Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, преподаватель Сретенской духовной семинарии, сегодня был с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В сегодняшнем видео с Протоиереем Олегом Стеняевым мы будем говорить об исцелении расслабленного в Капернауме и коснемся следующих тем: О безнадежно больном. 17:14-23) Протоиерей Олег Стеняев. Воскресное Евангелие. В сегодняшнем видео, с протоиереем Олегом Стеняевым, мы будем говорить об исцелении расслабленного в Капернауме и коснемся следующих тем: О безнадежно больном. Архив меток: протоиерей Олег Стеняев. Завершился визит в Елецкую епархию протоиерея Олега Стеняева.
КАК Я ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ ВРАЛ. Случай из жизни. Протоиерей Олег Стеняев. Экзегет
- О Super User
- Олег Стеняев — биография богослова | Биографии известных людей
- ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА и исцеление кровоточивой. Протоиерей Олег Стеняев « Глазовская епархия
- Олег Викторович Стеняев
ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО (Ин. 9_1-38). Протоиерей Олег Стеняев. Воскресное Евангелие
Судный день без суда. Неожиданно пасхальная история | Протоиерей Олег Стеняев. Экзегет. Новости. события православной жизни. |
Протоиерей Олег Стеняев. Причастие – самое сильное впечатление детства – Святые Online | В сегодняшнем видео с Протоиереем Олегом Стеняевым мы будем говорить об исцелении расслабленного в Капернауме и коснемся следующих тем: О безнадежно больном. |
Олег Стеняев - новости, биографии, компромат и скандалы | Казус Стеняева. В начале 1990-х годов диакон Олег перешёл в РПЦЗ и там был рукоположён в сан священника. |
Олег Стеняев — биография богослова | Биографии известных людей | Протоиерей олег стеняев в реанимации. |
Олег Стеняев — биография богослова
> Протоиерей Олег Стеняев. Протоиерей Олег Стеняев. Читательский рейтинг: 5180. Все статьи автора. Должно ли быть рассуждение в милостыне? Как говорит протоиерей Олег Стеняев, боятся смерти не нужно, если дела наши земные были правильными, если мы верили в Бога и несли слово Божье другим людям и так далее. Протоиерей Олег Стеняев.
Во зло или во благо?
- Актуальное
- протоиерей Олег Стеняев | Елецкая епархия
- СЧЕТЧИКИ И РЕЙТИНГИ
- Тайна смерти. прот. Олег Стеняев
- Комментарии
- Судный день без суда. Неожиданно пасхальная история
Олег Стеняев, протоиерей. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий
Об этом рассказал настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви протоиерей Андрей. протоиерей Олег Стеняев (Стеняев Олег Викторович). В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Великом Понедельнике. олег стеняев. Это сборная страница, посвященная "олег стеняев". Протоиерей Олег Стеняев. Тегичто является хронофагом. 8 января. Главная» Новости» Протоиерей олег стеняев в реанимации.
Олег Викторович Стеняев
Сентябрь 2021 года — на телеканале «Спас» вышла передача «Вечер на Спасе» с участием отца Олега, посвященная трагедии в Перми, где студент расстрелял своих однокурсников. Октябрь 2022 года — принял участие в православной выставке-форуме «Радость слова» в г. Волжский и встретился там 2 раза со зрителями, обсудив такие темы как секты, дивиденды популярности и впечатления от города. Олег Стеняев Личная жизнь В начале обучения Олег встретил девушку родом из западной Украины, у них возникла взаимная симпатия, свадьба, казалось, была делом решенным. Но начавшаяся перестройка смешала все планы — в западных областях Украины люди целыми приходами переходили в католичество, не стала исключением семья невесты. Олега уговаривали принять католическую веру, но он был верен православию, поэтому пара рассталась, девушка стала монахиней-католичкой. След в истории Протоиерей Олег Стеняев является автором более 50 книг, многие из которых помогают людям, находящимся на распутье, обрести истинную веру. Благодаря миссионеру десятки людей смогли покинуть различные секты, пройти реабилитацию и возвратиться в лоно Церкви. Современные технологии дали возможность священнику увеличить свою аудиторию — он ведет программы на радио «Радонеж» и телеканале «Спас», является частым гостем на канале «Экзегет.
Дважды отец Олег ездил в Чечню, во время 1-й и 2-й войн, совершил миссионерскую поездку в Индию, где христианство совершенно не развито и не поддерживается властями. Олег Стеняев с солдатами в Чечне Простой и доступный язык, отличное чувство юмора — вот отличительные черты протоиерея Олега, благодаря этим качествам ему удавалось достучаться до черствой души людей. Ярким примером может служить случай, когда, благодаря батюшке, 25 членов «Аум Сенрике» возвратились в православие и стали свидетелями в суде, запретившем деятельность секты в России.
Он получил место священника в Москве, возможность выступать по радио и телевидению. И надо отдать должное, много доброго и разумного посеял за эти годы батюшка.
И всё-таки очевидно, нераскаянный грех мучает его. Мне говорили много лет тому назад люди, входящие в близкий круг о. Олега, что он заглушает душевные проблемы давним недобрым способом. Придя же в себя, отец Олег, несмотря на своё бритое и измученное заглушением лицо, вновь начинает проповедовать и миссионерствовать. И всё-таки хочется надеяться, что о. Олег сбросит с себя тяжелый камень нераскаянного греха и тогда его слова зазвучат с ещё большей силой и станут для всех убедительными.
Отец Олег Стеняев временами радикально меняет свой облик. Олег Стеняев называет покаянием, таковым не является. Своим слушателям и читателям дважды рукоположенный во священника о. Олег предлагает интересную историю, которая, как уже отметил о. Сергий, мало чего имеет общего с правдой. Целью фантастического рассказа является и собственная самореклама, и внесение путаницы в новейшую историю Марфо-Мариинской обители, и дискредитация зарубежной части Российской Православной Церкви.
Картина О. Марфо-Мариинская обитель до реставрации. Отцу Олегу виртуозно удалось достичь поставленных задач. Но верующие должны знать не только сказочные рассказы о его подвигах «покаяния». Следует напомнить хулиганское нападение на редакцию газеты «Московский Комсомолец», в котором непосредственно участвовал о. Эта газета действительно публиковала материалы провокационного характера, как будто специально вызывая на себя непродуманную реакцию со стороны не согласных с её редакторской линией.
И им действительно это удалось. Глупое, безтолковое нападение привело лишь только к тому, что у многих людей создалось устойчивое неприятие действий погромщиков. Газетчики вышли из этой акции страдальцами, которых стоит пожалеть. Да и сами участники акции как-будто наслаждались своим мнимым триумфом потешая свою гордыню. Сохранилась видеозапись этого налёта. Олег на этой видеозаписи даёт объяснение, для чего была организована эта акция.
Приведём часть его речи: «Мы то реально страдаем, мы реально чувствуем, как вот эти просионистские, прожидовские круги они мешают нам строить российское наше будущее. И ваша газета занимает не последнее место в этом. Антихристианское, русофобское издание оно не сможет существовать здесь в России.
Помолимся, родные. О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего тяжелоболящего протоиерея Олега, болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему. Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия тяжелоболящего протоиерея Олега.
Отец Даниил считал себя недостойным мученической кончины, настаивая, что мученик должен быть чист, как первые мученики за Христа, вифлеемские младенцы. Его смирение позволило ему взойти на свою Голгофу и пролить кровь за веру во Иисуса Христа, Господа нашего. Эти слова сильно врезались в мое сознание.
Он не искал мученичества, считал себя недостойным его и за свое смирение сподобился этого венца».
Исцеление бесноватого отрока (Мф. 17:14-23) Протоиерей Олег Стеняев. Воскресное Евангелие
Нагорная проповедь. священник Русской Православной Церкви, протоиерей; с 2004 года клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Вербное воскресенье Священник Валерий Духанин 14:05. Протоиерей Олег Стеняев. Экзегет. Новости. события православной жизни. Олег Стеняев — священник РПЦ, протоиерей. Протоиерей Олег несет службу, чтобы исполнить волю Господа, занимается миссионерством, помогает людям спастись от пагубного влияния сектантов, а также проповедует православие.
Хронофаг — самый страшный бес. Протоиерей Олег Стеняев
Ныне регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках , ведет библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Отец Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии при храме Святителя Николая в Котельниках. Миссионерская деятельность[ править править код ] Известен проповедью православия среди сектантов представителей нетрадиционных религий [7] [8]. Около 1999 года по благословению епископа Белгородского Иоанна Попова совершил миссионерское путешествие в Индию [10]. В 2000 году был направлен в Чечню , где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман. С 9 по 17 мая 2007 года совершил паломническую поездку в Израиль на Святую Землю с группой паломников, состоящей в основном из радиослушателей радио «Радонеж» [11].
Конфликт с Дворкиным[ править править код ] В июле 2011 года на Youtube была выложена видеозапись беседы отца Олега Стеняева с представителями мусульман, состоявшаяся в 2006 году в помещении культурно-просветительского центра «Ахль Сунна ва-ль-Джамаа» в Москве [12]. Среди прочего, в ходе беседы отец Олег говорил, что мусульмане почитают того же Бога, что и христиане. Данное видео вызвало реакцию Александра Дворкина , который 29 октября 2012 года опубликовал критическую статью об этой беседе [13]. В статье Дворкин комментировал отдельные высказывания Стеняева, сделанные в ходе его беседы с мусульманами. В начале статьи Дворкин пишет: Всё, что прот.
Олег говорит в ходе этой беседы и о чём он умалчивает , вызывает шок и недоумение.
Это скажется на психическом состоянии людей, будут возникать опасные мутации. Важно не поддаваться соблазнам этого мира и заботиться о своей бессмертной душе». После лекции протоиерей Олег Стеняев ответил на вопросы слушателей. Отметим, что вместе со студентами в КФУ в беседе с отцом Олегом принимали участие студенты Казанской духовной семинарии.
Вечером 17 октября в Культурном центре «Чулпан» протоиерей Олег Стеняев встретился с прихожанами храмов города Казани и ответил на их вопросы. Визит протоиерея Олега Стеняева в Казанскую епархию состоялся в рамках православной книжной выставки-форума «Радость Слова». Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Есть такие религиозные группы, которые существуют на территории нашей страны уже более 100 лет, — баптисты, например, в нравственном смысле очень высоки. В Индии, например, на православных будут смотреть, как на секту. Да и на самих первых христиан смотрели, как на иудейскую секту, которая отделилась от традиционного иудаизма. Со временем некоторые религиозные группы перерастают эту сектантскую фазу и становятся респектабельными религиозными течениями. Так начинались христианство, ислам, буддизм. Нужны дежурные священники — Как понять, что твой сын или дочь попали в секту? Если начинает изучать Библию, но категорически отказывается идти в православную церковь, то, возможно, он попал в ту или иную секту.
Это может определить только специалист — у нас в Москве есть ряд таких центров, где занимаются подобными вопросами. Каждый год центр реабилитации, где я работаю, присоединяет к православию целые группы людей — по 30, 100 и даже 200 человек. И этот поток не оскудевает. Потому что православная традиция более глубокая и более библейски вдумчивая. Но иногда поведение человека изменяется просто потому, что он начинает практиковать йогу для здоровья или придерживаться определённой системы для похудения. Но нет ли в том вины и православной церкви? Мы как национальная церковь России несём ответственность за это. Как правило, прежде чем уйти в секту окончательно, человек всё-таки заходит в православный храм, чтобы задать какие-то вопросы священнику. Но не всегда у иерея находится время на беседу. Патриархия работает над этим вопросом.
Во многих храмах уже появились дежурные священники, которые как раз и могут поговорить с прихожанами. Раньше, когда звонили в мою дверь и предлагали изучать Библию бесплатно, я очень радовался и говорил им: «Конечно, конечно, заходите! Главное — не проявлять никакой агрессии. Я порядка 30 лет являюсь проповедником радио «Радонеж». И, когда я что-нибудь говорю в такси, радостно удивляются: «О, отец Олег! Вы успели на него посмотреть?
Лаврентьева — А, то есть все не так уж трагично, трагичный и фатальный выбор.
Протоиерей Олег — Пример был перед глазами и мне казалось, что это очень интересно. Но где-то с двенадцати лет я уже стал думать о священстве. Но решающее слово оставалось за бабушкой. И у нас был такой вот бабушкин матриархат. Она работала в церкви, она была самым обеспеченным человеком в роду, потому что тогда храмы были очень богатые, в советское время. Она убирала там, готовила крестины, и у нее всегда были необходимые средства — ну Господь так сделал. И все зависели от нее.
И все мои тетки, когда они вступали в брак, они венчались. Все мои братья, сестры родились от венчанного брака. Я тоже родился от венчанного брака. У нас в семье самое ругательное слово было «коммунист». Если бабушка говорила о каком-то человеке не «козел», а вот именно «коммунист» — это означало, что я не должен с ним здороваться, я не должен отвечать на его вопросы, я не должен останавливаться, когда он там пытается меня как-то остановить — я равнодушно прохожу мимо. У нас висел портрет Царской Семьи в том месте, где бабушка молилась, я засыпал под бабушкины молитвы. А большая часть ее молитв — это тетрадки с именами людей, она молилась о живых и о мертвых.
Под конец это там в основном мертвые оставались. Ну и живые, конечно, но их было значительно меньше, имена, которые она называла во время этих молитв. И у нас вокруг нее формировалось буквально все. Она была нравственным стержнем нашей семьи, она создала вот такой бабушкин матриархат. Позже, когда я учился в семинарии, я делал опрос на двух потоках, кто через кого уверовал — не было ни одного случая, что кто-то уверовал через священника. Почти не было, чтобы кто-то уверовал через отца. Редко — через мать, чаще — через бабушку.
Да и Русь-то крестилась почему — князь Владимир сказал: и бабка моя, мудрейшая из женщин, эту веру избрала. Лаврентьева — Ну, отец Олег, тут не только миссионерская деятельность вашей бабушки, тут еще и ее авторитет. Потому что ну вы действительно ее послушались, отец Олег, послушались и пошли по тому жизненному пути, который она вам указала фактически. Это редкость, я такое первый раз слышу. Протоиерей Олег — Орехово-Зуево — это такой особый город, он наполовину старообрядческий, наполовину новообрядческий. И когда я ребенком бегал в храм, ну там когда мне было там 9 лет, 10, 12, я пробегал мимо старообрядческой молельни, и они меня часто зазывали чай попить. И вот каждый праздник я видел, как у них готовятся.
Если они раньше начинали, я всегда слушал это пение, мне очень нравится знаменное пение с детства. А потом я бежал в наш храм, у нас служба была попозже, чем у них. И я видел как бы, вот я очень благодарен старообрядцам — они показали красоту русской старины. Они сохранили пение, они сохранили церковное чтение. Нигде так не читают грамотно и правильно, как в их общинах — с расстановкой, не спеша, определенный стиль есть. У них даже есть система, как поются слова святителя Иоанна Златоуста, его поучения. Я когда это наблюдал — это для них действительно как песнь.
Ну и наш приход — это храм Рождества Пресвятой Девы Марии, это собор, там я бы крещен, там венчались мои родители и там я вырос. И я когда вспоминаю детство, я вспоминаю, что мы идем к причастию — вот что я вспоминаю. Выстраивала бабушка своих внуков — причем на солее, со стороны правого клироса — мы так торжественно двигались в сторону к священнику. Священник с Чашей разворачивался к нам и всех нас причащал. И вот потом, после причастия мы идем домой, и вот мы обсуждаем — братья, сестры. У нас семья была действительно большая: внуки, мы могли составить две команды и играть в футбол — и все были родственники, за редкими исключениями. Лаврентьева — Да, действительно.
И не было преследования от советской власти? Протоиерей Олег — Это уже было не то время. Когда однажды учителя пришли, и они меня застали — я читал огромную Елизаветинскую Библию на славянском, — а мне было лет там двенадцать, они подняли скандал. Бабушка взяла веник и погнала их, и сказала им: не то время, ваше время прошло. Вот что интересно, вот эти люди 60-х годов, они четко знали, что время этой власти прошло. А бабушка моя умерла где-то вот в начале 80-х, но она четко говорила: ты доживешь, откроют храмы все, колокольный звон откроют у нас же колокольня была закрыта тогда , монастыри откроют, все поедут креститься, все пойдут венчаться, но такой веры уже не будет. Мацан — А вы это чувствуете сейчас?
Бабушка права оказалась, такой веры уже нет? Протоиерей Олег — Ну здесь надо понять, что когда все под прессингом вот этой идеологии, это очень сплачивает людей. Человек имеет возможность исповедовать свою веру и это граничит иногда с мученичеством.
ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА и исцеление кровоточивой. Протоиерей Олег Стеняев
Отец Олег вчера был госпитализирован в реанимацию. Оле́г Ви́кторович Стеня́ев — священник Русской православной церкви, протоиерей; с 2004 года клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Отец Олег Стеняев родился в 1961 году в Орехово-Зуево. Протоиерей Олег Стеняев 26 минут 52 секунды. После лекции протоиерей Олег Стеняев ответил на вопросы слушателей. Протоиерей Олег Стеняев. Экзегет. Новости. события православной жизни.
Протоиерей Олег Стеняев в Волжском рассказал о плюсах и минусах религиозных групп
олег стеняев. Это сборная страница, посвященная "олег стеняев". Книга, основу которой составили лекции, прочитанные в разное время протоиереем Олегом Стеняевым, освещает библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах — своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. Дипломная работа протоиерея Олега Стеняева (Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2007 г. Публикуется без приложений).
Встреча с протоиереем Олегом Стеняевым в Реутове
О праведности и чистоте Христа? О том, что заповеди даны не для смерти, а для жизни? Что говорит Христос, когда к Иаиру приходят и говорят что его дочь мертва? Об отчаянии когда кажется что близкие или родственники потеряны для веры? Почему Христос не пускает с собой к умершей девице никого кроме 3-ех апостолов? О наемных плакальщиках? О создании человека?
Серпуховской улице. Здание было занято светскими организациями, и множественные попытки вернуть храм общине успеха не принесли. Библейский опыт осмысления проблемы». Выход книг «Кришнаиты.
Отец Олег защищает диплом на тему «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий» и получает звание бакалавра, возводится в сан протоиерея. Прозвучавшая из уст отца Олега фраза о том, что христиане и мусульмане поклоняются одному Богу, возмутила одного из ведущих сектоведов — профессора Александра Дворкина. Впоследствии священник признал, что высказался неверно, но, несмотря на это, в 2013 году состоялось заседание Миссионерской комиссии, выводы которой не оглашались. Июль 2018 года — на «Спасе» выходит передача «Ответ священника», в которой приняли участие отец Олег Стеняев и отец Андрей Ткачев. Январь 2019 года — на сайте храма Рождества Иоанна Предтечи, где служит батюшка, появилась информация о сборе средств для отца Олега, так как он до сих пор проживает в съемном жилье. Февраль 2020 года — в Минске прошел слет православной молодежи с участием протоиерея Олега Стеняева. Сентябрь 2021 года — на телеканале «Спас» вышла передача «Вечер на Спасе» с участием отца Олега, посвященная трагедии в Перми, где студент расстрелял своих однокурсников. Октябрь 2022 года — принял участие в православной выставке-форуме «Радость слова» в г. Волжский и встретился там 2 раза со зрителями, обсудив такие темы как секты, дивиденды популярности и впечатления от города.
И свободу совести надо оберегать.
Если людям легче принять сектантское мировоззрение, то они перейдут туда. Но я не знаю ни одного случая, когда воцерковлённый православный человек уходил в какую-то секту. Такого, как правило, не бывает. В секту попадают люди из малорелигиозных или безрелигиозных семей. Для них это некий инкубатор, после которого они сознательно могут прийти в православие. Человека учат ценить Слово Божие, Библию, молиться. Он выстраивает личные отношения с Богом. И чем глубже он изучает писание, тем больше вопросов он задаёт сектантским лидерам, и не на все они могут ответить. Мне известен случай, когда группа студентов и пастырей, имеющих блестящее образование, читающих Новый завет по-гречески, перешли из организации «Адвентисты седьмого дня» в православие. Эффект малой группы — А как же информация про подавление воли человека?
Во многом это надуманные представления о религиозных группах. Ещё Лев Толстой в романе «Воскресенье» писал, что сектанты были на более высоком нравственном уровне, чем те люди, которые их судили. Перестают упо- треблять наркотики и алкоголь. Для них это свидетельство того, что произошло чудо перерождения, и укореняет их в сектантском состоянии. Это называется эффектом малой группы. Там пастырь знает всех по именам, кто как живёт, и может посещать их по месту жительства в течение года. Но если бы весь город принадлежал этой секте, то пастыри уже не справлялись бы. Любая национальная религия имеет особенность — многие принадлежат ей в силу человеческого фактора, имеют номинальное отношение к ней, по сути, не живя по тем требованиям, которые она предполагает. В Америке, например, есть целые города, где живут практически только сектанты, и там такие же проблемы, как и в наших российских городах, — криминальные случаи, наркомания и т. Есть такая проблема, что тот, кто попал в эти религиозные группы, становится социально бесполезным.
Иногда секта настолько поглощает интересы человека, что он уже не живёт интересами семьи, общества… Речь идёт о маргинальных сектантских группах, но их немного. В основном сектанты ратуют за крепкую семью, трезвый образ жизни, социальную активность того или иного человека.
В статье Дворкин комментировал отдельные высказывания Стеняева, сделанные в ходе его беседы с мусульманами. В начале статьи Дворкин пишет: Всё, что прот.
Олег говорит в ходе этой беседы и о чём он умалчивает , вызывает шок и недоумение. Я показывал видеозапись самым различным православным христианам: от простых верующих в том числе бывших мусульман и студентов богословия до маститых протоиереев и спрашивал их мнение. У всех она вызывала те же самые чувства, что и у меня: каждый признавал, что в этой беседе выпускник Духовной Академии и протоиерей Православной Церкви излагает православную веру так, что ни от Православия, ни от вообще христианства в ней почти ничего не остаётся. В письме Стеняев пишет, что признаёт некоторые неточности в своих высказываниях и выражает удивление резким тоном статьи Дворкина.
Далее по тексту письма Стеняев приводит свои аргументы в ответ на замечания Дворкина по поводу конкретных цитат всего 12 страниц [14]. На сторону Дворкина встал протоиерей Александр Новопашин , который 27 ноября опубликовал своё открытое письмо Стеняеву, где поддержал позицию Дворкина [15]. Дворкин выступит с сообщением о спорных моментах в деятельности протоиерея Олега Стеняева. Полная безосновательность выдвинутых обвинений против о.
Олега была показана в аналитической записке А. Далее был приведён текст упомянутой записки.