Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе. развивать интерес к художественной литературе. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр.
Домашний очаг
- ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет
- ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Для старшей и подготовительной группы.
- Международный педагогический портал
- «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.
- Список литературы для чтения детям в подготовительной группе (-7 лет)
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
- Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
- Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам
- СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
- Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
- «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы.
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет. закреплять и обобщать знания о сказочных героях. Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы. Составила: Хакимова ИринаВладимировна Иркутская обл. -Сибирское МБДОУ д/с 33 (восприятие художественной литературы) Цель: формирование интереса и потребности в чтении.
Архив блога
- Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ
- Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями
- Примерный список литературы для чтения детям (от 5 до 6 лет)
- 1.2. Какие сказки читать детям 2 лет?
- Список литературы для чтения по лексическим темам
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Картотека художественной литературы по ПДД. уважение к старшим, нетерпимости к. Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В. Ознакомление с художественной. литературой. Старшая группа №5 «Капельки».
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Рез, «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». Ильчук, «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». Сахипова, «Читаем детям».
Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. Когда знакомят детей с поэзией Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.
На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я.
Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края ", Л. Станчев, "Осенняя гамма". Чтение стихов во время игровой деятельности В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук". Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники например, в Рождество походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков. Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.
Что за праздник без стихов При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей. Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр , применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы. Моральное воспитание через художественную литературу Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения. Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений. Рассмотрим несколько из них. Катаев, "Цветик-семицветик" Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм.
Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой. Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть. Произведение В.
Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек. Воспитание отзывчивости сказками Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе. Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада. Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла. Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х.
Андерсена, "Айога" и других. Словесные игры Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать. Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся". Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке это могут быть картинки , а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.
Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это? Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы. Развитие речи и памяти дошкольников При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь , а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха , малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи. В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения. Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов. Ольга Копылова Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе Ме-сяц Название произведения Программные задачи Сентябрь Г.
Шаврова «Мальчик — с — пальчик» из сказок Ш. Перро «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» обр. Ушинского «Никита Кожемяка» «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» инд. Ходзы «Садко» отрывки «Самый красивый наряд на свете» пер.
Марковой «Семь Симеонов — семь работников» обр. Поленовой «Три золотых волоска деда Всеведа» пер. Аросьевой «Финист Ясный Сокол» обр. Платонова «Хаврошечка» обр.
Толстого «Царевна — Лягушка» «Чудесные истории про зайца по имени Лек» сказки нар. Западной Африки, пер. Кустовой «Шляпа волшебника» пер.
Козлик — герой перевод с исп. Га-га-га перевод с англ. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду перевод с англ. Ухти — Тухти перевод с англ. Образцовой — с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками Ч. В магазине игрушек. Друзья из книги «Приключения Мишки Ушастика перевод с польского В. Приходько Очень подробно о том, как читать книжки самым маленьким деткам, я рассказывала в двух предыдущих статьях: «Как читать книжки малышам» Книги для самых маленьких: как правильно выбирать и как читать? Круг детского чтения от рождения до трех лет. Как подружить ребенка с книгой? Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет. Рекомендую: вот сказки с качественным переводом и иллюстрациями из «Лабиринта» — можно кликнув по картинке внимательнее рассмотреть все развороты, почитать отзывы и, если Вам понравится книга, заказать. Продолжение статьи — ниже на странице после таблички с подборкой книг. Раздел 2. Сказки для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года 2. Как читать сказки младшим дошкольникам: копилка полезных советов и идей — Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит — сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки сказки с продолжением заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать. Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы Позже — к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение — сказка, рассказ или стихотворение? Жанр называйте всегда точно, правильно — не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная — то можно сказать так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка». Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине — которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине. Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, так как сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не отличаются художественностью. Такие тексты очень вредно читать детям. Увы, я тоже попалась. Расскажу, чтобы Вы не повторили мою ошибку. В декабре этого года мы купили красивые детские книжки с русскими сказками в подарок на Новый год книги—панорамы. Уже дома я с удивлением обнаружила, что текст сказок совершенно другой, куцый, совершенно невыразительный, да еще и сокращен в три раза!
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие». Ознакомление с художественной литературой
Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е.
Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов».
Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей».
Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.
Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Зачем дошкольникам художественная литература К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям. В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения по главам. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
Какие приёмы и методы можно использовать На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика. Рассказывание пересказ. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками в зависимости от жанра произведения.
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию. Прозаические произведения сказки, рассказы можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи например, где К.
Чуковский сам читает свои стихотворные сказки. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время 2—3 недели , коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто например, на прогулке, в ходе режимных моментов. Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Как объяснять детям незнакомые слова Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната , объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного. Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме. Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте.
В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся! Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост М.
Горький «Воробьишко»?
Хрестоматия по детской литературе с. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.
Книга для чтения с. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. Носов «Огурцы».
Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения. Формировать положительные качества личности: смелость, находчивость. Толстой «Косточка» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.
Воспитывать находчивость, толерантность, уважение друг к другу, умение уступать. Заучивание пословиц и поговорок народов КЧР Знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к животным, умение распознавать ложь, побуждать к драматизации сказки.
Сказки адыгских народов с. Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально реагировать на содержание текста; учить отвечать на вопросы.
Токмаковой; «Спляшем», шотл. Шаврова; «Как братья отцовский клад нашли», молд. Булатова; «Лесная дева», пер. Петровой из сборника сказок Б. Немцовой ; «Желтый аист», кит.
Синичкин календарь. Мамин — Сибиряк. Серая шейка. Пора спать. Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было. Большая печка. Щелкунчик и мышиный король. Серебряная метель.
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа)
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов | 6. Чтение и обсуждение поэтического произведения Г. Ладонщикова «Вместе с дедушкой». |
Каталог файлов | Образовательная область Чтение художественной литературы Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. |
Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание. Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ | Картотека по художественной литературе (старшая группа): “Художественная литература в старшей группе”. Список литературы на апрель. «Одуванчик» ндрова Е. Серов «Подснежник».
Художественная литература и ее чтение в старших группах
старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В. Картотека. Художественной и познавательной. Литературы для детей. Вторая группа раннего возраста (2-3). Картотека детской художественной литературы по лексическим темам для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
Бианки «лесные домишки», «Грачи». Майков «Ласточка» 12. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 13. Толстой «Лебеди» 14. Андерсен «Гадкий утёнок». Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Тема: Наш город. Моя улица.
Александрова «Родина» 2. Михалков «Моя улица». Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…» Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы 1. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». Михалков «А что у вас?
Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай. Токмаковой; «Раговоры», чуваш.
Яхнина; «Снегирек», пер. Викторова; «Сапожник», польск. Б, Заходера. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. Лагздынь, «Петушок»; С. Барто, П.
Плещеев, в Сельская песня»; Г. Шерешевской; Ч. Художественная литература для детей Второй младшей группы 3-4 года Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик. Ушинского; «Волк и козлята», обр. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр.
Булатова; «Лиса и заяц», обр. Даля; «У страха глаза велики», обр. Серовой; «Теремок», обр. Фольклор народов мира. Маршака; «Что за грохот», пер. Маршака; «Купите лук.
Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите! Благининой; «Два жадных медвежонка», венг. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер.
Сойни; «Храбрец-молодец», пер. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш. Ванага, пер. Воронковой; «Петух и лиса», пер. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер.
Ты могуч. Гродецкий, «Кто это? Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Акима; П.
Маршака; Л. Маринова; А. Слепаковой; Н. Александровой; С. Спендиаровой; А. Токмаковой; М.
Шерешевской; Л. Образцовой; Ч. Приходько; Е. Лукина; А. Викторова; Б. Образцовой; Й.
Лукина; О. Давитьянц; О. Олсуфьева, «Не только в детском саду» в сокр. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.
Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок.
Литвака; «Улитка», молд. Из сказок Ш. Перро франц. Габбе; «Айога», нанайск. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон. Булатова; «Голубая птица», туркм.
Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя. Жуковский «Жаворонок» в сокр.
Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. Токмаковой; Б. Орешина; Э. Ганзен; Ф. Нагибина; А. Соловьевой; C.
Для заучивания наизусть по выбору воспитателей Я. Маршака; Е. Гернет и Д. Для чтения в лицах К. Коринца; Д. Дополнительная литература Сказки.
Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Русская народная сказка «Волк и лиса» Жили волк и лиса. У волка избушка хворостяная, у лисички — ледяная. Пришла ростепель, у лисы избушка растаяла. Явилась лиса к волку на ночлег проситься: — Пусти меня, куманёк, обогреться! Куда тебя пущу?
Не пустил волк лису. Явилась лиса другой раз, явилась третий. Заладила каждый день к волку ходить: — Хоть на приступочку, куманёк, пусти! Сжалился волк, пустил лису. Первую ночь лиса на приступочке спала, на вторую забралась в избу, а на третью на печи развалилась. Волк спит под печью внизу, а лиса на печи.
И всю-то ночь сама с собой разговоры разговаривает. Услыхал волк, спрашивает: — Кто у тебя, кума? Легли спать, а лиса знай лапкой в печную трубу стучит: «Тук, тук, тук! Тук, тук, тук! Вышла лиса в сени за дверь. А из сеней забралась в кладовушку, где волк запасы берёг.
Стала в кладовушке сметанку да маслице слизывать. Лижет и приговаривает: — Хороша волкова сметанка! Вкусное маслице! Вылизала всё маслице и сметанку, муку рассыпала. Вернулась на печь, облизывается. Да отказалась я ехать.
Поверил волк лисе. Утром задумал волк блины печь. Говорит лисе: — Я буду дрова носить, печку топить. А ты сходи, кумушка, в кладовушку, посмотри там хорошенько. Было у меня и маслице и сметанка, была и мучица. Печку затопим, напечём блинков.
Пошла лиса в Волкову кладовушку. Явилась из кладовушки, волку говорит: — Я под старость слеповата стала, вижу плохо — ничего не нашла в твоей кладовушке.
Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович».
Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве.
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля». Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей.
Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза».
Гавриш,184; Ушакова,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа "Проказы старухи-зимы". Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года.
Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В. Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста ; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно- образное мышление , прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств.
Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту.
Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.
Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год.