Новости спецслужбы ссср

Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их. Всего за годы войны советские органы безопасности обезвредили более 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи диверсантов и шесть тысяч террористов. Летом 1948 года военнослужащие в КИ были возвращены советским военным для воссоздания службы внешней военной разведки (ГРУ). Сверхъестественными возможностями человека спецслужбы СССР интересовались еще задолго до Великой отечественной войны, однако исследования.

Создание и деятельность органов ВЧК и ОГПУ

  • «СМЕРШ» - ТРИ ГОДА ПОДВИГА
  • Шпионские страсти. Как КГБ и ФСБ переиграли опасных оппонентов -
  • Внешняя разведка СССР: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу
  • Самое популярное
  • Под грифом "секретно"

Советское кино

Грамоту на обмен Фишера-Абеля подписал лично Джон Кеннеди. Британцы раскрыли Молодого из-за предательства сотрудника польской разведки Михала Голеневского. Есть фотография, на которой запечатлена встреча Владимира Семичастного с Вильямом Фишером и Кононом Молодым, вернувшимися на родину. Это была дерзкая операция, поскольку советская разведка получила упреждающую информацию о том, что англичане хотят арестовать Филби и предъявить ему обвинение в работе на СССР", - подчеркнул Хлобустов. По его словам, к важным результатам можно отнести и переправку в СССР в 1965 году еще одного легендарного советского разведчика, экс-офицера британской MI6 Джорджа Блейка, сбежавшего из британской тюрьмы, где он находился из-за предательства все того же Голеневского. Спецназ органов госбезопасности При Семичастном, по сути, начала создаваться основа сил специального назначения органов государственной безопасности СССР времен холодной войны. По мнению экспертов, это произошло именно после Карибского кризиса, когда советскому руководству стало ясно, что к "особому периоду" следовало готовиться по всем возможным направлениям. Руководством КГБ СССР было принято решение, поддержанное на высшем государственном уровне, о необходимости подготовки руководителей и заместителей руководителей групп специального назначения органов безопасности, предназначенных для действий в глубоком тылу противника. На должность начальника спецкурса был назначен полковник Харитон Болотов. Преподавателями стали опытные разведчики, фронтовики, которым в годы Великой Отечественной войны довелось действовать за линией фронта в составе оперативных групп органов госбезопасности, а после войны сражаться с бандеровским подпольем на территории Западной Украины. В частности, заместителем руководителя спецкурса стал полковник Григорий Бояринов, который в 1944 году на Ленинградском фронте командовал отрядом специального назначения.

В декабре 1979-го Бояринов погиб при штурме резиденции президента Афганистана Хафизуллы Амина дворца "Тадж-бек" в Кабуле и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Ценный опыт подготовки куосовцев был использован при создании в 1981 году подразделения специального назначения "Вымпел" внешней разведки КГБ, отметил историк. Попытка реабилитации легендарных чекистов О человеческих качествах Владимира Семичастного говорит его попытка добиться реабилитации организаторов выдающихся операций советских органов госбезопасности в годы Великой Отечественной войны Павла Судоплатова и Наума Эйтингона. В те годы это в общем не замалчивалось, хотя, например, в силу целого ряда причин заслуги военной контрразведки были принижены", - сказал Хлобустов. В июле 1941 года была образована Особая группа при наркоме НКВД под руководством Судоплатова, в которую вошли мастера разведывательно-диверсионной деятельности, получившие боевой опыт в ходе гражданской войны в Испании. Сотрудники разведывательно-диверсионных групп НКВД-НКГБ проходили специальную подготовку, позволявшую вести бой с превосходящими силами противника, воевать в любых погодных условиях, и днем, и ночью, на любой местности, используя любые виды оружия: от ножа и револьвера до противотанкового ружья и артиллерийских орудий, не теряя самообладания и мужества в самых опасных условиях.

Напомним — отдельная структура, в чью компетенцию входили исключительно вопросы государственной безопасности, в СССР уже создавалась — в 1941 году в виде сперва Народного комиссариата, а затем и с 1946 года Министерства государственной безопасности. Однако, буквально в день смерти Сталина все вернулось на круги своя — советские спецслужбы снова были слиты в единое Министерство внутренних дел, во главе которого опять встал Лаврентий Павлович Берия. Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова... Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало.

В процессе проведения указанных оперативных мероприятий уполномоченные НКВД СССР использовали силы и средства органов контрразведки «Смерш» фронтов, кроме того, в их подчинении находились все войска НКВД по охране тыла фронтов численностью 31 тыс. Дополнительно для этих целей также были выделены из состава внутренних, пограничных и стрелковых войск НКВД четыре дивизии и четыре отдельных полка общей численностью 27 тыс. В аппараты уполномоченных откомандировывалось 1050 опытных чекистов, обеспечивалась бесперебойная ВЧ- связь с Москвой. Как показали дальнейшие события, аппараты уполномоченных сыграли важную роль в концентрации и координации усилий соответствующих ведомств по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и операций в районах наступательных действий Красной Армии. В последние месяцы решающих боев такая мера была всесторонне оправдана. Особые полномочия позволяли осуществлять маневрирование силами и средствами, тесно увязывать действия органов «Смерш» с планами военного командования. Наличие таких полномочий позволяло точно и своевременно информировать руководство страны и практически ежедневно согласовывать с ним вопросы, имевшие не только военное, но и политическое значение: ведь события происходили на территории зарубежных государств. Накануне Берлинской наступательной операции в Управлении контрразведки «Смерш» 1-го Белорусского фронта по числу районов Берлина были созданы специальные оперативные группы, в задачу которых входил розыск и арест руководителей правительства и всех лиц, подлежащих изъятию сотрудники карательных и разведывательных органов Германии, членов антисоветских формирований и проч. Кроме того, опергруппы также занимались установлением хранилищ ценностей и документов, имеющих оперативное значение. Одновременно армейские контрразведчики готовились к проведению оперативно-розыскных мероприятий в немецкой столице. В докладной записке от 23 апреля 1945 года начальник Управления контрразведки «Смерш» 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант А. Абакумову о проводимых мероприятиях: «Для проведения оперативной работы по гор. Берлин при Управлении «Смерш» фронта создана центральная оперативная группа, возглавляемая заместителем начальника Управления «Смерш» 1-го Белорусского фронта — генерал-майором Мельниковым. По числу городских районов создано 20 районных оперативных групп на правой стороне реки Шпрее — 9 районов, на левой — 11 районов. Все опергруппы гор. Берлин снабжены справками о дислокации разведывательных и контрразведывательных органов, правительственных и партийных учреждений, справками об антисоветских и белоэмигрантских организациях, располагавшихся в Берлине, материалами розыска на проживавших и работавших в Берлине преступных лицах. Среди немцев-антифашистов, военнопленных немецких солдат и офицеров, а также гражданского населения подобрано 26 человек, хорошо знающих Берлин, расположенные в нем учреждения и организации и отдельных лиц, интересующих нас в оперативном отношении. Все эти лица будут использованы опергруппами в качестве опознавателей. Продолжается дополнительный подбор опознавателей из числа военнопленных немецких солдат и офицеров, захваченных во время последних наступательных операций на Берлинском направлении. В связи с вступлением наших войск в восточные районы Берлина, уже приступили к работе две оперативные группы, возглавляемые заместителем начальника отдела «Смерш» 1-й танковой армии — подполковником Архипенковым и заместителем начальника отдела «Смерш» 2-й танковой армии — подполковником Михайловым. Вся оперативная работа по обслуживанию пригородов Берлина возложена на отделы «Смерш» армий в полосе действия армии. Приложение: план организации работы по гор. Берлин, план гор. В результате деятельности опергрупп «Смерш» в Берлине были захвачены ценные документы правительственных, разведывательных и контрразведывательных органов, а также в Германии были задержаны видные деятели нацистского режима и карательных ведомств, части которых впоследствии были предъявлены обвинения в совершении преступлений против человечества. Известен эпизод, когда в ходе Берлинского сражения военные контрразведчики 47-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта осуществили операцию по захвату одного из центральных учреждений Абвера в Берлине. По данным разведки, оно находилось в полосе наступления 47-й дивизии в районе Целендорфа, на окраине немецкой столицы, и было замаскировано под сельскохозяйственный институт. Это учреждение всю войну олицетворяло главного противника военных контрразведчиков. В их числе оказались начальник отдела радиовещания Министерства пропаганды Ганс Фриче, консультант Геббельса по агитации и пропаганде Вольф Хайнрихсдорф, начальник госпиталя рейхсканцелярии, личный врач Гитлера профессор Вернер Хаазе, президент союза германских моряков в Берлине Эрн Гинцман. Последний утверждал, что Гитлер и Геббельс покончили жизнь самоубийством, и трупы их сожжены, причем труп фюрера, по его данным, мог находиться «в котловане убежища». Кроме того, в докладе начальника военной контрразведки фронта сообщалось о прибытии к командующему 8-й гвардейской армией В. Чуйкову коменданта Берлина генерала Г. Вейдлинга, который подписал приказ о сдаче всего личного состава берлинского гарнизона. По данным Вадиса на 18 часов 2 мая, из числа оборонявших город в плен сдалось 46 тыс. В мае-июне 1945 года берлинская опергруппа «Смерш» обнаружила часть архивов Главного управления имперской безопасности РСХА , в частности, разработки гестапо по аппарату германского МИДа и его сотрудникам за границей, материалы бывшего 6-го управления внешняя разведка с информацией по вопросам внешней политики фашистской Германии и сведениями о заграничной агентуре. В помещении командного состава войск СС в столице были захвачены списки агентуры, заброшенной в тыловые районы СССР в 1942 — 1943 годах. Однако сотрудники «Смерш» занимались не только поиском немецких военных преступников. В мае-июне 1945 года органами «Смерш» в Москву были доставлены 36 генералов Красной Армии, попавших в плен в начале войны с фашистской Германией. В соответствии с поручением Сталина, военная контрразведка обобщила все имеющиеся оперативные данные об их поведении в плену, а также результаты бесед с ними. В итоге было принято решение о направлении в распоряжение Главного управления кадров НКО СССР 25 генералов, которым была оказана необходимая помощь в лечении и бытовом устройстве. Ряд из них был направлен на военную учебу, другие, в связи с тяжелыми ранениями и плохим состоянием здоровья, были уволены в отставку. Тогда же было принято решение арестовать и судить 11 генералов Красной Армии, которые, находясь в плену, вступили в созданные немцами организации и вели активную антисоветскую деятельность. Он не касался лиц, осужденных по политическим статьям либо совершивших серьезные уголовные преступления, но затрагивал некоторые категории трудового населения и военнослужащих, осужденных на сроки не более трех лет лишения свободы или к различным административным наказаниям. Речь шла о гражданах, нарушивших в годы войны режим военного положения, допустивших самовольный уход с предприятий военной промышленности и о военнослужащих, совершивших воинские преступления. Согласно указу, предусматривалось не только освобождение, но и сокращение сроков наказания наполовину, а также снятие судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

В 70-е годы методы ЦРУ существенно изменились — на смену наглого и нескрываемого вмешательства во внутренние дела государств, чьи правительства не устраивали Вашингтон, пришла скрытная и деликатная подрывная работа с использованием, как это называлось в Управлении, «местного мяса», ренегатов и предателей. И, по мнению ряда исследователей, именно это позволило сотрудникам Управления одержать победу в психологической войне с Советским Союзом. Обыкновенные предатели Существует так называемый «список Крючкова»: в нём фамилии агентов влияния с советской стороны, которые работали на американцев, а точнее на ЦРУ. И фамилии эти весьма солидные. Как рассказывает генерал КГБ Юрий Дроздов, в списке, который глава Комитета Владимир Крючков представил в 1988 году советскому генсеку Михаилу Горбачёву, были фамилии людей из его ближайшего окружения. Горбачёв, разумеется, никак не отреагировал на это. Писатель Александр Шевякин в своей статье в «Livejournal» утверждает: «Агенты влияния превратились, по сути, в главную несущую конструкцию Советского государства. Совмещая многие должности, они становились незаменимыми. В их задачу входило заглушить функции государства, извратить линию руководства страны и попросту здравый смысл. Вспоминая Гегеля. Подобные ЦРУ организации достаточно долго работали с агентурой, чтобы в час «X» начать использовать их самым активным образом. А также сверхконфиденциальные данные о приобретённой агентуре, в том числе о позициях в государственных структурах СССР агентов влияния». Вывод директора ЦРУ был примерно таким: «Наступила благоприятная ситуация, чтобы нанести серьёзный ущерб Советам, ввергнуть в полный хаос их экономику.

Год шпионов

Тайная война двух могущественных разведок. Отбыв срок заключения, Меркадер смог бежать в СССР, где удостоился звания Героя Советского Союза. В этот период основной задачей советской разведки, поставленной перед ней Политбюро КПСС и правительством СССР, являлось получение упреждающей информации о подготовке. Летом 1948 года военнослужащие в КИ были возвращены советским военным для воссоздания службы внешней военной разведки (ГРУ).

Шпион, погубивший советскую ПВО

Позже под подкладкой пальто Рейли был найден британский флаг. На западе так никто и не узнал, как именно погиб их бывший агент. Зато история авантюриста позже вдохновила создателя «бондианы». Эндрю Кук, историк британских спецслужб, биограф Синдея Рейли: «Флеминг служил в морской разведке, и его очень привлек образ этого шпиона. В 40—50 -е он сказал, что хочет отойти от службы и написать книгу о превосходном секретном агенте, похожем на Сидни Рейли».

Значение этой операции для наших спецслужб, наверное, трудно переоценить. Внедренная с помощью «Треста» в зарубежные разведки агентура снабжала запад дезинформацией о силе и возможностях Красной армии. И это уберегло молодую Советскую Россию от очередной интервенции. Позже к этому приему наши спецслужбы прибегали не один раз.

Но самое удивительное, что операцию «Трест» провели люди, которые только начинали свой путь в спецслужбах.

Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства. В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.

Эти сообщения свидетельствуют об обсуждении англичанами летом 1941 года возможности бомбардировки советских нефтепромыслов в Баку в случае приближения к ним немцев. В документах содержатся сведения о военных планах Великобритании в отношении стран «оси», в том числе в случае нападения Японии на СССР, о попытках Великобритании и США склонить по настоянию советской стороны Финляндию, Румынию и Венгрию к заключению сепаратного мира.

Документы рассказывают о японо-американских переговорах, предшествовавших нападению Японии на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года, и последовавших за этим попытках США склонить СССР к объявлению войны Японии. Пристальное внимание в них уделялось настроениям и разногласиям в правительственных и военных кругах Великобритании относительно расширения или ограничения сотрудничества с СССР, в том числе после окончания войны. В документах находит отражение вопрос, который особенно интересовал советское руководство, — о возможности а точнее невозможности открытия второго фронта на Западе в 1941—1942 годах, а также об открытии союзниками фронта в Северной Африке осенью 1942 года. Одна из наиболее важных тем в донесениях лондонской агентуры — развитие в Великобритании работ по урану и принятие в 1941 году решения о промышленном производстве урановых атомных бомб для использования их в военных целях.

Это был лилипут, который мог записывать пять часов непрерывно. Уже в 80-е годы советские изобретатели смогут усовершенствовать это изобретение и сделать еще более изящное записывающее устройство. К тому же высокое качество записи позволяло выделять нужную информацию, даже если записана она была в шумной обстановке. Оружие для шпиона ТКБ-506 Для тех, кто добывал нужную для страны информацию, изобреталось совершенно особенное оружие. К нему тоже предъявлялось масса требований. Оно опять же должно было быть малогабаритным, при этом бесшумным и иметь достаточную мощность поражения.

В 1955 году было дано задание изготовить такое оружие. ТКБ-506 внешне напоминает портсигар, хотя это устройство из трех стальных стволов, стреляющих специальным патроном. Информации по данному виду оружия довольно мало, видимо, как и многие другие разработки, он лег в основу последующих изобретений. Нет никаких сведений о том, в каких операциях использовался этот вид оружия. А вот шприц-пистолет, которым вооружали советских шпионов, более известен. Есть свидетельства о том, что именно из него убили, к примеру, Степана Бандеру и других украинских националистов.

Пистолет этого образца стрелял не патронами, а специальными ампулами, в которых был цианистый калий. Во время выстрела вещество высвобождалось в пар и тот, в кого стреляли, вдохнув яд, погибал. Вред наносился и самому стрелку, после такого покушения нужно было срочно принять антидот. НРС-2 Впрочем, отравления, которые традиционно принято считать женским способом убийства, часто использовались советской разведкой, чтобы убрать нужного человека тихо и незаметно. Это мог быть даже зонтик, в острие которого вмонтирована иголка, укол которой был ядовитым. Изящно уколоть нужного человека можно было даже в толпе, оставшись при этом незамеченным.

Таких секретных приспособлений было множество, причем зачастую они видоизменялись, дополнялись самостоятельно самими разведчиками в ходе их использования. Нож-пистолет был одной из таких разработок, на необходимости создания которой настояли сами разведчики. Им нужно было оружие, которое бы стреляло без звука, пламени и определенным видом патрона. Так и появился НРС нож разведчика специальный , визуально он был похож на обычный нож, впрочем, именно как холодное оружие он тоже мог использоваться. Полуторная заточка, пилка вполне позволяла применять его в обычных целях — разрезать что-то, подкрутить, отпилить. Задняя часть ножа была гораздо более сложным устройством.

Там был ствол, ударно-спусковой механизм, рычаг взвода-спуска. Для того чтобы выстрелить нож нужно было развернуть лезвием к себе, прицелиться через прорезь на выступе рукоятки. С другой стороны имелись специальные зацепки для того чтобы вытащить гильзу. Ректальный набор и другие странные аксессуары Набор Гудини. Никто и не обещал, что будет легко, ведь любовь к Родине и работа во благо нее была для шпионов и разведчиков явно не просто захватывающей игрой. Однако постоянный риск был далеко не самой неприятной частью работы.

Многие аксессуары разведчика прятались непосредственно на его теле. А те, что отвечали за его безопасность и могли, например, дать шанс на спасение, и вовсе должны были находиться в таком месте, что его не должны были бы найти даже после разоблачения шпиона. Ректальный набор Гудини по имени американского иллюзиониста и фокусника предназначался для того, чтобы взламывать замки. Например, для того чтобы освободиться из плена, либо вскрыть сейф, шкаф, обычную дверь. Но самое универсальное — это упаковка, благодаря форме и миниатюрности которой набор можно было хранить в столь неожиданных местах. Если набор Гудини не помогал, то шпион мог пойти на крайние меры.

Специальные шпионские очки, в дужках которых можно было спрятать капсулу с ядом, могли стать последним вариантом для разведчика, которые не желал попадаться врагу живым. Впрочем, яд мог предназначаться и для кого-то другого. Аксессуар разведчика. Другой аксессуар, который использовали разведчики, причем не только советские, был изобретен в Германии уже после войны.

Чёрный список: Как советские спецслужбы мстили за своих и охотились за террористами

И мы открываем двери лишь через 30-50 лет". Проект такого договора в КГБ уже подготовлен, однако он будет действовать лишь после принятия в Эстонии законов, гарантирующих права бывших агентов, заявил замначальника советской контрразведки В. Установить, что вновь образованные органы в пределах своей компетенции являются правопреемниками Комитета государственной безопасности СССР. Рекомендовать Президенту СССР обеспечить разработку и утверждение нормативных актов, регулирующих деятельность органов, указанных в части первой настоящей статьи. В связи с упразднением Комитета государственной безопасности СССР считать органы безопасности республик находящимися в исключительной юрисдикции суверенных республик государств. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов, указанных в части первой статьи 1 настоящего Закона, осуществлять за счет средств союзного бюджета и союзных фондов. Положения Закона СССР "Об органах государственной безопасности в СССР" впредь до принятия законов, регулирующих деятельность органов, указанных в части первой статьи 1 настоящего Закона, применяются, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Ну, и автомат всегда с собой. Он легкий и «видит» практически все: и противотанковые мины, и противопехотные. Этот прибор можно ронять, опускать в воду. С собой всегда брали несколько пачек запасных батареек.

И, конечно, нож, щуп. Рукой никуда лезть нельзя. Что-то нашел — аккуратненько, конечно же, не сверху, а сбоку щупом понажимал. А дальше уже ручками, ножом аккуратненько снимал. На месте накладным зарядом все это убрал взорвал. Щуп с жалом-наконечником — удобная вещь, им можно где-то поковыряться, что-то им отодвинуть... В ходу у саперов и специальный тактический крюк с веревкой — «кошка». Им можно зацепить на расстоянии и перевернуть подозрительный предмет. Саперные «кошки» используются для траления, что приводит к срабатыванию противопехотных, противотанковых, специальных мин с натяжными и обрывными датчиками цели. А еще — для снятия, сдергивания обнаруженных растяжек.

Особенно это касается пересеченной местности. Мы работали больше по давно проверенной методике — с миноискателем, щупом, ручками, глазками. И пошли с богом... Дело сапера, как говорит наш собеседник, — тихо отработать, остаться незамеченным и скрытно уйти. Так звали героя диснеевского мультфильма — дружелюбного и самоотверженного бородавочника со светлым брюхом и розовым пятачком. Саперы, как рассказывает наш собеседник, действовали небольшими группами, чтобы не привлекать к себе внимание. Двое работали — трое контролировали обстановку. Договаривались об этом с теми, в чьих интересах работали. Саперы всегда являются целью для противника. Боевики ВСУ ведут на них особую охоту.

Мы брали с собой приборы радиоэлектронной борьбы, противодронные ружья... Наш собеседник делится: нередко дроны ВСУ висели прямо над ними. Понимали, что пока он даст корректировку, пока с той стороны начнут отрабатывать по нам из минометов, мы должны выполнить задачу и успеть отойти. Но нередко над саперами кружили и украинские дроны-камикадзе. Над нами висела куча дронов. Держали нас. Обстрел был такой, что нельзя было поднять голову. Мы не могли долго выйти, вынести своих раненых бойцов... Как говорит Артем, они от ВСУ постоянно ждали подвоха. Заминированными могли оказаться и оставленная ими подбитая техника, и ящики с боеприпасами.

Ничего руками трогать было нельзя, что-то передвигать тоже нельзя.

Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки.

В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности.

В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности.

Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа...

В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране».

А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов...

В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации.

Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии....

Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся.

Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с.

В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г.

На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики.

По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии».

Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю.

В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г.

Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8].

Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9].

Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований?

Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое.

Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника.

Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался.

И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12].

Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний.

Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра...

От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью.

От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г.

Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия».

Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним.

В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы.

К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности.

К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий.

Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г.

Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку.

Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям.

При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю.

При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта.

Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты. Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года.

Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18]. Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире. При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада.

В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах. Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт.

ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны».

В нарушение всех международных норм британские дипломаты принимали активное участие в «воспитании» и руководстве деятельностью «диссидентов» в таких странах, как Чехословакия, ГДР и Польша. Чешский студент Ян Кавен, обучавшийся в Лондоне, организовал нелегальную засылку в Прагу 15 тонн разного рода литературы и инструкций. Для работы с «диссидентами» американскими и британскими спецслужбами специально создавались «независимые» организации, работавшие на ниве «расширения и углубления» международных контактов. Так, в середине 80-х бывший офицер ЦРУ Уолтер Реймонд по личной просьбе Рейгана возглавил «Национальный демократический фонд» НДФ , основной задачей которого и была поддержка «диссидентов» в странах советского блока».

Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр». Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы. В сентябре 1989 г.

Очередной виток этой незримой, «холодной» войны был начат в декабре 1979 г. Уже 20 декабря 1979 г. Тогдашний президент США Рейган уже в начале января 1980 г.

XX век. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности. С тем, чтобы сорвать разведывательные планы противника, органы госбезопасности принимают необходимые меры к пресечению шпионской деятельности вражеских разведчиков, а также к выдворению из пределов СССР дипломатов-разведчиков. Органами госбезопасности у американских разведчиков с дипломатическими паспортами была изъята специальная аппаратура, с помощью которой они пытались заполучить данные о системе противовоздушной обороны крупнейших городов нашей страны, и эти "дипломаты" были выдворены из Советского Союза. Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья.

Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств, наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности, развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии. Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления.

Стреляющие "гиены"

  • Содержание
  • О реорганизации органов государственной безопасности
  • История советских спецслужб - Лекции Никиты Петрова
  • Внешняя разведка СССР: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу

«Практика показала, что движение — это жизнь»

  • Поддержать канал
  • Самой секретной спецслужбе СССР исполняется 81 год
  • Могильщики СССР: враги извне и изнутри. Как ЦРУ и его агенты влияния развалили страну
  • Шпион, погубивший советскую ПВО

Сборник статей об агентурно-оперативной и следственной работе КГБ СССР 1984 №01-04

После образования Советского Союза (30 декабря 1922 года) ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное управление (ОГПУ) при СНК СССР. Один из лучших историков разведки, Александр Колпакиди, на примере нескольких наиболее ярких эпизодов покажет роль специальных служб в истории нашей страны. Как основали советские спецслужбы_ Цифровая история. Советский Союз не замедлил с ответом: 30 мая 1947 года, еще до официальной регистрации ЦРУ, был учрежден Комитет информации (КИ) при Совете Министров СССР.

Курс из 35 лекций «История советских спецслужб»

Больше того: преемственность советских спецслужб по отношению к российским оказалась явно подчеркнутой с самого первого дня! Как советские спецслужбы разбирались с террористами: уникальная спецоперация СССР в Ливане в 1985 г. Спецслужбы СССР и России как никто практиковали отравления неугодных, разработав для этого достаточное количество средств. Больше того: преемственность советских спецслужб по отношению к российским оказалась явно подчеркнутой с самого первого дня! Толкачев долгое время искал выходы на западные спецслужбы и наконец 1 января 1979 года сумел встретиться с резидентом ЦРУ в СССР. Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) обеспечивал выполнение следующих функций государственной безопасности: внешняя разведка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий