Скорее всего, это объясняется слабым интересом молодежи к религиозной сфере, однако может указывать и на то, что яркие запоминающиеся религиозные лидеры. У православных начался Успенский пост. В Русской Церкви назвали ПАСЕ «квази-религиозной сектой ненавистников».
МИР ПРАВОСЛАВИЯ ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ
Пусть Бог благословит! С Рождеством и Новым годом! Будьте благословенны! Централизованная религиозная организация Российская Церковь христиан веры евангельской пятидесятников Всероссийская конференция «Поклонение как священнодействие» «Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже». Псалтирь, глава 50, стих 19.
Однако опять повторимся, что все это касается семей, где дети ПОСТОЯННО находятся на вегетарианской диете, но знаменательно, что и в этом случае можно избежать вредного воздействия такого питания на ребенка. Подводя итоги, можно лишь порадоваться, что в наше время проблем с приобретением постных продуктов, в том числе недорогих, нет. И любой, для которого Божия заповедь дороже собственных вкусовых пристрастий, и кто не хочет лишиться великой духовной и телесной пользы поста — может поститься, поститься постом приятным, и не бояться мифических вредностей этого благодатного времени! Для сомневающихся мы сочли целесообразным привести список использованной в процессе подготовки материала литературы, которая вся является научной и опубликованной в серьезных медицинских журналах. Кроме того, выносив и родив трех здоровых детей, моя супруга с полным правом теперь говорит о том, что пост и беременность — вещи абсолютно совместимые, и остается только привести слова нашего правящего архиерея, чтобы поддержать мать моих детей: «Пост не предназначен для того, чтобы нанести вред своему здоровью. Пост — это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины — это залог здоровья и ее будущего ребенка». Во время наших бесед с прихожанами большинство, а точнее будет сказать, все согласились с приведенными аргументами, и даже испытали облегчение, ведь понимание, что и наука — на нашей стороне, воодушевляет! Однако люди говорили о сложности составить постное меню на каждый день. Моя супруга с удовольствием согласилась поделиться опытом кормления нашей семьи в пост вот уже на протяжении пяти лет, результатом явилось составление таблички, которая призвана помочь хозяйке кормить своих любимых детей и супруга вкусно и в пост тоже. Дорогие братья и сестры! Мы от всего сердца желаем, чтобы время, потраченное нами на поиск и доведения да вашего сведения всей этой информации, не оказалось потраченным впустую. Мы всегда готовы к общению и к вопросам, самым каверзным, которые могут возникнуть по прочтении этого материала. При возникновении их — милости просим к нам в храм святителя Иннокентия Московского, расположенного по адресу г. Екатеринбург, улица Главный проспект ныне Ленина 11а, или звоните по телефону телефон автора статьи 8-902-87-11-660. В тарелку можно добавить мед, варенье, джем, сахар. Кофе, чай, компот, овсяное печенье, фрукты, хлеб. Обед — Суп — борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат грибной вареный картофель, маринованные грибы свои или купленные в магазине , репчатый лук, ароматное подсолнечное масло , хлеб. Чай с сахаром, медом, фрукты. Ужин — Вареники с вишней, капустой, картофелем свои или купленные в магазине. Салат из краснокочанной капусты, моркови и необязательно сладкого перца с растительным маслом. Чай, мармелад. Вторник Завтрак — Каша. Чай или кофе, овсяное печенье. Салат из редьки и картофеля с растительным маслом. Чай с медом или вареньем, фрукты, хлеб. Ужин — Макароны с соусом кетчуп, или томатный соус собственного приготовления. Овощной салат помидоры, огурцы, зелень, листовой салат, редиска, ароматное растительное масло , чай компот, сок , хлеб. Среда Завтрак — Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе, печенье, фрукты. Обед — Суп гороховый без мяса с гренками. Хлеб, чай. Ужин — Каша гречневая с жареным луком, грибы тушеные шампиньоны или любые сушеные, а также замороженные , соевый соус. Овощи: крупно порезать помидоры, сладкий перец, огурцы, редиску и т. Чай компот, сок , хлеб. Четверг Завтрак — Бутерброды с кабачковой или баклажанной икрой. Чай кофе , фрукты. Ужин — Рис с овощами на сковороде соединяются вареный рис и обжаренные вместе морковь, лук, помидоры, сладкий перец, после чего тушатся 2-3 минуты. Зеленый горошек консервированный. Чай или компот. Пятница Завтрак — Мюсли или хлопья с соком.
Первый из двух летних постов — церковный пост Петра. Дата начала зависит от Пасхи и Троицы. Продолжается он от восьми до 42 дней. В этом году Петров пост совпадает с Днем России, 12 июня. Продолжительность — 31 день, то есть до 11 июля. Двенадцатое июля — День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Поначалу пост не был связан со святыми Петром и Павлом, а стал «компенсацией» для тех, кто пропустил Великий пост. Свое название он получил, когда в начале IV века День Петра и Павла приобрел статус одного из самых почитаемых христианских праздников. Викимедиа Апостольский, или Петров, пост: в чем суть? Этот период воздержания в Православной церкви в честь святых апостолов Петра и Павла. Петров пост также называют Апостольским в память о первых днях христианства, когда ученики готовились к миссионерству по примеру Иисуса. На этот период православные отказываются от определенных продуктов и напитков, в частности не употребляют мясо, молочные продукты, яйца и алкоголь. Нужно выбирать растительную пищу: овощи, фрукты, злаки, орехи и масло не сливочное. По понедельникам допустима горячая пища без растительного масла, а по средам и пятницам — только сырая еда.
Image by Mihai Surdu from Unsplash: Религиозный пост улучшает успеваемость 30. Помимо ежедневного воздержания от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие верующие в это время больше, чем обычно, участвуют в общественной деятельности. Сюда входит, например, ежедневное разговение с друзьями и семьей или с прихожанами после службы. В недавнем исследовании экономисты из Университетов Констанца, Кельна и Берна пришли к следующему выводу: социальные аспекты Рамадана, в частности, оказывают положительное влияние на школьную успеваемость верующих подростков. Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior and Organization.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Всё ровным счетом наоборот. Сначала человек открывает для себя свою миссию — то, ради чего он пришел в этот мир. И, когда дело появляется, человек начинает его увлеченно обдумывать, вдохновляется, загорается, и этот огонь настолько мощный, что согревает человека, включая тело, и святой забывает поесть, как тот мальчик, который вдохновенно клеит свой биплан. Как замечал насмешливо Декарт, у Вас не получается решить задачу, потому что Вы решаете ее с конца. Время поста, в первую очередь, это время задуматься о том, а что меня зажжет, где мое топливо, где то дело, ради которого Господь вызвал меня из небытия.
Пока этот вопрос человеком не решен, любой его пост максимум упражнение в воздержании. Обидно, что этот наиважнейший вопрос люди зачастую игнорируют. Человек должен постоянно размышлять над вопросом: «Что я должен сделать в этой жизни? К чему я призван?
Ради чего Господь привел меня из небытия в этот мир? Если у тебя есть какая-то способность делать что-то по настоящему замечательно, ты должен это делать, невзирая ни на что в жизни, жертвуя всем остальным. Если Господь дает тебе эту уникальную способность, то тем же жестом Он одновременно назначает тебе послушание. И если ты исполнишь волю Божию, то станешь счастливым человеком, насколько это возможно в сей временной жизни.
Церковь не навязывает пост — Отец Симеон, во II—III веках от Рождества Христова в православных странах люди постились по-разному: где-то семь седмиц, где-то — только две, а где-то три пятидневия. Да и сам пост включал разные продукты: в одних странах ели только овощи и фрукты, в других можно было есть рыбу, а в третьих — даже молоко. Возникает вопрос: почему сегодня Церковь требует от верующих соблюдения монастырского устава Великим постом? Церковь не связывает его постом.
Церковь только предлагает верующему пост. Это однозначно следует из пасхального слова Иоанна Златоуста, где есть такая фраза: «Приидите, постившиеся и непостившиеся, и разделите радость о воскресшем Господе». Сам факт такой фразы указывает на то, что Иоанн Златоуст допускал возможность, что можно быть членом Церкви и при этом не соблюдать пост. Понятно, что обращается он не к язычникам, а к верующим, к своим.
И слова о постившихся и непостившихся произносит не настоятель провинциального храма, а епископ, святой человек, учитель Церкви, равно почитаемый и на Западе, и на Востоке, слово которого было авторитетным для любого христианина. Отсюда следует главная мысль: Церковь пост не навязывает — она предлагает его как средство для того, чтобы более тонко почувствовать поэзию молитвы и влюбиться в Того, Кто нас создал и спас. Это — первое! Второе: в Православной Церкви, действительно, не существует устава поста для мирян.
Мы уже с Вами в начале беседы говорили о том, что пост в монастыре и пост в миру — разные вещи. Поэтому в отсутствии специального поста для мирян эти важные вопросы «как поститься в Великий пост? Некоторые священники благословляют постом всё молочное и рыбу для мирян, и, по моему мнению, это совершенно нормально. Ну представьте себе: человек в забое уголь добывает — какие силы ему даст монашеское сухоядение?
Это заведомо невыполнимое условие. Поэтому каждый взрослый мирянин, принимая решение о том, как он будет поститься, может обсудить этот вопрос со священником или принять решение самостоятельно. Верующий должен понимать — никаких репрессий со стороны Церкви не последует. Это, скорее, страх, который сидит в головах людей, что они, мол, как-то недостаточно соблюдают пост.
Если человек решает есть рыбу и молочное, но откажется, допустим, от привычного алкоголя и сигарет, это тоже будет пост, пост конкретного человека. Церковь предлагает верующему различные варианты решения на выбор. Хочешь — можешь сам решить, поститься тебе или нет. И какую форму поста выбрать, не заглядывая в монашеский устав, который к мирянину вообще-то никакого отношения не имеет.
Если не доверяешь решение самому себе, посоветуйся с духовником, получи у него благословение на определенную форму поста — Церковь и такой вариант предлагает. Ну, а если кто-то жаждет примерить на себя монашеский устав, — пожалуйста, но только это будет его выбор. Еще раз для тех, кто не вдумался в мои слова, повторюсь: Церковь не навязывает человеку пост — она лишь предлагает его в различных вариантах. Поститься или не поститься и в какой форме поститься — решение самого мирянина.
А вот те миряне, которые жестко всем советуют монашеский устав как единственно правильный во время Великого поста, пусть не говорят от лица всей Церкви, чтобы у других людей не создалось о ней превратного впечатления. И те, кто будет его заставлять так питаться, по сути своей такие же фарисеи, как те, кого осуждал Сам Христос. Именно такие фарисеи не давали Господу исцелять сухорукого в субботу. Именно такие фарисеи осуждали учеников Христа за то, что те в субботу срывали колосья в поле, чтобы утолить свой голод.
Вера без любви и рассуждения — страшное зло! И неразумные родители, которые принуждают к суровому посту своих малолетних детишек, чего они в итоге добьются? Что их ребенок, когда подрастет, о Церкви и посте слышать вообще не захочет. И где же то главное, что заповедовал нам Христос, — любовь к ближнему?
Ко мне порой с такими вопросами обращаются миряне, что просто страшно становится. Одна женщина спрашивает, как ей быть: ее четырехлетнему ребенку врач прописал молоко, у малыша какие-то проблемы со здоровьем, но сейчас же Великий пост — как же его нарушить? То есть Вы представляете: родная мать сомневается в том, чтобы дать своему малышу молоко, — единственное, что ему необходимо по здоровью, только по причине того, что тем самым она нарушит пост. Или если у тебя в семье больной человек.
Болезнь, наполненная всяческими страданиями, сама по себе уже является постом. Если такому больному под предлогом поста родные откажут в чашке молока или куске мяса, то кем они будут? Мучителями и палачами своего близкого. Но, обсуждая Великий пост, мы с Вами слишком увлеклись его пищевой составляющей и забыли о духовной.
Безмолвие ума У святых отцов есть такое выражение — безмолвие ума. Я долгое время не мог понять, о чем они говорят. У них это выражение в ходу как нечто само собой разумеющееся, и они его никак не объясняют. А ведь главное воздержание — это воздержание ума.
Духовная составляющая поста — это стремление оградить свой ум от любого ненужного или даже вредного содержания. А это значительно труднее, чем не есть сосиски. Как представить себе безмолвие ума? Для этого не надо пытаться сравнивать себя со святыми отцами.
Сравнивать надо с теми, кто обладает безмолвием ума еще в меньше степени, чем Вы. Возьмите, к примеру, людей, которые целыми днями смотрят различные политические или общественные ток-шоу. Что там происходит? Дикие споры, политические дрязги со страстью, руганью, криками… Понятное дело, что те, кто в них участвует, зарабатывают деньги или какой-то иной капитал.
Но вот зрители, которые всё это смотрят, им это зачем? Что можно сказать о людях, которые, не имея собственных мыслей, забивают свою голову чужими криками и бессмысленными спорами?! Хотите понять, как у Вас обстоит дело с безмолвием ума, представьте себе такую шкалу, где в верхней ее части находятся святые отцы, а в нижней — вот эти зрители-любители разнообразных ток-шоу, живущие не своей жизнью, а картинкой в телевизоре. И подумайте, какое место Вы сами занимаете на этой шкале.
На этих зрителей мы смотрим как бы свысока, потому что считаем себя нормальными людьми. Для нас такие зрители — идиоты, которые драгоценное время жизни, дарованной им Господом, тратят впустую у телевизора. Так вот, смотря на них свысока, мы в какой-то мере можем представить себе, что видят святые отцы, наблюдая со своей высоты за нами, нормальными людьми, и какими странными кажемся им мы. Не забивайте свой «чердак»!
Что такое помысел? Лишняя мысль, ненужное барахло на «чердаке» нашего ума. Помысел и страсть — вот лишнее и вредное содержание нашего ума и сердца. Когда мы говорим о здоровье, мы рассуждаем отрицательными категориями: не болит сердце, не скачет давление, нет опухоли и т.
И в этом смысле безмолвие ума — это отсутствие всего лишнего в нашей голове, здоровье нашего ума. Вспомните знаменитого сыщика Шерлока Холмса, который советовал своему другу доктору Ватсону не забивать свой «чердак» ненужной информацией, потому что потом трудно будет в нем отыскать нужную.
Накануне Пасхи представители РПЦ обвинили Евросоюз в нарушении религиозных свобод Эксперты обсудили христианские смыслы и политические настроения Поделиться В этом году Страстная седмица, начинающаяся 29 апреля, частично совпадает с государственными праздниками. Служители церкви надеются, что благодаря выходным дням россияне смогут с чистой совестью посещать богослужения, не отпрашиваясь у начальства и не боясь опоздать на работу. Фото: Наталия Губернаторова О христианских смыслах в преддверии самой строгой недели Великого поста и последующего праздника светлой Пасхи, которая в этом году отмечается 5 мая, представители патриархата говорили на пресс-конференции в РИА Новости.
Мы тщательно готовимся к нему во время Великого поста. Каждый соблюдает пост в меру духовных и физических возможностей. Но, как бы ни было, без этого подготовительного периода празднование Пасхи было бы неполноценным, - говорит руководитель информационной службы Московской епархии священник Александр Волков.
Великий Пост в 2024 году с 18 марта по 4 мая в 2024 году. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы. В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи.
В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты ; вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы. Петров пост в 2024 году Петров пост еще называют Апостольским постом с 1 по 11 июля в 2024 году. С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля.
Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост сухоядение в среду и пятницу.
Его мощи были обретены в IX веке в городе Ларнака. После этого их перевезли в Константинополь, а над могилой святого возвели храм Праведного Лазаря. Лазарева суббота в 2024 году — суть С богословской точки зрения воскрешение Лазаря имеет очень важное значение.
Это одно из главных свидетельств об Иисусе как о мессии, а также символ победы над смертью. Совершив это чудо, Сын Божий как бы дал обещание апостолам и другим верующим — они тоже воскреснут, когда придет время. Поэтому Лазареву субботу также называют малой Пасхой. Примечательно и то, что Иисус вернул своего друга к жизни через несколько дней после его кончины. Из-за жаркого климата в регионе, где располагалась Вифания, тела очень быстро разлагались, и даже Марфа, несмотря на всю свою веру, пыталась остановить Христа. Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», — говорила она.
До этого ни один чудотворец не воскрешал умерших, подвергшихся тлению. Таким образом, Сын Божий продемонстрировал, как велика его власть над жизнью и смертью, ведь даже разрушение «сосуда» для него не преграда. Лазарева суббота в 2024 году — традиции Во время торжественных богослужений в Лазареву субботу священники надевают белые одежды.
Видеоопрос в Казани: «В чем смысл соблюдать религиозный пост?»
Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Все публикации по #тегу Религия. Подробнее по теме «Религия» – читайте на сайте Сноб. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла.
КАК ВЛИЯЕТ СОБЛЮДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПОСТА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ: РАМАДАН, ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ ДАНИИЛА.
Сарны, Украина, для проведения церковного лагеря совместно с общиной, где несут служение А. Этот лагерь — одно из основных мероприятий, чтобы сплотить членов церкви и евангелизировать неверующих.
Лазарева суббота в 2024 году — суть С богословской точки зрения воскрешение Лазаря имеет очень важное значение. Это одно из главных свидетельств об Иисусе как о мессии, а также символ победы над смертью. Совершив это чудо, Сын Божий как бы дал обещание апостолам и другим верующим — они тоже воскреснут, когда придет время. Поэтому Лазареву субботу также называют малой Пасхой.
Примечательно и то, что Иисус вернул своего друга к жизни через несколько дней после его кончины. Из-за жаркого климата в регионе, где располагалась Вифания, тела очень быстро разлагались, и даже Марфа, несмотря на всю свою веру, пыталась остановить Христа. Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», — говорила она. До этого ни один чудотворец не воскрешал умерших, подвергшихся тлению. Таким образом, Сын Божий продемонстрировал, как велика его власть над жизнью и смертью, ведь даже разрушение «сосуда» для него не преграда.
Лазарева суббота в 2024 году — традиции Во время торжественных богослужений в Лазареву субботу священники надевают белые одежды. На вечерней службе в храмах освящают вербу, поэтому днем верующие стремятся собрать небольшой букет из веточек с пушистыми почками. Нередко их продают на специальных базарах или в палатках, но некоторые предпочитают собирать вербу самостоятельно на природе.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Понедельник, среда, пятница — сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла.
В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский Филиппов пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая 19 декабря. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Вопросы питания в различной степени присутствуют в религиозных вероучениях как элементы культа. К ним можно отнести пищевые запреты и ограничения посты , обычаи, традиции и другие предписания.
Если рассматривать историю питания в религии, то можно заметить, что оно по-разному влияло на жизнь верующих, изменяя традиции, обычаи, систему вероучения и т. Религиозные люди не обсуждают и не перечат предписаниям по вопросам питания. Также эти пищевые предписания выполняют и чисто экономическую функцию, экономя пищевые ресурсы. Чаще всего пищевые предписания и запреты органично вписываются в систему уже сложившихся кулинарных традиций [2, 8]. В последние годы особое внимание уделяется проблемам здоровья, а также определяющим его факторам. Приоритетным направлением деятельности здравоохранения является переход к системе охраны здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни и профилактике заболеваний [1, 9]. В настоящее время в связи с возрастающей ролью православного учения в социальной жизни общества становится актуальным изучение влияния религиозных традиций на формирование здорового образа жизни населения.
Цель исследования: изучить влияние религиозных традиций, прежде всего религиозного поста на здоровье человека. В христианстве пост — это добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Он включает в себя телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий и духовный пост — период особо напряжённой молитвы. Существуют посты однодневные — среда и пятница еженедельно, и многодневные, наиболее значимыми из которых являются Рождественский, Великий, Петров и Успенский, общей продолжительностью более трети года. Религиозный пост предполагает не только возможность духовного роста и общения с Богом, но при этом происходит и улучшение в состоянии здоровья,чему отказ от плотских удовольствий лишь способствует. Отказ «от скоромного» на длительный срок имеет практическое значение. Пищи у крестьян было мало, и её экономия позволяла семьям доживать до следующего урожая, посколькувсе посты приходились на периоды, когда нет тяжёлой физической работы, а, следовательно, нет необходимости обильнопитаться.
Зачем попы придумали пост?
Оставляй, милуй, и я помилую тебя». Не можешь простить легко, попытайся понять причины, почему человек так поступил. Поставь себя на его место. В этот период есть возможность исповедоваться более тихо, спокойно. Службы весьма продолжительные в будние дни поста, очень интересные и содержательные, дают возможность настроиться на Великий пост и исповедь. В эти 40 дней они искупают свои грехи, поэтому должны во всем себя ограничить. Это и будет твое искупление. Ограничить себя во всем и ждать прощения — это выдуманный сценарий. А спросил ли ты у Господа, согласен он в нем участвовать? Вы призываете свое сердце, которое ожесточилось и обленилось, сказать: «Господи, я согрешил». Заставить осознать, что некоторые мои поступки нарушают духовные законы и приносят злобу и неудобство моим ближним.
Вторая сторона — когда человек просит: «Покаяния отверзи мне двери», то есть просит Господа: «Помоги мне своей властью, своей силой, твоей святостью и любовью превозмочь мое сердце». Как вы думаете, это способствует изменению или становится привычкой со временем? Например, у спортсменов-атлетов прекрасное телосложение, пока они занимаются спортом систематически, но стоит им оставить это занятие, и они теряют форму. Как только мы перестаем концентрировать внимание на своих поступках, мы где-то промахиваемся или позволяем себе лишнего. В период поста ты призываешься стать таким «духовным атлетом», чтобы следить за своими речами, не браниться, не сквернословить, не ругаться и начать читать хотя бы «Отче наш». Стоит ли себя за это корить? Предполагается, что первая неделя поста должна быть очень строгой — отказ даже от вареной пищи в идеале. Но мы понимаем, что у всех свои обстоятельства. Если ты пришел на праздник к своим ближним, а они тебе предлагают торт и ты не хочешь их обидеть — съешь! Перед тобой тот человек, который тебе дорог, которого ты уважаешь, и ты хочешь выказать ему свое уважение.
В таком случае кусок торта не отдалит тебя от Господа. Если сомневаетесь, как это сделать, посоветуйтесь со священником. Нужно понимать, что пост — не диета, а прежде всего время углубления в свое сердце. Обязательно он должен сопровождаться молитвой утром, вечером.
Еда далеко не самый главный элемент поста, напоминает батюшка. Исповедь, покаяние, молитва дома и в храме — гораздо важнее. Можно просить послабления пищевого поста, но взамен пищевых ограничений хорошо, например, прочитать сколько-то страниц Священного Писания, сотворить милостыню, сделать еще что-то душеполезное. Если во время поста что-то пошло не так В норме пост не должен вызывать болезненных ощущений. Если появились неприятные симптомы, то стоит пойти к врачу. Первое время, пока происходит переход на постную пищу, может чаще возникать чувство голода, и человеку потребуется есть уже не три раза в день, а пять или шесть; или возникнет потребность увеличить порции. Может возникнуть желание есть много бобовых и орехов, так как они более сытные, но в большом количестве они могут вызвать вздутие живота. Вопреки опасениям, боль в животе, которая возникает при остром чувстве голода, в общем, безопасна, объясняет Дарья Мошарева. Такая боль не приводит к язве желудка. А вот в случае, когда желудок начинает болеть после употребления пищи, стоит насторожиться — это как раз симптом возможного недуга, но пациенты часто трактуют этот симптом в своем духе, мол, просто съел что-то не то. Также стоит обратить внимание на симптомы недоедания: слабость, утомляемость, снижение концентрации внимания, повышенную потребность во сне, потемнение или маленькие черные мушки в глазах при вставании — это сигнал, что что-то идет не так. Как избежать дефицита питательных веществ во время поста Многие постящиеся боятся недополучить те или иные питательные вещества и принимают витамины или БАДы, чтобы предотвратить это. Однако, по словам Дарьи Мошаревой, недостатка витаминов, которые входят в состав обычных поливитаминных комплексов, у людей в наших широтах во время поста обычно не возникает. Чаще всего нам может не хватать витамина D, уровень которого не зависит от питания, поэтому многие врачи рекомендуют принимать его в профилактических дозах курсами. Дефицит витамина В12 также может возникнуть при длительном употреблении строго растительной пищи, поэтому лучше покупать растительное молоко и другие продукты, обогащенные этим витамином.
Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ , РДЦ , ДПЦ , Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества , найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм , вспомнить прекрасные русские традиции , прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод Лицевой свод Ивана Грозного. Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий.
Все кругом постились, и у него просто не было никакой альтернативы. Ему было легко следовать традиции так же, как современному человеку, живущему в монастыре, легко поститься. В монастыре ты вообще о еде не думаешь — пришел, поел, помолился и пошел дальше по своим делам. В монастыре ты не принимаешь решений, связанных с постом. Даже не задумываешься о том, поститься тебе или нет. Там все постятся. В монастыре человек не думает о еде ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Монаху предлагается достаточно пищи, чтобы он насытился, при этом переесть практически невозможно. Тогда как человек, живущий в миру и вне традиции, во время Великого поста должен решать для себя, насколько строго он хочет поститься, что конкретно поесть: то ли сварить овощи, то ли пожевать морковку и съесть яблоко, то ли сделать салат с постным майонезом… Вот почему современному человеку в миру труднее поститься. Ему каждый день нужно затрачивать больше моральных усилий на принятие решений. Это — первый момент. Второй момент связан с тем, что мы с Вами сегодня живем не только вне традиций — мы живем в информационную эпоху, когда, заходя в интернет, социальную ленту, чуть ли не каждый день сталкиваемся с вопросом «а зачем вообще надо поститься? Одни считают, что пост вреден для здоровья. Другие полагают, что пост противоречит Священному Писанию. Эти последние, например, ссылаются на слова Христа, у Которого ученики не постились. Помните, что сказано в Евангелии? Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вот критики поста, используя эти слова из Евангелия, говорят: «А разве Христос от нас отнялся? Он отнялся только на три дня — от смерти до Воскресения. А теперь Христос посреди нас — каждый день на Литургии, а раз Он с нами, значит, посты надо отменить как ветхозаветное установление, отмененное Самим же Христом». Так что, как видите, помимо того, что человек вынужден каждодневно принимать решение о посте, информационно-критическое сообщество еще дополнительно усложняет ему саму задачу Великого поста. И судить о Вас как о христианине можно, лишь исходя из того, насколько велика и горяча Ваша любовь ко Христу. А любовь во многом связана с воздержанием. Блудник влюбиться не может — он задавлен своими страстями и не в состоянии подняться до настоящей любви. Пост — это воздержание, ограничение себя, в первую очередь, в удовольствиях, связанных с едой, развлечениями и так далее. Своего рода бегство в пустыню. Помните, как написано у Пушкина в «Евгении Онегине»? Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны. Пост и есть своеобразное бегство в пустыню, в уединение, в тишину. Ведь развращенный современник, привыкший постоянно находиться в зоне комфорта, зачастую просто не способен увидеть и услышать прекрасное. Приведу Вам такое сравнение. Представьте себе скрипку с расстроенными струнами. На ней никто, даже великий Паганини, не в силах сыграть ничего путного. Но вот приходит настройщик, натягивает эти струны, как полагается, и мы слышим необыкновенной красоты звуки, которые музыкант извлекает из инструмента. Но чтобы восхититься прекрасным, нужно не просто иметь прекрасное рядом с собой — необходимо прежде развить в себе способность видеть и слышать, то есть иметь правильно настроенную воздержанием душу, чтобы это прекрасное воспринять. То же самое можно сказать и о настоящей любви. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «любовь не подарок от прелестного личика, безмятежность не подарок от прелестного пейзажа, любовь — итог преодоленной тобой высоты». Люди часто полагают, что любовь — это «подарок от прелестного личика», но на самом деле недостаточно иметь красивую женщину в зоне доступа, чтобы почувствовать любовь. Надо иметь в своей душе способность влюбляться и любить. Известно, как много сегодня в нашей стране разводов. А вот мой дед пришел с войны в достаточно зрелом возрасте, женился, обзавелся детьми. Он был строителем, восстанавливал экономику нашей страны. Но вот что интересно: те женщины послевоенной поры, заменившие когда-то своих мужей на производстве, были отнюдь не красавицами. Плохое питание, никаких тебе спа-процедур, шоколадных обертываний, соляриев, маникюров... Даже одежды у них в разрушенной стране было немного — неказистые платьица из ситцевых занавесок. Но именно тогда, в послевоенные годы, как отмечают социологи, наблюдался демографический взрыв. Просто эти мужчины, прошедшие страшную войну и выдержавшие немыслимые испытания, так любили своих невзрачных женщин с грубыми, мозолистыми от тяжелого труда руками, как сегодняшним красавицам и модницам даже не снилось. Эти мужчины прошли «Великий пост» с 1941 по 1945 годы, совершили великие подвиги и выдержали великое воздержание. Настоящий правильный пост развивает в человеке эту способность — любить. Именно от воздержания рождается любовь. Мы даже по своему опыту знаем, как вкусно съесть обыкновенное яйцо на Пасху. Тогда как после, например, новогодних праздников с постоянным перееданием человека начинает воротить от икры и самых лучших вин. То же самое можно сказать и о духовном аппетите. Именно воздержание, удаление в пустыню задает человеку необходимый духовный аппетит, развивает в нем вкус к красоте, наделяет способностью чувствовать. И если Бог есть любовь, если мерило нашей веры это способность влюбляться, то оно напрямую связано с постом. Пост усиливает нашу любовь ко Господу и помогает нам хотя бы немного приблизиться к Нему. В непостные дни есть другие способы выразить Господу свою любовь: скажем, благотворительность, забота о близких и нуждающихся в помощи людях… Творчество, наконец. Вы разве не задумывались, что можно сочинять, творить во славу Божию, ради Него? Пост — необходимый, но не единственный инструмент для «настройки своей души». Поэзия молитвы — Отец Симеон, Вы говорите о посте чуть ли не как о празднике. А между тем для многих Великий пост — тяжкое бремя… Почему? Так, будущему олимпийскому чемпиону нередко приходится ожесточением воли побуждать себя к тренировкам, хотя он, возможно, хотел бы расслабиться, как другие люди, отдохнуть, насладиться плодами своей жизни. Но вместо этого он выполняет указания тренера, добровольно себя ограничивает и тренируется, тренируется… Кстати, вы знаете, что слово «аскеза» с древнегреческого переводится как «упражнение». У монаха своя аскеза: молитва, воздержание, пост. У спортсмена — своя. Разница лишь в цели их тренировок. Ведь богослужение — это, в первую очередь, текст. То, о чем я уже говорил, — поэзия молитвы. Вот Вы спросите двух студентов, которые выходят из аудитории, как прошла лекция? Один скажет: «Длинная, скучная, еле высидел». А другой: «Пролетела за 5 минут, не успел опомниться». Время церковной службы в храме зависит от того, вдохновлены ли Вы поэзией молитвы или она чужда Вашему сердцу и уму. Если чужда, тогда и богослужение покажется тяжким бременем и Вы будете переминаться с ноги на ногу в ожидании конца службы. Поэтому, в частности, Великий пост нужен нам для упражнения в молитве. Помнится, в одном интервью Владимира Спивакова я прочитал его признание о том, что музыка всегда звучит у него в голове. Нам, дилетантам, подобное даже и представить трудно, а настоящий музыкант постоянно живет с музыкой в голове. Для него это радость, счастье. То же самое и с молитвой. Вы говорите, «длинные богослужения», но многим кажется, что эти службы нисколько не длинные. Напротив, они очень короткие. Жаль, что мы так несовершенны, что не в силах слушать и совершать молитвы непрерывно.
Вход Господень в Иерусалим (избранные проповеди)
Несколько иная ситуация складывается в отношении употребления микроэлементов и витаминов, которые в различных опрашиваемых группах употребляются, в целом, в сопоставимых количествах. В ряде исследований было продемонстрировано увеличение потребления витамина А и снижение потребления рибофлавина. В отношении потребления солей натрия и пищевых волокон также однозначных данных не получено. Разнородные данные получены и в отношении влияния соблюдения поста Рамадан на антропометрические показатели в частности ИМТ , а также на показатели периферической крови липидограмма, уровень гемоглобина, гематокрита. Например, в одном из исследований учёные определили снижение уровня гемоглобина в утренние часы у футболистов в течение первых двух недель голодания, однако нормальные показатели восстановились в течение последних двух недель поста. Вместе с тем, той же группой учёных были получены данные, согласно которым уровень гемоглобина у тех же футболистов при измерении днём оставался низким на протяжении всего периода поста.
Чрезвычайно разнятся данные и в отношении многих биохимических показателей: сывороточного железа в некоторых исследованиях демонстрируется его снижение у людей, ведущих малоподвижный образ жизни и сохранение показателей на прежнем уровне у физически активных лиц , ферритина уменьшение в утренние часы и постоянные показатели при измерении в дневное время , MCHC показатели увеличивались у спортсменов-тяжелоатлетов, которые прекращали тренировки на время поста, и не изменялись у продолжавших тренироваться по 90 минут три раза в неделю. В ряде исследований изучалась изменчивость показателей оксидативного стресса и антиоксидантного статуса. Учёные наблюдали снижение концентрации малондиальдегида MDA в эритроцитах, в то время как его уровень в сыворотке крови и связанного с белком карбонила в плазме крови оставались неизменными. Не было обнаружено каких-либо изменений в концентрации глутатиона или активности глутатионпероксидазы и каталазы в эритроцитах. В ряде работ отражена динамика увеличения уровня витамина А и снижение показателей витамина Е во время Рамадана.
Существуют противоречивые данные в отношении изменений артериального давления под влиянием соблюдения поста. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что показатели систолического и диастолического давления в покое не изменялись за период Рамадана, однако вариабельность обоих показателей значительным образом снизилась. В одном исследовании отмечается рост систолического артериального давления во время статической аэробной нагрузки. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, на настоящий момент не удалось прийти к единому консенсусу в отношении влияния поста Рамадан на основные параметры состояния здоровья. Поэтому очевидна необходимость проведения дальнейших исследований с целью если не исключить, то хотя бы минимизировать влияние факторов, приводящих к столь вариабельным результатам например, полностью исключить курящих людей из исследования или выделить их в отдельную группу.
Только после этого можно будет объективно оперировать полученными данными и делать обоснованные выводы. Православный пост Православный пост подразделяется на три основных периода. Православные христиане во время Рождественского поста 40 дней воздерживаются от употребления молочных продуктов, яиц и мясных продуктов. Кроме того, постящиеся отказываются от употребления в пищу продуктов, содержащих рыбу и оливковое растительное масло по средам и пятницам. На протяжении Великого поста начинается после масленицы и заканчивается перед Пасхой , длительность которого составляет 48 дней, нельзя употреблять в пищу молочные продукты, мясные продукты и яйца каждый день.
В дополнение к этому, отказываются от употребления оливкового масла в выходные дни. Во время Успенского поста с 14 по 28 августа, длительность 15 дней запрещается употребление молочных продуктов, яиц и мяса. Кроме того, в будние дни запрещается употребление оливкового масла и рыбы каждый день. В дополнение к трём основным периодам поста, каждую среду и пятницу, если они не совпадают по времени с основными периодами, из пищевого рациона исключают сыр, яйца, рыбу, мясные, молочные продукты и оливковое масло. Исключение составляют дни недели на время Рождества, Пасхи и Троицы.
В целом, диетические ограничения имеют место в течение 180-200 дней в году. Православная диета на время поста представлена следующими продуктами: злаковые хлеб , фрукты, овощи, бобовые, орехи, морепродукты, моллюски. Данная диета, являясь разновидностью вегетарианства, относится к третьей разновидности поста — диетического ограничения. Общее количество потребляемых калорий может либо снижаться, либо не изменяться во время поста. Существует общепризнанная закономерность — во время Православного поста увеличивается потребление углеводов и уменьшается потребление жиров.
Количество потребляемого белка в сравнении с жирами и углеводами может снижаться или же вовсе не изменяться. Если выразить количество потребляемых продуктов в абсолютном количестве, то общее потребление жиров и белков снижается во время поста, в то время как общее потребление углеводов остаётся на прежнем уровне. Употребление как насыщенных, так и транс-жирных кислот на протяжении поста уменьшается, в то время как употребление мононенасыщенных, как и полиненасыщенных жиров может не изменяется. Что касается потребления витаминов и минералов, то употребление кальция и рибофлавина снижается, магния — увеличивается.
А любовь во многом связана с воздержанием. Блудник влюбиться не может — он задавлен своими страстями и не в состоянии подняться до настоящей любви. Пост — это воздержание, ограничение себя, в первую очередь, в удовольствиях, связанных с едой, развлечениями и так далее.
Своего рода бегство в пустыню. Помните, как написано у Пушкина в «Евгении Онегине»? Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны. Пост и есть своеобразное бегство в пустыню, в уединение, в тишину. Ведь развращенный современник, привыкший постоянно находиться в зоне комфорта, зачастую просто не способен увидеть и услышать прекрасное. Приведу Вам такое сравнение. Представьте себе скрипку с расстроенными струнами.
На ней никто, даже великий Паганини, не в силах сыграть ничего путного. Но вот приходит настройщик, натягивает эти струны, как полагается, и мы слышим необыкновенной красоты звуки, которые музыкант извлекает из инструмента. Но чтобы восхититься прекрасным, нужно не просто иметь прекрасное рядом с собой — необходимо прежде развить в себе способность видеть и слышать, то есть иметь правильно настроенную воздержанием душу, чтобы это прекрасное воспринять. То же самое можно сказать и о настоящей любви. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «любовь не подарок от прелестного личика, безмятежность не подарок от прелестного пейзажа, любовь — итог преодоленной тобой высоты». Люди часто полагают, что любовь — это «подарок от прелестного личика», но на самом деле недостаточно иметь красивую женщину в зоне доступа, чтобы почувствовать любовь. Надо иметь в своей душе способность влюбляться и любить.
Известно, как много сегодня в нашей стране разводов. А вот мой дед пришел с войны в достаточно зрелом возрасте, женился, обзавелся детьми. Он был строителем, восстанавливал экономику нашей страны. Но вот что интересно: те женщины послевоенной поры, заменившие когда-то своих мужей на производстве, были отнюдь не красавицами. Плохое питание, никаких тебе спа-процедур, шоколадных обертываний, соляриев, маникюров... Даже одежды у них в разрушенной стране было немного — неказистые платьица из ситцевых занавесок. Но именно тогда, в послевоенные годы, как отмечают социологи, наблюдался демографический взрыв.
Просто эти мужчины, прошедшие страшную войну и выдержавшие немыслимые испытания, так любили своих невзрачных женщин с грубыми, мозолистыми от тяжелого труда руками, как сегодняшним красавицам и модницам даже не снилось. Эти мужчины прошли «Великий пост» с 1941 по 1945 годы, совершили великие подвиги и выдержали великое воздержание. Настоящий правильный пост развивает в человеке эту способность — любить. Именно от воздержания рождается любовь. Мы даже по своему опыту знаем, как вкусно съесть обыкновенное яйцо на Пасху. Тогда как после, например, новогодних праздников с постоянным перееданием человека начинает воротить от икры и самых лучших вин. То же самое можно сказать и о духовном аппетите.
Именно воздержание, удаление в пустыню задает человеку необходимый духовный аппетит, развивает в нем вкус к красоте, наделяет способностью чувствовать. И если Бог есть любовь, если мерило нашей веры это способность влюбляться, то оно напрямую связано с постом. Пост усиливает нашу любовь ко Господу и помогает нам хотя бы немного приблизиться к Нему. В непостные дни есть другие способы выразить Господу свою любовь: скажем, благотворительность, забота о близких и нуждающихся в помощи людях… Творчество, наконец. Вы разве не задумывались, что можно сочинять, творить во славу Божию, ради Него? Пост — необходимый, но не единственный инструмент для «настройки своей души». Поэзия молитвы — Отец Симеон, Вы говорите о посте чуть ли не как о празднике.
А между тем для многих Великий пост — тяжкое бремя… Почему? Так, будущему олимпийскому чемпиону нередко приходится ожесточением воли побуждать себя к тренировкам, хотя он, возможно, хотел бы расслабиться, как другие люди, отдохнуть, насладиться плодами своей жизни. Но вместо этого он выполняет указания тренера, добровольно себя ограничивает и тренируется, тренируется… Кстати, вы знаете, что слово «аскеза» с древнегреческого переводится как «упражнение». У монаха своя аскеза: молитва, воздержание, пост. У спортсмена — своя. Разница лишь в цели их тренировок. Ведь богослужение — это, в первую очередь, текст.
То, о чем я уже говорил, — поэзия молитвы. Вот Вы спросите двух студентов, которые выходят из аудитории, как прошла лекция? Один скажет: «Длинная, скучная, еле высидел». А другой: «Пролетела за 5 минут, не успел опомниться». Время церковной службы в храме зависит от того, вдохновлены ли Вы поэзией молитвы или она чужда Вашему сердцу и уму. Если чужда, тогда и богослужение покажется тяжким бременем и Вы будете переминаться с ноги на ногу в ожидании конца службы. Поэтому, в частности, Великий пост нужен нам для упражнения в молитве.
Помнится, в одном интервью Владимира Спивакова я прочитал его признание о том, что музыка всегда звучит у него в голове. Нам, дилетантам, подобное даже и представить трудно, а настоящий музыкант постоянно живет с музыкой в голове. Для него это радость, счастье. То же самое и с молитвой. Вы говорите, «длинные богослужения», но многим кажется, что эти службы нисколько не длинные. Напротив, они очень короткие. Жаль, что мы так несовершенны, что не в силах слушать и совершать молитвы непрерывно.
Есть миряне, которые под гражданской одеждой прячут белые ангельские крылья. Есть миряне, которые в духовном плане посильнее монахов и епископов. Существует логика сильного человека, совершенно непонятная человеку слабому. Например, сильный охотно отправляется в спортзал каждый день и в течение нескольких часов совершает там невообразимую физическую работу, от которой мы с Вами попросту умерли бы. Для него такая нагрузка в радость, без этих ежедневных тренировок он просто не мыслит своего дня. Вспомним еще раз Владимира Спивакова, который может весь день напролет заниматься музыкой. Заприте его надолго в помещении без инструмента, и он сойдет с ума.
Это тоже логика сильного человека. Так же и в Церкви — для сильного духом даже самое длинное богослужение кажется слишком коротким. Тогда как для того, кто делает первые шаги в храме, и полуторачасовая Литургия покажется тяжким бременем. Согласно социологическим опросам лишь два процента верующих строго соблюдают все церковные посты. Поесть освященных куличей и яиц на Пасху хотят все, но выполнять все предписания готовы лишь два процента… — …И чему Вы удивляетесь? Так и в любом другом деле, а не только в церковном. Сколько у нас профессиональных спортсменов и олимпийских чемпионов?
Думаю, меньше двух процентов. Сколько настоящих ученых? Думаю, сильно меньше двух процентов. В любом деле есть профессиональное ядро и сочувствующие, ведущие и ведомые. Разбойник, которого распяли со Христом и который первым попал в рай, он истинно верующий? Ведь ему Сам Господь сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Но ведь этот разбойник постов не соблюдал, в храм Иерусалимский не ходил.
Он вообще-то в своей жизни только грабил и убивал. Однако одним своим исповеданием Христа, одним покаянием обрел Царствие Небесное. Мы знаем лишь две фразы, которые произнес этот разбойник.
В чем различие? В монастыре, как и, простите за такое сравнение, в армии, человек испытывает своего рода беззаботность: ему не надо ни о чем думать, не надо принимать никаких решений. Сказали сделать то-то и то-то — и он выполняет.
А в миру человек ежедневно, ежеминутно вынужден принимать различные решения, а это выматывающее, морально сложное дело. Каждый это знает по себе: в иной день мы много суетились и вроде бы ничего не сделали, не работали физически и умственно, но к концу дня чувствуем непреодолимую усталость. Оттого, что нам приходилось принимать множество самых разных решений, а это всегда связано с ответственностью и морально изматывает человека. А вот традиция освобождает человека от принятия решений — ему просто надо следовать устоявшимся правилам. Человеку, скажем, XVII века было очень просто поститься, так как к посту он был приучен с детства. Все кругом постились, и у него просто не было никакой альтернативы.
Ему было легко следовать традиции так же, как современному человеку, живущему в монастыре, легко поститься. В монастыре ты вообще о еде не думаешь — пришел, поел, помолился и пошел дальше по своим делам. В монастыре ты не принимаешь решений, связанных с постом. Даже не задумываешься о том, поститься тебе или нет. Там все постятся. В монастыре человек не думает о еде ни в положительном, ни в отрицательном смысле.
Монаху предлагается достаточно пищи, чтобы он насытился, при этом переесть практически невозможно. Тогда как человек, живущий в миру и вне традиции, во время Великого поста должен решать для себя, насколько строго он хочет поститься, что конкретно поесть: то ли сварить овощи, то ли пожевать морковку и съесть яблоко, то ли сделать салат с постным майонезом… Вот почему современному человеку в миру труднее поститься. Ему каждый день нужно затрачивать больше моральных усилий на принятие решений. Это — первый момент. Второй момент связан с тем, что мы с Вами сегодня живем не только вне традиций — мы живем в информационную эпоху, когда, заходя в интернет, социальную ленту, чуть ли не каждый день сталкиваемся с вопросом «а зачем вообще надо поститься? Одни считают, что пост вреден для здоровья.
Другие полагают, что пост противоречит Священному Писанию. Эти последние, например, ссылаются на слова Христа, у Которого ученики не постились. Помните, что сказано в Евангелии? Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк.
Вот критики поста, используя эти слова из Евангелия, говорят: «А разве Христос от нас отнялся? Он отнялся только на три дня — от смерти до Воскресения. А теперь Христос посреди нас — каждый день на Литургии, а раз Он с нами, значит, посты надо отменить как ветхозаветное установление, отмененное Самим же Христом». Так что, как видите, помимо того, что человек вынужден каждодневно принимать решение о посте, информационно-критическое сообщество еще дополнительно усложняет ему саму задачу Великого поста. И судить о Вас как о христианине можно, лишь исходя из того, насколько велика и горяча Ваша любовь ко Христу. А любовь во многом связана с воздержанием.
Блудник влюбиться не может — он задавлен своими страстями и не в состоянии подняться до настоящей любви. Пост — это воздержание, ограничение себя, в первую очередь, в удовольствиях, связанных с едой, развлечениями и так далее. Своего рода бегство в пустыню. Помните, как написано у Пушкина в «Евгении Онегине»? Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны. Пост и есть своеобразное бегство в пустыню, в уединение, в тишину.
Ведь развращенный современник, привыкший постоянно находиться в зоне комфорта, зачастую просто не способен увидеть и услышать прекрасное. Приведу Вам такое сравнение. Представьте себе скрипку с расстроенными струнами. На ней никто, даже великий Паганини, не в силах сыграть ничего путного. Но вот приходит настройщик, натягивает эти струны, как полагается, и мы слышим необыкновенной красоты звуки, которые музыкант извлекает из инструмента. Но чтобы восхититься прекрасным, нужно не просто иметь прекрасное рядом с собой — необходимо прежде развить в себе способность видеть и слышать, то есть иметь правильно настроенную воздержанием душу, чтобы это прекрасное воспринять.
То же самое можно сказать и о настоящей любви. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «любовь не подарок от прелестного личика, безмятежность не подарок от прелестного пейзажа, любовь — итог преодоленной тобой высоты». Люди часто полагают, что любовь — это «подарок от прелестного личика», но на самом деле недостаточно иметь красивую женщину в зоне доступа, чтобы почувствовать любовь. Надо иметь в своей душе способность влюбляться и любить. Известно, как много сегодня в нашей стране разводов. А вот мой дед пришел с войны в достаточно зрелом возрасте, женился, обзавелся детьми.
Он был строителем, восстанавливал экономику нашей страны. Но вот что интересно: те женщины послевоенной поры, заменившие когда-то своих мужей на производстве, были отнюдь не красавицами. Плохое питание, никаких тебе спа-процедур, шоколадных обертываний, соляриев, маникюров... Даже одежды у них в разрушенной стране было немного — неказистые платьица из ситцевых занавесок. Но именно тогда, в послевоенные годы, как отмечают социологи, наблюдался демографический взрыв. Просто эти мужчины, прошедшие страшную войну и выдержавшие немыслимые испытания, так любили своих невзрачных женщин с грубыми, мозолистыми от тяжелого труда руками, как сегодняшним красавицам и модницам даже не снилось.
Эти мужчины прошли «Великий пост» с 1941 по 1945 годы, совершили великие подвиги и выдержали великое воздержание. Настоящий правильный пост развивает в человеке эту способность — любить. Именно от воздержания рождается любовь. Мы даже по своему опыту знаем, как вкусно съесть обыкновенное яйцо на Пасху. Тогда как после, например, новогодних праздников с постоянным перееданием человека начинает воротить от икры и самых лучших вин. То же самое можно сказать и о духовном аппетите.
Именно воздержание, удаление в пустыню задает человеку необходимый духовный аппетит, развивает в нем вкус к красоте, наделяет способностью чувствовать. И если Бог есть любовь, если мерило нашей веры это способность влюбляться, то оно напрямую связано с постом. Пост усиливает нашу любовь ко Господу и помогает нам хотя бы немного приблизиться к Нему. В непостные дни есть другие способы выразить Господу свою любовь: скажем, благотворительность, забота о близких и нуждающихся в помощи людях… Творчество, наконец. Вы разве не задумывались, что можно сочинять, творить во славу Божию, ради Него? Пост — необходимый, но не единственный инструмент для «настройки своей души».
Поэзия молитвы — Отец Симеон, Вы говорите о посте чуть ли не как о празднике. А между тем для многих Великий пост — тяжкое бремя… Почему? Так, будущему олимпийскому чемпиону нередко приходится ожесточением воли побуждать себя к тренировкам, хотя он, возможно, хотел бы расслабиться, как другие люди, отдохнуть, насладиться плодами своей жизни. Но вместо этого он выполняет указания тренера, добровольно себя ограничивает и тренируется, тренируется… Кстати, вы знаете, что слово «аскеза» с древнегреческого переводится как «упражнение». У монаха своя аскеза: молитва, воздержание, пост. У спортсмена — своя.
Разница лишь в цели их тренировок. Ведь богослужение — это, в первую очередь, текст. То, о чем я уже говорил, — поэзия молитвы. Вот Вы спросите двух студентов, которые выходят из аудитории, как прошла лекция? Один скажет: «Длинная, скучная, еле высидел». А другой: «Пролетела за 5 минут, не успел опомниться».
Время церковной службы в храме зависит от того, вдохновлены ли Вы поэзией молитвы или она чужда Вашему сердцу и уму. Если чужда, тогда и богослужение покажется тяжким бременем и Вы будете переминаться с ноги на ногу в ожидании конца службы.
В этот день вспоминают одно из главных евангельских событий — Вход Господень в Иерусалим. По преданию, жители Иерусалима приветствовали Господа, держа в руках оливковые ветки и ветви пальмы. В России пальмы и оливы не растут, поэтому символом праздника стала верба. Верба — самое первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни. Что нужно сделать на Вербное воскресенье 2024? Накануне праздника православные христиане срезают или покупают вербные ветви. Дома их ставят в воду, чтобы пушистые почки распустились до праздника.
В центре обсуждений
У православных верующих начинается Великий пост | 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. |
В Лазареву субботу епископ Алексий совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре | Актуальные новости о православии на сайте Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС). Читать онлайн новости православной религиозной организации Московского Патриархата. |
Православный календарь на 2024 год
РОСХВЕ стал соорганизатором круглого стола на тему религии и спорта в Общественной палате РФ. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог». 12 апреля 2024 года, в пятницу Крестопоклонной седмицы Великого поста, чтимый образ Благовещения Пресвятой Богородицы, находящийся в Троицком соборе Иерусалима. Великий пост учит прежде всего тому, как отвратиться от себя и обратиться к другим людям, продолжает Волков. Чаще религия играет важную роль в жизни женщин (58%), опрошенных в возрасте 40-54 лет (56%), а также мусульман (83%). религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими.
Церковный православный календарь
Азия. Девочка-подросток умерла после 68-дневного религиозного поста "чтобы принести семье удачу". Читайте обо всех событиях религиозной жизни общества в РФ и за рубежом. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Церковное богослужение первой недели Великого поста посвящено воспоминанию Собора, положившего конец более чем столетнему гонению на почитателей святых икон. Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих к сугубому посту в связи с угрозами Эстонской Православной Церкви.