Новости всеволод мейерхольд театральные режиссёры ссср

Главный режиссер Малого театра П. Садовский назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. Всеволод Мейерхольд (1874–1940) стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Главный режиссер Малого театра П. Садовский назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула.

"Перестаньте хныкать! Кто там плачет?!"

  • Театръ • Мейерхольд и опера. Несбывшееся
  • Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд
  • Лента новостей
  • Режиссеры, интриги и цензура | Онлайн-журнал Эксмо
  • Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
  • Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра

Комментарии

  • Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
  • Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра
  • Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда
  • Всеволод Мейерхольд

«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах

Всеволод Эмильевич Мейерхольд — театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был первым советским режиссёром, являлся автором сталинских шоу и рискованных спектаклей. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад".

После Октября

  • Великие зрители на сцене
  • Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра
  • Лента новостей
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич
  • Читайте также:

Великие зрители на сцене

Заславский и доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствоведения Н. Лосева-Демидова и кандидат искусствоведения, заведующий Сектором изучения и публикации наследия Вс. Мейерхольда Государственного института искусствознания В. На пленарном заседании модератор: доктор искусствоведения Д.

Трубочкин выступили ведущие специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Программа конференции включила в себя несколько тематических секций. Модератором секции «Мейерхольд за рубежом: идеи, приёмы, влияния» стал кандидат искусствоведения В.

Ленсовета, которую сняли незадолго до премьеры. Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны. Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле. Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком. О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш.

Выставка продлится до 29 мая. Вход бесплатный, при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность. Фото: mos.

С коммунистическим приветом, Всеволод Мейерхольд» Цит. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Троцкому. Творческая зрелость Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства. Однако в 1923 году к юбилею — 25 лет актерской и 20 лет режиссерской деятельности — ему дают звание народного артиста Восьмому в стране — первым был Шаляпин. Впрочем, обвинения тоже не заставляют себя ждать. Красный директор Большого театра товарищ Малиновская убеждала Луначарского засадить Мейерхольда в сумасшедший дом, а сам Луначарский называл его театр «веселым домом». Зато вокруг него много талантливой молодежи — это и люди театра, и кинематографисты, и художники, и музыканты. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. В 1921 году 48-летний мастер разводится с Ольгой Мунт и женится на 28-летней Зинаиде. Супруги берут общую фамилию — Мейерхольд-Райх. Двух малолетних детей Зинаиды от Сергея Есенина Мейерхольд усыновляет. С тех пор пара не расстается. Райх пишет под диктовку мужа статьи и письма, активно участвует в административной и творческой жизни созданных им театров и мастерских, преподает биомеханику Биомеханика — театральный термин, введенный Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к выполнению задания.. В 1924 году она дебютировала как актриса в спектакле «Лес», сыграв Аксюшу, и с тех пор становится примой ГосТИМа и притчей во языцех для всего театрального мира. Дочь Зинаиды Райх, Татьяна Есенина, пыталась в переписке с автором первой советской биографии Мейерхольда Константином Рудницким уточнить обстоятельства сотрудничества режиссера и его жены: «В 1922 году Мейерхольд женился на женщине без специальности кстати, она тогда только что вышла из психиатрической лечебницы. Ни малейшего отношения к театру она не имела. Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась. Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки. Есенина о В. Мейерхольде и З. Зинаида Райх в роли Аксюши в спектакле «Лес». Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» 1925 , «Ревизор» 1926 , «Горе уму» 1928 — вызывают все больше нареканий и справа, и слева. Были места неравного значения и в нем, но так именно и дышит всякая творческая ткань: тут ядро, там протоплазма. Первая гроза Всеволод Мейерхольд на репетиции. ГосТИМ получил бюджетное финансирование только в 1927 году, гораздо позже, чем так называемые АКИ, академические театры. Но и это не помогло в довольно отчаянном положении, в котором оказался Мейерхольд. Сторонников не было. От травли у Мейерхольда апатия и художественное упрямство. Искать связей, улещивать кого-то , домогаться нет сил у Мейерхольда администрация в театре, как на грех, все годы слабая, не энергичная , а потому я решила, простите, родной очень Вас таким чувствую — оттого реву всегда от удовольствия, когда вижу Вас , просить и умолять о помощи и поддержке» «…Мы оказались в невероятном одиночестве». Письмо З. Райх А. Горькому 20 июня 1928 года. Публикация, вступительный текст и примечания В. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Распространяется слух о том, что Мейерхольд собирается остаться в Европе, и газеты торопятся сообщить о расформировании его театра. На этом фоне Мейерхольд пытается объяснить Луначарскому серьезность проблем своего здоровья: «После рентгеновского обследования врачами поставлен диагноз: расширение сердца, аорты и болезнь печени. Все это вызывает необходимость трехнедельного лечения в Виши, после чего придется выехать для продолжения курса на юг Франции. Убедительно прошу Вас заявить печати, что слухи о моем отъезде за границу навсегда абсолютно неверны. Уверен, что Вы примете все меры не только к сохранению театра моего имени, но и к улучшению его положения. Руководство театром я не оставлял ни на одну минуту даже во время лечения. Буду неустанно переписываться с теми товарищами, которым мною предложено временно руководить труппой» В. Париж, 19 сентября 1928 года На репетиции спектакля «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в Московском Государственном театре им. Так что и гастроли разрешены, и даже выделены деньги на реконструкцию старого здания тетра. Успокоенный Мейерхольд пишет своему младшему другу, композитору Оборину: «Осень сейчас здесь такая чудесная. Столько в ней здоровья и крепости! Смотрю и думаю: моя осень должна быть вот такой же. Хочу этого, и будет так. Но ведь в природе, ах, какие хитрые модуляции. В нежном трепете желтых листьев слышу музыку весны и той, которая позади, и той, которая скоро снова придет. Нет отдельно осени, нет отдельно весны.

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда модератор: Е. Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актёра были задействованы цифровые технологии компьютерная стабилометрия. В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс.

Посетители могут увидеть его прошения о зачислении на юридический факультет Императорского Московского университета и о выдаче метрического свидетельства для внесения в него отметки о совершении таинства принятия православия.

Кроме того, на выставке представлены программа и билеты на спектакль Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда «Ревизор» и документы о строительстве этого театра. Выставка продлится до 29 мая. Вход бесплатный, при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность.

Буду, решил, рисковать. И рискнул. Черт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку "Прошу переговорить" , которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решения о театре Мейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого. Доложил дело по начальству. Начальство мне все подписало. Так, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в Верховном Суде. У меня в тот день шли три дела, мейерхольдовское я втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, Мейерхольд был реабилитирован".

Как удалось избежать того, что не помешали реабилитации Всеволода Эмильевича те, кто оставался в его врагах, продолжал считать его формалистом и так далее? Спасибо Ильинскому. Он мне… сказал: "Смотри, у него много врагов, многие не захотят, чтобы он воскрес… Но это все ерунда". Это Ильинский меня надоумил. И Бабанова. Благодаря им я точно знал противоборствующие стороны, знал врагов Мейерхольда и знал, как их подавить. Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года. Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев. Затем я закрылся Бахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакля, поставленного Мейерхольдом после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Этот документ выглядел очень авторитетно.

И, наконец, я располагал огромным числом писем от крупнейших деятелей культуры. И когда силы, не желавшие реабилитации Мейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. Михайлову официальное письмо о том, что В. Мейерхольд полностью реабилитирован. Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику. Тот вызвал меня: "В чем дело? Ты в ЦК сообщил? Очень большую справку я составил. Те мужики, прокуроры-полковники, которые меня тогда подняли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку строить.

Приложил я к ней все имевшиеся материалы. Принес ее и все свои талмуды в ЦК, кладу на стол. Велели мне объяснить, на каких основаниях я провел реабилитацию. В ответ было сказано: "Так-то оно так, но вы делаете глупость". И еще было сказано, что я превысил свои права и полномочия. Пожурили меня строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до Центрального аппарата. Но Верховный Суд — высшая инстанция, отменять его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. После реабилитации Мейерхольда Эренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажется, в МГУ, и объявил о ней, но в печати впрямую ничего сообщено не было, над всем какое-то время довлело мнение Министерства культуры и соответствующего отдела ЦК". Понятно, что, если бы Ряжский, как ему рекомендовал начальник, обратился в ЦК КПСС до решения Верховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитация была бы остановлена и отложена надолго.

Летом 1928 г.

Мейерхольд вместе с женой З. Райх отправились во Францию для решения творческих вопросов, в том числе, о возможности гастролей театра за границей, а также для прохождения курса лечения. Пробыв два месяца в Париже, Мейерхольд с женой выехали в Виши, а еще через месяц в Ниццу, где они смогли продлить разрешение на жительство сроком на месяц. А в этот же самый период в эмиграции остался знаменитый актер и режиссер М. Грановский, театр вернулся в Москву без него. И тут Мейерхольд посылает одну за другой депеши в Москву, в которых сообщал о том, что он заболел и предполагает провести за границей целый год, а так же о том, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить труппе гастроли по Германии и Франции. Разумеется, Мейерхольда так же стали подозревать в намерении не возвращаться из—за границы. Ситуация была накалена до предела. Решением Главискусства была учреждена ликвидационная комиссия. Мейерхольд тем временем в отчаянии послал из Франции телеграмму по нескольким адресам, в том числе председателю Совнаркома, председателю Профсоюза работников искусств, А.

Телеграмма была опубликована в газетах и содержала следующие строки: «Остановите действия ликвидационной комиссии. Не допускайте разгрома театра и уничтожения меня как художника». В результате правительственная комиссия выделила «на поддержание» ГосТИМа 30 тысяч рублей, указав при этом, что вопрос о будущей судьбе театра останется открытым до приезда В. Мейерхольд был глубоко оскорблен поднятой газетами шумихой вокруг его «бегства». Как вспоминал М. Чехов, летом 1930 г. Чехов писал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.

На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А. Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг. Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г.

Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром».

Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере. На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство.

Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра

Гайдай в экранизации романа от души поизмывался над выдумывавшими за авторов прогрессивный подтекст «глубоко копает». И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда — Эраста Гарина. Тот знал, что играть. С началом «оттепели» отдельные кружки богемы вновь заболели эксцентрикой Мейерхольда. Попытка её реанимации была предпринята не только Театром на Таганке, но и в кино. Но отсылок к эстетике пролеткульта уже никто не понял. Всё как-то само собой улеглось, дурацкие фортели более не проканывали.

Время вылечило. Жаль, ненадолго. Если в советские времена по пути Мейерхольда твёрдо шёл один только Юрий Любимов, то ныне — слишком многие. Цирковые аттракционы заработали с необычайной силой, никуда от них уже не деться.

Помогает не утонуть в иллюзиях. Это вопрос перемены отношения к человеку, его месту и значению. В дореволюционный период Мейерхольд ставит человека в центр мироздания, и главное для него — персональность: Дон Жуан или Гедда Габлер. Вокруг человека вращается мир, и все внимание направлено на этого человека, в соответствии с которым выстраивается и этика, и эстетика.

А после революции человека больше нет, есть масса, есть спектакль-диспут, есть биомеханика. Мейерхольд проводит осмысленный эксперимент по превращению человека в винтик, в шуруп, в некую часть производства искусства. Огромные толпы людей бегают по сцене, и только в самом конце этого периода, ближе к концу 30-х, появится герой, протагонист: в одном случае это Зинаида Райх, потому что любимая женщина, в другом Ильинский раньше или Гарин — как самодостаточные яркие личности. Но главным героем каждого спектакля все-таки остается масса. В этом смысле Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре. Все имени Мейерхольда. Тотальный диктат режиссуры, подчинение режиссеру всего: всей труппы, всего актерского вещества, всей идеологии. Я к этому не отношусь плохо, это отчасти сидит и во мне, я на этом воспитан, но я это осознаю.

Это чистой воды большевизм, сталинизм. Но нужно понимать, что есть такие проявления сталинизма, как Большой террор и Архипелаг ГУЛАГ, а есть сталинский ампир и великий русский режиссерский театр». Иван Вырыпаев «Биомеханика, в принципе, похожа на йогу» «Мы, театральные режиссеры, можем поучиться у Мейерхольда искусству работы с пьесой. Спектакли Мейерхольда — самый яркий пример результата радикального эксперимента с формой при бережном отношении к автору. Он мог даже несколько изменить пьесу, но ее содержание при этом передавал всегда очень точно и объемно. Я это знаю от своего учителя Александра Михайловича Поламишева, который провел целое исследование в этом направлении. В целом же, признаюсь, я не знаток Мейерхольда, и мне ближе такие имена, как Станиславский, Вахтангов и Михаил Чехов. Про биомеханику понимаю, что построена она на принципе совершаемого действия и получаемого от этого действия импульса.

Это похоже на йогу, в принципе. Но, правда, мне не достаточно знаний, чтобы рассуждать о Мейерхольде. Вот меня пригласили участвовать в Театральном альманахе «Я — Мейерхольд», и, конечно, для меня большая честь находиться в компании режиссеров, которые там представлены. Но я хочу сказать честно, что приду абсолютно не подготовленным. Я не знаю, что мне делать, ничего не рождается, я решил прийти и сдаться. Но может быть меня спасет что-нибудь из хорошо проверенных театральных приемов». Фрагменты из спектакля «Ревизор» 1926 год. Из архива Бахрушинского музея Евгений Каменькович «Некоторые вещи у него были так придуманы, что и современный театр их бы не переплюнул» «Во время первых своих режиссерских шагов я довольно много пользовался приемами из того опыта, который накопил Мейерхольд.

Как-то в учебном порядке я ставил «Лес» Островского, и один эпизод — где Восьмибратов приходит торговаться с Гурмыжской — я сделал точно по описаниям мейерхольдовского спектакля. Восьмибратов раздевался, разбрасывал одежду, швырял кошелек и так далее. Естественно, я всех предварительно предупредил, что один эпизод будет сделан по Мейерхольду. Может быть оттого, что зрители знали, что это Мейерхольд, или по другой причине, но этот эпизод прошел с огромным успехом. Вообще, у Мейерхольда некоторые вещи были так придуманы, что, мне кажется, современный театр бы их не переплюнул. Фотография: www. Он разработал настолько мощные практики, что они вопреки всевозможным искусственным барьерам передаются из поколение в поколение. И я своим студентам стараюсь привить любовь к Мейерхольду, мне кажется это крайне важным в нашем деле.

Притом что никто из моего поколения спектаклей Мейерхольда, ясное дело, не видел, все равно это осязаемая, высокая планка.

Разумеется, это слова адепта, ну и традиционное русское «больше, чем поэт» звучит как похвала. Но вообще-то хорошо бы понять, а что, собственно, этот адепт имеет в виду, когда говорит «больше, чем имя одного человека»? Тем более что это самое «больше, чем» — отнюдь не изобретение Гладкова. Оно сопровождает Мейерхольда на протяжении всей его жизни. То есть как раз тот самый человек, который «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак…», до сих пор описан и осмыслен довольно скудно, хотя материала для этого, казалось бы, более чем достаточно.

Если хочется сравнить, можно сравнить с вечным учителем и конкурентом Станиславским, которого, к примеру, Булгаков в «Театральном романе» портретирует в неразрывной связи человеческого и художественного — во всей нелепости и во всем величии этой неразрывности. Театровед Борис Алперс о театре Мейерхольда в свое время писал как о «театре маски» — но и сам создатель этого театра выглядит как человек-маска, человек-символ. В самом начале, еще не режиссер, еще актер первых сезонов МХТ, с роли Треплева в «Чайке» — «новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Это все подходит 24-летнему Мейерхольду как вторая кожа. И, можно сказать, Треплевым он отправляется в первую часть своей самостоятельной театральной жизни — со всей неудовлетворенностью, со всей нервной энергией чеховского персонажа. Сколько он пробудет Треплевым?

Он точно еще им будет, когда уволится из МХТ, соберет вокруг себя товарищество актеров-единомышленников, отправится в провинцию — чтобы потом вернуться к Станиславскому, возглавить студию МХТ на Поварской — и снова порвать и с Художественным театром, и с его основателями. Только одного, кажется, Мейерхольд не хочет знать, не хочет слышать: то, что у Чехова этот нервный молодой человек, этот вечный революционер, обречен на поражение. Мейерхольд — это мечта о Треплеве-победителе, Треплев, у которого получилось. Формальные «искания», поиск собственного языка, собственного сценического ритма, собственного звука и темы — во всем этом на рубеже веков не было ничего удивительного. Студии, антрепризы, товарищества рождались и иногда почти сразу умирали, а иногда доживали до солидного возраста. Собственно, именно из этой среды и из этих времен родом те театры, которые, как и Мейерхольд, будут позже уничтожены за «формализм».

Разница в том, что все они искали что-то «свое», лица необщее выраженье, уникальность. Мейерхольд искал не уникальный, а универсальный театр. Театр, в котором музыка, изображение, ритм, движение соединяются в свою особую, самостоятельную жизнь, в котором ничто не «похоже» на жизнь. Театр, который умнее, красивее, выразительнее, чем жизнь. Этот доктор, формально привязывающий Мейерхольда к итальянской комедии дель арте, на самом деле был маской универсального и вездесущего театра. Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях.

Доктор Везде. У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом. Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной. Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара.

А в тех, что зритель так и не увидел, — как реформатор и провидец. В книге «Театр социальной маски» Борис Алперс, подводя итог исканиям Мейерхольда, с жесткой окончательностью приговора, доступной лишь ученику мастера, писал, что мейерхольдовский метод более всего пригоден для оперы и оперетты. А музыкальный театр с его очевидной условностью ближе Мейерхольду, нежели драматический. На этом «наиболее отсталом и неразработанном участке современного театра система Мейерхольда завершит свой цельный и своеобразный путь».

Между тем Мейерхольду в 1931 году, когда эти слова были сказаны, принадлежало уже множество оперных постановок, впереди была лишь одна. Если же говорить о планах Мейерхольда, то есть о несбывшемся, арифметика получится совсем иной. Что сбылось? В Мариинском театре с 1909 по 1919 годы [ 1 ]: «Тристан и Изольда» Вагнера с разновысотным рельефом сцены, костюмами Александра Шервашидзе в цветовой гамме средневековых миниатюр и мощью статичных мизансцен.

Еще — «Соловей» Игоря Стравинского. Мейерхольд поместил солистов-певцов на авансцене, усадил их на деревянные скамьи с пюпитрами и нотами. В глубине сцены те же роли исполняли безмолвные танцоры-мимы — но в танце и жестах. Опера прошла в Мариинском театре в этой постановке единожды, а идей спектакля хватило еще лет на сто.

Перемонтированный Чайковский, финал в сумасшедшем доме, как в повести; трагическая петербургская гофманиана, перенесенная из авторского XVIII века ближе к пушкинскому времени. Прочее — не осуществлено. Еще: не жизненная правда нужна, а театральная. Вообще, мейерхольдовская идея органической враждебности оперного спектакля натурализму об этом же позднее писал Сергей Радлов: «Оперный спектакль антиреалистичен и враждебен натурализму в самой своей музыкальной основе и так же не нуждается в оправдании, как стихи, которые не похожи и не хотят быть похожими на разговорную речь» родственна позиции Стравинского, заявлявшего в связи с постановкой «Соловья» о том, что в отличие от демонстрации лжи, которая хочет казаться правдой, он показывает зрителю ложь, которая открыто заявляет о том, что является ложью.

Неосуществленные оперные спектакли Мейерхольда — не менее интересная тема, чем «Гамлет». Началось все, видимо, с «Игрока» Сергея Прокофьева [ 5 ]. Репетиции оперы начались в Мариинском театре в октябре 1916 года. Вдова писателя приняла его вполне ласково, сын Федор Федорович дал разрешение на заимствование сюжета, но на фоне революционных событий в театре начались финансовые проблемы.

Первоначально оперу должны были ставить режиссер Боголюбов и художник Ламбин, затем были назначены Мейерхольд и Головин. Наконец, произошла роковая потеря — в мае 1917 года внезапно умер блестящий тенор Иван Алчевский, который с большим энтузиазмом готовил роль Алексея Ивановича. Тем временем Прокофьев, уехавший в США, реализовал там замысел оперы «Любовь к трем апельсинам», возникший под воздействием Мейерхольда, который в 1914 году переработал совместно с Владимиром Соловьевым и Константином Вогаком сценарий фьябы Гоцци. Мейерхольд отнюдь не забыл об «Игроке», партитура которого осталась в Петрограде.

В 1922 году он попытался заинтересовать оперой Большой театр. Затем, еще на Западе, стал обсуждать с Прокофьевым планы переработки опуса. В одном из выступлений 1925 года режиссер говорил со свойственной ему императивностью: «Прокофьев пошел дальше Глюка, он пошел дальше Вагнера, значительно дальше. В сугубо речитативном, экспрессивном «Игроке» Мейерхольд видел воплощение музыкальной драмы нового века.

Наконец, в 1927 году Прокофьев приехал в СССР на гастроли впервые после отъезда и получил в библиотеке бывших императорских театров нотный материал «Игрока». Композитор написал вторую редакцию, оказавшуюся, по его словам, «полным пересочинением». К этой постановке Мейерхольд привлек режиссера Сергея Радлова и художника Виктора Шестакова, в тот период бывшего главным художником Театра им.

Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду

История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра.
Мейерхольд и его театр Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих.
Мейерхольд и его театр Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров.
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.

Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником

Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.

Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником

Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Парнах вернулся в СССР в 1931 г. Никаких сведений о его контактах с театром Мейерхольда и самим режиссером с этого времени нет.

Увертюра уничтожения

За четыре сезона сыграл 18 ролей. В 1902 году покинул художественный театр, создал собственную труппу, вскоре получившую название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах поставил около 200 спектаклей. Являлся главным режиссером трех императорских театров в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения. Мейерхольда ГосТИМ. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было названо чуждым народу и враждебным советской действительности.

Делает движение, наносящее рану по горлу, сползает на пол и отбегает в сторону». Мейерхольд и Станиславский Более разных, скажем больше — полярных — режиссёров нельзя было представить. Станиславский мог сказать громко «не верю» про биомеханику, а Мейерхольд — про психотехнику. Тем не менее, некоторые критики приходят к выводу, что Станиславский был не совсем правильно истолкован многими коллегами, в частности, Михаилом Чеховым. В книге «Работа актёра над собой» Константин Сергеевич пишет: «Актёрская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене. Это есть искусственное раздражение периферии тела». Для Станиславского тело актёра имело первостепенное значение, но не в том ракурсе, как у Мейерхольда. Было важно, чтобы актёр не просто повторял роль, а творчески проникал в суть персонажа и устанавливал эмоциональное взаимодействие с аудиторией, у которой появилось бы чувство присутствия. В свою очередь, Мейерхольд открыто выступал за «Условный театр», который должен стать реинкарнацией античного театра. Истоком такого театра была античная трагедия, где подражание связывало не зрителя и героя, а зрителя и хор. Герой же выступал как марионетка, как один из элементов, посредством которых осуществлялось литургическое единение в общности действия», — утверждал Мейерхольд. Интересно, что подсознательный «сговор» двух великих режиссёров подмечали и современники. Вот, например, фрагмент из статьи влиятельного критика Александра Кугеля на страницах журнала «Театр и искусство»: «Мейерхольд в своих объяснениях и комментариях выступил решительным противником Московского художественного театра, манеру и приём которого он, конечно, успел достаточно изучить. Что ж, в добрый час, подумал я, хотя для борьбы с московским театром не нужно никаких особенных идей —нужно просто вернуть театр в его настоящее лоно, в актёрский талант, от которого и исходить во всякой постановке. Московский художественный театр стремится воссоздать картину быта — г. Мейерхольд с таким же тщанием пытается остаться вне времени и пространства; г. Мейерхольд учит символизации; московский театр фотографирует обстановку, — г. Мейерхольд сочиняет её. Это два полюса, но в одной и той же плоскости. Имя этой плоскости — театр режиссёра, а не автора и не актёров, и это основное сходство превращает идеи г. Мейерхольда во вспомогательный отряд главнокомандующего г. В течение 20 лет Мейерхольд и Станиславский предпринимали попытки сотрудничества, которые никогда не заканчивались успешно. Однако наступил злополучный 1938 год, когда театр Мейерхольда был ликвидирован. Именно Станиславский пригласил Мейерхольда работать в свою оперно-драматическую студию ныне — «Электротеатр Станиславский». После его смерти Мейерхольд стал главным режиссёром студии вплоть до ареста в 1939 году и последующего расстрела по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре была убита в квартире его жена Зинаида Райх. Читайте также: Знай наших! Константин Станиславский — реформатор театра В 1955 году Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Благодаря усилиям внучки режиссёра была создана Комиссия по творческому наследию Мейерхольда. Мария Валентей-Мейерхольд руководила и изданием его сочинений и воспоминаний, а также учредила первый музей Мейерхольда в Пензе.

Массовка насчитывала 250 человек. Более яркого и дорого спектакля Российская империя больше не видела. Дело в том, что премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 года. За стенами театра уже разворачивались события, которые вошли в историю под названием Февральской революции и привели к отречению Николая II от престола. Александр Головин. Занавес к спектаклю по драме М. Лермонтова «Маскарад», 1917 год, Государственный центральный театральный музей им. Уже в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции он поставил спектакль «Мистерия-буфф». Пьесу сочинил Владимир Маяковский, а сценографию и костюмы разработал Казимир Малевич. Актеров пришлось набирать по объявлениям, потому что артисты Александринки нового футуристического искусства не поняли и наотрез отказались играть. В 1919 году он приехал в Новороссийск, где жила его старшая дочь. Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли. И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М. Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский. Биомеханика и другие театральные открытия Мейерхольда Мейерхольд придумал вещи, которые и сегодня не просто используются в театре, но до сих пор, спустя 100 лет, придают постановкам оттенок экспериментальности и нетрадиционности. Мейерхольд приучил зрителя к тому, что условность в театре — это норма, а актеров избавил от необходимости копировать жизнь, создавать ее иллюзию на сцене. Он свел декорации, костюмы и грим к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой. Также он боролся с засильем слова, литературности на сцене и делал ставку на пластическую выразительность тела актера: хорошей актерской игрой он считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик.

Рудницкого «Режиссер Мейерхольд» М. Важно при этом отметить, что помимо работы в императорском театре Мейерхольд организовал студию на Бородинской ул. А в январе 1914 года вышел первый номер журнала «Любовь к трем апельсинам», который имел подзаголовок «Журнал Доктора Дапертутто». Доктор Дапертутто был псевдонимом Мейерхольда, придуманный Михаилом Кузминым в 1910 году, под которым он ставил спектакли в Доме интермедий и Териокском театре. Игра распространялась и на бытовое поведение, которое театрализовывалось, освобождаясь от унылой рутины повседневности и предоставляя человеку новые возможности. Дапертутто — персонаж Гофмана, одной из его «Фантазий в манере Калло», названной «Приключение в ночь под Новый год». А «Любовь к трем апельсинам» — сказка для театра Гоцци. Причем эстетическая борьба, которую вел журнал доктора Дапертутто, была закодирована в образы Гофмана. На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами. Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий