизнь общества и его индивидов в соответствии с общественно-религиозными обязанностями и предназначением группы. Нетрудно догадаться, что дхарана и дхарма являются однокоренными словами. Оба слова имеют общий корень dhrсо значением «держать». Как в первом, так и во втором случае в словах присутствует идея удержания и собирания вместе. Но что же имеется в виду под дхармой в том случае, когда это слово употребляется в контексте буддийской космологии? Что здесь подвергается «удержанию», а главное, кто или что осуществляет сам процесс «удержания»? В буддизме дхарма — это базовый элемент психофизического опыта, неуловимый для сознания, подобно тому как атомарное строение вещества не воспринимается нашими органами чувств.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в данном случае речь идет не о частицах материи, а именно об атоме психофизического переживания, поскольку для буддизма важна не вещь сама по себе, а ее отражение в сознании воспринимающего. Бытие дхарм крайне неустойчиво, ведь любая из них — это не более чем переживание, длящееся долю секунды, малейшее мгновение. В следующее мгновение ее уже нет, ее сменяет другая дхарма. Именно поэтому любая вещь, как и было сказано выше, представляет собой поток дхарм. Однако совокупность всех этих психофизических квантов всегда самотождественна и составляет все то, что человек мыслит под словом «Вселенная». Процесс взаимозамещения дхарм абсолютно детерминирован законом причинно-следственных связей см. Кроме того, поскольку дхарма — это элементарная частица опыта, то она несет лишь какое-то одно качество, с которым может быть полностью отождествлена. Таким образом, вся воспринимаемая человеком реальность есть круговорот дхарм, каждое мгновение являющий собой новую комбинацию новых квантов психофизического опыта.
Это, с точки зрения адептов буддизма, позволяет нам ощущать иллюзию изменений, происходящих вокруг. Более того, в процессе самообъективирования человек осознает самого себя в качестве живого и личностного существа благодаря этому непрекращающемуся потоку. В рамках буддийской терминологии это учение о непостоянстве именуется термином анитья санскр. Скандхи Отдельная дхарма в силу своей элементарности не может быть воспринята человеком. Он воспринимает дхармы группами, а если буквально перевести соответствующий буддийский термин, то «кучами» — скандхами санкр. Всего можно выделить пять видов скандх. Они же считаются пятью группами привязанностей, у каждой из которых существует свое название. Классификация скандх отражает ступени процесса восприятия любого объекта: — Рупа санскр.
В составе данной «кучи» можно выделить четыре компонента: земля, вода, ветер, огонь. Ощущения бывают трех типов: приятные, неприятные и нейтральные. Буддизм выделяет шесть типов восприятия: формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения и идеи! Показательно, что в данном случае, в отличие от предыдущих, к процессу познания объекта подключается сознание. Кроме того, поскольку в этой скандхе проявляется воля, стремящаяся к объекту либо отвращающаяся от него, это действие порождает карму. Данные пять скандх представляют собой закрытый перечень всего сущего в нашем мире и, соответственно, единственно возможный способ восприятия Вселенной целиком и любого из вмещаемых ею предметов в отдельности. Только через эти пять скандх можно воспринимать себя и мир вокруг. Следовательно, данные пять типов скандх — это единственно возможный способ самообъективирования, то есть самовосприятия.
Иначе говоря, именно из этих групп дхарм, как в материальном, так в духовном измерении, и состоит человек, который может по ошибке полагать, что он обладает неким носителем личностного начала — «я», способным существовать после физической смерти тела. Что есть «я»? Поскольку все существующее есть просто поток дхарм, представленных и воспринимаемых в виде пяти групп — скандх, то, соответственно, в рамках буддийской традиции невозможно ставить вопрос о существовании бессмертной души, вечного личностного начала, постоянного «я», которое и является субъектом действий. Данное положение буддийского учения носит название анатман санскр. Вместо этого предлагается концепция многосоставности того, что воспринимается нами как личность. Она есть просто пять скандх, воспринимаемых нами в своей целокупности. Классическим образным объяснением буддийского восприятия личности стал пример из текста «Вопросы Милинды», составленного около 100 года до н. Указанное сочинение входит в состав палийского канона и представляет собой диалог между проповедником буддизма — монахом Нагасеной и Милиндой 482.
В ходе дискуссии монах приводит в качестве примера колесницу, поочередно перечисляя ее составные части и вопрошая собеседника, не есть ли это колесница. Получив ряд отрицательных ответов, Нагасена спрашивает, не есть ли колесница набор этих элементов, царь вновь указывает, что это не так. В конце концов выясняется, что колесницей эти детали делает только упорядоченный состав всех элементов, которые и объединяются общим именем. Подводя итог, монах Нагасена говорит: «Отлично, государь. Ты знаешь, что такое колесница. Вот точно так же и у меня: вследствие волос, вследствие волосков на теле и прочего, вследствие образного, вследствие ощущений, вследствие распознавания, вследствие слагаемых, вследствие сознания и используется название, знак, обозначение, обиходное слово, просто имя Нагасена, однако в высшем смысле здесь не представлена личность» 483. Шесть возможных форм рождения Вместе с тем, по буддийским представлениям, человек как живое существо не является единственной формой субъектности. Традиционно в буддизме насчитывается шесть возможных форм рождения и, соответственно, бытия: — люди; — дэвы санскр.
Самое распространенное описание прета указывает на него как на существо, чье горло размером с игольное ушко, а живот объемом с огромную гору; — нараки от санскр. Показательно и совершенно неслучайно, что данное перечисление начинается именно с человека, который оказывается таким образом поставленным выше не только асуров, но и блаженных богов. Это объясняется тем фактом, что у человека имеется перспектива преодоления страданий и достижения состояния, не подверженного ни болезням, ни печалям, в то время как божества, окрыленные сознанием собственного могущества и призрачного блаженства, не способны в своем актуальном состоянии обрести желаемое всяким живым существом нескончаемое бытие, чуждое какого-либо претерпевания. Для того чтобы совершить это, им необходимо прожить неимоверно долгую, но все-таки ограниченную неким рубежом жизнь и родиться человеком. Участь же остальных живых существ, начиная от животных и заканчивая нараками, еще более печальна. Животные не могут осознать самой необходимости выхода из круговорота страданий, а преты и нараки не способны сделать это ввиду тяготеющих над ними последствий порочных деяний прошлых жизней. В результате они вынуждены на протяжении безумно долгого но не бесконечного! Тем не менее условно принято различать «счастливые» и «несчастливые» формы рождения.
К первым относятся три первых, а ко вторым — все остальные. Буддийская космология и священная география В буддизме существует довольно подробно разработанная космологическая концепция, объясняющая устройство Вселенной, а также этапы ее бытия. Буддийское представление о структуре мира Традиционный буддизм не отрицает реальности бытия видимого мира, однако не настаивает на абсолютной точности его описания. Это позволяло данной религии интегрировать в свое мировоззрение космологические элементы тех народов, среди которых осуществлялась проповедь. Традиционное буддийское представление о структуре мира выглядит следующим образом. Здесь обитают все живые существа, обладающие органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусовыми ощущениями, — и прикованные через их посредство к объектам, дарующим услаждение перечисленных органов чувств. Впрочем, некоторые божественные персонажи нижнего уровня также обитают здесь; 2 сфера форм санскр. Однако существа, живущие в сфере форм, преодолели грубые телесные привязанности, навязываемые нам органами чувств.
Это мир гигантский во всех отношениях: он населен божествами-великанами, время жизни которых огромно, но все же ограничено. Следовательно, уже одно это указывает на тот факт, что этот мир тоже несовершенен. Существа, пребывающие здесь, находятся в состоянии особого сосредоточения транса , дарующего им покой и внутреннее «душевное» наслаждение и отвлекающее их от необходимости получения абсолютного освобождения; 3 сфера не-форм санскр. Соответственно, и населяющие его сущности боги и некогда бывшие людьми аскеты лишены телесных очертаний, это существа, бытийствующие исключительно посредством сознания, которое тем не менее не преодолело тяги к сансарическому бытию, и посему сохраняющие самотождественность, чувство своего «я». Оговоримся, что таких «трехсферных Вселенных» бесчисленное множество. Это утверждение справедливо как в отношении времени, так и в отношении пространства. Устройство мира форм Отдельно следует сказать об устройстве мира форм, а также о периодах его существования, поскольку именно в нем, с точки зрения буддизма, мы и пребываем. В центре нашего мира находится гора Сумеру Меру санскр.
Sumeru — букв. Ее название, как и многие другие космологические элементы, заимствованы из общеиндийского религиозно-культурного наследия. Подножие Сумеру погружено в бесконечные воды океана, а вершина недоступна человеческому зрению. Здесь, на ее уступах, обитают божества материального мира, например Брахма. Вокруг Сумеру вращаются 486 Солнце и Луна, поддерживаемые от падения на Землю движением дхарм, подобным ветру, порожденному совокупной энергией существ, живших и живущих в мире. Возвышающуюся из воды Мировою Гору окружают кольцами несколько рядов непреступных горных хребтов, между которыми также находятся моря со сладкими и легкими водами. Каждое последующее море наполовину меньше предыдущего. Предпоследнюю горную цепь окружает соленый океан, где расположены по сторонам света четыре континента, на одном из них, как считается, и живем мы.
Кроме того, все четыре континента вместе с вмещающим их океаном находятся внутри самой большой из восьми горных цепей. Именно она и служит границей, предельным рубежом «нашего» мира. Будда Шакьямуни родился на континенте Джамбу, из чего следует вывод, что и мы живем именно на этом континенте. Впрочем, считается, что все остальные континенты также населены людьми, различающимися формами лиц и цветом кожи. Отличительной структурной чертой «нашего» континента — Джамбу — является наличие под его земной поверхностью адских обителей, восьми кругов ада, по форме представляющих собой усеченную пирамиду. Эти восемь кругов, или этажей, ада расположены друг под другом. Их размер, а также степень мучений и время пребывания в них узников увеличиваются по мере углубления. В центре каждого адского этажа расположен главный, центральный ад, а по каждой из четырех его сторон — еще четыре дополнительных, куда перемещаются страдальцы после того, как отбудут положенный срок в главном узилище.
Существа, пребывающие здесь преты 487 и нараки , появляются сразу во взрослом состоянии, то есть не проходят периодов взросления и старения. Буддийская литература содержит множество ярких и красочных описаний терзаний, ожидающих здесь тех, кто жил в прошлом недолжным образом. Важно иметь в виду, что сколь бы долгим ни был срок пребывания в любом из адов, он все же ограничен и предполагает необходимость последующего рождения и возможность обретения вечного освобождения от тягот бытия. Представление о законах бытия и времени Описанный выше порядок бытия мира не является вечным, как, впрочем, не отличается и уникальностью и изначально заданным смыслом. Он существует в силу законов природы, главным из которых является карма. Это понятие активно разрабатывалось последователями различных брахманских даршан 488. Буддизм наследовал у предшествовавших ему религиозных движений это понятие, наделив его, однако, особым значением. Карма В буддизме карма — это собственно деяние, состоящее из определенного благого или аффективного то есть «неправильного» состояния сознания и связанного с ним действия.
И ничего больше. Вызванное данным состоянием сознания изменение в мире есть уже не карма, но ее последствия. Важно иметь в виду, что кармические последствия происходят автоматически и никак не связаны с волеизъявлением богов или даже желанием самого человека. Собственно говоря, применительно к бытию живых существ это и есть сансара — круговорот рождений и смертей, являющихся причиной и следствием друг друга. Учение о том, что в соответствии с кармическими нормами у каждого явления или действия есть причина и оно в свою очередь является причиной следующего явления или действия, получило название пратитья-самутпада санскр. Поскольку карма зависит от состояния сознания, то внешне благие действия могут иметь отрицательные последствия и наоборот. Таким образом, при ясности самого принципа его действие в рамках эмпирического мира не вполне очевидно. Поэтому принято считать, что до конца действие кармического принципа мог уяснить только сам Будда, остальные существа способны приблизиться к его пониманию по мере духовного преуспеяния.
Бытие Вселенной А что же можно сказать о Вселенной? Какова причина ее существования? Буддизм утверждает, что таковой является совокупная карма всех живых существ, обитавших в мирах, бывших прежде нынешнего 489. Прежние же, в свою очередь, были порождены кармой обитателей предшествовавших по времени миров, и так до бесконечности. Иначе говоря, Вселенная существует циклически, разрушаясь и вновь возникая.
Круговорот души буддиста 7 - 90 фото
Будда: легенда и реальность Проблемы датировки жизни основателя буддизма Личность основателя буддизма овеяна многими мифами и легендами, так что долгое время в европейской науке не было единого мнения, считать ли Сиддхартху Гаутаму реальным историческим лицом или же вымышленным культурным героем и легендарным персонажем. Сегодня большинство исследователей считают, что такой человек все же существовал на самом деле. Как пишет отечественный историк М. Альбедиль, «теперь никто не сомневается в том, что Будда был реальной исторической личностью, хотя его жизнь окружена множеством легенд и явных преувеличений» 456. Тем не менее в научном сообществе до сих пор нет согласия относительно времени жизни Будды 457. В западной исторической науке утвердилось представление о том, что основатель Буддхадхармы окончил свой земной путь в 486 году до н. И поскольку считается, что он прожил 80 лет, то, соответственно, годом его рождения нужно считать 566 год до н. Однако по иной довольно распространенной версии даты жизни Будды 624—544 годы до н. Однозначно принимается всеми только верхняя условно допустимая граница жизни Будды: очевидно, что основатель учения умер ранее 20-х годов IV века до н.
Проблема датировки жизни Будды осложняется еще и тем, что письменные источники, свидетельствующие о Сиддхартхе Гаутаме, на века отстоят от любого из предполагаемых периодов его жизни. Вместе с тем для исследования той или иной религиозной традиции важны, скорее, не столько реальные характеристики и достоверные факты из жизни ее основателя, сколько его идеальный образ в сознании адептов учения. Именно этому идеалу и стремятся подражать верующие, в то время как образы любого религиозного учителя, составленные на основании имеющихся исторических свидетельств, по выражению одного из выдающихся отечественных буддологов С. Ольденбурга, «только тени и больше ничего» 459. Происхождение и первые годы жизни Будды Итак, соединив мифы с фактами, что же мы можем сказать об основателе буддизма? Будущий Будда родился на северо-востоке Индии в городе Капилавасту 460 в семье кшатриев из племени Шакья и рода готры Гаутама 461. Имя его отца — Шуддходана, а матери — Махамайя. Перед зачатием сына Махамайя увидела удивительный сон: ей приснилось, что белый слон вошел в ее правый бок.
Наутро она поведала сон своему мужу, и тот призвал астрологов, чтобы спросить их о значении виденного. Астрологи сообщили ему, что родившийся от его жены ребенок станет великим человеком. Если он будет подвизаться на поприще стяжания власти, то будет великим правителем всего мира, то есть чакравартином санскр. Если же устремит свои силы к духовным поискам и отрешится от благ земного мира, то станет великим учителем — Буддой. Буддисты не настаивают на сверхъестественном характере рождения основателя своего учения, полагая, что оно произошло в соответствии со всеми законами природы. Когда Махамайе пришло время родить сына, она была в дороге. Женщина спустилась с повозки и, войдя в рощу салловых деревьев, стоя разрешилась от бремени. Младенец вышел из чрева через правый бок, сделал самостоятельно семь шагов и издал победный клич, провозглашая себя высшим существом.
Несмотря на чудесный характер родов, они имели трагические последствия для роженицы — через краткое время она умерла. По требованию отца новорожденный был обследован астрологом, который нашел на его теле ряд физических особенностей и истолковал их как указание на особое предназначение ребенка. Второй раз младенцу было предсказано, что ему надлежит стать либо миродержцем-чакравартином, либо Буддой. Через пять дней после родов был совершен обряд наречения имени, и мальчик получил имя Сиддхартха санскр. Потерявший жену Шуддходана пытался приложить все силы к тому, чтобы его сын достойно продолжил служение кшатриев и стяжал славу великого царя, а не пошел бы по пути аскетического делания. Для этого он поселил сына в прекрасном дворце, окруженном великолепными садами. Множество молодых, дышащих здоровьем и силой слуг и служанок готовы были исполнить любое его желание. Жизнь проходила в развлечениях, разбавленных интеллектуальными упражнениями по усвоению наук того времени и практических навыков, необходимых молодому кшатрию.
Как и подобает великому человеку, все преподаваемое он вмещал в свой ум и сердце легко и непринужденно. Однажды мальчик, оставленный по вине прислуги без бдительного попечения, впал в состояние столь глубокого транса, что просидел на одном месте, скрестив ноги, несколько часов. Этот случай явился очередным доказательством склонности Сиддхартхи к созерцательной жизни. Брак и семья Сиддхартхи Когда Сиддхартхе исполнилось шестнадцать лет, он должен был вступить в брак с девушкой из аристократической фамилии. Это соответствовало представлениям той эпохи о периодах жизни каждого человека. В качестве невесты была избрана представительница кшатрийской семьи Яшодхара букв. Родители избранницы сочли нужным устроить особую брачную церемонию сваямвары санскр. Svayamvara — букв.
Сиддхартха сумел натянуть тетиву на древнем луке огромных размеров, который прочие участники состязания не смогли даже поднять от земли. Выбор был сделан в пользу самого сильного и ловкого. В браке у Сиддхартхи родился сын Рахула санскр. В соответствии с древними индийскими традициями это означало, что Шуддходана может передать бремя власти сыну, а сам удалиться от дел 462. Тем не менее намерениям отца так и не суждено было осуществиться. Судьбоносные встречи Однажды, когда Сиддхартхе было 29 лет, он выехал за пределы своего дворца и пережил четыре судьбоносные встречи, навсегда изменившие его жизнь. Сначала он увидел дряхлого старика и осознал, что молодость и полнота телесных сил — временное состояние, которое вскоре должно прекратиться. Затем Сиддхартха обратил внимание на тяжелобольного человека, и это привело его к мысли о том, что здоровье не вечно и его легко можно потерять.
После этого ему попалась на пути похоронная процессия, сопровождавшая труп на место совершения кремации. Это повергло царевича в совершенную печаль, ибо ему стал понятен конец жизни всякого человека и всякого живого существа. Однако ощущение невыносимой тяжести бытия было смягчено четвертой встречей с отшельником-санньясином, пребывающим в медитативном сосредоточении. Эта встреча помогла пытливому уму молодого кшатрия понять, что из круговорота бед и скорбей, поджидающих всякого человека на его жизненном пути, все-таки есть некий выход. И пусть сам путь был ему еще неведом, но в том, что он есть, сомнений отныне не было. Для того чтобы найти этот путь, ведущий к избавлению от страданий, Сиддхартха ночью бежит из отеческого дома в сопровождении единственного верного слуги. В стремлении к достижению своей цели его не может остановить даже вид спящего сына, имя которого должно было напоминать об узах, привязывающих человека к своей семье. Божества, помогавшие Сиддхартхе в его духовных поисках, заглушили топот конских копыт, так что никто во дворце не проснулся от звука, издаваемого скачущей лошадью.
Отречение от прошлой жизни Достигнув леса, Сиддхартха обрезает свои волосы мечом в знак отречения от прошлой жизни ср. Следующие шесть лет были посвящены поиску учителя-гуру, который приобщил бы новоначального отшельника к подлинным знаниям, воспитал бы в нем навыки работы над собой и наставил бы на путь внутреннего совершенствования и познания истины. С этого момента Сиддхартха становится Шакьямуни, что буквально означает «отшельник», или «мудрец» из рода Шакьев. Неизвестно, сколько именно наставников было у Сиддхартхи. Имена по крайней мере некоторых из них известны: Удрака Рамапутра и Арада Калама, проповедовавшие доктрины, близкие санкхье 463 , славившиеся мастерством медитации и использовавшие метод особой психотехники, предполагавшей, в частности, работу с дыханием. Шакьямуни с успехом усвоил преподаваемое ему учение и овладел всеми необходимыми практическими навыками. Однако это не принесло ему ощущения свободы и не приблизило к состоянию неподверженности страданию. Несмотря на лестные предложения возглавить школу, Сиддхартха оставляет своих учителей и присоединяется к группе отшельников.
Они исповедуют идею обретения освобождения посредством радикальных аскетических упражнений, в частности, чрезвычайно сурового поста. При этом Гаутама, который привык доводить все до конца, имел физическое состояние, при котором, положив ладонь на живот, он мог чувствовать под пальцами свои позвонки. Впрочем, и здесь Сидхартха не обрел того, что искал. Не без помощи бога Индры, явившегося ему в видении, подвижник принял решение о прекращении самоистязания. Он вкусил немного риса, полученного от местной женщины. Его силы укрепились. Однако пятеро его товарищей по аскетическому деланию тотчас оставили Сиддхартху как ренегата, предавшего общие идеалы. Обретение просветления — бодхи Дав себе обещание не сходить со своего места до тех пор, пока не обретет истину, Шакьямуни сел со скрещенными ногами принял «позу лотоса» под фикусовым деревом 464 и погрузился в медитацию.
Во время своего духовного поиска Гаутаме пришлось столкнуться с различными наваждениями и искушениями. Так, злое и демоноподобное существо Мара санскр. Но Сиддхартха оставался непреклонен в своих устремлениях до тех пор, пока не осуществил, наконец, свой духовный прорыв. Он обрел просветление бодхи и стал Буддой 465. Это случилось на сорок девятый день медитации, когда подвижнику было тридцать пять лет от роду. С этого момента он стал существом, превосходящим не только всех людей, но и всех божеств. Он перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, ибо всякий человек находится в плену сансары, которая не властна над Буддой. Каково же содержание истины, открывшейся Шакьямуни под деревом бодхи?
Буддисты считают, что в момент глубокого сосредоточения Гаутама осознал ряд идей — Четыре Благородные Истины, которые и составляют доктринальное ядро буддийского вероучения. Будда осознал, что жизнь есть страдание, что причиной страдания является желание и влечение, что существует особый вид бытия, не связанный со страданием, и что есть путь, ведущий к обретению этого бытия. Выход на проповедь Достигнув просветления, Сиддхартха оказался перед дилеммой: выйти из мира, получив вечное освобождение, или же остаться в нем ради того, чтобы сделать доступным пройденный им путь другим живым существам? В важный момент выбора в ситуацию вынужден был вмешаться бог Брахма, призвавший Гаутаму к открытой проповеди обретенных им истин. Сердце Пробужденного исполнилось великого сострадания ко всему живому, пребывающему в цепях сансары, и он решил не оставлять нашего мира до тех пор, пока учение не будет распространено здесь в достаточной мере. Приняв это судьбоносное решение, Будда отправился к близлежащему городу Бенаресу, являвшемуся крупным духовным центром Индии и объектом массового паломничества. В местечке, именуемом «Олений Парк», им была произнесена первая проповедь, оставшаяся в истории буддизма под названием «Проповедь о повороте колеса учения» санскр. Dharma-cakra-pravartana Sutra.
Благодаря проникновенным словам проповедника они осознали свою ошибку и стали последователями возвещенного им нового учения. Таким образом, в самый первый момент общественного служения Сиддхартхи возникает три принципиальных объекта культа, а равно и объекта веры: Будда, дхарма учение и сангха, то есть община санскр. В совокупности эти три «вещи» составляют «три сокровища», или «три драгоценности» буддизма санскр. На протяжении следующих сорока пяти лет Будда занимался активным распространением своего учения, и благодаря его проповедям, сопровождавшимся нередко различными знамениями и чудесами, численность общины постоянно увеличивалась. Росту популярности Буддхадхармы немало способствовала поддержка властей, а также многих состоятельных людей. Один из таких благотворителей подарил общине участок земли в царстве Кошала с расположенной на нем рощей. Это место стало одним из центров притяжения адептов нового учения. Здесь члены общины часто собирались вместе, внимая словам учителя.
Плодом миссионерских усилий Сиддхартхи стало обращение в новую веру и ближайших родственников: жены и сына, вошедших в монашескую общину. Считается, что к концу пребывания Будды на Земле число его учеников достигло 12,5 тыс. Завершение земного пути Гаутамы В возрасте восьмидесяти лет Шакьямуни, осознавая, что им совершено все возможное для помощи всем живым существам, завершил свое странствование. Это произошло в месте Кушинагара. Вкусив угощения, приготовленного одним из его почитателей, Будда заболел вполне возможно, что это было просто обычное пищевое отравление. Перед своей кончиной он призвал к себе учеников, дал им последние наставления, после чего погрузился в медитативное сосредоточение, завершившееся переходом в иную форму бытия, неподверженного страданиям. В соответствии с традициями тело Будды было кремировано. Последователи его учения, стоявшие во главе различных государств, просили учеников передать им часть пепла, оставшегося от погребального костра.
На местах благоговейного положения этих останков создавались особые архитектурные сооружения — ступы санскр. В буддистской литературе Будде Шакьямуни усвоено несколько эпитетов, наиболее значимыми из которых являются эпитеты Татхагата санскр. Буддийский священный канон Будда Шакьямуни не оставил после себя ни одного письменного текста. А через весьма непродолжительное время по смерти основателя учение разделилось на множество направлений. Это во многом обусловило дальнейшую разность фундаментальных текстов религиозной традиции. Палийский канон и его разделы Свод священных текстов буддизма — Трипитака санскр. Однако записан он был гораздо позднее — в 80 году до н. Материалом для письменной фиксации послужили пальмовые листья — традиционный письменный материал той эпохи в данном регионе.
Записи были сложены в три корзины, что и дало название всему корпусу текстов. Структура данного трехчастного сборника такова: 1. Виная пал. Сутра пал. Одним из известных и наиболее популярных текстов этого цикла является сборник «Дхаммапада», составленный из изречений, приписываемых Будде Шакьямуни. Абхидхарма пал. Сложность языка изложения и содержания свидетельствуют о том, что довольно рано рассмотрение подобных вопросов стало уделом избранных лиц, составлявших интеллектуальную элиту того времени. Именно в описанной редакции буддийский канонический свод был известен в Европе и долгое время считался единственным нормативным священным текстом буддизма.
Поскольку же палийский канон неразрывно связан с направлением буддизма, именуемым на пали Тхеравада о направлениях буддизма см. Иные варианты буддийского канона Однако впоследствии стало очевидным, что эта позиция не соответствует исторической правде. Тексты другого направления буддизма — Махаяны — не уступают по древности возникновения текстам, сформировавшимся в лоне Тхеравады. Как свидетельствует профессор Е. Торчинов, один из наиболее авторитетных исследователей буддизма, «некритически отождествлять палийский канон с учением раннего буддизма и тем более с учением самого Будды было бы легковерно и совершенно ненаучно» 472. Относительно времени возникновения ключевых для двух перечисленных традиций буддизма текстов Торчинов прямо указывает, что к 80 году до н. Таким образом, мы имеем три основных варианта буддийского канона священных текстов: 1 палийский канон, почитаемый в качестве сакрального текста в Тхераваде; 2 китайский вариант канона, сформировавшийся в Поднебесной в русле традиции Махаяны; 3 тибетский вариант канона, весьма близкий к китайской версии. Отличительной его особенностью является дополнительное двухчастное деление на Ганджур собственно Трипитака и Данджур — многотомный сборник комментариев к тексту Ганджура.
Состоит из произведений различного характера — от литературных до философских, причем не только тибетских по происхождению, но и переводных. Кроме того, существует еще и корейский канон, именуемый трипитака кореана, историческая ценность которого состоит в том, что он представляет собой наиболее полное собрание буддистских текстов. Жизнеописания Будды 474 Отдельно следует сказать о текстах, являющихся жизнеописаниями Татхагаты Будды. Формально эти сочинения не входят в канон, однако их значение для буддийской традиции весьма велико. Как было сказано выше, письменные жизнеописания Гаутамы появились лишь спустя несколько столетий после окончания его земного пути. Укажем на два ключевых текста подобного рода. Первый из них — «Жизнь Будды» санскр. Buddhacaritam , составленный индийским поэтом и проповедником Ашвагхоши, жившим, как считается, во II веке н.
Второй важнейший текст — Лалитавистара букв. Текст был написан на санскрите и в IV веке н. Буддийская литература сутр и шастр В заключение обзора сакральных текстов буддизма скажем также о литературе сутр и шастр. Мы уже встречались с этими понятиями, когда говорили о текстах смрити в индуизме 476. Как мы помним, сутрами в индуизме именовались сборники сентенций философского или морального характера, а шастры представляли собой, как правило, тексты-комментарии к ним, пояснительную литературу. В истории буддизма ситуация выглядела несколько иначе. Первым памятником литературы буддийских сутр является трактат I века до н. Данный текст послужил образцом для будущих сочинений подобного рода, которые подражали ему даже в названии, сохраняя указание на совершенную мудрость и принадлежность к сутрам 477.
Данные сочинения, большинство из которых возникло в период с I века до н. Здесь отражены специфические для этого направления буддизма элементы мировоззрения, о которых будет сказано ниже. При этом изложение доктрин лишено систематичности, поскольку претендует на пересказ живой беседы учителя. В соответствии с содержанием все сутры можно условно разделить на три основные категории: 1 сутры, излагающие буддийскую теорию бытия; 2 сутры вероучительные доктринальные ; 3 сутры культового характера.
Используйте пробелы для букв, которые вы не знаете. Оба поля можно использовать одновременно, если вы хотите уменьшить количество результатов и таким образом сузить слово решения. Похожие вопросы.
Звенья цепи таковы: 1 неведение, 2 карма, 3 сознание, 4 имя-и-форма, 5 шесть опор чувственного восприятия, 6 соприкосновение контакт , 7 ощущение, 8 влечение, 9 цепляние, 10 существование, 11 рождение, 12 старение и умирание [12] [13].
Буддийские мастера предлагают множество способов анализа двенадцатизвенной цепи и группировки её звеньев. К примеру, Нагарджуна предложил такой способ: из трёх звеньев-омрачений неведения, влечения и цепляния возникают два звена кармы карма и существование , из них — семь остальных звеньев, которые являются страданием, а их этих семи — снова три омрачения, и так далее непрерывно по кругу [14] [15]. На полное осуществление одной цепи одного цикла уходит минимум две, а максимум три жизни если карма, ввергающая в новое рождение, проявилась не в той же жизни, в какой была создана , и разворачивается эта цепь нелинейно. В одной жизни неведение создаёт карму, карма оставляет отпечатки в сознании, в момент смерти под влиянием влечения и цепляния отпечаток кармы проявляется и становится новым существованием так существо попадает в промежуточное состояние между жизнью и смертью — бардо , затем происходит рождение в новом теле, и в тот же момент возникает звено имя-и-форма зачатки скандх , они развиваются в шесть опор чувственного восприятия, затем чувственные сознания входят в контакт со своими объектами зримыми формами, звуками, запахами и пр. Все шесть миров сансары полны страданий, однако сильнее всего страдают животные, голодные духи и существа ада , также эти уделы менее всего подходят для достижения освобождения. Хотя в мире богов переживается больше счастья, наилучшим положением для освобождения от сансары считается мир людей [18]. Последователи тхеравады утверждают, что существо перерождается сразу после смерти, тогда как в учениях махаяны рассматривается промежуток времени между смертью и новым рождением — состояние бардо, в тантрическом буддизме концепция бардо получила дальнейшее развитие [10]. Круговорот сансары не имеет начала [19] , его основными движущими силами считаются неведение, влечение и цепляние, а также ввергающая в следующее рождение карма [20].
Причём неведение относительно собственной природы — убеждённость в существовании постоянного и самосущего «я» — рассматривается как корень сансары, его самая главная причина [21] [10] , а влечение и цепляние — как условия проявления ввергающей кармы [22]. Когда устраняется неведение, круговорот сансары прекращается и достигается нирвана , которую характеризуют как «мир абсолютного, мир свободы» [8] [21]. Учителя тибетского буддизма утверждают: чтобы выйти из круговорота сансары, нужно разорвать двенадцатизвенную цепь [23].
Сэржэм проводится как во время молебнов, так может являться и частью отдельного обряда. Для обряда «сэржэм» используется свежезаваренный чай, молоко или водка. Ламы в ходе ритуала читают молитву для благословления напитка, затем подносят его тому или иному защитнику Учения. Для проведения этого ритуала верующие должны принести так называемое «даллага» подношение, с которыми они будут призывать благополучие и процветание: это могут быть сладости, молочные продукты сагаан эдеэ, бур. Лама произносит: «Даллага абагты!
Принято делиться принесенными подношениями с соседями. Также можно положить в полные ладони деньги, тем самым призывая материальное благополучие, или четки, призывающие и накапливающие ваши добродетели буяны.