Новости лыкова агафья биография

Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского.

Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли

А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке. Посмотрите короткое видео про быт одной из самых известных отшельниц в мире, которой пишут письма со всего мира, но сама она этот мир пускает в свою жизнь лишь по большой необходимости.

Инспекторы оказывают Лыковой помощь и доставляют ей корреспонденцию и посылки. Как правило, они навещают ее не реже раза в месяц, а летом — по два раза. В середине 2019 года представители Роскосмоса посетили отшельницу, Цитирую: "на предмет обеспечения безопасности людей и объектов во время запуска космического аппарата с космодрома "Байконур". В ходе облета сотрудники учреждения посетили проживающую на территории заповедника Агафью Карповну Лыкову, которую предупредили о возможном падении в районе заимки фрагментов ракеты и предложили временную эвакуацию, так как "Данные территории находятся в пределах расчетного района падения отделяющихся частей ракеты-носителя. От эвакуации Агафья Карповна отказалась", сообщил директор заповедника Виктор Непомнящий. Агафья родилась в семье староверов, ушедших от людей и властей в тайгу в 1937 году.

В начале 1980-х, благодаря журналисту Василию Пескову, про Лыковых узнал весь Союз. За последние годы мало что изменилось: живет там, где встречаются вздорные реки Еринат и Абакан, держит коз, выращивает овощи, по осени собирает шишки «кедры», так здесь называют сибирскую сосну. За себя и за весь мир. От ближайшего населенного пункта, поселка Матур, до Агафьи больше двух сотен километров тайги. В мире Агафьи сейчас идет 7527 год от сотворения мира.

Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно. Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке.

Она не закрывается — в доме холод. Поэтому везем туда плотников. Еще едет врач - посмотреть: у нее что-то с рукой, не поднимается. Рано утром из Новокузнецка я выехал в Таштагол. Холод сильный, - 38. Но такие случаи бывали. При низких температурах вертолету летать легко. Загрузили мы туда сено, почти 25 тюков, продукты. Летим около часа, приземляемся. Там вертолет всегда «приседает» в разных местах. Вышли, смотрим: избушки топятся, Агафьи не видно, не слышно. А река Еринат каждый раз очень своенравная. Поглядели мы, где она парИт, где что. Один из наших, «разведчик», прошел в сапогах, тропиночку пробил. И мы по ней. Впереди Макута Владимир Николаевич, я следом. И вдруг он прямо на моих глазах — раз! А через две секунды проваливаюсь я сам. Но, слава Богу, попали в пустоты, где нет воды. Однако нас скрыло. Я, честно говоря, испугался за Владимира Николаевича, у него была операция на ноге. Но, к счастью, он упал на другую. Выбрался с юмором, ну и я за ним тоже. Две дыры огромные проделали. Обошли их вокруг, снова пробили тропиночку. Поднимаемся к избушкам — Агафьи нет. Кричим-кричим, никакого отклика. Потом оказалось, она с другой стороны тоже проложила для нас тропинку. Вот такая заботливая. Воркует как горлица - Наконец-то пришла, разобнимались. Улыбается, воркует как горлица. Побеседовали мы с ней. Врач осмотрел, предложил уколы, но она не отреагировала. Может, в следующий раз получится привезти, блокаду поставить, чтобы левую руку разогнула.

Гостья из прошлого: как живёт отшельница Агафья Лыкова

Как рассказал сайту «Экология России» директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий, сама Агафья выбирала дизайн дома и курировала строительство. Изба получилась скромной, но уютной. Внутри ничего лишнего: новая печь и деревянная мебель. По площади заимка чуть больше ее старого жилища — у Агафьи появилась теплая веранда. Самая сложная стройка региона — именно так называли возведение дома для отшельницы.

Работы стартовали в декабре 2020 года. Новоселье Агафья могла бы справить еще до Нового года, однако сама решила перезимовать в старом доме. Наконец, заимка полностью готова.

Это очень опасные животные - не зря потапычи носят титул "хозяин леса". Не раз отшельница встречалась с огромными хищниками неподалеку от своего дома, но Бог миловал, да и звери были одиночками. А вот медведица с медвежатами куда опаснее. В 2021 году мохнатое семейство две недели бродило вокруг заимки, поддерживая в тонусе всех обитателей и гостей таежного подворья. Пришлось даже вызвать инспектора заповедника для защиты людей. В одну из поездок добровольцы привезли с собой пиротехнику и научили бабушку ей пользоваться. Теперь Карповна не боится медведей, которые так досаждали ей последние годы, и, зажигая очередной запал, улыбается.

Сегодня и самая изысканная выпечка на столе никого не удивит. Только в таежном хозяйстве к хлебу совершенно иное отношение. В далеком 1961 году, когда зима выдалась очень затяжной, а в июле выпал снег, семья отшельников потеряла почти весь урожай. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Летом 1962 года на огороде, где когда-то рос горох, неожиданно взошел один колосок ржи. Хрупкий стебелек оберегали весь год, и он дал 18 зерен. Четыре года упорного труда понадобилось Лыковым, чтобы снова поесть ржаной каши и испечь хлеб. После стольких испытаний голодом Агафья Карповна никогда не нарушает пост. Скрывают ее от взгляда уличные фонари и неоновые огни реклам. На подворье Агафьи небо могут заслонять только пушистые ветви сибирской сосны, а от падений "звезд" порой трясется земля под ногами.

Просто над домом Лыковой проходит траектория падения ступеней ракет, стартующих с Байконура. Несмотря на 2 тыс. Даже кошки и козы в хозяйстве привыкли и не обращают на это внимания. Что уж говорить о самой Агафье? Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ. Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва. Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду. А коноплю, по словам геологов, отец семейства даже благодарил в ежедневной молитве, настолько она была важна для выживания. Главное, что давало растение, - ткань.

Одежда, веревки, сети и леска для ловли рыбы, нитки, а еще молоко и масло, употребляемые в пищу, - все это изготавливалось из конопли.

В 90-е даже поехала в монастырь и приняла постриг. Но уже через несколько месяцев вернулась, плохо себя почувствовала. Да и отец ей завещал не покидать их землю. И как бы Агафье ни хотелось увидеть Иерусалим, она приняла решение остаться на заимке до конца своих дней в окружении кошек, собак и коз. А все потому, что в участок Тайги, где они обосновались, очень трудно попасть. Однако, как бы ее отец ни хотел спрятаться от советской власти в 30-е годы, их все равно нашли. Правда, случайно.

Агафье было чуть больше 30 лет, когда группа советских геологов наткнулась на их обитель. Они исследовали нежилые секторы Тайги и не ожидали кого-то там встретить. История Лыковых так потрясла СССР, что с того момента к семье периодически приезжали путешественники и журналисты. Их число увеличилось, когда Агафья осталась одна.

Она не боится одиночества, считая, что верующий человек никогда не остаётся один, не боится ни голода, ни холода: все это ей привычно. Однако годы берут своё и в пандемию коронавируса отшельницу сильно подкосил ковид, поэтому всё чаще зимовать к ней на заимку в тайге Абаканского хребта Республики Хакасия отправляются добровольные помощники. Добровольные помощники Агафьи Лыковой Всю осень и всю зиму с отшельницей Агафьей Лыковой провела её тезка, 49-летняя Агафья, — старообрядка из Уругвая. Она приехала в Россию в 2009 году, и один из красноярских журналистов уговорил её помочь таёжнице.

Встретив ещё молодую, приятную женщину, Агафья Лыкова умилилась, что ей прислали "такую красивую подружку! Дважды из-за проблем со здоровьем ей пришлось вызывать вертолёт, и один раз её даже увозили подлечиться в больницу. Но это ещё не всё: журналисты подозревают, что между женщинами пробежала чёрная кошка. Во-первых, Лыкова на заимке чувствует себя хозяйкой положения и требует беспрекословного подчинения, а во-вторых — женщины могли не сойтись в вопросах веры. Дело в том, что Лыкова вот уже 10 лет принадлежит к старообрядцам Белокриницкой иерархии, а её добровольная помощница — к беспоповцам. Людям со стороны тонкостей веры старообрядцев сразу не понять. Для них это всё картинки из разряда "найди пять отличий за семь секунд", но для верующих людей часто важна любая деталь, какой бы мелкой она не казалась. Найти человека, близкого Агафье Лыковой по вере, действительно трудно: старообрядцев Белокриницкой иерархии по всей России всего 35 тысяч человек — и мало кто из них согласен бросить всё и ехать в тайгу.

В конце февраля 2024 года на заимку прибыл 48-летний председатель старообрядческой общины Улан-Удэ Алексей Трифонов. Его первоочередными задачами стали снабжение Агафьи Лыковой дровами. Дело в том, что зимой Агафья тоже прихворнула: стала отказывать рука — и перетаскивать дрова через Еринат она уже не смогла. Кроме того, Трифонов восстановил для отшельницы печку в новой избе, где она печёт хлеб, — печь начала дымить. Для ремонта вертолётом на заимку доставили цемент, а для помощи отшельнице — продукты и корм для животных. Между прочим, Трофимов добирался до заимки не без приключений: дважды вертолёт из-за погоды был вынужден возвращаться обратно на аэродром в Горно-Алтайске. Долететь до отшельницы удалось лишь с третьей попытки. В мае 2024 года Трофимова сменит ещё один добровольный помощник — племянник Лыковой — Антон Лыков.

Какой веры придерживается Агафья Лыкова Отшельница была крещена в часовенном согласии старообрядчества. Её семья признавала церковный устав, существовавший до церковного раскола, который случился в России в XVII веке. Агафья Лыкова до сих пор считает императора Петра I, при котором всё произошло, "разбойником и антихристом", а обычай табакокурения, введённый Петром, одним их самых опасных грехов человека.

Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает

Биография Агафьи Лыковой. Тегиагафья лыкова биография сколько лет, агафья лыкова как живет последние новости, как живет агафья лыкова. Шесть членов семьи Лыковых жили вдали от людей уже более 40 лет, они были полностью изолированы и находились более чем в 250 километрах от ближайшего города. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру.

Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА

Не так давно в Сети был создан телеграм-канал "Хроники бабушки Агафьи", рассказывающий о жизни Агафьи Карповны Лыковой, которая всю свою жизнь живет в глухой сибирской тайге. После кончины отца в 1988 году Агафья Лыкова осталась абсолютно одна. 17 апреля отшельнице Агафье Лыковой, живущей в тайге на территории заповедника "Хакасский", исполнилось 79 лет. Агафья Лыкова – отшельница, единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, которые жили в хакасской тайге с 1937 года. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Песков не знает, сможет ли Путин навестить отшельницу Агафью Лыкову Дом отшельницы Лыковой восстановили в Хакасии после пожара.

Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика»

Картины современных художников стоят огромных денег, хотя красота в них часто сложна для понимания. Простой камень с природным узором, сотни лет омываемый горными реками Хакасии, просто красив. Может, он и не стоит многих тысяч долларов, но ни один человек, получивший такой подарок из рук Агафьи, не согласится его продать. Каждый камушек - напоминание о том, что истинная красота окружает нас повсюду. Надо лишь суметь ее разглядеть. Тогда на выручку пришли кошки, про которых бабушка часто говорит: "Краси-и-и-и-вые! Усатые обитатели заимки доказали, что не зря получают свою порцию козьего молока. Гадюки после этого не выживают. Так и отвадили", - вспоминает Агафья.

Может, кошки на заимке и не Рикки-Тикки-Тави, но хозяйку в обиду змеям не дали. Порой к ним привыкает настолько, что жизнь по-другому и не представляет, а удивляется чему-то новому совсем редко. Когда Агафья впервые попала в "мир" в конце 1980-х, больше всего ее поразили не многоэтажные дома, машины или полет на вертолете, а конь, поезд и... Еще в лагере геологов младшая Лыкова с отцом Карпом смотрела телевизор, непременно отмаливая "грех" после каждого просмотра, часто видела прилетавшие вертолеты, да и рассказывал глава семьи своим детям о разном, что бывает на свете. Но впервые увидев лошадь, знакомую лишь по описанию от родителей, Агафья воскликнула: "Конь! Тятенька, конь! Никогда такого не видела". А сегодня в географическом смысле тяжело подобрать слово, более подходящее для Карповны, чем "местная".

При этом у отшельницы нет и никогда не было паспорта или других документов. А вот деньги водились. В свое время ей даже пришлось вести товарно-денежные отношения, хоть и совершенно не так, как это делаем мы в привычной жизни. За деньги у нее покупал картошку бурильщик Ерофей Седов, бывший одним из первых пришлых и долго живший по соседству с заимкой Лыковых. Без оплаты Седов принимать еду отказывался. Так и появились в хозяйстве старообрядчицы деньги, которые за ненадобностью со временем затерялись. Огонь добывался исключительно с помощью трутовика и кремния. Но чтобы древние приспособления по разведению огня работали исправно, их необходимо правильно подготовить.

Во-первых, кремня в Сибири намного больше в характере людей, чем в виде минерала, потому найти его непросто. В семействе отшельников, например, большой кусок кремния лежал на видном месте как запас жизненно важного сырья. Во-вторых, трутовик в сыром виде для розжига непригоден.

Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви РПСЦ : «В этом году исполняется 40 лет, как Агафья осталась одна, после смерти родителей, братьев и сестры. Этот дом — большая радость для нее. По словам митрополита Кирилла, отшельница Лыкова живет жизнью, которой и должны жить христиане: «в трудах и молитве», которой она уделяет много времени.

Напомним, Агафья Лыкова единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, живших в изоляции в Западных Саянах с 1937 года.

Она переехала в большой новый дом из полуразвалившейся избушки, построенной ещё её отцом в 1946 году. Прошлой осенью «тятин дом» едва не сгорел. В гости к Агафье без разрешения заявились блогеры из Красноярска. Агафья оставила их ночевать в избе и вскоре постройка вспыхнула. В ту ночь гости перекалили трубу, и ветхая кровля загорелась. Благо, дом смогли отстоять — пострадала крыша и одна из стен. В постройке нового дома помог общественный деятель Олег Дерипаска.

Бабушка обратилась к нему с письмом, посетовала на свои нужды, мол, совсем прохудился старый дом. А в марте 2021-го уже справляла новоселье! Теперь у Карповны другая изба, просторная, светлая. Фото: sozero. И дом вышел — загляденье. Вот такой он, новый дом! Так что избу собрали в городе, а потом разобрали и доставляли по реке — аэролодками. Чтобы перевезти к Агафье все брёвна, понадобилось 18 рейсов!

Бабушке Агафье уже 77, здоровье подводит. Поэтому её много лет опекают инспекторы заповедника «Хакасский», на территории которого находится знаменитая заимка Лыковых. На прошлой неделе Карповна принимала гостей с большой земли фото: Виктор Непомнящий Приезжают волонтёры и помощники по хозяйству. Иначе самой уже сладить трудновато. А перебраться поближе к людям, в деревню или город, попросту не может. Места суровые, но здесь она родилась, здесь вся её жизнь, как оставишь? Новый дом Агафьи Лыковой фото: zapovednik-khakassky.

Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон.

Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов. Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. Это Шория, она особая". Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами. Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых.

В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога. Мобильной связи в поселке нет, а угрюмые бородатые местные мужчины живут в основном охотой, сбором кедровых шишек и собственным хозяйством. Здесь же живет племянница Агафьи Александра Мартюшева, мать восьмерых детей, бабушка 24 внуков и преуспевающий местный предприниматель — ее семья производит масло из кедровых орехов. Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти "тяти" — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку. Она все умилялась, что это, говорила, за маленький такой человечек, никогда такого не видела. Она ведь самая младшая в семье, родилась в тайге — где она там детей видела? Я не отдала, конечно". По словам Мартюшевой, Агафью уговаривали остаться в Килинске, жители поселка обещали построить для нее дом, но Лыкова изначально приезжала просто погостить.

Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу. Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом.

Знаменитая в СССР отшельница 77-летняя Агафья Лыкова. Как она живет сегодня и как выглядит

Не так давно в Сети был создан телеграм-канал "Хроники бабушки Агафьи", рассказывающий о жизни Агафьи Карповны Лыковой, которая всю свою жизнь живет в глухой сибирской тайге. Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. 17 апреля отшельнице Агафье Лыковой, живущей в тайге на территории заповедника "Хакасский", исполнилось 79 лет. Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Агафья Лыкова, жизни, отшельники на развлекательном. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру.

Агафья Лыкова - женщина легенда!

Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам. Но всё-таки возраст уже дает о себе знать.

Некоторое время у нее жила женщина по имени Надежда, которая познакомилась с журналистом Сергеем, приехавшим делать репортаж об отшельнице. Их знакомство привело к созданию новой семьи, и они некоторое работали егерями в Алтайском заповеднике.

Не только люди Однако, по словам Али, большой проблемой для Агафьи становится назойливость непрошеных гостей. Люди часто приезжают, чтобы поглазеть на необычную жизнь отшельницы, особенно в летнее время. Агафья рада, когда ее навещают, но это также беспокоит ее.

Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы.

Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной. Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия Поповича — прим. От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления. Агафья Лыкова. Путь исканий Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось.

Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы. Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия.

Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет. Надежда Усик воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли? И действительно, туча отступала от скитских угодий.

Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала. Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством.

Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает: «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает. В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского Швецова , посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания. Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви. В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию Титову она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками». Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн Агафья Лыкова и РПсЦ В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбурга о.

Владимир Гошкодеря. Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о.

Пожилой женщине периодически отправляют припасы. На большую землю отшельница выбиралась всего пару раз, ездила в больницу по состоянию здоровья. Женщине много раз предлагали уехать , но она неизменно отказывалась.

Пихтой лечила пневмонию. Отшельница Агафья Лыкова знает про COVID-19 и поведала о "знаке божьем"

Речка у дома Агафьи осенью 2019 года обнажила валун… с нерукотворным крестом. Когда камень с нерукотворным крестом только показался, Агафью спросили: "Это знак чего? Возможно, это был знак надвигавшихся испытаний, ведь вскоре в мир пришла пандемия коронавируса. Пихта, хвоя. Сама-то, когда-то давно, воспалением легких болела и спаслась отваром пихты. Рассказала, что веточки пихты отваривала, 3-4 раза в день пила.

Первая мировая война мало затронула глухой угол империи. Василий Золотаев нашёл-таки своему Ермиле невесту на стороне, и чепкасовские Кирил и Ефим обзавелись семьями. Когда же Иван Новиков, живший на Лебяде, пришёл осенью на заимку с новостью о том, что в Петрограде произошёл переворот и к власти пришли какие-то большевики, то расслабленные двумя десятилетиями спокойной жизни кержаки не восприняли это известие всерьёз: «Мы живём далеко от ихнего Питенбурга, в мирские дела не касаемся, а то, что они там из-за власти друг дружку за бороды таскают, так нам какое дело. Одного царя скинули — другого поставят, чай не впервой». Но, когда началась гражданская война, и на заимку потянулся народ в надежде пересидеть в безопасности смутное время, до них наконец-то дошло, что это не просто дворцовый переворот, а нечто большее. Вспомнили пророчество Исайи о конце света, и что пойдёт брат на брата, а сын на отца… Случай на Малом Абакане с Осипом-подголёшником произошёл в конце тридцатых, в самом разгаре массовых репрессий, чинимых богопротивной властью. Вот что говорит Агафья об этом: «Власть от Ленина такая богопротивная вышла, какой ещё не было». Не сразу докатилось кроваво-красное колесо до верховий Абакана. До середины двадцатых годов Тиши соответствовали своему названию. Среди бушующего океана страстей людских и событий, вздыбивших страну, на заимке, прикрытой с запада отрогами Абаканского хребта, сохранялось относительное спокойствие. Один лишь раз, летом 1918 г. Искали большевики сбежавших колчаковцев. Где-то вниз по реке, в районе Таштыпа был бой, и красные захватили в плен 60 человек противника. Разули, раздели, поставили над обрывом и расстреляли. Потом, когда пересчитали трупы — получилась недостача. Вот в поисках беглецов отряд и вышел на заимку. Естественно, устроили обыск. Узнав, что Осип Ефимович старший — начали с избы Лыковых. Найдя в доме колчаковские деньги, командир отряда поднял крик: — Ага, Колчака ждёте! Сказывал — щас такие в ходу. Я не хотел брать, да у него, кроме этих бумажек, ничего больше не было. А мясо шибко просил. Вот и пришлось уступить. Сказывай дед, а не то худо будет! У нас эти дни никого не было. Не найдя никого и ничего подозрительного, напоследок, командир заставил Лыкова-старшего потоптать деньги с портретом адмирала и отряд завернул обратно. И после этого случая Тиши лет на пять-семь выпали из поля зрения Советской власти. За это время посёлок разросся ещё на несколько дворов. Приехали искать убежища в надежде, что лихолетье вот-вот закончится и раскрученный маховик классовой борьбы их не зацепит, семьи Рогалёвых, Долгановых, Часовниковых и Берсенёвых, а также отец Ефросин, дедушка Назарий с сыном Исаем. На Алтае и в предгорной части Хакасии события начала двадцатых годов развивались намного динамичнее и трагичнее. Мама Агафьи — Акулина Карповна Дайбова рассказывала детям, что творилось на Алтае в районе их заимки. После того, как были разбиты основные части адмирала Колчака, а затем и атамана Соловьёва, небольшие, мобильные, хорошо вооружённые отряды стали прочёсывать деревню за деревней, заимку за заимкой в поисках укрывающихся белогвардейцев. Один такой отряд из тридцати человек после карательного рейда, с награбленным добром, остановился в Дайбово на ночлег. Бахвалились подвыпившие выродки как порубали несколько дворов в деревне Кибезень за то, что селяне дали временный приют нескольким офицерам армии Колчака. Когда красные ворвались в деревню, белогвардейцев на месте не оказалось. Эта небольшая группа, как и многие другие, пыталась пробиться через Монголию в Китай и остановилась в Кибезени запастись продовольствием. По договору с местными мужиками условились за провиант поработать пару деньков на лесосеке, заготовить дров на зиму. Уверены были колчаковцы, что далеко ушли от преследователей. Поэтому и приняли это предложение. Выяснив, где белые, отряд двинулся на деляну. По дороге и захватили врасплох незадачливых вояк. Вернувшись в деревню, за банькой постреляли пленных. После чего стали выяснять: кто кормил, у кого ночевали, кому дрова готовили. Не знали деревенские, что их ожидает, и чтобы смягчить сердца палачей староста сказал: — Вдовой бабе помогали с дровами. Тем временем отделили ещё нескольких человек, помогавших белогвардейцам. Когда привели несчастную женщину на скорый суд и стали глумиться над ещё нестарой вдовицей — кинулся старший сын защитить мать и рухнул, разваленный надвое комиссарской саблей к ногам матери. От Кибезени до Дайбово километров семьдесят. Простыли, видимо, вояки после мясорубки, пока ехали. На заимке никого не тронули, только запасы в подполье пострадали — всё варенье и соленья съели. Поутру, опохмелившись, отряд убрался восвояси. Эти два инцидента были всего лишь отголосками тех событий, которые происходили на юге Западной Сибири. Широко ходил атаман Соловей со своим отрядом, состоявшим из местных мужиков и остатков колчаковской армии. Несколько лет соловьёвцы не давали новой власти утвердиться на местах. Только после того, как на повстанцев были брошены регулярные части Красной армии и проведены карательные рейды против местного населения, поддерживающего атамана, Соловьёв с отрядом в две тысячи сабель ушёл через Туву и Монголию в Китай. Агафья отрицает причастность кого-либо из жителей Тишей к сотрудничеству с соловьёвцами. И это понятно. Тятенька об этом или не рассказывал, или строго-настрого наказал детям никому и никогда об этом не сказывать. Однако есть сведения, что Степан Лыков и Софон Чепкасов были проводниками у отряда «белобандитов» и вывели их через верховья Большого Абакана и речки Чульчи в Чулышманскую долину. Какое-то время отряд ещё потрепал нервы красным на Алтае, после чего ушёл за границу. Отношение старообрядцев к Советской власти вначале, думаю, было, как и большинства народа, выжидательное. Сперва не поняли, что происходит. После надеялись — авось пронесёт. А потом уже стало поздно. Пока новая власть укоренялась в городах и крупных районах, до таёжных заимок у «советов» руки не доходили. И в этом временном затишье у кержаков возникло обманчивое чувство успокоенности, а круговорот повседневной жизни вернул глубинку к привычному укладу. Тем более, в Тишах забот прибавилось от пакостившего в округе медведя. Растравившись хуторской кобылой, зверь скараулил телёнка свата Галактиона и вокруг пасеки наследил. Однако не так-то просто оказалось осуществить задуманное. На редкость хитрым и дерзким был зверюга. Не единожды мужики с собаками по горячему преследовали медведя, но всякий раз возвращались на заимку с пустыми руками. Обход владений — Ну, что ж. И на этого хитреца приманка найдётся, — сказал Софон, — будем строить кулёму. В том месте, где пакостник задрал первую жертву, построили из толстенных брёвен небольшой, три на два метра, сруб. Потолок тоже заложили охватными сутунками и завалили камнями. В стенах прорезали бойницы для стрельбы. Вся хитрость состояла в том, чтобы заманить зверя в эту «избушку». Дверь в ней открывалась не как обычно, а наподобие дверей в купейном вагоне, только не в сторону, а вверх. И вот, если хищник входил внутрь, привлечённый запахом падлы, находящейся в дальнем от входа углу и начинал ворочать приманку, то сбивал насторожку и дверь падала вниз, расклиниваясь в пазах, закрывая пленника наглухо в бревенчатом каземате. Построили, насторожили и стали ждать. Сначала проверяли каждый день, потом через день — медведя всё не было. Дней через десять стали посылать на проверку парней. При этом строго наказывали: если увидят, что дверь захлопнулась — бегом за мужиками. Уж больно велик был косолапый. Не стало медведя и в окрестностях. Если прежде, чуть не каждый день, обнаруживалось его присутствие, так что хозяйки детей и скотину боялись за ограду выпустить, то теперь только старые следы напоминали о прежних безобразиях. И вот, однажды, пошли проверять ловушку братья Лыковы. Хоть и младше на пять лет Евдоким Карпа, но крупный получился парнишка. В свои пятнадцать был выше и плечистее брата, а ведь тот и сам к середнячкам не относился. Увидев, что кулёма пуста, братья завернули обратно и вот тут на ребят выскочил медведь. В одно мгновение зверь подмял Карпа — тот даже винтовку не успел вскинуть. У Евдокима была старенькая шомполка. Стрельнул раз, да от неожиданности промазал. Перезаряжать — это целое дело, а Карп орёт, взывает о помощи: «Стреляй, братка, стреляй! Пару раз хорошо саданул по башке — зуб выбил. Конечно, михрянтий такого обращения с собой не потерпел и переключился на меньшого. Карп в это время дотянулся до винтовки, но не успел как следует прицелиться, как хозяин тайги, почуяв, откуда исходит настоящая угроза, опять ринулся на поверженного. Пару пуль он всё же успел всадить прежде, чем медведь опять навалился на Карпа всей своей тушей. Евдоким, которому досталось меньше только левое плечо изгрыз , вспомнил, наконец-то, про нож и сгоряча, не чуя ни боли, ни страха всадил тесак: в бочину зверю по самую рукоять. Тот взревел от боли и бешенства, одним разворотом отбросил Евдокима на несколько метров, ринулся опять на младшего брата, отвалившись от Карпа, но замер на секунду и заковылял, орошая свой след кровью, в тайгу. Что остановило медведя, почему не пошёл до конца? То ли не ожидал такого ожесточённого сопротивления? То ли молитва, творимая Карпом всё это время, помогла? Или раньше братьев слухом своим звериным услышал лай собак и крики людей спешащих на помощь? Так или иначе, но, хищник отступил. Кинулся Евдоким к лежащему брату: — Карпа, живой?! Осмотрев израненные ногу и руку и не найдя переломов Евдоким сказал: — Надо как-то домой идти. Помог старшему брату подняться на ноги — кое-как тот стоял на ногах и не мог ступить на истерзанную ногу. Тогда Евдоким взвалил брата на спину и попёр на заимку. На полпути встретили поселковых мужиков с собаками. На заимке услышали выстрелы и поспешили на выручку парням. Софон со Степаном, забрав собак, ушли добивать зверя. Отец, сват Галактион и Фёдор Самойлов остались оказать первую помощь раненным. Только после того, как Карпа перетащили домой, обработали и перевязали раны — вернулись Степан с Софоном и притащили медвежью шкуру. После того, как увидели жители Тишей, с каким великаном вступили в борьбу братья Лыковы — даже опытные охотники стали с уважением относиться к ребятам. Ведь надо же: смогли одолеть гиганта и не бросили друг друга в беде. Пятнадцатилетий парнишка, защищая брата, кинулся на пятисоткилограммового зверя! В дальнейшем выяснилось, почему медведь вёл себя так нагло. Разделывая тушу, нашли старую ружейную пулю. Подранок оказался. Вот и мстил людям. Полтора месяца проболел Карп. Каждый день промывали раны травяными отварами: использовали и кровохлёбку, и зверобой с подорожником. Мазь готовили на основе сливочного масла, т. Ухаживала за братом Дарья, приехавшая погостить к родным. Непросто сложилась её жизнь в Турочаке. Макар старался не давать жену в обиду, но многочисленные невестой и свекровь невзлюбили чужачку. Как ни старалась Дарья — никак не могла принять новый уклад. С самого детства следовала она старому житейскому строю. Резали ей слух изменённые молитвы и отличия от привычного бытового поведения. День за днём копилось недовольство в душе у Дарьи Осиповны. И начала она потихоньку переучивать Макара на старый обряд. Муж не стал противиться, так любил и уважал супругу. Но вот родня… Стали возникать сложности. За бездетность вся вина возлагалась, конечно, на Дарью. Оставался один выход — перебраться в собственный дом, который Макар начал рубить ещё в прошлом году. Вот с таким настроением приехала она к родным. Уход за братом немного отвлёк её от невесёлых дум. Табличка перед входом к Агафье Лыковой Видя, что дочь чем-то озабочена, родители принялись уговаривать Дарью остаться в Тишах. Не согласилась она на уговоры. Наоборот, стала младшую сестричку подбивать уехать с ней в Турочак. Анютке — главной радости родительской, исполнилось семнадцать: и послушная, и смышлёная и статью удалась. Росла девочка в других условиях, нежели Даша. Если у старшей, кроме Ермилы да Кирила с Ефимом, больше и сверстников-то не было, то Анютке было из кого выбирать среди многочисленной детворы. Десятка три дворов к тому времени было уже в Тишах. Как исполнилось Аннушке пятнадцать — отбоя от женихов не было. Многие к ней сватались. Но главным ухажёром и женихом считался Федька Самойлов, друг Карпа. Да и ей он нравился. Поэтому предложение сестры отвергла. А после Ильина дня за Дарьей приехал Макар и забрал её… В начале двадцатых годов прошлого века через заимку прошло много народа. Были и колчаковцы, и соловьёвцы и просто «ребята-ёжики — в голенищах ножики». Приходили и останавливались в Тишах и единоверцы и люди других вероисповеданий. Жил одно время у Софона Марковича латыш. Каким ветром занесло его в такую глушь? Да, наверное, тем же, что и остальных. Недолго пожил, болезный оказался, вскоре помер. Веротерпимее стал народ, когда все поняли, с кем столкнулись. Конечно, в обрядах и быту не смешивались. Но такого резкого отторжения «других» на заимке у многих не стало. Советская власть одинаково плохо относилась ко всем, без различия вер. Любая религия была чужда и ненавистна большевикам. На заимке знали о генеральной линии партии, но большинство поселян надеялось, что до них не доберутся. И только после прихода Ивана Новикова летом 1924 г. Собрались на сход, стали спрашивать Ивана — что да как. А дело было в следующем. Новая власть принялась переписывать и ставить на учёт всех староверов, объединяя их в артели. Всколыхнула эта новость таёжников. Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись». Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах. Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу. Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше. Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его. В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича. Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять. Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером. Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов. Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал. И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна. Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии. За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали. Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме. Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей? Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно. Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко. Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана. На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь. Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная. От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец. И вода рядом.

Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно. Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке.

В конце 1930-х годов брат Карпа Лыкова, Евдоким, был убит военной полицией. Эта трагическая ситуация развернулась прямо перед глазами Карпа и сильно потрясла его. В результате этого глава семьи Лыковых, вместе со своей женой Акулиной и двумя маленькими детьми, решили уйти в глушь тайги. Со времени их ухода и до 1945 года о них не было слышно. В этот период в семье родились Дмитрий в 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года. В возрасте 5-ти лет Агафья прошла тот старинный обряд крещения, который существовал до раскола церкви в 17 веке, выучила церковный устав того времени. Тяжелая жизнь в таежном лесу, среди гор и рек, только укрепила ее веру в Бога. Основными продуктами питания Агафьи являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, которые выращиваются на их собственном огороде. Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него. Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий