Статьи - Наследие Фрейда. Умение конструктивно общаться и выстраивать диалог раскрывает потенциал команды, делая поставленные цели достижимыми, а решение рабочих вопросов &ndas. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия тратится на уничтожение оппонента, а не на то, чтобы договориться и решить, что и как нужно делать совместными усилиями.
Основные техники конструктивного общения и взаимодействия
Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств. Правила конструктивного разговора Любое общение, в том числе конструктивное, предполагает определенную культуру ведения диалога. Чтобы извлечь максимальную пользу от беседы, необходимо следовать важным правилам. Уважение к собеседнику Проявление уважения к партнеру и подчеркивание значимости собеседника — важные фундаментальные принципы межличностного конструктивного общения. Правило основано на концепции А. Маслоу, согласно которой базовыми желаниями личности являются потребности: в принятии; в уважении. Вежливое отношение побуждает собеседника к ответным позитивным действиям.
Уважение к собеседнику должно быть искренним, в противном случае тот может заподозрить партнера в желании манипулировать им. Из-за этого разговор быстро сойдет на нет, и каждый человек останется при своем мнении. Интерес Чтобы собеседнику было приятно общаться, необходимо показать заинтересованность в разговоре. Сделать это можно при помощи следующих вербальных и невербальных жестов: Во время беседы телефон должен быть выключен или убран. Человек, который отвлекается на звонки, сообщения или переписку в социальных сетях, не может быть вовлечен в диалог полностью. Если беседа проходит в положении сидя, не следует откидываться на спинку стула. Такой жест говорит о том, что человек для себя уже все решил, поэтому дальнейший диалог не имеет смысла.
Чтобы продемонстрировать интерес, нужно наклонить тело вперед или повернуть голову вбок. Во время разговора необходимо смотреть на собеседника. Если взгляд блуждает по комнате, человек заметит это и говорить уже не захочет. Не стоит бояться уточняющих вопросов. Чем больше их будет задано, тем насыщеннее получится разговор. Умение слушать Умение слушать и слышать собеседника — залог хорошей беседы. Если человек понимает, что его слова воспринимают правильно, без ненависти и сарказма, тогда ему хочется развивать тему разговора.
ЧИТАТЬ О чем можно поговорить с парнем по телефону: темы для разговора Если при диалоге появляется желание осудить собеседника, значит, над умением слушать нужно поработать. Следует расслабиться и постараться безоценочно воспринимать полученную информацию. Чтобы понять говорящего, нужно попытаться увидеть ситуацию его глазами. Не следует перебивать собеседника, иначе человек может потерять нить разговора и сбиться с темы. Отсутствие негатива Чтобы диалог удался, необходимо забыть о негативных выражениях. Они не только губят беседу, но и характеризуют собеседника в неприятном свете. Читайте также: Не знаю о чем говорить с людьми От сплетен нужно отказаться.
Человек, который высказывается в негативном ключе о других людях, не вызывает доверия. Желание общаться со сплетником быстро пропадает. Если собеседник решил повернуть тему в негативное русло, необходимо как можно быстрее сменить разговор. Сделать это можно, вспомнив любую шутку или веселый момент из фильма. Конструктивная критика Конструктивный диалог неразрывно связан с аргументированной критикой. Отсутствие агрессии — важное условие оценочного суждения. Чтобы собеседник адекватно воспринял замечания в свой адрес и захотел провести работу над ошибками, критиковать нужно по следующей схеме: Сначала человека следует похвалить.
Положительная оценка расслабит партнера и ему захочется обсудить моменты, которые требуют доработки. Пример: «Светлана, ты в прошлом месяце смогла увеличить продажи в 3 раза. Это потрясающе». Второй этап — критика. Человеку нужно сказать, что в его действиях необходимо подкорректировать. Заканчивать разговор нужно похвалой. Позитивный настрой в конце беседы оставит приятные впечатления о диалоге.
Пример: «Вы прекрасный специалист. Я верю, что получится найти верное решение». Понятный лексикон Чтобы общение было приятным и интересным, необходимо говорить с партнером на одном языке. Не стоит использовать в диалоге неизвестные собеседнику термины и слова. Выбирая выражения, нужно учитывать: профессию; возраст. ЧИТАТЬ Особенности стилей речи и их типовые различия Если общение будет строиться без учета личности собеседника, тогда договориться и прийти к единому решению не получится. Общие темы Монолог хорош на сцене, а в беседе важным условием является вовлеченность в разговор всех участников.
Отсутствие общих интересов негативно скажется на качестве общения. Существуют темы для разговоров, которые актуальны в любое время.
Это нетактично и обидно. Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом. Приказной тон. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Что еще препятствует конструктивному общению? Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы: Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем. Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению.
Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен. Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника. Барьеры в общении Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить: Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах. Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса. Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя. Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог. Как снять эмоциональное напряжение во время разговора? Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной.
Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами: Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения. Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах. Основные условия конструктивного общения Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее: Читайте также: Самоедство или конструктивный анализ себя? Что делать, чтобы рефлексия не перешла в самоуничижение Своего собеседника нужно воспринимать как равного.
Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно. Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону. Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения. Техника конструктивного общения: 8 правил Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь.
Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами: Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее жизненные обстоятельства, черты характера и прочее , вам будет намного легче выстраивать диалог.
Интересуйтесь проблемами собеседника.
Культура общения Для того чтобы взаимоотношения с людьми приносили положительные последствия, используйте культуру общения и контролируйте свое поведение. Для этого необходимо: воспринимайте собеседника на равных; цените важность личности и действий человека, с которым ведете беседу; продемонстрируйте свою заинтересованность; создайте видимое и осознанное внимание.
Техника общения Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения: Ведите разговор на языке собеседника, не используйте в общении сложные термины и выражения. Подчеркивайте свое уважительное отношение к оппоненту. Старайтесь найти что-то общее, благодаря этому проще строить беседу.
Проявите интерес к проблемам оппонента. Внимательно выслушайте его и дайте высказаться. Говорите о том, что вы чувствуете.
Это поможет вызвать доверие к вам. Не говорите лишних слов, если не знаете способа решения проблемы. Не воспринимайте негативно действия партнера.
Техника слушания Для ведения диалога необходимо освоить техники слушания собеседника. К ним относятся: активная рефлексивная , пассивная нерефлексивная и эмпатическая. Активная Активная техника заключается в отражении полученной информации.
Это показывает собеседнику ваше внимание, заинтересованность и уважение, а также удерживает внимание, без потери нити разговора. Пассивная Пассивная техника отражает полную сосредоточенность внимания на полученной информации и поведении партнера. Для демонстрации того, что вам интересна тема, иногда делайте кивок головой, тем самым подтверждая, — вы внемлите собеседнику.
Читайте также: Принцип действия гипносуггестивной психотерапии Эмпатическая Эмпатическая техника основывается на сопереживании оппоненту. Необходимо не только понимать, но и разделять эмоции собеседника. Для ведения положительного конструктивного диалога советуют овладеть этой техникой.
Необходимо настроиться на слушание оппонента, абстрагироваться от своих проблем, окружающих событий. Старайтесь уловить чувства партнера и передать их словами. Выдерживайте паузу после своих слов для обдумывания их собеседником.
Не нужно объяснять причину этих переживаний. Обучение детей Воспитывая ребенка, не забудьте научить его правильному умению слушать и уважать собеседника. Это обучение заключается в контроле за собственной речью.
Дети все повторяют за окружающими их людьми. Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Позволяйте им проявлять инициативу. Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку.
Учите его отстаивать свою точку зрения. Конструктивное общение с детьми Для того чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, используйте следующие правила: Установите четкие границы дозволенного. Постоянно о них напоминайте.
Нельзя позволять им обсуждать их. Это приведет к манипулированию родителями.
Поведение в ситуации конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. Конструктивное поведение. Конфликт человечки. Диалог картинка. Виды учебного диалога.
Особенности учебного диалога. Педагогический диалог характеристика. Виды учебных диалогов. Разрешение конфликта. Конфликты в межличностных отношениях. Конфликт и конфликтная ситуация. Разрешение конфликтных ситуаций. Доп образования диалог.
Лидерские направления в школа. Требования к выпускнику средней школы в начале 20 века и 21. Общение иллюстрация. Общение арт. Разговор рисунок. Беседа арт. Переговоры с трудными людьми. Конфликт бизнес.
Диалог для презентации. Диалог на уроке. Диалог 1 класс презентация. Слайд в презентации с диалогами. Умения ведения конструктивного диалога. Развитие умений конструктивного общения. Переговоры иллюстрация. Деловая речь.
Деловое общение иллюстрации. Навыки делового общения. Навыки ведения деловой беседы. Навыки деловой коммуникации. Поведение в конфликте избегание. Стратегии решения конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Конструктивные конфлик.
Конструктивный конфликт. Деконструктивные конфликты. Конструктивный и деструктивный конфликт. Диалог в тексте. Диалог пример. Диалог и монолог. Пример составления диалога. Вербальные и невербальные средства общения.
Вербальные и невербальные средства коммуникации. Общение как обмен информацией. Средства общения вербальная и невербальная коммуникация. Два человека рисунок. Два мужчины рисунок. Человек рисунок. Иллюстрация 2 человека. Общение людей на белом фоне.
Разговор на равных.
Семь секретов эффективного диалога
Остановите свое воображение! Человек-монстр встречается в реальной жизни чрезвычайно редко, а ваша работа не похожа на фильм ужасов. В реальной жизни люди, как правило, обладают и недостатками, и достоинствами. Вы и сами не свободны от определенных отрицательных черт характера. Постарайтесь избавиться от негативных эмоций. Представьте ситуацию вашего конфликта, как фрагмент видеофильма. Вы оператор, «отснявший» сцену конфликта, и режиссер в одном лице. Кадр за кадром вы просматриваете снятый сюжет. С чего все началось? Остановите запись в начале фрагмента. Вот человек, с которым вы конфликтовали.
Как он вошел? Какое у него было лицо? Какие движения? Возобновите просмотр. Что он говорит? С какой интонацией? Почувствуйте его настроение. Почему он так себя ведет? А вот в кадре показались вы. Как вы вошли?
Какое лицо было у вас? Какие движения и поза? Что вы сказали? С какими интонациями вы проговорили эти слова? Что вы чувствовали в этот момент? Что в ваших словах вызвало бурную реакцию у вашего партнера? Кадр за кадром вы внимательно просматриваете сцену от начала до конца. Это всего лишь эпизод из фильма. Нравится ли вам ваше поведение, которое вы наблюдаете на видеопленке? Спокойно и бесстрастно проанализируйте свою роль.
Выделите те слова и действия, которые не следовало бы говорить и делать. Почему вы все же это сделали? Не смогли сдержать себя и вовремя остановиться? Преувеличили причину конфликта? Вы перенесли на партнера свое раздраженное состояние? После «просмотра» сцены конфликта подумайте, какие техники общения надо было выбрать при диалоге? Что следует изменить в себе и своем взаимодействии с окружающими для того, чтобы меньше конфликтовать в дальнейшем с людьми и стать более гибким, терпеливым и доброжелательным в общении. Убеждать Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите.
Первый этап убеждения — вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы. Это называется замещение. Схема убеждения: доказательство несостоятельности идей собеседника, путем демонстрации отрицательных качеств; демонстрация положительных черт вашей идеи. В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению. Принципы речевого общения Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется. Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований.
Не отклоняйтесь на другие темы. Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными. К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия. Такт Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками.
Встраивая решение своей проблемы в логику помощи чиновнику в выполнение его ключевых показателей эффективности, процесс можно заметно ускорить. Наконец, третий наиважнейший шаг — научиться формулировать свой запрос. Не на уровне «люди с инвалидностью должны быть обеспечены современными техническими средствами реабилитации». GR — это не лозунги, а конкретные фразы поправок в те или иные нормативные документы. Когда коалиция НКО борется за то, чтобы государство закупало брайлевские дисплеи для слепых людей, это ведь, прежде всего, работа по внесению изменений в приказ о показаниях и противопоказаниях к выдаче технических средств реабилитации. Необходимо четко обозначить параметры категорий, которым положен дисплей, а также подготовить детальное финансово-экономическое обоснование ФЭО , чтобы государство понимало, какое количество денег придется потратить. Ещё по теме Одновременно, пока составляешь ФЭО, сразу думаешь и об источниках бюджетных средств — о конкретной статье бюджета или госпрограммы. Деньги ведь все расписаны на год вперед, просто так государство не может взять и выделить денег из мифической «казны». Фото: Наталья Чернигова Что еще важно? Во-первых, научиться писать письма. Коммуникация с государственной машиной происходит исключительно письменно, только при наличии бумаги механизм начинает как-то двигаться. Устных договоренностей, например, с губернатором недостаточно, должен быть документ, где они зафиксированы: протокол, поручение, резолюция на письме и т. Письма — жанр сложный. Обычно тянет написать много, рассказать о проблеме «от Адама», наполнить документ эмоциями и т. Ничего этого делать точно не надо. Письмо должно быть коротким, желательно, вообще на одну страницу. Адресат должен иметь полномочия, чтобы принять нужное решение. Любые душевные всхлипы, слова курсивом, полужирным или заглавными буквами у читающего вызовут скорее отторжение и спровоцируют несерьезное отношение к заявителю как к жертве сезонного обострения. В последнем абзаце обязательно должна быть однозначно сформулированная просьба.
Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Использование фактов Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: "Ты ничего в этом не понимаешь"; "Я уверена, что так будет правильнее"; "Я лучше знаю". С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты. Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну "А", а не в страну "Б"? Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране "А" более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Решайте проблему, а не меняйте собеседника В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее. Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем. Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, - ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать. Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему. Как видите, причин может быть много. Главное - это выявить проблему и попытаться ее решить. Конструктивная критика Конструктивный разговор - что это? Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались.
Не смогли сдержать себя и вовремя остановиться? Преувеличили причину конфликта? Вы перенесли на партнера свое раздраженное состояние? После «просмотра» сцены конфликта подумайте, какие техники общения надо было выбрать при диалоге? Что следует изменить в себе и своем взаимодействии с окружающими для того, чтобы меньше конфликтовать в дальнейшем с людьми и стать более гибким, терпеливым и доброжелательным в общении. Неконструктивный разговор. Завершение неконструктивного разговора Поскольку общение подразумевается живое, а не чисто информационное, то вступают в силу «побочные» эффекты, как отрицательные, так и положительные. Положительные: ресурс группы, дополнительная мотивация, эмоционально-чувственный аспект. Отрицательные: отвлечение от цели по разным причинам. Конструктивное общение Конструктивное общение-это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное. Конструктивное общение состоит из: — умения слушать — способности понять смысл услышанного — способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения — желания получать новую информацию, знания — доброжелательности, приветливости — способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения — умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека Конструктивное общение необходимо для того, чтобы: — решить возникшую проблему — обсудить совместные действия — для развития личности — как средство поддержки — для получения новой информации, опыта — для приятного общения Основные коммуникативные барьеры в общении Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо, или суггестии. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, то есть человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает потоку речи, информации многочисленные коммуникативные барьеры. Таким образом, коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать? В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: «авторитет»; «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: социального положения статуса , от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14—15 см; привлекательного внешнего вида аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора. Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов. Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы: привлечь внимание; удержать внимание. На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция. Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся: прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует; прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т. Не менее важна и проблема поддержания внимания Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий ; прием «навязывания ритма» постоянное изменение характеристик голоса и речи, то есть говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания; прием «акцентировки» употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно о и др. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» не слышим, не видим, не понимаем. Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический фонема — звук , семантический семантика — смысловое значение слов , стилистический стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания , логический. Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: когда говорят на иностранном языке; используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны: внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки; учет аудитории и индивидуальных особенностей людей чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др. Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам: любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; «смысловые» поля у разных людей разные; зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры например, смысл слов «перо», «капуста» и др. Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему». Для преодоления семантического барьера необходимо: говорить максимально просто; заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора. Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер. Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. С определенными оговорками можно признать, что стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию. Поэтому главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию. Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом этот закон часто называют еще «фактором ряда». Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились. Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Возможны следующие варианты перечисления: простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих…»; ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»; логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать. Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, то есть наша. Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания. Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий: Рейтинг 1 оценка, среднее 4 из 5 Понравилась статья?
Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности
Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Сегодня обратиться в органы местного самоуправления можно несколькими способами. К примеру, написать устное обращение в то или иное ведомство, воспользоваться популярными пабликами в социальных сетях. Отвечая на вопрос, что значит конструктивный диалог, я призываю всех учиться искусству спора.
Конструктивный диалог что это значит
Конструктивный диалог подразумевает не просто обмен репликами, а осознанное стремление к взаимопониманию и сотрудничеству. Конструктивный диалог возможен только между двумя взрослыми людьми, любящими и уважающими как самих себя, так и друг друга. Необходимость конструктивного диалога, как правило, диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем. Кроме того, конструктивный диалог подразумевает умение контролировать эмоции и быть готовым к компромиссу.
Что значит конструктивный диалог
Это неприятно. Сухой официоз не позволяет собеседникам чувствовать себя свободно, без стеснения выражать свое мнение. Каждому участнику беседы нужно всем своим видом выказать расположение к собеседнику и уважение к его ценностям, чтобы установить доверительную атмосферу равенства и творчества. Уважение к собеседнику Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту.
Это большая ошибка. Зачем тратить время — и свое, и оппонента — на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена.
В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями. Вот почему от маленьких передышек обоим собеседникам бывает только польза. Перечисленные выше правила — далеко не полный перечень законов, по которым мастера эристики ведут спор.
Это искусство позволяет изучившему огромный свод его правил, законов и древнегреческих «лайфхаков» практически со стопроцентной вероятностью убеждать собеседника в чем угодно, подталкивать людей к каким угодно выводам и действиям. Психологические нормы Существуют определенные правила, касающиеся психологической ситуации общения. Обычно их называют принципами конструктивного диалога. Рассмотрим основные ниже. Принцип равной степени безопасности общения для обоих участников диалога значит невозможность и нежелание причинить какой-либо вред или ущерб партнеру по информационному обмену.
Читайте также: Сознание и подсознание: как выявить и перепрограммировать некорректные программы Задача специалиста корректно завершить разговор. Наша цель: защита интересов сотрудников и экономия времени, затрачиваемого на неконструктивные разговоры. Всего доброго» Завершить разговор, нажав на клавишу сброса звонка.
Если клиент начинает задавать вопросы личного характера. Что мешает конструктивному общению? Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться.
Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом: Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды.
Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против. Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен…», вы заранее настраиваете его против себя.
Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание. Назойливые вопросы.
Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта. Диагностика мотивов поведения.
Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение.
Имейте уважение к чужим переживаниям. Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы.
Это нетактично и обидно. Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство.
Это характеризует человека не лучшим образом. Приказной тон. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Правила Для поддержания взаимоуважительного конструктивного диалога, можно воспользоваться несколькими правилами из тех, что перечислены в списке ниже: Старайтесь удалять из речи такие слова как «должен», «обязан». Есть люди, которые воспринимают фразы с данными словами крайне негативно. Никому не нравится, когда ему приказывают.
Лучше использовать «слова возможности»: «ты можешь», «ты способен». Не навязывать свою точку зрения или шаблон поведения. В продолжении к предыдущему пункту.
Тезис «делай как я, просто потому что я так хочу» — не очень эффективен в общении. Если вы хотите смотивировать человека поступать так же, как вы — покажите ему выгоду. В чем он выиграет от принятия вашей точки зрения, какую выгоду получит.
Будьте тактичным не быть назойливым. Для каждого человека есть темы, которые он обсуждать не хочет порой даже с самыми близкими людьми. Часто эти темы персонифицированы — у каждого свое.
Если человек уклончиво ответил на вопрос или отшутился — значит, эту тему он развивать не готов. Не стоит продавливать или переспрашивать, иначе возможно развитие конфликтной ситуации. Откажитесь от провокаций.
Раз уж мы говорим именно о конструктивном общении, то здесь провокации или манипуляции излишне. Представьте себя на месте собеседника. Один из лучших методов понять человека.
Но если проблема легко решается для вас, не факт что человек напротив способен ее так просто решить. На выход из проблемной ситуации влияет масса факторов — сила воли, стрессоустойчивость, навыки, личностные качества, прошлый опыт. Чтобы наиболее эффективно понять человека, попробуйте посмотреть на проблему его глазами.
Что еще препятствует конструктивному общению?
Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах! Психологические нормы общения Психологические нормы общения включают следующие принципы: принцип равной безопасности; принцип нецентрической направленности; принцип адекватности. Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки.
Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов. Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли. При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения. Условия Эффективный диалог возможен только при определенных условиях, без которых реагировать на речь собеседника конструктивно — не получится. Относится к человеку как к равному.
Его социальный статус, положение в обществе, популярность и другие внешние атрибуты не должны влиять на диалог. Это условие работает в обе стороны — не стоит подстраиваться под вышестоящего по должности просто потому, что он богаче или наделен большей властью. Также не нужно показывать превосходства или снисходительного отношения к человеку, который по достатку или положению ниже вас. Внимательно слушать собеседника. Не просто слышать, а слушать. Сосредоточить внимание на его словах, подключить образное мышление, запоминать детали. Необходимо удалиться от внешних раздражителей и полностью погрузиться в диалог.
Быть непредвзятым. Нужно быть готовым понять человека, поскольку то, что он говорит — результат его умственной и практической деятельности, прошлого опыта. Он пришел к своей точке зрения не в один день, а потому имеет смысл понять его позицию. Конечно, не стоит и сразу менять свою точку зрения на то, что преподносит собеседник. Здесь важен баланс — выслушать и проанализировать информацию, не принимая и не отвергая ее источник. Выбор правильного собеседника. Не каждый вопрос можно обсудить с каждым человеком.
Если вы хотите решить проблему — лучше обратиться к компетентному человеку, который либо сталкивался с такой же проблемой, либо имеет большой опыт в ее решении, является профессионалом. Существуют люди, с которым вообще невозможно построить грамотный конструктивный диалог. Вариантов масса: человек эмоционален сам по себе, а потому реагирует на информацию неадекватно; личная неприязнь к вам настолько велика, что человек не в какую не желает идти на диалог; человек — эгоист и его ваша проблема не волнует; человек считает вашу проблему простой, легко решаемой, а потому считает, что вы «зря беспокоитесь». Возможные препятствия Главным фактором, мешающим конструктивной беседе, является оценочное суждение. Очень трудно быть всегда уверенным в единых взглядах с собеседником, поэтому говорить необходимо фактами, без аргументов за или против. Старайтесь вести беседу так, чтобы человек пожелал сам реализовать ваше желание. При отсутствии у партнера по диалогу желания делиться информацией, не устраивайте допрос, это может привести к возникновению спора.
Не убеждайте человека в том, что его поступки объясняются страхом, ревностью или другими эмоциями, это может вызвать обиду на вас и спровоцировать приступ агрессии. Если собеседник видит проблемы в разрешении ситуации, то проявите уважение к его чувствам и переживаниям. Даже при отсутствии у вас интереса к теме собеседника, проявите такт и постарайтесь не перебивать его. Не демонстрируйте свое превосходство над собеседником, даже если на то имеете основание. Формулируйте предложения в виде просьбы, а не приказа. Это стимулирует у собеседника появление желания помочь. Что еще может препятствовать конструктивному диалогу: обсуждение событий, которые уже произошли; выбор неправильного собеседника; желание изменить не ситуацию, а окружающих; препятствие в общении, основанное как на личной неприязни, так и на других причинах; избегание собеседника, из-за его возможного негативного влияния на ситуацию; невозможность воспринимать речь собеседника; семантический фактор: использование жаргона или сленга может отвернуть; неуверенность в себе.
Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Эмоциональное напряжение при общении Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией. Для снятия эмоционального напряжения существуют следующие приемы: не используйте защиту и тактику нападения; формулируйте свою мысль так, чтобы не вызвать желание защититься; не оправдывайтесь, этим вы проявляйте слабость; поясняйте совою точку зрения спокойно и обстоятельно; устраняйте источник негатива; покажите готовность к пониманию своего оппонента; не заостряйте внимание на своих потребностях. Прием 1.
Эмоционально-информационное управление ситуацией Пользуясь технологией управления и фильтрации информации, получаемой от других людей, вы можете не раскручивать эмоции, а переводить их на рациональный уровень. Чаще всего потенциальная конфликтность нарастает там, где искажение информации происходит при передаче по «цепочке». Необходимо сразу же отсечь барьеры вероятного искажения или определить, где возможна предвзятость, необъективность в оценке ситуации. Если пренебрегать нормой управления информацией, можно столкнуться и с эффектом «самонакручивания». В таком состоянии человек самостоятельно делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому следует держать в своем сознании необходимость получения ответов на вопросы и в ситуации предконфликтного или конфликтного общения действовать по следующему алгоритму. Необходимо справиться с эмоциональным фоном ситуации.
Можно попробовать управлять поведением собеседника посредством предложений: «давайте присядем и поговорим», «выпейте воды и успокойтесь», «сначала успокойтесь, потом поговорим». В этой ситуации эффективным может быть отвлечение от ситуации: «подождите, мне надо сделать один звонок», «сколько вам необходимо времени на изложение проблемы? Получите ответы на вопросы! Необходимо выяснить, что произошло важны только факты без эмоций и кто свидетели событий. Важно разговаривать с «первым информационным лицом», а не посредниками, которые могут искажать информацию. На основании полученной информации определить, каковы последствия развития ситуации и есть ли смысл в нее включаться. Разобраться в мотивации действий сторон и составить предварительный прогноз последствий.
Дать выход негативной энергии, которой «заряжена» ситуация, из собственного сознания. По словам известного психиатра К. Быкова: «Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Здесь оправданны любые приемы защиты, особенно если не вы виновник ситуации. Техника общения Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения: Ведите разговор на языке собеседника, не используйте в общении сложные термины и выражения. Подчеркивайте свое уважительное отношение к оппоненту. Старайтесь найти что-то общее, благодаря этому проще строить беседу.
Проявите интерес к проблемам оппонента. Внимательно выслушайте его и дайте высказаться. Говорите о том, что вы чувствуете. Это поможет вызвать доверие к вам. Не говорите лишних слов, если не знаете способа решения проблемы. Не воспринимайте негативно действия партнера. Конструктивная критика Конструктивный разговор — что это?
Думаем, с этим вопросом мы уже разобрались. Теперь пришло время рассмотреть понятие «конструктивная критика», поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. Как вы уже могли понять, конструктивная — это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива. Если вы хотите, чтобы человек принял к сведению ваши замечания и исправил свои ошибки, в вашей критике должна отсутствовать какая-либо агрессия. Наоборот, разговор должен проходить в позитивном тоне. Структура конструктивной критики: Похвалить.
Говорите только о том, на что способны влиять в настоящем и будущем. Не обсуждайте прошлое. Правильно выбирайте собеседника, чтобы обсудить ту или иную тему. Стройте свой диалог на подтвержденных фактах, чтобы собеседник больше проникся к вам доверием. Не забывайте про конструктивную критику.
Конструктивный диалог — решаем конфликты без ссор
Искусство конструктивного диалога (конспект). Александр Фридман | Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. |
Зачем стремиться к конструктивному диалогу | Например, фраза: «Европейский союз должен искать пути для конструктивного диалога с Россией» означает, что страны должны совместными усилиями определить конкретные пути решения назревших международных проблем. |
Конструктивный диалог: особенности и правила построения | Вот как спланировать и провести конструктивный разговор, будь то диалог или рабочее совещание. |
Конструктивное общение психология
Не обвинять и быть конкретнее: 5 правил конструктивного общения в отношениях | Как вести диалог, чтобы выход из конфликтной ситуации был найден мирно, без ссор и скандалов? Основные правила конструктивного диалога для решения конфликтов. |
Конструктивный диалог: что это, правила и особенности - Гармония внутри | Конструктивный диалог — это разговор людей о серьезных делах, проблемах, построенный на трезвом взгляде на реальность, цель которого — упорядоченное нахождение истины. |
Вы точно человек? | Конструктивный диалог делает человека менее агрессивным и более дипломатичным, помогает научиться вести переговоры и обучает деловым качествам. |
Предложения со словосочетанием КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ | Конструктивный разговор — диалог, в котором каждый из собеседников стремится донести собственную точку зрения и правильно понять информацию, исходящую от второго человека. |
Что значит конструктивный диалог
Уметь вести конструктивный диалог это. это диалог, нацеленный на достижение определенного результата. Президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва готова вести конструктивный диалог со всеми, кто за мир.
Семь секретов эффективного диалога
Применяя на практике каждую из составляющих вы научитесь вести продуктивный диалог и в ваших отношениях станет гораздо меньше конфликтов, а может и не будет совсем. Что значит конструктивно — значение слова, конструктивным элемент, диалог, критика, мышление. Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог.