С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке. Государственная Дума РФ приняла во втором и третьем чтении закон, который обязывает банки в течение 30 дней возмещать россиянам деньги, похищенные с их счетов мошенниками.
Доработки нужны
- Как банки будут возмещать ущерб
- Как это будет работать
- Доработки нужны
- Госдума обязала банки возвращать россиянам украденные мошенниками деньги
- Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
- Как будет работать закон, обязывающий банки возвращать деньги жертвам мошенников
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства
Об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" сообщил эксперт по информационной безопасности одного из крупнейших банков Крыма Игорь Серегин. Гость студии отметил, что подготовка к реализации закона проходила на протяжении последних двух лет. И большинство финансовых организаций начали заблаговременно блокировать переводы на подозрительные счета, а также карты клиентов, если последние пытались совершить нестандартную для них транзакцию. Серегин пояснил, что основой принципа действия данного механизма является сформированная Банком России база данных, в которой содержится информация о мошенниках и мошеннических переводах, совершенных во всех банковских структурах страны.
Поэтому в результате пострадавшему нечего вернуть. Насколько введение этой законодательной инициативы скажется на реальной ситуации, можно будет понять только со временем. Очевидно, что на данный момент она не учитывает все возможные мошеннические схемы. Эксперты считают инициативу правильной и рассчитывают, что впоследствии будут внесены правки, учитывающие актуальную обстановку.
Но делать ответственным того, кто не может помешать факту мошенничества — крайне неэффективная мера. В случаях социальной инженерии, например, вины банка нет фактически никакой — клиент сам, нарушая все ИБ-требования банка, отдает мошенникам деньги. Безусловно, косвенная вина финансовой организации может быть при утечке данных. Однако, не имея доказанного факта утечки, делать банк «крайним» — мягко говоря, незаконно. Гораздо логичнее было бы дать возможность банкам, например, задерживать подозрительные платежи и передавать друг другу требования о задержке например, по заявлению клиента. И тогда уже, при нарушении этой процедуры, взыскивать с недобросовестного банка средства.
Вариант задержки перевода, например, на сутки, вне зависимости от подозрений также снизит поток хищений. Но на это должна быть воля клиентов, а ее ожидать не приходится. Менее одного процента клиентов банков ставят сами себе ограничения на ежедневные переводы — никто не хочет себя ограничивать. В этой ситуации, опять же, заставлять банки нести ответственность — как минимум, незаконно. С введением схем компенсации банками похищенных сумм, как справедливо отмечено, возрастет объем мошенничества уже по отношению к банкам. В целом, идея заставлять банки платить — видится как перекладывание с больной головы правоохранительных органов в том числе, ФСИН на условно здоровую — банки.
Иногда вина за кражу действительно частично лежит на банке, говорит консультант по стратегическому развитию Григорий Пахомов, но и в этом случае срабатывает скорее человеческий фактор. Эксперт рассказывает — иногда клиентские данные продают недобросовестные сотрудники банков, но чаще это просто некомпетентность. Например, руководитель выгружает из системы банка данные клиентов под своим доступом , чтобы сделать «прозвон» — но кто-то может скопировать файл и передать его злоумышленникам. Решать проблему мошенничества эксперт советует техническими способами — например, внедрить в приложение банка модуль, который выявлял бы входящие вызовы с подменного номера. Кстати, нечто похожее уже запускают операторы — но пока в весьма ограниченных масштабах. Кто вообще виноват в кражах?
Основная вина за украденные в результате мошенничества деньги лежат на собственно мошенниках — с этим не поспорить. Но вот могут ли банки как-то противодействовать атакам злоумышленников? На самом деле, мошенничество может быть разным: мошенники получают базу данных с картами клиентов. Это либо утечка из банка, либо работа программ-троянов, либо сбор через фишинговые сайты.
За указанный период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников. Также банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, если от полиции поступила информация, что они занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег.
Ранее россиянам рассказали, как защититься от мошенников в соцсетях.
Путин обязал банки возвращать их клиентам украденные со счетов деньги
"У граждан похищают денежные средства чаще всего методами социальной инженерии, при которой лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику. Согласно законопроекту, банки должны будут проверять все переводы физических лиц на возможное мошенничество и приостанавливать сомнительные переводы на срок в два дня. Согласно нему, банки будут обязаны проверять переводы россиян на предмет мошенничества, и, если такая проверка была пропущена и клиент стал жертвой мошенничества, банк будет обязан вернуть пострадавшему украденные деньги.
Как будет работать новый закон о возврате банком денег, отправленных мошенниками
Если перевод был сделан за границу, то возврат произведут за 60 дней. Кроме того, согласно новому закону, банки смогут на два дня блокировать переводы своих клиентов на подозрительные счета и уведомлять об этом. Предполагается, что этого времени хватит чтобы человек принял решение для подтверждения или отказа в проведении операции, если поймёт, что находится под влиянием мошенников. Ещё одно нововведение состоит в том, что теперь банки будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентов по требованию полицейских, если от тех поступит информация, что те занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств. В финансовой организации такой низкий уровень возврата связывает с высокой долей использования социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. К одному из механизмов, которые должны стимулировать банки улучшать качество работы своих антифрод-систем, в ЦБ относят повышение финансовой ответственности банков, так как если организация не обеспечит выполнение дополнительных действий по защите клиента и допустит перевод средств на мошеннический счет из базы данных регулятора, ему придётся возместить клиенту похищенные деньги.
Об этом говорится в списке поручений президента по итогам январского заседания Совета по правам человека. Согласно этому поручению, компенсации клиентам должны выплачивать сами банки и другие кредитные организации, других подробностей работы механизма в документе нет. До 1 июля свои предложения Путину по этому поводу должны были представить премьер-министр Михаил Мишустин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
При этом еще в декабре 2021 года Банк России предложил возвращать деньги россиянам, ставшим жертвами мошенничества, в упрощенном порядке в виде фиксированной суммы. Как заявили «Известиям» в регуляторе, эти нововведения должны вступить в силу с 1 октября 2023 года. В механизме установлен минимальный размер возмещения по страхованию банковских карт — в случае несанкционированного списания средств страховщик должен будет возместить клиенту либо всю сумму, либо не менее 100 тысяч рублей если денег похищено больше, чем 100 тысяч. А в сентябре 2022 года председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в нижнюю палату законопроект , в котором прописал условия возврата денег пострадавшим от мошенников находится на стадии второго чтения. В частности, Аксаков предложил расширить антифрод-систему, которую уже используют для проверки счетов получателей. Если этот счет находится в черном списке, то банк блокирует транзакцию. Сейчас такими проверками занимаются только банки — отправители денег, которые присылают клиенту код для подтверждения перевода. В законопроекте предлагают усилить контроль и проверять счета еще и в банках-получателях: речь идет о переводах с карт, со счетов и по Системе быстрых платежей.
Кроме того, планируется приостанавливать сомнительные транзакции — в документе указано, что это позволит сократить случаи, когда люди добровольно перечисляют деньги под давлением мошенников. Теперь у людей будет время подумать. Если же банки исполнили перевод на счет мошенников вопреки новым правилам, то должны вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления по трансграничным переводам — в течение 60 дней. Юрист правовой компании «Довод» Данила Ахметов рассказал, что на сегодняшний день взыскать деньги с банка в случае действий мошенников можно лишь в нескольких случаях: если банк знал о краже данных или карты клиента, но всё равно произвел платеж; если банк не проявил должной осмотрительности; если банк плохо обеспечивал безопасность данных и счетов клиентов; если банк не уведомил клиента об операции. По словам юриста, эти пункты применимы в случае похищения карты, но сослаться на них не получится, если клиент перевел деньги мошенникам добровольно.
Новые правила Российские банки в 2024 году будут возвращать своим клиентам средства, похищенные с их счетов мошенниками.
Эти правила начнут действовать в июле 2024 года. Как банки будут проверять переводы в 2024 году У Центробанка есть собственная база данных о попытках финансового мошенничества, где указаны владельцы подозрительных счетов. Эта информация поступает от российских банков, которые регистрируют жалобы своих клиентов на то, что операции на счетах проводились без их согласия. Как банки будут проверять переводы в 2024 году Фото: 1MI Кроме того, банки теперь обязаны не допускать обслуживания подозрительных лиц, если финансовая организация получит уведомление от МВД, что такие клиенты занимаются переводами и обналичиванием украденных средств. Каждый перевод будет проверяться по определенным критериям на признаки мошенничества. В первую очередь под подозрение попадут счета и люди, которые есть в базе Центробанка либо МВД.
Также банк будет приостанавливать операции, которые отличаются от типичных операций того или иного клиента.
Такой закон приняла Государственная Дума. Документ также предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод. Кроме того, банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России.
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники. Сообщается, что банки должны будут проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней после получения соответствующего заявления, либо в других случаях, установленных законом, возмещать похищенные средства. Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники.
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
Фото: freepik. Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что подобного рода мошенничество является «одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисами, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом». Новый закон направлен как раз на то, чтобы пресечь подобные случаи. Так, банки получили возможность заморозить на два дня операцию, если есть подозрение в мошеннической схеме, и отключить дистанционное обслуживание злоумышленника. Мошенники похитили — банки возместили: как будет работать закон о возврате денег, украденных со счета — Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются аферисту, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также банк-получатель теперь может приостановить использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о попытках переводов без согласия клиента. Отключение дистанционного обслуживания банком мошенника предусматривается при наличии информации от МВД о возбужденном уголовном деле или записи в книге учета состава преступлений.
Он был принят Госдумой ранее в июле.
Напомним, что проблема телефонных мошенников остро стоит в Хабаровском крае. Ранее аферисты обманули супружескую пару на четыре миллиона. Изначально злоумышленники звонили только пенсионеру, но жена вмешалась в разговор. Они сообщили паре, что с их счетов осуществлялись переводы в другую страну. Пожилым людям нужно было доказать свою невиновность.
Новая схема заключается в приглашении на «личный приём в Центробанк». Аферисты усовершенствовали свою схему, в которой они представляются сотрудниками регулятора. Теперь они не только звонят людям от имени Банка России — на это уже может мало кто повестись. Теперь мошенники ещё и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный приём в офис Центробанка. Ещё популярные уловки от мошенников В целом обманщики стали ещё наглее. Многие аферисты сменили тактику и начали притворяться агентами известных финорганизаций. Раньше они создавали лишь сайты, внешне похожие на популярные бренды, а теперь дошли до того, что внаглую представляются представителями крупных организаций и навязывают псевдоуслуги.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
Банки стали возвращать деньги, украденные мошенниками, до вступления в силу соответствующего закона — до июля 2024 года, выяснили «Известия». Специальный сервис по защите от социальных инженеров и возмещению средств запустил «Тинькофф». Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме. Банки стали возвращать деньги, украденные мошенниками, до вступления в силу соответствующего закона — до июля 2024 года, выяснили «Известия». Специальный сервис по защите от социальных инженеров и возмещению средств запустил «Тинькофф». Банки с 25 июля 2024 года начнут по новой схеме возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, сообщили в ЦБ. Средства будут поступать в течение 30 дней с момента подачи соответствующего заявления от клиента. В каком случае банки должны будут вернуть деньги за 30 дней. Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента — физического лица в следующих случаях.
Банки начали возвращать россиянам деньги, украденные мошенниками
Тогда возмещения денег не произойдет. Закон вступит в силу через год. Он был принят Госдумой ранее в июле. Напомним, что проблема телефонных мошенников остро стоит в Хабаровском крае. Ранее аферисты обманули супружескую пару на четыре миллиона. Изначально злоумышленники звонили только пенсионеру, но жена вмешалась в разговор.
Удастся ли с помощью этого законопроекта снизить лавинообразное количество мошеннических операции и есть ли у него недостатки, «МК» рассказали эксперты. Это говорит о росте преступного мастерства: за меньшее количество транзакций аферисты научились воровать больше денег.
Такая невеселая статистика связана с большой распространенностью социальной инженерии в арсенале аферистов более половины случаев. Банк ранее был не обязан возмещать средства, которые сама жертва добровольно отправила мошенникам, поверив, что ей звонят из «службы безопасности» или «из МВД». Теперь ситуация может измениться. Согласно принятому Госдумой в первом чтении законопроекту, оператор по переводу денежных средств обязан возместить в полном объеме сумму операции, совершенной без добровольного согласия клиента, в течение 30 дней после получения его заявления, а в случае трансграничного перевода денежных средств — в течение 60 дней. Проверять операции на признаки мошенничества теперь будет не только банк-отправитель, но и банк получателя средств, включая сверку с базой данных о преступниках и их счетах и схемах, которую ведет ЦБ РФ.
Для злоумышленников, использующих в своей «работе» дропперов обладателей подставных счетов это тоже станет определённым препятствием, ведь страх и спешка — основные их рычаги давления на жертву. А когда в процессе подтверждения транзакции клиенту дважды сообщат о рисках совершаемых действий, в легенде злодеев появится брешь из-за сомнений жертвы, подчеркнула собеседница «МК». Но станет ли от этого больше возвратов средств на счета пострадавших? Но банкам будет непросто уйти от обязательств, предусмотренных данным законом, поскольку предполагается, что информацию о потенциальных мошеннических счетах и операциях банки будут получать и передавать в ЦБ РФ. Другими словами, за исполнением этого закона будет следить надзорный орган, прямо вовлеченный в процесс. По мнению старшего юриста фирмы «СВА-Групп» Андрея Боброва, опасение вызывает то, что в конечном счете сами банки и другие операторы денежных переводов будут определять в своих внутренних документах окончательные процедуры выявления операций с признаками отсутствия согласия клиента-плательщика, а также стандарты таких процедур. Это увеличит риски ошибок и злоупотребления полномочиями, может негативно сказаться на обычной хозяйственной деятельности граждан и организаций.
Во-первых, похищенные деньги должны быть возмещены, если перевод средств был совершен без согласия клиента, а банк не направил ему уведомление о транзакции. Кроме того, возврат средств предусмотрен, если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия. Но в этом случае клиент должен своевременно уведомить банк об этих фактах. Если человек не предупредил банк о потере контроля над средством платежа, то деньги ему не вернут. В статье отмечается, что поправки в федеральный закон «О национальной платежной системе» не содержат «предложений определить обязательную для возврата сумму денежных средств». Согласно данным Банка России, за 2021 год мошенники с помощью денежных переводов украли у банковских клиентов 13,5 млрд рублей. Отмечается, что уровень возврата средств падает второй год подряд на фоне роста объема хищений. Эффективность нововведений Неназванный представитель ВТБ сообщил РБК, что в случае принятия поправок можно будет оперативнее выявлять операции, совершенные без согласия клиентов, и блокировать «счета-дропы» мошеннические счета подставных лиц.
«Многие в таких случаях махнули рукой»: клиент отсудил у банка украденные жуликами деньги
В 2024 году банки начнут возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками, по новой схеме. Деньги будут возвращены, если злоумышленник действовал по классическим сценариям — представился сотрудником банка, правоохранительных органов, служб безопасности банков и т.д., а хищение произошло вследствие разговора по номеру «Тинькофф Мобайла». Банку, который не проследил за наличием согласия клиента на перевод, придется возвращать человеку украденные деньги.
В России банки будут возвращать клиентам деньги, похищенные мошенниками
Мошенники похитили — банки возместили: как будет работать закон о возврате денег, украденных со счета. Вернуть средства пострадавшим удалось всего в 4,4% случаев. Деньги вернут, но поднимут комиссии: как будет работать механизм компенсации похищенных мошенниками средств?
Нижегородцам вернут украденные деньги. Кто в списках?
То есть речь идет не о тотальном возмещении, а о случаях нарушения со стороны банков», — уточнил специалист. Кроме того, известны истории, когда клиенты даже после нескольких предупреждений со стороны кредитной организации об опасности сделки шли на поводу у мошенников. В таком случае вся ответственность ложится на самого человека. Эксперты признают, что суммы, которые теряют граждане России, исчисляются миллионами.
ВКонтакте WhatsApp Telegram Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. Такой закон приняла Государственная Дума. Документ также предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента.
Стандартная схема, казалось бы здесь всё сразу понятно, однако статистика за последние года говорит об обратном.
Всё больше и больше граждан становятся жертвами мошенников. В целом совершаемых информационных преступлений в крае, их доля только растёт». Едва ли не каждый забайкалец может рассказать свою историю, когда приходилось общаться с мошенниками. Елена Агафонова, жительница Читы: «Звонят представляются сотрудниками полиции и прочих разных органов, говорят о том, что ваши средства попали в какую-то блокировку и необходимо срочно сообщить номер карты, СVC-код трехзначный, то есть вот таких вариантов очень много». Мошенники стали активнее, в ход идёт жёсткое психологическое давление. В зоне риска — пожилые.
Татьяна Катасонова, жительница Читы: «Звонят каждый день, вот сейчас было два звонка, я их отключила и всё, я на них не отвечаю или говорю отделение полиции».
Как это будет работать и когда начнет действовать? За последние девять месяцев 2023-го банки отбили свыше 20 млн попыток похитить деньги клиентов и спасли от кражи 3,3 трлн рублей, но вскоре им придется компенсировать средства, которые всё же удалось увести. Еще летом уже были приняты мер по борьбе с мошенниками, подписан закон, который обязывает банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Теперь же кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня.
Как объяснял автор законопроекта, в этот период клиент обычно осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал и которую совершили без его добровольного согласия. То есть впервые вводится механизм возмещения банком похищенных денег, если его антифрод-системы некачественно сработали и допустили перевод.