Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда аэростаты.
Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом
Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда. Аэростат в блокадном Ленинграде.
Почему Ленинград не стал Сталинградом
27 января 2024 исполняется 80 лет. Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. 149. Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда. Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.
На Дворцовой площади запустят аэростаты
Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Аэростат в блокадном Ленинграде. Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 27 января вся страна отмечает 77-ую годовщину снятия блокады Ленинграда. 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда.
Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде
Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда". Аэростат в блокадном Ленинграде. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Блокада Ленинграда аэростаты Блокада Ленинграда аэростаты заграждения Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде ПВО над Москвой 1941 Гинденбург дирижабль водородный Невский проспект Ленинград 1941 Газгольдеры в Великую отечественную войну Блокада.
Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?
Эвакуация детей из Ленинграда Эвакуация продолжалась под надзором специально созданных комитетов. Использовались все доступные маршруты — железная дорога, шоссе и просёлочные дороги. Ситуация осложнялась ещё и тем, что, с продвижением немецких войск, в Ленинград хлынула волна беженцев с окружающих районов. Людей надо было принять и, в самые короткие сроки, переправить дальше вглубь страны. Всё лето напряжённо работали все задействованные в процессе эвакуации структуры. Когда началась эвакуация, железнодорожные билеты перестали поступать в свободную продажу.
Теперь уехать могли только те, кто подлежал эвакуации. Согласно данным комиссии, до начала блокады Ленинграда, из города вывезли 488 тысяч ленинградцев и 147,5 тысяч прибывших в город беженцев. Двадцать седьмого августа 1941 года железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией Советского Союза было прервано. Восьмого сентября было окончательно прервано и любое сухопутное сообщение. После того, как немцам удалось захватить Шлиссельбург.
Эта дата стала официальным днём начала блокады в Ленинграде. Впереди было почти 900 дней жуткой изматывающей борьбы. Но тогда ленинградцы об этом ещё не подозревали. Первые дни блокады Ленинграда Регулярные обстрелы Ленинграда начались за несколько дней до начала блокады. Двенадцатого сентября немецкому командованию пришёл новый приказ Гитлера.
Штурм города отменялся. Солдаты должны были укрепить свои существующие позиции, и приготовиться к обороне. Блокадному кольцу следовало быть прочным и нерушимым. А город надо было постоянно поливать артиллерийским огнём. Обстрелы Ленинграда Первые дни блокады Ленинграда характеризовались очень разными настроениями жителей.
Часто — диаметрально противоположными. Те, кто свято верил в существующий режим, считали, что Красная армия справится с германскими войсками. А те, кто допускал сдачу Ленинграда, были уверены, что Гитлер хуже Сталина быть просто не может. Были даже такие, кто достаточно откровенно выражали надежду на то, что режим большевиков падёт. Правда, бдительные и сознательные коммунисты не позволили смельчакам совсем уж забыться, и каких-то массовых беспорядков на этой почве не было.
Простые жители никак не могли знать, что в планы фашистской блокады совсем не входило освобождение мирных жителей от чего бы то ни было. Профессор университета Санкт-Петербурга, как историк, в интервью ТАСС объяснил: «Нацистское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно чётко определило свои намерения в отношении Ленинграда. Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. И далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения». Да, немецкое руководство просчитало, что запас продовольствия истощится очень быстро.
А значит, взвесив несоизмеримость потерь и страданий, если уж не советское правительство, так уж точно сами советские граждане прекратят бессмысленное сопротивление. Но они просчитались. Просчитались так же, как с блицкригом. Просчитались так же, как с такими привычными «котлами», широко использованными немецкой армией во Второй мировой войне. Эта тактика также была рассчитана на то, что оказавшись в безвыходном положении и перенося страдания, человек теряет волю к борьбе.
Но русские её не теряли. И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом. Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев. А простыми людьми.
Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам.
Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся. Об этом свидетельствовала история России. Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу. Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия.
Героическая борьба в кольце блокады и изменения в привычном быте жителей города. Блокада Ленинграда Когда в 1941 году Германия напала на Советский Союз, советское руководство понимало, что Ленинград обязательно будет одной из ключевых фигур на сцене разворачивающихся военных действий. Он приказал организовать комиссию по эвакуации города.
Необходимо было вывезти население, оборудование предприятий и военные грузы. Однако блокады Ленинграда никто не ожидал. Не та тактика была у германской армии.
Жители на улице блокадного Ленинграда у зданий А у Гитлера, по свидетельству людей из его окружения, к захвату Ленинграда было особое отношение. Не стоит забывать, что немецкий фюрер был не просто военным стратегом. В первую очередь он был талантливым политиком, и знал цену идеологии и тем объектам, которые её символизируют.
Гитлеру город был не нужен. Он должен был исчезнуть с лица земли под обстрелом немецкой артиллерии. Погрузиться в болота, на которых, вопреки общепризнанным нормам, был, некогда, воздвигнут.
Детище Петра Первого и место зарождения и победы ненавистного Гитлеру большевизма в ходе Ленинградской битвы нужно было уничтожить. И сделать это, в первую очередь, не из военных соображений хотя для успешного продвижения на Москву этот момент также был немаловажен , а для того, чтобы подкосить моральный дух советских граждан. Гитлеру даже территория эта была не нужна.
Ни самого города, ни пригородов Ленинграда. На Нюрнбергском процессе были озвучены его слова, которые записал М. Борман: «На ленинградскую область претендуют финны.
Сравнять Ленинград с землёй с тем, чтобы затем отдать её финнам». Ленинград географически оказался как-бы на окраине сражавшейся страны. Прибалтику немцы захватили очень быстро.
Это закрыло западную сторону. С севера наступала Финляндия. На востоке раскинулось широкое и очень капризное в плане судоходства Ладожское озеро.
Поэтому для того, чтобы окружить кольцом блокады Ленинград, было достаточно захватить и удерживать буквально несколько стратегически важных точек. Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой Накануне блокады Первые дни войны были очень успешными для немецкой армии. Согласно операции Барбаросса, группа армий Север должна была уничтожить все советские войска в Прибалтике, развивая наступление, занять все балтийские морские базы и к концу июля захватить Ленинград.
С первой частью плана всё складывалось довольно гладко. Из-за внезапности нападения и географической разрозненности советских дивизий, немецкие войска имели возможность наносить мощные удары по ним часть за частью. Бомбардировки вражеской артиллерии выкашивали ряды защитников.
При этом немалую роль играло значительное преимущество нападающих в личном составе и, имевшееся в их распоряжении, большое количество танков и самолётов. Немецкий солдат в окопе под Ленинградом А пока немецкое руководство строило планы, а ещё опьянённая успехами прошлых кампаний и гладким началом нынешней, немецкая армия браво продвигалась к намеченным целям, советские войска спешно воздвигали оборону и готовили эвакуацию. Ленинградцы к возможности эвакуироваться относились довольно прохладно.
Они неохотно покидали дома. А вот к призыву помочь частям Красной армии в обороне, напротив, отнеслись с большим энтузиазмом. И стар, и млад предлагали свою помощь.
Женщины и мужчины охотно соглашались работать на подготовке оборонительных сооружений. После призыва сформировать народное ополчение, военкоматы были буквально завалены тысячами заявлений. В очень короткое время были сформированы 10 дивизий из неподготовленных, но рвущихся в бой жителей.
Они были готовы насмерть стоять за свои дома, своих жён и детей. В среде этих новоиспечённых войск были студенты училищ, служащие военно-морских частей и личные составы кораблей. Из них формировали сухопутные бригады и отправляли на фронт.
Таким образом, командование ленинградского округа получило пополнение ещё 80 тысячами бойцов. Сталин приказывает Ленинград ни в коем случае не сдавать и защищать до последнего солдата. Кроме наземных укреплений, организовывалась и противовоздушная оборона.
В ней использовали зенитные орудия, самолёты-истребители, прожектора, заградительные аэростаты и радиолокационные станции. Девушки-бойцы несут боевое дежурство на крыше дома Об эффективности ПВО можно судить по первому налёту, осуществлённому уже 23 июня 1941 года — буквально на второй день войны. Ни один вражеский самолёт к городу не прорвался.
За первое лето было произведено 17 налётов, в которых принимали участие более полутора тысяч самолётов. К Ленинграду прорвались всего 28 штук. А 232 самолёта уже никогда никуда не вернулись — они были уничтожены.
Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания. Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.
А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах». И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность.
В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов и пустых подвалов, их и использовали диверсанты для захвата одиночных военнослужащих, там они и производили свои допросы. Для борьбы с этим существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось и т. Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод. Будучи отрезаны от своих пунктов питания, большинство их, попросту говоря, подохли с голоду во время блокады. И тем не менее они еще были, даже в 1944 году пробравшийся на один пост 3 полка АЗ диверсант уничтожил весь боевой расчет поста, перестреляв его ночью во время сна в землянке из автомата.
Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но аэростатчикам приходилось воевать и в иных условиях. Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту. Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная. Связь с отрядом была только по рации с КП звена.
Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника. Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься. Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов.
Огромное значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни через Ладожское озеро. Это была единственная артерия, питающая город. Ее деятельность все время пыталась парализовать фашистская авиация налетами и бомбежками. Только с ноября 1941-го по апрель 1942 года над Ладожской дорогой пролетело более 2000 самолетов противника. Из состава армии ПВО на Ладожскую трассу для ее защиты в дополнение к имеющимся средствам был выделен отряд аэростатов заграждения в 21 пост. Условия были трудные, весь зимний период люди жили в палатках на трескучем морозе. Аэростаты поднимались в воздух прямо с ледяного поля вдоль всей трассы.
Аэростатчики делали все возможное, чтобы Дорога жизни работала бесперебойно. Отряд находился в 1—2 км от передовой. Аэростатные позиции простреливались противником из минометов, аэростаты получали множество пробоин, но всегда восстанавливались и поднимались в воздух. За полгода в отряде одна треть бойцов была убита или тяжело ранена. В мае 1942 года отряд был в течение суток переброшен на оборону 5-й гидроэлектростанции. Это была единственная уцелевшая станция, снабжавшая город электротоком, поэтому противник принимал все меры к ее уничтожению. Вместе с батареями зенитной артиллерии и истребительной авиацией была организована мощная оборона ГЭС.
Командир отряда С. Мазуров — опытный и грамотный офицер — я знал его с 1935 года, — к концу войны уже командовал дивизионом АЗ. Случаев гибели аэростатчиков у нас было немало, я расскажу об одном из них. В августе 1942 года в 3-мполку АЗ при аварийном приземлении в момент, когда аэростат притягивали к земле вручную, боевой расчет не мог его удержать. Находившийся на посту командир звена лейтенант Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собой висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис на месте.
Мы навели с КП полка зенитный теодолит, было уже достаточно светло, мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь.
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. Как была снята блокада Ленинграда — в материале Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год.
Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде
Подразделения Волховского и Ленинградского фронтов выдвинулись навстречу друг другу и за неделю отбросили немцев от побережья Ладожского озера. Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей.
Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору. Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный фонарь. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами.
К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах. Они подъедали из без того скудные запасы продовольствия, а еще переносили страшные инфекционные заболевания. Кошки все это прекратили. В благодарность горожане установили своим пушистым помощникам памятники — бронзовых кота Елисей и кошку Василису. Ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, его ряды настолько поредели, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей. Это был первый концерт городской филармонии, возобновившей свою работу. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги.
Это был единственный случай во время Великой Отечественной, когда приказ о фронтовой победе подписал не Сталин, а маршал Говоров: "Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы.
Техник-лейтенант Борис Шелищ Когда исчез бензин, Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов. Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин.
К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Инженер-самородок день и ночь напряженно думал, как разрешить ситуацию. Смутная идея не давала покоя. Отпросившись в увольнение, дома на Шпалерной Шелищ достал томик Жюль Верна с романом «Таинственный остров» и быстро перелистал потрепанные страницы. Вот оно! В 11-й главе Борис наткнулся на полемику главных героев о топливе будущего. Инженер Сайрес Смит предрекал, что, когда кончится уголь, его заменит вода.
И не просто вода, а разложенная на составные части - водород и кислород. Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать. То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» - дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе. После того случая опыты по использованию водорода были прекращены. Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв.
Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок. Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь. К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию. Придя в себя, упрямый лейтенант продолжил работу над проблемой. Решением стал сконструированный им гидрозатвор.
Это простейшее приспособление отсекало пламя от двигателя автомобиля. Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент. Спасительные огнетушители В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон.
За время блокады, по официальным данным, умерло от голода около 800 тысяч жителей, погибло от бомбежек 17 тысяч человек и 34 тысячи было ранено. Согласно современным данным, число жертв блокады — от 1млн. Свидетельством страшных мук и страданий, выпавших на долю ленинградцев, стал дневник десятилетней блокадницы Тани Савичевой. Всего несколько листочков бумаги, в которых с леденящей кровь обыденностью, сфокусирована вся трагедия города.
Блокада Ленинграда
Ленинградцы доказали: блокада не заставит город покориться! В четыре часа пополудни на Дворцовой площади пройдет акция "Небо над Ленинградом 2. В небо поднимутся девять сотен белых шаров и копий аэростатов, а затем участники выстроятся в форме числа 900.
Аэростатами прикрывали город, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, подступы к Кронштадту. Посты располагали в шахматном порядке примерно в километре друг от друга на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах. На каждом посту было по два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке.
Подразделения Волховского и Ленинградского фронтов выдвинулись навстречу друг другу и за неделю отбросили немцев от побережья Ладожского озера. Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей.
Тогда заклеивали такими полосами, крест-накрест. Чтобы в случае ударной волны от взрыва стекла не разлетались. В ноябре 1943 года во время одной из воздушных тревог я был на чердаке дома. И видел воздушный таран. Наш летчик протаранил немецкий самолет. Немец упал в Таврический сад, и люди бегали туда на него смотреть. Но я там уже не был. Станислав Иосифович Обстрелы длились целый день, круглосуточно. Бум, бам, бесконечно. И уже настолько были привыкшие, что даже на них не обращали внимания, не прятались. Стреляют, ну и стреляют. Евгения Голубева Обстрелы были страшнее бомбежек. О бомбежках предупреждали, воздушную тревогу объявляли, а об обстрелах узнавали после разрыва первого снаряда. Вот сидим мы в школе, и вдруг — разрывы. Хотя во время самого последнего обстрела один снаряд все же угодил в нее. Но нам и здесь повезло. Наша школа, это была бывшая гимназия, а у нее два купола. Один купол церкви, а рядышком купол колокольни. Так вот, снаряд попал в колокольню. Колокольня встала на его пути. Анатолий Молчанов Однажды в Театре музыкальной комедии мы смотрели спектакль «Нашествие». Зал полный. Вдруг тревога. Все в бомбоубежище спустились. Потом отбой воздушной тревоги. Действие продолжается, вдруг снова воздушная тревога, и уже надолго. И тогда мы решили пешком идти к себе домой. Город был весь затемнен, не видно ни зги, это вечерний спектакль. И я помню, мы за руки взялись с мальчиком-попутчиком и шли. И там очень редкие прохожие встречались. А тогда прохожие носили такие фосфоресцирующие значки, чтобы друг с другом в темноте не столкнуться. И вот мы шли, нам встречались эти прохожие, как светлячки, а нас сопровождал звук метронома. Валентина Колкова Наша квартира была своего рода бомбоубежищем для всего подъезда. Все во время тревоги спускались к нам на первый этаж. Бабушка всех устраивала на кухне. Там у нас была такая ниша между капитальными стенами, очень мощными. И мы там прятались во время обстрелов. Наш дом располагался на подступах к Исаакиевской площади, прямо из окна был виден Исаакиевский собор. И там стояли зенитки, я их видела. А однажды мы не спрятались в нише, а пошли в бомбоубежище. Прилетел снаряд, и наша квартира пострадала. Я помню, когда мы из бомбоубежища вышли, то увидели, что окна выбиты, вся штукатурка обвалилась, а в комнате стоял нетронутый рояль. Вот это я очень хорошо запомнила. Мы потом переехали к папиному брату, а этот рояль так и простоял там до конца войны, в заколоченной и разрушенной квартире. Когда Дорога жизни заработала на Ладоге, например. У нас все время снижали в течение трех месяцев норму выдачи хлеба, настал день, 25 декабря, когда люди, отправившись утром в булочную, вдруг узнали, что им хлеба добавили почти в два раза больше. Разве это была не радость? Это была радость, ну, если хотите какой-то прообраз, как от прорыва блокады. Анатолий Молчанов 31 декабря 1941 года школьников-подростков пригласили на елку — в помещение райкома партии, на Скороходовой. Меня тоже. Нам дали там по маленькому такому апельсинчику, две конфеточки маленьких, печеньица. Но самое главное, что елка была! Блокада, страна воюет, до победы далеко. Холод, голод, а тут елка! И апельсин. Ведь это тоже подвиг — организовать в такое время эту елку! Юрий Александров Я была участницей вот этой ленинградской блокадной легендарной елки. И мы с одной еще ученицей из нашего класса пошли на эту елку. В Театре музыкальной комедии нам показали спектакль «Три мушкетера», но в антракте еще хотели, чтобы дети танцевали. Но какое там. Какие танцы, когда ноги не ходили. И потом нас кормили в ресторане «Метрополь». Наверное, все больше ждали, когда наконец нас поведут кормить. По тому времени это был просто шикарный обед. Нам в горшочках, как в кавказском ресторане, дали суп-лапшу. На второе нам дали маленькую котлетку и на гарнир тоже лапша. И на третье — желе. И дали по кусочку хлеба. Но хлеб мы, конечно, не съели, а взяли с собой, чтобы принести домой. Валентина Колкова В новый, 1942 год дедушка решил нарисовать в комнате елку прямо на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил красивую ветвистую елку. Потом он взял гвоздики, вбил их в конце нарисованных ветвей и достал с печки коробку с игрушками. И мы начали вешать на нарисованную елку настоящие игрушки. Но самая большая радость нас ждала в самом конце. На дне коробки, мы нашли там шоколадные конфеты и грецкие орехи, обернутые в золоченую фольгу. И вот эти конфеты тоже повесили на елку, и орехи повесили на елку. Ровно в полночь конфеты сняли, разделили поровну между всеми, всем досталось по две конфеты как раз. Но бабушка съела одну конфету, схватилась за щеку, сказала, что у нее разболелись зубы, и подвинула мне вторую конфету. А дедушка в темноте просто взял и подложил мне свои конфеты. Съели мы конфеты, а фантики опять аккуратно повесили наверх. Анатолий Молчанов Автор фото: Георгий Коновалов. Город же был в кромешной тьме, затемнение. И вдруг салют. Все небо как будто расцвело. Это же вообще был первый салют в городе. А до этого запомнился и день прорыва блокады в 1943 году. Мы его воспринимали как второй общий наш день рождения. Никаких салютов в день прорыва блокады, конечно, и не могло быть, потому что была отвоевана только очень узкая полоска по югу Ладожского озера. Но это была тихая радость, конечно. Валентина Колкова Я в 1945 году работала на Кировском заводе, а жила на Невском. Это очень далеко. Ходил один трамвай. И вот утром мне надо было вставать рано, я вставала в шесть часов, чтобы добраться до завода. И вот, в этот день вдруг слышу сквозь сон по радио: «Внимание! Потом окончательно, так сказать, уже проснулась, а он все повторяет: «Кончилась война! Кончилась война! А потом спохватилась: «Ой, что же я сижу?! Я же опаздываю на работу! Потом вдруг я слышу, радио говорит: «Для кого это возможно по работе, день объявлен выходным». И вот меня там уже встречает толпа. Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел. Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы. А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался. А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто.