Это самое крупное месторождение лития в России, и его разработка будет важным шагом для нашей страны в создании электромобильного будущего.
Батарейка села. Сможет ли Приангарье обеспечить страну литием?
Причина — бурный рост спроса со стороны производителей батарей в первую очередь автомобильных, но не только. Ряд стран, контролирующих значительную часть запасов лития, внезапно превратились из игроков сугубо нишевой индустрии в крупнейших производителей стратегического сырья. Особенно интересно, что наиболее высокая доходность в формирующейся литиевой индустрии находится именно на стадии добычи, что также роднит данный металл с нефтью. Россия сейчас добывает совсем немного лития, и его себестоимость высока, однако потенциал развития сектора в стране огромен, подсчитали эксперты «Выгон Консалтинг» в своем исследовании. Подробнее — в материале «Известий». Не поспеть за спросом Стремительный рост спроса на литий привел к тому, что предложение хронически за ним не успевает. Только в прошлом году в мире было приобретено 10,5 млн электрокаров, а к 2040 году спрос на них, по оценке «Выгон Консалтинг», может увеличиться еще в семь раз, составив 79 млн штук. Для удовлетворения мирового спроса со стороны производителей аккумуляторов электромобилей и прочих потребителей к этому сроку, согласно вероятному сценарию, потребуется около 4,5 млн т эквивалента карбоната лития LCE. В то же время при сохранении текущего уровня производства и планового ввода новых добывающих мощностей предложение составит 3,5 млн т.
Так закладывается фундамент производства в России литийсодержащей продукции полного цикла: от добычи сырья до выпуска готовых изделий. Вопрос необходимости Литий-ионные системы хранения популярны благодаря высокой скорости накопления и отдачи энергии, большому количеству циклов работы, компактности, простоте обслуживания, отсутствию потери емкости, возможности зарядки в любое время. По словам первого замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Ивана Петрова, внутренний спрос РФ составляет 8 тыс. Взрывной спрос на литий-ионные аккумуляторы ЛИА связан в том числе с развитием электротранспорта. Помимо электромобилей литий используют в термоядерных энергетических установках, атомной энергетике и электронике, в изделиях военно-промышленного комплекса, при производстве стекла и смазочных материалов. Текущее положение На сегодняшний день в России функционируют несколько предприятий по производству литий-ионных батарей. Но все они собирают аккумуляторы из импортного сырья и компонентов. Основными импортерами сырья долгое время были Китай, Боливия, Аргентина и Чили. В середине апреля две последние страны ввели санкции и прекратили поставки.
Однако в России своего лития до последнего времени просто не было. Совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома» получило право на разработку крупнейшего в России месторождения лития по результатам аукциона, итоги которого были подведены 8 февраля, пояснили в госкорпорации. Мы находимся в начале большого пути, предстоит много сделать, чтобы получить новый продукт, и мы намерены оперативно приступить к работе на площадке», — сказал старший вице-президент «Норникеля» Сергей Степанов Освоение Колмозерского месторождения вряд ли будет легким.
Таким образом, по оценкам правительства Австралии дефицит в ближайшие два года не отступит, а цена продолжит расти. Benchmark Mineral Intelligence оценила дефицит предложения на мировом рынке лития в 2022 год в 80 тыс. Однако, по мнению Стеллы Ли, исполнительного вице-президента BYD, одного из китайских производителей электромобилей, в 2023 году рынок развернется к профициту, потому что будут запущены новые литиевые рудники, цены стабилизируются. По прогнозу компании, в 2023 поставки литийсодержащей продукции в пересчете на карбонат лития составят 858 тыс. Сопоставление оценок показывает, что на рынке нет консенсуса относительно объемов производства в 2022 году и прогноза на цены, спрос и поставки в 2023 году. Единство есть лишь в том, что все прогнозируют существенный рост рынка. В январе 2023 года, цена на литий упала до уровня чуть выше 70 тыс. Факторов два. Но единства в январе в оценках динамики литиевого рынка тоже не было. Ее доля, по данным проекта visualcapitalist. На втором месте Чили, на страну приходится четверть мировых поставок. В России Российское правительство оценивает потребности страны примерно в 3 тыс. Правда, часть импорта потом экспортируется в виде других соединений. Внутренние потребности России в литии составляют 400—700 тонн.
Россия может стать лидером по запасам лития
«В России отсутствует добыча литиевого сырья, сырье поступает в виде карбоната лития из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В чем состоит применение лития, каковы запасы в России и мире по странам? Но возобновить производство лития в России, остановленное в конце 90-х годов, прямо сейчас не получится. Добыча лития планируется на базе российской технологии прямого сорбционного извлечения, которая уже подтвердила свою высокую экономическую эффективность и экологическую безопасность. В чем состоит применение лития, каковы запасы в России и мире по странам?
Стремительно упавшие цены не останавливают бум производства лития
Как напоминает Алексей Калачев, в России сейчас реализуется несколько проектов по добыче лития (например, у «Ростеха», «Росатома», «Норникеля»). «Почти все российские запасы лития были подсчитаны и поставлены на баланс в конце 50-х годов XX века. Освоение месторождений лития в России может обеспечить электротранспорт отечественным сырьем уже к 2025-2026 гг., заявил ранее глава Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов Игорь Демидов.
Как Россия намерена обеспечить чистым литием себя и другие страны
Балансовые запасы лития в России, учтенные в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 млн тонн оксида лития. Вместе с тем Россия обладает большими запасами лития для создания собственного, полностью автономного производства и добычи. Бизнес - 4 февраля 2022 - Новости Санкт-Петербурга - — В России есть три предприятия, которые сейчас занимаются литием, включая «Халмек» и наш завод. На сегодняшний день в России числится 14 месторождений литиевых руд. Совокупные запасы этих объектов составляют порядка 3,5 млн тонн оксида лития.
Россия выходит вперед в гонке за металл XXI века
Россия может выйти в лидеры по запасам лития | Огромные запасы лития есть и в Африке, где мы также активно укрепляем свои позиции. |
Как Россия намерена обеспечить чистым литием себя и другие страны | Вот семь крупнейших добытчиков лития с большими запасами. |
Структура «Росатома» будет добывать литий в Боливии // Новости НТВ | Как напоминает Алексей Калачев, в России сейчас реализуется несколько проектов по добыче лития (например, у «Ростеха», «Росатома», «Норникеля»). |
Компания «Эльбрусметалл-Литий» претендует на разработку месторождения лития в Туве | Балансовые запасы оксида лития на Завитинском месторождении оценены в 207,14 тысяч тонн, забалансовые — 50,9 тысяч тонн. |
Абрамченко отметила, что три крупных месторождения лития закроют потребности РФ
Основные сырьевые запасы лития в стране сосредоточены в месторождениях редкометалльных гранитных пегматитов (пегматит — разновидность горной породы). “В России отсутствует добыча лития, сырье поступает в виде карбоната лития из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Основные сырьевые запасы лития в стране сосредоточены в месторождениях редкометалльных гранитных пегматитов (пегматит — разновидность горной породы). Запасы По объему запасов лития Россия занимает одно из ведущих мест в мире.
Борьба за ресурсы: литий
Разведанных запасов лития в России достаточно для того, чтобы обеспечить и свои потребности, и экспорт, заявил глава Минприроды Александр Козлов. Роснедра планируют провести аукционы на месторождения дефицитных металлов 26 июня 2023, 04:19 "Запасов лития, которые у нас разведаны в стране, достаточно для того, чтобы обеспечить свою потребность и в том числе наладить поставки за рубеж", — сказал министр в интервью телеканалу НТВ. Козлов отметил, что для развития геологоразведки и добычи дефицитных металлов, в числе которых литий, были снижены налоговые ставки.
Сроки приёма заявок и дата аукциона будут прописаны в приказе Роснедр, который ведомство утвердит в ближайшее время. Месторождение известно ещё с 19 века. Сначала здесь добывали олово, а первые значимые геологоразведочные работы прошли в 1928-1929 годах, и тогда же месторождение было признано не оловянным, а литиевым. Общие запасы оксида лития на месторождении составляют 258 тысяч тонн, пентоксида тантала — 2094 тонны, пентоксида ниобия — 3679 тонн, олова — 3347 тонн. Литий, тантал и ниобий относятся к редким металлам.
Объёмы запасов лития в нашей стране составляют 3,5 миллиона тонн, это пятое место в мире.
Однако промышленная добыча лития в стране не ведётся, сырье полностью импортировалось из-за рубежа. В России есть 17 месторождений мирового класса, они способны полностью покрыть потребности отечественной экономики на долгосрочную перспективу. Три крупных: Колмозёрское, Полмостундровское в Мурманской области и Тастыгское в Тыве — отлицензированы в прошлом году, на очереди — Завитинское. Здесь появятся новые центры переработки сырья, а это, прежде всего, инвестиции в развитие регионов, появление новых рабочих мест», — прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.
Литий добывался в нашей стране еще в XX веке, но потом мы полностью перешли на импорт, в основном из Аргентины, Чили и Боливии. Одна Боливия закрыть наши потребности не может. Более того в 2021-2022 году литий сильно подорожал на мировом рынке, почти в 8 раз, поэтому рентабельность его импорта по сравнению с местной добычей стала вызывать сомнения. Литий используют в производстве накопителей энергии - аккумуляторов для мобильных телефонов, ноутбуков, бытовой техники и возобновляемых источников энергии ВИЭ.
Но главная сфера применения литиевых аккумуляторов - электромобили. Именно с увеличением их числа связан быстрый рост мирового спроса на литий и его подорожание. Стоит также упомянуть потенциал России в добыче лития из пластовых вод рассолов. Проведенный нами анализ показывает, что себестоимость добычи лития из рассолов ниже рудных проектов", - отмечает Заруба. По его словам, концентрация лития в рассолах отдельных водоносных горизонтов Западной Сибири, Урало-Поволжья и Северного Кавказа эти запасы не стоят на Государственном балансе превышают минимальное промышленное содержание. Высокая минерализация подземных вод позволяет также получать дополнительную продукцию: бром, йод, марганец, кальций и других. При комплексной добыче компонентов из рассолов в рамках инфраструктуры нефтегазового промысла себестоимость добычи лития становится сопоставима с себестоимостью добычи ключевых проектов в Южной Америки, где литий практически сам выходит на поверхность. Здесь, правда, встает вопрос, а что нам делать с таким количеством лития.
Россия может войти в число лидеров производителей лития в мире
Основными импортерами сырья долгое время были Китай, Боливия, Аргентина и Чили. В середине апреля две последние страны ввели санкции и прекратили поставки. Это привело к угрозе дефицита ЛИА на российском рынке. В настоящее время в РФ предполагается наладить полный цикл производства литий-ионных батарей: от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Планируется осваивать месторождения на Кольском полуострове, в Сибири, Дагестане и Якутии. Объединение сильнейших Для реализации вышеописанных планов компании «Росатом» и «Норникель» решили вместе разрабатывать Колмозерское месторождение в Мурманской области. Ранее российские месторождения не разрабатывались, потому что импортировать сырье было экономически выгоднее. Но иностранные запасы истощаются, а потребность в литии растет. Это повышает ценность таких мест, как Колмозерское месторождение.
Сначала здесь добывали олово, а первые значимые геологоразведочные работы прошли в 1928-1929 годах, и тогда же месторождение было признано не оловянным, а литиевым. Общие запасы оксида лития на месторождении составляют 258 тысяч тонн, пентоксида тантала — 2094 тонны, пентоксида ниобия — 3679 тонн, олова — 3347 тонн. Литий, тантал и ниобий относятся к редким металлам. Объёмы запасов лития в нашей стране составляют 3,5 миллиона тонн, это пятое место в мире. Однако промышленная добыча лития в стране не ведётся, сырье полностью импортировалось из-за рубежа.
То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов. Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС? Стационарные системы накопления энергии — для них в Калининграде тоже собираются делать аккумуляторы — аналогичная фантастика. Тут также требуется электроника, причём даже более сложная и намного мощней. Её в РФ, как несложно догадаться, в принципе не производят. И для кого эти самые системы накопления? Та же «народная» солнечная энергетика в РФ не получила распространения даже в благоприятных для неё регионах по причине того, что власти сделали всё, чтобы таковая не появилась. Читайте также Караул! Беглые российские олигархи возмущены британским «беспределом» Мэр Лондона хочет конфисковать имущество крупных бизнесменов, сколотивших состояние в РФ, для помощи украинским беженцам Окупить домашнюю солнечную электростанцию невозможно — её просто не подключат к сетям, и точка. Поэтому никто эти микрогенерации не создаёт — дурных нема. На больших солнечных электростанциях накопители не нужны, таковые требуются только в системах автономного «энергоэффективного» дома. Но таковые по означенной выше причине невозможны — их не дают окупать. Посему никакого спроса на накопители быть не может, и точка. Кстати, очень интересно — какие именно «современные технологии» собираются использовать на заводе в Немане?
Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта. Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники. Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра. Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов. Странная какая-то получается «экология».