Новости анализ стихотворения лермонтова парус 6 класс

Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным. Парус • cтихотворение и анализ. Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти. Анализ стиха Лермонтова Парус. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни.

Презентация на тему "«Парус» М.Ю. Лермонтов - анализ"

В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». «Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование. Одним из самых известных стихотворений това является «Парус». I Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» Вариант 1. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (Вариант 2). Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

"Парус" - моё любимое стихотворение Лермонтова - примеры сочинений

Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема. Средства художественной выразительности Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул. В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный. Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена. Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями.

Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания. Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит о парусе. Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия. Автор: Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов.

Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния.

Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь.

Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни.

Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»: Белеет парус одинокий, И грустен путник ясноокий; у ног колчан, в руке весло. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море. Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса передается состояние природы , а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него передаётся состояние человеческой души. Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.

Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море». Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный. Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике. Жанр «Паруса» — лирическая новелла.

Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами. Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя вода и лазурь небо , а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой». Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой. Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты луч солнца золотой ; инверсию в тумане моря голубом ; анафору и синтаксический параллелизм Что ищет он в стране далёкой? Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля.

А когда «мачта гнётся и скрипит , свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ. Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая туман , лазурная море , золотая лучи солнца , белая парус. Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения. Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.

Прочитайте стихотворение медленно, про себя или вполголоса, проследите, как меняется в нём интонация. В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, то есть динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он — в противоположность —пронизан стремлением к не покою, движению. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». В каждой строфе обозначьте главные, опорные, на ваш взгляд, слова, без которых разрушается поэтический образ. Исследуйте роль повторов, инверсий, глаголов, вопросительных и восклицательных предложений, метафор. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой.

Анализ стихотворения «Парус»

В стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтов использует литературный приём, который называется − антитеза (противостояние, противопоставление, противоположность). Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Анализ стихотворения Лермонтова раскрывает, что прямого указания на то, что поэт накладывает свой образ на парус, нет, но невооруженным взглядом эта связь прослеживается. Художественный анализ стихотворения" 6 класс.

Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания

«Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания. Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни. Создание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" связано с переездом поэта из гостеприимной Москвы в холодный Петербург в 1832 году.

Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Она является художественной основой произведения и с ее помощью создается контраст картины. В стихотворении «Парус» автором показан внутренний конфликт между силами природы и человеческим разумом. Стихия живет по своим законам и они не совпадают с законами человека.

Момент, когда Лермонтов сочинил это стихотворение, был психологически трудным для поэта. Он пребывал в отчаянии от того, что не сумел поступить в Петербургское учебное заведение, его страшило неопределенное будущее. Душа лирического героя металась, он жаждал событий, движения и его не устраивала необходимость оправдывать чьи-то ожидания.

Все свои переживания автор умело и ладно переложил на окружающий его пейзаж. Эта сюжетная миниатюра имеет очень захватывающий смысл. Кораблик с белеющим парусом находится в необъятном просторе и оттого кажется пронзительно одиноким. Его свобода — лишь иллюзия, а цена этой свободы бесконечная неизвестность. Так автор затрагивает проблему жизненного выбора — оставаться на одном месте или начать движение навстречу неизвестности, не взирая ни на что.

Идея стихотворения в том, что не всем нравится состояние покоя.

К своему посланию Лермонтов прилагает стихотворение «Парус», которое, по его словам, написано «на берегу моря». Конечно, «Парус» был написан в северной столице, но точное место написания произведения доподлинно неизвестно.

Литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев предполагал, что поэта вдохновил один из дворцов Петергофа — терраса Монплезира. Впрочем, некоторые историки считают, что это лишь один из литературных мифов, и нам доподлинно неизвестно точное место написания «Паруса». Сам поэт, кстати, не относился к своему юношескому произведению серьезно и даже не включал его в собрания своих прижизненных сочинений.

Но мы, по прошествии лет, можем судить о простой гениальности поэта, который всего лишь в трех четверостишиях в полной мере передал сомнения своей метущейся души, находящейся на распутье. Лермонтов будто бы рисует картину, которую любой может представить себе даже не закрывая глаз. Примечательно, что строчка «Белеет парус одинокий» была позаимствована юным поэтом.

Четырьмя годами ранее была опубликована поэма декабриста и поэта Александра Александровича Бестужева-Марлинского под названием «Андрей, князь Переяславский», который был большим поклонником английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Ведь именно Лорд Байрон стал проводником романтизма по всей Европе, и именно его образы находят свое живое отражение в лирике раннего Лермонтова, в том числе благодаря Бестужеву-Марлинскому. Однако у Александра Александровича картинки не видим: «Белеет парус одинокий, И грустен путник ясноокий, У ног колчан, в руке весло».

У Лермонтова же сразу яркое противопоставление Паруса и Моря. Антитеза или противопоставление — один из самых любимых поэтических инструментов Михаила Юрьевича, и уже в своей ранней лирике он использует его на славу. Но после яркой картинки и противопоставления Моря и Паруса следуют размышления поэта: «Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?... Первые строки рисуют картинку, а далее поэт высказывает свои мысли. Вопросы, которые он поднимает в первом четверостишии «Паруса» явно носят риторических характер.

Отсюда и многоточия, которые в данном случая являются авторскими знаками. Умом на эти вопросы явно не ответить, и так мы начинаем понимать, что душа поэта находится в смятении и замешательстве. На этот раз разыгравшейся стихии.

Если в первых строках парус «белеет» на фоне «голубого» моря, то в этом кадре ситуация кардинально меняется. При этом картинка как бы «оживает», теперь мы еще слышим, как «скрыпит» мачта паруса. Однако на этот раз он как бы резюмирует, к чему ведут порывы души его паруса.

Здесь много восклицательных знаков. При этом восклицание «Увы! Парус победил стихию, и теперь вновь спокойно качается на волнах.

Строка «И не от счастия бежит! Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами. Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя. Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью. Текст призывает не подчиняться судьбе пассивно, а вместо этого найти свою собственную стихию, которая позволит индивидууму выявить яркий характер с энергичным взглядом на жизнь.

Поэт отворачивается от так называемой зоны комфорта. Он считает, что цель жизни целиком заключается в участии в чем-то значительном. Он не уверен в том, что приведет его к успеху в этом стремлении, поэтому и беспокоится обо всех препятствиях на своем пути. Стихотворение очень значимо для тех, кто только начинает принимать решения относительно своего будущего. Оно призывает человека не соответствовать общепринятым стандартам и не пытаться зеркально отражать других. Поначалу это путешествие покажется трудным, но следует упорно идти к своей цели, пускай и в одиночку, встречая все трудности с гордо поднятой головой.

Строки стихотворения Лермонтова «Парус» описывают одинокий парусник в открытом море, который не ищет счастья и бежит не от него. Главный герой стихотворения — парусник, олицетворяющий вольного человека, свободного от общественных уз и норм, который стремится к новым горизонтам и не боится преодолевать трудности и опасности. Он просит бури, как будто в них есть покой, это символизирует его желание испытать судьбу и проверить свои силы.

М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты

Перефразировать абзац Интересно, что в произведении много многоточий, которые говорят о незаконченности действий, а также можно наблюдать два выразительных и два побудительных предложения, подчёркивающих поиск человека, как самого себя внутренне, так и внешне. Перефразировать абзац Нельзя не сказать о средствах выразительности. Например, таких как: эпитеты «мятежный парус», «луч золотой», «парус одинокий» , метафоры «ветер свищет» , олицетворения «парус бежит», «волны играют» , оксюморон «как будто в бурях есть покой». Перефразировать абзац Таким образом, можно сделать вывод, что Лермонтов очень часто затрагивает в своём творчестве тему одиночества, а в стихотворении «Парус» эта тема выражается очень ярко, а также затрагивается суть поиска своего «я». Перефразировать абзац.

Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами.

Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта.

Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт.

Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Но более 180 лет не сказались на тексте: произведение не изменилось. Однако сместили акценты в восприятии и понимании стихотворения. В чем причины этого? Язык художественного произведения — замкнутая система, которая строится по своим законам. Они сложны и многообразны. В тексте каждое слово, каждый знак несут информацию. Подчас информация второстепенна или даже третьестепенна, но она помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей здесь исключается самим понятием искусства. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста, то есть художественный текст продолжает нести ту информацию, которая была заложена в тексте первоначально. Значения слов, их стилистическая окраска, грамматические формы и синтаксические конструкции в тексте — величины постоянные. Однако ход истории, связанные с ним изменения в языке, развитие литературы могут оказывать влияние на понимание текста. При его общей стабильности в разные времена возможно искажённое восприятие некоторых элементов целого. Подобное искажение тем легче допустить, чем значительнее возраст художественного произведения. При чтении "Паруса" М. Лермонтова современных школьников подстерегает опасность такого рода. Шанский Н. Лингвистический анализ художественного текста. Лермонтова "Парус". При разработке данного урока преследовалась следующая цель: выяснить, почему стихотворение "Парус" было воспринято в русском обществе XIX века "как выражение передовых гражданских идей того времени" и "отрицание окружающей поэта действительности". Задачи: Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта. Показать, что поэзия — своеобразный лирический дневник, в котором находят отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся под влиянием пережитого, передуманного. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта. Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем человека, показывает, выражает жизнь его души. Расширить представление о композиции произведения; развить воображение, умение видеть картины, нарисованные автором; расширить словарный запас; развить интерес к поэзии. Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза.

Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)

Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой.

Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит».

При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе.

Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим.

Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Краткий анализ История создания — стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция — три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. Жанр — лирическая новелла, также есть черты элегии.

Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта.

Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом.

Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни.

В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром. В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.

Шанский [11] «Парус» состоит из трёх четверостиший и одновременно — из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха — это поток раздумий поэта [12]. В число основных художественных приёмов, используемых Лермонтовым в «Парусе», входит антитеза.

Так, буре противопоставлен штиль «Под ним струя светлей лазури» ; далее идёт ряд антонимов: ищет — кинул, далёкой — родной, ищет — бежит. При этом «буря» имеет не только буквальное значение; поэт подразумевает под этим словом ещё и «жизненные повороты», «изменения в судьбе» [13]. Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14]. Адаптации[ править править код ] Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара , страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро [15].

Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн , написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков , создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы [16]. Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17].

История создания Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г.

Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта.

Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828—1832 гг.

Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир.

Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность.

В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя.

Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века.

Что кинул он в краю родном. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям.

Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице. Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности. Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «Парус» будучи семнадцатилетним юношей. В стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтов использует литературный приём, который называется − антитеза (противостояние, противопоставление, противоположность).

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Прослушать стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова (аудиоисполнение)читает Михаил Иванович Царев (18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Учитель просит подвести краткий итог урока — описать деятельность по анализу стихотворения, его место в мировой культуре и смысл. В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». Презентация 6 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на тему: "Анализ стихотворения това «Парус».

Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения

Этот человек всегда тяготился дурным обществом, окружавшим его, он был глубоко одинок и мечтателен. Наверное, благодаря этому, мир и получил столько великолепных произведений, вышедших из-под его пера. Одно из моих любимых стихотворений, написанных поэтом на тему одиночества, является «Парус». Изучение истории создания «Паруса» приводит нас к семнадцатилетнему Лермонтову, который недавно отчислился из Московского университета и поступил в школу прапорщиков в Петербурге. Это было очень непростым временем для поэта, он был угнетён и ещё больше, чем обычно раздумывал о жизни и о человеке, так и родилось стихотворение, позднее полюбившееся многими. Главная мысль «Паруса» — стремление человека к поискам себя, разгадке смысла жизни и душевного мятежа в период отчаяния.

Лермонтов сравнивает парус со своим состоянием, противопоставляет московскому «краю родному» и тихому морю петербургским «стране далёкой» и буре. Поэт знает, что в Москве ему хорошо, привычно и спокойно, но он, как и любой человек, всегда ищет чего-то нового, опасного и бунтарского. Причём ради этого он готов поступиться даже собственным счастьем, это просматривается в строках «Увы! Стихотворение, как и любое романтического направления, проникнуто отделением лирического героя от всего остального мира, неприятие его. В его начале поэт уже ставит риторические вопросы, на которые сам так долго ищет ответы.

Помимо философии, стихотворение «Парус» является ещё и примером пейзажной лирики. Природа очень ценилась романтиками, в том числе и Лермонтовым, передавшим все её красоты с помощью эпитетов «в тумане моря голубом!.. Михаил Юрьевич — лиричный гений своего времени, способный передавать свои чувства в столь красивой и глубокой форме, как сделал этот в «Парусе».

Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч». Передайте состояние автора, выраженное в стихотворении.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. Раскройте смысл стихов: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа.

Рассмотрите акварельный рисунок М. Лермонтова «Парус» на с. Что общего и различного в них? Рисунок отражает главную тему стихотворения — одиночество, поиски смысла жизни.

Цитата «… он счастия не ищет» иллюстрирует мрачность, которая часто характеризовала романтическую поэзию. Композиция и жанр Структура стихотворения линейна.

Завязка происходит в начальных четырех строках, где поэт сначала упоминает парус, который он видит издалека. Во втором четверостишии речь идет о том, как судно ведет себя во время плавания по бурным морям. В заключительном четверостишии наступает пик, он же является и развязкой — Лермонтов делает вывод. В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ. Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом. Море описывается как голубое, а свет над водой — лазурным и золотым.

Строка «И не от счастия бежит! Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами. Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя. Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью. Текст призывает не подчиняться судьбе пассивно, а вместо этого найти свою собственную стихию, которая позволит индивидууму выявить яркий характер с энергичным взглядом на жизнь.

Поэт отворачивается от так называемой зоны комфорта.

Размышляем о прочитанном. Она является художественной основой произведения и с ее помощью создается контраст картины. В стихотворении «Парус» автором показан внутренний конфликт между силами природы и человеческим разумом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий