Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. В Рогожском летописце и в Тверском сборнике помещен рассказ о восстании 1327 г. в Твери в наиболее ранней редакции[1626].
Антиордынское восстание в твери
Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. ВОССТАНИЕ 1327 в Твери, первое массовое вооруж. выступление против ордынского ига на Руси. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка».
Бунт Твери против Орды
Одной из главных причин, спровоцировавших восстание, было экономическое и социальное неравенство между привилегированным дворянством и простыми крестьянами. Дворянство наслаждалось привилегиями, такими как освобождение от уплаты налогов, в то время как крестьяне должны были нести все тяготы и обязанности. Это приводило к разрастанию независимой вооруженной силы дворянства, которая испытывала ничем не сдерживаемый властный контроль и произвол над крестьянами. Кроме того, наличие Монгольской орды в регионе означало, что большая часть доходов, полученных от налогообложения, уходила в орденскую казну. Это приводило к дальнейшему ухудшению экономического положения крестьян, которые вынуждены были тяжело работать, чтобы обеспечить себе жизненно необходимое. В то же время, дворянство и власть Тверского княжества получали независимость и прибыльные позиции за счет налогов населения. Эта несправедливость и эксплуатация вызвали глубокое недовольство у крестьян и мещан. Тверское княжество также страдало от непостоянства и отсутствия централизованного управления во главе с князем Тверским.
Это создавало условия для развития частного вооруженного насилия и конфликтов между дворянством, что только усугубляло тяжелое положение населения. Нехватка сильного правства и неспособность обеспечить защиту прав крестьян привели к дальнейшей мотивации на поднятие восстания. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом комбинации экономического, социального и политического неравенства, а также отсутствия сильного централизованного правления. Нарастающие недовольство и угнетение населения, вызванные этими проблемами, привели к массовому сопротивлению и восстанию против орденской власти и дворянства. Главные события и этапы борьбы с татаро-монгольским игом На протяжении многих веков русские земли оказывались под властью татаро-монгольского ига, которое продолжалось с 13-го века до середины 15-го века. В этот период князья Руси вынуждены были платить дань и подчиняться власти Золотой Орды. Однако, не все были готовы мириться с властью завоевателей и сопротивлялись игу.
Первый этап в борьбе с татаро-монгольским игом был связан с восстанием князя Александра Невского в 13-ом веке. Он сумел организовать сильное вооруженное сопротивление и одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году. Это победа стала символом национального сопротивления и прославила имя Александра Невского. Второй этап в борьбе с игом связан с деятельностью князя Дмитрия Донского. В начале 14-го века он собрал воинскую дружину, которая одержала победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа ослабила влияние татар и позволила Руси начать освобождение от ига. Третий этап в борьбе с игом был связан с усилиями нового князя, Ивана III.
Собственно говоря, здесь проводится та же идея, которая пронизывает и летописный рассказ о восстании в Твери, помещенный в Рогожском летописце и в Тверском сборнике: народ восстал помимо князя. Так, вероятно, было и в действительности. В вариантах песни, приведенных Гильфердингом, содержится один эпизод, отсутствующий в записи Кирши Данилова. Щелкан перед отъездом в Тверь заехал проститься к своей сестре Марии Дюдентевне. Она возмущенная его поступком с сыном встретила и проводила его неласково, назвала «окаянным братом» и пожелала ему гибели: «Да чтобы тебе, брателку, да туда-то уехати, да назад не приехати, да остыть бы те, брателко, да на востром копье, на булатнем на ножичке». В поэтическую канву песни картина встречи и прощания Щелкана с сестрой вставлена и для того, чтобы еще раз охарактеризовать последнего устами Марии Дюдентевны как кровожадного злодея, и с тем, чтобы придать этой встрече значение своего рода пророчества относительно будущей судьбы Щелкана в Твери.
Историческую основу рассматриваемого эпизода могли составить поэтически преломленные, реальные факты того участия, которое вольно или невольно принимали представительницы ордынской знати в русских делах. Не послужила ли прототипом Марии Дюдентевны сестра хана Узбека Кончака после крещения Агафья , ставшая женой московского великого князя Юрия Даниловича и по слухам отравленная в Твери? Оценивая поведение Щелкана Дюдентевича в Твери, песня подчеркивает два момента: 1 Тверь — это город, население которого живет давними традициями городских «вольностей»; 2 Щелкан стал эти «вольности» подавлять и за это поплатился. В самом деле, когда в песне говорится, что «и в те поры млад Щелкан он судьею насел в Тверь ту старую, в Тверь ту богатую», определения «старая», «богатая», встречавшиеся не раз и раньше, нельзя рассматривать как простой припев. Дело и не просто в экономической характеристике Твери. В данной характеристике звучит также социально-политический мотив: Тверь — это город, жители которого исстари обладали определенными правами, и нарушать последние безнаказанно нельзя.
Подобная идея рельефно выступает и из дальнейшего рассказа, посвященного поступкам Щелкана в качестве судьи. И вдовы-то безчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися». Здесь в вину Щелкану вменяется не столько ущемление экономических интересов жителей, сколько надругательство над ними, нанесение урона их чести. Другими словами, речь идет об ущемлении прав горожан. Таким образом, песня дополняет материал летописного рассказа по вопросу о причинах восстания в Твери в 1327 г. Такой причиной, безусловно, является нарушение ордынским ставленником старинных городских «вольностей».
Чол-хан подчинил себе тысяцкого, присвоил суд над горожанами, вероятно, стал стеснять вечевые порядки. Песня обо всем этом доводит до слушателя в образах, наиболее понятных, наиболее действующих на воображение и вызывающих непосредственные эмоции гнев, возмущение. И вот в Твери начались волнения. Проявление народного недовольства, судя по песне, вылилось последовательно в те же две формы, которые отмечает и летописный рассказ, включенный в Рогожский летописец, и в Тверской сборник. Дело началось с подачи жалоб, кончилось восстанием. Только жалобы, если верить летописи, приносились князю Александру Михайловичу, а если следовать песне, — «двум братцам родимым, двум удалым Борисовичам», т.
Другими словами, в устном народном творчестве движение 1327 г. В действительности, вероятно, имело место обращение и к князю версия летописи , и после того, как князь занял позицию нейтралитета к тысяцкому версия песни. Когда мы разбирали рассказ Рогожского летописца и Тверского сборника, мы отмечали, что из него видно, как выступление тверских горожан при всей его стихийности подчинялось чьей-то руководящей руке. Но летописный материал не давал возможности определить, чья это была рука. А песня позволяет это сделать. Руководили действиями восставших тысяцкий представитель боярской среды, но в данном случае выражающий интересы горожан и другие выборные городские власти вероятно, сотские и др.
Несомненную роль в событиях 1327 г. Все эти органы выступают уже на первом этапе городского движения, когда шла еще только подача жалоб. Характеризуя «посадских мужиков», т. Она обращает внимание прежде всего на их положение в пределах посадского мира. Это — наиболее влиятельные лица среди горожан, занимавшие какие-то выборные должности в системе городского управления и происходившие, конечно, из экономически состоятельных элементов города. Пожаловавшись на Щелкана Дюдентевича «двум удалым Борисовичам», старые богатые посадские мужики пошли «от народа» с «поклоном» к самому Щелкану.
Изошли его в доме у себя Щелкана Дюдентевича, подарки принял от них, чести не воздал им». В этой красочной картине каждая деталь проникнута большим политическим смыслом. Обращение к Щелкану и преподнесение ему подарков — это не акт подобострастия и не взятка. Это — депутация «от народа», очевидно, организованная вечем с целью переговоров с ордынским ставленником. Своеобразный ритуал требовал, чтобы при ведении таких переговоров соблюдалась «честь» обоих сторон. И вот Щелкану приносится «поклон», преподносятся дары.
Но вечевые посланцы требуют от него и ответной «чести» и, не получая ее, переходят в наступление. Мне кажется, в целях понимания народной психологии и идеологии, отразившихся в песенном творчестве, полезно сопоставить то, что говорится о двух подарках Щелкану: от «царя Азбяка» и «от народа». Дело не в их материальной ценности, не на нее обращает внимание песня. Дело, если можно так выразиться, в социальном смысле этих подарков. Подарок «Азвяка Тавруловича» золотая узда был даром верховного правителя своему вассалу, ему подчиненному, «царским жалованием», за которое тот должен служить «государеву величеству». Как ханский приспешник, Щелкан оценил этот дар.
Но он не захотел оценить «чести», оказанной ему народом, восприняв ее как должное, как акт односторонний. Сам он «чести не воздал» представителям горожан, «зачванился он, загординился». Следовательно, Щелкан не захотел считаться с правами горожан, уважать порядки городского устройства и за это поплатился: стал жертвой народного восстания. Имело ли место в действительности такое посольство горожан к Чол-хану? Достоверных данных у нас об этом нет. Но думаю, что нечто подобное быть могло.
Гибель Щелкана Дюдентевича описана кратко, но образно. Горожане «с ним раздорили — один ухватил за волосы, а другой — за ноги, и тут его разорвали». Вряд ли было бы целесообразно стараться найти в этом лаконичном опидании реальные подробности народной расправы с Чол-ханом. Здесь важнее другое — народная оценка этого факта: позорная и в то же время немного комичная смерть Щелкана — результат того, что он не посчитался с народными требованиями. Последние слова полного варианта песни о Щелкане Дюдентевиче звучат несколько загадочно: «Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося». Вернее всего, что здесь речь идет о том, что убийство Щелкана — это дело городского «мира», акт вечевого приговора и поэтому никто за него не должен отвечать как за уголовное преступление.
Другими словами, в концовке песни как бы подводится итог той идее, которая раскрывается в самом ее содержании: народное движение смело иноземного угнетателя. Спрашивать за это не с кого: сам виноват. Итак, песня о Щелкане Дюдентевиче, созданная примерно в первой половине XV в. Редакция рассказа о тверском восстании 1327 г. Эта редакция дошла до нас в разных вариантах. Наиболее краткий из них — это текст Ермолинской[1639] и Львовской летописей.
Здесь говорится, что «на успенье богородици» 15 августа «прииде на Тферь Щолкан, посол силен, хотя князей избити, а сам сести в Тфери». Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь. Приезду в город ханского «посла» придается характер своеобразной демонстрации: он якобы выбрал для этого специальное время, когда собралось много народа «яко собрашася вси во град». Эта деталь, очевидно, представляет собой литературное преломление того реального факта, что восстание против Чол-хана началось на тверском торгу, когда туда утром стали собираться горожане. Указание на утреннее время, как момент начала антитатарского выступления в Твери, также сохранено в Ермолинской и Львовской летописях «и съступишаяся въсходящу солнцу».
Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина: что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука.
Приведите две причины его действий по подавлению восстания. Показать разбор Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Могут быть приведены другие причины.
События 1327года
В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. В августе 1327 г. из-за рядового бытового конфликта в Твери неожиданно вспыхнуло мощное антиордынское восстание, в ходе которого были перебиты все монгольские баскаки во главе с братом Узбека Чолханом.
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе
Умеренная политика князей. После подавления восстания, наступила эра умеренной политики в Русском княжестве, когда князья старались укрепить свою власть и сохранить единство государства. Укрепление внутренней стабильности. Подавление восстания в Твери способствовало укреплению внутренней стабильности в Русском княжестве, что обеспечило продолжительный период относительного мира и порядка. Таким образом, подавление антиордынского восстания в Твери при князе оказало существенное влияние на последующие события и развитие Русского княжества, укрепляя централизованную власть князей и приводя к укреплению роли Москвы как центра государства. Значение и значение антиордынского восстания Антиордынское восстание, которое произошло в Твери в результате прихода на престол князя-суздальца Ивана Калиты, имело большое значение и значение для истории Руси.
Это восстание стало протестом против централизованной власти, представленной Монгольской ордой. Восстание началось в 1327 году и длилось около двух лет. Оно было историческим поворотным пунктом, поскольку ознаменовало начало долгой борьбы русских княжеств за независимость от Монгольской орды. Одной из главных причин восстания было недовольство населения Твери высокими налогами, которые взимались князьями от купцов и крестьян. Это вызывало экономическое угнетение и бедность жителей, что привело к социальной нестабильности и недоверию к властям.
Антиордынское восстание также имело культурное значение. Оно стало импульсом для развития самобытной культуры Тверского княжества, которая отличалась от культуры соседних русских княжеств, контролируемых Монгольской ордой. Тверь стала центром литературы, иконописи, архитектуры и прочих проявлений искусства в эпоху после восстания. После подавления восстания Монгольская орда усилила свое присутствие и контроль над Русью, что привело к ужесточению политического, экономического и социального давления на русское население. Однако антиордынское восстание стало символом сопротивления и вдохновило другие русские княжества и города для выступления против монгольского ига.
Таким образом, антиордынское восстание в Твери имело глубокое значение и значение для истории Руси. Оно стало первым успешным выступлением против монгольской оккупации и стимулировало борьбу за независимость русских княжеств в последующих столетиях. Оцените статью.
Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, который получил сам Владимир и Поволжье.
Косыгина 1968 г. Брежнева 1982-1984 гг. Горбачева 1985 г. Горбачевым курса на ускорение. Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ 21 декабря 1991 г. Ельцину и Верховному совету. Буденновск 1996 г.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко.
Восстание в твери год
15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Таким образом, антиордынское восстание в Твери оказало значительное влияние на историю России, способствуя ослаблению власти ордынцев, формированию национальной идентичности и укреплению позиции Твери в регионе. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году.