Сатира в произведениях Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но сильно её влияние на лирику ( «На выздоровление Лукулла» и др. В одном сатирическом произведении можно найти различные стилистические приемы. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества. Признаки сатирических произведений. В России сатиру принято противопоставлять юмору.
Основные черты сатирического произведения
- Сатира в произведениях русских классиков
- Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя
- Сатирические приемы и их особенности
- Особенности жанра
Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие
Что такое сатирическое произведение: особенности и примеры | Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. |
Что означает сатирическое произведение | Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. |
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует? | Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, который смешивает в себе юмор, иронию и социальную критику. |
Что значит сатира в литературе? - IT-ликбез | Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). |
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. это один из видов литературы, который отличается особым юмором и критическим взглядом на окружающую действительность. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, который смешивает в себе юмор, иронию и социальную критику. сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
Сочинение Нужны ли сатирические произведения?
Что значит сатира в литературе? | Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. |
Что такое сатирическое произведение: особенности и примеры | Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. |
Писатель-сатирик, зачем ты нам?
В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск.
Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм
Сатирические произведения примеры. Смысл слова сатира. Сатир в литературе определение. Сатира и юмор примеры в литературе. Юмор это в литературе.
Юмор это в литературе определение. Что такое юмор в литературе кратко. Комическое и сатирическое в литературе. Виды комического.
Понятие юмор и сатира. Сатирический и юмористический. Юмор определение. Сатиричный это.
Сатира определение. Определение юмора и сатиры. Юмор в литературе примеры. Что такое юмор в литературе 5 класс.
Примеры сатиры в литературе. Понятие юмор и сатира в литературе. Сатира сочинение. Сатирические приемы.
Приемы сатиры в литературе. Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина. Сатирические приемы в произведении Салтыкова Щедрина. Юмористические рассказы.
Сатирическая сказка. Авторская сатирическая сказка это. Сатирические сказки короткие. Комическое виды комического.
Виды сатиры. Сатира это вид комического. Термин юмор в литературе. Виды юмора в литературе.
Юмор определение в литературе 5 класс. Виды смеха в литературе. Сатира и юмор.
Искажения и преувеличения: Сатира может представлять реальные людей и события в карикатурной форме, чтобы показать их недостатки и ошибки. Гротеск: Прием гротеска заключается в преувеличении некоторых аспектов, делая их экстремальными или комичными — это позволяет автору сатирического произведения вызвать у читателей смех и недоверие.
Маскировка: Авторы сатирических текстов могут использовать вымышленные или аллегорические персонажи и события для передачи своих сообщений. Это позволяет им критиковать реальных людей и явления без прямой конфронтации. Примеры В русской литературе существует множество известных сатирических произведений. Одним из наиболее известных примеров является «Мертвые души» Николая Гоголя. В этом романе Гоголь исмеивает жадность и коррупцию помещиков, создавая гротескных и нелепых персонажей.
Еще одним примером является повесть «Вишневый сад» Антона Чехова, в которой автор сатирических произведений осмеивает упрощенные взгляды некоторых членов общества на экономику и социальные отношения. Заключение Сатирическое произведение — это литературный жанр, который использует сатирические приемы и стили для исмеивания негативных явлений в обществе.
Сочинение по литературе на тему: Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов Read More...... Простакова представлена как властная Необразованная русская баба.
Недоросль — подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе Read More...... Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля — Митрофанушки, Read More......
Одной из центральных проблем было воспитание. В то время в России была идея просвященной монархии. Вторая проблема — это жестокое обращение с крепостными крестьянами. Крепостное право подвергалось резкому осуждению. В Read More......
Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Комедия Д. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое.
В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, Read More...... Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. Обличение зла и несправедливости средствами искусства - древнейшая традиция, человечеством на этом пути накоплен огромный опыт. Сделать смешным дурное и плохое - значит обесценить, снизить его, побудить в людях желание избавиться от отрицательных черт. Сатирическая литература, как никакая другая, обладает сильным воспитательным воздействием, хотя, конечно, далеко не всем нравится узнавать себя в героях сатирической комедии или басни.
Всякое сатирическое произведение: басня, комедия, сказка, роман, - обладает рядом специфических особенностей, которые присущи только им. Во-первых, это очень большая степень условности изображаемого, пропорции реального мира в сатирическом произведении смещены и искажены, сатирик сознательно сосредоточен только на отрицательных сторонах действительности, которые предстают в произведении в гипертрофированном, часто фантастическом, виде. Помните признание Гоголя о том, что в «Ревизоре» писатель «хотел собрать все дурное в России и разом посмеяться над всем». Но это, по признанию писателя, «видный миру смех» сквозь «незримые, неведомые ему слезы», сатирик оплакивает погибший идеал человека в своих карикатурных, часто отталкивающих героях.
Если отмотать время вспять и представить образ писателя-сатирика, то стоит отметить их роль в жизни окружающих. Они — обличители и правдолюбы. Завуалировав образами, авторы писали о том, о чём нельзя, не боясь даже кары закона. Что это за человек становится понятно, но какова его роль в нашей жизни? Сознательное искажение реальности, особый взгляд на действительность, а персонажи — содержательные фигуры, которые словно зеркало, отражают пороки — всё это характерно для жанра сатиры. Что ещё особенного?
Здесь многие выделают уникальные черты — негативная оценка действительности и использование литературных приёмов — гротеск и гипербола. Русские сатирики за образец брали образы, созданные ещё раньше древнегреческими писателями. Позже, самым ярким примером и мотиватором для остальных становится И. До него ещё никто так не пытался так тонко и грамотно создать сатирических образ дворянства и их быта. После, многие писатели стали обращаться к жанру, а газеты и журналы просто пестрили комедиями, баснями и памфлетами, которые показывали реальность пол другим углом. С началом Золотого XIX века русской литературы сатира выходит на новый уровень: теперь смех становится по-настоящему грозным орудием, нацеленным не исключительно в «изъяны» людей, но и в политическую сферу, императора и приспешников. Пьеса Н. Гоголя «Ревизор» получила «отражение» в сердцах у народа и очевидное негодование у императора и его приближенных.
Писатели-сатирики и их роль в обществе
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей. Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках. Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения. Получается, что сатира — это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству. Жанры сатиры Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И. Крылова, сатирические стихи Г. Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко, Саша Черный А.
Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых. На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения. В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь. Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом. Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т. У «голенького», по каким бы причинам он не обнищал, — «земля пуста и травою поросла», «дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы право божимся, что и сами не етчи ложимся»; его одолели «нагота и босота», одежда его — «балахонишко в полденьги», «лаптишки», «платье худое, и то чужое», «феризи рогоженные», «завязки мочалные», и т. Так сатира XVII в. Сатира распространила это изображение «стражущих тружающихся» и на различные слои трудового населения города-посада. И и этом отпошении сатира XVII в. Внутренний мир героев раскрывается в сатире в речевых характеристиках. Как уже отмечено выше, авторы сатир очень мало вмешиваются в рассказ. Не только мысли и настроения действующих лиц, но и самые события выясняются из собственных речей героев. Монолог или диалог своим содержанием и интонацией определяет и облик самого героя, и его отношение к окружающим, и авторскую оценку всего изображаемого. Забыв об обещанном прощении грехов, лисица уже не скрывает настоящих своих намерений: «А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». Так автор наглядным образом представляет лицемерие, корыстолюбие духовенства. В монологе «голого» гневные интонации, когда он вспоминает о разорившем его «богатом мужике» и грозит тому «бедой», «дубиной», сменяются горько-ироническими размышлениями над своим безвыходным положением, и не случайно именно в этой части монолог полон народных пословиц о бедняке, грустно иронизирующем над своей судьбой. На частой смене интонаций, а соответственно и лексики, строится речь в «Службе кабаку», то вкладываемая в уста пьяницы, то ведущаяся от лица самого автора: гнев, презрение, сожаление, горькая ирония чередуются в этих речах, направленных к одной цели — осудить всеми средствами «шалной кабак», несущий народу «обнажение велие». Гротеск и преувеличение, проникающие в речи героев, лишь помогают острее выразить замысел, подчеркнуть самое характерное в нем. Вот почему калязинские монахи, в образе которых автор хотел осудить прежде всего распущенность нравов в монастырском быту, гротескно изображают именно строгую жизнь по монастырскому уставу, а описанию своей веселой пьяной жизни придают идиллическую окраску. Преувеличение есть в обоих картинах, но его тональность разная. Однако и за той и за другой картиной чувствуется ироническая оценка самого автора, который, осуждая нарушителей монастырского устава, не слишком, видимо, почтительно относился к нему и сам. Закономерно для времени возникновения старших русских сатир то, что, осуждая определенные явления общественной жизни, они еще не могут подсказать своим героям путей выхода из их тяжелого положения. Ни обнищавший через кабак пьяница, которого клянет голодающая семья, ни обездоленный богачами «голый», ни бедняк, идущий к судье Шемяке, не знают, чем помочь себе. Стихийные выступления трудового народа против феодально-крепостнического строя в XVII в. Поэтому понятно, что и в литературе осуждение отрицательпых сторон жизни не сопровождалось еще четким осознанием того, каким путем устранить эти отрицательные явления, в чем подлинные причины страданий угнетенных масс. В господствующей в стиле сатирических произведений общенародной языковой основе отчетливо выделяются отобранные с разными идейно-художественными целями, выполняющие разные функции слова, фразеологические сочетания и синтаксические конструкции — то официально-делового документального стиля, когда, например, воспроизводится внешняя форма судебного процесса «Судное дело Леща с Ершом», «Повесть о Шемякином суде» или челобитной «Калязинская челобитная» ; то стиля церковной службы или религиозно-дидактических жанров «Служба кабаку», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о попе Саве», «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о бражнике» ; то эпистолярного стиля, в виде традиционных формул разного типа «посланий», закрепленных в «формулярниках», «письмовниках» «Послание дворительное» ; то учебно-дидактической «Азбука о голом» или естественнонаучной «Лечебник на иноземцев» формы изложения; то стиля закрепленных обычаем бытовых договорных «документов» «Роспись приданого». Выразительные средства общенародного языка широко входят в стиль сатирических произведений также в том виде, какой они приобрели к XVII в. Используя элементы той или иной системы словесного выражения, сатира XVII в. Фразеология челобитной, вложенная в уста пьянствующих монахов, подчеркивает комизм положения жалобщиков; в «Послании дворительном недругу» элементы эпистолярной фразеологии подчеркивают оценку адресата, противоположную той, какую давали «послания любительные другу» в «формулярниках» , и т. Обилие эпитетов, в большей части метафорических, которыми в «Службе кабаку» наделяется кабак, славянизированный облик самой фонетики и морфологии языка постоянна напоминают о контрастирующем сопоставлении пьяницы и мученика, усиливая тем самым сатирическую остроту произведения. Фразеология церковного акафиста, перенесенная в перечень проступков попа Савы, своим несоответствием теме подчеркивает насмешку над провинившимся и сидящим «на цепи» «в патриаршей хлебне» попом: начальные «радуйся», осудительные эпитеты, в противоположность акафисту-прославлению напоминающие не о заслугах, а о предосудительном поведении «шелного», «дурного», «глупого» попа, выполняют здесь далекую от церковной формы функцию. Но сатира умеет применять разнообразные системы словесного выражения не только для создания контрастирующего эффекта комических положений. Эти системы выполняют в ней и свое прямое назначение. Так, например, в «Повести о куре и лисице» славянизированная речь, уснащенная церковной фразеологией, характеризует «преподобную матерь лисицу», когда она, в первой части рассказа, является под видом благочестивой, смиренной «исповедницы». Но эта речь резко сменяется выразительным живым языком, пересыпанным пословицами и поговорками, как только маска становится ненужной и лиса предстает в своем подлинном облике жадного, хитрого зверя. Смена словесных систем вытекает из сатирического замысла образа. Так и в «Повести о бражнике» сама необычная обстановка, в какой развивается действие у «врат божьих» , побуждает автора придать рассказу некоторый налет торжественности, и в его языке появляются книжные формы «хощу», «врата», «бысть», «глас» и т. Однако весь строй рассказа в виде коротких предложений, насыщение диалога интонациями разговорной речи «Ты, господине, кто? Любо ты, господине, слово свое из еуангелия вырежешь или руки своея из еуангелия отпишися», «И яз от врат не отиду», и т. Это преобладание стихии живого языка, притом с интонациями живого диалога, соответствует цели рассказа — снизить мнимую недосягаемость церковных авторитетов, поставить их рядом с простым бражником. Самые существенные стороны содержания сатиры раскрываются иногда постоянным повторением одних и тех же или равнозначных им выражений. Так, например, основные мотивы «Службы кабаку» влекут за собой насыщение всего произведения соответствующей лексикой. Главное зло кабака, в изображении автора, в том, что он обирает людей «до нага». Эта тема определяет повторяющуюся на протяжении всей «службы» лексику: «нагота», «до нага», «наг», «гол», «голый», «обнажение велие», «на ризы пропивание», «ни едины я ризы в дому оставити», «босота», «дом потешен голодом из на вешан», «дом пустеет», «глад и наготу», «голое сиротство», «несытая утроба», «до нага пропитися». Подобными напоминаниями о судьбе посетителей кабака автор смело раскрывает сущность этого предприятия феодально-крепостнического государства. Второй мотив — кабак учит воровать — также отражен идущей через весь текст лексикой: «облупити», «поминают сына на воровстве», «вора смиряти», «на воровстве уловлен», «скончавшуся ему от воровства», «насилством отнимати», «у пьяных мошны холостит», «все вычистили», «безмерное воровство», «бражника вором назовут крепким», «изучился красти», «не токмо покинулся воровати, но и сущих с ним научая красти и разбивати», «ограбим», «грабим», «век около корчмы воры держатца», «воры неподобные, великие, головные», «поворуем»; «житие» пьяниц описывает, как они «обидяще чюжие дома привирающе, дабы нечто украсти», и т. Наконец, третий мотив, как бы заканчивающий описание вреда, наносимого кабацким пьянством, — мотив наказания пропойц — выражается также частыми повторениями описаний этих наказаний: вот пьяниц «бьют по хребту», они «наги по торгу биени будут», на них «бесчестие правят»; люди «бити» вора «сотвориша», он «прутье терпит», в «тюрму вселился еси и тамо мзду трудов своих прием, ожерелье в три молоты стегано и перстен бурмитской на обе руки, и нозе свои во кладе утверди», — грустно иронизирует автор. Кабак дает «жалованье» «по всему хребту плети»: «Иным даеш ожерелья нашего в три молоты сажено, а иному даеш зарукавья железные, а крылошан и старцев жалуеш темною темницею и кормиш их с похмелья сущьем с гряд или их даришь осетриною вязовою по всему хребту». Воры-пьяницы, как иронически замечает автор, сами молят «бити их кнутьем и в тюрму сажати их», они сами знают, что за воровство «кнутьем по торгу увяземся и оттуде и в тюрму», и т. Обилие бытовых деталей обстановки, в которой живут выведенные в сатирических произведениях XVII в. Но для изображения жизни обездоленных в условиях феодально-крепостнического строя героев в сатире используется и грустно-ироническая фразеология народнопоэтических описаний судьбы бедняка. Из богатого источника народной поэзии происходит меткость определений, афористичность языка, ритмичность стиля сатиры. Обращает на себя внимание то, что в языке многих сатир XVII в. Безусловно в XVII в.
Люди, страдающие графоманией, при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей, пишут в огромном количестве бессмысленные и банальные по содержанию тексты, которые с упорством маньяков продвигают на различных литературных порталах, участвуя в рейтингах и всевозможных дискуссиях, потому что жить без этого просто не могут. Графомания часто встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гиперманиакальном состояних, и при других психических расстройствах, а также у людей с ярко выраженным комплексом неполноценности, когда любой ценой необходимо выделиться из толпы, чтобы получить одобрение, поддержку и, таким образом, самоутвердиться. Яркие примеры графомании можно наблюдать на этом сайте. Здесь графоманов великое множество. И это, действительно, больные люди с медицинской точки зрения, поскольку реально озабочены только одним - рейтингом продвижения своего "творчества". Кто-то из них не спит ночами, потому что пишет так называемые рецензии в количестве 100-200 штук в день в надежде получить ответный отклик. Причём, в этих рецензиях пишется любая чушь, потому что реально прочитать такое количество текстов и написать на них соответствующий, даже очень короткий отклик, просто невозможно по причине нехватки времени.
Сатира определение в литературе
Юмор — это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора — через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А.
Чехов, В. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И.
Основа иронии — ощущение превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит. Сарказм — это едкая издевка, отправная точка которой — негодование, возмущение.
Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе.
Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания. Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи.
Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса. Известный образ "мещанина во дворянстве" дополняется целым рядом подобных образов у этого автора "Смешные жеманницы", "Жорж Данден" и построен таким образом, что является смешным при всех своих недостатках, но не отрицательным. В этом же плане дан у Бомарше Фигаро. Таков Фонвизин, стремившийся выдвинуть культурное, европеизированное дворянство на место невежественного патриархального.
Сатира как острая социальная насмешка встречается в фольклоре разных народов. На Руси пороки общества и отдельных людей высмеивали скоморохи, народный театр, а позднее — лубок. С XVII века начала формироваться так называемая смеховая литература.
Авторы сатирических произведений того времени во многом подражали скоморохам. И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить: Ерема в мошну, Фома в калиту, у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего. Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее.
Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта, на которого направлена критика. Скорее всего, я бы не обратила внимание на исполненный ненависти "стишок", который накорябала вчера автор Сибирячка Лида, поскольку предпочитаю читать произведения авторов, которые пишут хорошие стихи, а не дешёвые вирши, и уж тем более откровенную пошлость и хамство, прикрывая это словом - "шуточные стихи", если бы речь не шла о человеке, которого я уважаю за его умение говорить правду, невзирая на лица, и ещё потому, что этот человек - офицер, а в произведении была затронута именно офицерская честь.
Не хочется проводить ликбез для малограмотных и некультурных граждан, которые в довольно большом количестве представлены на этом сайте, потому что это бесполезно - они глухи и слепы в своём невежестве, и собрались здесь по двум основным причинам: 1. От скуки, так как дома делать нечего, ведь большинство - пенсионеры, и общения по разным причинам не хватает. Но есть накопившиеся эмоции, в основном, негативные, которые необходимо выплеснуть, а интернет для этих целей - самое подходящее место - говори что хочешь, любую глупость, всегда найдётся тот, кто тебя поддержит даже в самых нелепых начинаниях. Потому что все эти люди страдают психическим расстройством - графоманией. Графомания - это патологическое стремление к многописательству и продвижению своего "творчества" в массовую культуру.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя.
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
сатира — сатира ж. 1. Произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток (в литературе классицизма). В самом деле, достаточно припомнить и сравнить известные нам сатирические произведения, чтобы убедиться, что «свой» предмет у сатиры есть: это отрицательное в жизни, омертвевшее, косное; это людские пороки и недостатки; это существующее в мире зло. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности.
Писатели-сатирики и их роль в обществе
Карикатура и сатирическая детализация. Сатирические произведения часто используют карикатуры и сатирическую детализацию, чтобы преувеличить искаженные черты характеров, поведения или внешности персонажей. Это позволяет усилить комический эффект искусственного искажения реальности. Критика и разоблачение. Сатирическое произведение открыто критикует и разоблачает негативные аспекты общества, политики, религии и других сфер жизни. Внимательный читатель может увидеть скрытые истинные причины и последствия, которые скрываются за поверхностными явлениями.
Социальная значимость. Сатирическое произведение всегда имеет социальную значимость, так как оно отражает недостатки и проблемы общества, стремится воздействовать на сознание людей и привлечь их к обсуждению и улучшению текущей ситуации. Примеры известных сатирических произведений: «Гоголь. Мертвые души» — Николай Гоголь «Большие надежды» — Чарльз Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста» — Чарльз Диккенс «1984» — Джордж Оруэлл «Собачье сердце» — Михаил Булгаков Эти произведения являются классическими примерами сатирической литературы, которые с помощью иронии, сарказма и карикатуры поднимают важные вопросы и цинично освещают жизнь и общество. Основные черты сатирического произведения Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм.
Основное средство выражения сатиры — это ирония и сарказм, которые позволяют автору насмешиться над отдельными явлениями, личностями или ценностями. Автор использует острые и насмешливые высказывания, чтобы подчеркнуть негативные черты объекта высмеивания. Критика и высмеивание. Сатирическое произведение является средством критики общества или политических, социальных, культурных явлений. Через сатиру автор выражает свое негодование по отношению к различным аспектам жизни.
Сатира способна легко адаптироваться к любому времени и месту. Она может быть актуальной и понятной как в настоящем, так и в прошлом. Обобщение и упрощение образов. Чтобы выразить свою мысль и передать посыл сатиры, автор сокращает и упрощает образы. Это позволяет его аудитории легко понять авторскую иронию и насмешку.
Деловитая форма. Чаще всего сатирическое произведение имеет легкую или даже почти юмористическую форму. Сатирический текст может быть представлен в виде рассказа, стихотворения, комедийного диалога и т. Примеры сатирических произведений в руской литературе: Повести Н. Гоголя «Шинель» и «Ревизор».
Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени».
Видео: Сатирическая поэзия Ювенала. Последнее изменение: 2024-01-10 06:42 Сатирическое стихотворение — это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения. Как называются сатирические стихи?
Сатирическую поэзию лучше всего рассматривать как часть поэтического континуума.
Классика жанра — война «остроконечников» и «тупоконечников» на тему «с какого конца разбивать яйцо», явно пародирующая католиков и протестантов. Но это — самый известный прикол в тетралогии. Было много других. В первой части Свифт поиздевался и над антишпионской истерией, и над кабальной послевоенной дипломатией и, особенно явно, над королевским двором. Чего стоят только спортивные состязания, по итогам которых должности достаются лучшим прыгунам и пролазам. Во второй книге автор ещё более тонко подшучивает над нравами королевского двора включая половые пристрастия его женской части и лично над привычками короля Георга. В третьей декан копнул глубже всего. Политический террор, государственное управление на местах, мракобесная наука и куча других прелестей в наличии.
Трибниа, она же Лангден того времени, что вы хотели… Книга четвёртая — вовсе эталонное « На тебе! Эдгар По писал и в этом жанре. Станислав Лем — все произведения про И. Тихого, проф. Тарантогу, «Кибериада» и «Сказки роботов» являются большим набором сатиры в адрес практически всего на свете. Самый, пожалуй, характерный случай — путешествие на Землю.
Сатира как острая социальная насмешка встречается в фольклоре разных народов. На Руси пороки общества и отдельных людей высмеивали скоморохи, народный театр, а позднее — лубок. С XVII века начала формироваться так называемая смеховая литература.
Авторы сатирических произведений того времени во многом подражали скоморохам. И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить: Ерема в мошну, Фома в калиту, у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего. Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее.