Тайны древнерусского календаря ч.2. Славянский календарь — пост пикабушника hammurapi1600.
Новый год. Древнерусская версия
Это даёт некоторым исследователям основания предполагать существование у восточных славян лунно-солнечного календаря [23, с. Вероятно это имеет ввиду Хренов, говоря о начале нового года у на Руси до Х в. Всё вышесказанное позволяет сделать некоторые предварительные выводы. По-видимому, у славян сменилось несколько типов календарей: лунный, лунно-солнечный, солнечный. Поэтому языческие праздники, имевшие лунно-солнечную привязку Великдень-новый год, Навий Великдень, Семик, Летние Русалии , были подвижными. Видимо этим следует объяснять то, как языческие празднества вписались в церковный пасхальный цикл. При этом мнение Л. Клейна о позднем возникновении Масленицы и отсутствии таковой у белорусов и украинцев [22, с. Этот праздник лишь имел другое название: в Белоруссии — Комоедицы [34, с. Поскольку названия месяцев отражали явления природы или сезонной хозяйственной деятельности человека, то в различных местностях Руси названия месяцев разнились. Ещё большую разницу мы видим при охвате всех славянских названий месяцев [12; 38, с.
Такие письменные источники, как «Повесть временных лет» 1113 г. Хренову и И. Голубу сделать реконструкцию древнерусских названий месяцев [45, с. Эти названия и порядок их следования несколько отличаются от реконструкции Б. Рыбакова [34, с. Сравнительная таблица древнерусских и современных восточнославянских названий месяцев [34, с. С введением эры от «сотворения мира» Новый год новолетье стали начинать с 1 марта. Но это сугубо церковная традиция. Все события языческого, а по сути своей аграрного, календаря должны были быть значащими для земледельца. Подобные соображения привели Г.
Лозко [23, с. Хренова, И. Голуба [45, с. Смеем полагать, что это верно только для того периода, когда у восточных славян бытовал лунно-солнечный календарь. Новый год солнечного юлианского календаря наступал после зимних Святок. Во-первых, при изучении Святок, Б. Рыбаков раскрыл суть данного празднества: «Зимние святки были длительным двенадцатидневным заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему исполнение эпических сказаний и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: «слава хлебу», гадания о замужестве и т. Конечно такие действия характерны всем празднествам вплоть до самого Купалы летний солнцеворот. Но наиболее ранние обряды в отношении будущего урожая относятся именно к Святкам. Особенно характерны здесь моления к Авсеню.
С приходом Авсеня прибавляется день и начинается светлая часть года. В цикле народных песен посвящённых данному Богу говорится, что он, приехав на коне, строит мост, по которому идут все годовые праздники [8, с. Этнографические сборы говорят о том, что Авсеня задабривали для хорошего урожая в будущем году [43, с. Поэтому, скорее всего, накануне крещения Новый год на Руси начинался с 1 января. По мнению Я. Проппа новый год солнечного календаря начинался с зимнего солнцеворота [30, с. Славянская неделя седмица состояла из семи дней. Исследователи считают, что впервые такая единица времени как седмица появилась за несколько тысячелетий до нашей эры [45, с. Исходя из наличия у славян в древности лунного календаря, мы можем предполагать наличие семидневной недели седмицы у славян с древних времён [23, с. Однако та седмица, которая известна в историческое время и засвидетельствована источниками, по всей видимости, была заимствована у древних римлян.
Доказательством тому служат данные о Богах-покровителях дней седмицы и название одного из дней — субботы. Собственно, достоверно нам известны лишь Божества воскресенья, четверга и пятницы. Седмица начиналась праздничным днем — неделей днём неделания, праздности. Этот день был посвящён солнцу. По словам Н. Гальковского неделя почиталась на Руси в образе женщины Солнца [8, с. Фаминцин сообщал, что на Руси почитали Матушку Красно Солнце [43, с. Рыбаков почему-то считал этот день посвящённым Дажьбогу, т. Четверг, четвёртый после недели. Практически все исследователи единодушны во мнении, что данный день был посвящён Перуну [19, с.
Здесь уместна аналогия с англ. Thursday «день Громовержца Тора». Пятница, пятый после недели день. Здесь также мы практически не встречаем разногласий между историками, фольклористами, этнографами и мифологами.
Само слово «календарь» восходит к латинскому «calare» — выкликать: в Древнем Риме было принято громко провозглашать, оповещать народ о наступлении первого дня каждого месяца.
В русском языке есть свое слово, почти синоним: Месяцеслов. У любого народа возникала потребность измерять время, как только осознавалась периодичность явлений природы смена дня и ночи, времен года. Наблюдения за фазами луны привели к возникновению лунного календаря, а за движением солнца — к солнечному, суточному от восхода до восхода или от заката до заката и годовому с его важнейшими точками — равноденствиями и солнцестояниями. Именно солнечный календарь оказался наиболее пригоден, полезен земледельцам, ибо в основе его — смена времен года, определяющая время подготовки земли к севу, сбор урожая. Понятно, что календарь не возник в какой-то один момент, у какого-то одного народа.
Календари создавались в разные эпохи у разных народов, часто независимо друг от друга, хотя в результате культурных связей, обмена опытом и знаниями заимствовались принципы календарного определения времени. На протяжении веков календари уточнялись, развивались, дополнялись сведениями, актуальными для населения определенной эпохи. Многое в том процессе обуславливалось хозяйственной деятельностью, осмыслением законов природы, развитием науки, господствующим мировоззрением и пр. Календари и до сих пор развиваются и до сих пор существуют разные календари у разных народов в разных частях света. Что касается славянского календаря, то, насколько нам позволяют судить источники летописные, археологические, архаические обряды и т.
Например, календарь, запечатленный на поверхности кувшина IV в. Ромашки Киевской области, охватывает период с апреля по август. Календарь X в. Объясняется это достаточно архаичным представлением о том, что время не непрерывно и идет в разные периоды с разной скоростью. В народном сознании время, меняя интенсивность протекания от сезона к сезону, от начала суток или года к их завершению, в моменты высшего напряжения и наибольшего спада солнечной энергии останавливается.
Соответственно, после уборки урожая, прекращения всех сельскохозяйственных работ в поле, на огороде, окончания пастбищного сезона, наступал неопределенный период: природа «засыпала» и счет времени кончался. Русский календарь в основном держится на земледелии: это календарь, который подстраивался под землепашцев. Практически вся наша культура, и не только традиционная, а во многом и профессиональная, классическая русская культура сохраняет или в разной мере отражает мировоззрение земледельца. У нас вообще всё, что связано с урожаем, имеет корни, связанные и с человеком, — то есть с чем-то живым. Само слово «урожай» содержит в себе понятие «роды».
Ведь это роды земли! Соответственно, такие роды имеет право принимать женщина; и не просто женщина, а «баба», которая сама прошла через муки родов, которая наделена чувством сострадания к земле-матушке отсюда слово «страда» , да и снопы сжатого хлеба, сложенные в поле определенным образом, не зря назывались «бабками».
Кто такой Даждьбог? В древнеславянском пантеоне Даждьбог - один из высших, главных богов, покровительствующих солнцу. Он закрывал зиму и отмыкал весну. Наделял человека здоровьем, мудростью, физической силой и мастерством. По поверьям жилище Даждьбога находилось на востоке, в стране вечного лета.
Каждое утро он выезжал из прекрасного, золотого дворца на своей колеснице, запряженной четырьмя конями. В течение дня Бог совершал круговой объезд по небу и возвращался домой. Однажды его супруга решила пошутить и залезла в большой каменный гроб, стоявший на пути к Латырь-горе.
В это день в её честь проводится служба и Великая Братчина — совместная трапеза, чаепитие, пир участвующих на празднике. Яства приносят участники, которые они создали своими руками для общего стола.
В этот день проводится служба в честь Бога Одина. День Тора Свентогардского — день памяти Патер Дия Тора, основателя Свентогарда города Свентовита , а также, день почитания и чествования Богов Тора и Свентовита, кои повседневно сражаются с тёмными силами, а вечерами устраивают пышные пиры, на которых даруют силу всем воинам, которые сражались и сражаются с тёмными силами. При всех Храмах Свентовита существуют дружины Ордена Золотых Поясов, в которые избираются лишь самые достойные. В старые времена не каждый Князь или Воевода имели Золотой Пояс, а лишь избранные за мужество и отвагу. День Памяти Предков — день, в который почитаются все Предки всех Родов.
В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводятся чистота и порядок. Помимо Даров и Треб умершим родичам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни свечи, лампады, огневицы. День Митры Спасителя — день почитания Бога Митры, который спас Роды Рассенов и Святорусов от засухи, даровал им воду и пищу и указал каким Родам в какие земли цветущие переселиться. За то, что Митра спас Роды, тёмные силы его приковали цепями к горам Кавказским и посылали диких птиц клевать его плоть. Митра три дня находился между Жизнью и Смертью.
Она привела воинов к месту мучения Митры, где были разбиты тёмные силы, освободила от оков Митру, оживила его Силой своей Любви, после чего на Огненной Божественной Колеснице поднялась с Митрой в Небеса. Отсюда появились легенды о том, что распятые Боги в третий день воскресают, так как на Кавказских горах был распят и Тарх Даждьбог, спасённый Лебедью Дживой. В Америке — был распят Кетсаткоатль и в третий день воскрес, спасённый женщиной. В Палестане распинали Исуса, который воскрес в третий день и об этом первая узнала Мария Магдалина.
Древнерусский календарь и летоисчисление
Хотя в последствии тритейник превратился в среду, а седьмица и неделя слились в единый день — воскресенье. Традиция отдыха в этот день так и осталась. Это подтверждается и тем, что в некоторых источниках говорится о том, что отдыхали на Руси в 3, 7 и 9 день недели. То есть как раз в седьмицу и неделю, которые слились в воскресенье. Некоторые умельцы до сих пор делают славянские календари с летоисчислением от СМЗХ. Сейчас, напомню, идет 7530 год. То есть на момент крещения Киева шёл 6496 год от СМЗХ, а Ледовое побоище на Чудском озере было в 6750 году от СМХЗ, хотя сейчас на уроках истории мы учим совершенно другие даты: 988 и 1242 год соответственно. Лишь указом Петра I Россия окончательно перешла на юлианский позже — григорианский календарь с летоисчислением от Рождества Христова.
Новый год стал отмечаться первого января, а не 22 сентября, как раньше, в день осеннего равноденствия. Думаю, не лишним будет обратить внимание на то, что несмотря на принятие христианства и введенный позже юлианский календарь, многое по-прежнему у нас связано с тем древним календарем. Например, "ушедших" поминают на 9-ый и 40-ой дни, то есть в конце недели и в конце месяца. Если было интересно, то не забывайте ставить лайк, делать репост и подписываться. Будет ещё третья часть про время — раньше у славян было в сутках не 24 часа, а 16. А вот ещё интересные статьи:.
Септуагинта или «Перевод семидесяти толковников старцев » — это собрание самых старых известных переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III — I веках до н. Септуагинта — это соборный труд, предпринятый лицами, ответственными за сохранение библейской изначальной традиции, при одобрении общины в целом. В иудейской среде этот консенсус был подвергнут сомнению только во II веке н. Цитаты из Септуагинты встречаются в Новом Завете, она сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский язык. По Септуагинте строили хронологии всемирной истории раннехристианский апологет II века Феофил Антиохийский , христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы Климент Александрийский 150 — 215гг. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали раннехристианский грекоязычный писатель, один из первых христианских историков Секст Юлий Африкан 160 — 240 гг. Следует сказать, что католический Рим этих расчётов не признал, используя Ватиканскую эру на основе Вульгаты лат. В борьбе за установление контроля над всей империей он устранил двух своих дядей братьев Константина Великого и семерых двоюродных братьев. В 353 году после победы над узурпатором Магненцием римский император в 350—353 гг. В этом 353 году была «усовершенствована» Константинопольская эра. Модераторы Константинопольской эры или, если точнее сказать, создатели Византийской эры решили, что в первый год от «Сотворения мира» должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунно-солнечный цикл « цикла Метона » , 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы. При формировании христианской пасхалии за основу был взят римский юлианский год. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р. Почему у Ж. Скалигера получилась другая дата, история умалчивает. Началом летосчисления стали считать субботу 1 сентября 5509 года до н. Поэтому первый день года теперь начинался 1 сентября. Таким образом, мартовский стиль был заменен на сентябрьский стиль. Индикт или индиктион — период в 15 лет, который использовался в Европе как в западной, так и в восточной в Средние века при датировке документов, связанных с налогами. При императоре Диоклетиане с 284 по 305 гг. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. В Византии же в 462г. Интересно отметить, что наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался и в допетровском летосчислении на Руси.
Славяно-Арийский календарь имеет название Каляды Даръ, что означает подарок Коляды — Светлого Иерарха, который разработал календарь для наших предков. И если рассматривать истоки происхождения слова календарь, то этот вариант гораздо более реалистичный, чем нам преподносит официальная наука с историей. Я благодарю вас за просмотр,оставляйте пожалуйста свои комментарии и подписывайтесь на канал. С Новым Годом,друзья!
В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю , который в XX—XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года новолетие , установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября. В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.
Древнейшие календари Славян
Метки: Ведическая Русь, Древняя Русь, Колендарь, Колесо Суток, Коляды Даръ, Летоисчисление, Миропонимание, Славяно-арии. Мы можем утверждать только одно — с древнейших времен счет времени у славян велся по сезонам (т. е. календарь был в своей основе солнечным). Меня заинтересовал вопрос: как выглядел календарь древних славян, почему он не дошел до наших дней и где можно найти его отголоски?
Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.
Многие тысячи лет назад славяне уже знали, что в году 365,25 дней и их календарь не "убежал" и не "отстал" за тысячелетия ни на день (в отличие от юлианского и многих других). Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых. Древнерусский, Славяно-Арийский календарь Сейчас наступает Лето 7533 от Сотворения Мира в Звездном. Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии. Славянский календарь богат на различные праздники, отражающие древние славянские обычаи и верования. Поместные Церкви Православный Календарь English Српска.
Древнейшие календари Славян
К примеру, в 1944 году стало известно про славянский календарь Славяно-Арийские Веды , который насчитывает много тысяч лет сокрытого прошлого наших предков. Славяно-Арийский календарь имеет название Каляды Даръ, что означает подарок Коляды — Светлого Иерарха, который разработал календарь для наших предков. И если рассматривать истоки происхождения слова календарь, то этот вариант гораздо более реалистичный, чем нам преподносит официальная наука с историей. Я благодарю вас за просмотр,оставляйте пожалуйста свои комментарии и подписывайтесь на канал.
Родив сына Богумира, она все же сбежала с Кощеем. Даждьбог бросился за неверной супругой в погоню. Спасаясь от преследования, Марена и Кащей заманили его в ловушку и распяли на Латырь-горе, но Бога Солнца освободила Жива - Богиня весны. Она же помогла Даждьбогу найти Золотое Яйцо, в котором была заключена смерть Кощея.
Вот только расколов Яйцо, Бог нарушил равновесие между царствами Яви и Нави, тем самым спровоцировав Великий потоп. После смерти Кащея разгневанный Даждьбог разрубил Марену и отправил ее под землю. Затем он женился на Живе и возродил мир. В календаре Древней Руси, 6 мая отмечается день Даждьбога, когда состоялась его свадьба с Живой, а мир начал приходить в себя после потопа.
Все эти лики плод воображения иконописцев. Ни одного изображения из этих иудеев не было изображено при их жизни. Он отметил, что иные толкования, следует считать, кощунством. Аналогичные утверждения были опубликованы еще в декабре 1994 г. Израильские историки опубликовали сто имен наиболее знаменитых евреев. Возникает парадокс. Евреи гордятся, что Иисус Христос был евреем, а святые отцы Православной церкви пытаются спрятать иудейскую суть Иисуса Христа и девы Марии, а также Георгия Победоносца. Честь и достоинство русской нации требует, чтобы мы почитали не гробницу еврея Георгия в Израиле, которого Католический папа Геласий в 494 году на I Римском соборе назвал как еретическую фальсификацию, а наших воинов защитников России, которые не уповают на помощь различного рода святых евреев, а если уповают, то грош им цена. Миф о драконоборце явное порождение мифологии в странах Востока, где победителя бейрутского дракона называют Хызр, либо Кедер, либо Джерджис.
Январь назывался «сечень», от слова «сечь», то есть рубить лес. В это время рубили лес, освобождая площади под посевы. Январь называли еще также «просинец» - появлялась первая просинь на небе после сплошной осенне-зимней облачности. Февраль назывался «лютый» - месяц наибольших метелей и морозов. Древнеславянские названия месяцев сохранились до настоящего времени в украинском и белорусском языках, а также у других славянских народов. Итак, первый месяц древнерусского календаря — березозол март. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на юге - березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки.
Велесова Книга, как "Древнерусский календарь" предсказатель
Гипотеза о том, как был упорядочен древнерусский солнечный календарь с девятидневной неделей и сорокадневными месяцами. Но староверы уверяют, что свое начало древнерусский календарь ведет от какого-то очень важного события, относительно которого никаких данных в летописях не сохранилось. Спустя время священнослужители установили начало времен на 1 сентября 5509 года до н.э. Со временем этим календарём стали пользоваться все православные страны, включая Древнюю. официальное и исконно русское, то есть можно сразу увидеть, какая дата какой соответствует по традиции. В календаре отмечены особые даты и. Статья посвящена древнерусскому календарю 2024 года, освещает его особенности, различия с современным календарем, культурное значение и влияние на образование. В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года.
Древнерусский календарь (18 тыс. лет назад)
Кольцо Вия действительно помогло раскладывать жену. Но после рождения Коляды и Овсеня Даждьбог потерял кольца, а Златогорка ушла в царство Нави, где ее дух слился с духом богини смерти Марены. Узнав об этом, Солнечное божество решило забрать себе Марену. Вот только к ней уже посватался Кащей, сын Вия и Матери сырой земли, внук чернобога. Марена любила Кащея, но из-за угроз Перуна была вынуждена выйти замуж за Дажьбога. Вот только недолго длился этот брак. Родив сына Богумира, она все же сбежала с Кощеем. Даждьбог бросился за неверной супругой в погоню.
Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мартовский стиль на Руси имел еще одну разновидность — ультрамартовский стиль. Степанов впервые поставил вопрос о существовании двух весенних стилей. Бережков доказал, что два весенних стиля употреблялись в период феодальной раздробленности. Было ли два весенних стиля в Древнерусском государстве, пока нельзя доказать. Ультрамартовский год не запаздывал как мартовский на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начинаясь на десять месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь и февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пределах этих двух месяцев, для перевода даты надо вычитать 5508. Поскольку первые десять месяцев с марта по декабрь ультрамартовского года приходились еще на предыдущий январский год, для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь включительно, надо вычитать из нее на единицу больше — 5509. Не трудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от сотворения мира до Рождества Христова прошло не 5508, а 5509 лет. Таким образом, встречается расхождение между летописями в обозначении года на единицу. Например, одни летописи датируют смерть Андрея Боголюбского 6682 мартовским годом, другие 6683 ультрамартовским годом — это всё 1174 г. Ультрамартовский год продолжает встречаться до начала ХIV в. В ХIV в. С конца ХV в. Единственным началом года стало 1 сентября. Если в источнике нет указания на месяц событий, то установить абсолютную точную дату по январскому календарю невозможно. При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю, или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, то есть увеличить ее на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 г. Григорианского календаря. По-видимому, такой счет сложился в римском Египте на основе периодического пересмотра налоговых списков лат. В Древнем Риме при императоре Диоклетиане каждые 15 лет в империи проводилась переоценка имущества для правильного налогообложения. Введение индиктового счета времени в Византии связывают с императором Константином, который ввел новое счисление с 23 сентября 312 г. Число месяца было избрано не случайно — это был день рождения первого римского императора Октавиана Августа. В 462 г. Исходной точкой отсчета индиктов являлось сотворение мира, в 537 г. В Священной Римской империи она употреблялась вплоть до ее распада в 1806 г. Индикт года определяется делением даты от сотворения мира на 15 по сентябрьскому стилю. Остаток от деления показывает индикт. Круги солнца. В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой было сотворение мира. Одни и те же числа ежегодно приходятся на разные дни недели. Строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через каждые 28 лет. Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года в его пределах — кругом солнца данного года. Круг солнца определяется аналогично индикту — делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. Круг солнца 5508 г. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28. Указания источников на круги солнца помогают в определении недели, а в ряде случаев имеют значение для проверки дат. Вруцелето «в руке лето» — это название воскресного дня в данном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. С помощью вруцелета можно определить день недели для любого числа месяца. В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее воскресенье — 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А.
Новый век наступил с 1 января 1701 г. В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику. Улицы засияли иллюминацией. Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры. Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых». Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым. А «людям неимущим» предлагалось «хотя бы ветку или древко у ворот или над крышей дома поставить». С этого времени в нашей стране закрепилась традиция ежегодно 1 января отмечать Новый год. Попытки реформ в XIX в. В начале XIX века Россия столкнулась с трудностями в развитии международных отношений, поскольку продолжала использовать юлианский календарь, в то время как большинство европейских государств еще в конце XVII столетия перешло на григорианский календарь. Это несоответствие календарей создавало большие неудобства в международном общении России с другими странами. Предложения Академии наук о переходе на григорианский календарь В 1830 г. Бывший в то время министром просвещения К. Деятельность календарной комиссии и Д. Менделеева Новая попытка реформы была предпринята в 1899 году. При Русском астрономическом обществе была создана календарная комиссия при активном участии великого русского ученого Д. Более высокая точность достигалась тем, что в периоде в 128 лет предусматривалось не 32 високосных года, как в юлианском календаре, а лишь 31. Однако проект нового календаря, предложенный Комиссией Русского астрономического общества, царское правительство не приняло. Табель-календарь на 1911 год Переход на григорианский календарь в Советской России 1918 г. Обширные международные связи требовали перехода на единую систему летосчисления. Часть декрета Совета Народных Комиссаров о введении григорианского календаря газета «Правда» от 25 января 1918 г. Согласно декрету, после 31 января 1918 года следовало не 1 февраля, а сразу 14 февраля. Чтобы устранить разницу между старым и новым стилями пришлось вычеркнуть 13 дней.
Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи. Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя славяне и сражающего дракона китайцы. Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием Юрием Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман. Структура древнеславянского календаря Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень осень , зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки — из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали. Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга. Каждый обычный год от сотворения мира в Звездном Храме состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней каждый месяц в нем состоял из 41 дня. Новый год у древних славян В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с принятием христианства согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте как у римлян и в сентябре как в Византии и у славян. Месяцы у древних славян Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат начало 20-23 сентября , за ним следовали зимние месяцы Айлет 31 октября — 3 ноября , Бэйлет 10-13 декабря и Гэйлет 20-23 января. Весенние месяцы назывались Дайлет 1-4 марта , Эйлет 11-14 апреля и Вэйлет 21-24 мая. После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета 1-4 июля и Тайлета 10-13 августа. А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года. С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев. Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.
Месяцеслов как система календарного датирования в летописях
Это было сделано по аналогии с високосным годом, чтобы учесть «набежавшие» за 16 лет четыре дня. Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные. Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь». Оставшиеся два дня носили названия «осьмица» ось земли, восьмой день и «неделя» нет дел, девятый день. Понедельник же получил свое название от соединения слов «после» и «неделя». Считается, что именно со времен использования славянского календаря пошел обычай поминать усопших на девятый и 40-й день, то есть в конце недели и в конце месяца.
Осеннее Равноденствие, славянский праздник Овсеня, Таусеня, Авсеня. Закрытие Сварги. Здесь ещё больше размолвка, ибо рвутся некоторые из нас праздновать новый год. Смысл, конечно, в этом есть. Еще стоят погожие деньки, и закрома полны, а работа уже на поле—даче—огороде основная сделана. Как не погулять, не попеть да поплясать? Не все одобряют Новый год, на зиму глядя. Но праздник осени — то природный. Будем ему рады! Еще праздник славянского календаря. Но мешают все эти суетные подготовки к 1 января, завершение официального года, последние попытки подстроиться под оживление новогоднего спроса. Да и против государственных выходных кто ж спорить будет! И теряется славянский праздник, смазываются веселые колядки в конце декабря, и умело переносятся на начало января, и забывается смысл, связь и истинное значение. И вот 20 марта, что неизменно приходит к нам в мерном ритме, заданным самой Природой. Весеннее Равноденствие, как важно надувая щеки, говорят ученые мужи. День славянского календаря, призывающий долгожданную Весну.
Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные. Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь». Оставшиеся два дня носили названия «осьмица» ось земли, восьмой день и «неделя» нет дел, девятый день. Понедельник же получил свое название от соединения слов «после» и «неделя». Считается, что именно со времен использования славянского календаря пошел обычай поминать усопших на девятый и 40-й день, то есть в конце недели и в конце месяца. Фото: Getty Images Гороскоп на 2024 год по славянскому календарю Один цикл, или Сварожий Круг, календаря древних славян продолжался не 12 лет, как сейчас, а 16.
Разомкнутый «месяц» делится поперечными полосками по числу недель. С внешней стороны месяца вырастают спиральки, круги с вписанными в них крестами и сердцевидные петельки, отмечающие собственно календарные события славянских праздников. Вдруг открылся целый пласт культуры, сегодня мы предлагаем вам присоединиться к наследию нашего народа. Вспомнить или узнать славянский календарь, великие славянские праздники и праздники поскромнее. Славянский приРодный Календарь. Какие же праздники отмечены на этом славянском календаре? Вот что мы решили для себя в издательстве «Северная Сказка». Начнём понимание истинного времени народного славянского календаря не из книжек, что, переписанные многими, растеряли свою правду. Кружат Солнце-Хорс и Богиня Земли в волшебном круговом танце, и знаем мы время, когда меняется вселенская музыка и начинает меняться мир. Четыре поворотные точки. Вот, например, важное событие славянского календаря. Какое счастье, что с этим славянским праздником любви и поиска волшебного цветка папоротника почти все согласны! Но и здесь некоторые предлагают перенести Купало на 7 июля. Другой великий день славянского календаря. Осеннее Равноденствие, славянский праздник Овсеня, Таусеня, Авсеня. Закрытие Сварги.