Зангезурский транспортный коридор – новейший международный маршрут, призванный соединить Россию с Арме.
Еще одна война. Готов ли Азербайджан прорубать Зангезурский коридор
Напомним, что в соответствии с трехсторонними заявлениями России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года в регионе должны быть разблокированы все транспортные коммуникации. Фото: Prezident.
Решением проблемы должен был стать Зангезурский коридор, пролегающий по территории Азербайджана, Армении, Нахичеванской автономии и подходящей к границе Ирана с перспективой продолжения пути в Турцию. Этот маршрут не устраивал иранскую сторону, утверждает востоковед. Иран не хотел, чтобы Азербайджан контролировал этот коридор как свою территорию и перекрыл им дорогу на север, в Армению», — пояснил эксперт.
Однако, по мнению Сажина, иранцы в любом случае не дадут Азербайджану «полностью контролировать» этот коридор — и это, скорее всего, будет железная дорога, на основе трёхсторонних соглашений обеспечивающая потребности Азербайджана с одной стороны и Турции — с другой. Вариант, о котором заявил Эрдоган, должен принести Тегерану немалую выгоду.
Более того, аналогичной позиции сегодня стали придерживаться и в Баку. Как отметил помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, проект создания «Зангезурского коридора» потерял привлекательность после того, как появилась возможности проложить маршрут через Иран. Таким образом, стало понятно, что Тегеран, Баку и Анкара нашли определенные точки соприкосновения и сегодня ведут серьезную политическую игру вокруг распределения ролей в формирующейся новой системе отношений в регионе. Для всех сторон важно не допустить нарастания здесь напряженности с учетом собственных политических и экономических интересов, которые практически не учитывают интересы Армении. В данном случае Ереван оказался заложником своего стремления стать еще одним вассалом Запада, что естественным образом отвратило от него государства мусульманского мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Сам по себе «Зангезурский коридор» был интересен Азербайджану по большей части в рамках борьбы с Арменией за Нагорный Карабах, а также с точки зрения стабилизации ситуации в регионе.
Теперь же, когда главная проблема для Баку оказалась решенной, настаивать далее на создании данного маршрута стало бессмысленно. Тем более что, отказываясь от «Зангезурского коридора», Ереван может оказаться еще более изолирован от транспортных потоков в регионе, что только на руку Баку, а с ним и его партнерам — Ирану и Турции. Для России же сложившаяся ситуация носит по большей части политический контекст. Конечно, «Зангезурский коридор» с экономической точки зрения более выгоден Москве, так как он позволил бы создать прямой наземный путь в Армению через Азербайджан и далее в Иран с последующим выходом на Ближний Восток. Однако Россия уже давно занимается установлением прямых сухопутных отношений с Исламской Республикой независимо от Баку в рамках глобального транспортного коридора «Север-Юг», что изначально делало «Зангезурский коридора» лишь альтернативной его веткой, без которой можно обойтись, особенно с учетом неоднозначной политики Армении. При этом сегодня у Москвы неплохие отношения и с Тегераном, и с Анкарой, которые в условиях западного давления оказались одними из немногих, кто в той или иной степени поддерживает Россию, что крайне важно с точки зрения геополитических интересов Кремля.
Байрамов подчеркнул, что Зангезурский коридор является одним из элементов транспортного коридора Восток - Запад. Это большая выгода не только для Азербайджана и Армении, но и других стран", - добавил он. Азербайджан неоднократно заявлял о желании создать Зангезурский коридор, который прошел бы по территории Сюникской области Армении и соединил бы Нахичевань с основной частью страны. Там планируется построить автомобильную и железную дороги.
Может ли начаться новая война между Азербайджаном и Арменией из-за Зангезурского коридора
Как будто они не связаны! Последние 30 лет они прекрасно ездили туда-сюда через Иран. Поэтому я им не верю: ни азербайджанцам, ни туркам. У нас даже поговорка есть: «Если азербайджанец или турок станет золотом, и ты положишь его в карман, он всё равно убежит — такой вредный! Но говорят они не о вредности Баку, а скорее о холодном расчёте. Ещё полвека назад дорога из Еревана в Мегри, самый южный город Армении, шла через Нахичевань. В народе трассу Мегри — Горис назвали «дорогой жизни». И таковой она действительно стала, когда с развалом Союза дружбе Еревана и Баку пришёл конец. В годы самых жарких противостояний по «дороге жизни» в Армению из Ирана доставляли буквально всё: еду, товары первой необходимости и топливо. А неофициальным символом дороги стал видавший виды бензовоз с номерами на иранской вязи.
На фото: иранская фура на подъезде к Мегри Фото: автора Ситуация резко изменилась после второй карабахской войны. Граница пересекается в общей сложности раз 20. Азербайджан, получивший в 2020 году контроль над южными районами Карабаха, в некоторых местах поставил таможенные посты, начал всячески препятствовать движению грузов. А порой и задерживать иранских водителей — дескать, те возят грузы в Степанакерт, чем нарушают суверенитет Азербайджана. Над долиной Мегри повисла угроза транспортной изоляции. А у Баку появился свой козырь в разговоре с Ереваном о разблокировке транспортных коридоров в регионе. Мол, вы нам связь с Нахичеванью Зангезурский коридор, — ред. Впрочем, и здесь руководство советской Армении им ещё в прошлом веке подстелило щебёнки. У северного участка трассы Горис — Мегри существовал альтернативный путь: через монастырь Татев в центр Сюникской области город Капан.
За дорогой, правда, толком не следили, и по ней редко ездили. Но летом 2021 года здесь в спешном порядке восстановили наиболее пострадавшие участки и полностью заасфальтировали больше 100 километров. Движение открылось в минувшем ноябре. Путь из Мегри в Горис не стал короче — те же четыре часа в лучшем случае. Но стал опаснее! Дорога близ Татева проходит через ущелье Воротан. Его ещё называют Большим каньоном Армении. Здесь трасса сначала ныряет вниз на 100 метров, а потом частым серпантином поднимается с другой его стороны. Петли асфальтовой змейки очень узкие.
Для юрких легковушек ещё ничего. Но фура на каждом повороте создаёт пробку. Аварий не избежать.
Побочный результат утраты суверенитета Арменией — выдворение нашей страны из Закавказья. Россия теряет влияние в бывших республиках СССР. Он якобы против узбеков, которые ворвутся на территорию Казахстана, случись что. Но все понимают, что это реверанс в сторону Запада в рамках подготовки к большой войне с Россией», — продолжает Василий Колташов. Зангезурский коридор из проекта, который при определённых условиях мог быть выгоден России, превращается в угрозу, в том числе экономическую. В маршрут помимо транспортного сообщения автомобильное и железнодорожное могут быть вписаны газо- и нефтекоммуникации.
Фото: ПАО «Газпром» «Уже готов проект соглашения о прохождении через территорию Армении транзитного нефтепровода, через который Казахстан готов прокачивать свою нефть. Готовится соглашение и по газовому коридору через Армению, которое сделает по сути, российский «Турецкий поток» бесперспективным, не говоря уже про «Турецкий поток — 2». Не потому ли турки весьма несговорчивы в переговорах по газовому хабу с Россией? Конечно, доставка нефти и газа через южный коридор будет сложнее, учитывая горную местность, и дороже, чем через трубопровод, проложенный по дну Чёрного моря. Однако захлёбывающийся в своей антироссийской истерии Запад вполне может на это пойти. Армения с этого ничего не получит, Азербайджан — деньги за транзит. Разрыв коммуникаций с Ираном По словам Колташова, ситуация в Закавказье угрожает разорвать отношения с союзниками.
Соловьев сегодня в своей передаче сказал, что Азербайджан его тупо купил. Я не комментирую это заявление, я просто его цитирую. А там вы решайте сами, правда это или нет с учетом того факта, что армянский премьер запустил необратимые процессы, сдав Нагорный Карабах.
Россия в свое время сделала все, чтобы заморозить карабахский вопрос и отложить его решение лет так на 30 вперед. Пашинян, признав территориальную целостность Азербайджана на основе Алма-Атинской Декларации 1991 года, поставил крест на усилиях Москвы. Даже Эрдоган в этой связи сказал, что у Армении был шанс сохранить Карабах, но она сама его «профукала». И совсем коротко: прогноз для Армении неблагоприятный. Для России отчасти тоже, поскольку наших миротворцев выгонят из Карабаха, закроют военную базу в Гюмри и с высокой степенью вероятности Армения выйдет из ОДКБ. Прогнозируемый итог: Армения в ее нынешних границах как суверенное государство исчезнет, Россию вытеснят из Закавказья окончательно и бесповоротно.
Для Пашиняна и его команды фактор армянского исторического региона и не только для него, но и для большого количества игроков внутри Армении был своего рода обузой в развитии Армении. Фактически в сентябре 2023 года Ереванские власти избавились и от этого препятствия в интеграции со странами Западного сообщества. После «решения» вопроса Нагорного Карабаха, премьер Пашинян заявил, что чуть ли не сразу готов подписать мирный договор с Азербайджаном. На это сразу же откликнулась Турция, представители которой отметили что от прогресса отношений между Баку и Ереваном, зависит открытие границ между Арменией и Турцией. Таким образом, фактически Анкара готова стать страной — проводником Армении в Западное сообщество на Южном Кавказе. Турция в Закавказье играет роль — экономической и отчасти политической замены России. О Турции и ее политике в отношении Армении и региона ниже — Зангезурский коридор. Интересно в данном направлении поведение самого Пашиняна. Например, сразу после падения Нагорного Карабаха глава армянского правительства почти в экстренном порядке стал форсировать процесс, «налаживания» отношений с Баку и Анкарой. На саммите Европейского политического сообщества в испанской Гранаде премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал декларацию, в которой признал Нагорный Карабах территорией Азербайджана. Интересно что в ответ президент Азербайджана лишь заявил, что — Баку готов к дальнейшим переговорам с Ереваном. В сентябре Армения отмечала 32-ую годовщину независимости страны. Премьер-министр Пашинян выступил с обращением к гражданам, в котором также были озвучены определенные выпады в адрес России. Также Ереван в сентябре приступил к ратификации Римского статута Международного уголовного суда. Данная инстанция политически ангажирована против РФ, в рамках ее решения предполагается «арест» российского лидера на территории страны, присоединившейся к данной инстанции. Далее в октябре выступая в Европарламенте Пашинян отметил что одна из причин угрозы суверенитета и безопасности Армении — «бездействие союзников». Это отдельный кейс — как известно даже во время посягательств Баку на суверенную территорию Республики Армения, власти страны не обращались официально в ОДКБ. В Армению из-за потери Нагорного Карабаха прибыло более 100 тысяч жителей армянского региона. Это создало довольно серьезный гуманитарный кризис первое время проблемы с жильем, решение первоочередных потребностей населения и многое другое. Однако, про правительственные и прозападные силы вместо консолидации общества стали выступать в пользу того, что потеря «Арцаха произошла из-за России». Также власти Армении приняли меры по смягчению потенциальной протестной активности выходцев из Арцаха. В развитии данных настроений и данной повестки в сентябре 2023 г. По мнению некоторых представителей экспертного сообщества Армении, главная цель данной делегации работа в направлении открытия Зангезурского коридора. Только каким-то неведомым образом, Пашинян все-таки приехал на саммит ЕАЭС стоит заметить, что ценность саммита для Пашиняна будто заключалась во взаимном признании территориальной целостности с Арменией.
Перспективы Зангезурского коридора: в Армении обеспокоены судьбой Сюникской области
→Новости →Последние мировые новости на сегодня →«Зангезурский коридор» – вопрос перспективы. Зангезурский коридор – часть планов США по вытеснению России из Закавказья и лишения суверенитета Армении. Однако через неделю он предупредил, что Азербайджан установит «Зангезурский коридор» силой, если Армения не согласится на создание коридора. Геюшев считает, что именно переговоры по Зангезурскому коридору могут стать маркером истинных намерений Алиева в регионе. Что такое Зангезурский коридор С 1995 года Зангезур является частью образованной Сюникской области Республики Армения. Разве ещё не всем понятно, что "зангезурский коридор" это обычная дорога.
В Турции сообщили о планах завершить прокладку Зангезурского коридора в 2028 году
Карта метро москвы ботанический сад показать на карте. Зангезурский коридор (Сюникский коридор) – проект транспортного прохода длиной около 40 км через территорию Сюникской области Армении. Они обсудили планы реализации Зангезурского транспортного коридора через Армению.
Трудности с Зангезурским коридором связаны не с Арменией, а Ираном - Эрдоган
Разве ещё не всем понятно, что "зангезурский коридор" это обычная дорога. ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В ОТКРЫТИИ ЗАНГЕЗУРСКОГО КОРИДОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология». Армянское правительство планирует восстановить железную дорогу на армянском участке так называемого Зангезурского коридора, но конкретные сроки пока не ясны. Но что же из себя представляет этот Зангезурский коридор, из-за которого начались ожесточенные споры между Арменией и Азербайджаном? Мгдесян считает, что Зангезурский коридор не в интересах и Ирана, так как Азербайджан связан с Нахичеванью через иранскую территорию и в Тегеране, по словам Мгдесян, не хотят лишится транзитного статуса[2]. «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка.
Никакого Зангезурского коридора нет: заявления Китая.
Аналитик Мохаммад Хоссейн Масумзаде говорит, что единственным решением для прекращения агрессии Азербайджана «являются наступательные меры вместо оборонительного подхода, определяющего региональную политику страны, чтобы избежать непоправимых рисков». Некоторые иранские эксперты и бывшие дипломаты считают, что события на Южном Кавказе связаны с внутренними событиями в Иране , где многие этнические азербайджанцы, поддерживаемые Анкарой и Баку, призывают к сепаратистским устремлениям с целью разрушения государства изнутри. Иран обеспокоен тем, что распространение турецкого влияния на его северной границе может повлиять на его внутреннюю политику в будущем, поскольку Азербайджан открыто призвал к «объединению Южного Азербайджана северный Иран с Азербайджанской Республикой». Похоже, что это не пустые угрозы. Движется ли регион к новой эскалации?
Интересно, что многие европейские и азербайджанские эксперты расценили отказ премьер-министра Армении Никола Пашиняна подписать итоговый документ Организации Договора о коллективной безопасности ОДКБ как признак слабости России, назвав это «беспрецедентным событием, которого никогда не было раньше». Есть опасения, что в регионе может начаться новая эскалация. Недавно Азербайджан пригласил в регион турецкие истребители F-16 , что рассматривается как подготовка к конфликту. В последний раз Баку приглашал турецкие истребители в 2020 году, за несколько недель до войны с Арменией.
Азербайджан также оказывает давление на Россию, чтобы она пересмотрела условия их трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, в котором говорится, что только российские миротворцы несут ответственность за контроль над Лачинским коридором. Азербайджан увязывает блокаду Лачинского коридора с открытием Зангезурского коридора. Если Россия согласится на эти уступки, это может привести к изоляции Армении, поставить под угрозу ее территориальную целостность и заблокировать иранскую стратегическую границу. Это также сместит региональный баланс сил в сторону Турции, поскольку Иран рискует действовать в одиночку против турецко-азербайджанских пантюркистских устремлений, что в конечном итоге может поставить под угрозу интересы национальной безопасности Ирана как на региональном, так и на внутреннем уровне.
Потому что как если взглянуть на карту, то можно увидеть, что в наше тело словно вонзили кинжал, тюркский мир был разделен». И далее: «Зангезур, являющийся древней азербайджанской землей, теперь будет играть роль соединения тюркского мира, потому что проходящие через Зангезур транспортные, коммуникационные, инфраструктурные проекты соединят весь тюркский мир, а также создадут дополнительные возможности для других стран, в том числе Армении. В настоящее время у Армении нет железнодорожного сообщения с её союзником — Россией. Это железнодорожное сообщение может быть налажено через территорию Азербайджана.
У Армении нет железнодорожного сообщения с соседним Ираном. Эта железная дорога может быть обеспечена через Нахчыван. То есть, создается новый транспортный коридор. Азербайджан уже дал старт этой работе. Уверен, что страны-партнеры также воспользуются этими возможностями».
Мы исполним задачу по осуществлению Зангезурского коридора, хочет того Армения или нет», уточнив при этом, что «если захочет Армения, это можно решить просто, если не захочет — мы решим это силой. Я говорил до войны и во время войны, что они должны убраться с нашей земли по доброй воле, иначе мы их вышвырнем. Так и произошло. То же самое будет и с Зангезурским коридором. Наш главный конкурент — время.
Потому что прокладка железной дороги, автомобильного шоссе требует времени. Поэтому все силы мобилизованы для реализации этого проекта. Таким образом, азербайджанский народ вернется в захваченный Зангезур спустя 101 год». Сюник Зангезур Согласно подсчётам связанного с правительством Азербайджана Центра анализа экономических реформ и коммуникаций CAERC , разблокирование этих региональных транспортных связей может увеличить экспорт прикаспийской страны на 1,2 млрд.
Кроме того, активизируются транспортные маршруты в Россию и Иран. Деятельность Зангезурского коридора приведет к развитию нескольких транспортных коридоров, в частности транспортного коридора Восток-Запад и Север-Юг.
Протяженность железной дороги Горадиз-Агбенд, составной части Зангезурского коридора, фундамент которой был заложен Президентом Азербайджана в феврале 2021 года, составляет 110,4 километра. Работы по строительству железнодорожной линии ведутся в три этапа.
Власти Армении постоянно отмечают, что никакого Зангезурского коридора не будет. Понятие «Зангезурский коридор» звучит только из уст президента Азербайджана. Предполагается, что Армения получит доступ по железной дороге в Иран и Россию, а Азербайджан — в Нахичевань», — сказал эксперт.
Зангезурский коридор: как Запад пытается изолировать Россию с юга
Чем больше будет сторон, которые извлекут из этого выгоду, в том числе экономического характера, тем меньше будет искушений подвергать каким-то испытаниям стабильность этого региона», - сказал он. Клачков считает, что сейчас ключом к стабильности всего региона являются экономические проекты и правильная дипломатия. Я знаю, что в этом направлении делается довольно много полезного»,- добавил он. Директор Института нового общества Василий Колташов считает, что Зангезурский коридор должен быть открыт. Зангезурский коридор нужен, и он будет», - подчеркнул Колташов.
Более того, Тегеран мог потерять свой статус главного транзитного партнера как для Азербайджана, снизив на него влияние, так и для Турции, которая, в свою очередь, в последние годы стала все больше угрожать иранским интересам в регионе. Если прибавить к этому тот факт, что Анкара номинально является партнером Запада, с которым у Ирана имеются серьезные противоречия, то вопрос «Зангезурского коридора» из экономической плоскости перетекает в сферу геополитики. В этой связи иранские власти всегда крайне скептически, а порой и негативно выступали в отношении данного проекта, пока не произошли события 2023 года. Сентябрьская карабахская операция Баку, а также официальное прекращение существования армянской Нагорно-Карабахской Республики привели к тому, что у Ирана не осталось иного варианта, как изменить свою позицию, чтобы не оказаться за пределами происходящих в Закавказье перемен. Поэтому Тегеран начал активно сотрудничать с Баку, предлагая ему свои собственные проекты по развитию транспортно-логического потенциала региона.
В частности, Тегеран направил в Баку своего министра дорог и градостроительства Мехрдада Базрпаша, и уже 6 октября в селе Агбенд Зангеланского района состоялась церемония закладки фундамента дорожного моста через реку Аракс из Азербайджана в Иран. По сути, это стало практическим началом формирования альтернативы «Зангезурскому коридору», реализацию которого по-прежнему тормозил Ереван. Церемония закладки фундамента автомобильного моста между Азербайджаном и Ираном Предполагается, что за счет прокладки автомобильного и железнодорожного маршрутов через территорию Ирана будет соединен Восточный Зангезурский район в Азербайджане с НАР. Этот проект, который в Иране называют «Араксским коридором» или «Иранским путем», лишь немногим длиннее, чем «Зангезурский коридор», и он поддержан и Турцией. В конце сентября в НАР побывал турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который заявил , что если Армения откажется от проекта «Зангезурского коридора», то транспортные коммуникации будут проложены через Иран. Более того, аналогичной позиции сегодня стали придерживаться и в Баку. Как отметил помощник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев, проект создания «Зангезурского коридора» потерял привлекательность после того, как появилась возможности проложить маршрут через Иран.
На карте ниже представлены результаты азербайджанско-армянской войны 2021 года и российские миротворческие инициативы по контролю за Арцахом Нагорным Карабахом. Фиолетовым цветом отмечены армянские территории, перешедшие к Азербайджану.
Пресловутый Зангезурский коридор отмечен прерывистой линией. Реджеп Эрдоган стоял у самых истоков создания этого транспортного маршрута. Они вместе заложили фундамент дороги. Естественно, подряд на строительство получили турецкие компании. Тогда же Мамедов заявил, что коридор будет проходить через через Сюникскую область Армении в Нахичевань и далее, через 10-ти километровый участок границы с Турцией - на Стамбул.
Иран не хотел, чтобы Азербайджан контролировал этот коридор как свою территорию и перекрыл им дорогу на север, в Армению», — пояснил эксперт. Однако, по мнению Сажина, иранцы в любом случае не дадут Азербайджану «полностью контролировать» этот коридор — и это, скорее всего, будет железная дорога, на основе трёхсторонних соглашений обеспечивающая потребности Азербайджана с одной стороны и Турции — с другой. Вариант, о котором заявил Эрдоган, должен принести Тегерану немалую выгоду. Он будет получать деньги за транзит грузов из Азербайджана и Турции в Нахичевань и обратно. Кроме того, это всё будет контролировать сам Иран.
Армения после потери Нагорного Карабаха. Зангезурский коридор
Зангезурский транспортный коридор – новейший международный маршрут, призванный соединить Россию с Арме. Потеря интереса Баку к «Зангезурскому коридору», а также начало работ по созданию новых транспортных коммуникаций через территорию Ирана грозят оставить Армению в состоянии полублокады. тэги: зангезурский коридор, карта, месторасположение. Зангезурский коридор — дорога, которую собираются проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом. Более того, претензии на Зангезурский коридор создали для Армении образ «ненасытного льва» в лице Алиева.
Зангезурский коридор – что это такое и зачем он нужен?
Речь идет о Зангезурском коридоре, призванном соединить с помощью железнодорожного сообщения Баку с Карсом – административным центром одноименной турецкой провинции. Блокировка Лачинского коридора и требование создания Зангезурского коридора угрожают транзитному маршруту между Ираном и Арменией. «Зангезурский коридор отвечает нашим интересам. Азербайджанские власти отказались от планов обеспечения Зангезурского коридора через территорию Армении, вместо этого обеспечив транспортное сообщение через Иран Власти Азербайджана отказались от идеи создания Зангезурского коридора через юг Армении. Армянские эксперты опасаются, что открытие Зангезурского коридора станет «прямым нарушением территориальной целостности Армении».