Новости зураб церетели биография

Знаменитому скульптору Зурабу Церетели исполнилось 85 лет. скульптор-монументалист. Звание грузинского миллионера Зураб Церетели получил уже в 70-е, и есть прелестная легенда о том, что 50-рублевую купюру в это.

Зураб Церетели биография кратко и интересные факты

Верхний ряд слева направо: тетя, дядя Гигла Нижарадзе, сестра Нели, отец Константин Церетели и Зураб Церетели. Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. 4 января отмечает 90-летний юбилей художник-монументалист, скульптор и педагог Зураб Церетели. Зураб Церетели, которого газета The Georgian Times в 2007 году включила в десятку самых богатых грузин в мире с оценкой состояния $2 млрд., на самом деле преуспел больше Тициана: у него практически нет даже недоброжелателей. Зураб Церетели: Жизнь и Творчество Биография: Зураб Церетели — выдающийся современный художник, скульптор и архитектор, чье творчество оставляет неизгладимый след в истории искусства.

Зураб Церетели биография кратко и интересные факты

Однако сам художник относится к этому спокойно. Я-то, как художник, знаю, что делаю», — заявил Церетели в интервью «Собеседнику». Личная жизнь Когда Зураб Церетели учился в Тбилисской академии художеств, он познакомился с будущей супругой Инессой Андроникашвили, которая была из княжеского рода. Они были в браке более 45 лет. После смерти Инессы Александровны в 1998 году, художник организовал первую персональную выставку в Москве, которую назвал в честь своей жены.

Благотворительность Благотворительность тесно связана с жизнью Зураба Церетели. Он создал часть своих работ бесплатно в качестве подарка для города, учреждения или фонда. Художник Зураб Церетели Художник принимает участие в благотворительных выставках и аукционах, переводя деньги от проданных работ на борьбу с детскими заболеваниями. Кстати, в 2007 году журнал The Georgian Times включил Зураба Церетели в список десяти самых богатых грузинов в мире, оценив состояние художника в 2 миллиарда долларов.

Зураб Церетели сегодня В 2018 году Зураб Константинович отметил свой 84-й день рождения, но его творческий поток не затихает. Он продолжает создавать произведения и организовывать выставки, проводить мастер-классы для детей, радостно давать интервью и позировать для фотографий. Главное, что он полон новых идей и проектов. В 2016 году был открыт дом-музей Церетели в поселке Переделкино под Москвой.

РАХ, основанная по мысли Петра I, в соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны, насчитывала уже два с половиной века своей истории. На протяжении всего этого времени она обеспечивала проведение в жизнь государственной политики в области искусства: готовила мастеров всех творческих специальностей и сохраняла с ними контакт на протяжении всей их жизни, руководила исполнением крупных государственных заказов, заботилась обо всей системе художественного образования в России и о развитии науки об искусстве. Под руководством З. Церетели велась работа по развитию академического художественного образования. Его система, идущая от начальной художественной школы, через лицейские курсы к вузовской подготовке и затем к совершенствованию в мастерских и аспирантуре РАХ — одна из величайших ценностей российской культуры. Трудно найти аналогию этому грандиозному предприятию в мировой художественной практике XX века. Для России возрождение Храма Христа Спасителя означало переосмысление истории страны, искупление вины народа перед Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, передающих представление о развитии государства и нации.

Несмотря на первоначальные сомнения в осуществимости столь грандиозного начинания оно завершилось несомненным успехом. Собор своей могучей структурой укрепил всю сердцевину города, установил утраченное соотношение кремлёвской зоны и разросшегося центра. Воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя стало одной из крупнейших задач российского искусства. В 1998 году в Малом Манеже прошла первая персональная выставка З. Церетели в Москве — «Посвящается Инессе». В 2003 году за особые заслуги З. Путиным ему было дано российское гражданство.

Церетели — дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября 2001 года. В 2009 году в городе Баден-Баден Германия был установлен медный заяц ростом более трёх метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже.

География его монументальных работ в этой технике охватывает территорию нескольких стран мира.

Одновременно, продолжал создание витражей. Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность председателю Союза дизайнеров Грузии Церетели Зурабу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Еще в начале 1990-х годов Церетели переехал в Москву, где, получив поддержку мэра Юрия Лужкова, фактически стал главным монументалистом столицы.

Зураб Константинович участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе и в ряде других проектов: торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», скульптурное убранство Манежной площади, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», оформление нескольких новых станций метро. Помимо этого, Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, которые установлены в городах России и мира. Стоит отметить его живописное и графическое искусство.

Всего известно более 5000 полотен, которые находятся в экспозициях многих музеев, галерей и частных собраний и переполняют мастерские самого художника. Помимо творчества, Церетели активно занимается и общественной деятельностью.

Однако, невзирая на такой лестный список заслуг, Зураб Константинович множество раз попадал в эпицентры различных скандалов непосредственно связанных с его творчеством.

Зураб Церетели-мэтр отечественного монументального искусства. Мэтр отечественного монументального искусства проявил себя в немалой степени практически во всех сферах современного искусства — ему принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы. Все наследие в общей сложности составляет около 5000 произведений изобразительного искусства, каждое из которых оригинально, самобытно и неповторимо.

Скандалы вокруг творчества Церетели Работы Зураба Церетели. Но особенной страстью художника являются монументальные памятники, в которые он вкладывал весь свой талант, переживания и душу. Однако в последние годы скульптор нередко сталкивается с непониманием и неоднозначной реакцией широкой общественности и критиков.

Поэтому не единожды оказывался в эпицентре скандалов мирового масштаба. Гигантомания Зураба Церетели давно стала легендарной, а сам мастер часто из-за нее попадает в анекдотичные ситуации. Но, невзирая на жесткую критику, мэтр по-прежнему считает, что «размер имеет значение».

Именно этим правилом художник часто руководствуется при создании не только скульптур, но и живописных картин. Так, за последние десятилетия целый ряд известнейших монументов, созданных Церетели, вызвали бурю негодования и у критиков, и у заказчиков, и у горожан - при том не только в России. Москва Этот монумент официально называется «Памятник, посвященный 300-летию Российского флота».

Громкий скандал разыгрался вокруг памятника Петру I — еще до его монтажа в 1996 году на Москве-реке. Жители столицы устраивали пикеты и митинги, обращались с просьбами к Президенту страны. Но добиться своего так и не смогли - грандиознейший монумент был установлен в назначенный срок и в установленном месте.

Некоторое время еще кипели страсти, проводились акции протеста, а сама история создания этого памятника обрастала все новыми слухами и кривотолками. Поговаривали, что изначально по - проекту вместо русского царя, на палубе должен был стоять Колумб. А так как Церетели не удалось протолкнуть свое творение ни в Испанию, ни в страны Латинской Америки, то скульптор, сменив образ главного героя, благополучно определил свое детище в Москве.

Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии. Zurab Tsereteli at The Tbilisi Art Fair 2019. Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Сегодня Зураб Церетели живет в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжает плодотворно работать.

Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»

Семь лет работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом , которые высоко оценили работы молодого мастера. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства.

В 1980 году был главным художником московской Олимпиады. В 1995 году был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе. С 1989 года Зураб Церетели - действительный член - академик, вице-президент Академии творчества.

Кроме того деятель искусств очень «плодовит» — он воплотил в жизнь более чем пять тысяч художественных произведений, как живописных, так и скульптурных. Скульптуры Церетели это самая известная часть его творчества. Персонажи обычно очень монументальны, фигуры имеют большой размер и вертикальную направленность, зачастую стоят прямо, что создает ощущение твердости и статичности. Многие детали стилизованы и упрощены именно в пользу этой монументальности. Не зря одними из своих учителей Зураб Считает художников-примитивистов Пиросмани и Руссо. Работы творца чаще всего не лишены интересных отсылок и деталей, которые не сразу получается понять. Стоит отметить, что далеко не все скульптуры Церетели изображают именно людей. В его творческом «портфолио» есть и например огромные металлические сферы, расколотые в центре и являющие миру механические детали внутри себя.

Таким образом монументальность и динамика сливаются воедино, выгодно дополняя друг друга. Механические детали вообще свойственны многим работам скульптора, и тут нельзя не вспомнить о профессии его отца. Например одна из самых известных скульптур, «Добро побеждает зло», которая заняла едва ли не самое почетное место в мире — у здания ООН в Нью-Йорке, тоже не обошлась без механических деталей в композиции. Работы Церетели можно встретить не только на территории бывшего Советского Союза, но и по всему миру. Если же вы хотите увидеть их коллекцию в одном месте, то музей-мастерская мастера располагается по адресу: Большая Грузинская улица, 15. Экспозиция включает коллекцию его произведений — свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19.

В галерее представлена частная коллекция художника. Дом-музей мастера в Переделкино открыт в 2016 году, располагается в Подмосковье, по адресу: улица Лермонтова, 1, пос. ДСК «Мичуринец». Музей это фактически сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту — так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения.

Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа — ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповеданияПамятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро.

Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Живопись Зураба Церетели Нельзя не упомянуть и о картинах, созданных Церетели. Они имеют совсем другой стиль и производят в основном другое впечатление. Они яркие и может даже показаться, что жизнерадостные. Художник умело стилизует, а не «изображает как есть». Сам Пикассо заявлял, что его коллега хорошо обобщает формы и чувствует цвет.

Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало.

Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами… Некоторые сострадательные души, проходя мимо памятника, сочувствуют Шираку. Сможет ли он удержаться от смеха? Не обидится ли он?

А вдруг такое совсем не лестное изображение героя, который 18 июня 1940 года призвал французов сражаться с нацистами, вызовет скандал? Или дипломатический инцидент? Русские обожают все драматизировать.

Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше - поле белых барельефов в пышных картушах, в них помещены изображения, исполненные Церетели, городов, прославившихся в борьбе с фашизмом: Москва, Смоленск, Тула, Одесса, Севастополь, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Мурманск, Брест, Керчь. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. Все композиции строги, классичны и насыщенны, целиком выдержаны в белом цвете, их сдержанность придает особую пышность обнимающему их барочно-живописному обрамлению. Еще выше, в глубине купола, художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его - изображение ордена Победы, завершающее образ музея Великой Отечественной войны.

В композицию ансамбля кроме Главного монумента и музея входит еще одно сооружение, которое не встречалось в практике создания мемориалов советской эпохи, - храм, возведенный во имя святого Георгия Победоносца. Проект церкви был исполнен А. Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В. Художественное оформление церкви создано Церетели. Одной из самых значительных монументальных работ Зураба Церетели в Москве стал памятник "300 лет Российского флота" или "Петр Великий", созданный в 1997 году. В городской, монументальной пластике редко устанавливаются такие крупномасштабные памятники. Подобные проекты, в которых большие плоскости скульптурной формы, подвержены сильным ветровым нагрузкам, вызывают серьезные проблемы и требуют мастерства, связанного с решением множества технических задач. Они требуют от автора и правильный выбор материала и оптимально прочную, выверенную конструкцию, соответствующую замыслу произведения, выдерживающую все ветровые нагрузки среды, тяжесть облицовки и т.

Монумент Петру I, основателю Российского флота, представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас 98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую накладывались собранные в укрупненном масштабе бронзовые детали облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и устанавливалась на железобетонное основание-фундамент. Также отдельно собиралась фигура Петра, конструкция и облицовка корабля и затем устанавливались в готовом виде на пьедестале. Подвесные ванты корабля выполнены из нержавеющей стали и представляют открытую пространственную конструкцию. Сплетенная из нескольких тросов а скрепленных между собой такая конструкция исключают подвижность, то есть качание вант. Пластическая облицовка рострального постамента, корабля и фигуры выполнена из высококачественной бронзы, первичной обработки. Бронзовая поверхность пьедестала обработана пескоструйкой, покрыта патиной, а сверху - воском, защищающим ее от негативных атмосферных влияний.

Очищенную поверхность фигуры от тонального изменения цвета бронзы и от неблагоприятного воздействия среды на химические процессы о материале предохраняет лаки. Свиток в руке Петра I - позолочен. Паруса сделаны в технике выколотки из меди, внутри которых для уменьшения веса применена пространственная металлическая конструкция, С целью предотвращения коррозии, все скрепляющие элементы сделаны из нержавеющей стали. Для установки флагов использовались шарикоподшипники, поэтому ветровые нагрузки на них мизерные. Внутри монумента смонтирована лестница, необходимая для осмотра и обследования состояния конструкции. В основании площадки - искусственного острова вмонтированы фонтаны, создающие впечатление, рассекающего воду корабля. Помимо творчества Зураб Церетели активно занимается общественной деятельностью. Начиная с середины 90-х годов, тогда вице-президент, а с 1997 года - президент Российской академии художеств З.

Церетели возглавил в ней существенные реформы, обновив, расширив и усовершенствовав ее деятельность. При нем был разработан и утвержден правительством новый Устав академии, выработана ее обширная творческая программа, обновлен состав президиума и пополнено число действительных членов и членов-корреспондентов, усовершенствована структура аппарата академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, происходит углубление ее преемственных связей с Императорской академией художеств. Ныне в Российской академии художеств около 150 действительных членов и членов-корреспондентов. Ее ряды пополняются как мастерами, уже получившими общественное признание и известность, так и одаренными, активно набирающими силу художниками. Избрание членами-корреспондентами руководителей ведущих музеев страны - Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств имени А. Пушкина, музеев Московского Кремля - призвано качественно изменить роль академии в музейном строительстве. Аналогичную по проблематике цель преследует избрание в состав Академии ректоров Государственного академического художественного института имени В. Сурикова, Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры и Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.

Современная реформированная академия под руководством З. Церетели выполняет большие художественные программы общегосударственного масштаба. Среди них: создание архитектурно-скульптурного ансамбля на Поклонной горе в Москве; воссоздание большим количеством художников и скульпторов, в том числе молодых, храма Христа Спасителя в Москве; серия значительных отечественных и международных художественных выставок, обогативших искусство новыми достижениями; многочисленные памятники и монументы деятелям истории и культуры, установленные во многих городах России; архитектурные сооружения, удостоенные Государственных премий, и многое другое. Другим масштабным проектом, который был осуществлен под художественным руководством Зураба Церетели, стал торгово-рекреационный комплекс "Охотный ряд" и Манежная площадь. Перед ним, как автором дизайн-проекта стояла серьезная проблема согласования современного проекта с историческим окружением площади: в отличие от аналогичных иностранных этот комплекс несет большую историко-информативную нагрузку. Поэтому в художественном решении всего комплекса присутствует просветительное и эстетическое начало, он наполнен искусством и произведениями искусства. На поверхности Манежной площади устроена обширная зона отдыха, островок психологической разгрузки с зеленью, фонтанами, парковой скульптурой, с воспроизведенным как исторический факт бассейном реки Неглинки, некогда здесь протекавшей. Беломраморная балюстрада, обрамляющая набережные, уступами спускается к конфигурации, которая была широко распространена в архитектуре русских усадеб XVIII века.

Фонари-светильники на площади, как и балюстрада, погружают посетителей и отдыхающих в атмосферу Екатерининской эпохи. В дизайнерский проект З. Церетели вошла и детская программа. Лучшие помещения, расположенные в наземной части вдоль набережной, отданы под детские кафе. Их внутреннее пространство через широкие окна включает и фантастический мир бассейна реки Неглинки с ее сверкающим разноцветной мозаикой дном, фонтанами и скульптурой на темы самых популярных русских народных сказок. Уникальным объектом в ансамбле площади являются вращающийся купол "Часы Мира". Конструкция в форме купола совершает ровно один оборот в день, на внешнем своде купола нанесено изображение, соответствующее графической карте Северного полушария. Купол венчает 10-тонная бронзовая скульптурная композиция святого Георгия.

Наряду со значительными работами в Москве в последние годы Зураб Церетели создает все больше монументальных произведений за границей. В 1995 году был открыт памятник Колумбу в Испании, который был сделан художником в честь пятисотлетия открытия Америки. В 1995 году было принято окончательное решение о воссоздании в Москве храма Христа Спасителя. Как президент Российской академии художеств З. Церетели не мог оставаться в стороне от столь грандиозного проекта, тем более в воссоздании художественного и скульптурного убранства Храма были задействованы лучшие реставраторы, художники и скульпторы страны. Всех их объединяет Российская академия художеств. Например, большая группа скульпторов под руководством вице-президента академии академика Ю. Орехова работает над воссозданием скульптурного убранства храма.

Зураб Церетели с большим энтузиазмом, не только как президент академии, но и как творец, принял участие в конкурсе по воссозданию храма. На конкурсе было отдано предпочтению проекту Церетели по воссозданию крестов и врат. В числе девяти групп художников из Москвы и Санкт-Петербурга бригада Церетели выиграла также конкурс по росписям интерьеров. На конкурсе работ по воссозданию крестов и врат храма проект, предложенный Зурабом Церетели, одержал победу. По признанию художника, в этот момент он чувствовал себя самым счастливым человеком. Высота центрального креста вместе с опорной частью - более 9 метров и вес свыше 3 тонн. Специальный механизм, заложенный в конструкцию крестов, позволяет им выдержать амплитуду колебаний в 3,5 метра, практически - ураган любой силы. Врата храма Христа Спасителя воссозданы Церетели и установлены со всех четырех сторон света в 1997 году 12 врат храма Христа Спасителя и 4 - нижнего храма.

Они представляют собой сложное произведение пластики, в композицию входят объемные формы горельефных фигур - библейских и евангельских святых и святых отцов Церкви, рельефный орнамент и тексты из Библии и Псалтыри. Несмотря на то, что высокие массивные бронзовые двери весят по 10 тонн каждая, а их высота составляет около 10 метров, открываются они легко благодаря уникальной конструкции петель. Как победитель тендера, З. Церетели выполнил также сложную филигранную работу по воссозданию центральных люстр храма. Он участвовал и в конкурсе на воссоздание сюжетной и орнаментальной росписи. Группой художников под его руководством исполнены наиболее ответственные центральные многофигурные композиции, сложные по технологии и методике исполнения. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым. Самое значительное в творчестве Зураба Церетели - это то, что он неповторимо самобытен, что его художественная деятельность практически не имеет аналогов и органично вливается в искусство последней четверти XX века.

Международное признание его работ говорит, что "феномен Церетели" выходит за рамки отечественного искусства, и в нем много созвучного современным процессам, захватывающим страны и народы. Церетели первый в России Московский музей современного искусства. Профессор, президент Российской академии художеств З. Церетели удостоен звания Героя Социалистического Труда. Избран академиком Международной академии творчества, профессором Брокпортского университета изящных искусств штат Нью-Йорк, США , действительным членом Грузинской академии наук. Не у всякого хватит накала эмоций, чтобы в течение всей жизни испытывать напряженную, неутолимую и в то же время тайную страсть, и редко кто обладает выдержкой, необходимой для сохранения ее вдали от любопытных взоров. Зураб Церетели прежде всего живописец. Именно так он сам оценивает характер своего творчества.

«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства

Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки. А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист". Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в 2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ. Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало.

Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов.

Он создал сотни скульптур, памятников, панно, мозаик и полотен по всему миру, провел более 40 персональных выставок.

Мастер имеет множество почетных званий, наград и премий. В настоящее время он живет в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжая творчески работать. Детство и юность 4 января 1934 года в Тбилиси родился самый известный художник-монументалист нашего времени. Атмосфера, в которой прошло детство мальчика, определила становление юного Зураба на путь творчества. Родители не были связаны с миром искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила свою жизнь дому и детям, а отец Константин Церетели работал горным инженером и преподавал в техническом вузе.

Зураб Церетели Брат матери, Георгий Нижарадзе, был художником, и когда маленький Зураб посещал его дом, он не только учился рисовать, но и слушал разговоры о искусстве, так как дядя часто принимал передовых людей того времени. В возрасте восьми лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую он успешно окончил в 1958 году. Творчество Художник Церетели был вдохновлен эпохой 60-х, когда происходила индустриализация, осваивались новые территории, решались глобальные задачи, строились многоэтажки и происходили массовые переселения. Он хотел внести новые идеи в монументальный жанр и получил возможность реализовать свои идеи, став художником-архитектором на первой должности. Детский бассейн в курортном городке ВЦСПС в Адлере В период творчества мастера были выполнены различные работы, включая художественное оформление курортных комплексов в Грузии, таких как Гагры, Сухуми, Боржоми и Пицунда.

Особенностью его творчества стала мозаичная живопись. Примером этого являются автобусные остановки в Абхазии, которые были созданы в начале 60-х годов и представляют собой уникальные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей.

Каким бы крупным ни являлось произведение, как бы высоко ни была его башня, прочен фундамент и первые этажи, оно должно пребывать в том времени, в котором создается. Другого не дано, и потому искусство вечно. Его формы, мысли, которые оно несет, — лишь выражение бытия времени, его неотъемлемые черты». Впоследствии образы произведений каждой эпохи составят культурное наследие общества, но прежде превратятся в символ своего времени, оказывая влияние на сознание современников, сохраняя и пополняя их историческую память. Монументальное творчество Зураба Церетели — не исключение. Мастер создает памятники и монументы, скульптурные группы и композиции, посвященные жертвам трагических событий современности — войн, терроризма, выдающимся современникам — деятелям искусства, культуры и науки, историческим личностям и фактам, которые вызывают наибольший интерес нашего времени. Ведь историческая память — это не навсегда ушедшая в прошлое история человечества, не растворившиеся в небытии события и люди, а то, что присутствует и действует в нашей жизни постоянно, на подсознательном уровне. С этой точки зрения, его скульптурное творчество можно разделить на две части — портретную скульптуру и произведения, рожденные вечными для человечества темами.

Данное исследование посвящено портретным образам, созданным Церетели, которые тематически можно объединить по следующим позициям: история Российской государственности, образы святых и галерея «Моя современники». В основе их общего фундамента лежат вопросы морали и нравственности. Портретные образы, созданные скульптором, объединяет повышенное внимание общества к судьбам и характерам конкретных личностей. История Российской государственности в портретах Скульптурной серии работ Зураба Церетели, посвященной истории России в лице ее правителей IX—XX веков, принадлежит особое место. Серия исполнена в форме бронзовых бюстов и портретных статуй. Кульминационная точка пристального внимания художника к истории Грузии и России — его двух родных сторон, о чем говорилось ранее, по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории. С 1980 годов он постепенно создает сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм , а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям династии Романовых, 400-летие которой отмечалось в 2013 году. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил.

Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил…» Сегодня мы видим, как в этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, как в них прозвучала тема, серьезно волнующая общество все эти годы, — возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам. Композиция состоит из двух бронзовых фигур: юного императора и его матери, - водруженных на круглые высокие подиумы. По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу Наталью, урожденную Нарышкину. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ уподоблен образу России конца XVII столетия — огромной неповоротливой империи, возглавить которую будет суждено Петру. Фигуру Натальи Нарышкиной Церетели трактует как сказочную боярыню, абсолютно закрытую от посторонних глаз.

Он располагает фигуру царицы строго фронтально и одевает ее в длинное, по моде XVII века, «глухое» платье, орнаментированное богатым узором, сверху укрывает ее столь же богато изукрашенной накидкой без рукавов, стянутой пряжкой на груди, и укутывает шалью ее головной убор. Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси — красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора. Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде.

Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная. Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини.

Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М. Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание.

С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого.

Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны. Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова.

Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя.

Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю.

Будут показаны редкие произведения ученического периода, созданные под влиянием педагогов и ранние живописные работы, которые отмечены активными поисками собственного голоса в искусстве, а также работы 1960-1980-х годов, когда Церетели становится одним из главных представителей советского монументального модернизма. Выставка продемонстрирует основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом. Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I.

Зураб церетели биография кратко

В 1967 году в Тбилиси прошла его первая персональная выставка. Одним из выдающихся достижений мастера конца 1970-х — начала 1980-х годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам. Это было подлинное творческое применение традиций. Возможности старинных эмалей, с их чёткими, выразительными контурами и переливчатым блеском З.

Церетели использовал в современном монументальном искусстве. Были найдены способы придания нового масштаба композициям из эмали, они впервые в истории искусства стали средствами обогащения художественных образов архитектурной среды. В 1983-1985 годах заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств. В 1987 году был избран председателем Союза дизайнеров Грузии, в 1990-1992 годах занимал должность академика-секретаря отделения дизайна Академии художеств СССР.

Церетели постоянно стремился к синтезу искусств и впоследствии, воплощая свои идеи в панно, мозаиках, витражах, эмалях, а также в скульптуре. Среди его произведений 1960-1980-х годов: оформление посольства СССР в Бразилии 1974 и гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве 1976-1980 , монумент «Дружба навеки» в память Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией 1983 , памятник Святой Нине в Тбилиси 1988. Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность председателю Союза дизайнеров Грузии Церетели Зурабу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Переселившись в 1989 году в Москву и получив статус полномочного посла 1991 , всё чаще осуществлял свои проекты за рубежом.

Новые ансамбли, осуществлённые З. Церетели с впечатляющим организационным размахом, сыграли огромную роль в формировании облика «перестроечной» Москвы. Мемориал Победы на Поклонной горе 1995 , памятник Петру I 1997; официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»; самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире, 98 метров , скульптурное убранство Манежной площади 1997 , вызвали бурные споры, но по-своему выразили неуёмный, динамически-авантюрный дух времени.

Ну кто откажется от культурного обмена с ядерной сверхдержавой? Так, имея за своими плечами могучую поддержку СССР, деятельный Зураб Константинович ваял и отливал по всему миру не на скромные килограммы, а на десятки тонн цветного металла. Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Признанный гений Поздравляя Церетели с юбилеем, министр культуры Владимир Мединский отметил, что скульптор не просто талантливый художник, «но и, наверное, самый гостеприимный в мире человек». Доктор исторических наук Мединский, как всегда, запутался: Церетели сначала гостеприимный, а потом все остальное. Нигде не бывает так весело и вкусно, как в гостях у Зураба Константиновича.

Он признанный гений хлебосольства, иначе как я мог не заметить пять выпитых бутылок вина. Под мудрым руководством мастера Наина Иосифовна попробовала всего и помногу Надо отдать должное Зурабу Константиновичу - как человек мира, он поил гостей итальянской классикой, а не чем-то сомнительным под названием грузинское вино. Зато вот тифлисская кухня была изумительной. По правую руку от мастера сидела Наина Ельцина, вынужденная испытывать на себе все тяготы грузинского гостеприимства. Вдова первого Президента России смолотила под венецианское шардоне, наверное, кастрюлю сациви и с кило куриного шашлыка. К утру вдова была навеселе - Умираю, больше не могу, - кинематографично стонал Сергей Соловьев, чьи руки сами собой тянулись к бутылке водки. Спокойствие сохранял только генерал Георгий Шпак. Он просто, по-солдатски ел ложкой пармезан и камамбер.

Если же вы хотите увидеть их коллекцию в одном месте, то музей-мастерская мастера располагается по адресу: Большая Грузинская улица, 15. Экспозиция включает коллекцию его произведений — свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19. В галерее представлена частная коллекция художника. Дом-музей мастера в Переделкино открыт в 2016 году, располагается в Подмосковье, по адресу: улица Лермонтова, 1, пос. ДСК «Мичуринец».

Музей это фактически сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту — так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа — ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе.

Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповеданияПамятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели.

Живопись Зураба Церетели Нельзя не упомянуть и о картинах, созданных Церетели. Они имеют совсем другой стиль и производят в основном другое впечатление. Они яркие и может даже показаться, что жизнерадостные. Художник умело стилизует, а не «изображает как есть». Сам Пикассо заявлял, что его коллега хорошо обобщает формы и чувствует цвет. Кроме того Зураб зачастую работает в направлениях между живописью и скульптурой — в частности его панно и витражи украшают одну из сцен Большого Театра и несколько станций метро в Москве. Кроме живописи в традиционном её смысле Церетели экспериментирует и открывает новые техники.

В частности, он увлекается шелкографией и создал уникальную технику «перегородчатой эмали». Творчество 2. Памятник Петру I Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничавающие высоту памятника 17 метрами. Существует мнение, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента.

Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом Господним была размещена подземная парковка.

Ранее 5-tv. Ремонт шел с августа прошлого года. Событие приурочили к 300-летию со дня рождения философа. Изменения произошли во всех залах музея.

Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет / РЕН Новости

Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023 смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет / РЕН Новости ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ.
Зураб Церетели биография кратко и интересные факты - В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве.

Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!

Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в грузинской семье.

Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь

Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. Церетели планирует вскоре посетить культурное заведение повторно, чтобы закончить работу. Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года.

Зураб Церетели: «Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды»

Учился легко, на отлично сдал экзамен Мусхелешвили, профессору и ректору Политехнического института, читавшему лекции в университете по совместительству. К нему отправился, ничего не сказав друзьям, на Арсенальную гору. Там возвышался над городом желанный институт, ковавший кадры для индустриализации, начатой Сталиным. Среди доводов Константина был один, который в России не имел бы особого значения для ректора. Математики нужны нам. Но еще нужнее инженеры.

Ты, я вижу, хороший сын. Так сбылась мечта. В 27 лет получил Константин Церетели диплом инженера. От отца унаследовал талант организатора, руководителя. И добрый нрав.

Он без очков читает, пишет, ходит каждый день десять километров на кладбище, туда-сюда, на могилу к маме. И этим живет. За столом сидит прямо. Гости из-за стола пять раз в туалет сбегают, а он как статуя. Прошу его переехать ко мне.

Нет, говорит, не могу твой музей оставить без внимания. Знаете, что он музеем зовет? Те две комнаты, в которых живет. Они с пола до потолка обклеены статьями обо мне. Он говорит, вот какой у меня сын.

Такие люди в Грузии еще не рождались. Пишет воспоминания, так хвалит, что даже стыдно… Отец всю жизнь вставал утром, включал радио, включал телевизор, бритву и еще пел. Бедная мама уши затыкала. Я уже не мог спать. Просто я сильно пошел в отца, — эту запись я сделал в 2000 году со слов сына, незадолго до смерти Константина Ивановича.

На инженерной стезе Константин Церетели добился некоторых успехов. Его приглашали читать лекции студентам в институте, но защитить диссертацию доктора технических наук, удостоиться звания профессора, каким он себя видел в мечтах — не удалось. Вспоминая о прошлом в свои без малого сто лет, называл себя "большим человеком", "хозяином в Закавказье", "главным инженером Закавказья", на что имел некоторые основания. В руднике поработать, как инженерам-иностранцам, не пришлось. Национальные кадры очень ценились и выпускника Политехнического назначили сразу на руководящую должность.

Началась кочевая жизнь, командировки. Общался молодой начальник с первыми лицами городов и районов трех республик Закавказья, снимал с должности нерадивых, отдавал под суд. Все шло хорошо, но оставался холостяком до 30 лет! Времени не хватало, чтобы ухаживать за невестой. Да и не встретилась она на рудниках и заводах.

Родственники заволновались. В доме Вано Церетели квартировал одно время горняк Нижарадзе. У его брата Семена, занимавшего хорошую должность в Хони, выросла дочь Тамара. Нижарадзе знал Константина с детства и пришел к мысли, хорошо бы его женить на племяннице, красавице Тамаре. Братья узнали местопребывание Константина и отправили ему телеграмму с просьбой срочно прибыть по указанному в депеше адресу.

Открыв дверь, увидел за столом братьев Нижарадзе рядом с Тамарой. Так их познакомили. Посидели, выпили, закусили. И оставили молодых в пустой квартире. В ту ночь 1933 года стали они мужем и женой.

Тамара Нижарадзе, в замужестве — Церетели, родила сына. Мальчика окрестили и назвали по просьбе деда Зурабом. На простой, казалось бы, вопрос — где родился Зураб Константинович Церетели — советские энциклопедии дают неоднозначный ответ. По одним источникам это произошло в столице, Тбилиси, по другим — в Цулукидзе, как назывался при советской власти маленький город Хони. Не внесли ясность анкеты и автобиографии, хранящиеся в отделе кадров Российской академии художеств.

Там точно такая картина. В одних документах, появившихся с 1979 года, в графе "место рождения" значится Цулукидзе, в других — Тбилиси. Окончательно поможет разрешить загадку дубликат метрики, поскольку оригинал, выданный в загсе так давно — пропал при нередких переездах с квартиры на квартиру. По воспоминаниям родственников, в Хони дедушка, отец Тамары, ведал местной потребительской кооперацией. Там у него была квартира, где и появился на свет внук, роды которого принял известный в округе акушер, некто Бахтадзе.

Поблизости от Хони в деревне Нижарадзе имел собственный дом. Спустя два года молодая мать родила дочь по имени Нели. О матери на вопрос: "Кем она была? Жила в Тбилиси, очень красивая. А в Москве была певица — тоже Тамара Церетели.

С изумительным голосом. Когда была война, она пела на фронте русские романсы. А моя мама получала от фронтовиков письма с признанием в любви. Отец страшно ревновал. Думал, когда его нет, она по телефону с ними разговаривает.

Но сильно краснел за свои слова, когда видел, что на конверте со штампом полевой почты адрес выведен рукой солдата. Мама над ним смеялась, а он отвечал: "Вот видишь, что с нами делает ваша красота". Несли солдатские письма с адресом "Тбилиси, Тамаре Церетели" в руки матери Зураба, потому что она работала на почтамте. По версии Константина Ивановича — управляла делами. По версии сына — сортировала конверты.

И об отце сын не устает рассказывать, убежденный, что желание постоянно что-то делать у него от отца. У меня работать всегда настроение есть. За минувшие годы сын создал монументальный словесный образ отца, не заглядывая в документы. Константин Церетели хотел, чтобы в доме росло много детей, как у предков. Так могло бы случиться.

Но Тамара тайком от мужа несколько раз прерывала беременность. Она понимала, несколько детей не поднять при всем желании увлеченного строительством социализма мужа. Большевики не вернули инженерам то высокое положение, какое они занимали в Российской империи. Трехкомнатная квартира с верандой в 160 квадратных метров была построена дедом, Семеном Нижарадзе, по словам Зураба, "красавцем мужчиной"… Обзавелся этой квартирой он для детей. По советским понятиям квартира считалась большой.

Но без удобств. Топили зимой дровами. И жила там не одна, а три семьи родственников. Тамара с мужем и детьми занимали одну комнату. По словам Нели Константиновны, в комнате той 25 квадратных метров.

А третья комната досталась одинокой Сашуре, тете Зураба. Жили дружно, как одна большая семья. Константин Иванович хорошо помнил даты, числа, фамилии, адреса в отличие от сына, мыслящего образами. От Церетели к сыну перешло умение считать. Про него в Тбилиси сложилась легенда, будто голова Зураба анализирует варианты решений как компьютер.

Брат Тамары, Георгий, слыл в Грузии известным художником. Он писал пейзажи и портреты. Моя попытка увидеть его картины не увенчалась успехом в 2002 году. Дочь художника, Нани, показала мне в Тбилиси старые маленькие черно-белые потемневшие от времени фотографии отца и несколько репродукций его картин. По ее словам, "он писал их на продажу".

В музеи они не попали, возможно, украшают ныне чьи-то квартиры. Самая большая картина, как ей помнится, навеяна была легендой об основании Тбилиси. Ее заказал ресторан, она висела в зале. Нет больше того ресторана, исчезла картина. Он много времени уделял занятиям со мной… Мне все в нем нравилось: его походка, его сила, его мускулы, как он рисовал.

Я в дядю был влюблен. И думал, что такой же красивый буду, такой же высокий, когда вырасту. Не вышло. В дядю женщины влюблялись, что творилось! В любое время суток со двора слышалось: "Гоги!!!

А по отцовской линии все дяди одного роста. В маму вышел характером, а по росту не получилось. Рояль в доме — от матери, усадившей за него дочь. Нели стала профессиональным музыкантом, педагогом, получила диплом музыкального техникума. Рояль перешел в наследство от бабушки Зураба.

Кто она? Очень образованная женщина, пела в оперетте и много чего интересного дала мне в жизни. Ее предки были Микеладзе и Махарадзе… До Микеладзе, до прадедушки, — было еще интереснее, такая фамилия, как Эристави, например, для тебя что-нибудь значит? Все это очень знаменитые фамилии, говорящие много грузинскому уху… Фамилия Эристави — происходит от древнегрузинских слов — «эри» народ, люди, и «тави» — глава, начальник. Эту фамилию носили предводители войск, исполнявшие не только военные, но и гражданские функции.

Зураб запомнил дедушку Семена, сидящим во дворе и пьющим молоко, а не вино, как полагалось истинно грузинскому деду. За ним пришли, когда внуку исполнилось три года. Дома у него хранилось много книг, привезенных из Санкт-Петербурга. Там учился в молодости дед. Книги давал читать друзьям и знакомым, вместе они обсуждали прочитанное, проводили время в разговорах.

За разговоры и арестовали. Донес на него пекарь. Тот, как считает Церетели, прочитавший после «перестройки» заведенное карателями «Дело», хотел занять место хозяина. Деда расстреляли, а пекарню закрыли. Слез много помню.

Эта бабушка надела внуку на шею нательный крест, рассказывала о Христе, его учениках, читала Евангелие. Однажды, будучи наедине, шепотом и по большому секрету сказала: — Запомни, самые большие наши враги — это Сталин и Орджоникидзе… Бабушка так тихо мне говорила: "Бандиты", — и перечисляла фамилии всего тогдашнего Политбюро. Я выяснил все обстоятельства гибели деда, даже не смог рассказать дома, как их всех вывезли, остановили поезд между Тбилиси и Кутаиси и — тра-та-та-та. В том месте вообще очень много грузин расстреляли. Знаете, бабушку я очень любил.

Она в деревне жила около Кутаиси. Хотя образование получила в Петербурге. Самая большая радость в жизни была поехать на каникулы в деревню. К бабушке.

Я это всегда говорю. Вспоминаю, как когда-то познакомился с великим Сальвадором Дали и его уникальной супругой Галой. Вдруг художник встал и начал изображать странные фигуры, делать необычные движения. Через секунду я увидел напротив фотографа, который узнал Дали и активно его снимал. А Дали затем смеялся, говорил: «Увидишь потом, что обо мне напишут.

Это реклама». Но если ты так видишь — спасибо! Действительно, краски должны полюбить друг друга на холсте, тогда получится цельная работа. Любовь вообще самое главное в нашей жизни. Я верующий человек, с детства бабушка читала мне Библию, когда это еще было запрещено.

Когда я возвращался из школы, я кушал, потом сверху смотрел на ее окна: если там горел свет — спускался и занимался с ней немецким языком. У меня получалось очень хорошо. Я даже пел на немецком: тогда такая мода была в Грузии.

А однажды вижу: возле нашего дома стоит машина — началась ссылка иранских подданных и евреев. Моя учительница только и успела помахать мне. Я плакал. Я так ее любил! Никто не мог занять ее место. Так постепенно немецкий у меня атрофировался... С супругой мы разговаривали на русском. А с дочкой я говорил и по-русски, и по-грузински.

Сейчас я понял, что обязательно надо было выучить иностранный язык. Хочу, чтобы дети получили то, чего не хватало мне в жизни. Мой старший внук Вася учился в Америке. Сначала он занимался английским в Тбилиси. И я оставил Васю за границей: там можно узнать язык лучше, чем здесь через педагога. Моя супруга осталась там с внуком как раз тогда она параллельно проверяла свое здоровье в американском госпитале. Поскольку Инесса очень хотела, чтобы все дети были с ней, то постепенно мне пришлось перебросить в Америку и младшего внука Зуку, и остальных. Сейчас Василий — исполнительный директор музея в Москве.

Его жена — дизайнер. Зука закончит школу в Америке и вернется... Меня воспитывали те русские педагоги, которых после революции сослали в Сибирь, а оттуда на Кавказ. В то время нельзя было имя Пастернака произносить, но они мне еще в школе заложили, что это — великий человек. Они отдали свой талант, образование, чтобы мы, их ученики, твердо стояли на ногах. Я как будто жил в России и получал российское образование. Своей грузинской учительнице я обязан хорошим знанием образов Петра I, Екатерины, Шувалова. Старые грузины немножко цинично относились к советской Конституции, и мой педагог через пять минут после чтения закона тонко переходила к истории царей, истории наших предков.

Этот уникальнейший дух и хорошую школу я потом передавал дочке. Многоликий Зура Сейчас в моем доме живут: дочка, внучка, два внука, жена внука, зять, правнук. Без жены мне все заботы пришлось взять на себя. Я теперь и отец, и мать, и теща, и свекровь, и художник, и руководитель. Молодежь не хочет уезжать от меня — хотят быть со мной. Они все мои. Я одинаковый со всеми. Все у меня работают, все заняты, все что-то создают.

Я всем владею. За всем смотрю... Всем родителям я бы сказал: чем больше детей, тем лучше. Это самая большая радость. Это такая насыщенность, полноценность жизни, когда на одной чаше весов у тебя любимая работа, а на другой — домашние заботы. И они не перетягивают, а уравновешивают друг друга. Огромное удовольствие встать утром и знать, что рядом — любимые люди. Собраться всем за столом, взять гитару, спеть, прочитать стихи...

Каждое утро ко мне в мастерскую заходит внучка ей три годика и начинает возиться возле меня, рисовать. Так что у меня собственной жизни и нет... Но какую-то жертву надо приносить — вот такое у меня воспитание. Не надо быть эгоистом — дай другим радость, ты больше получишь. Тогда Бог тебе поможет. И земля, и небо. Так я воспитал и своих детей.

Таким образом монументальность и динамика сливаются воедино, выгодно дополняя друг друга. Механические детали вообще свойственны многим работам скульптора, и тут нельзя не вспомнить о профессии его отца. Например одна из самых известных скульптур, «Добро побеждает зло», которая заняла едва ли не самое почетное место в мире — у здания ООН в Нью-Йорке, тоже не обошлась без механических деталей в композиции. Работы Церетели можно встретить не только на территории бывшего Советского Союза, но и по всему миру. Если же вы хотите увидеть их коллекцию в одном месте, то музей-мастерская мастера располагается по адресу: Большая Грузинская улица, 15. Экспозиция включает коллекцию его произведений — свыше 250 произведений живописи, графики, эмали и станковой скульптуры. Галерея искусств Зураба Церетели располагается по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 19. В галерее представлена частная коллекция художника. Дом-музей мастера в Переделкино открыт в 2016 году, располагается в Подмосковье, по адресу: улица Лермонтова, 1, пос. ДСК «Мичуринец». Музей это фактически сад скульптур под отрытым небом и творческую мастерскую автора. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту — так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа — ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповеданияПамятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Живопись Зураба Церетели Нельзя не упомянуть и о картинах, созданных Церетели. Они имеют совсем другой стиль и производят в основном другое впечатление. Они яркие и может даже показаться, что жизнерадостные. Художник умело стилизует, а не «изображает как есть». Сам Пикассо заявлял, что его коллега хорошо обобщает формы и чувствует цвет. Кроме того Зураб зачастую работает в направлениях между живописью и скульптурой — в частности его панно и витражи украшают одну из сцен Большого Театра и несколько станций метро в Москве. Кроме живописи в традиционном её смысле Церетели экспериментирует и открывает новые техники. В частности, он увлекается шелкографией и создал уникальную технику «перегородчатой эмали». Творчество 2. Памятник Петру I Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничавающие высоту памятника 17 метрами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий