Новости выступление набиуллиной в госдуме

Об этом заявил 15 ноября «Известиям» депутат Госдумы, член комитета по МСП (малому и среднему предпринимательству) Алексей Говырин, комментируя доклад главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о денежно-кредитной политике. ПРЯМАЯ РЕЧЬ-Выступление Набиуллиной с докладом об основных направлениях ДКП в Госдуме. Об этом рассказала в ходе своего выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, пишет РИА Новости. Главная» Новости» Выступление набиуллиной сегодня по ключевой ставке. Банковская система России крепко стоит на ногах, быстро реагируя на появившиеся из-за санкций вызовы, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в понедельник, выступая в Госдуме.

Набиуллина предрекла экономике РФ непростые реформы из-за санкций

То есть каждый гражданин через МФЦ или просто через портал Госуслуги сможет подать заявление о запрете оформления любых кредитов или займов на его имя. И самое главное, что все кредитные организации обязаны будут проверять наличие такого запрета перед выдачей кредита. Он не прекращает автоматически отношения заемщика с банком или микрокредитной организацией. Он ставит заслон на пути мошенников, которые не смогут оформить на человека заем или банковский кредит", — отмечает Константин Бахарев, депутат ГД РФ, фракция "Единая Россия". Глава ЦБ это предложение одобряет. Мало того, по словам Эльвиры Набиуллиной, если банк выдал кредит человеку с самозапретом, то такой кредит, получается, можно и не отдавать.

Если он все же выдал такой кредит, то он не вправе требовать его обратно! Будущее замороженных российских активов за границей А вот что делать с замороженными за границей российскими активами более чем на 300 миллиардов долларов.

Что сказала Набиуллина Ключевую ставку могут снова поднять до конца года. Ослабление курса рубля, которое произошло летом 2023 года, отражало устойчивое внутреннее инфляционное давление. Политика, направленная на поддержание низкой инфляции, обеспечит стабилизацию национальной валюты. На рынке должен появиться специальный кредитный продукт для заёмщиков, которым банки отказывают в ссудах.

Однако мы в базовом сценарии не ожидаем масштабной рецессии в мировой экономике или утраты контроля над ситуацией на мировых финансовых рынках Шок этого года действительно очень масштабный, и спада экономики избежать в этих условиях было невозможно. Тем не менее масштаб этого спада меньше, чем многие ожидали, когда вводились эти санкции. По нашему прогнозу, спад продлится и в следующем году. Но во второй половине следующего года экономика начнет возвращаться к росту. Мы сознательно не стремимся снизить инфляцию к цели быстрее: структурная перестройка экономики требует изменения относительных цен по широкому кругу товаров и услуг. Мы видим, как структурная экономика затрагивает многие предприятия.

И этот процесс будет происходить менее болезненно, если общий уровень цен будет расти чуть быстрее, чем в нормальных обстоятельствах. Ключевая ставка будет находиться на таком уровне, чтобы постепенно снижать инфляцию, но это значит, она будет некоторое время повыше нейтрального диапазона. Второй сценарий, который мы представили, это «Ускоренная адаптация». Внешние условия в этом сценарии похожи на то, что я рассказывала про базовый сценарий. Отличие этого сценария — более динамичное формирование нашей экономикой новых внешнеэкономических связей. В этом сценарии нашим компаниям удастся быстрее наладить импорт, экспортеры смогут нарастить физические объемы экспорта за счет новых маршрутов доставки энергоносителей, снижения издержек, которые связаны с изменением географии поставок.

Быстрее восстановится в этом сценарии внутренний спрос. В результате в этом сценарии инфляция вернется к цели уже в конце 2023 года потому что расширение импорта, оно снизит во многом ограничения со стороны предложения товаров , а наша ДКП в этом сценарии сможет быть более мягкой, чем в базовом. И третий сценарий — мы его назвали «Глобальный кризис». В этом сценарии повышения ставок ведущими центробанками не хватит для того, чтобы вовремя затормозить рост инфляции, то есть инфляция будет расти, несмотря на повышение этими странами ставок. В итоге ставки будут высокими и менее предсказуемыми дальше. Это будет давить на рост глобальной экономики, увеличивать стоимость обслуживания долга, снижать стоимость активов.

Вырастут риски финансовой стабильности. Вырастет геополитическая напряженность по этому сценарию, будет происходить фрагментация, регионализация глобальной экономики. Усилятся санкции на Россию. Мы рассматриваем этот сценарий с усилением санкций, и это станет еще одним фактором ухудшения ситуации в глобальной экономике в свою очередь. В итоге, на наш взгляд, в этом сценарии мы можем увидеть кризис, сопоставимый по масштабам с 2008—2009 годами. Для России это будет означать и падение спроса на основные товары нашего экспорта, ВВП тогда сократится сильнее, инфляция будет выше, чем в следующем году, потому что будет происходить более быстрое снижение экспорта в стоимостном и количественном выражении, что вызовет ослабление курса.

В этом шоковом — хотя и, по нашей оценке, маловероятном — сценарии потребуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием, чтобы ограничить последствия негативных внешних факторов для российской экономики, не допустить раскручивания инфляционной спирали. И вернуть инфляцию к цели можно будет только в 2025 году. Базовый сценарий. Почему мы называем его базовым? Мы считаем его гораздо более вероятным, чем альтернативные сценарии. Но сценарии альтернативные, на наш взгляд, нужно иметь для того, чтобы быть готовыми, если нужно, быстро переориентировать свою денежно-кредитную политику в зависимости от того, как развиваются обстоятельства.

Действительно, за последние месяцы ситуация и баланс рисков для мировой экономики несколько сместились в сторону если не полномасштабного глобального кризиса, то более жесткого варианта развития ситуации. Мы видим это и по событиям — тем, которые происходят в мире. Но это для нас не повод просто ждать, как будут развиваться события, как говорят, ждать у моря погоды. Напротив, мы должны, как только можем, создавать условия для ускоренной структурной перестройки экономики. Только это может быть адекватным ответом на ухудшение глобальных внешних условий. Здесь, конечно, нужен широкий спектр мер: и реформы для улучшения делового климата, меры государственной поддержки стратегически важных отраслей и малого бизнеса, и здесь Правительство активно предлагает программу мер поддержки.

И про это я хочу сказать более подробно. Об этом были вопросы во время обсуждения на Рабочей группе — это меры по развитию финансового рынка, не только денежно-кредитная политика. Сейчас действительно ключевая задача — обеспечить структурную трансформацию экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Это ключевая задача для финансового рынка. Приоритетно — развитие внутренних источников долгосрочного и недолгосрочного финансирования. О том, как развивать финансовый рынок в целом, корректировать его структуру с учетом потребностей экономики, я подробнее расскажу, когда мы будем представлять в декабре Основные направления развития финансового рынка на следующие три года.

Мы каждый год представляем в Думу этот документ. Хочу сказать, что мы оперативно подготовили доклад о том, какие новые вызовы мы видим перед финансовой системой, какие новые меры должны быть приняты. Получили предложения и замечания от рынка — мы обсудили и учтем их в нашем стратегическом документе, который представим в декабре. Но сейчас я хотела бы сказать только о нескольких основных задачах. Мы видим, что изменение структуры экономики, когда вот такая трансформация происходит, да и в целом высокая общая неопределенность — это для банков делает менее понятным бизнес их заемщиков. Но при этом банки, мы понимаем, должны помочь заемщикам — предприятиям, гражданам — пройти через этот период адаптации.

Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса. Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы. Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП.

То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение. Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться. Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка.

Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов. С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет.

Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды. И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений. Еще об одном аспекте хотела сказать. Мы, когда произошли эти шоки, закрыли большой объем информации финансовых институтов.

Но для того, чтобы финансовый рынок работал активно и чтобы инвесторы могли принимать инвестиционные решения, конечно, нужен возврат к раскрытию информации финансовыми и нефинансовыми организациями, кроме той информации, которая повышает чувствительность к санкциям. Мы готовимся к тому, чтобы начать давать больше информации, чтобы инвесторы могли принимать решения. Кроме того, мы работаем сейчас над созданием собственных отечественных финансовых и товарных индикаторов, которые требуются для заключения сделок, для принятия инвестиционных решений широким кругом участников. Со стороны внешнеэкономической деятельности критически важны международные платежи и расчеты. По этой системе расчетов и платежей прицельно бьют санкции. Вторичных санкций, естественно, боятся наши партнеры. Мы выстраиваем отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для партнеров.

Это очень непросто, потому что есть много индивидуальных нюансов в разных странах, по каждой стране, но это не невозможно. И цифровые валюты, которые мы развиваем у себя, партнеры развивают у себя, тоже могут стать фактором расшивки узких мест. Но основной путь решения проблем с внешнеэкономическими платежами — это укрепление доверия к рублю. Мы видим, когда мы переходим на национальные валюты, партнеры обращают внимание на устойчивость рубля, а устойчивость рубля в их глазах — это низкая инфляция. Если платежи, накопления осуществляются в рублях, то рубль не должен обесцениваться. Поэтому фактор низкой инфляции становится важным для обеспечения внешнеэкономических расчетов в национальных валютах. В завершение я хотела бы сказать: то, что мы на начало этого года имели ресурсы и инструменты, достаточные для противодействия масштабному кризису, достаточно быстро стабилизировали ситуацию, — это во многом итог многолетней политики.

Не будь у нас крепкого тыла в виде макростабильности, устойчивой банковской системы, масштаб проблем мог бы быть и хуже. Но, действительно, сейчас стоят новые задачи — не только обеспечивать стабильность, но и обеспечить поступательный рост российской экономики. И я очень благодарна за доверие депутатов, глубокое понимание нашей работы руководством и членами профильных комитетов на протяжении многих лет. И за то, как оперативно в этом году вы принимали и принимаете изменения в законодательство, которые дают нам возможность действовать наиболее эффективно. Потому что многие решения были обеспечены принятием соответствующих законов. Банк России продолжит проводить политику, направленную на достижение низкой инфляции, устойчивость финансовой инфраструктуры, здоровое функционирование финансового рынка.

Цифровой рубль, инфляция и мошенники — выступление главы ЦБ в Госдуме

Разумеется, ответов на эти вопросы не будет, ключевая задача упомянутой троицы любой ценой усидеть на свои месте и продолжать выполнять задачи, поставленные МВФ. А их, с начала 90-х, всего две, ничего не изменилось точнее, менялось в короткий период управления Центробанком Геращенко-Парамоновой. Эти задачи: обеспечить максимально свободный отток капитала из России и тут эффективность троицы великолепная, я бы даже сказал выдающаяся и обеспечить инвестиционный процесс исключительно за счёт иностранных инвестиций. А поскольку их нет, то и роста быть не должно. Зато есть полная зависимость от МВФ, который может краник приоткрыть, а может — совсем закрыть. Да, конечно, повторить успех правительства Гайдара-Чубайса-Дубинина который возглавлял ЦБ уже не получается, тогда бюджетных инвестиций практически не было. А сегодня они есть, что упомянутую тройку сильно расстраивает. Впрочем, поскольку контроль за бюджетными расходами, во многом, у самого Минфина, он активно поддерживает разных региональных о отраслевых чиновников, которые радостно «пилят» бюджеты, я про это много писал. Так что с уверенностью можно сказать, что пока эти сидят на своих местах, экономического роста у нас не будет, небольшой росток, связанный с перераспределением оборонных денег в экономику уже чахнет в том числе, с помощью налоговой службы и контрольных мероприятий Минфина.

Так что тут имеет место самый простой случай так называемого вранья.

Здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Третье — это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Четвертое — меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях. Это кредитные каникулы, предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берет кредиты сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Пятое — надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад.

Важно, чтобы эти проекты получали поддержку и институтов развития. Мы считаем, что институты развития должны играть более важную роль. В этих условиях риски таких проектов должны делить и банки, и сами предприятия, и государство, поэтому, на наш взгляд, должна вырасти роль государственных гарантий. Мы давно обсуждаем и с банковским сектором, что нам надо вернуть в законодательство по-настоящему безотзывные и безусловные госгарантии, на которые могли бы ориентироваться банки. Учитывая потребность именно в долгосрочных ресурсах для структурной трансформации именно нужны долгосрочные ресурсы, а не краткосрочные , конечно, рассчитывать исключительно на банковский сектор невозможно. Банки не могут и не должны быть главным источником длинных денег, а правильнее сказать, долгосрочного финансирования. Нужно увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование. Тем более мы понимаем, что значительная часть предприятий уже и так закредитована. Рост, основанный исключительно на увеличении долговой нагрузки предприятий, который они выдержать не могут, — это путь к кредитному кризису. Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса. Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы. Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП. То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение. Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться. Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка. Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов. С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет. Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды. И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений. Еще об одном аспекте хотела сказать. Мы, когда произошли эти шоки, закрыли большой объем информации финансовых институтов. Но для того, чтобы финансовый рынок работал активно и чтобы инвесторы могли принимать инвестиционные решения, конечно, нужен возврат к раскрытию информации финансовыми и нефинансовыми организациями, кроме той информации, которая повышает чувствительность к санкциям. Мы готовимся к тому, чтобы начать давать больше информации, чтобы инвесторы могли принимать решения. Кроме того, мы работаем сейчас над созданием собственных отечественных финансовых и товарных индикаторов, которые требуются для заключения сделок, для принятия инвестиционных решений широким кругом участников. Со стороны внешнеэкономической деятельности критически важны международные платежи и расчеты. По этой системе расчетов и платежей прицельно бьют санкции. Вторичных санкций, естественно, боятся наши партнеры. Мы выстраиваем отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для партнеров. Это очень непросто, потому что есть много индивидуальных нюансов в разных странах, по каждой стране, но это не невозможно. И цифровые валюты, которые мы развиваем у себя, партнеры развивают у себя, тоже могут стать фактором расшивки узких мест.

Также председатель ЦБ призвала ужесточить ответственность банков в борьбе с мошенничеством. В частности, будет двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета — этот период нужен, чтобы человек понял, что его обманывают, чтобы отказаться от переводов», — сказала глава регулятора. Набиуллина также отметила, что россияне активно размещают деньги в банках.

Набиуллина отчиталась о работе ЦБ перед Госдумой

По окончании выступления Набиуллиной депутат Государственной Думы Михаил Делягин задал ей вопрос, запись которого опубликовал в своём телеграм-канале. Об этом рассказала в ходе своего выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, пишет РИА Новости. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в ходе выступления в Госдуме в понедельник о необходимости избегать повышения инфляции, принимая меры по развитию экономики. Об этом заявил 15 ноября «Известиям» депутат Госдумы, член комитета по МСП (малому и среднему предпринимательству) Алексей Говырин, комментируя доклад главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о денежно-кредитной политике. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике, посвященном рассмотрению "Основных направлений единой государственной. Выступление Э. Набиуллиной на совместном заседании профильных комитетов Госдумы РФ.

Выступление Набиуллиной в Госдуме

При этом она почему-то утверждала, что влияние на торможение экономического роста минимальное, а главный лимитирующий фактор — не средства на инвестиции, а кадры. Такая вот логическая цепочка, имеющая серьёзные противоречия и изъяны. Меня это не убедило». По её мнению, возможности развития экономики в настоящее время существенно затруднены, поскольку предприятия могут рассчитывать только на собственные средства.

А сегодня они есть, что упомянутую тройку сильно расстраивает. Впрочем, поскольку контроль за бюджетными расходами, во многом, у самого Минфина, он активно поддерживает разных региональных о отраслевых чиновников, которые радостно «пилят» бюджеты, я про это много писал. Так что с уверенностью можно сказать, что пока эти сидят на своих местах, экономического роста у нас не будет, небольшой росток, связанный с перераспределением оборонных денег в экономику уже чахнет в том числе, с помощью налоговой службы и контрольных мероприятий Минфина.

Так что тут имеет место самый простой случай так называемого вранья. И остаётся только один вопрос: а почему Мишустин их не уволит? Что бы там Путин не говорил. И пока это так, уволить эту троицу — это получить тотальный саботаж на всех уровнях государственной машины. Не исключено, что и серию терактов, поскольку скрытые ячейки в нашей стране есть, они уже даже начинают работать, правда, пока аккуратно. И это значит, что чисто аппаратными способами справиться с этой напастью не получится, она слишком сильно встроилась в ткань государственного аппарата.

Придётся работать жёстко, как бы это не было неприятно.

А вернуть удалось только 600 миллионов, а это всего 4 процента от понесенного ущерба. У людей не просто "выманивают деньги": завладев персональными данными, мошенники массово берут кредиты и займы по чужим документам. То есть каждый гражданин через МФЦ или просто через портал Госуслуги сможет подать заявление о запрете оформления любых кредитов или займов на его имя. И самое главное, что все кредитные организации обязаны будут проверять наличие такого запрета перед выдачей кредита.

Он не прекращает автоматически отношения заемщика с банком или микрокредитной организацией. Он ставит заслон на пути мошенников, которые не смогут оформить на человека заем или банковский кредит", — отмечает Константин Бахарев, депутат ГД РФ, фракция "Единая Россия". Глава ЦБ это предложение одобряет. Мало того, по словам Эльвиры Набиуллиной, если банк выдал кредит человеку с самозапретом, то такой кредит, получается, можно и не отдавать.

Осенью было много опасений, мы с вами обсуждали это, что повышение ключевой ставки ставит крест на развитии экономики. Но мы видим, что это не так. В IV квартале экономический рост немного замедлился, но оставался значительным. И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в I квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами.

Наш мониторинг предприятий — напомню, что мы опрашиваем 13—14 тыс. Индекс бизнес-климата, по свидетельству самих же предприятий, сейчас на 12-летнем максимуме. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше. Жесткая денежно-кредитная политика как раз направлена на то, чтобы давление на экономику со стороны спроса не было избыточным, не было разрушительным для роста. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где очень важно правильно распределить силы на всю дистанцию. Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она может бежать на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс — иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны. Да, предприятия сделали значительные инвестиции в расширение и автоматизацию производства и продолжают их делать.

Это в том числе ответ на рост дефицита кадров и рекордную загрузку производственных мощностей. Но, чтобы инвестиции превратились в предложение товаров и услуг, расшивку узких мест в транспортной инфраструктуре, нужно время. Если производство будет отставать от очень быстрого роста спроса, то цены пойдут вверх, а сам спрос — и инвестиционный, и потребительский — будет все больше смещаться на импорт. Для импорта нужна валюта, а если экспорт, как в нашем случае, не растет, то повышенный спрос неизбежно ведет к ослаблению рубля. Такую ситуацию, когда избыточный спрос выливается в рост цен и ослабление рубля, мы наблюдали прошлым летом. На нее мы отреагировали повышением ключевой ставки. Мы уже видим первые результаты нашей политики — пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля до ноября этот показатель в пересчете на год был двузначным.

Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас. Я бы хотела особое внимание обратить на то, что высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью. Инфляция сильнее всего залезает в карман небогатых людей в том числе потому что цены на товары первой необходимости ускоряются в первую очередь. Таких примеров в прошлом году было достаточно. Высокая инфляция — точно такой же налог на промышленность, как и на бедных. Большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов. Об этом говорят и руководители предприятий, а мы проводим много встреч с ними, и наш анализ издержек в обрабатывающей промышленности.

В текущих условиях жесткая денежно-кредитная политика не противоречит развитию экономики, интересам реального сектора, как иногда представляют. Какие еще результаты повышения ключевой ставки, кроме замедления инфляции, мы видим на сегодняшний день? В августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады. За пять месяцев, вплоть до конца года, вклады граждан выросли на 5,3 трлн рублей. Это рекордные темпы. Благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 трлн рублей процентов по вкладам. Приток средств на вклады продолжается: и за I квартал этого года он составил еще почти 2 трлн рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки — она способствует более стабильному курсу рубля.

Курс рубля, конечно, определяется прежде всего торговыми потоками. В прошлом году экспорт сократился, а импорт вырос. Курс рубля закономерно снижался, и летом это снижение ускорилось, потому что спрос на импорт возрастал. На графике валютного курса вы видите отсечку — это повышение ставки 15 августа сразу на 3,5 п. Это остановило ослабление рубля, хотя потребовались дополнительные повышения ставки для того, чтобы окончательно пресечь рост инфляционных и девальвационных ожиданий. Сыграли роль и другие факторы, включая рост цен на нефть, но влияние денежно-кредитной политики, по нашим оценкам, было основным. В том числе за счет увеличения привлекательности рубля как средства сбережения. Еще один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими, рекордными уровнями прошлого года.

Объем корпоративных облигаций прибавил 4,6 трлн рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики. Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение. И вряд ли, имея такие цифры на руках, можно говорить о том, что кредит бизнесу недоступен. Ставки выросли, в начале этого года рост корпоративного кредита начал замедляться, но ни о какой остановке кредитования предприятий, а с ним и развития экономики речи не идет. Да, в этом году рост кредита будет более умеренным, но лишь в сравнении с рекордным темпом прошлого года. К тому же кредит — это дополнительный рычаг, а главный источник инвестиций — это собственные средства компаний. Реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты.

Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза. Это означает, что предприятия чувствуют себя увереннее — высокая прибыль снижает потребность и в заемных средствах, но даже при необходимости занимать позволяет это делать и при высоких ставках. И, кстати, именно в этом масштабе нужно оценивать прибыль банковской системы. За весь прошлый год она была сопоставима с прибылью, которую корпоративный сектор зарабатывал за один месяц.

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

В свою очередь юристы Еврокомиссии предупредили, что замороженные в ЕС российские активы придется вернуть обратно после окончания украинского кризиса. О резервах России Также глава ЦБ России отметила, что сейчас регулятор при формировании резервов учитывает то, какие активы не могут быть использованы для санкционного давления, и заверила, что можно «себя достаточно спокойно чувствовать», пишет ТАСС. И если мы в таком случае не имели валютных резервов, то не смогли демпфировать шок для нашей экономики. Сейчас мы формируем резервы исходя из того, какие активы не могут быть использованы для санкционного давления, и как меняется наша внешняя торговля», - пояснила она. О цифровом рубле Также в своем выступлении Эльвира Набиуллина затронула тему цифрового рубля, тестирование которого начнется в ближайшее время, отмечают «Вести. Но это сейчас небольшие суммы и небольшое число клиентов. После пилота мы сможем предложить цифровой рубль всем», - рассказала Набиуллина.

Тогда возникает вопрос: а зачем банки? Основная функция банков — перелив капитала от тех, у кого есть деньги и кто приносит их на вклады, к тем, кому они требуются для развития», — подчеркнула Дмитриева. По теме:.

Роман Маркелов Жесткая денежно-кредитная политика Банка России не душит экономический рост в стране. В условиях, когда экономика находится в состоянии перегрева, дополнительный рост спроса, я уже тоже об этом неоднократно говорила, не приводит к значительному росту выпуска, а выливается в гораздо более значительное ускорение инфляции", - подчеркнула Набиуллина. Как пояснила глава ЦБ, после небольшого замедления в конце года экономика снова уверенно растет.

Предыдущее участие главы ЦБ в заседании комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку состоялось 15 ноября. Такого резкого повышения не было уже пять лет. Люди должны приобрести собственный, достаточно продолжительный опыт жизни при низких темпах роста цен, не опасаясь, что завтра их благополучие будет разрушено.

Набиуллина выступит в Госдуме по основным направлениям денежно-кредитной политики на три года

Как отметила парламентарий, Набиуллина на заседании двух комитетов Государственной Думы также заявляла, что поскольку у предприятий в 2023 году имел место рекордный рост прибыли, то предприятия должны прежде всего опираться на собственные источники и могут инвестировать из прибыли, с одной стороны, и, с другой, они в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли, то есть поделиться своей прибылью с банками. Если ЦБ считает эту долю приемлемой, то встает вопрос зачем нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу: перелива капитала как источника развития? При этом депутат обратила внимание на манипуляции данными со стороны Банка России. Надо понимать, что оправдание низкой доли инвестиций в экономике стали обеспечивать через очередные манипулирования цифрами», — уточнила парламентарий.

За три года, о которых мы говорим, можно было дождаться старта проекта от 200 тысяч за квадратный метр в бизнес-классе. За последнее время не было ни одного старта ниже 350 тысяч. Если два года назад в финмодель закладывалась отделка без какой-то маржинальности, застройщики на ней не зарабатывали, то сегодня на старте перезакладывают эту стоимость. Очень показательна стоимость white box.

Если три года назад мы закладывали при расчете стоимости до 12 тысяч рублей за квадратный метр, то есть это была верхняя планка white box, а так это 8-10 тысяч рублей за квадратный метр, то на сегодняшний день стоимость white box, которая закладывается, доходит до 25 тысяч рублей за квадратный метр, а где-то и 30 тысяч рублей. Все те проекты, которые выходят в старт в 2023 году, вообще закладывают стоимость отделочных работ от 30 тысяч до 80 тысяч рублей, это я сейчас говорю про сегмент бизнес-класса, сейчас даже не говорю про элитный сегмент.

После падения до минимума этого года 102,35 руб. Курс доллара даже снова опустился ниже 100 рублей, а затем и ниже 99 — 98,84 руб. Причем это происходило на резко возросших оборотах. К вечеру они почти удвоились — 184,7 млрд руб. Похожая ситуация с долларом: 138,5 млрд руб.

Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы. Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей - это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития. Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать.

И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О. Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений.

Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить... Микрофон отключён. Набиуллина Э. По ипотеке.

Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается.

При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё.

Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной - 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года.

По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски... И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру.

Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор - это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов.

Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель - 130 процентов от суммы займа, больше не может быть - ни штрафы, ни пени, ни проценты. Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно?

Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким - 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан.

Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики - это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом - холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем.

Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании.

И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич - "маловато". Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий.

Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье - она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там.

Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное

Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ ЯПлакалъ. • Эльвира Набиуллина выступила на заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Госдума разрешила Набиуллиной оставаться главой Центробанка до 2027 года ЯПлакалъ. • Эльвира Набиуллина выступила на заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Пик инфляции позади: главное из выступления Набиуллиной в Госдуме Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представила в Госдуме традиционный отчет о работе регулятора в 2023 году.
Набиуллина допустила повышение ключевой ставки Выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в Госдуме, которое состоялось в середине апреля, было жарким.

Набиуллина отчиталась о работе ЦБ перед Госдумой

Набиуллина рассказала в Госдуме об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Госдумы по годовому отчету Банка России за 2023 год. Смотрите видео онлайн «Выступление Набиуллиной в Государственной Думе» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 апреля 2024 года в 12:18, длительностью 03:15:43, на видеохостинге RUTUBE. Попытка управлять курсом рубля приводит к резким девальвациям и финансовым кризисам, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме. Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила о необходимости ужесточения ответственности за навязывание финансовых услуг со стороны банков. Выступление Председателя Центрального Банка России Эльвиры Набиуллиной в Госдуме 15 ноября 2002 года и статья в "МКRU".

Выступление Эльвиры Набиуллиной в Госдуме. Главное

Об этом заявила сегодня Эльвира Набиуллина, выступая с отчетом в Госдуме. Главное из выступления в Госдуме. Об этом заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в ходе своего выступления на заседании комитета Госдумы РФ по финансовому рынку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий