Как под напором цифровой трансформации меняются не только клиентские пути, но и такие основополагающие IT-системы банков, как Core Banking, рассказал Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ.
Цифровизация и будущее банков: три сценария
Судьба российских банков: 2023 год пройдем, а дальше видно будет | Первые торги акциями МТС Банка на Мосбирже начались ростом на 10%. |
«Уносите деньги из этих банков!»: всех пенсионеров предупредили в Госдуме | Российская банковская система прошла период оздоровления и может играть более существенную роль в финансировании развития экономики, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, вступая на ПМЭФ-2023. |
ЦБ предложил малым банкам объединиться в «Альянсы» или «Зонтики» - Ведомости | сообщает пресс-служба. |
«Уносите деньги из этих банков!»: всех пенсионеров предупредили в Госдуме | В 2024 году в список попало 13 банков, среди которых Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк. |
Банк России принял решение. Крупнейшие российские банки объединят в один государственный
Отнесение банков к категории системно значимых осуществляется в соответствии с Указанием Банка России от 22. В случае, если системно значимый банк испытывает затруднения, регулирующие органы России предпринимают действия для его поддержки в форме санации оздоровления , а не банкротства. Кроме того, именно эти кредитные организации чаще всего оказываются получателями финансовой подпитки в кризисные периоды или в моменты дефицита ликвидности на рынке межбанковского кредитования.
На третьем этапе анализируется объём привлеченных банком средств населения, который должен составлять не менее 10 млрд руб. Перечень системно значимых банков впервые сформирован в 2015 году.
Банки хорошо капитализированы. После сильного падения доходов в 2022 году совокупная чистая прибыль сектора по итогам 2023 обновила рекорды докризисного 2021 года. Регулятор действует решительно, но аккуратно, используя не только ключевую ставку, но и макропруденциальные меры.
Показатели российских банков, млрд рублей.
Второй подход реализуется через создание дочерней компании, которая изначально была построена для удовлетворения потребностей цифровой экономики. Преимуществами такого подхода являются четкая ориентация на потребности клиентов в долгосрочной перспективе; создание команд внутри организации, включающих специалистов в различных областях информационные технологии, программное обеспечение, аналитика, маркетинг , благодаря чему достигается высокая гибкость организационной структуры; а также возможность опробовать новые направления деятельности без ущерба для существующих. Третий подход к цифровой трансформации банков основан на признании цифровых технологий главной ценностью организации.
Этот метод можно сочетать с другими подходами, но он предполагает более полную реализацию цифровой стратегии через трансформацию всех внутренних и внешних процессов банка. По мнению экспертов, в банковском секторе цифровая трансформация может проходить пять основных этапов. I этап. Появление цифровых каналов: интернет-банкинга, мобильного банкинга, чат-ботов. Пользователь, который хочет взаимодействовать с банком по любым доступным каналам в удобное время, находится в центре экосистемы.
II этап. Появление цифровых продуктов: большие данные, бесконтактные платежи, виртуальные карты, искусственный интеллект, техника. С помощью современного программного обеспечения создаются продукты E2E end to end , предназначенные для удовлетворения финансовых потребностей клиентов в течение 24 часов. III этап. Создание полного цикла цифровых услуг: банки не только добавляют цифровые услуги к традиционным продуктам, но и создают новые цифровые бизнесы, полностью меняют бизнес-модели, расширяют границы бизнеса.
IV этап. Создание «цифрового мозга». V этап. Создание «цифровой ДНК» — новой системы координат для принятия стратегических решений на протяжении всего жизненного цикла банка [4]. Ключевыми технологиями цифровой трансформации в России являются анализ больших данных и прогнозная аналитика, искусственный интеллект, робототехника, машинное обучение и чат-боты, технологии распределенных реестров, открытые интерфейсы, оптическое распознавание, виртуальная и дополненная реальность.
Более того, банки уже заняли лидирующие позиции по использованию чат-ботов в различных сферах деятельности. Новые технологии позволяют различным банкам снижать издержки и постоянно повышать качество предоставляемых услуг, осваивать новые сферы влияния. ВЫВОДЫ На основе анализа зарубежного опыта можно выделить основные перспективные направления использования финансовых технологий в банковском секторе. Реализация блокчейн-технологии в виде умного актива blockchain 2. Активы, право собственности на которые зарегистрировано в блокчейне, сделки с которыми о передаче права собственности на которые могут быть совершены с помощью смарт-контрактов.
Блокчейнплатформа «Кредитное бюро» White Paper on the Development of China Blockchain Промышленность, 2018 — накопление и хранение данных о кредитной истории заемщиков позволит обмениваться информацией заинтересованным пользователям без посредников. Электронные счета выпускаются в виде смартконтрактов. В системе могут быть реализованы операции продажи векселей, передачи, акцепта, дисконтирования. Потенциальными пользователями являются центральный банк, фондовые биржи, коммерческие банки и другие организации, участвующие в вексельных операциях. Цифровизация имеет большой потенциал, но она связана с новыми рисками и угрозами, которые все еще требуют осознания.
С другой стороны, финансовые технологии являются инструментами управления рисками в банках например, большие данные могут использоваться для минимизации кредитного риска, во внутреннем аудите, контроле и т. Главным драйвером развития банковского сектора в России является Сбер. Успех функционирования отражен в рейтинге Forbes: в прошлом году банк занимал 402-е место, а с тех пор поднялся до 51-го места в общем рейтинге компаний Global 2000 и до 15-го места в мировой банковской отрасли. Сбер уступает в основном государственным китайским банковским гигантам [7]. Сбер, помимо привычных банковских услуг, стремится предоставлять услуги в следующих областях: киберстрахование, консалтинг и образование.
Поскольку актуальной проблемой все еще остается угроза информационной безопасности, Сбер прилагает значительные усилия для формирования среды коллективной информационной защиты. Одной из приоритетных задач банка является создание современного центра по борьбе с киберпреступниками, способного защитить клиентов банка. В недавнем докладе председатель Правительства России Михаил Мишустин предложил создать отечественную платформу для разработки ИТ-проектов. Премьер-министр напомнил, что в текущем году правительство утвердило второй пакет решений для ускоренного развития ИТ-индустрии. По его словам, это стимулирует внедрение отечественных технологий для бизнеса, офисного программного обеспечения и операционных систем.
Таким образом, трансформация существующих цифровых платформ предполагает необходимость преобразования всех технологических планов, организацию новых финансовых и нефинансовых сервисов. По действующему законодательству все системообразующие банки страны обязаны будут в первую очередь ориентироваться на реестр отечественного ПО, который ведет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Банковский сектор России на данный момент обладает уникальной методологией выявления угроз и борьбы с ними в режиме реального времени. Использование опыта и технологических решений поможет всем российским банкам сформировать собственную экосистему в этой области. Это позволит быстрее выявлять атаки и реагировать на них, даст уникальное преимущество при защите клиентов банковской сферы.
Таким образом, мы пришли к выводу, что финтех в банковском секторе является результатом взаимного влияния двух мегатенденций — цифровизации общества и финансиализации экономики — объективных глобальных необратимых тенденций наряду с глобализацией и информатизацией, виртуализацией и сетевым взаимодействием и др. Это означает, что трансформация банковского сектора экономики через внедрение финансовых технологий в бизнес-процессы является системным и масштабным явлением, новым этапом в развитии банковского бизнеса. В России финансовые технологии некоторое время считались ненадежными и дорогостоящими, поэтому банкам приходилось если не отказываться от них, то пользоваться ими очень осторожно. Тем не менее повышенное внимание к этой отрасли и рост инвестиций в финтех привели к поддержке и руководству мегарегулятором развития финансовых технологий в России. Список литературы 1.
Бабкин А. Экономические науки. Белоус А. Диденко В. Казаренкова Н.
Серия: Экономика. Ордынский А. Пятин А.
Новости, банки сегодня
Первые торги акциями МТС Банка на Мосбирже начались ростом на 10%. «Благодаря инвестициям банков именно в российские технологии нам удалось сохранить стабильность работы всей финансовой системы в первом полугодии 2022 года. Российская банковская система прошла период оздоровления и может играть более существенную роль в финансировании развития экономики, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, вступая на ПМЭФ-2023. Консолидированная выручка ПАО АФК «Система» по итогам III квартала 2023 года составила 280,8 млрд рублей. специализированный банк, основными операциями которого являются операции по кредитованию венчурного капитала, новейших разработок, технического и технологического прогресса.
Образующие банки россии
Китайская общественно-экономическая и общественно-политическая системы весьма хрупки, несмотря на их кажущуюся стабильность, отмечают некоторые исследователи. Следующим этапом развития операционной модели банка в условиях цифровой трансформации является формирование центров компетенций – структурных организационных подразделений, управляющих информационными системами и. В перечень системно значимых организаций входят банки, работа которых признается наиболее важной для сохранения устойчивости банковской системы страны. Дмитрий Коровкин, исполнительный директор по корпоративным финансам и IR: АФК «Система» стратегически нацелена на снижение долга корпоративного центра за. Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций, сообщается на сайте регулятора. 3DNews Новости Software Новости сети Росфинмониторинг и банки научились отсле.
Центральный Банк России
Облачные технологии обеспечивают доступ к данным без установки специальных приложений на устройство, что позволяет банкам предлагать свои продукты в любой точке мира за счет централизации сервисов в сети. Большие данные, в свою очередь, предоставляют клиентам персональные целевые предложения, основанные на анализе разнородной и быстроменяющейся цифровой информации, источниками которой являются Интернет, корпоративные архивы документов и т. Один API — это набор подготовленных классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением, сервисом или операционной системой для использования во внешних программных продуктах [8]. Интеграция банковского бизнеса с социальными сетями позволяет предоставлять информацию о предпочтениях клиентов. Примером успешной реализации таких отношений в розничной торговле является Amazon, в банковском секторе — Deutsche Bank. Цифровая трансформация достигается за счет полноценного изучения клиентского опыта и анализа существующих потребностей и выявления перспективных. Именно потребители банковских услуг представляют собой движущую силу инновационного развития банков, поскольку именно они формируют потребности для современных банковских продуктов и услуг через выражение своих потребностей.
Ранжирование экспертных оценок, отслеживающих внедрение новых технологий и инновационных продуктов, а также результаты аналитического обзора российского банковского сектора по ключевым направлениям финансовых технологий позволили выявить наиболее востребованные продукты и услуги для пользователей [30]. Клиенты оценивают опыт взаимодействия с банками в зависимости от того, насколько легко и комфортно им было получить ту или иную услугу, поэтому банковскому сектору следует постоянно изучать опыт общения с клиентами, выявлять недостатки в своей работе, так как новые клиенты требуют использования еще более современных технологий. Раньше эффективность банковской деятельности оценивалась по увеличению целевых продаж продуктов и услуг, но в эпоху цифровой экономики банки вынуждены считаться с современными цифровыми вызовами: сейчас банки все больше ориентируются на клиентов с их насущными потребностями. По мнению В. Пшеничникова, внедрение перечисленных технологических компонентов в банковский сектор позволило сформировать новую модель банковских услуг, представляющую собой целую экосистему обмена ценностями. Ее основные отличия от традиционной модели банковского бизнеса указаны в табл.
Конкуренция в банковском секторе с каждым годом ужесточается, без внедрения новых технологий в механизм обслуживания даже самые сильные банки с консервативной стратегией могут потерять значительную часть клиентов. К 2022 г. Однако обновление программного обеспечения не решает проблему. Необходима структурная трансформация с использованием финтеха. Цифровая трансформация банков требует комплексного подхода, основанного на разработке и применении цифровой стратегии. Цифровая трансформация охватывает все аспекты финансово-кредитной деятельности, включая механизмы управления банком, поэтому цифровая трансформация банковского сектора должна быть согласована с другими стратегиями развития с целью выработки решений, способствующих максимальной эффективности.
Цифровая стратегия должна быть направлена на решение четырех основных задач: внедрение цифровых технологий, трансформацию процесса формирования стоимости услуг, финансовый аспект цифровизации, а также изменение организационной структуры. Для успешной реализации цифровой стратегии необходимо скоординировать перечисленные направления развития, что во многом зависит от операционной модели банка. Не существует общей операционной модели, подходящей для всех банков, поэтому в зависимости от зрелости банка, его структуры, предоставляемых услуг возможны различные модели реализации цифровой стратегии. Конфедеративная модель. Операционная модель этого типа в основном применима к крупным банкам, которые проводят цифровую трансформацию постепенно, в различных областях своей деятельности. В такой ситуации одни подразделения вовлекаются в реализацию цифровой стратегии, самостоятельно регулируя поток затрат на цифровые технологии и применяя новые требования к квалификации персонала, в то время как другие подразделения могут не участвовать в цифровой трансформации.
Ожидается, что в дальнейшем все сотрудники банка оценят преимущества цифровой трансформации и также освоят ее. Примером такой операционной модели является переход к электронному документообороту: инновации передаются от подразделения к подразделению и в конечном итоге внедряются в деятельность банка на регулярной основе. Модель совместного обслуживания. Если компания уже прошла этап осознания важности цифровой трансформации и сделала первые шаги к реализации цифровой стратегии, то при относительно больших размерах банка можно использовать так называемую модель общих служб, основанную на передаче аналогичных функций одному централизованному отделу. Отдел, ответственный за выполнение определенных операций, становится центром общих служб. Эта модель аналогична аутсорсингу, при котором некоторые функции выполняются внешним контрагентом.
Основные цели данной операционной модели — улучшение координации действий внутри банка и рационализация бизнес-процессов в связи с отсутствием стандартных повторяющихся видов деятельности, а следовательно, и снижение стоимости отдельных банковских операций. Модель центров стратегических компетенций. Следующим этапом развития операционной модели банка в условиях цифровой трансформации является формирование центров компетенций — структурных организационных подразделений, управляющих информационными системами и бизнес-процессами посредством сбора и анализа данных и выработки способов их максимально эффективного использования. Этот элемент организационной структуры позволит координировать реализацию цифровой стратегии, прогнозировать тенденции на рынке и позиционировать в этом сегменте рынка банк с целью повышения его конкурентоспособности. Цифровая операционная модель. Эта модель может быть реализована в банках, проходящих завершающие стадии цифровой трансформации; как правило, модель подходит для так называемых сетевых игроков, то есть моноотраслевых организаций.
Отличительной чертой цифровой операционной модели является цифровая платформа для деятельности. В настоящее время эта модель используется либо в компаниях, предоставляющих услуги мобильных платежных систем, либо в банках, основанных на современной системе онлайн-банк. В целом банковский сектор нацелен на развитие операционных моделей, так как со временем все большее число клиентов осознает, что для получения разнообразных банковских продуктов и услуг необязательно идти в отделение банка, а человек может использовать достижения цифровых технологий. Внедрение цифровых финансовых инноваций в банковский сектор экономики делает актуальным создание общего пространства, объединяющего банковский бизнес и цифровую среду. Механизм, отражающий трансформацию российской банковской системы в условиях влияния различных факторов, представлен на рис. Эксперты выделяют три основных подхода к процессу цифровой трансформации банковского сектора.
При этом цифровая трансформация осуществляется постепенно, на основе долгосрочного планирования и реализации пилотных проектов. Второй подход реализуется через создание дочерней компании, которая изначально была построена для удовлетворения потребностей цифровой экономики. Преимуществами такого подхода являются четкая ориентация на потребности клиентов в долгосрочной перспективе; создание команд внутри организации, включающих специалистов в различных областях информационные технологии, программное обеспечение, аналитика, маркетинг , благодаря чему достигается высокая гибкость организационной структуры; а также возможность опробовать новые направления деятельности без ущерба для существующих. Третий подход к цифровой трансформации банков основан на признании цифровых технологий главной ценностью организации. Этот метод можно сочетать с другими подходами, но он предполагает более полную реализацию цифровой стратегии через трансформацию всех внутренних и внешних процессов банка. По мнению экспертов, в банковском секторе цифровая трансформация может проходить пять основных этапов.
I этап. Появление цифровых каналов: интернет-банкинга, мобильного банкинга, чат-ботов. Пользователь, который хочет взаимодействовать с банком по любым доступным каналам в удобное время, находится в центре экосистемы. II этап. Появление цифровых продуктов: большие данные, бесконтактные платежи, виртуальные карты, искусственный интеллект, техника. С помощью современного программного обеспечения создаются продукты E2E end to end , предназначенные для удовлетворения финансовых потребностей клиентов в течение 24 часов.
III этап.
Ак Барс расположился на 5 позиции рейтинга, в настоящее время банк использует практически все инструменты реализации инновационных проектов: продуктовую фабрику, фаст-трек для стартапов и инновационную лабораторию. Ряд банков совершили значительные рывки и смогли занять более выигрышные позиции в рейтинге по итогам I половины 2022 года. МТС Банку удалось переместиться на 7 место с 16 позиции прошлого рейтинга за счет увеличения количества коммерческих контрактов со стартапами «Сколково», партнерства с Госуслугами и участия в пилоте Цифрового профиля. РНКБ попал в 20-ку рейтинга, поднявшись с 25 на 18 место в этом полугодии.
Банки-лидеры инвестируют не только в собственную разработку, но и активно заключают контракты с российскими стартапами, выстраивая фаст-треки или совершая сделки с технологическими компаниями через корпоративные фонды. Перед всеми банками в первом полугодии встала задача — обеспечить непрерывность и безопасность работы всех систем в условиях жестких санкций и ограничений.
Речь идет о кредитных организациях, банкротство которых повлечет за собой волну финансовых проблем в экономике страны.
Такие банки с экономической точки зрения целесообразно оздоравливать, так как затраты на их санацию меньше, чем возможные потери от банкротства, объясняет Арбузов. Санация этого банка должна быть экономически целесообразной. Банк не должен быть критически вовлечен в сопровождение криминального бизнеса.
Такие факты выявляет ЦБ в ходе своих проверок. Источник: зампред Центробанка Алексей Симановский. В 2018 году зампред ЦБ Василий Поздышев объявил, что ЦБ принял методические рекомендации, которые формализуют перечисленные принципы с учетом около тридцати расчетных показателей — от размера активов банка до необходимого объема его докапитализации.
На первый взгляд, наличие методики и порядка принятия решения о санации должно делать ситуацию кристально предсказуемой, рассуждает руководитель практики банковского и финансового права КИАП КИАП Федеральный рейтинг. Выбор между отзывом лицензии и санацией банка очень субъективный. В законе нет критериев для выбора.
Под свою «опеку» Банк России, как правило, берет крупные банки с большим пулом кредиторов и вкладчиков. Санация позволяет банку продолжить обслуживание клиентов и исполнение своих обязательств перед вкладчиками. В таких условиях целесообразность санации той или иной кредитной организации поддерживается только авторитетом ЦБ в качестве регулятора, считает юрист.
Отзыв лицензий у системно значимых банков несет риск катастрофических социально-экономических последствий. Поэтому единственным выходом из ситуации стала санация. Те сначала получали контроль над кредитной организацией, которую собирались спасать, для чего выкупали долю в ее уставном капитале.
А потом получали льготные займы через АСВ у Центробанка на санацию. Эффективность этой схемы оказалась низкой, рассуждает Жук. Дело в том, что одни банки после санации все равно закрывались или присоединялись к инвесторам, а оздоровление других затягивалось на долгие годы.
Так, на спасение Балтинвестбанка за пять лет АСВ выделило более 30 млрд руб. Но и этих денег не хватило — в начале прошлого года его санатор Абсолют-банк попросил у ЦБ еще 5 млрд и увеличение срока санации с 10 до 18 лет. Глядя на подобные неудачные примеры, Банк России четыре года назад придумал новый механизм оздоровления кредитных организаций со своим непосредственным участием.
Инвесторы иногда злоупотребляют кредитной схемой, обосновывала необходимость введения новой модели председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, в некоторых случаях санаторы используют баланс спасаемых банков для размещения плохих долгов, а полученные на оздоровление средства направляют на свои собственные проекты. Новая система предполагает, что санацию проводит специально созданный Фонд консолидации банковского сектора ФКБС : регулятор через него докапитализирует кредитные организации и становится их контролирующим акционером.
В рамках санации средства на счетах топ-менеджмента оздоровляемых банков в обязательном порядке списываются, чтобы покрыть расходы ЦБ.
Банки и кредиты: последние новости 00:16 мск ТАСС Что изменится в жизни россиян в мае Лимит переводов между своими счетами, декларации о доходах и акцизы на алкоголь. Что это значит? Отвечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Ru Набиуллина предупредила об опасности «бесплатных денег» Выдача «бесплатных» или дешевых денег отдельным отраслям экономики приведет к тому, что условия кредитования для всех остальных предприятий ухудшатся, что приведет к опасной разбалансировке. Об этом на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров Центробанка предупредила председатель регулятора Эльвира Набиуллина.
Центробанк утвердил 13 системно значимых банков России. В списке остались итальянцы и австрийцы
Какими будут банки будущего — 10 тезисов от гуру цифрового банкинга Криса Скиннера | Последние новости о Центральном Банке России, экономические прогнозы, приказы, изменения законодательства. |
Системообразующие банки РФ 2019 список | BRE Bank в Польше в 2012 году решил отказаться от “старого” пути развития и названия и придумал новую архитектуру полностью цифрового социального банка. |
Государственные банки России: список 2024 года
Системно значимые банки России в 2024 году | Последние новости о Центральном Банке России, экономические прогнозы, приказы, изменения законодательства. |
Новости банка | ЦБ утвердил перечень из 13 системно значимых банков России. |
Банки - актуальные новости сегодня - ПРАЙМ | Согласно законопроекту, крупные системно значимые банки перейдут на ПВР подход — для расчета достаточности капитала и других нормативов банк будет взвешивать риски своих клиентов, взявших кредиты. Сейчас эту систему применяют лишь четыре российских банка. |
Системно образующие банки: что это значит и каким образом они влияют на экономику? | Интерфакс: Количество системно значимых банков до конца 2024 года может вырасти, заявила зампред Банка России Ольга Полякова на встрече с банкирами, организованной Ассоциацией банков России. |
Банк России принял решение. Крупнейшие российские банки объединят в один государственный | Home Bank Logo horizont. |
Последние новости о банках в России и мире
«Благодаря инвестициям банков именно в российские технологии нам удалось сохранить стабильность работы всей финансовой системы в первом полугодии 2022 года. Системно значимые банки — важнейшие финансовые институты, от которых зависит устойчивость всей банковской системы. Эксперты РИА Рейтинг на основе данных Центробанка РФ провели исследование и подготовили рейтинг крупнейших банков по объему собственного капитала на 1 октября 2023 года. Home Bank Logo horizont.
Системообразующие банки: кто попал в список в 2024 году
В 2024 году в список попало 13 банков, среди которых Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк. В структуре банковской системы существуют и другие банки, среди которых кредитные организации, ассоциации коммерческих банков и небанковские кредитные организации. Банковский портал» Банки» Системообразующие банки РФ: список ЦБ. Речь про обычный розничный банк, как вы понимаете ИТ-ландшафт чаще всего повторяет оргструктуру и отражает исторические процессы.