Осуществляться елеосвящение может как в храме, так и на дому, если человек не в состоянии придти в церковь. Обычно Соборование занимает от сорока минут, а краткий чин позволяет помолиться и тем людям, которые по объективным причинам не смогут выдержать это время. Соборование можно заказать на дому Соборование необходимо человеку, если он лежит в постели, и ему тяжело подниматься. Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться?
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. Таинство Соборования совершают над людьми, которые болеют и нуждаются в исцелении. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. — Могут ли в Соборовании участвовать люди, у которых ничего не болит? Само по себе данное Таинство никак не связано с непременной смертью человека, который проходит Соборование.
Соборование: какие грехи прощаются?
Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного. Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа. Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста. Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения?
Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами. Таким образом, таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него. Во время соборования молитвы об исцелении, чтение Евангелия и помазывание освященным маслом повторяется семь раз. Молитва об исцелении всегла разная, и всегда разное чтение Евангелия. Но молитва, так называемая Совершительная, которая читается при помазывании святым маслом, всегда одинаковая. В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении и помазывали его освященным елеем, как было заповедано апостолами. Тогда читались лишь немногие молитвы, Евангелие и совершительная молитва.
Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. В IX веке к молитвам прибавился канон. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства.
Помимо этого священнослужитель использует Евангелие и крест.
Как видим, все же необходимо подготовить некоторые предметы, чтобы провести соборование. Как готовиться человеку, который хочет пройти это таинство, написано выше. Проведение обряда в церкви Таинство соборования традиционно проводят в храме исключение — немощные верующие, которые не могут прийти из-за болезни. Обряд совершают семь священнослужителей, однако допускается и один в особых случаях.
Почему именно семь? Вся суть в том, что во время обряда именно столько раз зачитываются тексты из Апостола, Евангелия, а также молитвы. Семь раз соборующийся помазывается священным елеем. Перед тем как начнется обряд, все прихожане должны зажечь свечи.
Само соборование в храме делится на три части условно : пение молебное; освящение елея; помазание елеем. В первой части идут песнопения и молитвы, а также перечисляются поименно те, кто пришел на соборование. К слову сказать, современные требники совсем не похожи на древние, и некоторые молитвы значительно отличаются да и сам обряд тоже. Возможно, именно поэтому и возникли некоторые устойчивые предрассудки.
Во второй части освящается елей для помазания. Для этого следует смешать вино и растительное масло в отдельном сосуде. Вино обязательный компонент, так как оно символизирует кровь Господню, пролитую ради спасения человечества Иисусом Христом. Затем следует зажечь семь свечей, и священнослужитель должен прочесть специальную молитву для освящения елея.
И в завершение происходит помазывание соборующихся. В это же время читаются Апостолы, Евангелие, краткая ектенья, а также специальная молитва, в которой говорится о прощении и исцелении. Последняя часть совершается семь раз, но каждый раз читаются совершенно разные отрывки из Евангелия и Апостолов. В самом конце, после семикратного помазывания, все прихожане окружают священнослужителей.
Последние произносят молитву и кладут на каждого открытое Евангелие. Затем идет целование этой священной книги, а после - ектенья и поклоны прихожан. На этом таинство закончено. Проведение обряда в домашних условиях Обычно таинство соборования проводится в церкви даже над болящими.
Однако если нет возможности прийти в храм и там совершить обряд, то священники могут посетить больного на дому. Обряд проходит практически так же, как и в храме. При таинстве могут присутствовать все родные, во время ритуала их также помазывают священным елеем. Что необходимо делать после соборования После соборования верующий должен причаститься, а также он может забрать домой злаки, которые использовались во время таинства, и священный елей.
Дома все это можно добавлять в малых количествах в пищу. Елеем же крестообразно помазываются больные места. Обратите внимание! Если до следующего соборования у вас остался елей и злаки, то их нужно сжечь, а пепел закопать в месте, где почти никто не ходит.
Соборование: прощение забытых грехов Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств.
Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом.
Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.
Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.
Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир". Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней.
И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
рассказываем в этом материале. В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование). Соборование человека может проводиться в частном порядке: в больнице или на дому, если тот сильно болен или находится при смерти, или же его физическое состояние не позволяет ему прийти в храм. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. это таинство покаяния, в покаянии можно провести всю жизнь, поэтому логично было бы собороваться каждый раз, когда душа просит исцеления.
Нужно ли соборование здоровому человеку?
В латинской схоластике. Схоластическое учение о Е. В связи с этим начиная с кон. В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» Крещение, Евхаристию, Конфирмацию «таинствам смерти» Покаянию, Последнему Причащению, Последнему помазанию Albert.
In Sent. IV, dist. Последние помазание.
XVII в. Пуссен Лувр, Париж Последние помазание. Пуссен Лувр, Париж В вопросе об установлении таинства ряд богословов-схоластов склонялись к тому, чтобы считать его установленным апостолами после Сошествия Св.
IV dist. Однако, по мнению Альберта Великого, таинство установил Сам Христос, а ап. Иаков провозгласил его и заповедал совершать Albert.
Фома Аквинский, отмечая отсутствие в Евангелиях свидетельств об установлении таинства Христом и объясняя это не только тем, что в Евангелиях записаны не все слова Христа, а лишь необходимые для спасения, но и тем, что для Христа, не имевшего грехов, это таинство было не нужно, склоняется тем не менее к позиции Альберта Великого Thom. Согласно Фоме Аквинскому, вино, к-рое смешал милосердный самарянин с елеем, относится по своим свойствам к таинству Покаяния. Если в какой-то местности нет оливкового масла, то умирание может совершиться без этого таинства, поскольку совершение Е.
Формой таинства называется молитва, хотя признается отсутствие единообразной формулы Альберт Великий, Бонавентура. Подателем таинства называется пресвитер. Действие таинства, согласно Гуго Сен-Викторскому и Петру Ломбардскому, заключается в отпущении грехов и исцелении немощей тела.
Альберт Великий и Фома Аквинский говорят о приготовлении к небесной славе и направленности таинства против следствий смертного и личных грехов, против греховной слабости. Вместе с Покаянием и виатиком оно открывает путь к небесной Церкви. Бонавентура и Иоанн Дунс Скот называют Е.
Относительно принимающего таинство Е. Возможность повторения таинства схоластами оценивается по-разному: Петр Достопочтенный и Гуго Сен-Викторский считали возможным совершать таинство многократно. Альберт Великий, Вильгельм Дуранд , еп.
Мандский, и Римские Ритуалы того времени говорят о совершении Е. По мнению Фомы Аквинского и Бонавентуры, если та же болезнь приводит в состояние, близкое к смерти, таинство можно повторять. В то же время Иво , еп.
Шартрский, настаивал на том, что совершать это таинство возможно только однажды. Итог спорам схоластов подвел Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439. Согласно принятому Собором «Декрету об армянах», Е.
Таинство преподается только больным, жизнь которых находится в серьезной опасности. Указываются 7 мест для помазания и формула: «... Таинство исцеляет душу, исцеление же тела совершается настолько, насколько полезно.
Хотя течения, отрицающие сакраментальный характер Е. Лютером , который считал Послание ап. Иакова неканоническим.
В протестантизме Е. Учение Тридентского Собора о Е. Тридентский Собор провозгласил идентичность таинства Е.
Иакова в отличие от протестантов, к-рые учат, что в Послании говорится о временном благодатном даре апостольской эпохи. Согласно Собору, Е. Собор называет Е.
Освящение обязательно совершается епископом пресвитерам запрещено это делать декретами 1611 и 1842 гг. Наибольшие споры при формулировании соборного решения вызвал вопрос о том, как конкретные слова молитвы помазания соотносятся с «молитвой веры», указанной в Послании ап. Иакова должна ли молитва формулироваться в виде прошения или утверждения.
Формой молитвы была признана молитва «Per istam sanctam unctionem... Несмотря на тенденцию к унификации, на практике в посттридентскую эпоху количество и места помазаний отличались в разных диоцезах. Ординарным совершителем Е.
Принимающий таинство должен «находиться в состоянии благодати» быть крещеным, иметь Конфирмацию, исповедаться. Действие таинства заключается как в отпущении грехов, так и в восстановлении здравия тела. Таинство укрепляет душу и избавляет от временного наказания за грехи.
Восстановление телесного здравия является дополнительным и случайным эффектом, к-рый подается, когда физическое исцеление служит высшему благу человека. Главным является приготовление к небесной славе. Не следует пренебрегать таинством.
В случае бессознательного состояния умирающего Е. Повторение таинства возможно в той же болезни при опасности смерти. При подготовке II Ватиканского Собора нек-рыми епископами был поднят вопрос о повторном или более частом совершении таинства Е.
В результате обсуждения наименование таинства «Помазание больных» было признано более удачным, поскольку «Последнее помазание» не может повторяться. Это решение нашло отражение в соборной конституции «Sacrosanctum concilium» 1963. Однако условием совершения таинства осталось состояние близкой смерти по причине болезни или старости.
Собор санкционировал разработку нового чина Помазания больных, отдельного от чина посещения больных и виатика. Согласно новому Катехизису католич.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.
Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
В субботу отмечается Родительская суббота, и накануне в пятницу будет служиться заупокойная служба Парастас. Также, в субботу, 19 марта, по благословению настоятеля собора протоиерея Николая Брындина, духовенство с прихожанами собора совершат паломничество в Тихвинский монастырь. В воскресенье, 20 марта, вечером будет служиться 1-я Пассия, посвященная Страстям Христовым.
Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Соборование: прощение забытых грехов Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно.
В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств.
Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.
Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно.
Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать: при болезни в любое время ; перед смертью также в течение всего года ; перед Великим и Рождественским постом. Обязательно нужно знать, как правильно креститься православным в церкви и перед входом в нее.
Кто может собороваться Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, — это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с заповедями Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования. Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится.
По свидетельствам тех, над кем оно проводилось, облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди. Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.
Для чего нужно Соборование?
- Кто может собороваться
- Мифы и правда о Соборовании
- Подготовка к таинству
- Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? - Православный портал «Азбука веры»
- Что это такое и для чего нужно?
Помощь телеканалу
- Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования
- Соборование: какие грехи прощаются?
- Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
- История таинства
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Это, конечно, не так, все молитвы, которые читаются священником во время соборования – это мольба к Богу об исцелении больного человека. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться? Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда.
Соборование — таинство исцеления
Получается, что человек участвует в Соборовании для того, чтобы простились забытые грехи. это таинство покаяния, в покаянии можно провести всю жизнь, поэтому логично было бы собороваться каждый раз, когда душа просит исцеления. Магистрант Казанской семинарии совершил таинство соборования в Казанском хосписе13.12.2017В "Новости".
Соборование: как, где, когда и для чего?
Помазание сопровождается определенными молитвами и чтениями по чину. Когда осуществиться в седьмой раз помазание и чтение Евангелия, на голову соборующегося, который читает краткое «Господи, помилуй» водружается Евангелие текстом вниз, в данном случае обозначающее руку Самого Господа. После прочтения священнослужителем разрешительной молитвы, соборуемый человек целует Евангелие с верой в то, что Сам Господь осеняет его Своей благодатью, Сам укрепляет его, Сам исцеляет и прощает его грехи. Насчет того, сколько стоит соборование, ответим так: в храме все таинства бесплатны, на них нет цены, но вы, придя в храм и обращаясь за помощью священника, можете пожертвовать на храм и его нужды определенную сумму в знак благодарности. Почитать еще: исповедь и причастие — вопросы и ответы. Еще ответы на вопросы: Нужно ли исповедоваться перед соборованием и держать пост? Конечно, нужно покаяться в грехах, а затем уже со спокойной совестью к соборованию приступить, и причаститься, так будет больше пользы для души человека. Кто может собороваться? Люди, ведущие церковную жизнь, а не случайные захожане на «огонек» — все идут, и я пойду, авось что поможет. Также можно соборовать на дому или в больнице тяжело болеющих людей, которые сами прийти в храм не могут.
Близким нужно прийти в храм и договориться со священником на определенное время, когда батюшка сможет, испросить у него, как подготовить болеющего человека может, это просто старенькая бабулька, не больная, но по немощам своим не может прийти в храм. Можно ли женщине при месячных идти на соборование? Нельзя, точно также как и принимать участие в других Таинствах при ежемесячных немощах не разрешено. Куда девать елей после соборования? Вообще-то пшеница и елей после завершения Таинства никому не раздаются, а сжигаются. Но по просьбам участников Таинства могут отдаваться на руки.
Священник читает отрывки из Евангелия и семь раз крестообразно помазывает освященным маслом лоб, щеки, ноздри, губы, шею, кисти рук, пишет "Милосердие". Эти части тела символизируют ум, слово, чувство, дело. Как подготовиться к соборованию? Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию.
Чтобы участвовать в таинстве, нужно записаться на него в храме, назвать свое имя и купить свечу. Обычно за соборование берут оплату — жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Лучше прийти на соборование в одежде с открытым воротом и с коротким рукавом.
Такие примеры не редкость. Болезнью, страданиями Господь как бы стимулирует то умонастроение и тот образ жизни, без которого спасение и вечная жизнь невозможна. В этом смысле мы можем говорить именно о спасительности страданий.
Далеко не всегда избавление от болезни является благом для человека, под благом я здесь подразумеваю спасение души в перспективе вечной жизни. Это, действительно, удивительное свидетельство. Апостол Павел, который исцелял многих например, исцелил молодого человека, юношу, который выпал из окна и разбился насмерть , сам не мог исцелиться от своей собственной болезни. Он пишет, что трижды просил Господа об исцелении, но не получил просимого. Господь ему сказал: «Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается» 2Кор. То есть это была болезнь ко спасению.
Болезнь, страдания постоянно напоминали апостолу, что сам по себе он обыкновенный человек, страдающий человек, который ничего не может без помощи Божией. Через эту физическую немощь Господь явил колоссальную силу тем людям, которые внимали словам апостола и веровали в Господа Иисуса Христа, действующего в нем и действующего через него. Теперь, что касается самого Таинства. Понятно, что, когда апостол Иаков говорит о помазании елеем во Имя Господня, речь идет не о помазании обычным елеем, которое практиковалось в древнем мире в лечебных целях. Здесь речь идет об особом Церковном Таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а молитве, вере. Почему собственно Таинство называется Соборованием?
Это связано с тем, что совершают его семь священников. Семь — некое символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Соборование — это своего рода исповедь, само чинопоследование, сам акцент молитв — это акцент о прощении человеческого греха. Возникает невольный вопрос, а чем собственно Соборование отличается от исповеди? И вот, наверное, именно числом семь. Семь священнослужителей, семь пресвитеров как полнота Церкви.
Они молятся над человеком в том случае, когда человек в силу каких либо причин уже сам не может исповедовать свой грех. То есть, если в обыкновенном Таинстве Исповеди основой положен диалог между священником и кающимся человеком, то здесь этого диалога быть не может. И Церковь молится и просит, чтобы Господь простил этого человека и принял его. На мой взгляд, Соборование над здоровыми людьми совершать не правомочно. Священник Александр Степанов: В Таинстве Покаяния присоединение человека к Церкви происходит сознательно, а при Соборовании это происходит по молитве, вере. Я хочу привести слова преподобного Амвросия Оптинского : «неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни?
Уместно вспомнить, что раньше оно совершалось, когда человек уже явно был близок к смерти. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Такой мотив приводит преподобный Амвросий. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противные вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится «и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи «забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется, и здравие телесное аще воля Божья будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит он прежде души наши, а сим и дарует благолепное здравие, как будет угодно Его святой воле».
В России Соборования происходят Великим Постом по всем храмам. Это более очевидные масштабы, чем в Греции, где оно совершается только в Великий Четверг. Какой же в этом видится смысл? Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание? Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить.
Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу. И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку.
И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти. И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет. Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю.
Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности. Проповедь перед началом Соборования — это тоже способ донесения до людей церковного мнения по поводу этого Таинства. Мы просим у Бога исцеления в этом Таинстве, но если оно не придет, то только по двум причинам. Либо мы не участвовали в этом Таинстве, не молились, а, скажем, считали, сколько раз священнику еще помазывать, либо потому что мы Богу нужнее больные. Такое тоже бывает. Значит ли, что Таинство должно употребляться над людьми, находящимися только в сознательном состоянии, потому что это подразумевает текст апостола Иакова?
Нет, не убежден, но руководствоваться этим критерием нужно. Ко Христу приносят человека парализованного и верят в то, что Христос может его исцелить. Перенося это на нашу ситуацию, я мог бы сформулировать позицию так. Если я точно знаю, что этот человек церковный, он исповедовался, причащался, ходил в приход, но заболевание привело к тому, что он оказался в коматозном состоянии и не может больше активно принимать участие в Таинствах, я совершу Соборование над человеком, находящимся в бессознательном состоянии. Я считаю возможным Причастие Кровью именно такого человека, если он может совершать глотательные движения. Но только в случае, если этот человек церковный.
В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения.
Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15.
Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении.
Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления. Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот.
Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.
До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?