В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. Главная» История Лезгин» Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века.
Лезгистан – миф или реальность?
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу Лезгины лезги, лезгияр - один из древнейших народов Кавказа. Давайте узнаем о них немного подробнее. Живут эти ребята компактно на юге Дагестана Ахтынский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и другие районы , а также в соседнем Азербайджане. Сегодня лезгины наряду с азербайджанцами составляют основное население древнейшего и самого южного города России - Дербента. Есть небольшая лезгинская община и в Грузии. Существуют лезгинские диаспоры в Узбекистане. А также в Турции, куда лезгины попали мухаджирами исламскими беженцами сразу после Кавказской войны. Всего же лезгинов в мире насчитывается около 500 тысяч человек из них 300 - в России. На каком языке говорят лезгины? Язык лезгинов, сложный, но прекрасный, относится к нахско-дагестанской семье.
Также в лезгинской кухне есть множество десертов на основе меда, фиников и варенья. Лезгины — их роль в культуре и стиле Лезгины — это традиционные штаны, предназначенные для мужчин и женщин. Они носятся во многих культурах и регионах, но для лезгинов они имеют особое значение.
Появление лезгин является неотъемлемой частью истории лезгинского народа, который живет в горных регионах Кавказа. По традиции, лезгины были сделаны из кожи животных, отличались эластичностью и прочностью. Сегодня они изготавливаются из различных тканей, часто украшены вышивкой и нарядными элементами.
Лезгины могут быть нескольких типов: узкие или широкие, с завышенной талией или низкой, длинные или короткие. На Кавказе лезгины украшаются орнаментами и вышивкой, которые отражают культуру и традиции лезгинского народа. Лезгины могут быть украшены как простым орнаментом, так и красочными сюжетами из древней лезгинской истории и мифов.
Некоторые детали, такие как бахилы, которые прикрепляются к низу штанин, носят магическое значение для лезгинского народа. Кроме лезгин, лезгинский народ также славится своим неповторимым украшениям, такими как серебряные браслеты, кольца и украшения из бусин. Эти украшения отражают национальную культуру лезгинского народа и используются как элемент придания индивидуальности традиционной национальной одежде.
Кто такие лезгины и каково их население? Лезгины - народ, обитающий в России, Азербайджане и Грузии. По различным оценкам, число лезгинов составляет от 500 тысяч до 1 миллиона человек.
Где живут лезгины? Основные территории лезгинов находятся в Дагестане и Азербайджане. Меньшие сообщества расположены в Грузии, Турции и Израиле.
На каком языке говорят лезгины?
Сегодня существует более 23 народностей лезгинской группы. Крупнейшей среди них являются лезгины, которые проживают в современных Дагестане и Азербайджане.
Как появились лезгины? Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана Россия и на севере Азербайджана, являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики. Какие нации произошли от лезгин?
В середине I тысячелетия до н. К ним относились албаны, гелы агулы , леги лезгины , утии удины , гаргары, чилбы, сильвы, лпины, цоды и другие. В каком году лезгины приняли христианство?
А ведь лезгины царство Лек приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которая стала колыбелью всего христианства на Кавказе. Кто предки Лезгинов?
Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г. Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами. Сеюг к У к УРУзу, пшеницу преимущественно озимую , рожь, ячмень, просо, чину, рис.
Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в.
В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах. За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками. Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г.
В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями. Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.
Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га 1959 г. Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентском г Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды. Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане.
В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами. Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах.
Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение. За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы! Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий. В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов печей-времянок, тазов, кувшинов и пр. До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане.
Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством. Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла, Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья. Ныне лезгинские селения связаны между собой т. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.
Я уже публиковал популярные высказывания с форумов, а теперь хочу продолжить поход за интересными постами. Вот наткнулся на весьма интересную тему - межнациональная любовь. В данном случае азербайджанка полюбила лезгина и у форумчан просит совета. Наверняка у девчонки не спокойно на душе. В общем читайте Здравствуйте! Я азербайджанка, выросшая и воспитанная в типичных для нашего народа традициях морали, быта, семейного уклада и т. Всегда была приверженкой того, что семью надо создавать с представителями своей национальности.
Но с недавних пор неожиданно для себя полюбила человека. Он - лезгин, замечательный человек. Хотела бы узнать мнение форумчан, желательно лезгин, об особенностях характера лезгинского мужчины, об их отношении к взаимоотношениям лезгина с женщиной не своей национальности, вообще, о семейных обычаях лезгин. Неангел А он где рос?.. Кафказ так сказать... Вот я тоже с детство дружу в двумя лизгинами и с одним табасаранцем, а так же у меня есть друзья аварцы. Но речь о лизгинах, кто скажет продолжать ли мне с ними дружить?
Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии
Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Лента новостей10. Главная» Новости» Последние новости лезгин.
Лезгины - этнос, а не национальность
Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. В отличии от аварцев и даргинцев, лезгинские народы не объединялись в переписи в один фронт и считались отдельно. Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций.
Лезгины: история, культура и особенности этноса
Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Главная» История Лезгин» Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века.
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.
За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками.
Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия.
Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями. Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой.
В настоящее время она стала значительной. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.
Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га 1959 г. Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы.
В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентскомг Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды. Большие успехи достигнуты и в области электрификации.
Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане. В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами. Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент.
В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами.
Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение.
За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы! Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий. История лезгинского народа В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов печей-времянок, тазов, кувшинов и пр.
До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане.
Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством. Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе.
К 1917 г. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла, Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья. Ныне лезгинские селения связаны между собой т.
Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.
Сталин был картвели по матери, по отцу - горный осетин Джугаев. Непонятно почему, но факт, что «грузинам» в СССР были даны беспрецедентно высокие привилегии, каковых не было более ни у одного другого советского народа. Вот в каких целях в СССР был создан термин «национальность». Он был создан изначально для категории новых советских политических наций, которым без всякого труда с их стороны, без прохождения необходимых естественных этапов развития «от племя — этнос народ — нация», сразу была присуждена высшая политическая категория «нация». Так как они не являлись подлинными этносами и потому определять их как этносы было невозможно, придумали форму от «нация» - «национальность».
А чтобы, так сказать, в дальнейшем не ущемлять их достоинства и не унижать их, чтобы у них не было никакого комплекса перед настоящими этносами, то было принято решение вообще не использовать определение «этнос» в СССР в юридическом отношении, а вместо него использовать исключительно только новое определение «национальность». Например, название «казахи» не может называться «этносом», так как нет кровного общего происхождения всех казахов от одного общего предка. Как и «азербайджанцы», как и «украинцы», как и «грузины» и тд. В отличии от них, допустим, чеченцы или лезгины могут. И буряты булагаты могут. Племена, участвовавшие в этногенезе бурятского народа, являются потомками Булагата, общего предка булагатских родов.
Так же и очень симпатичные мне юкагиры тунгуссы могут. Это необыкновенно интересный народ русской Арктики, «морские зверобои побережья Северного Ледовитого океана» в 1931 году в СССР тунгусам почему-то поменяли имя, и с тех пор они стали называться эвенками. Юкагиры настоящий этнос, в отличие от казахов, которых большевики посчитали по своей малочисленности «народом без будущего» и разделили на три части Якутская республика, Чукотский автономный округ и Магаданская область , где в советское время их ассимилировали якуты и чукчи. Численность юкагиров сильно упала по всем этим причинам по переписи 2002 года в Республике Саха 1097 чел. Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам. Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами.
Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная. Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос. Так как национальности не являются кровными органическими общностями, а являются политическими разнородными общностями, искусственно созданными в политических целях. Возможно, изначально они и не были виноваты в этом, это было сделано без согласования с ними. Однако тот факт, что поняв всё это, они осознанно приняли обман и готовы сохранить себя именно в такой форме любыми средствами и методами, осознавая, что только за счёт других народов — ущемляя, отбирая, ассимилируя и уничтожая другие этносы — они способны существовать в этом мире в таком своём состоянии, никак иначе они нежизнеспособны, насколько вошли в роль, что не могут сойти с этого ущербного пути, не способны вернуться к истокам, а продолжают идти, что делает их соучастниками.
Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями. Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру. Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом. Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством».
Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом». Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет. Относительно лезгин, не удивительна текущая тяжелая ослабленность лезгинского народа в свете известных обстоятельств. Этнос делает этносом только его органическая общность — с точки зрения этносоциологии, принадлежность к тому или иному этносу или народу. Этнос — органика, кровь, происхождение от общего предка. При своём естественном развитие от этноса к политической нации, открываются новые возможности и перспективы, при которых настоящая политическая нация переходит в форму наднации или супернации, например, «русские».
Определение «русские» — это уже давно не просто политическая нация и не просто этнос, а надэтническая культурно-историческая общность, имеющая социальную иерархию, стратификацию помимо общего языка и другие признаки народа см. Иногда его называют «суперэтнос». Русским можно стать, вне зависимости от своей крови, происхождения, а самое главное, абсолютно не нужно при этом отказываться от своей прежней идентичности например, чеченской или лезгинской или любой другой. Чеченец, родившийся и воспитанный в России, в русском мире, за границей спокойно называет себя «русским чеченцем» и от этого определения он не теряет ничего в отношении своего этноса, он продолжает оставаться одновременно нохчи. Таким образом, этнос народ и национальность — это совершенно разные категории. Лезгин юридически по национальности является россиянином, так как имеет паспорт РФ, но по этносу по происхождению - Лезги.
Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Что такое нация? Нация - это высшая политическая форма развития этноса. Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в наличии государственности. Как правило, нация редко бывает однородной, чаще всего в её составе присутствуют самые разные народности народность - это этническая группа, производная от корня материнского этноса, в силу исторических причин замкнувшаяся в определённой географической местности, в результате чего произошли изменения в языке. Лезгинский народ на самом деле имеет исторический опыт политической нации, но подзабыл об этом.
Кавказо-албанская нация в прошлом была представлена около 26 племенами народности , которые, при общем происхождении, говорили на разных диалектах, отличались своими уникальными чертами. Конфедерация 26 племён народностей образовывали единую политическую нацию, называемую албанами, но по этнической принадлежности делились на леги, ути, гаргары, сильвы чилбы , гелы и другие.
Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М. Гасанов и др.
Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н.
Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с. Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М.
Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М. Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А. Агаева, Х.
Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А. Гюльмагомедова, К. Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А. Ганиевой, Ф. Ганиевой, Г.
Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А. Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф. Аликберовой, Д. Ахмедова, М. Вагабова, С. Агашириновой, Р.
Гайдарова, Б. Рагимовой, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других. XIX в. Маза, Молла Нур из с. Ахты, Стал Саид из с.
Ашага-Стал и др. Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А.
Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М.
Независимо от верований, религия играет значимую роль в формировании лезгинской культуры, традиций и общественного мировоззрения. Она служит основой для моральных ценностей, нравственности и солидарности между лезгинским народом. Таким образом, лезгины, несмотря на разнообразие верований, стремятся сохранить и передать свою религиозно-культурную идентичность следующим поколениям. Современные лезгинцы и их культурная идентичность Одной из основных черт культурной идентичности лезгинцев является их язык. Лезгинский язык относится к горским языкам и отличается своеобразием и богатством фонетики. К сожалению, в связи с различными факторами, лезгинский язык находится под угрозой исчезновения, поэтому в последние годы множество молодых лезгинцев стремятся сохранить и изучить свой родной язык. Культура лезгинцев также выражается через национальные танцы, музыку, народные ремесла и кулинарию. Национальные танцы лезгинцев являются важной частью их традиционной культуры и могут включать быстрые и энергичные движения. Лезгинская музыка отличается динамичностью и жизнерадостностью, а инструменты, такие как тар, балалайка и дудук, играют ключевую роль в музыкальном наследии народа. Вероисповедание лезгинцев разнообразно. Большинство лезгинцев исповедуют ислам, но также существуют и христианское меньшинство. Важно отметить, что лезгины отличаются высокой степенью терпимости и уважения к другим религиозным традициям, что создает гармоничную мультикультурную среду. Современные лезгинцы сохраняют свою культурную идентичность, помня о своей истории и традициях. Они гордятся своим наследием и стараются передать его будущим поколениям, чтобы культура и традиции лезгинцев жили и процветали.
Лезгины. История, культура, традиции
Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. В отличии от аварцев и даргинцев, лезгинские народы не объединялись в переписи в один фронт и считались отдельно. Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков.
Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века
Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Основная статья: лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Старик-лезгин Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н.
Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Старик-лезгин Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию , государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др.
С 1802 г. В 60-е годы XIX в. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинский уезд бывшее Кубинское ханство - в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день. Два трагических момента для Российской государственности 1917г. В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала были поделены административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между "южными" и "северными" лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг, с одной стороны, вновь появившихся суверенных государств, а с другой - властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе. Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана. Лезгины были и остаются одним из крупнейших этносов Кавказа.
Более полный список приведен в Приложении к этой книге. Однако, как отмечает один из современных азербайджанских исследователей, вряд ли эти данные реально отражают численность народа: «Наши исследования, проведенные в 1994—1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250—260 тысяч человек... Средний возраст лезгин — 29 лет» [Юнусов 2001]. Речь азербайджанских лезгин квалифицируется учеными как кубинский диалект кубинское наречие , в котором выделяется несколько говоров. В связи с соотношением кубинского диалекта и лезгинского литературного языка специалистами было высказано следующее мнение: «Современный лезгинский язык в силу ряда социально-политических условий жизни его носителей имеет два литературных варианта: один функционирует на территории южных районов Ахтынского, Курахского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, частично Дербентского, Хивского и городов Республики Дагестан, а другой — в некоторых северных районах Азербайджанской Республики и в ее городах Баку, Сумгаите, Кубе» [Гюльмагомедов 1998: 35]. Характеризуя азербайджанский вариант лезгинского языка, А. Гюльмагомедов пишет: «Несколько иной функциональный статус имеет лезгинский язык в Азербайджанской Республике. Лишь в середине 60-х годов после неоднократных обращений лезгинской интеллигенции в центральные партийные и советские органы Союза ССР и Азербайджанской ССР с требованием восстановить изучение родного языка хотя бы в начальных классах было указание издать учебную и художественную литературу на лезгинском языке. Был издан небольшим тиражом учебникШ. Саадиева и А. Естественно, вскоре изучение лезгинского языка лезгинами прекратилось: не было учителей, специалистов, отсутствовала учебно-методическая литература. Однако широк спектр финансируемой спонсорами печатной продукции: произведения молодых поэтов, писателей — представителей кубинского наречия, буклеты, газетные публикации и др. Издаваемая на лезгинском языке в Азербайджане литература на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях образует новый, отличный от дагестанского вариант литературного языка. Правильнее было бы назвать его не вариантом литературного языка, а конгломератом речевого материала различных говоров кубинского наречия лезгинского языка и индивидуальных речевых особенностей пишущего. В печати широко используют созданные ими самими слова, сопровождая их различного рода комментариями об их исконности, древности и т. Пишущая братия особенно агрессивна в отношении русизмов на разных языковых уровнях. В республике после смерти Ш. Саадиева нет ни одного специалиста по лезгинскому языку с ученой степенью» [Гюльмагомедов 1998: 36]. Знание родного, а также азербайджанского и русского языков в различных лезгиноязычных районах Азербайджана было исследовано группой ученых Летнего института лингвистики [Clifton 2002]. Краткий обзор результатов их исследования приводится ниже. Во всех населенных пунктах, за исключением Баку, взрослые лезгины отметили, что они способны хорошо понимать и говорить на лезгинском как на родном. Они обычно используют лезгинский язык дома и в пределах лезгиноговорящего коллектива. В городе Набран Хачмазского района люди старшего возраста предпочитают говорить на лезгинском, более молодые люди понимают и говорят по-лезгински, но часто предпочитают говорить на русском. В Баку большинство взрослых понимают и говорят на лезгинском очень хорошо, но некоторые лезгины городские жители третьего или четвертого поколения, имеющие слабые контакты с негородскими лезгинами плохо владеют языком. Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию.
Лезгины: история, культура и образ жизни народа
Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х.
Рамазанов, У. Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К. Акимов, Г.
Искендеров, С. Алкадарский, А. Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф.
Вагабова, Р. Кельбеханова, А. Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д.
Ахмедов, М. Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б. Рагимова, Г.
Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие. Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села.
Маза, Молла Нур из пос. Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др. В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села.
Хлют, Абдул из села. Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села. Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А.
Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К.
Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев , А. Раджабов, К.
Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А.
Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К.
Алиханова, А. Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу.
Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи.
Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика.
Впрочем, азербайджанские лезгины уже практически полностью ассимилированы. По приказанию Зевса герой был прикован к скале Кавказских гор, а хищный орел ежедневно прилетал клевать его печень, которая за ночь отрастала вновь. Сказка ложь, да в ней намек. Сегодня уже очевидно, что этот древнегреческий миф является аллегорическим описанием ритуального обряда погребения кавказских горцев. Ведь не случайно для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово — лек.
Не может быть никаких сомнений в том, что это совпадение является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Орел — один из самых древних тотемов человечества. В представлении лезгин и некоторых других кавказских народов орлы являются воплощением человеческой души. Этот феномен — отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа. Раннесредневековые арабские географы в своих путевых заметках сообщали, что у местных горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей. Хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени. В связи с этим бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа. По естественному течению мыслей считалось, что при поедании покойников орлами душа умерших перемещалась в тела птиц. Орлы и некоторые другие хищные птицы и поныне считаются у лезгин священными.
Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с древним табу — запрещением охоты на тотемических животных. И сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «Лезгинку». Сколько лет этому танцу точно не знает никто, но определенно можно сказать точно, что лезгинка представляет собой прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе. В основе его лежит подражание движениям орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки- крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном орлиными перьями. Ныне лезгинка — самый известный и популярный среди всех танцев народов Кавказа. Кстати, это название ему дали русские.
Лезгинка завораживает и вместе с тем заводит своим энергичным ритмом как танцующих, так и наблюдающих. Его мощная энергетика очень точно соответствует боевому настрою воинов перед сражением. И действительно, во время войн лезгинка служила ритуальным танцем кавказских горцев для поднятия духа. Поэтому лезгинка, преимущественно, мужской танец. Сложно представить себе, чтобы где-то на мероприятии или свадьбе лезгинку танцевали одни девушки. А вот танец без участия представительниц прекрасного пола, где танцуют только мужчины — это обычное дело. Вместе с тем лезгинка служила способом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу, и познакомиться молодым людям было нелегко. Но когда девушки собирались на свадьбах, юноши, сделав какое-нибудь движение лезгинки, подзывали своих избранниц на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.
Музыка лезгинки, с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку. Композиция осталась популярной по сей день — к ней часто обращаются современные исполнители. Язык Лезгины говорят на лезгинском языке. Лезгинский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. В своей группе лезгинский язык вместе с наиболее близкими табасаранским и агульским языками образовывают ветвь, которую называют "восточно-лезгинской". Лезгинский язык имеет 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем.
Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф». Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода.
Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространенная у народов Кавказа. Первый лезгинский театр зародился в 1906 году в селе Ахты.
В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Лезгинский государственный музыкально-драматический театр имени С. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный Лезгинский театр, расположенный в Гусаре. Лезгинский язык имеет три тесно связанных взаимно понятных диалекта: куринский также называемый гуней или курах , ахти и куба. Куринский диалект является наиболее распространенным из трех, и на нем говорят на большинстве лезгинских территорий в Дагестане, включая город Курах, который исторически был важнейшим культурным, политическим и экономическим центром лезгинского края в Дагестане и бывшая резиденция Куринского ханства. На ахтинском диалекте говорят в юго-восточном Дагестане.
Kuba говор, наиболее отюречился из трех, широко распространен среди лезгин северного Азербайджана названных в честь города Kuba, культурные и экономичные фокусной области. Религии Сегодня лезгины — это преимущественно мусульмане-сунниты , а шиитское меньшинство проживает в селе Мискинджа в Дагестане. Основной тип поселения у лезгин — село «хур». Что касается социальных групп, то лезгинское село разделено на кварталы. Распространен крупный территориально связанный поселок один квартал — один тухум.
В каждом селе была мечеть, сельская местность — Ким, сход жителей мужская часть на сельское собрание для решения важнейших вопросов общественной жизни села. Танец Лезгины, танцующие лезгинку в селе Ахти, 1900 г. Лезгинский танец, в том числе сольный мужской и парный лезгинский танец, распространен у многих народов Кавказа. В танце используются 2 изображения. Мужчина движется по образу «орла», чередуя медленный и быстрый темп.
Наиболее эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он стоит на цыпочках, разводя руками в разные стороны. Женщина движется в форме «лебедя», завораживая изящной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не удивительно, что танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: словом «Лек» лезгинский : лекь означает орел. Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность.
Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.
Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.
Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.
Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа.
Тогда еще была построена дербентская крепость помните, мы ездили туда на экскурсию? На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию.
Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».
В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.