Подводная ракета “Шквал”, на сегодняшний день, скорее всего, снята с боевого дежурства из-за своих недостатков, преодолеть которые не представляется возможным. Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал». К таким открытиям относится и подводная скоростная ракета «Шквал», принципы работы которой словно нарушают законы физики. cоветская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке. Американский флот испугался российских высокоскоростных торпед «Шквал». Несмотря на тот факт, что на вооружении России появились современные средства для поражения подводных и надводных целей противника, (в том числе речь идёт и о гиперзвуковой ракете «Циркон».
Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал. Оружие быстро покоряющее мир
: Российская торпеда "Шквал" - революционное оружие подводной войны | Демонстрация макета ракеты-торпеды "Шквал" на салоне в 2007 году стала настоящей сенсацией. Машина, принятая на вооружение еще в 1977 году, развивает немыслимую для морской техники скорость — 375 км/ч. |
В США испугались супероружия России «Шквал» | Американский флот испугался российских высокоскоростных торпед «Шквал». Несмотря на тот факт, что на вооружении России появились современные средства для поражения подводных и надводных целей противника, (в том числе речь идёт и о гиперзвуковой ракете «Циркон». |
Плюсы и минусы советской торпеды "Шквал" | Ракето-торпеда "Шквал" была разработана в рамках работ по теме скоростного подводного оружия, против которого были бы бессильны все существующие средства защиты. |
Ракето-торпеда "Шквал" породила новое поколение
СМИ США признали подводную ракету РФ «Шквал» одной из лучших в мире | Революцию в подводной войне произвела российская ракета-торпеда ВА-111 «Шквал», развивающая скорость до 370 километров в час. |
NI назвал российское оружие, способное «покорить весь мир» | Легендарная советская торпеда ВА-111 "Шквал" произвела революцию в подводной гонке вооружений, развив беспрецедентную скорость в 200 узлов (370 км/ч) благодаря ракетному двигателю и использованию явления кавитации (или суперкавитации). |
Российская скоростная торпеда «Шквал» создала угрозу для военного флота США - МК | Российская ракета "Шквал", предназначенная для поражения целей под водой и уничтожения подводных лодок, вошла в перечень лучших вооружений подобного типа. |
В США рассказали о революционной российской торпеде: Оружие: Наука и техника: | Российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» создает угрозу для кораблей и подводных лодок ВМС США, заявил в статье для 19FortyFive военный аналитик Крис Осборн. |
Новости проекта «Хищник»
Суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал» российской разработки разрушает действовавшую прежде парадигму подводной войны и повергает в шок способностью двигаться в шесть раз быстрее любых других аналогов. — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. «Шквал» — советская скоростная подводная ракета. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на НК. Издательство 19FortyFive заявило, что российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет угрозу кораблям и подлодкам ВМС США. Скорость данной ракеты составляет 370 километров в час, что в превышает скорость других ракет в четыре раза. Подводная ракета-торпеда ВА-111 «Шквал», находящаяся на вооружении советского флота с 1977 года, обладавшая скоростью до 200 узлов или 370 км/ч, была снята с вооружения по причине малой дальности поражения.
В США рассказали об уникальности российской подводной ракеты «Шквал»
Эксперт оценил возвращение ракеты-торпеды «Шквал» | Уникальная подводная ракета ВА-111 «Шквал» развивает скорость в 370 километров в час, что практически в четыре раза превосходит показатели американских торпед. |
В Китае создают сверхзвуковую подлодку | Суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал» российской разработки разрушает действовавшую прежде парадигму подводной войны и повергает в шок способностью двигаться в шесть раз быстрее любых других аналогов. |
NI: Российский "Шквал" навсегда изменил подводную войну | Скоростная подводная ракета «Шквал» «Шквал» — советская скоростная подводная ракета (ракета-торпеда). |
В США вызвала обеспокоенность российская скоростная торпеда «Шквал» | Созданная в советское время ракета-торпеда ВА-111 «Шквал» опередила свое время. |
В Китае создают сверхзвуковую подлодку
Изначально «Шквал» шел на 705 проект, имевший уникальные скоростные и маневренные характеристики, причем как образец скоростного подводного оружия, дополнявший противолодочную ракету (ПЛР) «Вьюга» (фактически «закрывавший» ее «мертвую зону»). Скорость обычных торпед составляет 60−70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) — абсолютный рекорд для подводного объекта. Об этом пишет журнал The National Interest.«ВА-111 «Шквал», суперкавитационная торпеда советской эпохи, произвела революцию в подводной войне благодаря способности развивать беспрецедентную скорость до 200 узлов, ракетному двигателю и феномену суперкавитации». Ракета-торпеда ВА-111 «Шквал» из России, способная развивать скорость до 370 километров в час, вызвала настоящую революцию в стратегии подводной войны.
Советская подводная ракета "Шквал"
Новые пули используют одно из физических явлений, с которым лучше всего знакомы моряки. Речь идет о кавитации — процессе образования и быстром схлопывании в жидкости пузырьков, заполненных паром. Изначально явление кавитации считалось вредным, способным только вредить кораблям. Но позднее ему нашли и полезное применение. Мы решили вспомнить, каким образом военные используют кавитацию себе на пользу. Во второй половине XIX века начали появляться пароходы с гребными винтами, способные развивать скорость в несколько десятков узлов. Эти машины могли быстро перевозить пассажиров и вообще выгодно отличались от медлительных парусных судов. Однако вскоре моряки столкнулись с неприятным эффектом: поверхность гребных винтов через некоторое время эксплуатации становилась шершавой и разрушалась.
Гребные винты тогда изготавливались из стали и сами по себе быстро корродировали в воде, поэтому их разрушение поначалу списывали на неблагоприятное воздействие морской воды. Кавитация — физическое явление, при котором в жидкости позади быстро движущегося объекта возникают мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Например, при вращении гребного винта такие пузырьки появляются позади лопастей и на их задней кромке. Появившись, эти пузырьки практически моментально схлопываются и образуют ударную волну. От каждого пузырька в отдельности она совсем незначительна, однако при длительной эксплуатации эти ударные микроволны, помноженные на количество пузырьков, приводят к разрушению конструкции винтов. Шершавые, растерявшие часть лопасти винты существенно теряют в своей эффективности. Современные гребные винты изготавливаются из специального сплава — куниаля.
Это сплав на основе меди с добавлением никеля и алюминия. Сплав по прочности соответствует стали, но не подвержен коррозии; гребные винты из куниаля могут находиться в воде десятилетиями без какого-либо вреда. Тем не менее, даже эти современные гребные винты подвержены разрушению из-за кавитации. Но специалисты научились продлевать срок их службы, создав гидроакустическую систему. Она определяет начало кавитации, чтобы экипаж мог снизить частоту вращения винтов для предотвращения образования пузырьков. В 1970-х годах для кавитации было найдено полезное применение. В отличие от обычных торпед, использовавшихся тогда и стоящих на вооружении сегодня, «Шквал» может развивать колоссальную скорость — до 270 узлов около 500 километров в час.
Для сравнения, обычные торпеды могут развивать скорость от 30 до 70 узлов в зависимости от типа. При разработке ракеты-торпеды «Шквал» исследователи благодаря кавитации сумели избавиться от сопротивления воды, мешающего кораблям, торпедам и подводным лодкам развивать большие скорости. Любой даже обтекаемый объект под водой имеет большое лобовое сопротивление. Кроме того, при движении под водой поверхности объекта смачиваются и на них появляется тонкий ламинарный слой с большим градиентом скорости — от нуля у самой поверхности объекта до скорости потока на внешней границе. Такой ламинарный слой создает дополнительное сопротивление.
Сегодня находится на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большое будущее.
Созданный в 1970-е годы «Шквал» обогнал свое время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — невероятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недостатков, включая высокую шумность, малую дальность до 10 километров и глубину погружения лишь до 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят непосредственно перед пуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала все упомянутые недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будет значительно улучшена с учетом новых целей и задач. Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вариант торпеды « Шквал-Э » стоит около шести миллионов долларов за единицу.
Высокая цена такого оружия оправданна. Даже обычные торпеды — основное и весьма эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это оружие совершенствовалось более ста лет. Если первые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и быстрее, способны наводиться с помощью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей и поражают цели на расстоянии свыше 50 километров. Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота. Вопреки законам физики Торпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 году, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное производство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна.
Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет. Из этого следует — это обычная ракета, плывущая под водой. Разгонный стартовый работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается. В работу вступает маршевый — доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения.
Топливо твердое — металлы литий, магний, алюминий , вступающие в реакцию с окислителем-катализатором — водой. Огромная шумность выпущенной торпеды — это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку. Вижу цель — не вижу препятствий В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды. По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства — плывет туда куда сказали и все.
Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков. Сюрприз под борт В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника в радиусе 1000 м , несет тяжелые последствия. А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса.
После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум. Целесообразность пуска В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км — это первый главный недостаток. В современном морском бою пуск с такого расстояния — это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки.
Конструкция торпеды Шквал Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным — создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации. Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю , включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая — поддерживает быстроту движения.
Маршевый — твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части. Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.
Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости. История создания С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами.
Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. Седов и Г. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ. Идея была в следующем — создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.
Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде. После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца.
Ну и главным показателем эффективности снаряда является то, что "Шквал" гарантированно способен уничтожить любую цель, так как торпеда оснащена ядерной боеголовкой. Как подытоживает автор статьи, подобное оружие способно "в одночасье покорить весь мир". В статье отмечается, что первые модификации "Шквала" были неуправляемы.
Они двигались на больших скоростях, но не могли маневрировать. Из-за чего применять их предполагалось на ограниченной дистанции. Однако новейшие российские разработки устранили эту проблему и позволяют торпеде снижать скорость для корректировки траектории, после чего режим максимальной скорости может быть снова запущен.
Шквал (скоростная подводная ракета)
В статье «Национального интереса» эмоционально говорится, что «суперкавитирующая торпеда» способна «быстро покорить весь мир». В материале NI уточняется, что первые версии торпеды были неуправляемыми. Снаряд нового поколения использует суперкавитацию для спринтерского движения в район расположения объекта и затем снижает скорость для его точечного поражения. Американский журнал уточняет, что сверхскоростные торпеды производят очень много шума и выдают местоположение выпустившего их корабля, но огромная скорость в 200 узлов и ядерная боеголовка полностью перекрывают этот недостаток в морском бою.
Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны. Дальнейшее развитие ракето-торпеды - увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса. Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В.
Бахирев со своим заместителем Д. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части. Использование ракетного вооружения под водой без ГСН значительно затрудняет противнику возможность осуществления противодействия данному типу вооружения, что позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т. В свое время была создана экспортная модификация высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» - «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств. А после испытаний высокоскоростной подводной ракеты Пентагон не на шутку встревожился и был готов к применению «акции устрашения».
Литовкин обратил внимание на то, что скорость советского «Шквала» составляла 200 узлов, в новой торпеде она может быть выше. Уничтожить ракету, которая двигается с такой скоростью, физически не представляется возможным. У модернизированного «Шквала» возросла дальность поражения и торпеда способна маневрировать под водой.
В список лучшего подводного оружия с точки зрения We Are The Mighty была внесена еще одна российская ракета — Т-5, также в него попали зарубежные торпеды: французские F-21 и американские серии MK.
В США испугались супероружия России «Шквал»
Разработанная ещё в годы СССР подводная торпеда "Шквал" обладает уникальными характеристиками, которые до сих пор недоступны для американского оружия такого же класса. Российские торпеды способны полностью изменить стратегию и тактику боевых действий в море. Такое мнение высказали военные эксперты в статье американского издания National Interest. Как отмечается в материале, максимальная скорость подводных объектов не превышала 50 узлов. И в целом этот показатель несущественно изменился к настоящему времени. Однако максимальная скорость "Шквала" достигает до 200 узлов около 370 километров в час.
Удалось решить и эту гидродинамическую задачу. Кавитационную головку на носу «Шквала» сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих «объятиях». На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора по ранее заложенной программе. Аналогов в мире нет Торпеды нередко конфликтуют с гидрологией, то есть с перепадами плотности и температуры воды на разных глубинах, меняющейся электромагнитной проводимостью морской среды. Специалисты провели огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России. По тематике суперкавитационных торпед работают специалисты нескольких стран мира. В 2004 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании суперкавитационной торпеды «Барракуда», оснащенной новейшей системой самонаведения. Якобы скорость ее настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Обнаружить такую торпеду очень сложно, но по факту «Барракуда» так и не доведена до уровня реализуемого изделия. Соединенные Штаты разрабатывают подобную торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести в России документацию на «Шквал». Успешнее идет модернизация американской торпеды большой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 километров.
Судить о них можно по обрывочной информации от самих создателей либо по экспозиции Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге МВМС. Несмотря на громкий статус международного, это скорее камерное мероприятие российских оборонных предприятий, КБ и НИИ, работающих в интересах нашего флота. Возможно, именно это делает его не только уникальным, но и "по-домашнему" уютным. Отстояв "обязательную программу" посещения салона VIP-гостями, "скучающие" представители оборонки готовы часами беседовать с вами о проблемах развития ВМФ, сложностях и достижениях, определяющих его развитие. На МВМС впервые рассекретили истинный облик легендарной высокоскоростной ракеты-торпеды "Шквал" , впервые произнесли названия "Физик" и "Футляр". Демонстрация макета ракеты-торпеды "Шквал" на салоне в 2007 году стала настоящей сенсацией. Поэтому увернуться от встречи с ней невозможно ни кораблю, ни подводной лодке. В погоне за секретами этого чудо-оружия американский шпион Эдмонд Поуп чуть не отправился убирать снег на Колыме. Но на волне российско-американской дружбы был помилован президентом Владимиром Путиным и убыл в Штаты несолоно хлебавши. Говорят, в одном из технических помещений базы они ее и нашли. Позже экспортный вариант торпеды-ракеты, способной, правда, работать только по надводным кораблям, получил Китай. В нулевых об обладании чем-то подобным заявил Иран. Так что уникальная технология скоростного подводного движения быстро ушла в другие флота и сегодня не на шутку осложняет жизнь американских ВМС в Южно-Китайском море и Персидском заливе. Ну а во-вторых, наш ВМФ списал уникальное изделие за ненадобностью. Причина — "Шквал" был рассчитан исключительно под применение термоядерной боевой части мощностью 150 кт. При этом торпеда могла поразить цель на расстоянии не более 13 км, что вместе с сильным шумом машины демаскирует подлодку-носитель. А невозможность погружения более чем на 30 м не позволяет ракете-торпеде поражать цели на больших глубинах. Так что "потеря" главных секретов сверхскоростной торпеды — форма носового кавитатора, создающего газовый пузырь, благодаря которому она несется под водой с огромной скоростью, и рецептура уникального гидрореагирующего металлизированного топлива — в общем-то погоды не делала. Его пуск — целое событие в подводном мире.
Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И. Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны. Дальнейшее развитие ракето-торпеды - увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса. Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В. Бахирев со своим заместителем Д. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части. Использование ракетного вооружения под водой без ГСН значительно затрудняет противнику возможность осуществления противодействия данному типу вооружения, что позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т. В свое время была создана экспортная модификация высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» - «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств.
Хищник - новая российская подводная ракета
Подводная ракета была практически неуязвима. Скоростная подводная ракета (ракето-торпеда) ВА-111 «Шквал» после модернизации сможет дейс твовать на глубине и станет еще немного быстрее, сообщил ведущий российский разработчик торпедного оружия академик Шамиль Алиев. Скорость обычных торпед составляет 60−70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) — абсолютный рекорд для подводного объекта.
Военный эксперт впечатлился новой российской торпедой «Шквал»
Подводная ракета была практически неуязвима. ВА-111 «Шквал» — комплекс со скоростной подводной ракетой (ракетой-торпедой) М-5, предназначенный для поражения надводных и подводных целей. Размещается на корабле, подводной лодке или стационарной установке. Российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» создает угрозу для кораблей и подводных лодок ВМС США, заявил в статье для 19FortyFive военный аналитик Крис Осборн. Легендарная советская торпеда ВА-111 "Шквал" произвела революцию в подводной гонке вооружений, развив беспрецедентную скорость в 200 узлов (370 км/ч) благодаря ракетному двигателю и использованию явления кавитации (или суперкавитации). Подводная ракета была практически неуязвима. Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой.
На смену "Шквалу" придет морской "Хищник"
При этом стоит учитывать и дальность стрельбы «Шквалом». Это 7 тысяч метров, что также создаёт риски поражения. По мнению Осборна, бороться с такой торпедой можно только в случае обнаружения российской подлодки до выпуска «Шквала».
Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал.
Оружие быстро покоряющее мир Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал. Оружие быстро покоряющее мир В США рассказали о секретном российском оружии, способном «изменить войну и покорить мир» Уникальные скоростные характеристики российской подводной торпеды «Шквал» могут перевернуть с ног на голову образ боевых действий в море, уверены военные эксперты популярного американского журнала National Interest «Национальный интерес» — аналитическое издание по военно-политической тематике с печатным журналом. ВА-111 «Шквал» — комплекс со скоростной подводной ракетой ракетой-торпедой М-5, предназначенный для поражения надводных и подводных целей.
Размещается на корабле, подводной лодке или стационарной установке.
Данная технология обладает своими недостатками в плане маневренности, поскольку изменение курса способно вывести часть торпеды за пределы пузыря. Однако при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей «Шквала», который поступил на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра. Также недостатком считался высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем.
Эксперт отметил, что на суперкавитирующих торпедах отсутствует возможность применять традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель заглушают встроенные активную и пассивную гидролокационные системы. Для решения этой проблемы инженерам пришлось пойти на компромисс: суперкавитация использовалась для преодоления расстояния до области цели, а затем торпеда замедлялась для непосредственного наведения.
Испаряя воду в носовой части, она создает газовый пузырь, который резко снижает сопротивление, позволяя быстро перемещаться по воде, отмечается в статье. Однако она же определяет некоторые недостатки, в том числе высокую шумность, малую дальность до 10 км и глубину погружения лишь до 30 м. Торпеда изначально разрабатывалась для поражения ракетных атомных подлодок и была оснащена ядерной боеголовкой мощностью 150 килотонн в тротиловом эквиваленте.