17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века. Портрет Брюсова Михаил Александрович писал почти наощупь и уверял его, что не он рисует картины, что демон руководит им, поэтому даже на стенах палаты сами собой появляются непристойные сюжеты.
Демоны Михаила Врубеля
Античность, библейские темы, итальянский ренессанс — всё переосмысливается в те годы. Не гнушался мастер и декоративно-прикладного искусства. На излёте «века железного» родился сплав художества и ремесла. В Германии процветал Deutscher Werkbund - объединение художников, архитекторов, мастеров и — предпринимателей, ставивших себе целью развитие немецких промыслов. В России был основан Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Подмосковное Абрамцево сделалось «точкой сборки» этого движения. Врубель — постоянный гость в усадьбе. Вот - майоликовые статуэтки "Египтянка" и "Девушка в венке", фигурки сказочных и античных героев. А ещё — камины, блюда, эскизы мебели.
На фоне причуд Модерна с его французской, чуть развратной томностью, затеялась его противоположность - неорусский стиль, что принято относить к национальной ветви Модерна и, тем не менее, то была явная антитеза генеральной линии Ар Нуво. Русские художники с воодушевлением расцвечивали мир былинной праистории. Камин "Микула Селянинович и Вольга" - буйство красок и языческого экстаза. Декоративное блюдо "Садко" для кузнецовской мануфактуры — фантастическое созвучие воды и золотого света. Полотно "Прощание Морского Царя с Волховой" - любование славянской легендой, которая ничуть не тусклее, чем античные сказания. И даже греческий "Пан", сатир выглядит, как отечественный Леший — он по лесу нас крутит, но если надо — укажет дорогу. Гений и помешательство — если не близнецы, то чаще всего родные братья. Не избегнул сей чаши и Михаил Врубель — последние годы жизни он содержался в скорбном доме и, хотя на его спасение Мамонтов направил колоссальные средства, безумие прогрессировало имена его докторов впечатляют — Сербский, Бехтерев, Усольцев.
Последней знаковой картиной был "Шестикрылый Серафим", в коем больше от его демонов, чем от верховного ангела. Бесы победили? На выставке можно увидеть некоторые рисунки, сделанные в психиатрическом узилище. Иногда брезжил свет выздоровления, и мастер возвращался к нормальной жизни, творчеству, друзьям и выставкам, но болезнь проявляла коварную изворотливость. Валерий Брюсов так описывал свою встречу с художником: «Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Вошёл неверной, тяжёлой походкой, как бы волоча ноги. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды.
Первое впечатление: сумасшедший! Надежда Забела, не мыслившая себя вне супружества, пережила мужа всего на три года. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал. Я не умею иначе выразить свое мнение о творчестве этого изумительного мастера», - сказал о нём Головин безо всякой зависти — гениям никто не завидует.
Демон сидящий. Государственная Третьяковская галерея «Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про... Известна только одна иллюстрация М.
Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» цветная акварель; частное собрание. В том же 1889 году, по предложению П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания 1891, издание И. В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» черная акварель , «Еврейская мелодия» черная акварель; частное собрание и «Журналист, читатель и писатель» черная акварель. В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В. Белинского, И. Панаева и самого М. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта.
Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени». Русалка Врубель М. Еврейская мелодия. Журналист, читатель и писатель К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков считая варианты , но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка черная акварель , «Верблюды с ужасом глядели» черная акварель , «Несется конь быстрее лани» черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова , «Демон и Тамара» «Не плачь, дитя»; черная акварель, белила , «Летящий Демон» — заставка черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно , «Демон у стен монастыря» черная акварель , «Демон и Тамара» «Люби меня! Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня! Тамара и Демон. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея Глубокое проникновение в поэзию М. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу.
Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности.
Но если Моро увлечен скорее разложением традиционной формы, то Врубель в своем кристаллическом формообразовании открывает процесс конструирования новых принципов, автономных от непосредственного зрительного опыта. Обращает на себя внимание контрастное соотношение масс в пространстве, характерное для монументального искусства. Скульптурная объемность фигуры уподобляется своими очертаниями раскрывающемуся цветку или чаше. Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии. Колени, замкнутые руками, образуют форму, напоминающую сердце, подобное голубому цветку или кристаллу.
Множественность контуров усиливает эффект постоянного превращения форм и их смысловой многогранности. Кисти рук напряженно сплетены и в то же время подобны разрываемым цепям. Руки Демона несут память о могучих крыльях, которых нет у героя. Покрытый тенью профиль контрастен массивному телу и словно принадлежит другому существу. Он «сын небесного изобилия и земной скудости». Черты лица будто расплавлены в закатных лучах и находятся в процессе трансформации. В этом гиганте закована огромная энергия, и в то же время он исполнен меланхолии. Устремив взгляд к закатным лучам, он вспоминает покинутый им мир небесной гармонии и о чем-то скорбит — быть может, о несовершенстве красоты земной.
Томление Демона по абсолютной красоте не бесплодно. Оно несет творческий заряд. Мир вокруг озаряется новым, фантастическим сиянием. Цветы, окружающие фигуру, превращаются в кристаллы, преображенное сиянием вещество. Неслучайно наиболее отчетливо на фоне заката прочитывается крестообразный цветок — ирис, традиционная символика которого связана с идеей устремленности души в мир горний. Демон и прекрасные цветы составляют единое целое. Атмосфера преображения мира, в котором в соответствии с заветами символизма словно происходит метафорическое «развоплощение зримого и овеществление незримого», выявляет мистическую природу явлений. Аналогию этому состоянию можно найти в программном для символистов стихотворении Шарля Бодлера «Гармония вечера»: Вот час, когда в полях, струя благоуханье, Кадильницы цветов возжег незримый клир, За звуком аромат уносится в эфир, — Печально-плавный вальс, истомное порханье!
Кадильницы цветов возжег незримый клир; Трепещет скрипки вздох, как сердце в миг страданья; Печально-плавный вальс, истомное порханье! Прекрасен, как алтарь, закатных туч порфир. Шарль Бодлер В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на живописную поверхность, позволяющий постичь процесс высекания искр жизни из косной материи. Мощные мазки — грани — находятся в непрестанном движении. Художник творит нетленное сверхвещество живописи, своего рода философский камень. Накладывая краски мастихином, Врубель синтезирует приемы масляной живописи, ваяния и мозаики. Своеобразие живописного метода Врубеля, проявившееся в «Демоне сидящем », заключается в особом приеме стилизации — кристаллической огранке форм. Сложная пластическая игра форм в картине помогает художнику уйти от поверхностного аллегоризма, превращая произведение в развернутую живописную метафору.
В одухотворенной жизни подвижной пластической ткани рождается ощущение постоянно трансформирующегося символического образа, перед зрителем разворачивается последовательная метаморфоза: хрупкие, нежные в закатном свете цветы превращаются в кристаллы, более совершенные и вечные. Кристаллы отбрасывают свет, то есть происходит процесс трансформации материи в энергию, что служит метафорой эволюции форм материального мира в духовные, бестелесные. Мазки дробят форму и вновь собирают ее в кристаллические соцветия. В результате рождается потрясающий своим эстетическим напряжением парадокс, где отрешенной созерцательности и «благородной инерции» героя противопоставляется экстатический творческий натиск автора. Символический смысл «Демона сидящего» отражает устремленность к идеальной красоте сквозь лабиринт относительной красоты чувственного мира. Это первое произведение, воплотившее тему Демона, стало наиболее совершенным творением Михаила Врубеля. Активное включение мастера в контекст русской художественной жизни произошло десятилетием позже и оказало влияние на теорию и практику русского поэтического и изобразительного символизма. Тамара и Демон.
Бумага на картоне, черная акварель, белила, проскребание. Государственная Третьяковская галерея Следующий этап в осмыслении темы — обращение к иллюстрациям поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Оказавшись перед задачей иллюстрирования, Врубель невольно погружается в мир человеческих романтических страстей, которыми живет герой Лермонтова. В поэме Демон — люциферический дух, который искушает человека гордыней.
Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире. В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство! Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег. И «Демон» для всего мира по сей день ассоциируется только с именем Врубеля — после него никто не брался за этот лермонтовский сюжет. А тогда — тогда его критиковали все, начиная с прессы и заканчивая учителем Врубеля, Ильей Репиным. К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов. Одновременно с работой над иллюстрациями к сборнику Лермонтова он принялся за свою, пожалуй, самую известную картину — «Демон сидящий». Вряд ли найдется хоть один человек, сумевший остаться равнодушным перед взглядом этого существа. Стоит подойти к картине, висящей на стене в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, — и ты чувствуешь, что тебя буквально затягивает в потусторонний мир, в ту реальность, где на скале сидит одинокий, безмерно печальный, тоскующий Демон, могущественный, но поверженный, бессильный изменить что-либо в судьбах мира. Полотно излучает мощнейшую энергетику. Незаконченная картина «Демон летящи» из серии «Демон». Он постоянно дорабатывает и переделывает эту трагическую фигуру изломанного, исковерканного, несчастного потустороннего существа. И молодая жена — оперная певица Наталья Забела — с ужасом видела, как изо дня в день меняется лицо поверженного Демона на полотне. И сам художник меняется на глазах: вместо скромного и временами стеснительного человека окружающие видят дерзкого и мятежного гения, критикующего все и всех. И скоро душевные изменения становятся настолько заметными, что приходится обратиться к специалистам-медикам. У Врубеля находят серьезное психическое расстройство и помещают в клинику. Вскоре он перестает узнавать близких, его личность изменяется до неузнаваемости.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневатых тонах. Картина не завершена.
А обыкновенные пейзажи, причем в карандаше, вошли в творчество Михаила Александровича в самые поздние годы его жизни, в пору активного лечения в различных частных клиниках. Из окошка одной из них Врубель наблюдал зиму — и тут же не потерявшей твёрдость рукой зарисовывал кустарник в снегу, деревья у забора, ворон на обледенелых ветках… "Дерево у забора". Но потом он вышел из лечебницы — и нарисовал очередное мистическое полотно "Пророк", высокое, точно готический витраж, и потом разрезанное на две половины по горизонтали. В верхней части угадывается некто, похожий на Демона — полуобнаженный, не смотрящий с полотна, теряющийся в надмирном полумраке; в нижней сидит также в профиль женщина в лиловом платье излюбленный цвет художника на протяжении всей жизни. Конечно же, это Надежда Врубель. В ней на этом портрете тоже есть что-то инфернальное — кудрявые волосы взбиты так, что над головой мерещатся рожки… "Пророк". Наверное, не все художники приняли и оценили бы такую верность художника одной модели — своей супруге.
Много лет подряд писать одно и то же лицо, сколь бы оно ни было прекрасно, может показаться рутинным занятием… Врубеля такие сомнения не терзали. В каждый новый портрет жены он закладывал особую идею, да и художественную манеру выбирал всякий раз иную. Искусствоведы утверждают: "…почти все женские образы в произведениях Врубеля, написанных после знакомства с Забелой, имеют один прототип, являясь в той или иной мере портретом жены художника". Почему так, доподлинно не знает никто. Было ли то проявление душевной болезни, зависимость от одного и того же образа, ставшего фетишем, желание "сказать" как можно больше о своем предмете?.. Может быть, просто любовь?.. Один из поздних графических рисунков Врубеля изображает любовь как пару, пронзенную пикой и слитую в единое целое. Должно быть, таким "приколотым" к Надежде Ивановне он ощущал себя. Если практически все женские лица в наследии Врубеля похожи на Забелу, то в мужских чаще всего угадывается он сам.
Михаил Врубель питал болезненное пристрастие к автопортретам. Он писал свое лицо масляными и прочими красками в том числе — в образе Гамлета , набрасывал карандашом и лепил из глины или гипса. Благодаря этому видно, как менялось его собственное восприятие себя в разные годы и душевные состояния. Легко домыслить, что, когда Михаил Александрович запечатлевал себя без одного глаза или с глубокими угрюмыми тенями по всей физиономии, на душе его было черно и страшно. А на позднейшем "Автопортрете с раковиной", из серии "Раковины", лицо художника, напротив, воодушевленное, словно бы приятно удивленное. Два автопортрета Михаила Врубеля. Графическая серия "Раковины" была создана в конце 1904-начале 1905 года. Врубелю подарили небольшую плоскую ракушку под пепельницу она или ее копия представлена в музее в одном зале с рисунками серии. В этой причуде природы художник увидел прародину всего мира — и стал увлеченно рисовать ее, пытаясь добиться совершенства не только в копировании любопытного объекта, но и в полноте раскрытия ее сакрального смысла.
С этой целью он выстилал стол, на котором лежала раковина, листами бумаги разной конфигурации, вкладывал в пепельницу перламутровые фрагменты и имитации жемчужин, передавая зарождение жемчужины из случайной песчинки, и нарисовал несколько десятков ракушек. Видимо, потому выражение его лица на автопортрете столь пытливо. Мастерство и профессионализм портретиста не покидали Врубеля даже в периоды обострений. Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке. Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!.. Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека. Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы".
Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие". Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей.
Эскиз картины «Демон летящий» появился в экспозиции Владивостокского государственного областного музея так ранее назывался краеведческий музей имени Арсеньева. Рисунок Врубеля в числе других картин и рисунков известных русских и западноевропейских художников был передан Третьяковской государственной галереей периферийному «коллеге» для пополнения его фондов.
В Советском Союзе подобные акции со стороны центральных музеев были обычным явлением. Благодаря таким щедрым жестам в 30-е годы прошлого столетия сформировалась основная коллекция художественного отдела краеведческого музея имени Арсеньева.
Это фигура невольника, гибнущего от рук владельца, но так и не смирившегося со своим пленом. Шедевр написан в излюбленной, «кристаллической» манере автора. Рубленые мастихиновые мазки делают его похожим на витраж или скульптуру. Этот прием придает произведению невероятную выразительность и эмоциональность.
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович
М. Врубель. Демон летящий. Михаил Александрович Врубель • Демон летящий • [1899] Государственная Третьяковская галерея • Москва, Россия Произведения Искусства, Мир, Город, История Искусства. Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Как сообщает НТВ, более полувека о судьбе «Демона летящего» никто не знал. Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником.
13 демонов Михаила Врубеля
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля «Демон летящий» (1899) из собрания Государственного Русского музея. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи.
Описание картины:
- Войти на сайт
- 2. Описание картины «Демон поверженный»
- Должен был стать не художником, а юристом
- Содержание
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. "Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист. Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством.
Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля
Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал. Одни из самых знаменитых произведений Врубеля — т.
Непрерывное рисование с натуры, погруженность в привычный процесс, возможно, и стали причиной его «возрождений». Мастер будто бы вступает во второй круг своей жизни, в котором он пытался найти новые формы художественного выражения, пересмотрев основные этапы прежнего пути и решив строить свои отношения с действительностью с чистого листа. Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия XX века. На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника.
Царевна-Лебедь, 1900 г.
Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя.
Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа».
Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г.
File history
- «Демоны» Михаила Врубеля — VATNIKSTAN
- Михаил Врубель. Демон летящий
- Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
- Михаил Александрович Врубель. Летящий Демон
- Демон летящий — Википедия с видео // WIKI 2
- Художник и его демоны . Михаил Врубель