В МАГАТЭ назвали позитивным диалог с Ираном по ядерной программе. Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле. В ночь на воскресенье, 14 апреля, Иран атаковал Израиль сотнями дронов и ракет за воздушный удар по иранскому консульству в Дамаске.
Иран. Ядерное оружие у нас запрещено религией.
А в день начала ооновской конференции премьер страны Яир Лапид еще и намекнул, что израильская ядерная программа будет развиваться дальше. Гросси призвал мировых лидеров возобновить диалог с Ираном по его ядерной программе. Иранская ядерная программа, комплекс научно-производственных мероприятий по развитию атомной энергетики в Иране.
Россия в глобальной политике
Ядерная программа Ирана продвинулась еще ближе к порогу создания ядерного оружия (ЯО). Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – это политическое соглашение между Ираном и группой государств, известной как "5+1", относительно ядерной программы Ирана. Иран пригрозил Израилю нанести удар по его ядерным объектам в случае этом говорится в заявлении командующего подразделениями Корпуса стражей исламской революции (КСИР) по обеспечению безопасности иранских ядерных объектов Ахмада Хакталаба. В ядерной деятельности Ирана нет ничего нового — глава ОАЭИ.
Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров
Из 35 стран, представленных в совете регулятора, 26 высказались за принятие резолюции, пять воздержались, Россия и Китай проголосовали против. Тогда документ поддержали 30 государств. Россия и Китай высказались против, а Индия, Ливия и Пакистан воздержались. Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.
Bloomberg со ссылкой на неназванных источников в Моссаде и ЦРУ, знакомых с ситуацией, сообщил, что перспектива передачи Тегерану ЗРС С-400 ускорит принятие решения о возможном нападении Израиля на Исламскую Республику. Это интересно: В Иране обнаружено второе по величине в мире месторождение лития реклама Более того, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на конференции по безопасности в Тель-Авиве на прошлой неделе на вопрос про удар по Ирану сказал: "Чем дольше мы будем ждать, тем сложнее нам будет это сделать. А ждали мы очень долго. Я могу сказать вам, что сделаю все, что в моих силах, чтобы помешать Ирану завладеть ядерным вооружением". Уместно напомнить, пишет издание Eurasian Times Magazine, что Иран сегодня уже эксплуатирует комплексы противовоздушной обороны С-300 производства РФ. При этом российский посол в ИРИ в 2020 году неоднократно намекал, что Тегеран в ближайшие годы может стать эксплуатантом систем C-400. По мнению западных аналитиков, Иран также разработал свою систему противовоздушной обороны Bavar-373, которая предположительно является отечественным аналогом комплекса С-300, но обладает большей мобильностью и меньшим временем для подготовки к запуску ракет В ноябре прошлого года в Иране была представлена модернизированная версия Bavar-373 с дальностью обнаружения 450 километров и дальностью сопровождения 400 километров. Именно поэтому даже сама возможность приобретения С-400 вызывает серьезные опасения, пишет издание. Стоимость сделки составила 2,5 миллиарда долларов США. Вместе с тем, некоторые военные эксперты скептически отнеслись к перспективе развертывания Ираном систем С-400. В интервью журналу Eurasian Times эксперт по Ближнему Востоку Сет Францман заявил следующее: "Любые поставки С-400 займут очень много времени, потому что иранцев придется обучать, а доставка самих систем в Иран - довольно длительное мероприятие". Россия действует осторожно и скорее всего нуждается в ресурсах внутри страны".
Одновременно США отказались от закупок нефти в Иране. В мае Иран объявил о прекращении выполнения ряда пунктов СВПД в части, касающейся запасов обогащенного урана и тяжелой воды. Механизм позволяет поддерживать торговлю с Ираном в обход американских санкций, не используя доллары для сделок. В начале сентября после неудавшейся договоренности с Европой о покупке иранской нефти или поставке кредитов Иран начал третий этап сокращения ядерных обязательств, приступив к работе с целым рядом центрифуг. В ноябре Иран более чем в два раза увеличил производство урана, запустил 30 центрифуг IR-6 и установил 20 новых центрифуг этого типа. Тегеран заявил, что вернется к ее соблюдению только при условии отмены Вашингтоном односторонних санкций. Байден дал понять, что это произойдет только после того, как иранцы прекратят обогащение урана. В апреле Иран делает беспрецедентный рывок в развитии своей ядерной программы. В конце октября Иран объявил в возвращении к переговорам с США по ядерной программе — они возобновились в Вене в конце ноября. Позиция участников соглашения Москва и Пекин последовательно выступали против отмены или изменения ядерной сделки. Официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства также выразил намерение поддерживать нормальные экономические и торговые связи с Ираном при соблюдении международного права. Европейские лидеры выступали за сохранение сделки, однако были готовы на ее доработку. В частности, обсуждались возможность включения в СВПД вопросов контроля за ядерной деятельностью Ирана после 2025 года, за его баллистической программой, а также меры по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке.
В ходе телефонного разговора иранский министр заявил, что члены экипажа судна будут освобождены. Об этом сообщается 27 апреля в Telegram-канале внешнеполитического ведомства Исламской Республики Иран. Он подчеркнул, что гуманитарный вопрос спасения экипажа судна представляет серьезный интерес. В тестовом режиме прием карт может начаться в августе или начале осени. Читать далее 00:12 Russian.
Вокруг иранской ядерной проблемы: между эскалацией и деэскалацией
Иран. Ядерное оружие у нас запрещено религией. | Путь Востока. | Дзен | Ядерная программа Ирана продвинулась еще ближе к порогу создания ядерного оружия (ЯО). |
Ядерное оружие Исламской Республики Иран: стратегическая триада КСИР | Иранская ядерная программа, комплекс научно-производственных мероприятий по развитию атомной энергетики в Иране. |
Reuters: США столкнулись с проблемой сдерживания ядерной программы Ирана | Как сообщало ИА Регнум, соглашение по ядерной программе Тегерана группа 5+1 (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай плюс Германия) и Иран подписали в 2015 году. |
Развитие иранской ядерной программы | Дипломаты опасаются растущей мощи иранских фракций, которые хотят получить ядерное оружие. редупреждения о том, что война в Газе и нежелание Ирана сотрудничать по своей ядерной программе укрепляют позиции сторонников жесткой линии в Тегеране. |
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет
Над разгадкой Stuxnet – вируса, поразившего ядерные объекты Ирана – бьются эксперты самых разных направлений: от IT-безопасности до лингвистики и антропологии. Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле. Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами заявил, что Иран вернется ко всем обязательствам по ядерному соглашению, когда санкции будут полностью сняты, передает ИРНА. Немецкое агентство новостей DPA сообщило в воскресенье, что Иран находится в контакте с администрацией Байдена о возможности перезапуска застопорившихся переговоров.
Please wait while your request is being verified...
Ситуация на Ближнем Востоке обострилась 7 октября, когда палестинское движение ХАМАС нанесло масштабный удар по территории Израиля, захватив заложников, в том числе и детей. В ответ израильская армия ударила по секто ру Газа, стороны пе решли в состояние войны. При этом в США поддержали действия Израиля, а президент Джо Байден отдал распоряжение направить израильским властям дополнительную помощь. В свою очередь И ран предупредил, что против США откроются «новые фронты», если они продолжат поддерживать Израиль.
Следует ожидать, что уже в ближайшее десятилетие иранские специалисты будут в состоянии создать достаточно надежные ракетные комплексы с дальностьюу верхней границы ракет радиуса средней дальности порядка 3 000 км и вплотную подойдут к испытаниям межконтинентальной баллисти-ческой ракеты. Уже сегодня иранские ракетные средства, особенно перспективные системы, способны поражать цели не только на Ближнем Востоке, но и в значительной части континентальной Европы и южных регионов России. Если нынешний темп ракетно-космических программ Ирана сохранится на сегодняшнем уровне, то уже через десять лет Тегеран будет вполне способен получить собственную ракету промежуточной дальности 3 500—5 000 км , а затем и МБР и современные средства космического запуска на высокие орбиты.
Все это теоретически позволит разработать ракетный баллистический носитель для ядерного боезаряда - если работы по обогащению урана и плутониевой программы будут все же успешными, и иранское руководство, в конце концов, не устоит перед соблазном создания ядерного оружия на основе своего ядерного топливного цикла, а ведущие державы мира окажутся неспособными такое развитие событий предотвратить. Можно подумать о том, как сохранив престиж Ирана как мощной региональной державы, развивающей собственную ядерную программу, поставить ее под контроль мирового сообщества, при этом ни в коей мере не ущемляя иранские интересы. Одной из возможностей укрепления международного режима Договора о нераспространении ядерного оружия, находящегося сейчас в весьма критической ситуации, прежде всего из-за неспособности приостановить ядерные программы Ирана и КНДР, являются усилия по формулированию и продвижению развязок в стиле ad hoc. Они применялись бы в каждом конкретном случае зафиксированного нарушения Договора - с учетом региональных особенностей и при создании системы гарантий со стороны ведущих держав мира, желательно «освященных» авторитетом СБООН. Тегеран был бы вынужден согласиться на беспрецедентную транспарентность в отношении своей ядерной деятельности, возможно, выходящую за рамки условий Дополнительного протокола о гарантиях 1997 г. Эти инициативы могли бы основываться, в том числе, и на ранее высказанных инициативах российского лидера В.
Путина, предложениях бывшего президента США Дж. Путин, в свою очередь, заявил тогда, что Россия готова создать на своей территории подобный международный центр. Все возникающие вопросы, по его мнению, можно решить только при условии широкого международного сотрудничества. Как заявил российский лидер, этот проект «мог бы быть рассчитан на длительную перспективу с участием стран, имеющих серьезные, большие запасы уранового сырья». При этом такой центр может быть создан не только в России, но и в других государствах «ядерного клуба»-«при обеспечении недискриминационного доступа всех желающих»8. По словам В.
Путина, Россия готова к созданию международного центра, «предоставляющего услуги ядерного топливного цикла, включая обогащение, на недискриминационной основе и под контролем МАГАТЭ». По его мнению, для создания реакторов и топливных циклов нового поколения необходимы технологические нововведения, а это предполагает широкомасштабное сотрудничество на международном уровне9. Идея консорциумов использует идеологию, заложенную в инициативу о создании центров, развивая ее, однако, несколько в ином направлении. Ее ключевым моментом является использование регионального фактора - поскольку в значительной степени ядерные амбиции большинства государств порождаются их восприятием реальных или мнимых военных угроз, отсутствием гарантий безопасности и сохраняющейся нестабильностью в целом ряде районов мира10. Такие консорциумы, наделенные широкими правами с делегированием им части национального суверенитета, вплоть до своего рода «протектората» над ядерными программами соответствующих государств, вели бы все работы по ядерной энергетике и исследованиям в проблемных странах. Естественно, в целях соблюдения норм ДНЯО в них не поставлялись бы передовые ядерные технологии так, в Иране речь бы шла о контроле над уже ведущимися исследованиями на его же центрифугах ИР-1, ИР-2 и ИР-3.
За уступку части национального суверенитета ядерными странами какбы взамен стимулировался бы приток в развивающиеся страны новых технологий и инвестиций в их неядерные сектора экономики. Подобные проекты явились бы гарантией от силовых акций со стороны, например, США, одновременно обеспечивая строгое соблюдение ДНЯО и международных норм нераспространения11. Наиболее актуальной проблемой, где такой подход может быть применен, безусловно, является иранская ядерная программа - одна из приоритетных тем современной мировой политики. Позитивное решение «иранской проблемы» может стать своего рода примером рассмотрения «case study» новых подходов к решению задач ядерного нераспространения. Ее конструктивное разрешение, помимо всего прочего, в определенной степени будет зависеть от хода развития процесса урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Северной Кореи. Как известно, после обнаружения в 2003 г.
Президент М. Ахмадинежад неоднократно заявлял, что Иран успешно справился с задачей обогащения урана до высокого уровня. Заявления Ирана о полном соответствии его действий положениям ДНЯО, по всей видимости, не оставляют большого выбора приемлемых путей для выхода из явно обозначившейся конфронтации с мировым сообществом. Теоретически можно спрогнозировать два возможных сценария: 1. США совместно с союзниками все же наносят удар по Ирану, или 2. В соответствии со стремлением «нераспро-страненческого» лобби будут начаты переговоры, нацеленные на выработку компромиссного решения, реализуемого дипломатическим путем.
Действия Ирана уже давно поставили ведущих политиков Запада в тупик, потребовав от них адекватной политической реакции. По сути, непростая ситуация вокруг Ирана представляет собой нечто большее, чем еще одну попытку распространения ядерного оружия в отдельно взятом регионе. Ставки в данном случае гораздо выше, нежели пресловутый контроль над ближневосточной нефтью, который многие леволиберальные аналитики склонны объявлять главной мотивацией США на Большом Ближнем Востоке, или же доминирование во всем этом стратегически важном районе мира. Решение иранского ядерного вопроса явится поворотным пунктом в дальнейшем развитии искусства урегулирования международных конфликтов и мирного разрешения споров в интересах международной стабильности. Несмотря на уверения в единстве подходов к вопросам нераспространения со стороны США и России, их сотрудничество в этой области, в том числе в рамках МАГАТЭ и ООН, а также очевидную заинтересованность России в предотвращении распространения ядерного оружия и баллистических ракет, два государства зачастую придерживаются диаметрально противоположных взглядов на ключевые проблемы нераспространения. С учетом этого становится ясно, что развитие иранского ядерного кризиса сформирует контуры будущего режима нераспространения.
В то время как политика Запада демонстрирует явную неизобретательность, Россия прочно стала ведущим игроком процесса дипломатического разрешения иранского ядерного кризиса, какую бы форму этот процесс ни принял. Без активного участия России Соединенные Штаты рискуют лишиться шанса устранить назревшую угрозу в регионе, а также перспективы фундаментальным образом изменить отношения с Москвой в будущем. С другой стороны, адекватное решение проблемы, при котором будут на компромиссной основе учтены интересы всех участников конфликта, может способствовать радикальному улучшению отношений Москвы сСША, по крайне мере, по вопросам борьбы с международным исламистским терроризмом и ракетно-ядерным распространением в мире. Как ранее заявлял глава Росатома С. Кириенко, «обогащение урана, осуществляемое Ираном, не является предметом озабоченности России. В этом нет ничего неожиданного»12.
В контексте американо-иранских контактов о возврате к Совместному всеобъемлющему плану действий СВПД и консультаций по новому соглашению автор изучает участников иранского внешнеполитического процесса и их мотивацию развивать ядерную программу или вести переговоры по её ограничению. Иранская власть на бумаге и в реальности Внешняя политика Ирана — результат гибкого сочетания формального межведомственного взаимодействия и неформальных процедур. Последние часто опережали юридическую реальность и позже фиксировались документально: так, после смерти основателя Исламской республики Рухоллы Хомейни состоялся единственный после революции транзит власти, а затем появилась обновлённая конституция [1]. Конституционные органы власти и их полномочия неизменны до сих пор рисунок 1. Формально система власти в Исламской Республике децентрализована: она повторяет принцип разделения властей, но за счёт специфических органов и политико-правовой доктрины велайат-е факих , проработанной ещё до революции аятоллой Хомейни, прямо или косвенно закрепляет главное полномочие верховного лидера — влиять на кадровые назначения и тем самым поддерживать баланс между различными органами власти и представленными в них политическими силами.
Верховный лидер принимает решения по ключевым вопросам, командует армией, объявляет войну и мир, задаёт ориентиры во внутренней и внешней политике и продвигает их как самостоятельно, так и через представителей а их примерно 2 тысячи в федеральных и региональных органах власти. Он назначается на неопределённый срок и может сместить избираемый населением Совет экспертов из 88 шиитских правоведов-богословов, который в составе шести комиссий собирается дважды в год и в закрытом режиме обсуждает ситуацию в стране. Когда на внеочередном заседании Совета экспертов в 1989 г. Однако сравнительно слабый с точки зрения личного авторитета Хаменеи был удобен управленческим кругам, поскольку вместо продвижения собственной повестки он был сосредоточен на поддержании статус-кво, от которого зависело и его положение. Несоответствие формальных полномочий и реального веса Хаменеи определило стиль его руководства — главной задачей стал поиск консенсуса и равновесие политической системы.
Находясь у власти три десятилетия, аятолла Хаменеи укрепил влияние, но сохранил осторожность, которая не была присуща Хомейни: верховный лидер не высказывается первым даже по главным политическим вопросам, предпочитает излагать консенсусную позицию, не допускает чрезмерного усиления каких-либо политических сил, попеременно поддерживая позиции разных сторон. Именно поэтому в его выступлениях можно найти противоположные по смыслу высказывания, к которым он апеллирует при необходимости — с позиции «а я вас предупреждал». Один из двух органов, который позволил укрепиться Али Хаменеи — Наблюдательный совет, известный также как Совет стражей конституции. Шесть его членов — исламских правоведов назначает верховный лидер и ещё шесть гражданских юристов со знанием исламского права — избранный народом парламент по представлению главы судебной власти, назначенного верховным лидером. Круг замыкается, поскольку члены Наблюдательного совета ветируют — часто произвольно — кандидатов на выборах, включая выборы в Совет экспертов, который назначает и смещает верховного лидера.
Более того, без одобрения Наблюдательного совета законы, принятые однопалатным меджлисом, не имеют силы. Если между парламентом и Наблюдательным советом или между другими органами власти возникает спор, его решает Ассамблея по определению государственной целесообразности, в которую верховный лидер назначает в силу занимаемой должности или личных заслуг 36 государственных деятелей — их задача в том, чтобы занять позицию «над схваткой» в межведомственных разногласиях и межэлитных противоречиях и предложить верховному лидеру и истеблишменту консенсусное решение, соответствующее национальным интересам Ирана, конституции и нормам ислама. Консенсусные решения по вопросам национальной стратегии и безопасности в штатном режиме вырабатываются в Высшем совете национальной безопасности ВСНБ [2]. Формально им руководит президент, и большинство членов совета входят в него в силу занимаемой ими руководящей должности в других структурах, но председателя совета «уравновешивает» секретарь, которого вместе с ещё одним членом совета назначает по своему усмотрению верховный лидер. С 2013 г.
В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны — Корпус стражей исламской революции КСИР. На него уже после реформы конституции 1989 г.
Тильман Вернер Tillmann Werner , участник содружества специалистов в области интернет-безопасности Honeynet Project , уверен: хакеры-одиночки на такое не способны. Первым заговорил о причастности Израиля к атаке на Иран Джон Марков John Markoff , журналист New York Times, сообщив, что аналитики особо отметили название одного из фрагментов кода «myrtus» «мирт». В переводе на иврит, «мирт» звучит как «адас», что, в свою очередь, созвучно с именем «Адасса», принадлежащем Эстер Эсфирь — героине еврейской истории, спасшей свой народ от уничтожения в Персидской империи. Проводя аналогию с древней Персией, на территории которой расположен современный Иран, некоторые аналитики полагают, что Израиль оставил «визитную карточку» в коде вируса.
Впрочем, по мнению целого ряда экспертов, эта версия не выдерживает никакой критики и напоминает сюжет дешевого детектива — слишком уж примитивный «почерк», как для проекта такого масштаба. Вместе с тем следует подчеркнуть, что еще прошлым летом напомним, распространение Stuxnet началось в 2009 г. Вскоре после этого стало известно, что глава Организации по атомной энергии Ирана Голам Реза Агазаде Gholam Reza Aghazadeh ушел в отставку без объяснения причин. Примерно в это же время в СМИ появились высказывания израильских политиков и военных о возможном противостоянии с Ираном на технологическом фронте. Кроме того, Израиль скорректировал прогнозируемую дату получения Ираном атомной бомбы, отодвинув ее на 2014 год, а полномочия Меира Дагана Meir Dagan , главы «Моссада», были продлены ради его участия в неназванных «важных проектах». Человеческий фактор Примечательна история первичного заражения, положившая начало распространению вируса. Очевидно, что системы автоматизированного управления подобного уровня не подключены к Сети.
И действительно, «слабым звеном» оказался человеческий фактор — Stuxnet был занесен в систему посредством обычного USB-накопителя, который по неосторожности вставил в рабочую станцию нерадивый сотрудник. Примечательно, что после заявлений министра разведки Ирана Гейдара Мослехи Heydar Moslehi о задержании «ядерных шпионов» ими оказались совершенно непричастные российские техники , руководство Siemens признало, что вирус занесли сотрудники компании, подчеркнув непреднамеренный характер заражения. Поле битвы — Земля? Аналитик провел эксперимент, разъясняющий опасность кибер-угрозы лучше сотен формальных отчетов. О Мерчу установил на сцене воздушный насос, работающий под управлением операционной системы производства Siemens, инфицировал контролирующую насос рабочую станцию вирусом Stuxnet и запустил процесс в действие. Насос быстро надул воздушный шар, но процесс не остановился — шар надувался до тех пор, пока не лопнул. Коллеги О Мерчу полностью разделяют его опасения.
Исследователь Trend Micro Поль Фергюсон Paul Ferguson заявил, что с созданием Stuxnet в мире появилось полноценное кибер-оружие, которое выходит за рамки традиционных деструктивных схем кража номеров кредитных карт и т. Фергюсон подчеркивает, что сейчас аналитики будут «буквально запугивать правительство для того, чтобы то начало принимать серьезные меры безопасности». И действительно, глава только что созданного Киберштаба США при Пентагоне, генерал Кит Александер Keith Alexander , выступая в Конгрессе, публично заявил, что за последние несколько лет угроза кибервойны растет стремительными темпами. Александер напомнил о двух кибер-атаках на целые государства — на Эстонию в 2007 г. Эстонский президент подчеркивает: решение НАТО разместить Центр кибербезопасности именно в Таллине напомним, он открылся в мае 2008 года связано с тем, что Эстония является одной из наиболее компьютеризированных стран в Европе, а также первым государством, подвергшимся полномасштабной кибератаке в 2007 году. После атаки, парализовавшей инфраструктуру целой страны, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо Jaak Aaviksoo даже потребовал от НАТО приравнять эти киберналеты к военным акциям.
Ядерная программа Ирана столкнулась с проблемой, вызванной изменением климата
Два непримиримых врага часто нападали друг на друга, но в большинстве случаев, особенно это относится к Ирану, действовали руками своих союзников. Которая может взорвать весь регион. Гостелевидение ИРИ сообщило 1 апреля о попадании израильской ракеты в комплекс зданий иранского посольства в Дамаске. В результате ракетного удара имеются многочисленные жертвы, в т. Причем, один — из высшего командования Корпуса стражей Исламской революции КСИР , элитного и наиболее боеспособного рода войск в вооруженных силах Ирана. Конечно, Иран в этой прокси-войне не является безропотной жертвой, который после каждого удара только поворачивается к противнику другой щекой и больше ничего не делает. К примеру, иранцы нанесли такой же ракетный удар 15 января по израильской разведывательной базе в Ираке. Российский МИД осудил нападение, сделав акцент на недопустимости посягательств на дипломатические и консульские объекты. На три фронта? Как ни трудно в это поверить, но в 50-е годы прошлого века, еще в правление последнего иранского шаха Мохаммеда Резы Пахлави, Иран и Израиль были союзниками.
Именно из этих соображений они сейчас не готовы играть ва-банк, ведь тогда эти наработки, образно говоря, «вылетят в трубу».
В любом случае искусством обмана они владеют мастерски. На самом деле им нужны совершенно очевидные вещи — усиление влияния на Ближнем Востоке, расширение своего присутствия в странах с шиитским населением и сохранение своей власти внутри страны», - считает Семиволос. Как говорит американский аналитик, экс-спецсоветник госсекретаря США Пол Гобл, если он правильно прочитал отчеты, США говорят, что Иран близок к тому, чтобы через несколько недель получить достаточно переработанного урана для изготовления бомбы. Но я могу ошибаться. Я признаю, что шаги в направлении обеспечения достаточного количества расщепляющихся материалов являются важным шагом, но они не являются окончательными», - отметил политик. Как отметил в свою очередь израильский исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин, власти ИРИ стремятся к тому, чтобы иметь возможность сделать ядерное оружие, когда будет отдан приказ. Другими словами, Иран хочет иметь бомбу в разобранном виде, и, если руководство страны отдаст приказ создать готовое к применению оружие, то это можно будет сделать в кратчайшие сроки — может, в течение упомянутых двух недель», - говорит исследователь. В то же время, в Тегеране понимают, что уже собранная бомба — это та самая красная линия, переходить которую не должна страна, мнящая себя уважаемым членом мирового сообщества, считает он.
Опасения среди официальных лиц США и ЕС усилились после того, как в этом месяце сторонники жесткой линии закрепили свои позиции по итогам парламентских выборов в Иране. Оппозиционные организации, действующие за рубежом, утверждают, что реальная явка скорее всего гораздо ниже. Дело в том, что электорат испытывает апатию не только на фоне объективных экономических трудностей, с которыми сталкивается Исламская Республика, но и репрессивной политики высшего руководства. Несмотря на то что влияние Меджлиса на механизм принятия государственных решений в Иране крайне ограничено и сосредоточено преимущественно на социальных и экономических вопросах, парламентские выборы по-прежнему остаются красноречивым индикатором общественных настроений. По его словам, явный бойкот со стороны электората за последние годы набрал масштаб и не может оставаться незамеченным со стороны истеблишмента. Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует. Уже в марте гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси проинформировал Совет управляющих, что «агентство утратило непрерывность информации о производстве и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжелой воды и концентрата урановой руды» в Иране. В одном из интервью отставного чиновника спросили, обрел ли Тегеран возможность разработать ядерную бомбу.
Иран впервые нанес прямой удар по Израилю со своей территории, а не при помощи йеменских хуситов и ливанской шиитской группировки «Хезболла», которые поддержали атаку. О последствиях очередной эскалации — политолог Георгий Бовт: Георгий Бовт политолог, журналист «США крайне не хотели бы, чтобы сейчас пошла эскалация, потому что в ответ на ответ Израиля Иран бы еще что-нибудь предпринял, может быть, гораздо более массированную атаку. В конце концов эскалация могла бы привести к тому, что США вынуждены были бы вмешаться. Видимо, какие-то контакты есть между американцами и иранцами, и они пытаются сдержать разрастание этого конфликта. Нетаньяху может и нынешний результат засчитать как свою победу, потому что атака оказалась неэффективной, ущерба особо не нанесла. Но и Иран может это подать как свою победу, судя по ликованию на улицах Тегерана, подтверждается старая новая истина, что мы живем в эпоху постправды — то, что объявили по телевизору победой, то и является победой, вне зависимости от того, какой результат достигнут. В Тегеране объявили, что поражена масса военных целей, если это не соответствует действительности, то это никого уже не волнует. Отношения между Нетаньяху и Байденом не очень хорошие лично, Нетаньяху не может на него в полной мере надеяться, поэтому, если бы он сейчас пошел на эскалацию в отношении Ирана, то, может быть, американцы не вписались бы в том масштабе, в каком могли бы вписаться. В принципе можно на этом и закончить представление, обмен ударами состоялся, все должны быть частично удовлетворены. В какой-то мере это спектакль, потому что для Ирана состоялся акт сохранения лица, они произвели атаку, которая эффектно выглядела в интернете, по телевизору, летят ракеты, и можно сообщить, что ты разбил врага наголову, кто это проверит. Я думаю, что Иран сейчас не будет ничего предпринимать, если Израиль не ударит именно по территории Ирана, скажем, по ядерным объектам — вероятность такая все еще сохраняется, мол, что у Нетаньяху тормоза не сработают. И если все-таки этого удара не произойдет, то Иран не будет повторять налет на территорию Израиля, он предпочтет действовать так же, как он действовал до сих пор: руками своих марионеток». По словам министра обороны страны, Израиль с союзниками справились «непревзойденным образом», «минимальный ущерб» был нанесен только одной из армейских баз в Негеве. Он также отметил, что кампания еще не окончена и необходимо сохранять бдительность.
Иран пересмотрит ядерную доктрину в случае угрозы своим атомным объектам со стороны Израиля
В прошлые выходные Тегеран нанес удар возмездия по Израилю в ответ на обстрел своего консульства в Дамаске и позже заявил, что дальнейших действий не планирует и не хочет эскалации.
Ядерному оружию нет места в оборонной доктрине, и это обстоятельство останется неизменным. По «ядерной сделке» 2015 года Иран должен был получить отмену санкций ООН и западных стран в ответ на сокращение своей ядерной программы, но в 2018 году президент США Дональд Трамп заявил о выходе своей страны из соглашения. Переговоры по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе возобновились в Вене в апреле 2021 года, но завершились без какого-либо результата. В феврале 2024 года в Госдепартаменте США заявили, что американская администрация настроена на политико-дипломатическое решение этого вопроса.
При взрыве получил переломы официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди, его жизни ничего не угрожает. Несмотря на этот инцидент, который можно было бы рассматривать в ином случае как военную агрессию, в отношениях Ирана и Израиля это весьма типичный случай, который не приведет к масштабной эскалации. Иран понимает, что любое военное столкновение с Израилем поставит под угрозу существование Ирана как суверенного государства, а в Израиле понимают, что логистически вести войну с Ираном очень сложно и далеко, а одной военной авиацией ничего не добьешься.
В США подтвердили причастность Израиля к аварии на ядерном объекте Ирана «Так что военных действий между ними не будет, тем более, что сейчас создается стратегическое объединение Израиля с рядом ближневосточных арабских стран Персидского залива. Формируется сеть друзей Израиля среди арабских стран, что дает понять Ирану, что Израиль для него становится неприкасаемым», - отметил он.
Дело в том, что электорат испытывает апатию не только на фоне объективных экономических трудностей, с которыми сталкивается Исламская Республика, но и репрессивной политики высшего руководства.
Несмотря на то что влияние Меджлиса на механизм принятия государственных решений в Иране крайне ограничено и сосредоточено преимущественно на социальных и экономических вопросах, парламентские выборы по-прежнему остаются красноречивым индикатором общественных настроений. По его словам, явный бойкот со стороны электората за последние годы набрал масштаб и не может оставаться незамеченным со стороны истеблишмента. Внутренняя ситуация в Иране заставляет западный мир опасаться, что высшее руководство Исламской Республики пойдет на ужесточение своих подходов, в том числе к феномену ядерной программы, гражданский характер которой пока что оно публично декларирует.
Уже в марте гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси проинформировал Совет управляющих, что «агентство утратило непрерывность информации о производстве и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжелой воды и концентрата урановой руды» в Иране. В одном из интервью отставного чиновника спросили, обрел ли Тегеран возможность разработать ядерную бомбу. Что нужно для того, чтобы он поехал?
Нужны шасси, двигатель, руль… Если вы спросите меня, сделали ли мы коробку передач, я отвечу — да, сделали.
Развитие иранской ядерной программы
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), что предполагало снятие санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). Иранская ядерная программа – это исследовательские работы, проводимые на территории Ирана с целью развития мирного атома.
Николай Стариков
- Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране? | Аргументы и Факты
- Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
- Как будет выглядеть война между Израилем и Ираном
- РСМД :: Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров
Поделиться
- Ираклий Гарибашвили: Грузия не свернет с европейского пути
- Что известно об аварии на ядерном объекте?
- Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране? | Аргументы и Факты
- Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране? | Аргументы и Факты
- Новости по теме
- Ядерная сделка с Ираном: и повторится всё, как встарь? — Клуб «Валдай»
Американские эксперты сообщили, что Иран может создать ядерную бомбу за неделю
Издание со ссылкой на чиновников и конфиденциальные документы сообщило, что в настоящее время у Тегерана якобы достаточно запасов обогащенного урана для как минимум трех атомных бомб, создание которых может занять от нескольких дней до нескольких недель. По данным источников газеты, на создание боеголовки для ракеты на базе примитивной ядерной бомбы может уйти два и более года.
Иран присоединяйтесь полностью к России! Мир и благополучие вам обеспечено будет. А США не только экономически угробят вас, но и развяжут войну и будет большая потеря народа, средст и разрушенные города....
Она должна включать две общепринятые линии пассивной обороны — собственно, это обычная гигиена: вовремя ставить заплаты, обновлять свои антивирусные программы, совершенствовать средства защиты. Нужна также вторая линия обороны, которую применяют частные компании: детекторы вторжения, программы мониторинга безопасности. Все эти средства, вероятно, помогут вам отразить примерно 80 процентов нападений.
Оставшиеся 20 процентов — это очень грубая оценка — изощренные атаки, которые невозможно предотвратить или остановить посредством латания дыр. Необходим гораздо более активный арсенал. Нужны инструменты, которые способны определять и блокировать вредоносный код. Нужны программы, которые будут выявлять и преследовать внутри вашей собственной сети вторгшиеся в нее зловредные элементы. Когда вы нашли их, вы должны иметь возможность заблокировать их общение с внешней сетью. Иными словами, это больше похоже на маневренную войну, чем на линию Мажино. Третий принцип стратегии кибербезопасности — это защита гражданской инфраструктуры.
Четвертый — США и их союзники должны принять меры коллективной обороны. Наконец, пятый принцип — США должны оставаться на передовых рубежах в разработке программного продукта». Судя по всему, Россия крайне обеспокоена предстоящим саммитом НАТО в Лиссабоне, который состоится 20 ноября, ведь именно на нем планируется прояснить дилемму, считается ли атака на военные и правительственные компьютерные сети члена НАТО поводом для того, чтобы задействовать 5-ю статью Вашингтонского договора и ответить коллективным военным ударом. Рогозин в характерном для себя стиле пишет: «Мы, наконец, узнаем, допустимо ли для НАТО ударить по квартирам хакеров ядреной бомбой или предполагается, что кибервойна все-таки не выйдет за пределы киберпространства. В последнем сценарии у меня есть большие основания усомниться. Буквально на наших глазах в западной периодике разворачивается грандиозный скандал в связи с распространением компьютерного червя под названием Stuxnet. Я привык к чтению и отправке SMS на латинице, поэтому сразу прочел название вируса как русский глагол формы будущего времени: «стухнет».
Будьте уверены, стухнет или отвалится что-нибудь у кого-нибудь обязательно, причем у тех, кто этот вирус запустил. Как известно, кто посеет ветер, тот пожнет бурю». Не решаясь комментировать литературно-творческие изыскания г-на Рогозина, отметим, что в двух крупнейших хакерских атаках на целые государства Эстонию и Грузию обвиняли именно Россию — возможно, именно этим вызвана столь бурная реакция впечатлительного полпреда. Таким образом, на фоне истерии, спровоцированной Stuxnet, ряд государств заявили о необходимости формирования совместной политики по предотвращению кибератак. Приведет ли это к желаемому результату, даже если предположить, что будет выработан и подписан некий документ, регламентирующий использование деструктивных технологий? А значит, Stuxnet был только первой ласточкой эпохи техно-социальной революции, которая началась совсем не так, как мечталось.
Такие системы специфичны для каждого завода — система датчиков, управления разными узлами и агрегатами везде своя. Stuxnet искал строго определённую цель. Если он не находил такую, то просто "засыпал" в ожидании возможности переместиться дальше. Интересно, что, по данным американской прессы, израильтяне построили целый комплекс, имитировавший иранские установки для обогащения урана. На "имитационных центрифугах" отрабатывали внедрение в систему и саму атаку. Разработчики вируса понимали, что второго шанса у них не будет, так что первый удар должен быть убойным. Однако иранцы, само собой, держали отключёнными от сети компьютеры, управлявшие ядерными объектами.
Поэтому Stuxnet распространялся только через флеш-накопители. При этом электронный диверсант использовал украденные сертификаты крупной уважаемой компании Realtek — для обмана антивирусов. Вирус при всей своей сложности очень компактный и, попав на компьютер, практически не отсвечивал: ни у кого просто не возникало повода его разыскивать. Комната контроля над обогащением на объекте, в ядерном центре по обогащению урана — Натанзе. Однако хакеры имели возможность ждать: строительство атомной станции или разработка ядерного оружия — дело небыстрое. Рано или поздно кто-то должен был совершить оплошность. Первоначально целью кибератаки стали иранские фирмы, занимающиеся разработкой программ для промышленных предприятий.
Разведка представляла, какие компании могут быть вовлечены в ядерную программу, поэтому вирус внедряли в первую очередь в фирмы, имеющие связи с ними. При этом так и остались туманными обстоятельства самого первого заражения, так что, вероятно, сыграла свою роль старая добрая агентурная разведка: кто-то же должен был в первый раз вставить заражённую флешку в компьютер. Правда, отследить одиссею Stuxnet не могли даже создатели. Этот вирус был чрезвычайно хорошо написан, с тем чтобы не нанести никакого вреда системе, не отвечающей нужным параметрам, и не оставить ни малейших признаков внедрения.