Автобиографичное произведение Достоевский написал после четырёхлетней ссылки в Омске. Выставка создавалась к 150-летию выхода в свет отдельным изданием романа «Бесы» и была открыта сначала в Белгороде, затем успешно экспонировалась в музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. На этой странице вы найдёте список последних книг Фёдора Михайловича Достоевского. Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Многое из предсказанного Достоевским в книгах сбылось в действительности, а герои его романов продолжают ходить между нами.
«Космополитизм и безбожие — два важнейших, по мысли Достоевского, греха»
С старцы В мае 1878 года скончался младший сын Достоевского, Леша. Анна Достоевская вспоминала , что попросила Владимира Соловьева, друга семьи, поехать с Достоевским в Оптину пустынь. Ее посещение "было давнишнею мечтою Федора Михайловича". Оптина пустынь — старинный православный мужской монастырь. В нем возродился особый тип русского монашества — старчество. Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся". Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области. В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву.
Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор. Разговор продлился всего час. Тургенев, как и прежде, говорил, что "есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость", а также добавил, что "пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов". Раздраженный Достоевский ответил на слова Тургенева: "Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. Тургенев ужасно рассердился. Видя его таким, Достоевский тотчас съязвил насчет неуспеха его романа "Дым" и добавил, что немцы как народ "гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет" хотя именно среди немцев Достоевский укрывался от отечественных кредиторов. Тургенев возразил ему, что в таком случае "считает себя за немца, а не за русского, и гордится этим". После этой словесной перепалки они расстались. Мы поглядели друг на друга, но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться". Тургенева", Василий Перов, 1872 год.
Но на замысел "Преступления и наказания" повлияли многие реальные убийства, о которых Достоевский узнавал из газетных криминальных сводок. Исследователи его творчества даже составляют перечни преступлений , которые могли повлиять на сюжет романа. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке. Это, однако, не мешало ему хвастаться своим достижением и заодно поддевать Тургенева в одном из писем : "Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли". Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в фильме "Преступление и наказание", 1969 год. Там они встретились с женами сосланных декабристов и получили от них по Евангелию с переплетенными внутри 10 рублями. Все четыре года каторги Достоевский читал только Евангелие, а по освобождении бережно хранил этот экземпляр до конца жизни. Уже на свободе он написал письмо к той самой жене декабриста, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая подарила ему Евангелие. В этом письме он не только выразил ей благодарность, но и впервые записал свою знаменитую христианскую аксиому: "Если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной".
Так, в романе "Братья Карамазовы" главные герои пьют чай именно в тех ситуациях, когда готовы к честному разговору или уже ведут его. А одну из самых знаменитых фраз о чае в русской литературе оставил главный герой "Записок из подполья": "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Чаепитие", Николай Богданов-Бельский, 1913 год. Он продолжался 15 минут и сопровождался, по воспоминаниям , "вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною перед ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом". Уже в Сибири один из врачей поставил Достоевскому диагноз "падучая" эпилепсия. Такие припадки сопровождали Достоевского до конца жизни. Многие исследователи считают, что эпилепсия также сказалась на его кончине. Самый знаменитый эпилептик в художественном мире Достоевского — князь Мышкин из романа "Идиот". А самый известный свидетель эпилептических припадков Достоевского — его жена Анна. Как пример запись из ее дневника от 13 августа 1867 года: "Ф.
Достоевский на смертном одре", Николай Крамской, 1881 год. Портрет, написанный с усопшего писателя. Или и я враг евреев? Так, по сей день приходится мириться с тем, что он был антисемитом. Многие исследователи предпочитают избегать столь резких формулировок и говорить скорее о проблемном отношении Достоевского к евреям вообще, или о "газетном антисемитизме". Такую "славу" Достоевский обрел по следам публикаций "Дневника писателя" в журнале "Гражданин".
Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его. Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака 1843. Год спустя выходит в свет его первое произведение, "Бедные люди", и сразу для всех становится ясно - появился большой писатель. Но следующая книга, "Двойник", встречает неуспех. После публикации "Белых ночей" он был арестован 1849 в связи с "делом Петрашевского", в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс.
Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю.
Кинг официально приостановил сотрудничество по всем новым контрактам в России. Последним выпущенным в России романом писателя стал «Билли Саммерс», который появился в магазинах 6 апреля 2022 г. Второе место среди наиболее издаваемых авторов заняла Агата Кристи тираж 411 000 , а третье — российская писательница Анна Джейн Анна Потапкина, тираж 294 000 , которой не было в рейтинге год назад. Британская писательница Джоан Роулинг, занявшая год назад первую строчку в списке, выбыла из рейтинга.
Достоевский написал новую книгу
Не будет ли выглядеть крамолой и поведение самого Достоевского, который не донес на своих товарищей-петрашевцев? Во время суда он всячески их защищал. Хотя глубоко страдал, когда при нем ругали Христа, тот же Белинский, тот же Петрашевский, когда в Страстную Пятницу петрашевцы на стол выставляли кулич и крашенные яйца, то есть демонстрировали свое неуважение к православному празднику. Не будет ли сегодня поставлено Достоевскому в вину, что он не донес на них? Не будет ли Достоевский судим вторично? Только в прошлом году, в позапрошлом году прошли суды над Львом Николаевичем Толстым — в Ростове-на-Дону, в Таганроге, в Екатеринбурге — «впаяли» 282-ю статью Уголовного Кодекса РФ за экстремизм, за рецидивизм. Как это возможно — судить столетие спустя величайшего писателя России?! В нашем обществе эти факты не получили ни правовой оценки, ни моральной. Мне кажется, если такая тенденция у нас возобладает, рука сегодняшнего правосудия дотянется и до Достоевского. Ему припомнят, например, что в «Братьях Карамазовых», величайшем романе мировой литературы, показаны и разное христианство, и разная церковность.
Есть церковность «ферапонтовская», темная, о которой позже напишет Сергей Иосифович Фудель и назовет Ферапонта «темным двойником Церкви». И есть христианство светлое, идеальное, о котором тосковал Достоевский. Это была его мечта об идеальном христианине — о старце Зосиме. Что делает Ферапонт? Ругается, неистовствует, требует расправы, призывает гнать всех неверных и нечистых. Старец Зосима — хочет миловать, жалеть, желает мира между силами, которые не в состоянии примириться. Он говорит: «Не ненавидьте атеистов, злоучителей и материалистов». Что мы слышим сегодня? И в этом тоже актуальность Достоевского.
У нас сегодня почему-то востребована агрессия, жажда расправы, жажда репрессий. Я очень много читаю публицистических текстов на православную тему, и чувствую, как в них растет это зло, растет агрессия. Почему-то в них — жажда столкнуться с несогласными, с теми, кто думает не так, как они, чувствуют, не так, как они. Это очень грустно… Кровавый клейстер О Достоевском я пишу уже много лет, каждая моя новая книга о нем, каждый новый поворот развития нашего общества вызывает вопрос: а чем сегодня актуален Достоевский? В связи с романом «Бесы», помню, что мы говорили в девяностых годах о бесах революции, бесах бунта, бесах мятежа. О том, что мы, наконец, от этого избавились, преодолели, наконец, эту бациллу. Мы поняли, что «Бесы» — это история о политическом клейстере, которым хотят помазать революционеров, чтобы они были скреплены одной кровью. Чтобы они составили партийную ячейку, которая затем и вырастет в партию на крови. На крови вырастут все радикальные партии.
Но мне никогда не пришло бы в голову, что придет такое время, когда актуальность Достоевского будет обретаться сферах богохуления. Появилась довольно смешная информация о том, будто затевается суд над сказкой о Буратино. Я сразу почувствовала, что это какая-то подстава, как потом и оказалось. Но — какова тенденция! Какой-то иронический сайт запустил информацию о том, что в Таганроге идет судебный процесс над сказкой «Приключения Буратино», который не тонет в воде, а стало быть, похож на Христа и является на Него пародией. То есть запускается некая информация, как сейчас говорят — фейк. Но люди на него покупаются. Это значит, что такова тенденция: судить и репрессировать литературу. И вот я думаю, богохульство… Скажем, ранний Достоевский был бунтарь и пошел против правительства, в вольнолюбивый кружок, в «разговорное общество».
Но вспомните роман «Подросток». Это уже 1876 год. Один из главных героев — Андрей Петрович Версилов, впадает в бунт и разбивает старинную икону об угол стола. И что с ним делают? На него доносят? Нет, его жалеют, как сумасшедшего, как несчастного, как жалкого. Его хотят привести в ум и в чувство. То есть предлагается совершенно другое отношение к нарушителю, преступившему правила. Очень не хотелось бы, чтобы в нашей стране богословие любви, которое олицетворяет у Достоевского старец Зосима, мной обожаемый персонаж, я его многие проповеди знаю наизусть, уступило место богословию ненависти, которое воплощает старец Ферапонт.
Мне очень жаль, если это два направления русского православия никогда не смогут найти общий язык. Именем Достоевского Сегодня многие публицисты, и церковные, и не церковные, на каждом шагу клянутся именем Достоевского. Достоевский — словно скрижаль. Вот скажешь: «Достоевский — наше все», и, кажется, что ты себя уже заявил как человек, всецело преданный православной культуре, ее правильному направлению. Но мы забываем о том, что «Братья Карамазовы» — вершинный роман мировой и русской литературы — не был с восторгом принят тогдашним духовенством. Старца Зосиму нашли каким-то «не таким», оптинские старцы над ним посмеивались, а замечательный русский философ, умнейший человек Константин Леонтьев, позиционировавший себя тогда, как бы сейчас сказали, православным активистом, осудил Достоевского. Он нашел в нем «розовое» православие, неправильное, неверное. Гениальную «Пушкинскую речь» Леонтьев назвал «космополитической выходкой», ересью. Давайте к этому вернемся, сегодняшние Ферапонты, давайте возбудим судебный процесс?
Если так относиться к территории искусства, к территории литературы, мы лишимся половины, если не больше, наших великих классиков. У нас полностью уйдет М.
Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало. Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак. Жизнь общества, народ, свобода: Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее. Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку. Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь.
А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа, все те же немцы — двухсотлетние учителя наши. Есть глаза, и гляди. Не умеешь здесь взглянуть, так и за границей не выучишься. Если хочешь победить весь мир, победи себя.
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Овладей собою сначала, и увидишь рай... Не безграничная личность, а смирись, подчини себя себе, овладей собою, — что, впрочем, и есть самое сильное проявление личности, и не требуй прав человечества, не то первый позовешь на помощь закон. Да, тем и кончишь.
Когда ты первый их не достоин и первый в этом идеальном обществе производишь диссонанс своей злобой и жадностью наслаждений даром, за которые ничем нравственно не хочешь платить. Добро и зло: Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом. Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли. Искренность: Главное, самому себе не лгите.
Честный человек ничего не должен бояться! Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы. Сколько зла можно устранить откровенностью! Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
В 17 лет Федор Михайлович написал брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать». И он был верен этой идее, этой цели до самого конца. Мережковский скажет: Толстой — тайновидец плоти, Достоевский — тайновидец духа.
Хорошее слово — «тайновидец», но в целом это упрощение, конечно. Его, к слову, прекрасно разобрал Томас Манн. Достоевский — тайновидец человека в целом, его как божественной, так и дьявольской стороны. И он, как великий художник, исследовал ее сам, опустившись на самое дно ада, а после возвысившись.
И да, раз мы уж вспомнили двух гениев, то напомню известную, пусть и весьма спорную фразу: Толстой шел от божественного к дьявольскому, Достоевский — от дьявольского к божественному. Ищущий человек среди заговорщиков. Федор Михайлович жаждет нового мира, жаждет перемен, но вместо зарницы счастья его арестовывают и, по сути, отправляют на верную смерть. И вот — курки взведены, однако казнь отменяется.
Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается. Чтобы получить истину на краю безысходности. Это поможет ему разгадать человека.
В первую очередь русского человека. Но это же вознесет его и во всем мире. Так говорят на Западе, применительно и к культуре, и к политике, да и ко всем сферам. Неслучайно Достоевского штудируют даже в ЦРУ.
Он прочно вошел в массовое сознание после Первой мировой войны. Когда были искалечены не только тела, но и души.
Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе. В Дрездене начат антинигилистический роман «Бесы» 1870—1872. Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа» и его руководителя С. Нечаева, убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Работа над романами постоянно прерывается запойной игрой в рулетку в Баден-Бадене в 1867 г.
В июле 1871 г. Достоевские возвращаются в Россию. С 1872 по 1878 г. В настоящее время там находится Дом-музей Достоевского. В 1873—1874 гг. Достоевский редактировал ультраправый журнал-газету «Гражданин», где начал печатать «Дневник писателя» , который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876 — 1877 гг. Наряду с размышлениями на злободневные темы общественной жизни, литературно-критическими откликами и воспоминаниями в них помещено несколько художественных произведений: «Мальчик у Христа на елке» , «Кроткая» , «Сон смешного человека» и др. В «Дневнике писателя» опубликована и речь о Пушкине , прочитанная на пушкинском празднике 1880 г. В ней Достоевский выдвинул концепцию «всемирной отзывчивости» как главной характеристики творчества величайшего национального поэта России.
Последними крупными произведениями Достоевского стали романы «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879—1880. История Карамазовых, как писал автор, — это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России». Сейчас там располагается Литературно-мемориальный музей Достоевского. Достоевский говорил о себе: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». У Достоевского был, по выражению Н. Михайловского, «жестокий талант»: его мир — это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых».
Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство роман «Бесы» : в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» — отцеубийство. Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека — Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто. Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий — человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира это мир зла, а не добра и христианскую этику она противоречит человеческому разуму.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Полка Достоевского. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости.
Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие
Его необходимо охранять в исследовательских целях, и оно должно быть доступно как можно большему числу людей. Это фундаментальная часть нашей общей истории». Архив писателя Хранительницей документального наследия Ф. Достоевского была его жена А. Часть рукописей она передала на хранение в сейф Государственного банка, а еще одну часть — в Исторический музей, где в одной из комнат трудами Анны Григорьевны был создан музей писателя.
А документы из Исторического музея в 1929 году поступили в научно-исследовательский отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В 1939 году коллекция пополнилась архивными документами из упраздненного мемориального музея писателя при Мариинской больнице на улице Божедомке. Комплект документов продолжал пополняться до 1975 года за счет рукописей от частных лиц. Принцип разграничения на книжки и тетради был сформулирован еще советским литературоведом В.
Нечаевой: «Записными книжками называют три рукописи карманного формата в обложках, в которых Достоевский, постоянно имея их при себе, делал беглые записи на самые разнообразные темы, иногда карандашом в пути, на ходу, неровным почерком. В них преобладают записи для памяти и совсем краткие, отрывочные записи для литературных произведений. Среди документов, включенных в программу «Память мира», есть совершенно уникальные. Например, Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей святых апостолов Петра и Павла.
На 148-м листе имеется запись о рождении писателя: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор».
Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.
Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года.
Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем.
Это фундаментальная часть нашей общей истории». Архив писателя Хранительницей документального наследия Ф. Достоевского была его жена А. Часть рукописей она передала на хранение в сейф Государственного банка, а еще одну часть — в Исторический музей, где в одной из комнат трудами Анны Григорьевны был создан музей писателя. А документы из Исторического музея в 1929 году поступили в научно-исследовательский отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В 1939 году коллекция пополнилась архивными документами из упраздненного мемориального музея писателя при Мариинской больнице на улице Божедомке. Комплект документов продолжал пополняться до 1975 года за счет рукописей от частных лиц. Принцип разграничения на книжки и тетради был сформулирован еще советским литературоведом В. Нечаевой: «Записными книжками называют три рукописи карманного формата в обложках, в которых Достоевский, постоянно имея их при себе, делал беглые записи на самые разнообразные темы, иногда карандашом в пути, на ходу, неровным почерком. В них преобладают записи для памяти и совсем краткие, отрывочные записи для литературных произведений. Среди документов, включенных в программу «Память мира», есть совершенно уникальные. Например, Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей святых апостолов Петра и Павла. На 148-м листе имеется запись о рождении писателя: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Письма 1841—1843 годов относятся к самому началу творческого пути писателя, и в них уже читается его авторское кредо.
Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». У Достоевского был, по выражению Н. Михайловского, «жестокий талант»: его мир — это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство роман «Бесы» : в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» — отцеубийство. Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека — Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто. Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий — человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира это мир зла, а не добра и христианскую этику она противоречит человеческому разуму. В легенде о великом инквизиторе, являющейся философской кульминацией романа, Иван рисует картину современного мира, который предался власти дьявола и отверг Христа, утратив веру в него, но прикрываясь при этом Его именем. Персонажам, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет «кротких» героев, обладающих добрым сердцем, наделенным тонкой душевной интуицией. Фактическим убийцей отца семейства Федора Карамазова является его незаконнорожденный сын, лакей Смердяков — вульгарный «двойник» Ивана. Но, как показывает читателю Достоевский, нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых. Оба они хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца и желали его смерти. Иван был непосредственным вдохновителем Смердякова: утверждениями, что «умному человеку» «все позволено», он заронил в голову Смердякова мысль о преступлении и дал молчаливое согласие на убийство. Достоевский создал особую разновидность романной поэтики, которую охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Вместе с тем динамичность композиции, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность слога, психопаталогические, сновиденческие и фантастические мотивы лишь подчеркивают и оттеняют идеологическое противостояние героев. Бахтин разработал получившую широкое признание концепцию «полифонизма» романов Достоевского: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского» М. Проблемы поэтики Достоевского. Достоевский — создатель идеологического романа, в котором развитие сюжета определяется главным образом борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощенных в характерах персонажей. Этим и объясняется мощное воздействие Достоевского не только на художественную культуру, но и на философскую и эстетическую мысль XX столетия. Противоречивость творчества Достоевского определила прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Русские символисты выделяли в его творчестве иррациональные и патологические элементы. Немецкие экспрессионисты учились у Достоевского заостренному драматизму и психологизму. Русские религиозные философы считали его христианским вероучителем В. Розанов, Д. Мережковский, Н. Французские экзистенциалисты Ж.
Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского
Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал.
Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы».
Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г.
В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С.
Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А.
Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В.
Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г.
Писателя интересовали и темы, связанные с Крымской войной и Крымом, хотя сам он на полуострове не бывал», — написал политик. По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России. Так и многие современные российские либералы ненавидят Крымскую весну и выбор крымчан, желают поражения народу Донбасса, отметил Аксёнов.
В Японии — во многом благодаря экранизации «Идиота», которую поставил Акира Куросава, перенеся действие из России в послевоенную Японию. М» внук Эраста Фандорина пытается найти неизвестный вариант рукописи романа Достоевского «Преступление и наказание». По мнению автора Леонида Баранова, это отражает неустойчивость жизни писателя. Эта глупость, как, впрочем, все глупости, пользовалась громадным успехом в Петербурге. Студенты, только что восхищавшиеся Достоевским, как один, отвернулись от него», — вспоминала дочь Достоевского. Перед смертью он отдал его сыну Федору. Эти же строки были эпиграфом к «Братьям Карамазовым». Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером... Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делают его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Он был одним из тех, кто оставил неизгладимый след», — говорил американский романист. Ломоносова И. Волгин создал Фонд Достоевского для изучения жизни и творчества классика. Книга занимает 29-е место в списке.
Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица)
В разделе «О жизни и творчестве Ф. Достоевского» можно ознакомиться с биографическими материалами - в частности, с архивным документом «Дело по ходатайству отставного подпоручика Фёдора Достоевского об увольнении его за границу», в котором содержится переписка по поводу разрешения Достоевскому выехать на лечение. В раздел включены воспоминания Анны Григорьевны Достоевской, жены и соратника Ф. Достоевского, и Андрея Михайловича Достоевского, младшего брата писателя. Кроме того, в разделе можно увидеть дарственную надпись Ф. Достоевскому на титульном листе книги обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева, которого связывала с писателем многолетняя дружба. Комплексное исследование рукописей Ф.
Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился.
Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план». Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась. Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин».
В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых». Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса. И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными. Но в 1925 году вдруг обмолвился, что в таланте Достоевского «было что-то пророческое». Поэтому не стоит удивляться, что в 1935 году, когда в последнем негосударственном издательстве СССР «Academia» было подготовлено двухтомное комментированное издание «Бесов», Горький, назвав «Бесов» «самым удачным произведением Достоевского», в печати горячо высказался за его публикацию. Трудно сказать, был ли писатель искренен в своем высказывании, или это был тактический ход, но Горький обосновывал свою позицию тем, что «врага надо знать, надо знать его идеологию по книге, в которой идеология эта дана в образах ярко и картинно». Это, однако, был последний год жизни писателя: он был уже очень слаб для борьбы. Горького», где «отбрил» своего оппонента репликой: «Этак вы потребуете, чтобы мы и нынешних белогвардейцев печатали!
Задуманный издательством «Academia» двухтомник «Бесов» стал единственной попыткой выпустить роман Достоевского отдельным изданием.
Ведь оно свидетельствует о прямо противоположном — о научной недобросовестности. Авторский дух — это прежде всего целостность, а значит все письменные документы автора надлежит интерпретировать в их связи между собой. Это ведет к очень простому выводу: «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы» написал один и тот же человек. И у этого одного и того же человека прекрасно укладывались в голове и «шовинизм», и «гуманизм». Более того, Достоевский — писатель великой саморефлексии, это понятно каждому, кто хотя бы немного знаком с его рабочими тетрадями. И едва ли писатель мог позволить себе впасть в столь серьёзное и очевидное противоречие.
Куда вероятней предположить, что против истины грешит не он, а грешим мы, подбирая неадекватные концепции и термины для описания его наследия. И что нет у него ни шовинизма, ни гуманизма, а есть что-то другое. Возможно, только возможно, что это другое — искренний поиск христианской правды. Нет пророка в своем отечестве Однако и мы, русские, тоже повинны в подобной «контекстуализации» Достоевского. Если западным коллегам писатель нужен только как гуманист, то нам — как националист и великодержавец. Это тоже было понятно довольно давно, если, например, послушать, как трактуют Достоевского отечественные авторы государственнического толка. Вот ровно так же, как его трактует и североамериканское общество, лишь переставляя местами акценты: панславист — хорошо, гуманист — ну ладно, потерпим.
Лишнее подтверждение тому -- злополучный случай с «отменой» Достоевского в Миланском университете. Вы наверняка читали эту новость в телеграм-каналах, но едва ли вам попадалось её продолжение: после критики со стороны итальянской общественности курс восстановили, причем в тот же день. Один из корпусов Миланского университета Бикокка.
Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" 1969. Фото: Киностудия им. Горького Да, Чубайс погорячился... Хотя если говорить о бедных и не бедных, то Федора Михайловича, конечно, нельзя заподозрить в роскошной жизни. Труженик был невероятный, а получал от Каткова гонорары меньше, чем Тургенев и Толстой, при этом выплачивал долги умершего брата, которые взял на себя. Зато Тургенев и Толстой были помещиками и явно не бедствовали.
Горький снимал виллы на Капри и в Сорренто, а его особняк в Москве и сегодня поражает своей архитектурной роскошью. Да и у Чехова было имение в Мелихово и две дачи в Крыму. Но это отдельная тема. У меня вот какой вопрос. Достоевский назвал пушкинскую Татьяну Ларину "апофеозом русской женщины". Она выходит замуж за пожилого генерала, продолжает любить Онегина, но она "другому отдана" и будет "век ему верна". В контексте современной гендерной революции это звучит архиархаично. Что значит "отдана"?! Она - вещь, раба?
Думаю, феминистки сегодня подали бы на него в суд "за оскорбление чести и достоинства". Людмила Сараскина: Между "Она отдана" и "Я отдана" лежит пропасть. Достоевский, обладая абсолютным слухом, оценил двойное "Я" как непреложный факт, что Татьяна выражает свою свободную волю, свой выбор. Вчуже его можно принимать или отвергать, уважать или презирать. Можно желать ей соединиться с Онегиным, бежать в Италию и стать Анной Карениной со всеми последствиями, включая поезд. Но героиня Пушкина выбрала иной путь - и, к счастью, гендерная революция пока не вмешивается в право замужней дамы на жизнь без адюльтера. Феминистки как личности, уважающие чужую свободу, должны принять это обстоятельство во внимание и сосредоточиться на себе. Какие мифы о Достоевском самые вредные и опасные? Людмила Сараскина: Самые опасные и зловредные мифы - это те, что основываются на заведомой лжи, на клеветническом вымысле, сочиненном ради громкого скандала, "идейного" или "клубничного".
Едва Достоевский ступил на первую ступеньку литературного поприща, как узнал, что уязвим и беззащитен против собратьев по перу - народа немилосердного и бессердечного. Недавние друзья и единомышленники, лучшие люди из тех, кого он знал и любил, объединились и составили злые, наспех сделанные вирши, больно язвившие товарища. Клеветы преследовали его всю жизнь и не утихли после кончины - напротив, уход писателя развязал руки "доброжелателям". Что можно было сделать хуже для памяти только что ушедшего гения, чем письмо Николая Страхова, адресованное Льву Толстому, в котором автор "решается наконец открыть глаза" и "сказать всю правду" про великана покойного великану живущему! Страхов прекрасно понимал, что рано или поздно эпистолярное наследие Толстого станет известно всему миру, клевета обретет статус документа, и с Достоевским будет покончено раз и навсегда. К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе. Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях.
Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018. Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется. Но был один замысел.
Федор Михайлович Достоевский
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь - | Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. А. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. |
200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом" - МК | Выставка создавалась к 150-летию выхода в свет отдельным изданием романа «Бесы» и была открыта сначала в Белгороде, затем успешно экспонировалась в музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. |
Достоевский и сегодня читается как злободневная публицистика, заявил Аксёнов | Бицилли П.М. Почему Достоевский не написал "Жития великого грешника" [1932] 14k Публицистика, Критика. |
Последние издания книг Фёдора Михайловича Достоевского | Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней. |
Достоевский и сегодня читается как злободневная публицистика, заявил Аксёнов | По данным Юнеско Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. |
Когда закончится Достоевский?
«Истории о Достоевском» в Некрополе мастеров искусств. Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Достоевский: семья и ранние годы.
Неудобный Достоевский
Он, как никто другой, исследовал экзистенциальные бездны, в которых пребывает современный человек, как никто другой, сумел показать, что и там с кроткой любовью ждет человека Христос. Книги, статьи, лекции, фильмы и тв-программы о Достоевском. 11 ноября 2021 года исполнится 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского – одного из самый известных русских писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу. Автобиографичное произведение Достоевский написал после четырёхлетней ссылки в Омске. И то, что молодой, двадцатисемилетний Достоевский, написавший роман «Бедные люди», читал Письмо Белинского с волнением, с горящими глазами. Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!". его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы.