ТРК Татарстан-Новый век. Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. В издательстве Individuum вышла книга исследователя криминальной Казани Роберта Гараева «Слово пацана. Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики. Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики.
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
Сериал «Слово пацана» местами может показаться преувеличенным и забавным, особенно зрителям помладше, родившимся после 1980-х. Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? Роберт Гараев слушать аудиокнигу онлайн в исполнении Радциг Кирилл. + Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Хронология Казанского феномена.
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
Очевидцы событий в "Слово пацана" рассказали, соответствует ли сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" действительности: какие группировки враждовали в Казани в 90-е. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, по мотивам которой был снят нашумевший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. Сериал «Слово пацана» об уличных бандах Казани, орудовавших в конце 80-х годов, обрел массовую популярность в России и других странах бывшего СССР. Кто был прототипом главных героев и что стало с реальными криминальными авторитетами столицы Татарстана? Подростки в Сармановском районе Татарстана решили воспроизвести показанные в сериале "Слово пацана" уличные баталии конца прошлого века.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
А в конце месяца в Telegram стали появляться каналы, названные в честь банд, описанных в сериале. В них члены импровизированных ОПГ, большинство из которых — несовершеннолетние, назначают друг другу стрелки, объявляют общие сборы и публикуют карты с разделением районов города на зоны влияния. Они публикую видео со своих «сходок», а также заявляют, что не намерены делиться «властью» с другими. В своем канале они также обсуждали принципы боя с соперниками — по словам участников сообщества, в драках не должно быть правил, «кроме тех, что издавна существовали». После того как о них начали писать СМИ, группировки закрыли доступ к своим Telegram-каналам от посторонних.
В пресс-службе ведомства сообщили, что пока заявлений в полицию в связи с активностью группировок не поступали, в органы здравоохранения за помощью также никто не обращался.
Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь. Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне. Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа. Слушая одесский по происхождению, русский шансон от Утёсова до Шуфутинского, вы видите разноплеменный край у Чёрного моря. Погромы и еврейские отряды самообороны, трансформировавшиеся в банды. Вы ловите характерные слова и музыкальные интонации.
Включаете русского поэта и собирателя фольклора Михаила Круга и представляете историческое сердце России, ставшее «неперспективным Нечерноземьем», где дорога ведёт то к затопленному водохранилищем храму, то прямиком на зону. И смотрит на вас с укором Василий Шукшин из «Калины красной». Казанский феномен при очень интересной этнической фактуре Среднего Поволжья оставил ли что-то подобное? Даже главный музыкальный манифест группировок, песня «В Татарстане город есть Казань, на реке Казанке он стоит» — это переложение шлягера «Гоп со смыком» из репертуара Леонида Утёсова и Аркадия Северного. Жил «Гоп со смыком», как известно, на Подоле. А район Подол находится в столице одного очень недружественного государства, где тоже смотрят «Слово пацана». Но это не Казань. Отсутствие своего культурного «Я», музыкальный конформизм и всеядность опэгэшного большинства долгие десятилетия служили казанским металлистам, панкам, гранжерам и рейверам хоть какой-то моральной компенсацией за все риски проживания в таком городе.
Оставили яркий след в топонимике И всё-таки. Если уличные группировки в определённый момент стали определяющим фактором в жизни Казани. Если спустя 20 лет после угасания этой истории её так жарко обсуждают. Должно же быть хоть какое-то рациональное объяснение всему этому. Что-то такое должно было быть в Казани, что породило это неуловимое явление? До сих пор, когда казанец хочет объяснить казанцу координаты объекта или направление маршрута, бывает проще назвать территорию ОПГ 80—90-х, чем конкретный адрес. И это неслучайно. Жора Крыжовников, 2023, Россия В условиях позднего СССР, где всё шло по плану и все роли и статусы были давно распределены, казанский феномен заполнил пустующую нишу низовой неформальной самоорганизации.
Интернета в те годы не существовало, глобальная массовая культура проникала в СССР очень дозированно, поэтому молодёжи было проще находить «своих» среди ближайших соседей. Будь по соседству проверенные годами низовые институты, легальные лидеры мнений и общественные объединения, эта буйная энергия могла вылиться во что-то более созидательное и управляемое. Молодёжные группировки нередко связывают с миграцией жителей села в город, где они воспроизводят сельскую неприязнь к соседней деревне. Для Казани это верно лишь отчасти. Чувство принадлежности к своей улице здесь росло из местной почвы. В силу географических особенностей историческая Казань представляла собой сложный конгломерат слобод. И речь не только о некоей слободе, где отдельно от русских жили татары.
Старшие выстраивались в линейку. Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу. Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства. Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш. Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем. Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал. Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила. Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали]. Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него. Я понял, что так больше не могу. Первое время я думал, что ребята из «Низов» — моя защита: у меня не было с ними особых проблем. Но потом я вдруг стал ощущать исходящую от них опасность. Мне так не хотелось опять ходить на сборы, во всем этом участвовать — и я начал сливаться. Тогда тот самый Абаж инициировал мое «отшивание». Когда тропинка превратилась в небольшую полянку, Абаж со словами «Ну все, будем тебя отшивать» ударил меня и плюнул в лицо. Я ударил Абажа в ответ, плюнул в него и побежал в кромешную тьму. Вблизи было небольшое болотце, я забежал в него и спрятался в камышах. Двадцать минут парни кидали в мою сторону все, что было под руками, а потом просто ушли Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» После этого я постарался забыть все, что было связано с группировщиками. И только спустя 30 лет как бы заглянул ужасу в глаза — взялся за книгу. Чувствуются ли сейчас в городе отголоски «казанского феномена»? Может ли он возродиться в том или ином виде? Нет, сегодня Казань совсем другая, хотя группировки на окраинах города все еще существуют. Однако на их территориях подросткам никто не позволит создать свои. С другой стороны, мне кажется, что «Слово пацана» — сериал Жоры Крыжовникова — к таким мыслям и не ведет. Внутри группировок молодежь проходила через ужасы — и, посмотрев на них, вряд ли кому-то захочется этот опыт повторить.
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море. Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».
Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана" | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки. |
«Улицы Казани 90-х залиты кровью»: опера и участники ОПГ о вреде фильма «Слово пацана» | Криминал «Слово пацана» «Всё равно грохнули бы, попозже только». |
Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Роберт Гараев – Литрес | Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики. |
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн - Роберт Наилевич Гараев | В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. |
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников? | "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце! |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ
Подростки в Сармановском районе Татарстана решили воспроизвести показанные в сериале "Слово пацана" уличные баталии конца прошлого века. Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. Бывший член банды «Хади Такташ» Денис Чернеев в беседе с Daily Storm признался, что смотрит нашумевший сериал «Слово пацана». В основу сценария легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева — сборник мемуаров участников группировок и правоохранителей тех лет.
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР
Жора Крыжовников Равилю про сериал рассказала дочь, она в свое время очень интересовалась тем, как проходила молодость ее родителей, и была в курсе того, чем занимался ее отец. Хотя Равиль и признаётся, что рассказал далеко не всё, упрекнуть его во лжи собственному ребенку никто не сможет. Своего прошлого я не стесняюсь, оно осталось где-то там, но было. Ну а еще ее мать всегда меня бандитом называла за глаза после развода, мне легче было сказать правду, чем придумывать себе новую биографию, чтобы выглядеть хорошим, — рассуждает Равиль. Равиль считает, что в сериале нет никакой романтизации бандитизма и опэгэшников, однако и всю правду он не показывает, так, берет по верхам. Жора Крыжовников — Это такой кинчик для подростков, которые не читают книжки, им не у кого спросить, как было на самом деле. Много моментов, которые не так показаны. Ну вот по героям тоже, ладно, Марат и Андрей — пацаны еще, мелкие, такие были, да, но Адидас этот ваш? Да такого Адидаса на районе быстро бы размотали, не было таких идеалистов, типа с собственными понятиями. Как лидер он вообще никакой, не пошли бы за ним даже пацаны. Реальный там только Кащей, а Адидас ваш — сопля розовая для малолеток, — негодует бывший опэгэшник.
По словам Равиля, то, как решал в сериале вопросы герой Никиты Кологривого — Кащей, больше всего напоминает реальную обстановку того времени. Если погибал кто-то из группировки по вине парней из другого района, толпа не ходила устраивать разборки, всё старались решать по-мирному. С этого вообще посмеялся от души. Покрупнее были вопросы, поважнее. Районы держали не для того, чтобы кулаками махать с теми, кто на них зайдет без спроса, мы все имели свои точки, своих продавцов, своих ментов, свои заводы, которые деньги платили в карман главному. В этом была суть — всё это ваше братство, может, и работало с мальчишками какое-то время, но все хотели жрать и жизнь свою молодую хорошо жить, а не просто бегать драться и дружить толпой. Жора Крыжовников Также много претензий у Равиля к самим сценам драк. Бывшего опэгэшника постоянно смешило то, как легко и быстро восстанавливались герои сериала после очередного избиения. На деле же группировщики нередко получали серьезные травмы и ходили «синие» и в шрамах большую часть времени. Нос трижды ломали, потому он такой кривой, уродский.
Шрамов на черепе, на животе — десятки.
В этой перестрелке один из инкассаторов выжил. Он добрался на попутке до аэропорта и сообщил правоохранителям о нападении. Криминальные разборки и нападения банд Отличительная черта времен ОПГ — заказные убийства.
Киллерам заказывали не только членов банд, но и самих авторитетов. Так, в конце мая 1993 года был убит Рашид Янтимиров. Город запомнил пышные похороны крестного отца «Десятки». Его хоронили в Тюмени с большими почестями, а на кладбище воздвигли бронзовый памятник в полный рост.
После его смерти ОПГ еще долго существовала, но сменила сферу деятельности. Но попытка уйти в легальный бизнес тем не менее продолжалась чередой заказных убийств. В мае 1995 года не стало еще одного члена «Десятки», Алексея Ляхова «Ляха». Перед смертью он отправил жену и маленького сына за рубеж.
В ночь с 28 на 29 января члены группировки в Тюмени планировали ограбление инкассаторов, которые должны были перевозить около 2 млн рублей. Однако машина бандитов привлекла внимание сотрудников ДПС. Случайная проверка документов закончилась перестрелкой. Оперативники задержали почти всех членов банды в течение полугода.
В итоге в 2006 году лидер банды получил 23 года колонии строгого режима, его помощник Игорь Рябков — пожизненное заключение.
Увеличить численность банды помогала пропаганда. Участники ОПГ рассказывали о своей силе и авторитете, предлагали присоединиться и стать частью мощной организации.
Не все методы были демократичными, некоторых людей приводили в банду силой и посредством шантажа. Такой подход позволял бандам укрепить свое положение и иметь больше сторонников. Методы привлечения новых членов в группировку в Тюмени были крайне опасными.
Честные граждане оказывались под постоянной угрозой, а банды расширяли свое влияние и территорию деятельности. Такая ситуация делала Тюмень одним из самых опасных городов России в 90-е. Они решали, чем будет заниматься их группировка, и контролировали работу преступной организации.
За короткий срок Янтимиров смог «подмять» коммерсантов и собрать вокруг себя большую банду. Были и те, кто не считал себя прямым участником, но помогал банде в ее становлении. Его считали «серым кардиналом» тюменской «Десятки».
Члены ОПГ могли похитить коммерсанта среди белого дня, увезти на свои квартиры, чтобы взамен на жизнь и свободу получить его поддержку. Благодаря активному напору к началу 1993 года ОПГ смогла подмять под себя всю Тюмень. Ходили всегда толпой, минимум по два или три человека.
С ними никогда не связывался, да и в банду не звали. Тогда переживал по этому поводу, а сейчас рад, что жизнь не поломал себе», — делится тюменец Андрей Г.
Ильдар выпускает Андрея из камеры и говорит, что сожалеет о его матери и младшей сестре. Герой убегает в качалку, но находит там только вернувшегося Кащея. Бандит издевается над парнем и заявляет, что никакого «Универсама» больше нет. Кащей требует принести на следующий день сто рублей и отнимает у Андрея пальто. Не зная, куда идти дальше, подросток прибегает домой к Ирине. На кухне он находит сестру Юлю.
Выясняется, что милиционерка оформляет над девочкой опеку. Девушка предлагает Андрею уйти из группировки и начать нормальную жизнь. По дороге домой Марат находит Вову. Старший брат просит принести ему теплые вещи и еду, чтобы уехать из города. Но Марат совсем ему не рад. Он обвиняет Адидаса-старшего в смерти Айгуль. Спустя некоторое время к Марату приходит глава комсомола и вручает почетную грамоту за задержание Турбо. Парня готовы зачислить в комсомол за заслуги перед обществом.
Марат не очень рад гостю, но обдумывает предложение. Он соглашается прийти на церемонию принятия и даже отнимает пионерский галстук у случайного школьника. Марат вступает в комсомол. На выходе из дворца культуры его настигает Андрей. Марат считает, что поступил правильно, сдав универсамовских милиции. Ведь из-за них погибла Айгуль. Между бывшими друзьями завязывается драка. В схватке побеждает Андрей.
Марат и Андрей в финале оказываются по разные стороны баррикад. Парень бьет милиционера и убегает. Он убеждает девушку сбежать вместе с ним в Абхазию. Сделать это трудно, так как Адидаса ищут по всей Казани. На выезде из города он звонит мачехе и узнает, что к отцу приходили с обыском. Вова возвращается в Казань, чтобы навестить папу и попрощаться с ним. Но тот не принимает сына и отказывается от него, называет убийцей. За Вовой гонится милиция, и рядом с машиной его подстреливает Ильдар.
Герой умирает на руках Наташи. Андрей вместе с Ириной и Юлей навещает маму в больнице. Парень идет на рынок покупать торт и по дороге решает взять еще и цветы. Чтобы расплатиться с продавцом, он отдает свою шапку. Однако Андрея неожиданно узнает мужчина, у которого универсамовские украли видеомагнитофон. Он задерживает героя и сдает его милиции. Марат идет по коридору отдела милиции вместе с главой комсомола. Тот утверждает, что «за ними теперь сила» и что скоро все будет принадлежать им.
В награду за сдачу «Универсама» комсомолец приводит Марата в туалет, где находится насильник Айгуль.
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
Его текст опубликовал телеграм-канал Ксении Собчак. Волынец уверена, что фильм идеологически и психологически влияет на граждан — «насаждает чуждую российскому народу и разрушительную для российского общества систему идей и ценностей». Что относится к деструктивной идеологии? Культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству. Она также попросила запретить трансляцию «Слова пацана» и заблокировать сайты, где его транслируют. Потому что подростки так устроены. Если там было насилие, да, это плохо», — считает писатель. Я надеюсь, она повлияет правильно на подростков.
В канале «Хади Такташ» автор аккаунта и его «подопечные» считают, что победа оппонентов была «фальсифицирована», а силы неравны. Они также выражают надежду дать отпор в следующий раз.
В сериале так называли парней вне группировок. В «Жилке» им отвечают, что «на улицах нет правил, кроме тех, что издавна существовали», а их оппоненты также нападали толпой. По их информации, родителей подростков пригласили на беседу, а дети рассказали, что подражание героям сериала было просто шуткой. Тем не менее это вызвало озабоченность местной уполномоченной по правам детей Ирины Волынец. Она составила обращение в Роскомнадзор и потребовала проверить сериал на соответствие указу президента об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Его текст опубликовал телеграм-канал Ксении Собчак.
Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани, во время которых вооружённые арматурой и кастетами подростки избивали всех, кого встречали.
Милиция срывала "мероприятия", но это удавалось не всегда. Например, пробег 1978 года в район Ново-Татарской слободы, во время которого были убиты два человека и искалечены десятки, прошёл для преступников удачно: пострадавшие не стали писать заявления. Укрепившись в районе, "тяп-ляпы" занялись уголовщиной: кражами, гоп-стопом и рэкетом цеховиков. Попытки милиции проникнуть в группу окончились провалом — агента убили. Арест одного из членов банды, Искандера Тазетдинова, привёл к боевым действиям между милицией и бандитами: Хантимиров решил ради друга "поднять город". После серьёзной перестрелки МВД Казани взялось за бандитов всерьёз — были задержаны почти все члены банды. Антипов пытался организовать убийство прокурора, занимавшегося делом, но был арестован. Конец был закономерен: Хантемирова и Тазетдинова расстреляли, а Антипов и Скрябин получили по 15 лет.
Когда Хантемирова вели на расстрел, с ним случилась истерика. Алкоголь и табак в банде были под запретом, поощрялись занятия в спортзале и секциях. Каждый член банды отвечал за двух других, помоложе. Казанский жилой район Горки, откуда родом "Перваки". Бандиты промышляли наркотой, рэкетом, заказными убийствами, крышевали проституток. Ездили на жёлтых "хаммерах", жили богато, но недолго. Гибли в перестрелках, сами убивали ни в чём не повинных людей, попавших под перекрёстный огонь. Их захватывали в заложники и казнили бандиты из других ОПГ — в Казани разгорелись войны между бандами.
Попытки перемирия часто завершались разборками. Например, война межу "Перваками" и борисковскими началась с инцидента в ресторане "Нарат", где бандиты мирились, но перепились и открыли стрельбу. В 1998 году лидер "Хади Такташа" объявил награду за каждого убитого первака. В результате резни на тот свет отправились семь перваков.
Это был небольшой квадрат, центром которого являлась улица Шамиля Усманова.
Вокруг нас были группировки «Грязь», «Кинопленка», «Московская бригада» и «Хитрый двор». Я считался «скорлупой» — на нашем жаргоне это означало «участник самого младшего возраста». Мы иногда конфликтовали с «Грязью», но разрушительных войн у нас не было. Писатель рассказал о внутренней кухне казанских группировок Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Главная обязанность группировщика того времени — постоянное посещение сборов.
Таким образом нас дисциплинировали старшие. Также нам запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, курить. Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи.
Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор. И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру. А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан.
Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт».
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
Драки, сходки и зоны влияния: «Слово пацана» хотят запретить из-за появления подростковых банд | Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. |
Пересказ всех серий «Слова пацана»: что происходит в каждом эпизоде | Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ | Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. |
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
Криминал «Слово пацана» «Всё равно грохнули бы, попозже только». Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Роберт Гараев. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
В Татарстане юные зрители устроили драки в стиле девяностых годов, насмотревшись "Слово пацана" | Сериал «Слово пацана» местами может показаться преувеличенным и забавным, особенно зрителям помладше, родившимся после 1980-х. |
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» | «Слово пацана» — в чем-то ностальгическое, но бескомпромиссное и местами страшное в своем упоении насилием произведение, где бандиты-рыцари без страха и упрека выгрызают себе место в криминальной иерархии. |
Вторая серия
- «Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
- «Сломанные судьбы, людские трагедии – ничего крутого в этом нет»
- Как я писал эту книгу
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х — Википедия
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
Но и здесь ничего не найти. Не будем искать в Казани 80-х мировые явления типа афроамериканского гангста-рэпа. Уж очень разные весовые категории и стартовые позиции. Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь. Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне. Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа. Слушая одесский по происхождению, русский шансон от Утёсова до Шуфутинского, вы видите разноплеменный край у Чёрного моря. Погромы и еврейские отряды самообороны, трансформировавшиеся в банды.
Вы ловите характерные слова и музыкальные интонации. Включаете русского поэта и собирателя фольклора Михаила Круга и представляете историческое сердце России, ставшее «неперспективным Нечерноземьем», где дорога ведёт то к затопленному водохранилищем храму, то прямиком на зону. И смотрит на вас с укором Василий Шукшин из «Калины красной». Казанский феномен при очень интересной этнической фактуре Среднего Поволжья оставил ли что-то подобное? Даже главный музыкальный манифест группировок, песня «В Татарстане город есть Казань, на реке Казанке он стоит» — это переложение шлягера «Гоп со смыком» из репертуара Леонида Утёсова и Аркадия Северного. Жил «Гоп со смыком», как известно, на Подоле. А район Подол находится в столице одного очень недружественного государства, где тоже смотрят «Слово пацана». Но это не Казань.
Отсутствие своего культурного «Я», музыкальный конформизм и всеядность опэгэшного большинства долгие десятилетия служили казанским металлистам, панкам, гранжерам и рейверам хоть какой-то моральной компенсацией за все риски проживания в таком городе. Оставили яркий след в топонимике И всё-таки. Если уличные группировки в определённый момент стали определяющим фактором в жизни Казани. Если спустя 20 лет после угасания этой истории её так жарко обсуждают. Должно же быть хоть какое-то рациональное объяснение всему этому. Что-то такое должно было быть в Казани, что породило это неуловимое явление? До сих пор, когда казанец хочет объяснить казанцу координаты объекта или направление маршрута, бывает проще назвать территорию ОПГ 80—90-х, чем конкретный адрес. И это неслучайно.
Жора Крыжовников, 2023, Россия В условиях позднего СССР, где всё шло по плану и все роли и статусы были давно распределены, казанский феномен заполнил пустующую нишу низовой неформальной самоорганизации. Интернета в те годы не существовало, глобальная массовая культура проникала в СССР очень дозированно, поэтому молодёжи было проще находить «своих» среди ближайших соседей. Будь по соседству проверенные годами низовые институты, легальные лидеры мнений и общественные объединения, эта буйная энергия могла вылиться во что-то более созидательное и управляемое. Молодёжные группировки нередко связывают с миграцией жителей села в город, где они воспроизводят сельскую неприязнь к соседней деревне. Для Казани это верно лишь отчасти.
В 2002 году бандитов взяли.
Им были предъявлены обвинения в преступлениях, в том числе в 20 убийствах. Лидер ОПГ Марухин был приговорён к пожизненному сроку, а другие получили от 17 до 25 лет. Во времена СССР всё ограничивалось драками и гоп-стопом, а в девяностые всё стало всерьёз. Банда разделилась на молодых и старых. Старики отстаивали воровские законы, молодёжь хотела заниматься бизнесом и просто перестреляла неугодных. Гусев и Раджа взяли под контроль всю проституцию Казани, весь ритуальный бизнес и наводнили город героином, то есть убивали людей и получали прибыль с похорон.
Годом расцвета банды считается 1997-й. На этот период пришлась война "Хади Такташа" с "Перваками". Достижения были своеобразными: убийства, расчленёнка и трупы, трупы... Спустя два года банде пришёл конец. Сначала был арестован лидер Марс Гизатуллин. Он отсидел три года, вышел на свободу и был убит.
В конце года за решёткой оказалась целая вереница бандитов. В общей сложности им было предъявлено обвинение в 60 убийствах. Впервые в российской практике была применена программа защиты свидетелей. В результате два лидера ОПГ были осуждены на пожизненное заключение, а остальные получили сроки от 12 до 24 лет. Например, в начале 1970-х годов там отметилась банда "Гастролёры", которая состояла из двух человек. Руководил бандой уголовник Вадим Сидоров, привлёкший к преступлениям своего друга Юрия Казакова.
Так, пистолет ПМ они добыли у милиционера в Киеве, которого убили. Самым громким преступлением стало ограбление инкассаторов в Казани, где бандиты убили водителя такси. Однако гуляли они недолго: в 1973 году преступников взяли, судили и приговорили к расстрелу.
С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы.
Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика.
О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку.
Антипов был самым старшим из лидеров группировки, сидел в тюрьме и прослыл авторитетом среди школьников. Он был боксером, способным нокаутировать оппонента всего с одного удара, и организовал спортзал для подростков в подвале. В этой «качалке» вместо спортинвентаря использовали батареи и утюги. Хантимирова считали неофициальным лидером группировки. Когда ОПГ создали, ему было 18 лет. Скрябин был ровесником Хантимирова, с которым дружил с начальной школы. Он считался «самым хитрым» лидером «тяпляповских».
Следователям удалось доказать гибель четырех человек. В результате чего Хантимирова приговорили к смертной казни и расстреляли в 1982 году. Антипова и Скрябина посадили на 15 лет. Однако в 1990-е они вернулись в Казань и вступили в другие ОПГ. Скрябина застрелили в 1994 году. Антипов уехал в Москву, оттуда в Подмосковье, где и живет до сих пор. В беседе с журналисткой Сашей Сулим он заявил, что группировки не было, а ее члены были просто друзьями. В ОПГ ушли и «тяпляповские» после ареста своих лидеров. Бандиты из «Хади Такташ» жили по «воровским понятиям».
Они промышляли криминалом, воровали полиэтиленовую крошку с «Оргсинтеза» и продавали ее.