Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. История Санкт-Петербургского университета. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Санкт-Петербургский горный университет в день его 250-летия. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский Императорский университет относится к числу 12-ти Императорских университетов, созданных и действовавших не территории Российского государства.
САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ́Т
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Поводом к уничтожению послужили санитарные требования, в виду многочисленных жалоб на эти покрывала как на хранилища нечистоты и заразы… Целесообразно было бы также постилать под решетки пола солому или сено». Общее собрание сотрудников газеты «Смена», обсудив постановление редколлегии по поводу самовольного ухода с работы литправщика Е.
Бернштейн, отмечает, что уход Бернштейн ничем не обоснован и должен расцениваться как дезертирство и саботаж, умышленно направленный на срыв работы. Исходя из этого собрание постановило: Е. Бернштейн, члена союза с 1930 г. Просить областной отдел союза печатников принять меры к запрещению Е.
Бернштейн работать в редакциях». Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул.
Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.
После лекции желающие смогли приобрести книгу и получить автограф автора. Широкому кругу зрителей Евгений Анисимов может быть известен как ведущий телевизионных программ «Дворцовые тайны», «Пленницы судьбы», «Кабинет истории», а также как автор книг «Женщины на российском престоле», «Петр Первый: Благо или зло для России?
Арсеньев — статистики и географии, А. Куницын — общих прав, В. Кукольник — положительных прав, А.
Галич и П. Лодий — философии, Э. Раупах — всеобщей истории, Е. Зябловский и Ф. Грефе — географии, Л. Панснер — минералогии, В. Вишневский — астрономии, Г. Павский — богословия.
Вскоре после открытия занятий конференция университета исходатайствовала для облегчения занятий казеннокоштных студентов разделение предметов на математическом факультете на разряды физико-математический и естественно-испытательный, а на филологическом факультете — на разряды исторический, филологический и восточной словесности. В 1821 г. Уваров отказался от должности попечителя, и на его место был назначен Д. Рунич; ректор Балугьянский был уволен от должности и заменен временно проф. Вслед за этим профессора А. Галич, К. Герман, Э. Раупах и К.
Арсеньев были преданы университетскому суду по обвинению в распространении идей, противных духу христианства и разрушительных для общественного порядка и благосостояния. Осужденные на основании выписок из студенческих тетрадей, эти профессора, кроме Галича, были уволены; книгами Германа и Раупаха запрещено пользоваться при преподавании, а книги Галича и Арсеньева не только запрещены как руководства, но и совсем изъяты из употребления. Еще раньше был уволен проф. Куницын за книгу «Естественное право», которую Рунич находил явно противоречащей истинам христианства и стремящейся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных. По ходатайству Рунича в 1821 году были введены в Санкт-Петербургском университете инструкции, составленные Магницким для Казанского университета и имевшие целью придать университету характер иезуитского коллегиума. Из вновь призванных профессоров выделялся лишь один О. Сенковский Барон Брамбеус. В 1823 году состоялся первый выпуск: из своекоштных студентов окончило курс 4, из казенных студентов — 22.
В том же году университет был переведен из здания 12 коллегий на Кабинетскую улицу, в здание, занимаемое теперь синодальным подворьем. В 1824 году повелено было Санкт-Петербургскому университету руководствоваться уставом Московского университета; заведование учебными и экономическими делами университетского округа перешло к совету бывшей конференции. В конце 1825 году ректором был избран проф. Дегуров, остававшийся в этой должности до введения устава 1835 года; должность инспектора также была выборная и была замещена в 1827 году профессором Н. Лишь после ухода Рунича, уволенного в 1826 году за растрату казенных денег, университет мог, однако, воспользоваться всеми принадлежавшими ему по уставу правами. При университете состояли: библиотека, имевшая в 1827 году 4217 названий в 10 815 томах, нумизматический, минералогический, ботанический, зоологический, физический кабинеты и химическая лаборатория. Некоторое оживление ученой деятельности университета началось в 1827 году, когда 6 воспитанников университета были посланы в Дерпт и Берлин или Париж для приготовления к профессорскому званию. Со вступлением в министерство народного просвещения С.
Уварова 1832 , сначала в качестве товарища министра, а затем и министра, развитие Санкт-Петербургского университета пошло быстрыми шагами. Вновь назначены были, А. Фишер — по кафедре философии, Е. Врангель — русского права, П. Плетнёв — русской словесности, А. Никитенко — русской словесности, Н. Устрялов — русской истории, И. Шульгин — всеобщей истории, С.
Куторга — зоологии, Н. Гоголь — истории древней и средневековой. Студентов в 1824—31 годах принято всего 244, окончило курс 115. С 1831 по 1836 год поступило студентов, как казённокоштных, так и своекоштных, всего 382 человека, окончило курс 198 человек. Всего с открытия университета до 1837 года окончило трехгодичный курс 365 человека, в том числе 193 кандидатами и 172 со званием действительного студента. Платы своекоштные студенты не вносили никакой. Многие посещали лекции в качестве вольнослушающих. Мундир профессорско-преподавательского состава Петербургского университета 1834 С 1830-х годов в университете появляются студенты из аристократических фамилий.
Новый университетский устав 1835 оживил научную и преподавательскую деятельность университета первым ректором по новому уставу стал И. Первым, кого Санкт-Петербургский университет возвёл в степень доктора прав, был юрист К. Неволин 1934.
Санкт-Петербургскому горному университету присвоено имя Екатерины II
Памятник в виде летящего ангела с горящим факелом перед главным зданием Санкт-Петербургского государственного университета заменят на монумент Сергею Уварову, который был президентом Императорской академии наук в XIX веке. Он также предложил преобразовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет, что стало одним из этапов развития нынешнего СПбГУ. Скульптуру «Крылатый гений» перенесут во двор здания Двенадцати коллегий.
Жданова; январь 1989 г. Статистика В настоящее время в университете обучается более 20 тысяч студентов на очной форме обучения и порядка 9 тысяч на очно-заочной и заочной. В 2007 году было подано 13 773 заявления о приёме, конкурс составил [4] 2,3 человека на место.
На I курс зачислено 6015 студентов, из них 1063 — медалисты. По данным на 2004 год преподавательский состав насчитывал 4055 человек, из них 714 профессоров и 1240 доцентов. Праздник посвящения в студенты Программа праздника [5] : Обращение к первокурсникам, от лица ректора университета, а с недавних времён ещё и губернатора Санкт-Петербурга , также зачитываются обращения президента Российской Федерации и других знаменитых людей.
В 1773 году рукой императрицы был подписан указ об учреждении училища. Но уже после революции вуз был переименован в честь Плеханова. К 250-летию университету вернули почётное наименование.
Позже камеральный разряд был преобразован в административный разряд. Деятельность межфакультетского административного разряда была всецело направлена на подготовку квалифицированных чиновников-управленцев для различных регионов Российской империи, а также для ряда зарубежных государств. В университетских стенах закладывалась не только программа будущей профессиональной жизни студента, но и его дружеские связи, зарождалось его мировоззрение, формировались основы нравственной позиции.
Тепло и взволнованно вспоминают об этом времени духовной свободы и одновременно напряженной духовной работы И. Гончаров: "Дух юношества поднимался, он расцветал под лучами свободы, падшими после школьной и домашней неволи. Он совершал первый сознательный акт своей воли, приходил в университет сам: его не отдают родители, как в школу. Нет школьной методы преподавания, не задают уроков, никто не контролирует употребления им его часов, дней, вечеров и ночей. Далее следуют шаги все серьезнее и сознательнее, достигается "степень зрелости" без всякого на нее гимназического диплома. Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение к той или другой отрасли знания, и зарождающееся из этого определение своего будущего призвания - все это захватывало не только ум, но и всю молодую душу. Университет отворял широкие ворота не в одну только научную сферу, но и в саму жизнь. С учебной почвы он ступает на ученую. Умственный горизонт его раздвигается, перед ним открываются перспективы и параллели наук и вся бесконечная даль знания, а с нею и настоящая, законная свобода - свобода науки".
В первой половине 50-х гг. XIX в. Министерство народного просвещения предприняло ряд ограничительных мер в высшей школе. Во-первых, установление численного предела обучавшихся в российских университетах не более 300 студентов в каждом, не считая медицинских факультетов , а также запрета на прием лиц недворянского происхождения. Во-вторых, запрещение заграничных командировок преподавателей и студентов с научными целями.
На вершине успеха. Санкт-Петербургскому горному университету исполняется 250 лет.
Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. Санкт-Петербург. В 1821 году Санкт-Петербургскому университету было присвоено звание Императорского. Санкт-Петербургский Императорский университет относится к числу 12-ти Императорских университетов, созданных и действовавших не территории Российского государства. Интересно отметить, что официальное при-своение Петербургскому университету титула «императорский» состоялось только в конце 1821 г., в виде особой милости,18 хотя и раньше в ведомствен. Санкт-Петербургский Императорский университет — один из одиннадцати классических университетов, действовавших в Российской империи до 1917 года.
В здании Двенадцати коллегий появится галерея портретов ректоров
Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств Питерская академия художеств появилась по велению императрицы Елизаветы I Петровны в 1757-м году. Владимир Путин подписал Указ «О присвоении федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» почетного наименования».
10 сентября 2022г.
В Санкт-Петербургском государственном университете определились с местом для памятника министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову. Императорский Санкт-Петербургский университет может быть в паре виртуальных шагов от вас. Санкт-Петербургский университет основан в феврале 1819 г. в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института. Санкт-Петербургский Императорский университет относится к числу 12-ти Императорских университетов, созданных и действовавших не территории Российского государства. Императорский Санкт-Петербургский университет может быть в паре виртуальных шагов от вас. Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет.
Под Петербургом построят академгородок почти за 50 млрд рублей
Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В. Лермантов родственник поэта М. Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д. Менделеев и А.
По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г.
Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников.
Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов. В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России. Физиологию растений преподавал А. Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г.
Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф. Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А. Ковалевский и И. Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И. Мечников в 1867 г.
Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания. В 1867 г. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения.
Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г. Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг. В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг.
Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении. Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г. Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории. Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними.
Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов. До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г. Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии. Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И.
Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О. По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая. На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы.
Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг. Кафедру энциклопедии права в 1863 г. Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма.
На кафедре истории русского права с 1872 г. Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б. Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г. Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э.
Вреден и Ю. Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами.
Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К. С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г.
Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг.
Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г.
Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты.
Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой.
Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством.
Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет.
Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома.
Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры.
На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно.
На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И.
Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики.
Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел.
В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д.
Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В.
Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н.
Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И.
Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др.
Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф.
Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А.
Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П.
В мире существуют специальные научные издания надписей. Самое известное и крупное это "Corpus Inscriptionum Latinarum". Он состоит из 17 томов собственно надписей и 13 дополнительных томов с индексами и иллюстрациями. Сейчас выходит новое обновленное издание. Поиск и отбор необходимых надписей облегчает наличие электронных баз по латинской эпиграфике, созданных рядом университетов и научных организаций. Все эти базы находятся в свободном онлайн-доступе. Еще одним важным источником станут нумизматические данные, то есть, данные с монет — изображения и надписи. Монеты являются хорошим источником для датировки событий, помогают определить официальное восприятие и отношение императора к представителям сенаторов, преторианцев и плебса. Существуют специальные каталоги римских монет как в печатной, так и электронной форме.
Проект исследования рассчитан до конца 2025 года. По итогам ученые планируют опубликовать статьи в ведущих научных журналах по антиковедению, создать историческую карту, отражающую региональные связи сенаторов и преторианцев, а также провести мероприятие и, возможно, не одно , направленное на популяризацию интереса публики к изучению античности. Клиентами называли тех, кто искал покровительства и расположения более влиятельных и знатных граждан — патронов. Патрон помогал своим клиентам, а клиенты в ответ оказывали различные услуги своему патрону или периодически выплачивали ему определенную сумму денег. У патронов даже были особые слуги, которые отвечали за связи с клиентами, этих слуг называли номенклаторами. Сенаторы активно использовали ресурс патроната в политической борьбе и являлись для императоров прямыми политическими конкурентами.
Ещё раньше был уволен проф. Куницын за книгу «Естественное право», которую Рунич находил явно противоречащей истинам христианства и стремящейся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных. По ходатайству Рунича в 1821 году были введены в Санкт-Петербургском университете инструкции, составленные Магницким для Казанского университета и имевшие целью придать университету характер иезуитского коллегиума. Из вновь призванных профессоров выделялся лишь один О. Сенковский Барон Брамбеус. В 1823 году состоялся первый выпуск: из своекоштных студентов окончило курс 4, из казённых студентов — 22. В том же году университет был переведен из здания 12 коллегий на Кабинетскую улицу, в здание, занимаемое теперь синодальным подворьем. В 1824 году повелено было Санкт-Петербургскому университету руководствоваться уставом Московского университета ; заведование учебными и экономическими делами университетского округа перешло к совету бывшей конференции. В конце 1825 году ректором был избран проф. Дегуров , остававшийся в этой должности до введения устава 1835 года ; должность инспектора также была выборная и была замещена в 1827 году профессором Н. Лишь после ухода Рунича , уволенного в 1826 году за растрату казённых денег, университет мог, однако, воспользоваться всеми принадлежавшими ему по уставу правами. При университете состояли: библиотека, имевшая в 1827 году 4217 названий в 10 815 томах, нумизматический, минералогический, ботанический, зоологический, физический кабинеты и химическая лаборатория. Некоторое оживление ученой деятельности университета началось в 1827 году, когда 6 воспитанников университета были посланы в Дерпт и Берлин или Париж для приготовления к профессорскому званию. Со вступлением в министерство народного просвещения С. Уварова 1832 , сначала в качестве товарища министра, а затем и министра, развитие Санкт-Петербургского университета пошло быстрыми шагами. Вновь назначены были, А. Фишер — по кафедре философии, Е. Врангель — русского права, П. Плетнёв — русской словесности, А. Никитенко — русской словесности, Н. Устрялов — русской истории, И. Шульгин — всеобщей истории, С. Куторга — зоологии, Н. Гоголь — истории древней и средневековой. Студентов в 1824—31 годах принято всего 244, окончило курс 115. С 1831 по 1836 год поступило студентов, как казённокоштных, так и своекоштных, всего 382 человека, окончило курс 198 человек. Всего с открытия университета до 1837 года окончило трёхгодичный курс 365 человека, в том числе 193 кандидатами и 172 со званием действительного студента. Платы своекоштные студенты не вносили никакой. Многие посещали лекции в качестве вольнослушающих. Мундир профессорско-преподавательского состава Петербургского университета 1834 Мундир и сюртук студентов Санкт-Петербургского Императорского университета 1834 С 1830-х годов в университете появляются студенты из аристократических фамилий. Новый университетский устав 1835 оживил научную и преподавательскую деятельность университета первым ректором по новому уставу стал И. Первым, кого Санкт-Петербургский университет возвёл в степень доктора прав, был юрист К. Неволин 1934. В 1837 году университет был вновь переведён в здание двенадцати коллегий. С 1839 года своекоштные студенты были обложены ежегодной платой в 100 рублей. В 1839 году на средства министерства финансов было образовано временное «реальное отделение», для подготовления преподавателей технических наук; это отделение существовало до 1843 года и затем в 1849—51 годах. В 1839 году для приготовления чиновников, знающих валахо-молдавский язык, была открыта на средства министерства иностранных дел кафедра валахо-молдавского языка, просуществовавшая до 1858 года. Потребность в переводчиках привела к учреждению в 1845 году кафедр армянского, грузинского и татарского языков. Для приготовлявшихся к службе в Царстве Польском по судебному ведомству введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польского законоведения. В 1843 году был образован в составе юридического факультета особый разряд «комеральных наук», имевший целью «приготовление людей способных к службе хозяйственной или административной». Камеральный разряд существовал до 1860 года, когда был заменён разрядом «административным». В 1854 году из отделения восточной словесности филологического факультета образован особый факультет восточных языков. Оживление академической жизни началось с возвращения молодых ученых, командированных за границу. Из профессоров пользовались известностью, кроме вышеупомянутых: И. Янышев и В. Полисадов — богословия, П. Калмыков и В. Милютин — энциклопедии законоведения и русского государственного права, И. Ивановский — общенародного права и дипломатии, К. Неволин и К.
Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Другие новости раздела
- Заказать экскурсию по университету
- «Будем опираться на наши ценности и историю»
- Императорский Санкт-Петербургский университет | Портал «Архивы России»
- Под Петербургом построят академгородок почти за 50 млрд рублей
- Курсы валюты:
- Санкт‑Петербургский университет развивает партнерство с Республикой Коми
Горному университету Петербурга вернули имя Екатерины II
Одно точно — сейчас на 24 факультетах Санкт-Петербургского университета учится более 30 тысяч студентов, работают 13 тысяч сотрудников (6 тысяч преподавателей с 304 кафедр). 10 сентября 2022., в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Дня выпускника прошла беседа дискуссионного клуба выпускников "Университет будущего". Санкт-Петербургский горный университет будет носить почетное наименование в честь императрицы Екатерины II. Памятник установлен около Санкт‑Петербургского государственного университета по поручению Президента РФ Владимира Путина. Сергей Уваров стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт. Ученые Самарского университета им. Королёва и Московского городского педагогического университета при поддержке Российского научного фонда (РНФ) проведут исследование, в ходе которого история Древнего Рима императорской эпохи будет впервые проанализирована с.
Скульптуру "Крылатый гений" перед СПбГУ заменят на памятник Сергею Уварову
ПОДРОБНЕЕ Коллектив Санкт-Петербургского института истории РАН поздравляет Владимира Ивановича Мажугу с 75-летием! 10 сентября 2022., в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Дня выпускника прошла беседа дискуссионного клуба выпускников "Университет будущего". Куда сходить в Санкт-Петербурге. Новости. Санкт-Петербургскому горному университету присвоено имя Екатерины II. Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение суда первой инстанции, оштрафовавшего Европейский университет за участие в деятельности нежелательных организаций. Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет.