18 января 2024 года исполнится 81 год со Дня прорыва блокады Ленинграда. Эта история о талантливых инженерах и бесстрашных женщинах, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда. За 20 дней работы трехмерной панорамы сражения операции "Искра" в в Выставочном зале Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» г. Кировска ее посетило более 5 000 человек. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Сейчас покажу вам фотографии этих двух знаковых для меня мест. Да, и ещё. Я знаю, что слово "блокада" пишется с маленькой буквы. Так диктуют правила русского языка. Но я всегда пишу слово "Блокада" применительно к Ленинграду только с большой.
Здесь работают совсем другие правила.
Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, - неудержимо, с тупым, посторонним удивлением... Трубя о нашем мужестве, они скрывают от народа правду о нас. Мы изолированы, мы выступаем в ролях "героев" фильма "Светлый путь". Тогда она горько призналась самой себе: "Для слова - правдивого слова о Ленинграде - еще, видимо, не пришло время... Придет ли оно вообще? Но именно сильный народ властям был не нужен. Они не доверяли городу непокоренных. Городу, стойкость жителей которого не могло не признать даже гитлеровское командование. Генералам и командирам дивизий войск группы "Висла".
Настоящим посылаю для изучения материалы по обороне Ленинграда... Пусть каждый узнает, с каким грубым, холодным как лед противником мы имеем дело... Обязанностью каждого жителя города было выполнение только таких работ, которые стояли в непосредственной связи с обороной города с тем, чтобы отбросить врага, или просто работ, связанных с ведением войны. Жители обучались военному делу, рыли окопы и работали на промышленных оборонных предприятиях. Воля населения к сопротивлению не была сломлена. Проведение оборонных мероприятий было всеобщим. Эти мероприятия проводились полностью даже при бесчисленных атаках немецких войск. Пригородные районы и сам город перерезали противотанковые рвы и система окопов. Каждый дом был превращен в крепость, подвальные помещения связаны в линии обороны. Ненависть населения стала важнейшим мотором обороны".
Вот этой несломленной воли к сопротивлению, как и ценой неимоверных жертв завоеванного права на честную память, партийное руководство после войны опасалось более всего. И "в назидание" организовало сначала погромное постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" в 1946 году, а потом, в 1949-м, "Ленинградское дело". В 1949 году был уничтожен и открывшийся еще во время войны Музей обороны и блокады, экспонаты для которого собирали сами ленинградцы. Его руководство репрессировали по "Ленинградскому делу". Создатели экспозиции музея, как резюмировала прибывшая с проверкой комиссия ЦК ВКП б , "незаслуженно приписали" подвиг воинам и горожанам, "создавали миф об особой "блокадной" судьбе Ленинграда" и даже "принизили роль товарища Сталина в обороне города". Блокада Ленинграда, теперь уже информационная, продолжалась. И снова не ошиблась - "они" укрепились, и "им" действительно зачли деятельность по умерщвлению правды. Одним из таких "укрепившихся" стал начавший свою партийную карьеру после "Ленинградского дела" и доросший до должности первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов. Именно он, невзирая на просьбы ленинградцев, не разрешал вновь открыть Музей обороны и блокады: музей открылся лишь после отъезда Романова в Москву, в середине 80-х. Он же, несмотря на письма блокадников, запретил хоронить Ольгу Берггольц на Пискаревском кладбище.
А еще товарищ Романов наложил вето на издание в Ленинграде "Блокадной книги" - даже с цензурными купюрами первая, журнальная, публикация состоялась в Москве в 70-х. И уже в 2004 году в интервью "РГ" не постеснялся откровенно ответить на вопрос о том, почему негативно воспринял "Блокадную книгу": "Вы знаете, я и сейчас плохо отношусь к Гранину, точнее к тому, что он говорит и пишет о блокаде. Это все неправильно, необъективно... Руководители города, включая Жданова, сделали все, чтобы спасти Ленинград". Бывают странные сближения - в 2010 году, за несколько дней до празднования 100-летнего юбилея Ольги Берггольц, Смольный во главе с предыдущим губернатором, вопреки протестам творческих деятелей и простых горожан, принял решение "в целях увековечения памяти государственного деятеля Григория Васильевича Романова" об установлении мемориальной доски на доме, где он жил. Петербуржцы прозвали ее "доской беспамятства". Несколько позже то же правительство Петербурга признало аварийным памятник архитектуры ХIХ века - Дом литератора на Невском проспекте, 68. Дом литератора начали восстанавливать сразу после прорыва блокады Ленинграда. Он стал первым возрожденным историческим зданием города-героя, причем возрожденным благодаря подвижничеству жителей, добровольно приходивших помогать реставраторам. Пытаясь спасти легендарный особняк, деятели культуры среди которых были Михаил Пиотровский и Александр Сокуров напоминали и об этом, считая его своеобразным памятником духовному подвигу горожан.
Его, не дрогнув, снесли.
Куда их везут? Причем их очень много показано. Впечатление удручающее... Я считаю, что много не нужно показывать - зачем вереница?.. Или, скажем, идет человек и качается.
Неизвестно, почему он качается, может быть, он пьян. Это сгущает краски, создает тяжелое впечатление". Его дополнил второй секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП б Алексей Кузнецов, четко назвавший истинную причину запрета выхода картины: "Получается чересчур много трудностей. Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все покрыто льдом, люди едва движутся, а борьбы не показано. Разве это оборона. Вот, скажут, правители, довели город до такого состояния.
Направление взято неправильно". Итог подвел Жданов: "Картина не удовлетворяет". Побывавшая в 1942 году в Москве Берггольц испытала шок: "О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как о ежовской тюрьме. Я рассказываю им о нем, как когда-то говорила о тюрьме, - неудержимо, с тупым, посторонним удивлением... Трубя о нашем мужестве, они скрывают от народа правду о нас. Мы изолированы, мы выступаем в ролях "героев" фильма "Светлый путь".
Тогда она горько призналась самой себе: "Для слова - правдивого слова о Ленинграде - еще, видимо, не пришло время... Придет ли оно вообще? Но именно сильный народ властям был не нужен. Они не доверяли городу непокоренных. Городу, стойкость жителей которого не могло не признать даже гитлеровское командование. Генералам и командирам дивизий войск группы "Висла".
Настоящим посылаю для изучения материалы по обороне Ленинграда... Пусть каждый узнает, с каким грубым, холодным как лед противником мы имеем дело... Обязанностью каждого жителя города было выполнение только таких работ, которые стояли в непосредственной связи с обороной города с тем, чтобы отбросить врага, или просто работ, связанных с ведением войны. Жители обучались военному делу, рыли окопы и работали на промышленных оборонных предприятиях. Воля населения к сопротивлению не была сломлена. Проведение оборонных мероприятий было всеобщим.
Эти мероприятия проводились полностью даже при бесчисленных атаках немецких войск. Пригородные районы и сам город перерезали противотанковые рвы и система окопов. Каждый дом был превращен в крепость, подвальные помещения связаны в линии обороны. Ненависть населения стала важнейшим мотором обороны". Вот этой несломленной воли к сопротивлению, как и ценой неимоверных жертв завоеванного права на честную память, партийное руководство после войны опасалось более всего. И "в назидание" организовало сначала погромное постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" в 1946 году, а потом, в 1949-м, "Ленинградское дело".
В 1949 году был уничтожен и открывшийся еще во время войны Музей обороны и блокады, экспонаты для которого собирали сами ленинградцы. Его руководство репрессировали по "Ленинградскому делу". Создатели экспозиции музея, как резюмировала прибывшая с проверкой комиссия ЦК ВКП б , "незаслуженно приписали" подвиг воинам и горожанам, "создавали миф об особой "блокадной" судьбе Ленинграда" и даже "принизили роль товарища Сталина в обороне города". Блокада Ленинграда, теперь уже информационная, продолжалась. И снова не ошиблась - "они" укрепились, и "им" действительно зачли деятельность по умерщвлению правды.
Но те, кто под артобстрелами и бомбежками строил и эксплуатировал железнодорожную ветку, называли ее «коридором смерти». Практически все составы подвергались ударам врага. Точное число жертв, принесенных ради создания и работы это трассы, до сих пор неизвестно. Временная железная дорога перестала функционировать только после полного освобождения Ленинграда от блокады. Прорыв ради дороги Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот. В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра». Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию. Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда!
Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция. Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. В ночь с 18 на 19 января радио Ленинграда передало: «Блокада прорвана!
Оборона Ленинграда
Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. в материале РИА освобождения от блокады ЛенинградаВ январе отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло | Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. |
Как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда | Как изобретательность медиков блокадного Ленинграда спасала жизни горожан? |
Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда | Эта история о талантливых инженерах и бесстрашных женщинах, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда. |
Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома» | Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. |
Блокада Ленинграда
Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра".
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.
Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай.
Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.
До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы.
Войска не берегли ни командующие, ни командиры. Одни сначала не умели воевать по-другому, но учились на собственных ошибках. Другие, особенно выходцы из НКВД, по-другому воевать были неспособны: слишком уж привыкли побеждать молчащий народ. Винтовки у бойцов ДНО появились только по ходу боев. Так и получилось. Безоружные ополченцы в рукопашном бою противостояли мотопехоте, бросались под танки.
Были и паника, и бегство, отступления, но танки ценой чудовищных потерь остановили — благодаря ярости, отчаянию, безысходности. Целенаправленная эвакуация населения Ленинграда началась только зимой по Дороге жизни через Ладожское озеро. Ленинград встретил блокаду без продовольственных запасов. Нарком внешней торговли Микоян, узнав накануне войны, что немецкие суда спешно покидают советские порты, решил эшелоны с продовольствием, направленные в Германию, завернуть в Ленинград. Но Жданов отказался их принять, доложив о самоуправстве наркома Сталину. Секретарь Ленинградского обкома за все время блокады ни разу не был на передовой: сидел в бункере Смольного и прославился своим чревоугодием. Основные продовольственные запасы города находились на Бадаевских складах и не были рассредоточены.
С 15 сентября нормы по карточкам стали снижаться, а с началом зимы наступил голод, вызвавший цингу и дистрофию. Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х. Гранин вспоминал, как был командирован в город вместе с сослуживцем. Прихватив водку, они зашли к девицам. Те выставили жареную картошку, тушенку, яблоки и маслины! Выпив, девочки рассказали кое-что про своих друзей, распоряжающихся продуктами. На снимке общегородского совещания управхозов у всех круглые физиономии, дистрофиков не видно.
Некоторые чиновники становились миллионерами, меняя продовольствие на драгоценности. О матерях, ценою своих жизней подкармливающих детей. О каннибализме. Рассказ заставил депутатов содрогнуться от ужаса. Ангела Меркель не скрывала слез. Почему замкнулось кольцо Мемуары писали почти все маршалы и генералы. Для обхода острых углов было придумано пропагандистское клише: «Страна находилась на грани гибели, решалась судьба всего мира, поэтому вынужденная жестокость к солдатам была оправдана и необходима».
Понятно, посылать подчиненных на бессмысленную смерть особого ума не требуется. В других сражениях потери бывали и большими, но не столь концентрированными. В ее состав входило 16 дивизий, включая три танковые и три моторизованные. А противостояло ей 30 советских, в том числе четыре бронетанковых и две моторизованных. Численность дивизий в разных источниках разнится, но соотношение сил очевидно. Тем не менее 8 сентября 1941 года войска фон Лееба, прорвавшись через станцию Мга, замкнули кольцо окружения, началась блокада города, продолжавшаяся 871 день. Сообщение поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздуху.
Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте. Тем самым он навсегда запятнал честь немецкого мундира: ведь в предыдущей войне ничего подобного не было. В блокаду погиб миллион ленинградцев, вдвое больше, чем все гражданские потери Германии от бомбежек. Описывая неудачные наступления под Ленинградом или Ржевом, советские историки не указывали наши потери, а результат скрывали за фразами: «сковали крупные силы противника», «сорвали план захвата». Пример подал Сталин 6 ноября 1941 года, приведя фантастические цифры потерь фашистов. Американский историк Сэмюэль Митчем пишет: «Советские историки в силу политических причин избегали освещения неудач, чем существенно обеднили историческую картину». Обеспечить взаимодействие войск разных фронтов, тем более разделенных не только сушей, но и полноводной Невой, не имея опыта и времени на подготовку наступления, очень сложно.
Это выяснилось при проведении 1-й Синявинской операции. Но основной причиной неудачи стал человеческий фактор. В штабе Ленинградского фронта царила неразбериха, о чем написал историк Александр Верт. Командующий маршал Ворошилов управлять войсками был не в состоянии. Его заменил энергичный Жуков. В советском Генштабе понимали, что прочной обороны у немцев нет и встречными ударами в районе Мга-Синявино можно пробить коридор и деблокировать Ленинград. Сталин идею одобрил.
И даже вывел 54-ю армию во главе с маршалом Куликом из состава Ленинградского фронта, подчинив Ставке. Тем временем Лееб приступил к решительному штурму, 58-я пехотная дивизия вторглась в окрестности Ленинграда. Казалось, город обречен. Наступление немцев захлебнулось. Почему не удалось быстро прорвать блокаду Григорий Кулик в 1919 году под Царицыном руководил артиллерией красных, где познакомился со Сталиным, став в дальнейшем его военной опорой наряду с Ворошиловым и Буденным. Карьеру Кулика можно сравнить с катанием на американских горках. Оставаясь безграмотным, он на волне репрессий был вынесен на Олимп, став начальником главного артиллерийского управления РККА и заместителем наркома.
На этом посту успел развалить производство противотанковой артиллерии и заморозить выпуск «Катюш». В 1936 году за непригодностью Кулик был отозван из Испании, а в 1939 году получил выговор за Халхин-Гол, где только мешал Жукову. Но во время финской кампании, сконцентрировав артиллерию, пробил линию Маннергейма. Получил звание маршала и звезду Героя. Посланный с инспекцией на Западное направление, попал в окружение и вышел из него в крестьянской одежде. Тогда Сталин отправил его командовать 54-й армией, где на фоне Ворошилова он выглядел неплохо. Георгий Жуков восполнить недостаток образования тоже не стремился.
В 1930-х командовал полком в 7-й Самарской кавалерийской дивизии у Рокоссовского. В характеристике тот написал: «Не склонен к штабной работе.
Незадолго до операции Маргелов командовал 218 стрелковым полком 80-й стрелковой дивизии. Полк должен был участвовать в совместной операции с 80-й стрелковой дивизией. Первая попытка наступления в ночь на 25 ноября сорвалась из-за того, что части 80-й дивизии не вышли вовремя на исходный рубеж Новый выход советских частей на лед состоялся в ночь с 25 на 26 ноября. Однако и в этот раз операция сорвалась.
При движении по льду войска встретили ряд полыней и вынуждены были вернуться обратно на западный берег Ладожского озера. В этот день не все части 80-й стрелковой дивизии успели получить приказ повернуть обратно. Как минимум, один батальон 153-го стрелкового полка не сделал этого, вышел на берег Ладоги, занятый немцами, и был уничтожен в последовавшем бою. Новая попытка состоялась в ночь с 27 по 28 ноября. Теперь лыжники Маргелова должны были идти к Липкам из исходной точки-мыса Сосновец до островов Зеленцы около 15 км, а затем выйти на исходный рубеж. Это сильно удлинило их маршрут.
Лед был гладкий, торосистый, в связи с чем идти на лыжах было очень сложно. Рано утром 28 ноября только полк Маргелова смог выйти в назначенную точку атаки - к деревне Липки. Это случилось с опозданием, когда уже рассветало. Пехоты не было. Оценив сложившуюся обстановку, Маргелов дал приказ атаковать. Майор Маргелов, 21 ноября 1941 года Прорвав первую линию неприятельских окопов у первого Новоладожского канала, маргеловцы заняли своим левым флангом деревню Липки и продвинулись на юг примерно на 1 км, уничтожая дзоты, пулеметные гнезда и живую силу противника.
После перехода второго Староладожского канала проивник стал пулеметным и артогнем препятствовать дальнейшему продвижению лыжников, бросив против них, помимо имевшегося пехотного подразделения, свежие из резерва, оснащенные больщим количеством автоматического оружия, за счет чего противник имел значительные преимущества. Моряки стали нести большие потери от артиллерийского огня и минометов, фланги лыжников стали немцами обходиться, создавалась угроза окружения. В результате этого морские пехотинцы вынуждены были перейти к обороне. Почти весь командный состав полка был перебит, сам Маргелов был ранен, связь с частями 80-й дивизии установить было невозможно- все радиостанции вышли из строя. Попытки связаться с начштаба фронта не увенчались успехом, так как противник уничтожил 6 лыжников, посланных с донесением командиром полка.
В марте на левом берегу Невы оставался лишь один 330-й полк 86-й стрелковой дивизии ком. Блохин , в котором было не более 480 бойцов. Вместе с приданными ему 2-й ротой 120 саперного батальона и 4-й ротой 169-го минометного дивизиона и других мелких подразделений его численность была доведена до 600 человек.
Незадолго до весеннего ледохода на Пятачок были дополнительно переправлены еще около 500 бойцов из состава 284-го стрелкового полка. Общая численность обороняющихся составила около 1000 советских солдат. С немецкой стороны перед фронтом советских подразделений находился 1-й пехотный полк 1-й пехотной дивизии. В конце апреля 1942 года на Неве начался ледоход, который существенно затруднил связь гарнизона Пятачка с основными силами Невской оперативной группы на правом берегу. Немецкое командование приняло решение воспользоваться этим и ликвидировать плацдарм. В тот же день командование немецкой 1-й пехотной дивизии приступило к ликвидации плацдарма. Операция 1-го пехотного полка, усиленного за счет подразделений 43-го пехотного полка и 1-го саперного батальона, включала два этапа: захват так называемого коридора северная часть пятачка и последующее уничтожение его целиком. Для этого дополнительно была обеспечена мощная артиллерийская поддержка силами 1-го артиллерийского полка, 2-го дивизиона 196-го артиллерийского полка и 2-й батареи реактивных минометов 9-го отдельного артиллерийского дивизиона.
В 20 часов 20 минут 24 апреля внезапной атакой немцам удалось прорваться к берегу Невы и закрепиться там. Огневые точки, окопы переднего края были уничтожены мощным артиллерийским огнем. Последнее подкрепление защитникам пятачка поступило 26 апреля. Это были две роты 284-го полка. Вместе с ними, судя по донесениям из архива Министерства обороны, бой на плацдарме на заключительном этапе вели 382 советских солдата. С утра 27 апреля подразделения 330-го и 284-го полков отошли к центру плацдарма на 300-400 метров. Вся прибрежная часть Невы оказалась в руках немцев. Создалась критическая ситуация.
Последнее, что видели с правого берега Невы, это кусок маскировочного халата, на котором крупными буквами было написано: "Помогите". На исходе 27 апреля с плацдарма была передана последняя радиограмма — связь с 330-м полком была прервана. На правый берег был послан с донесением начальник штаба полка майор А. Соколов, который, будучи трижды раненым, всё-таки сумел добраться вплавь до противоположного берега и рассказать о критическом положении защитников плацдарма. Дальнейшее сопротивление носило очаговый характер. Так, в районе командного пункта полка продолжала сражаться группа бойцов во главе с начальником политотдела дивизии А. Щуровым, а у командного пункта 3-го батальона продолжали бой несколько человек во главе с С. Попытки частей 284-го полка форсировать Неву и контратаковать противника успеха не имели.
Унтер-офицер В. Буфф из 227-й пехотной дивизии, корректировавший в те дни огонь по пятачку, записал в своем дневнике: "Операция на плацдарме 27 апреля, в которой мы участвовали, стоила противнику по сообщению командования сухопутных сил 1400 убитых, 9 орудий и 6 танков.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда!
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Осада Ленинграда после прорыва продолжалась вплоть до января следующего года. |
Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада | 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. |
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград | Именно в этот день 80 лет назад благодаря успешной наступательной операции «Искра» удалось прорвать блокаду Ленинграда и укрепить веру жителей в полное освобождение города. |
Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине | Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. |