Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта.
Челюскинцы во Владивостоке
29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта. Казалось, спасение всех челюскинцев — вопрос нескольких дней, однако у самолёта Ляпидевского вышел из строя двигатель.
Спасение челюскинцев
Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.
Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.
Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд.
Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад.
Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря.
Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич.
До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды.
На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом. Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8].
Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года.
Но челюскинцы, наладив быт и связь с берегом, даже делали газету вручную, цветными карандашами. Вокруг ледовая пустыня, а челюскинцам хватает духа иронизировать над своим положением.
Тем временем, на материке готовится план спасения, невероятный, как вся эпопея. Помочь должны лучшие полярные летчики Советского Союза. Летим к Чукотскому морю и отчасти повторяем путь пилотов-участников спасательной операции 1934 года. Глядя на бескрайнюю тундру, понимаешь, какой это был на самом деле рискованный перелет. Николай Каманин вспоминал: на две тысячи километров от Олюторки до лагеря Шмидта не было аэродромов и горючего, а у самих летчиков навигационных средств и даже точных карт.
Изрезанная реками равнина сменяется горами, за ними выплывает побережье. Воздушная часть нашего пути заканчивается в поселке Ванкарем. Мыс Ванкарем — край Земли. Дальше только Северный Ледовитый океан. Где-то там лежит «Челюскин».
Для челюскинцев Ванкарем стал берегом надежды. Именно отсюда из ближайшего материкового поселка летчики делали последний рывок к ледовому лагерю и сюда же доставляли спасенных. За это он потом получит первую в истории звезду Героя Советского Союза. Виртуозная операция, восхитившая весь мир, спасены все 104 челюскинца. Из воспоминаний Михаила Водопьянова: «От Хабаровска до Чукотского моря я пролетел больше пяти тысяч километров, но они не запомнились мне так, как этот короткий, в сто пятьдесят километров, путь к лагерю.
Я внимательно смотрел вперед, стараясь увидеть черный дым. От сильного напряжения уставали глаза, они слезились, горизонт становился мутным. Протру глаза, дам им немного отдохнуть и опять смотрю вперед. Ровно через сорок минут немного правее курса показался черный дым.
Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда.
В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев
Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена.
Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей.
Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам. Тех, кто мог выдержать длительный путь, отправляли «в цивилизацию» теми же собачьими упряжками. Собирали группы по 5-13 челюскинцев и отправляли для начала в Уэлен, дорога куда занимала обычно от недели до двух. Дальше ехали в Анадырь, а оттуда морем — кого куда.
Первые два варианта «Памятник челюскинцам» скульптора Веры Мухиной не сохранились. Еще два памятника - известны на бумаге. Свои варианты она делала в период с 1937 по 1940 годы. Известна ее статуэтка Борея - бога северного ветра, по ее замыслу, одного из главных фигур памятника «Спасение челюскинцев».
Борей был частью третьего варианта памятника. По воспоминаниям Веры Мухиной, «композиция должна была состоять из двух групп: челюскинцев во главе с Отто Шмидтом и их спасателей, а между ними с глыбы льда облицованный стеклянными плитами пьедестал в виде огромного ледяного, просвечивающего по ребрам кристалла улетает 15-18-метровая фигура старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя - Борея, который, уступая мужеству людей, покидает свои северные владения». Место для памятника было выбрано на Стрелке острова на Москве-реке, на участке между Каменными и Крымским мостами, где сейчас стоит Петр I, - на пилонах еще одного, специально построенного моста, который должен был соединить набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем. От четвертого варианта остался обобщенный летчик, который должен стоять на носу корабля - и это уже был прототип Валерия Чкалова как раз в тот период, в 1938-м, он разбился. Фигура должна была венчать «Пантеон летчиков», где было бы место и спасателям челюскинцев, ну а в центре - предполагалось поставить серебряную фигуру Икара. В итоге, у Веры Мухиной вышел самый известный монумент «Рабочий и колхозница» и, возможно, ее рук - гранёный стакан. Нереализованный проект был и у скульптора Ивана Шадра - плавающие льдины в честь челюскинцев. Но опять, эта идея осталась нереализованной, зато появилась скульптура «Булыжник - оружие пролетариата».
Единственным памятником челюскинцам был огромный макет лагеря Шмидта к 1 мая 1934 года, на площади перед бывшим Казанским собором тогда это был Музей истории религии в Ленинграде. Но через несколько месяцев, после встречи челюскинцев 24 июня 1934 года , его разобрали. Что касается родины первых Героев Советского Союза и челюскинцев - Чукотке, то и там о них надолго забыли. Единственная мемориальная доска челюскинцам установлена на здании отдела полиции МВД России Чукотского района в с.
Трагедия «Челюскина»… 16 июля 1933 года «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса позже капитан Биезайс временно передал командование опытному полярному капитану Владимиру Воронину и начальника экспедиции Отто Шмидта вышел из Ленинграда. Вначале все шло хорошо. Но, войдя в акваторию Чукотского моря, уже изрядно потрепанный «Челюскин» столкнулся с крупными льдинами, преодолеть которые судно было не в силах. Пароход «Челюскин» в Чукотском море. Источник: beta. Среди них были десять женщин и двое детей.
В СССР развернулась грандиозная, не знающая аналогов в мировой истории, спасательная операция. Эвакуация осуществлялась с помощью авиации. Первый самолет, пробившийся к льдине и вывезший детей и женщин на материк смог приблизится к льдине 5 марта 1934 года. А последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего было осуществлено 23 авиарейса. В итоге были спасены все 104 человека, которые выживали на льдине два месяца.
В Государственном архиве Липецкой области хранится рабочий вариант статьи М. Водопьянова о спасении челюскинцев, написанной им 4 июня 1934 года на пароходе «Смоленск». Лебедянь Рязанской области, 14. По отзывам зарубежной прессы, советские лётчики совершили «одну из самых драматичных спасательных операций в истории Арктики». От Владивостока до Москвы 160 остановок — 160 митингов. Где бы мы ни останавливались, в любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знамёнами и цветами, везде просили… рассказать обо всём… Мы несли вахту встреч до самой Москвы. Дежурили два челюскинца и один лётчик», — писал Водопьянов.
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев
13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин».
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Спасение челюскинцев. 13 апреля 1934 года завершилась эвакуация экипажа ледокольного парохода «Челюскин». 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом.